Одним из важных направлений политико-дипломатической деятельности России на Ближнем Востоке является создание устойчивой и надежной системы безопасности в зоне (или субрегионе) Персидского залива, в которой расположены восемь государств - Бахрейн, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Оман и Саудовская Аравия. Этот район, где сосредоточено около двух третей разведанных мировых запасов нефти и около трети запасов газа, имеет уникальное значение для глобальной экономической и в первую очередь энергетической безопасности.

Положение, складывавшееся в зоне Персидского залива в течение последних десятилетий, можно квалифицировать как состояние перманентной нестабильности, усугубляемой кризисными ситуациями. В ходе серии кровопролитных военных конфликтов (ирано-иракская война 1980-1988 гг., кувейтский кризис и операция "Буря в пустыне" 1990-1991 гг., война в Ираке 2003 г.) сформировалось субрегиональное устройство, отражающее многие изъяны однополярного мира.

С начала 80-х годов прошлого столетия США позиционируют себя в качестве основной стороны, ответственной за поддержание стабильности в зоне Персидского залива. Этот район рассматривается Соединенными Штатами как зона их жизненных интересов.

Вовлеченность американцев в дела субрегиона постоянно возрастала в контексте военных конфликтов, последний из которых, в Ираке, был инициирован самими США с целью свержения неугодного им режима в этой стране.

Доминирующая роль Соединенных Штатов, опирающаяся на масштабное военное присутствие (оккупационные силы в Ираке, военные базы в Кувейте, база ВВС и Пятого флота ВМС в Бахрейне, передовой командный пункт СЕНТКОМа в Катаре, базы ВВС и ВМС в Омане и ОАЭ), вызывает неприятие Ирана, провоцирует далеко выходящее за рамки субрегиона распространение экстремизма как реакцию на американское господство. Напряженная ситуация вокруг Ирана в любой момент может вылиться в новый крупномасштабный конфликт с непредсказуемыми последствиями для всего Ближневосточного региона, но особенно для зоны Персидского залива. Оккупация Ирака привела к тяжелейшим последствиям для этой страны, включая угрозу ее распада, а также к многократному усилению террористической активности. Союзники США из числа членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) не могут чувствовать себя в безопасности перед угрозой возникновения новых кризисных ситуаций. Вряд ли будет полезной с точки зрения стабильности в субрегионе и реализация планов развития связей НАТО с рядом стран ССАГПЗ в рамках Стамбульской инициативы сотрудничества (СИС), запущенной в 2004 году. Помимо "горячих" очагов напряженности, в зоне Персидского залива сохраняются и территориальные споры, другие проблемы, которые могут привести к обострениям в будущем.

Российская дипломатия исходит из насущной потребности прервать негативную динамику развития ситуации в зоне Персидского залива. В субрегионе, как и в других районах мира, надо отходить от схем, ориентированных на закрепление превосходства одних над другими, отказываться от конфронтационных блоковых подходов, односторонних решений, которые лишь углубляют противоречия и не обеспечивают безопасность. Требование времени - держать курс на консолидацию усилий в пользу многосторонних начал, признания принципа неделимости безопасности в современном мире.
В зоне Персидского залива должен быть создан комплекс безопасности, основанный на взаимной заинтересованности всех сторон в укреплении региональной стабильности.

С конца 1990-х годов российская дипломатия в широком плане прорабатывала видение путей нормализации обстановки в зоне Персидского залива. В канве происходивших событий представляла предложения относительно конкретных шагов по решению актуальных проблем субрегиона. В 2004 году была выдвинута концепция обеспечения безопасности в зоне Персидского залива с упором на урегулирование иракского кризиса. В июне 2007 года концепция была обновлена в соответствии с новыми реалиями. Суть ее сводится к следующим основным моментам.

Система безопасности в зоне Персидского залива должна иметь универсальный и всеобъемлющий характер, базироваться на равноправии и уважении интересов региональных и других вовлеченных сторон во всех сферах безопасности, включая военную, экономическую и энергетическую. Это важнейшие положения, которые призваны обеспечивать здоровую основу системы безопасности, без исключений и изъятий в отношении какой-либо из сторон. Система безопасности не может быть устойчивой, если будет выстраиваться иерархия - кто-то на первом плане, кто-то на втором или вообще в изгоях. Кроме того, в концепции отмечено, что многосторонность рассматривается как механизм участия заинтересованных сторон в процессе совместной оценки ситуации, принятия и выполнения решений. Такой подход дает возможность всем высказывать свои озабоченности, добиваться учета своих законных прав и интересов.

Еще один краеугольный элемент концепции - ее прочный международно-правовой фундамент. Очень важно закрепление в концепции положения о том, что урегулирование конфликтных ситуаций и других проблем, способствующих дестабилизации положения в субрегионе, следует осуществлять только политико-дипломатическими методами на базе норм и принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН. В концепции определено, что проведение миротворческих операций возможно лишь на основе соответствующих резолюций СБ ООН. Недопустимо применение силы в обход Совета Безопасности, использование двойных стандартов. Эта установка имеет большое значение для района Персидского залива, в котором не раз совершались агрессивные действия, такие, например, как захват Ираком Кувейта, а затем оккупация Ирака.

Мы исходим из того, что в зоне Персидского залива нет проблем, которые нельзя было бы решить путем переговоров или задействования других мирных средств. Поэтому закрепление безальтернативности политико-дипломатических способов урегулирования спорных вопросов будет создавать более здоровую атмосферу в субрегионе и снимать существующие озабоченности. Этому будет способствовать и положение концепции о приверженности всех сторон международно-правовым документам (двусторонним и многосторонним соглашениям, резолюциям ООН, решениям региональных и международных организаций), регулирующим отношения в зоне Персидского залива.

Среди основных принципов построения концепции - поэтапность. Понятно, что в одночасье все вопросы в субрегионе не решить. Надо пройти несколько этапов, начиная с урегулирования наиболее острых проблем. На данном этапе это иракский кризис и иранская ядерная программа. Каждый из этих конфликтных узлов имеет свою динамику, свои направления приложения усилий по их развязке. Поэтому в концепции не предлагается конкретных рецептов. Однако делается акцент на важности того, чтобы эти проблемы были преодолены в приоритетном порядке и тем самым был бы расчищен путь к созданию системы безопасности в субрегионе.

В то же время в концепции представлены соображения по пакету мер безопасности, доверия и контроля, которые охватывают как подтверждение всеми сторонами добросовестного выполнения своих международно-правовых обязательств, так и принятие взаимных обязательств транспарентности в военной области (уведомление о проведении военных учений, обмен наблюдателями, отказ от постоянной дислокации значительных группировок вооруженных сил, обмен информацией о закупке вооружений и вооруженных силах), а также заключение соглашений по контролю над вооружениями (создание демилитаризованных зон, запрещение дестабилизирующих накоплений обычных вооружений, сбалансированное сокращение вооруженных сил всеми сторонами).

Следует отметить, что уже на первых этапах создания системы безопасности целый ряд из указанных мер доверия может быть реализован по договоренности сторон. Например, чтобы военные учения тех или иных сторон не воспринимались другими как демонстрация силы. Вполне реально и нахождение взаимопонимания относительно такой дислокации вооруженных сил, которая способствовала бы уменьшению взаимных опасений и озабоченностей.

Прогресс в конструировании системы безопасности создаст необходимые предпосылки для сокращения иностранного военного присутствия в регионе и выработки общих мер доверия между региональными и другими государствами. Это один из наиболее чувствительных аспектов, определяющих характер ситуации в зоне Персидского залива. Иностранное, главным образом американское, военное присутствие пока рассматривается членами ССАГПЗ как основной гарант безопасности, а Ираном - как дестабилизирующий фактор. Что касается Ирака, то там войска коалиции являются оккупационными силами со всеми вытекающими тяжелыми последствиями. В принципиальном плане не только Иран, но и члены ССАГПЗ согласны с тем, чтобы безопасность в Заливе обеспечивалась самими регионалами. Однако в ССАГПЗ считают это нереальным, прежде всего ввиду явного дисбаланса между Ираном и ССАГПЗ в пользу первого. Для них также вновь в перспективе может стать опасным и Ирак. Поэтому если вести дело к созданию действительно эффективной, то есть сбалансированной системы безопасности, то необходимо учитывать все имеющиеся озабоченности и выстраивать процесс поступательно, избегая резких движений, особенно в том что касается изменения расстановки сил.

Поэтому в концепции вопрос об иностранном военном присутствии рассматривается в русле принятия всего комплекса мер доверия, с тем чтобы исключить какие-либо подозрения или сомнения в отношении надежности гарантий безопасности для каждого государства или группы государств.

Важной составляющей частью системы безопасности должно стать взаимодействие сторон в борьбе с транснациональным терроризмом, незаконным оборотом оружия и миграцией, наркобизнесом, оргпреступностью. Необходимость заключения соответствующего соглашения на субрегиональном уровне зафиксирована в концепции.

Террористическая угроза является одним из серьезных факторов, вызывающих обеспокоенность государств зоны Персидского залива за свою национальную безопасность и стабильность. В то же время Иран практически не вовлечен в настоящее время в координацию по противодействию терроризму. Не приходится говорить и об Ираке, в котором имеется сильное террористическое подполье. Поэтому надо последовательно налаживать многосторонние связи в антитеррористической сфере. Россия имеет кредит доверия у всех регионалов, как арабов, так и Ирана, чего, скажем, нет у Запада. В этом плане российское участие может внести весомый вклад в продвижение данного процесса.

Еще одним серьезным аспектом создания системы безопасности является  то, что зона Персидского залива должна быть свободной от оружия массового уничтожения. Данное положение зафиксировано в концепции в контексте задач укрепления на Ближнем Востоке режима ядерного нераспространения, опирающегося на ДНЯО. Это важный момент, поскольку применительно к проблематике ядерного оружия и ОМУ в целом представляется необходимым придерживаться принципа увязки ситуации в зоне Персидского залива со всем Ближневосточным регионом.

Вообще, следует особо выделить то, что система безопасности в зоне Персидского залива должна войти в качестве неотъемлемой части в посткризисное устройство Ближнего Востока, которое рано или поздно будет сформировано по итогам достижения всеобъемлющего урегулирования арабо-израильского конфликта, многие десятилетия являющегося центральной проблемой региона. Таким образом, в концепции вопрос о приоритетах и взаимозависимости проблем региона решается в конструктивном ключе по формуле: продвижение вперед и оздоровление ситуации на одном из направлений, например в зоне Персидского залива, должно стимулировать позитивные сдвиги на других направлениях, в частности в деле урегулирования между арабами и Израилем. Применение обратной логики - взаимоувязки с негативным подтекстом: нет продвижения на одном направлении, не будет и на других - представляется контрпродуктивной.

Процесс формирования системы безопасности в зоне Персидского залива должен увенчаться созданием организации по безопасности и сотрудничеству (ОБСПЗ). Это, как определено в концепции, центральная долгосрочная задача политико-дипломатических усилий. Эта организация объединит все страны Залива, а также в нее могут войти Россия, США, ЕС и другие заинтересованные стороны на правах наблюдателей или ассоциированных членов. Очень важно, что в этих рамках наравне с системой безопасности будут развиваться интеграционные процессы, совершенствоваться система торгово-экономического, инвестиционного, научно-технического, культурного сотрудничества, включая создание единых энергетических, транспортных сетей, зон свободной торговли и т.д.

Создание ОБСПЗ, конечно, является делом будущего. Сейчас надо сделать первые шаги. Предлагается начать практическую работу по запуску процесса создания системы безопасности в зоне Персидского залива путем проведения двусторонних и многосторонних консультаций между заинтересованными сторонами, включая региональные и внерегиональные государства, Совет Безопасности Организации Объединенных Наций, "Группу восьми", Лигу арабских государств, Организацию Исламская конференция, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Исходя из этого текст концепции был передан по дипломатическим каналам широкому кругу заинтересованных сторон. На протяжении последних месяцев идеи, заложенные в российской концепции, детально обсуждаются в ходе контактов на различных уровнях, в первую очередь с государствами Персидского залива.

В субрегионе положительно отреагировали на российскую концепцию. Содержащиеся в ней ключевые идеи многосторонности, универсальности, равноправия, ведущей роли стран субрегиона наряду с принципами последовательности и поэтапности обязательно будут востребованы. Несмотря на то что даже с первого взгляда видны серьезные трудности в деле построения в столь сложном и в нынешних условиях крайне взрывоопасном районе сбалансированной системы безопасности, следует подчеркнуть: концепция является достаточно прагматичным и реалистичным документом. Его сила в том, что упор делается на отказ от конфронтационной модели и переход к балансу интересов, основанному на международной законности.

Такой подход приемлем для всех. Но для того чтобы его утвердить на практике, надо решить целый ряд серьезных проблем и преодолеть накапливавшееся десятилетиями взаимное недоверие в треугольнике ССАГПЗ - Иран - Ирак. Предлагаемая Россией система безопасности отвечала бы интересам и Соединенных Штатов, и других заинтересованных сторон. Конечно, если иметь в виду, что жизненные интересы тех же США состоят в том, чтобы сообща создавать условия для стабильности и безопасности в зоне Персидского залива, а не в том, чтобы испытывать перманентные напряжения и любой ценой поддерживать свое военное превосходство перед лицом широкого спектра оппонентов в регионе. Есть надежда на то, что администрация Б.Обамы, декларирующая готовность в международных делах опираться на диалог, будет более восприимчива к российским подходам. Нельзя бесконечно делать ставку на силу. Такая стратегия ведет лишь к усугублению проблем и появлению новых очагов напряженности. Это понимают и в странах ССАГПЗ, которые среди приоритетов выделяют задачу недопущения еще одного крупного конфликта в субрегионе. Со своей стороны Иран неоднократно высказывался за создание в зоне Персидского залива системы коллективной безопасности. Иранские идеи в принципиальном плане созвучны российским, и можно рассчитывать на укрепление российско-иранского взаимодействия в канве усилий по созданию системы безопасности.

Процесс сверки подходов и выработки общего знаменателя позиций реально начат. Теперь надо продолжать кропотливую работу со всеми, кто разделяет наши взгляды на строительство будущей архитектуры отношений в зоне Персидского залива.

В этой связи следует отметить, что мы не рассматриваем российскую концепцию как истину в последней инстанции. Неизбежно, в нее надо будет вносить корректировки и дополнения, которые будут определяться развитием событий, новыми моментами, которые появятся на региональной и мировой аренах. В ходе контактов по данной тематике рассчитываем на творческий вклад наших партнеров и других сторон в субрегионе. Убеждены в том, что чем больше будет соавторов концепции, тем лучше. Это расширит платформу системы безопасности, превратит документ в плод коллективной работы.

В широком плане, как отмечено в тексте концепции, идея создания системы безопасности в зоне Персидского залива может сыграть ключевую роль в консолидации политико-дипломатической активности в этом районе. Фактически речь идет о запуске многоформатного процесса переосмысления ситуации в субрегионе, налаживания коллективных усилий в пользу нахождения компромиссных развязок существующих проблем. Таким образом, как это предусмотрено в концепции, начнется реализация долгосрочной программы действий, направленных на нормализацию обстановки в зоне Персидского залива, укрепление там стабильности и безопасности, определение основных ориентиров и параметров будущей системы посткризисного устройства, а также путей реализации задач, связанных с этим.

Этапным итогом такой работы должна стать международная конференция по безопасности и сотрудничеству в зоне Персидского залива. Проведение такого мероприятия позволило бы закрепить взаимопонимание заинтересованных сторон относительно основ и принципов системы безопасности в субрегионе, а также согласовать конкретные шаги по ее созданию. Оптимальным вариантом для подготовки конференции является формирование инициативной группы, в задачу которой входило бы согласование географических рамок будущей системы безопасности, круга участников, повестки дня, уровня представительства, места проведения форума, а также подготовка проектов решений, включая определение мер безопасности, доверия и контроля.

События на Кавказе в августе 2008 года, а затем мировой финансово-экономический кризис создали новую ситуацию в мире. Решительно отстояв право на жизнь народов Южной Осетии и Абхазии, Россия в настойчивой форме поставила задачу активизации международных политико-дипломатических усилий в направлении создания справедливого и многополярного мироустройства. Президент России Д.А.Медведев в выступлении на Конференции по мировой политике в Эвиане 8 октября 2008 года изложил российское видение позитивной повестки дня для евроатлантического пространства с упором на новый Договор о европейской безопасности. В его основе лежат те же принципы, что и в российской концепции безопасности в зоне Персидского залива. Это естественно, поскольку международная безопасность неделима и непрерывна, должна обеспечиваться для всех без исключения. В то же время ряд идей Д.А.Медведева, в частности касающихся гарантий безопасности (не обеспечивать свою безопасность за счет безопасности других; не допускать (в рамках любых военных союзов и коалиций) действий, ослабляющих единство общего пространства безопасности; не позволять, чтобы развитие военных союзов осуществлялось в ущерб безопасности других участников договора), могут дополнить концепцию безопасности в зоне Персидского залива.

В предстоящий период продвижение российской концепции обеспечения безопасности в зоне Персидского залива будет продолжено. При этом исходим из того, что она может стать направляющим вектором для долговременных региональных и международных действий по формированию новой модели отношений в этом стратегически важном регионе.