В апреле этого года исполнился 21 год со дня установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Молдова. Основополагающим документом для современных российско-молдавских отношений стал подписанный 19 ноября 2001 года Договор о дружбе и сотрудничестве, заложивший основу для выхода на уровень стратегического партнерства, отвечающего коренным интересам народов наших стран, связанных между собой узами многовековой дружбы.

В настоящее время у власти в республике находится Коалиция проевропейского правления. Она включает Либерально-демократическую и Демократическую партии, а также Совет по реформированию Либеральной партии, отколовшийся от своего политформирования в ходе внутриполитического кризиса в первой половине 2013 года. После выборов 2010 года указанным партиям, несмотря на периодически обострявшиеся между ними противоречия, благодаря созданию альянсов удалось обеспечить себе парламентское большинство и право формирования правительства. Правившая на протяжении восьми лет Партия коммунистов с 2009 года перешла в оппозицию.

Преодоление межпартийных разногласий, обострившихся в очередной раз в начале этого года, сделало возможным создание новой Коалиции, что позволило, в свою очередь, проевропейским партиям 30 мая этого года назначить новое руководство парламента, правительства и утвердить несколько измененный по сравнению с предыдущим состав кабинета министров.

Кадровые перестановки в органах законодательной и исполнительной власти не привели к кардинальному пересмотру поставленных перед ними целей. Была сохранена преемственность внешнеполитического курса Республики Молдова, нацеленного на сближение с Евросоюзом еще с 2005 года, когда в Брюсселе был подписан План действий РМ - ЕС в рамках Европейской политики соседства. Так, в программе деятельности нынешнего молдавского правительства на 2013-2014 годы в качестве одной из приоритетных задач зафиксировано доведение процесса интеграции Молдавии в Европейский союз до «точки невозврата».

С мая 2009 года Молдавия принимает активное участие в инициированной Евросоюзом программе «Восточное партнерство», направленной на сближение бывших советских республик - Армении, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украины - с Евросоюзом с целью трансформации данной группы стран в соответствии с европейскими интересами, видением и ценностями. Молдавское руководство рассчитывает в рамках предстоящего в конце ноября этого года в Вильнюсе саммита «Восточного партнерства» парафировать соглашение об ассоциации с ЕС, включающее соглашение о создании углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли, а в течение 2014 года подписать его со всеми странами - членами ЕС и ратифицировать до предстоящих в стране парламентских выборов. Вступление в силу данных документов будет означать внедрение в Молдавии подхода к формированию политической и экономической повестки дня в соответствии с либерально-демократическими принципами Евросоюза.

Усилия молдавских властей по движению в сторону европейской интеграции встречают поддержку высокопоставленных чиновников Евросоюза и лидеров стран - членов ЕС. Это выражается не только в ободряющих заявлениях, но и в их регулярных визитах в Молдавию. Так, в 2011 году республику посетил председатель Европейского совета Х. ван Ромпёй, в 2012 году - глава Еврокомиссии Ж.М.Баррозу, в 2013 году - Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности, заместитель председателя Еврокомиссии К.Эштон, а также европейские комиссары и другие чиновники.

Получаемая поддержка имеет и весьма конкретное материальное выражение. Только за период с 2009 по 2013 год внешними донорами в Молдавии запущено 452 инвестиционных проекта на общую сумму более 1,6 млрд. евро. Среди них наибольший объем помощи поступает по линии Евросоюза. За указанный промежуток ЕС выделил Молдавии 515,4 млн. евро на реализацию 156 проектов. Кроме того, предусмотрена значительная помощь со стороны Европейского инвестиционного банка (209,8 млн. евро в 2009-2013 гг.), Всемирного банка (182,07 млн. евро), Европейского банка реконструкции и развития (139,9 млн. евро).

Помимо помощи, оказываемой по линии межгосударственных структур, денежные средства предоставляются Молдавии европейской стороной через ряд стран - членов ЕС и на двусторонней основе. Так, за период 2009-2013 годов Швеция выделила 36,4 млн. евро, Польша - 15,5 миллиона, Австрия - 13,9 миллиона, Германия - 13,05 млн. евро. В рамках двусторонних соглашений Румыния планирует предоставить Молдавии помощь в размере более 100 млн. евро, хотя пока фактически перечислено менее 10% от обещанного объема.

Среди доноров, выделяющих помощь молдавскому государству в двустороннем формате, наибольшая доля приходится на США (в 2009-2013 гг. - более 264 млн. евро на реализацию 45 проектов).

При этом объемы внешней помощи, выделяемой Молдавии, в последнее время увеличиваются ежегодно. Например, в прошлом году Евросоюзом было предусмотрено для Молдавии 122 млн. евро, что на 55% больше, чем в 2011 году. Среди приоритетных направлений приложения предоставляемых средств - содействие реформированию государственного управления, обеспечение верховенства закона и фундаментальных свобод, поддержка социального и человеческого развития, увеличение объемов торговли и устойчивое развитие экономики.

В этих условиях логично задать вопрос: каково место России в этой парадигме внешнеполитического мышления, ориентированного на Евросоюз?

По заявлению, сделанному в недавнем интервью ИТАР-ТАСС премьером Ю.Лянкэ, Молдавия «ценит отношения с Россией и не противопоставляет их интеграции в ЕС». В программе деятельности правительства на 2013-2014 годы среди задач внешнеполитической деятельности указано «продолжение развития политического диалога с Российской Федерацией с целью углубления торгово-экономического сотрудничества, решения вопросов, касающихся сотрудничества в сфере энергетики, обеспечения и защиты прав трудовых мигрантов».

Прилагаются усилия по наращиванию прямого политического диалога между нашими странами. В этом плане 2012 год внес определенное оживление в российско-молдавские отношения. В Москве состоялась встреча президентов В.Путина и Н.Тимофти, Россию посетили с рабочим визитом премьер-министр и спикер Парламента Молдавии, активно развивались межмидовские связи, состоялся обмен делегациями ряда отраслевых ведомств.

Начало 2013 года принесло дальнейшие подвижки в плане развития российско-молдавского межведомственного диалога. В апреле в Кишиневе прошло совместное заседание коллегий сельскохозяйственных ведомств наших стран, в мае в Москве встретились министры обороны, а в июне продолжились переговоры между Министерством энергетики России и Министерством экономики Молдавии по сотрудничеству в энергетической области. В июле Москву посетила с рабочим визитом по приглашению министра иностранных дел России С.В.Лаврова вице-премьер, министр иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова Н.Герман.

В рамках подготовки к запланированному на декабрь этого года заседанию российско-молдавской Межправительственной комиссии  (МПК) по экономическому сотрудничеству 2 сентября в Кишиневе провели встречу ее сопредседатели - заместитель главы правительства России Д.О.Рогозин и вице-премьер, министр экономики Молдавии В.Лазэр.

На фоне этих шагов по развитию политической и экономической повестки дня 7-9 сентября этого года состоялся важнейший для укрепления духовных связей наших народов пастырский визит в Молдавию Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Визит, проведенный при поддержке молдавских властей на высоком организационном уровне, стал настоящим событием в жизни республики. Глава РПЦ был принят руководством страны, провел в Кишиневе и Тирасполе богослужения, собравшие тысячи верующих, принял участие в торжествах по случаю 200-летия Кишиневской епархии. Теплый прием, оказанный предстоятелю РПЦ в Молдавии, показал непреходящую ценность духовных связей в рамках общего православного пространства, частью которого являются наши страны. И в России, и в Молдавии православная церковь играет важную роль в решении общественно значимых задач, включая макрозадачу по защите культурно-духовной самобытности народов наших стран, сформировавшихся под значительным влиянием православия. В этом контексте тесное взаимодействие между Московским патриархатом и Молдавской митрополией содействует сохранению наследия единства православного мира как одного из наиболее значимых мостов дружбы между народами России и Молдавии.

Наконец, активизировавшийся двусторонний диалог до конца нынешнего года будет еще более расширен с проведением в Молдавии в конце октября этого года Дней российской культуры и Дней российского кино.

На фоне этой динамики выделяется ряд сфер двустороннего взаимодействия, требующих дополнительного импульса. Так, после четырехлетнего перерыва востребовано возобновление работы российско-молдавской межпарламентской комиссии. Большие надежды возлагаются и на активизацию деятельности парламентских групп дружбы и контактов между профильными комитетами.

После частичного снятия молдавской стороной в феврале этого года оговорки к Соглашению о гуманитарном сотрудничестве государств - участников СНГ, препятствовавшей членству республики в Совете по гуманитарному сотрудничеству и полноценному доступу к проектам Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества, в ходе предстоящей сессии Парламента ожидаем завершения необходимых процедур по вхождению Молдавии в эту структуру.

В сфере экономики и торговли нынешний уровень российско-молдавских отношений достаточно высок, но не соответствует в полной мере потенциалу наших стран. По итогам 2012 года взаимный товарооборот России и Молдавии вырос на 6,8%, достигнув 2,085 млрд. долларов. Но он может быть выше с учетом взаимодополняемости экономик наших стран.

Приоритетом российской стороны на данном этапе является диверсификация экономического сотрудничества, в том числе путем наращивания межрегиональных связей между субъектами РФ и районами РМ. Наибольший удельный вес сегодня в торговле между Россией и Молдавией занимают Москва, Белгородская, Ростовская, Брянская, Московская области и Санкт-Петербург. Посольство, торгпредство и представительство Россотрудничества в Молдавии прилагают усилия по стимулированию интереса российских и молдавских регионов к налаживанию взаимных контактов в целях расширения географии такого рода связей, причем не только в торгово-экономической, но и гуманитарной сфере. Заметную нишу в рамках данного формата взаимодействия занимают побратимские связи городов.

Далеко не исчерпан потенциал российско-молдавского сотрудничества в сфере взаимных инвестиций. На конец 2012 года объем инвестиций из России в Молдавию, по данным Росстата, превысил 333,2 млн. долларов, хотя, по экспертным оценкам, их реальный объем - более 500 млн. долларов. Согласно данным Государственной регистрационной палаты РМ, в стране зарегистрировано 863 предприятия с участием российского капитала. Но заинтересованность потенциальных инвесторов из России наталкивается на объективные проблемы местной деловой среды, связанные с излишней бюрократизацией, коррупцией, в том числе в судебной системе, что вынуждает некоторые компании принимать решение об отказе от запущенных в Молдавии инвестиционных проектов.

Задачу по устранению «узких мест» и приданию импульса двусторонним отношениям в торгово-экономической и инвестиционной сферах выполняет российско-молдавская Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству. Многоплановая повестка заседаний, открытость к диалогу с бизнес-сообществом и постоянный поиск новых идей делают МПК важным инструментом укрепления двустороннего сотрудничества. В этом плане одним из механизмов поддержания «обратной связи» с предпринимателями является проведение форумов. Так, перед последним заседанием МПК 14-16 ноября 2012 года в Кишиневе был проведен Деловой форум с участием около 400 человек, включая 70 представителей из 11 субъектов РФ. Конструктивную роль в процессе содействия контактам играет и созданный в феврале 2012 года при ТПП России Деловой совет по сотрудничеству с Молдавией.

Большие надежды возлагаются не только на двусторонние механизмы взаимодействия, но и многосторонние форматы. В частности, со вступлением в силу Договора о зоне свободной торговли СНГ в отношениях наших стран появился дополнительный многообещающий инструмент для наращивания товарооборота и укрепления сотрудничества за счет создания условий для свободного движения товаров.

В то же время на фоне наблюдаемой позитивной динамики торгово-экономических связей активная интеграция Молдавии с Евросоюзом и ожидаемое создание «углубленной и всеобъемлющей» зоны свободной торговли РМ - ЕС могут сказаться на дальнейших перспективах российско-молдавского сотрудничества. В этой связи в ходе визита главы молдавского внешнеполитического ведомства Н.М.Герман 24 июля этого года в Москву министр иностранных дел России С.В.Лавров отметил необходимость проведения консультаций между экспертными представителями наших стран с целью оценки того, как обязательства, возложенные на Республику Молдова в случае подписания договоренностей с ЕС, скажутся на практическом торгово-экономическом взаимодействии между нашими странами в двустороннем плане и контексте договоренностей о зоне свободной торговли СНГ.

Учитывая, что пока проекты соглашений Молдавии с Евросоюзом не могут быть опубликованы, российской стороне затруднительно оценить масштабы юридических, экономических и организационных последствий подписания этих документов. Но данные сложности не отменяют потребность в проведении такого анализа, принимая во внимание значение предстоящих в ближайшей перспективе решений о приоритетности и интенсивности тех или иных интеграционных процессов для перспектив двусторонних отношений и сотрудничества в рамках СНГ.

В качестве попытки такой оценки Евразийская экономическая комиссия Таможенного союза при поддержке посольств Белоруссии, Казахстана и России провела в Кишиневе 28 июня этого года «круглый стол» «Современные интеграционные процессы: опыт и перспективы». В ходе его было отмечено, что Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России как проект, преследующий сугубо экономические цели и созданный с целью повышения прочности и конкурентоспособности экономик стран-членов в условиях кризиса, обязан защищать интересы своих членов, в том числе от таких издержек открытия рынков партнерских государств для третьей стороны, как возможный реэкспорт и поставка некачественной продукции.

Практика проведения подобных экспертных встреч будет продолжена. В середине октября на базе Института экономики, финансов и статистики Академии наук РМ планируется организовать следующий «круглый стол» по оценке перспектив сотрудничества в контексте интенсифицировавшихся интеграционных процессов с приглашением ведущих российских специалистов в области евразийской и европейской интеграции.

Безоговорочно объявляя приоритетом необратимую интеграцию в одном направлении, страна рискует «запереть» себя в рамках ограниченной внешнеэкономической повестки дня и установить для себя пределы гибкости в продвижении интересов в отношениях с другими партнерами.

В современном мире с развитием новых технологий и преодолением географических барьеров на пути международного сотрудничества основой сплоченности и источником притяжения между народами становится не только экономический расчет, но и общность культурно-цивилизационного пространства. Разрушение сформировавшихся духовных и экономических связей для народов проходит болезненно, а строительство новых требует не только огромных ресурсов для перестройки материальной базы общественной жизни, но и коренной смены мировоззрения, сложной трансформации национальной идентичности. В этом плане важным представляется следование естественным устремлениям народа, предопределенным его исторической судьбой.

В силу особенностей географического положения молдавская земля на протяжении всей своей истории поддерживала тесные связи со славянским миром и была подключена к его культурным процессам. Сохранение общей исторической памяти народов России и Молдавии, пресечение попыток некоторых историков, политиков и общественных деятелей фальсифицировать историю и преподнести в ложном свете положительные моменты в отношениях наших стран являются важнейшей задачей в контексте сохранения целостности общего культурно-цивилизационного пространства.

Так, в Молдавии нередко наблюдаются попытки представить присоединение Бессарабии к России в 1812 году по итогам русско-турецкой войны как «оккупацию», «похищение румынской земли», «разделение единого румынского народа». Между тем в ходе противостояния с Османской империей на Балканах Россия, отстаивавшая права «своих единоверцев и братьев по крови», пользовалась широкой поддержкой местного населения, и на ее стороне сражалось множество добровольцев из числа сербов, болгар, румын. В Бессарабию после ее включения в состав России переселились болгары и гагаузы, которые получили здесь землю под свои поселения и защиту, и с тех пор они бережно хранят добрую память об этом и благодарность за оказанную им поддержку.

Ярким свидетельством родства исторических судеб народов России и Молдавии стало празднование в этом году в Молдавии Дня Победы. Праздник собрал на центральной площади Кишинева и по всем населенным пунктам республики десятки тысяч людей. Прошедшие в конце августа мероприятия по случаю 69-й годовщины освобождения Молдавии от фашистских захватчиков показали, какой широкой поддержкой населения пользуются инициативы местных общественных организаций по увековечению памяти бойцов, павших на молдавской земле в ходе Великой Отечественной войны. Именно общественная инициатива молдавских граждан лежит, как правило, у истоков организации поисков и перезахоронения останков павших воинов, восстановления воинских захоронений советских солдат. Премьер-министр РМ 5 декабря 2012 года на заседании Совета глав государств СНГ подписал «Решение о подготовке к празднованию 70-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне». С учетом подписания рассчитываем на заинтересованность руководства страны в данном вопросе и на скорое завершение им плана действий по подготовке к празднованию.

В этом вопросе выражаем надежду и на деятельность совместной комиссии историков на базе Института всеобщей истории РАН и Института истории, государства и права Академии наук Молдавии как важного инструмента борьбы против фальсификации общей истории России и Молдавии. В рамках этой комиссии ученые должны вместе выработать взвешенный единый подход к проблемам общего для народов наших стран историко-культурного наследия.

Исторически сложившееся многоязычие народов, населяющих Молдавию, является преимуществом в условиях постоянно меняющегося современного мира, требующего от любого человека коммуникативной и языковой мобильности. По данным последней переписи населения 2004 года, Молдавия является «домом» для многих народов: 2,56 млн. молдаван, 282,4 тыс. украинцев, 201,2 тыс. русских, 147,5 тыс. гагаузов, 73,28 тыс. румын, 65,66 тыс. болгар.

На фоне этнического многообразия важную функцию выполняет русский язык как средство межнационального общения. Между тем в последнее время в республике наблюдается стремление определенных политических сил вытеснить его из всех значимых отраслей общественной жизни, что особенно ощутимо в сфере СМИ и образования. Принимаются нормативно-правовые акты, ограничивающие использование русского языка в рекламе и медийном пространстве республики. Например, одно из недавних постановлений Координационного совета по телевидению и радио, не предусматривая соответствующей господдержки вещателям, обязывает молдавские телеканалы обеспечить 30% программного комплекса за счет передач местного производства, половина из которых должна транслироваться на государственном языке в прайм-тайм. Если данная мера вступит в силу, это будет означать, что в наиболее активное время телевизионного просмотра, после работы, русскоязычные жители будут лишены права выбора, что, по сути, будет ограничением их прав как потребителей и носителей своего языка.

В результате оттока из республики трудовых мигрантов и проводимой реорганизации (оптимизации) школ в республике постоянно сокращается количество функционирующих учебных заведений с обучением на русском языке. Возникают проблемы, связанные и с ограничением возможностей получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства для русскоязычного населения.

Именно поддержку русского языка в Молдавии российская сторона видит одним из приоритетов разрабатываемой профильными ведомствами новой межправительственной программы двустороннего сотрудничества в гуманитарной сфере на 2014-2016 годы.

Активную работу по поддержке русского языка проводит в республике посольство и представительство Россотрудничества, которые отслеживают положение школ с обучением на русском языке, оперативно реагируют на обращения учебных заведений за помощью, организуют для учителей курсы повышения квалификации, поддерживают проведение олимпиад по русскому языку, помогают в обновлении библиотечных фондов.

Опорой в сохранении связей Молдавии с Русским миром являются проживающие в республике российские соотечественники. На фоне их сохраняющейся привязанности к нашей стране и желания способствовать укреплению дружбы между Молдавией и Россией обращает на себя внимание ряд проблем. В первую очередь речь идет о разобщенности организаций российской диаспоры в Молдавии, что препятствует их координированным действиям. Не идет на пользу этим объединениям и присутствие в их рядах так называемых «профессиональных» соотечественников, которые, демонстрируя зачастую в весьма гротескной форме любовь к России, подспудно используют выделяемую помощь в корыстных целях. Недобросовестное поведение этих «предприимчивых» людей бросает тень на всю российскую диаспору в глазах местных властей и общества.

В контексте широкой и многоплановой российско-молдавской повестки дня особое место занимает приднестровское урегулирование, в рамках которого Россия со всей ответственностью нацелена на дальнейшее выполнение своей роли гаранта и посредника.

В течение почти шести лет, с 28 февраля 2006 года по 31 ноября 2011 года, в переговорном процессе по приднестровскому урегулированию в формате «5+2» был вынужденный перерыв. По инициативе России в Москве в июне и сентябре 2011 года прошли две встречи, результатом которых стало возобновление переговорного процесса, его первый раунд состоялся 31 ноября 2011 года в Вильнюсе.

Однако после многообещающего старта наблюдаемый в последнее время дефицит доверия между Кишиневом и Тирасполем, связанный с их односторонними действиями, тормозит продвижение вперед. Доверие - не естественная данность, его нужно строить, это требует добровольных усилий обеих сторон и является абсолютно необходимым условием для нахождения жизнеспособного решения приднестровской проблемы, которым может стать только продуманный и взвешенный компромисс, выработанный сторонами в ходе равноправных переговоров. При этом поиск конкретной формулы урегулирования - исключительная прерогатива Кишинева и Тирасполя.

Существующий уровень доверия между сторонами не позволяет перейти к обсуждению чувствительных вопросов статуса Приднестровья. В рамках переговорного процесса пока была принята тактика «малых шагов», заключающаяся в поэтапном решении конкретных вопросов облегчения жизни населения с обоих берегов Днестра. Между тем отсутствие у сторон подлинной готовности проявить волю, сделав шаг в сторону компромисса, требующего взаимных уступок во имя достижения общей цели, по сути, «консервирует» неурегулированный конфликт и препятствует налаживанию нормальной жизни населения в Приднестровье.

На этом фоне оказание Россией гуманитарной помощи Приднестровью, в том числе через специально созданную АНО «Евразийская интеграция», разработка рамочной программы помощи, начало строительства в 2013-2014 годах 12 социально значимых проектов, включая четыре объекта здравоохранения, пять детских садов, две школы и новый корпус медицинского факультета Приднестровского государственного университета им. Т.Г.Шевченко, являются конкретным вкладом нашего государства в обеспечение социальной стабильности в регионе. В рамках реализации этих проектов, на которые планируется потратить около 120 млн. долларов, в Приднестровье будет создано почти тысяча рабочих мест.

Наряду с этими программами Российская Федерация продолжает выделение Приднестровью гуманитарной помощи, направляемой руководством региона на выплату ежемесячной надбавки к пенсиям и организацию питания школьников, воспитанников детских домов, реабилитационных центров, людей, содержащихся в домах ветеранов, престарелых и инвалидов. Только в первом полугодии 2013 года Российская Федерация перевела в рамках оказания гуманитарной помощи Приднестровью 435,76 млн. российских рублей.

Кроме того, на левом берегу Днестра проживает более 170 тыс. наших сограждан, которым российское диппредставительство обязано предоставлять консульское сопровождение. Ввиду несогласия Кишинева на открытие консульства в Тирасполе, данные услуги оказываются сотрудниками консульского отдела посольства на базе пункта выездного обслуживания граждан.

В ходе рабочей поездки в Молдавию в июле этого года статс-секретарь - заместитель министра иностранных дел России Г.Б.Карасин посетил выездной пункт в Тирасполе. Была отмечена большая нагрузка на консульский отдел посольства, работающий буквально на пределе возможностей, сочетая труд в Кишиневе с регулярными выездами в Приднестровье. Посольство, со своей стороны, пользуясь поддержкой руководства Приднестровья, использовало все доступные инструменты обеспечения максимально возможной эффективности обслуживания наших граждан, включая расширение помещений выездного консульского пункта, улучшение информационной работы и услуг с целью минимизировать потребность выезда граждан в Кишинев, что особенно важно для пожилых людей, родителей с маленькими детьми. В этой связи открытие полнокровного Генконсульства в Приднестровье продолжает занимать важное место в рамках повестки дня российско-молдавских межмидовских консультаций.

В Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом России В.В.Путиным 12 февраля 2013 года, отмечена нацеленность нашей страны на участие в поиске путей решения приднестровской проблемы на основе уважения суверенитета, территориальной целостности и нейтрального статуса Республики Молдова при определении особого статуса Приднестровья. В условиях нарастания факторов региональной нестабильности, включающих установку вблизи границ Молдавии элементов системы ПРО, попытки разжигания межэтнических разногласий и подрыва традиционных духовных устоев, схожих в наших странах, российская сторона поддерживает сохранение нейтрального статуса Молдавии и демонстрирует приверженность поддержанию мира и безопасности в регионе. Наглядным тому подтверждением является отстаивание Россией показавшего свою эффективность на протяжении многих лет действующего формата миротворческой операции как ключевого элемента обеспечения стабильности в регионе.

Подводя итог, с учетом набирающих темпы интеграционных процессов в рамках сотрудничества с европейскими и азиатскими партнерами, можно сделать вывод, что сохранение позитивной динамики российско-молдавских отношений скрывает в себе ряд вызовов и сложных задач, требующих сбалансированного подхода и открытого конструктивного диалога по вопросу дальнейших перспектив сотрудничества. Речь идет не об игре с нулевой суммой, а о сложном процессе обеспечения эффективных механизмов сохранения и обогащения нашими странами исторически сложившихся, устоявшихся связей и наращивания новых в условиях меняющейся геополитической ситуации в регионе.