27 июля 2013 года исполняется 60 лет с того момента, как в деревеньке Пханмунджом было подписано Соглашение о перемирии, положившее конец трехлетней Корейской войне. Эта война, ставшая наиболее кровопролитным и разрушительным военным конфликтом после Второй мировой войны, до сих пор остается незаживающей раной для корейцев, а ее последствия по-прежнему оказывают воздействие на международную обстановку в Северо-Восточной Азии и за ее пределами.

Война, в которой не было победителей

В событиях в Корее и вокруг нее нашли свое проявление главные процессы, определившие мировое развитие в середине XX века. Разгром во Второй мировой войне фашистской Германии и милитаристской Японии при решающей роли Красной армии положил конец верховенству Запада в мировых делах. Это вызвало неприятие Запада, началась холодная война. Победа советского народа, однако, дополнилась победой нового Китая, начавшимся крушением колониальных империй, становлением  новых независимых государств, прежде всего в Азии.

Корея с 1910 по 1945 год была колонией Японии. После победы над Японией, согласно договоренности союзников - СССР, США и Великобритании, она должна была стать независимой. Территория страны была разделена линией, проведенной по 38-й параллели. К северу от нее капитуляцию японских войск должна была принимать Советская армия, а к югу - войска США.

В декабре 1945 года на Московском совещании руководителей внешнеполитических ведомств СССР, США и Великобритании было принято соглашение о временном управлении Кореей и создана двусторонняя советско-американская комиссия для содействия образованию Временного корейского демократического правительства, которая должна была готовить свои предложения на основе консультаций с корейскими демократическими партиями и общественными организациями. Но если советская сторона опиралась на левые силы, находившиеся на подъеме после освобождения страны от японского колониального ига, то американская - сделала ставку на правых. Из-за разногласий в комиссии «корейский вопрос» в сентябре 1947 года по инициативе американской стороны был передан на рассмотрение ООН. Одновременно советские и американские войска к 1949 году были выведены с территории Кореи.

В мае 1948 года на территории Южной Кореи под контролем комиссии ООН были проведены сепаратные выборы. Пост главы образованной 15 августа 1948 года Республики Корея занял престарелый профессор Ли Сын Ман, проведший около 40 лет в США. Правительство Южной Кореи объявило себя правительством всей страны. Этого, естественно, не приняли коммунистические силы Севера. Летом 1948 года они организовали выборы в Верховное народное собрание Кореи, которое 9 сентября провозгласило Корейскую Народно-Демократическую Республику (КНДР) во главе с руководителем корейских коммунистов Ким Ир Сеном, прибывшим в 1945 году из СССР.

Существуют разные трактовки того, кто первым высек искру, из которой разгорелось пламя Корейской войны. Антон Чехов писал, что если в начале пьесы на стене висит ружье, то к концу пьесы оно должно выстрелить. А в Корее к июню 1950 года по обеим сторонам 38-й параллели накопилось достаточно оружия.

Корейская война, начавшаяся 25 июня 1950 года как, по сути, гражданская война  между двумя корейскими лагерями - Севером, стремившимся строить будущее независимой Кореи по советской модели, и Югом, заявлявшим о своей приверженности американским стандартам, - в условиях холодной войны переросла в широкомасштабный военный конфликт, в котором дело едва не дошло до применения ядерного оружия. Прямо или косвенно в Корейскую войну оказались втянуты великие державы  - США, Великобритания, СССР, КНР, а также Организация Объединенных Наций, направившая в Корею под своим флагом международный воинский контингент на помощь Югу.

Война превратила Корею в выжженную землю - по некоторым подсчетам, американская авиация сбросила на Корею больше бомб, чем на Германию во время Второй мировой войны. Война стоила жизни миллионам корейцев, нескольким сотням тысяч китайских народных добровольцев, десяткам тысяч американцев и военнослужащих других государств, пославших свои войска в Корею в составе Вооруженных сил ООН.

В Корейской войне не было победителей. Ни Северу, ни Югу не удалось достичь поставленных целей. Война была остановлена там же, где она и началась. Корея осталась разделенной по все той же 38-й параллели на два государства: Корейскую Народно-Демократическую Республику - на севере и Республику Корея - на юге Корейского полуострова. Раздел Кореи был закреплен двумя противостоящими лагерями на мировой арене. Следуя стандартам холодной войны, Советский Союз, КНР и другие социалистические страны игнорировали существование Республики Корея, в то время как США и их союзники не признавали КНДР.

Сегодня, как и 60 лет назад, по обе стороны демилитаризованной зоны - условной границы между двумя государствами громоздятся укрепления и стоят нацеленные друг против друга многотысячные группировки войск, оснащенные самым современным вооружением и боевой техникой. И войск не только корейских. При том что китайские народные добровольцы были выведены из КНДР еще в 1958 году, на территории Южной Кореи в соответствии с американо-южнокорейским договором о совместной обороне находится более чем 25-тысячная группировка войск США, подчиненная Объединенному американо-южнокорейскому командованию (ОАЮК). Во главе ОАЮК стоит американский генерал, под управление которого в случае вооруженного конфликта на Корейском полуострове передаются и Вооруженные силы РК.

Два корейских государства до сих пор де-юре находятся в состоянии войны, ибо подписанное 27 июля 1953 года Соглашение о перемирии представляет собой не более чем договоренность между главнокомандующими вооруженными силами воюющих сторон о временном прекращении боевых действий. Что касается ООН, то после одобрения на ХХХ сессии Генеральной Ассамблеи в ноябре 1975 года сразу двух противоположных резолюций по «корейскому вопросу», одной  - от 28 стран, в том числе США, другой - от 43 стран, включая СССР, проблема политического урегулирования в Корее была вообще снята с ее повестки дня. ООН вновь вернулась к корейской проблематике лишь в 1991 году, приняв оба корейских государства - КНДР и Республику Корея в свой состав.

Международные последствия Корейской войны

США использовали события в Корее для усиления своего военного присутствия в Азии. Призывая остановить «продвижение коммунизма», они проводили линию на создание под своим главенством военных альянсов в Азиатско-Тихоокеанском регионе в дополнение к НАТО, образованному в 1949 году в Европе.

Показателен прежде всего был разворот США в отношении Японии - недавнего противника во Второй мировой войне. Уже в 1951 году с Японией был подписан договор о безопасности, который предоставлял США право создавать базы на территории Японии и размещать на них неограниченное количество своих вооруженных сил. Кивком в сторону Токио было невключение признания суверенитета СССР над Южным Сахалином и Курильскими островами в Сан-Францисский мирный договор 1951 года с Японией, проект которого был подготовлен, вопреки Потсдамской декларации 1945 года и ряду союзнических соглашений, правительствами США и Великобритании без привлечения других участвовавших в войне с Японией великих держав. В дополнение к этому в конце апреля 1952 года Конгресс США принял резолюцию, в которой правительству США было «рекомендовано считать незаконно отторгнутыми японскими территориями» не только все Курилы, но и Южный Сахалин. Последующее выдвижение Японией проблемы «северных территорий», по сути, было инспирировано американцами.

В 1951 году был подписан Договор о создании блока АНЗЮС (Тихоокеанский пакт безопасности между Австралией, Новой Зеландией, США), осенью 1953 года - американо-южнокорейский Договор о взаимной обороне, в 1954 году - Манильский пакт о создании Организации Договора Юго-Восточной Азии (СЕАТО), а также договор о взаимной безопасности с Тайванем, в соответствии с которым на острове было размещено 10 тыс. американских военнослужащих.

Вместе с тем прекращение войны в Корее уже тогда показало невозможность для США решать важные международные вопросы «с позиции силы», навязывать свою линию в международных делах. Корейская война убедила международное сообщество, и прежде всего СССР и США, в опасности скатывания к военному конфликту с применением ядерного оружия, способствовала нарастанию в мире антивоенных, антиблоковых, а в Азии и Африке - и антиимпериалистических настроений.

Что касается Москвы, то уже в феврале 1956 года на XX съезде КПСС были обоснованы и закреплены тезисы о мирном сосуществовании двух систем, о возможности предотвращения войны в современную эпоху. Серьезно вырос авторитет СССР и Китая в странах «третьего мира», наметилось их сближение с такими государствами, как Индия, внесшая в ООН значительный вклад в усилия по прекращению войны в Корее, а также Индонезия, Египет и др., заложивших основы Движения неприсоединения.

Две Кореи: долгая дорога порознь

Долгие годы два корейских государства существовали как бы в параллельных мирах. КНДР опиралась на поддержку СССР и КНР, подписав в 1961 году с обоими могучими социалистическими соседями договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, предусматривавшие оказание военной помощи в случае агрессии против одной из договаривающихся сторон. Соответственно, Республика Корея строила свою линию исходя из военно-политического союза с США, закрепленного уже упомянутым Договором о взаимной обороне, подписанным в сентябре 1953 года.

Ни Пхеньян, ни Сеул не оставляли цели объединить страну на своих условиях. Каждый из них  стремился обеспечить себе превосходство над соперником. К концу 1960-х годов КНДР сумела добиться немалых успехов в хозяйственном и социальном строительстве, восстановила разрушенную войной промышленность и серьезно опережала Юг по темпам экономического развития. Положение изменилось в 1970-х годах, когда благодаря проведенным Президентом Пак Чжон Хи экономическим реформам вперед уверенно вырвалась Республика Корея. На конец 1970-х годов Сеул имел дипломатические отношения более чем со 100 государствами, Пхеньян - почти с 70 странами. Обе Кореи входили в различные международные организации, имели статус постоянного наблюдателя при ООН.

И Пхеньян, и Сеул, каждый в своем индивидуальном качестве, время от времени выступали с предложениями об объединении Кореи. Эти заявления, однако, носили чисто пропагандистский характер и были рассчитаны, как правило, на внутреннее потребление. Состояние межкорейских отношений определялось состоянием отношений между Востоком и Западом, между главными игроками на международной арене - СССР, США, Китаем. И неслучайно первое совместное заявление Севера и Юга о том, что объединение Кореи должно быть достигнуто самостоятельно, без вмешательства извне, мирным путем на основе «национальной консолидации», было датировано 4-м июля 1972 года. Его появлению предшествовали визит Президента США Р.Никсона в Пекин в феврале 1972 года, нормализовавший американо-китайские отношения, и советско-американский саммит в Москве в мае того же года, который открыл период разрядки между США и СССР.

Окончание холодной войны затронуло и Корейский полуостров. Принятие обоих корейских государств в ООН, установление Россией, а затем и Китаем дипломатических отношений с Республикой Корея, подписание в декабре 1991 года главами правительств Севера и Юга Соглашения о примирении, ненападении, сотрудничестве и обменах, в котором было впервые формально признано равноправное существование двух корейских государств, и двусторонней Декларации о безъядерном статусе Корейского полуострова - все это, казалось бы, открыло путь к мирному решению «корейского вопроса».

Но была и другая сторона дела. Ликвидация Варшавского договора и распад Советского Союза лишили КНДР мощной политической поддержки и экономической помощи. Для Пхеньяна вопрос оказался уже не в том, чтобы меряться силами с Сеулом, а в том, чтобы просто выжить. В этих условиях, сместив акцент с марксизма и социализма на национальные традиции и конфуцианские ценности, северокорейское руководство провозгласило основой стратегии выживания страны политику «сонгун» - приоритета армии, предполагавшую форсированные военные приготовления, включая ядерную программу.

Межкорейский диалог

Избрание в конце 1990-х годов на пост Президента Республики Корея известного правозащитника Ким Дэ Чжуна открыло новую страницу в межкорейских делах. Он провозгласил «политику солнечного тепла», в рамках которой в июне 2000 года был проведен первый в истории межкорейский саммит. Главным итогом поездки Ким Дэ Чжуна в Пхеньян и его встреч с северокорейским руководителем Ким Чен Иром стала Совместная декларация - своего рода программа развития двусторонних отношений, нацеленная на постепенный разворот от конфронтации к примирению и поэтапному сближению. Стороны договорились о мерах по укреплению взаимного доверия, экономическом сотрудничестве, контактах в социальной сфере, в области культуры и спорта, об общении между членами разделенных семей. Эта линия была продолжена следующим Президентом РК Но Му Хёном, и второй межкорейский саммит в 2007 году стал еще одним шагом на пути сближения Севера и Юга.

«Политика солнечного тепла» Ким Дэ Чжуна и «политика мира и процветания» Но Му Хена была нацелена на то, чтобы идти к объединению через экономическую интеграцию Севера и Юга. Для Пхеньяна же сотрудничество с Югом было средством оживления экономики страны при ограниченности источников внешнего содействия. С 2003 года Южная Корея заняла место второго по значимости торгового партнера КНДР после Китая.

Кэсонский промышленный комплекс (КПК), расположенный в КНДР вблизи границы с РК, стал крупнейшим и наиболее успешным межкорейским проектом. В нем разместили свои производства более сотни южнокорейских малых и средних предприятий. Северная Корея со своей стороны предоставляла дешевую рабочую силу. В 2012 году благодаря работе Кэсонского комплекса, межкорейский товарооборот приблизился к 2 млрд. долларов. В 2007 году открылось регулярное железнодорожное сообщение через разделяющую два государства демилитаризованную зону. Кэсонский комплекс, соединивший в себе две системы хозяйствования, выступил своего рода образчиком практической экономической интеграции Севера и Юга Кореи. Договоренностями второго межкорейского саммита 2007 года предусматривалось создание совместных комплексов типа Кэсонского и в других районах КНДР.

С приходом же на смену либералу Но Му Хёну в 2008 году консерватора Ли Мён Бака в условиях роста напряженности из-за ядерной программы КНДР в межкорейских отношениях произошел серьезный откат. Оказались прерванными практически все связи Юга и Севера, включая встречи министров, экономические переговоры, контакты по линии оборонных ведомств.

Серьезному испытанию межкорейские отношения подверглись в 2010 году. В марте того года в Желтом море по не вполне ясным причинам затонул южнокорейский корвет «Чхонан» и почти половина его команды погибла, а Президент РК Ли Мён Бак возложил ответственность за произошедшее на КНДР. В ноябре 2010 года отношения вновь обострились после того, как северокорейская артиллерия обстреляла южнокорейский остров в Желтом море на границе между странами.

Ядерная проблема Корейского полуострова

Появление ракетно-ядерной программы Пхеньяна вполне объяснимо. Когда с окончанием холодной войны Соединенные Штаты принялись в одностороннем порядке применять военную силу против тех или иных неугодных им государств, а международное сообщество в лице ООН оказалось не в состоянии этому воспрепятствовать, немало стран задумались о путях обеспечения своей безопасности, в том числе и самыми радикальными средствами.

Северокорейские руководители, безусловно, сознавали и сознают, что для КНДР начать любую войну, а тем более с применением оружия массового уничтожения, было бы равноценно попытке самоубийства. Северокорейские ракетно-ядерные приготовления поэтому определяются причинами не только военного характера. Развернутая вокруг них пропагандистская кампания служит действенным средством мобилизации северокорейского общества, его сплочения вокруг руководства страны, которое «дает отпор агрессивным проискам американских империалистов и их южнокорейских марионеток». Одновременно делается расчет на то, чтобы под разговоры о возможности свертывания ядерной программы получить экономическую помощь и инвестиции от тех же американцев и южнокорейцев.

В 1990-х годах такая схема уже работала. При администрации Б.Клинтона США начали в отношении КНДР «политику умиротворения». В 1994 году в Пхеньяне побывал и встретился с Ким Ир Сеном бывший Президент Дж.Картер, после чего в Женеве между двумя странами было заключено Рамочное соглашение по урегулированию ядерного кризиса на Корейском полуострове. В обмен на замораживание ядерной программы КНДР оно предусматривало не только строительство в КНДР двух легководных атомных реакторов и поставки американского мазута для северокорейских тепловых электростанций, но и нормализацию политических отношений между Вашингтоном и Пхеньяном, включая взаимное признание. Для сооружения в КНДР атомных электростанций в 1995 году был создан международный концерн  - Корейская организация по развитию энергетики (КЕДО) в составе США, Южной Кореи, Японии и Евросоюза. РК и Япония были основными донорами проекта. В 2000 году мировые СМИ обошли фотографии Ким Чен Ира в обществе тогдашнего госсекретаря США М.Олбрайт  - ее визит в Пхеньян рассматривали тогда в качестве прелюдии к поездке в Северную Корею самого Б.Клинтона.

С приходом в Белый дом республиканской администрации Дж.Буша-мл. американская позиция резко поменялась. Переговорный процесс с Пхеньяном был прерван. Президент Соединенных Штатов причислил КНДР к так называемой «оси зла», которая, как утверждали в Вашингтоне, представляла угрозу миру и безопасности во всем мире. Именно на это время пришлось и ужесточение позиции КНДР, которая заявила о выходе из ДНЯО и разработке ракетно-ядерного оружия, а затем и провела в 2006 году его первое испытание.

Надо сказать, что это испытание не вызвало какой-то обостренной реакции в Сеуле. Пошумели телевидение и газеты, но правительство ограничилось заявлением о прекращении предоставления Пхеньяну гуманитарной помощи и приведением вооруженных сил в состояние ограниченной боевой готовности, что неоднократно делалось и прежде, и после, причем по самым различным поводам. Экономическое сотрудничество, двусторонняя торговля, работа Кэсонского промышленного комплекса  - все это продолжалось без каких-либо помех.

Не сомневаюсь, что кое-кто из южнокорейцев даже испытывал скрытую радость по поводу проведенного в КНДР взрыва. Мне лично приходилось слышать высказывания в том духе, что, дескать, если это действительно было испытанием ядерного оружия, то все корейцы должны быть горды тем, что такое оружие сотворили корейские умы и корейские руки, а не, скажем, японские, и что когда Корея объединится, она полноправно займет место среди ядерных держав.

Ядерная проблема Корейского полуострова непосредственно касается России. КНДР проводит свои ядерные испытания на расстоянии 150-300 км от нашей границы. Такое положение нас не устраивает. Нам не нужны вблизи наших границ ни ядерные, ни ракетные испытания. Ни вообще бряцание оружием, кто бы им ни занимался.

Следует также учитывать, что пример Северной Кореи способен подтолкнуть другие «пороговые» и «предпороговые» государства к разработке ядерного оружия. Уже сейчас определенные силы в Японии, Южной Корее и на Тайване выступают с призывами к созданию ядерных потенциалов. Следует исключить и любые возможности попадания разработанных в Пхеньяне технологий и компонентов ядерного оружия проблемным странам или организациям.

В 2003 году наша страна совместно с КНР, КНДР, Республикой Корея, США и Японией вошла в состав участников шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова. Совместное заявление «шестерки» от 19 сентября 2005 года содержало конструктивную основу для движения не только к обеспечению безъядерного статуса Корейского полуострова, но и общему оздоровлению обстановки в регионе. Его выполнение обеспечило бы достижение политических и экономических решений, способных сделать Северо-Восточную Азию регионом мира, безопасности и сотрудничества.

Документ содержал обязательство КНДР отказаться от ядерного оружия и всех существующих ядерных программ и в сжатые сроки вернуться в режим ДНЯО и МАГАТЭ, обязательство США исключить КНДР из списка стран - спонсоров терроризма, прекратить применение против нее Закона о торговле с врагом и приступить к двусторонним переговорам с ней о нормализации отношений, обязательство Японии начать переговоры о нормализации отношений с КНДР.

Участники встречи согласились создать пять рабочих групп: по денуклеаризации Корейского полуострова, по нормализации отношений между США и КНДР, по нормализации отношений между Японией и КНДР, по экономическому и энергетическому сотрудничеству и по поддержанию мира и безопасности в Северо-Восточной Азии. России было поручено руководство Рабочей группой по вопросам мира и безопасности в Северо-Восточной Азии - что гораздо шире, нежели просто проблема денуклеаризации Корейского полуострова.

Участники встречи условились в скором времени провести совещание министерского уровня, которое подтвердило бы Совместное заявление от 19 сентября 2005 года и наметило пути развития сотрудничества в сфере обеспечения безопасности в Северо-Восточной Азии, а также обсудить на отдельном форуме режим прочного мира на Корейском полуострове.

Достигнутые договоренности, однако, оказались в подвешенном состоянии. Не все участники переговоров были готовы к претворению итогов этих переговоров в жизнь.

Все ли соседи Кореи хотели бы ее воссоединения

При нынешнем раскладе сил у дальневосточных рубежей России ее интересам отвечало бы становление Кореи как единого независимого нейтрального и безъядерного государства. Россия неизменно поддерживает наведение мостов между Сеулом и Пхеньяном, выступает в пользу шагов двух корейских государств к самостоятельному мирному объединению родины.

Проблема, однако, в том, что на сегодняшнем этапе в Сеуле объединение страны воспринимается не иначе, как поглощение Югом Севера. И конфронтационный курс Ли Мён Бака, и «политика солнечного тепла» Ким Дэ Чжуна и Но Му Хёна были как бы двумя сторонами одной медали. Южная Корея в настоящее время укрепляет свой военный потенциал, который в перспективе позволил бы ей играть более весомую региональную роль. На перспективу рассчитаны приобретения новой боевой техники: они подходят для обеспечения военных интересов уже объединенной Кореи. Прежний Президент РК Ли Мён Бак определил «Глобальную Корею» как одну из целей внешней политики. Министерство обороны Южной Кореи заявило, что будет разносторонне развивать военную дипломатию, чтобы позволить Южной Корее стать «сложившейся мировой нацией».

Южнокорейцев, однако, пугает «цена вопроса»: даже при относительно мирном воссоединении расходы по экономическому подъему Севера превысили бы триллион долларов, что надолго выбило бы объединенную Корею из конкурентной борьбы на мировых рынках.

Что касается Соединенных Штатов, то их интересам отвечало бы не столько воссоединение Кореи, сколько статус-кво на Корейском полуострове, поддержание здесь обстановки напряженности, ибо это самый удобный способ сохранить, а в случае необходимости и усилить американское военно-политическое присутствие в Северо-Восточной Азии.

Китай, в свою очередь, рассматривает расстановку сил на Корейском полуострове прежде всего через призму своего противостояния с США. Провозглашенное США возвращение в Азию, наполнение новым содержанием американо-японо-южнокорейского военного партнерства, естественно, воспринимаются в Пекине как окружение Китая. В этих условиях поддержание на плаву КНДР имеет для Китая стратегическую ценность.

Японцы же попросту боятся появления единой Кореи как мощного конкурента на региональной и мировой арене подобно тому, как четверть века назад Англия и Франция старались отсрочить становление единой Германии.

 «Корейский вопрос» и Россия

Наша страна неизменно поддерживает наведение мостов между Сеулом и Пхеньяном, выступает в пользу шагов двух корейских государств к самостоятельному мирному объединению родины. И в формате «шестисторонки», и в целом в Азиатско-Тихоокеанском регионе Россия выступает с независимых самостоятельных позиций, что обеспечивает ей роль одного из определяющих элементов системы «сдержек и противовесов» в Северо-Восточной Азии.

Это касается и наших подходов к Северной Корее. КНДР - член Организации Объединенных Наций, других международных форумов. Она признана подавляющим большинством членов международного сообщества. По сути, в признании КНДР отказывают лишь Республика Корея, США и Япония.

В конце 1980-х - начале 1990-х годов наши отношения с Пхеньяном пошли на спад. Но визит В.В.Путина в КНДР в 2000 году и подписание Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Россией и КНДР открыли путь к восстановлению полномасштабного российско-северокорейского сотрудничества. В договоре отмечена поддержка дела скорейшей ликвидации раскола Кореи и объединения на основе принципов самостоятельности, мирного объединения и национальной консолидации  - принципов, которые были согласованы Севером и Югом в совместном заявлении 4 июля 1972 года.

При безусловном осуждении ракетных пусков и ядерных испытаний в КНДР нужно развивать диалог с Пхеньяном, нужно решать существующие проблемы в двусторонних торгово-экономических отношениях, нужно продвигать совместные хозяйственные проекты. Вывод КНДР из изоляции, ее социально-экономический подъем, превращение в полноценного участника международного общения - все это пошло бы только на пользу России. Недавнее урегулирование проблемы северокорейского долга нашей стране призвано дать мощный импульс двустороннему торгово-экономическому сотрудничеству в формате Россия - КНДР.

Россия способна внести свой хозяйственный вклад и в дело межкорейской нормализации. Этому, несомненно, способствовал бы перевод в практическую плоскость крупных трехсторонних проектов партнерства России, Севера и Юга Кореи, включая международный железнодорожный коридор Европа  - Корея, строительство газопровода Россия - КНДР - Республика Корея, создание в Северо-Восточной Азии единой с регионами Восточной Сибири и российского Дальнего Востока энергетической системы.

Необходимо на практике, а не только в теории, учитывать законные интересы обоих корейских государств, сопрягать их с российскими, не допуская того, чтобы соперничество и ревность Севера и Юга мешали взаимовыгодному сотрудничеству России с каждой из этих стран, а тем более вели к напряженности и конфликтам.

Расчеты определенных сил на близкий крах существующей в Северной Корее системы государственного управления вряд ли оправданы: эта система неоднократно доказывала, что обладает немалым запасом прочности. Чувствующая себя в относительной безопасности и уверенная в себе КНДР - гораздо более надежный партнер для переговоров по любым вопросам, чем страна, загнанная в угол под бременем санкций.

От угрозы ядерного конфликта к предложению
о мирном договоре

Весной нынешнего, 2013 года на Корейском полуострове произошел новый резкий взрыв напряженности. В мировых СМИ был поднят шум о чуть ли не начале новой войны в Корее, грозящем третьей мировой войной. Зачинщиком всех бед, как это неоднократно бывало прежде, объявили Пхеньян.

Но только ли в Пхеньяне было дело? Следует отметить, что в прошлом году в обоих корейских государствах произошла смена руководителей. Причем речь идет об откровенно знаковых фигурах - в канун 60-летия окончания Корейской войны к власти на Севере и Юге пришли прямые потомки тех, кто на протяжении десятилетий символизировал противостояние двух Корей: в Пхеньяне - Ким Чен Ын, внук многолетнего руководителя КНДР Ким Ир Сена, в Сеуле - Пак Кын Хе, дочь «творца южнокорейского экономического чуда», авторитарного Президента Пак Чжон Хи, противостоявшего в 1960-1970-х годах Ким Ир Сену. Похоже, что определенные силы и по обе стороны 38-й параллели, и за океаном решили испытать, насколько молодой Ким способен продолжить линию деда, а Пак  - отца.

Спираль конфликта начала раскручиваться после того, как 12 декабря 2012 года КНДР в нарушение запрета СБ ООН на ее ракетные испытания успешно запустила свой первый искусственный спутник Земли. СБ ООН осудил этот шаг, приняв очередную резолюцию о санкциях. Пхеньян резко отверг такое решение и, с тем чтобы показать миру свою твердую линию в ракетно-ядерных делах, провел 12 февраля 2013 года третье ядерное испытание. Когда же и оно было осуждено СБ ООН, МИД КНДР в заявлении от 9 марта подчеркнул, что «принятие США и их союзниками «резолюции о санкциях», направленных на то, чтобы запретить КНДР покорение космоса и ослабить ее силы ядерного сдерживания, приведет лишь к увеличению мощи Сонгунской Кореи в тысячу раз».

За этим последовали крупномасштабные американо-южнокорейские военные учения с участием американских стратегических бомбардировщиков-носителей ядерного оружия, вылетавших с аэродромов на острове Гуам и в штате Миссури, угрозы со стороны Пхеньяна нанести ракетные удары по территории Южной Кореи и США, заявления КНДР о выходе из Соглашения о перемирии в Корее 1953 года и об одностороннем отказе от всех соглашений о ненападении, действующих между Пхеньяном и Сеулом. В отличие от прежних межкорейских инцидентов, в данном случае была прекращена работа промышленного комплекса в Кэсоне.

К концу мая этого года, однако, пропагандистская пыль от противостояния на Корейском полуострове улеглась. 29 мая Пхеньян предложил Сеулу подписать мирный договор вместо действующего Соглашения о перемирии, заключенного после окончания Корейской войны 1950-1953 годов. 9 июня 2013 года в Пханмунджоме состоялась первая с 2011 года встреча северокорейских и южнокорейских представителей на рабочем уровне. Со стороны КНДР было сделано также предложение США провести переговоры на высшем уровне, чтобы обсудить вопросы ослабления напряженности на Корейском полуострове, которое не было с порога отвергнуто в Вашингтоне.

Это в целом неплохие новости. И всем заинтересованным сторонам нужно приложить усилия к тому, чтобы начать движение к урегулированию «корейского вопроса», взяв в качестве отправной точки возобновление шестисторонних переговоров и выполнение принятых 19 сентября 2005 года обязательств. Неправы те, кто считает, что сначала нужно обеспечить полное и окончательное ядерное разоружение Северной Кореи, откладывая «на потом» политические проблемы, оставшиеся со времен Корейской войны. Необходимо единовременно решать обе задачи  - как замораживания и последующего демонтажа военной ядерной программы КНДР с возвращением страны в ДНЯО и под гарантии МАГАТЭ, так и разрядки политической напряженности на Корейском полуострове, развития отношений КНДР с Южной Кореей и другими странами региона.

Мирный договор или некий другой дипломатический документ, который призван рано или поздно заменить Соглашение о перемирии 1953 года, должен быть не просто пактом о ненападении между сторонами - участницами Корейской войны, а куда более масштабным документом о партнерстве, который превратил бы КНДР из «страны-изгоя» в полноправного члена международного сообщества, получателя помощи от международных валютно-финансовых организаций и т. д.

Что касается сторон договора, то ими, как это предусмотрено совместным заявлением Севера и Юга от 4 июля 1972 года, видятся два корейских государства, мир и сотрудничество между которыми гарантировали бы Соединенные Штаты, Китай, Россия и Япония как государства, более других заинтересованные в обеспечении безопасности в Северо-Восточной Азии, и участники шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова.