Для меня большое удовольствие и честь выступать сегодня в этом историческом особняке, связанном с великими традициями русской нации и Министерства иностранных дел России, на встрече, которую почтили своим присутствием многие выдающиеся дипломаты, послы, ученые и общественные деятели.

Прежде всего, хотел бы сказать несколько слов о развитии отношений между Россией и Организацией исламского сотрудничества (ОИС). Как генеральный секретарь ОИС с января 2005 года имею честь работать на благо развития отношений между Российской Федерацией и ОИС. Должен сказать, что наше взаимодействие достигло очень важного уровня. Россия активно использует свой статус наблюдателя, мы часто проводим политические консультации, есть институциональное сотрудничество, взаимодействие по политическим вопросам, также развивается сотрудничество в вопросах экономики и финансов, в рамках различных мероприятий.

В ходе моего визита в Москву были достигнуты новые договоренности по расширению сотрудничества между некоторыми экономическими структурами ОИС и российскими экономическими институтами. Кроме того, развивается активное взаимодействие между республиками Татарстан, Башкортостан и ОИС, в частности с Исламским банком развития (ИБР), Исламской торгово-промышленной палатой, а также расширяется сотрудничество и в других направлениях, например халяльные продукты, исламский банкинг. Я очень удовлетворен этим.

Темой моего выступления сегодня является будущее ОИС, ее роль и проблемы, стоящие перед мусульманским миром. Прежде чем говорить об этом, следует немного освежить в памяти историю Организации. ОИС, включающая в себя 57 стран-членов и пять государств, в том числе и Россию, имеющих статус наблюдателей, является второй по величине после ООН межправительственной организацией. При этом ежегодно увеличивается число стран, стремящихся развивать отношения с ОИС, желающих направить своих представителей в ОИС, среди них США, Великобритания, Франция, Австралия, Канада, Италия.

В настоящее время ОИС в своей деятельности руководствуется двумя основными документами: Десятилетней программой действий, которая была принята на историческом саммите в Мекке в 2005 году, а также новым Уставом, принятым на саммите в Дакаре в 2008 году. Опираясь на эти документы, Организация стала форумом сотрудничества, который способствует умеренности и модернизации, позиционирует себя как надежного партнера и игрока на мировой арене. Мы работаем в тесной кооперации с ООН, имеем отношения с другими международными, региональными и межрегиональными институтами. Разумеется, эти основополагающие документы не только отражают такие универсальные международные ценности, как свобода слова, права человека, демократия, подотчетность и прозрачность управления, но делают на них особый акцент. В них также рассматриваются вопросы роли женщин в обществе.

Конечно, принять эти нормы было непросто, но мы преуспели в этом, и наша следующая задача состоит в том, чтобы реализовать их в наших странах. Одним из основных достижений ОИС в последний период было создание Постоянной независимой комиссии по правам человека, состоящей из 18 представителей, выбранных от 18 стран для осуществления полномочий по правам человека. С удовольствием отмечу, что четыре из них - женщины, и председателем этой комиссии также является женщина, представитель Индонезии.

Далее. Социально-экономическое развитие - основная цель ОИС. Наши многие проекты и программы реализуются Исламским фондом солидарности во имя развития и Специальной программой для развития Африки. И фонд, и программа уже инвестировали 1,640 миллиарда и 12 млрд. долларов соответственно в экономики государств - членов ОИС.

Теперь хотел бы вернуться к роли ОИС на международной арене, которая стала все более заметной за последние восемь лет, в том числе благодаря развитию отношений с ведущими международными организациями. ОИС стала сильнее и эффективнее, что показало участие Организации в решении недавних проблем в Нигере и продолжающихся сейчас в Мали, кризиса в Мавритании, а также работа по сложившимся ситуациям в Сомали, Афганистане и, конечно, в Сирии. ОИС стала международным посредником достойным доверия.

Хотел бы также осветить вопросы исламофобии и улучшения взаимопонимания между различными культурами и религиями. Должен подчеркнуть, что мы высоко ценим позицию России в этих вопросах. Мы работаем практически параллельно в ООН, в Совете по правам человека, различных международных организациях, и между представителями России и стран ОИС существует полноценное сотрудничество.

Одним из хороших примеров в данном контексте является резолюция 16/18, единогласно принятая Советом по правам человека в Женеве, которая основывалась на восьми пунктах, предложенных мной в 2010 году, и была со стороны ОИС попыткой преодоления конфронтации, существовавшей с западноевропейскими странами. Ситуация была связана с публикацией датских карикатур, нецивилизованных, уродливых, в которых без всякой причины были совершены нападки на священную для нас личность. Неважно, священно ли это для вас, верите ли вы во что-то другое, являетесь ли вовсе неверующими, но кто вы такие, чтобы проявлять неуважение к другим? Почему вы оскорбляете других? Почему вы считаете, что, оскорбляя других, выражаете свою свободу? И когда кто-то приходит и говорит: «Пожалуйста, не оскорбляйте мои священные ценности», вы отвечаете, что это ваша свобода, у вас есть свобода слова, у вас есть право изображать и делать то, что вам нравится, и никто не вправе вас остановить, так как это противоречит правам человека. Это какая-то неправильная, вывернутая наизнанку логика. Непостижимо, что некто, упражняясь в своих свободах, совершенно безосновательно оскорбляет 1,5 млрд. человек по всему миру.

ОИС проявила большую активность в той ситуации, и нам удалось при поддержке союзников, в том числе Российской Федерации, провести несколько резолюций против диффамации не только ислама, но и любых религий. К сожалению, представители европейских стран и США выступили против, утверждая, что в их странах диффамации религий как неприемлемого явления нет в принципе, дескать, мы понимаем вашу проблему, но предлагаемые вами меры юридически некорректны и не являются лучшим способом решения. При этом, по их словам, они сочувствовали нам. В частности, США были весьма открыты, однако поддержать нашу инициативу напрямую не могли, что было связано с первой поправкой к Конституции США, содержащей определение диффамации. Не углубляясь в подробности, скажу, что мы искали новые и альтернативные пути, в результате чего выступили с предложением, состоящим из восьми пунктов, рассмотренным в Совете по правам человека ООН в Женеве в 2010 году, и это предложение неожиданно было принято всеми. Таким образом, мы имеем принятую Советом по правам человека в Женеве резолюцию, которую представили в Генеральной Ассамблее ООН.

Теперь о будущем ОИС. Полагаю, что будущее ОИС лежит в трех сферах деятельности. Первое направление - обеспечение мира и безопасности, внесение нашего вклада в решение этих задач в нашей части мира, где много проблем. Естественно, мы не акцентируем внимания на этих проблемах, но они тем не менее есть. Как уже было отмечено мной, роль ОИС в вопросах мира и безопасности является очень важной, и ОИС, имея большой потенциал, уже показала свою способность в решении ряда проблем. Организация имеет большие возможности действовать в качестве честного посредника при кризисах, опираясь на свою принципиальную позицию, заключающуюся в необходимости их предотвращения и использования «тихой» дипломатии. У ОИС есть преимущества, которые она задействует, где бы ни случались проблемы или кризисы.

Второе направление - права человека и социально-культурная сфера. Думаю, что в ближайшем будущем ОИС должна продолжать стремиться к распространению принципов равенства, чтобы изменить ситуацию с правами человека во всех государствах, входящих в ее состав, применяя современные принципы всеобщего равенства, ценности демократии, верховенства права, надлежащего управления, либерализации политической системы и др.

Рассматривая третье направление - экономическое, хотел бы сказать, что и здесь перспективы ОИС весьма велики. Говоря о многих странах из числа членов ОИС, можно сказать, что, несмотря на все переживаемые сейчас ими трудности, если посмотреть на их будущее в экономическом плане, можно увидеть большие перспективы. И это то будущее, которое мы бы хотели разделить с Россией. Страны с развивающейся экономикой, многие из которых являются членами ОИС, занимают все более значительное место в мировом производстве и торговле товарами и услугами. Стратегическое значение их вклада еще более ощутимо, ведь этот процесс связан с мировым трендом перемещения экономической активности из Атлантического региона в Азию, где страны ОИС в основном и расположены.

Таким образом, в последнее время страны ОИС достигли больших результатов. Они удвоили объемы производства, значительно увеличив свою долю в мировом производстве. В течение последних пяти лет был утроен экспорт и импорт этих стран. Намного увеличился торговый оборот внутри ОИС. Это происходило в соответствии с одним из основных пунктов Десятилетней программы действий 2005 года.

В начале моей работы в качестве генерального секретаря в 2005 году общий объем торговли стран ОИС между собой составлял около 206 млрд. долларов. По данным 2012 года, эта цифра превысила 742,47 млрд. долларов, то есть размер торгового оборота между странами ОИС вырос более чем в три раза. Общий ВВП стран - членов ОИС достиг в 2011 году 5,8 трлн. долларов, в 2004 году он составлял 2,3 триллиона. И все это произошло еще до реального внедрения системы торговых преференций, разработанной ОИС. В настоящее время более десяти стран присоединились и полностью стали частью системы торговых преференций ОИС, что еще больше расширит торговые возможности.

Рассматривая данные Всемирного банка за 2011 год, можно заметить, что доля развивающихся стран (говорю именно о них, так как отдельных данных по ОИС нет) в международной торговле возросла с 30% в 1995 году до оценочных 40% в 2010-м. Согласно тому же докладу, ожидается, что темпы роста развитых стран будут на уровне 2,3% в период между 2011 и 2025 годами. Прогнозируемый же рост для развивающихся экономик, в том числе стран ОИС, составит 4,7%. Таким образом, со всей очевидностью можно видеть, что развивающиеся экономики будут становиться все более значительными двигателями глобального роста в период с 2012 по 2025 год. В 2025 году мировая экономика будет выглядеть совсем иначе, нежели чем в 2011-м. Развивающиеся экономики будут в реальном выражении составлять 45% от общего объема мирового производства, по сравнению с 37% сегодня и 30% в 2004 году.

Доклад Всемирного банка вводит концепцию многополярности, прогнозируя появление новых полюсов роста в дополнение к США, еврозоне и Китаю, предсказывается появление других потенциальных полюсов роста международного уровня, включающих в себя некоторые страны ОИС, такие как Малайзия, Саудовская Аравия и Турция. На региональных уровнях Турция выйдет на второе место после России в регионе Восточной Европы и Центральной Азии; Саудовская Аравия, Иран и Египет будут лидировать на Ближнем Востоке и  в Северной Африке; Бангладеш и Пакистан займут вторую и третью позиции после Индии в Южной Азии. Индонезия будет третьей после Китая и Южной Кореи в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе, а Нигерия - второй после Южной Африки в регионе южнее Сахары. Большинство из вышеперечисленных стран - члены ОИС.

В марте 2013 года в ходе саммита БРИКС в Дурбане (ЮАР) было принято решение о создании нового банка развития. Участники заявили, что первоначальный взнос в его капитал должен быть достаточно существенным для финансирования банком инфраструктурных проектов. Также странами БРИКС было решено создать самоуправляемый валютный резерв (CRA), который позволит обеспечить финансовую стабильность и предотвратить нехватку краткосрочной ликвидности. Капитал создающегося банка развития еще не был объявлен, но 100 млрд. долларов создаваемого валютного резерва - действительно огромная цифра, особенно по сравнению, например, с оплаченным капиталом Исламского банка развития, который составляет 6,6 млрд. долларов, и уставным капиталом, составляющим 45 млрд. долларов. Таким образом, размер этого фонда более чем в два раза превышает уставный капитал ИБР.

Если же смотреть шире, то видно, что банк Голдман Сакс представил концепцию новой категории стран, следующих за БРИКС, - «Следующие 11». К ней причислены страны, которые имеют высокий потенциал, чтобы встать в один ряд со странами БРИКС, крупнейшими в мире экономиками XXI века, и которые подвергаются большому влиянию растущих экономик. В эту группу входят Бангладеш, Египет, Индонезия, Иран, Нигерия, Пакистан, Турция из стран ОИС, вне же ОИС - Корея, Мексика, Филиппины и Вьетнам. То есть семь из 11 - страны ОИС. Конечно, если посмотреть на демографические аспекты, то в 2030 году, согласно докладу Pew Forum, численность мусульманского населения мира составит 2,3 млрд. человек, а численность мирового населения увеличится с 6,9 до 8,3 млрд. человек. То же самое исследование прогнозирует рост мусульманского населения в мире. Темп его роста в настоящее время составляет 1,5%, что в два раза больше общемирового, который равен 0,7%. Это означает, что процент мусульманского населения во всем мире, составляющий на сегодня 23,4%, достигнет к 2030 году 26,4%. Азиатское население в ОИС будет по-прежнему самой большой группой, составив 51% в 2030 году, однако сократится по сравнению с сегодняшними 54%.

Таким образом, мы видим, что будущее ОИС в мире, будь то в политическом, экономическом или демографическом аспектах, является многообещающим. Думаю, что это отразится и на роли ОИС в мировых делах. Что касается роли ОИС в ООН, то в настоящее время государства - члены Организации являются крупнейшим голосующим блоком. Это очевидно всем и, как мне кажется, должно быть оценено. Полагаю, что в будущем, при первой же реформе ООН, надо выделить место для ОИС в Совете Безопасности. Если посмотреть на сегодняшнюю структуру Совета Безопасности, можно увидеть, что есть пять постоянных членов, есть представители разных цивилизаций, культур, политических сил, но пока не представлены более чем 1,5 млрд. человек мусульманского мира. Между тем при рассмотрении состава десяти непостоянных членов заметно, что среди членов Совета Безопасности четыре человека всегда представляли страны Азии, всегда были представители и от африканских стран. Думаю, что положение и статус, приобретенные Евросоюзом в 2011 году в ООН, положение наблюдателя, которым обладают и другие международные организации, могут быть предоставлены и ОИС. Статус Евросоюза позволяет вносить вопросы в повестку дня и выступать в Генеральной Ассамблее от имени стран-членов. Возможно, кто-то скажет, что есть разница между структурой ЕС и структурой ОИС, но полагаю, что наша организация должна развиваться в том же направлении.

Этими замечаниями относительно будущего ОИС и ее роли в мире, г-н председатель, хотел бы закончить свое выступление. Благодарю вас за предоставленную мне возможность выступить в этом красивом месте перед столь почтенной аудиторией. Спасибо.

«Международная жизнь»: Господин Ихсаноглу, Россия - это многонациональная и, соответственно, многоконфессиональная страна. Значительная часть ее населения исповедует ислам. Как вы оцениваете положение ислама в нашей стране?

Э.Ихсаноглу: Мое знакомство с мусульманами в России произошло очень давно. Впервые я посетил вашу страну в 1979 году, затем приезжал в 1980-х годах. После распада Советского Союза мне довелось побывать не только в России, но и бывших союзных республиках.

Если говорить о Российской Федерации, то ислам на ее территории существует так же долго, как христианство. Так что ислам можно назвать коренной религией в России, и мусульмане - часть российского общества. Это мое первое наблюдение.

Второе. Сравнивать досоветскую эпоху, времена коммунистического режима и современную Россию практически невозможно. Основываясь на своих личных впечатлениях, могу сказать, имея в виду свободу вероисповедания, свободу религиозной деятельности и прочие свободы, действующие в сегодняшней России, что ислам процветает у вас в стране.

Василий Лихачев, депутат Государственной Думы России, Чрезвычайный и Полномочный Посол, бывший вице-президент Татарстана: ООН в последнее время уделяет самое пристальное внимание совершенствованию диалога цивилизаций, он идет очень трудно, несмотря на огромное количество резолюций и документов, которые принимает Совет Безопасности и Генассамблея ООН. Что, с вашей точки зрения как руководителя авторитетной международной организации, можно еще сделать, чтобы люди, представители конфессий, представители разных этнических групп, находили общий язык в этом нестабильном мире?

Э.Ихсаноглу: Ваш вопрос, как говорится, - «вопрос на миллион». Он нуждается в глубоком рассмотрении и развернутом ответе. Позвольте ограничиться несколькими словами.

Есть проблемы, которые, думаю, все знают. Некоторые из них проистекают из штампов нашего восприятия, из исторически сложившихся стереотипов, источник других - влияние радикальных маргинальных групп, которые навязывают свои ошибочные идеи массам, стремясь поляризовать людей, сталкивая их и нагнетая конфронтацию. Я лично с 1980 года принимал участие в научном, дипломатическом и политическом поиске решения многих международных проблем межкультурного взаимодействия. Многие из мероприятий не приводили к желаемой цели, так как не доходили до сути и причин проблем, тем не менее способствовали системному, хотя и небольшому, изменению шаблонов дипломатической деятельности. В этом смысле они играли хотя и ограниченную, но позитивную роль.

Коснусь двух событий: пресловутые карикатуры, опубликованные в сентябре 2005 года в Дании, и недавний фильм «Невинность мусульман», снятый в Америке. Они не отражают официальных позиций, фильм не имеет ничего общего с позицией американской администрации. Эти эпизоды, однако, спровоцировали людей, вызвали столкновения. В моем понимании любой диалог по этим вопросам должен иметь определенную, конкретную цель, которую нужно зафиксировать в прогрессивной повестке дня.

К сожалению, осуществляется много видов деятельности, которые очень хороши сами по себе, но не меняют стереотипов. Думаю, что вообще в долгосрочном плане есть два средства достижения цели. Прежде всего, это привлечение СМИ, потому что журналисты меняют и формируют восприятие миллионов людей во всем мире. Этого нельзя добиться, написав хорошую книгу или сняв фильм, которые увидят несколько человек, или приняв резолюцию в Женеве или Нью-Йорке, в Москве, или Каире, или Стамбуле, или любом другом месте в мире.

Мы обращаемся к миллиардам людей двумя путями. Прежде всего, через средства массовой информации. Привлечение СМИ к освещению этих вопросов в правильном свете является главным методом работы. Во-вторых, через образование. Школьник и в сибирской деревне, и в Анатолии, и на Яве осознает свою принадлежность к одной и той же цивилизации, а различия в цвете кожи, национальности, этносе, религии вторичны по отношению к общечеловеческой общности. Они должны верить в это с первого дня, знать, что, к какой бы культуре они ни принадлежали, она является частью всеобщей цивилизации, к которой принадлежат все нации, - от той, что процветала в Месопотамии, до тех, что складывались в долинах Нила и Индии, Желтой реки. А это означает, что Месопотамия, Египет, Индия, Греция и другие нации в разные эпохи внесли свой вклад в формирование универсальной цивилизации и они не должны быть врагами этой цивилизации или противопоставлять себя ей.

Андрей Вдовин, Чрезвычайный и Полномочный Посол: Консультации, которые вы проводили в Москве, показали, что диалог между РФ и ОИС - это важная часть международных усилий по урегулированию конфликтов, которые, к сожалению, продолжаются во многих странах этого региона. Разрешите сразу взять быка за рога и спросить о позиции ОИС в отношении наиболее опасного сейчас очага международной напряженности, а именно событий в Сирии.

Э.Ихсаноглу: Положение в Сирии печально и трагично. Это один из самых тяжелых кризисов последних лет. Страна и нация поражены войной, и нет международного консенсуса относительно дальнейших действий. С первого дня наша позиция состоит в том, что, несмотря ни на что, необходимо решать проблемы мирным путем, с помощью переговоров, разговаривая с оппозицией. Мы, разумеется, предприняли несколько инициатив. Мы были одними из первых, если не первыми, сделав это еще в мае 2011 года. Они, однако, как и многие другие, не принесли результатов. Такая работа продолжалась в течение некоторого времени, пока не началась международная деятельность, включая деятельность ряда арабских стран. Но и она не привела к успеху. Наши инициативы, возможно, могли поправить ситуацию, но, к сожалению, они не были реализованы. Сегодня, когда многие детали стали общеизвестны, мы выступаем, естественно, против международного вмешательства, за мирное решение путем переговоров между правительством и оппозицией. Мы поддерживаем миссию добрых услуг Лахдара Брахими и встречу в Женеве. Считаем, что для этого необходимо российско-американское взаимодействие, и поддерживаем его.

Реза Саджади, Чрезвычайный и Полномочный Посол Ирана в России: С Россией я связан вот уже 20 лет и очень рад слышать, что ОИС намерена сотрудничать с Россией в том числе и через Исламский банк развития. Ведь потенциал России - это потенциал не страны, а континента. Иран с большой пользой сотрудничает с Россией, и мы уверены, что и другие мусульманские страны получат большую пользу, если будут знать о российских возможностях. Теперь вопрос. Самой важной проблемой для исламского мира и Ближнего Востока является палестинская. Более 4 млн. палестинцев находятся в изгнании. Какова позиция и практическая деятельность ОИС в отношении этой проблемы, решение которой может восстановить стабильность на Ближнем Востоке?

Э.Ихсаноглу: Палестинская проблема является важнейшей если не основной в деятельности ОИС. Мы активно работаем в этом направлении, и рассказ об этом может быть очень долгим. Разрешите сделать лишь несколько замечаний. Прежде всего, ОИС и в ЮНЕСКО, и в ООН поддерживает Палестину, в частности мы мобилизовали 53 голоса при решении вопроса о придании Палестине статуса наблюдателя в ООН, что и решило исход дела. Такую же роль мы сыграли и при решении годом ранее вопроса о приеме ее в члены ЮНЕСКО. Можно также сказать о встречах, которые мы организуем в Баку в помощь Палестине. Одну, чтобы обеспечить палестинским властям возможность преодолеть их финансовые проблемы, вторую - для рассмотрения проблем Иерусалима в области здравоохранения, образования и жилья. Есть, разумеется, много и других примеров.