«Международная жизнь»: Георгий Георгиевич, среди многих направлений работы ТПП России существует и проект, который называется «Деловые советы». Когда он появился? Что это за институт? Каковы задачи, стоящие перед деловыми советами при ТПП РФ?

Георгий Петров: В условиях рыночной экономики действительно возникла необходимость выработки консолидированной позиции бизнеса по установлению отношений и развитию сотрудничества с теми странами, которые являются основным полем деятельности для российских компаний. Понятно, что сегодня контракты, соглашения о конкретных поставках - это уже не государево дело, это дело бизнеса, и вот в этом-то и возник определенный вакуум.

Существует механизм межправительственных комиссий - это механизм, главная задача которого создавать благоприятный климат, правовое поле для экономического сотрудничества. Но межправительственные комиссии сегодня не являются инструментом, который, собственно говоря, заключает конкретные сделки, - этим занимаются непосредственно наши предприниматели.

И во многих случаях произошел определенный разрыв - то есть правительство не всегда знает, каковы интересы бизнеса, какие его позиции нужно отстаивать, какие препятствия мешают российскому бизнесу выходить на зарубежные рынки. И вот так появилась идея возникновения деловых советов.

С уверенностью можно сказать, что это бренд Торгово-промышленной палаты России. Первый Деловой совет ТПП учредила, подписав соглашение о сотрудничестве с Генеральным союзом торговых, промышленных и сельскохозяйственных палат арабских государств. Это случилось более десяти лет назад. Этот первый Деловой совет с первого дня существования и по сегодняшний день возглавляет руководитель одного из ведущих холдингов России АФК «Система» Владимир Евтушенков.

Жизнь показала, что помимо многостороннего совета, каким стал упомянутый Деловой совет с арабскими странами, потребовалось учреждение своего делового совета с каждой отдельной арабской страной - то есть создание двусторонних советов, поскольку торговые отношения развиваются, конечно, на двусторонней, а не на многосторонней основе. И теперь практически со всеми ТПП стран, которые входят в Лигу арабских государств, такие двусторонние советы у нас работают.

А дальше движение по этой матрице, как говорится, приобрело массовый характер. И мы можем гордиться тем, что на сегодняшний день создан 71 деловой совет с разными государствами мира.

«Международная жизнь»: 71 деловой совет с зарубежными странами - это почти половина членов ООН. Впечатляет. Как удается налаживать и координировать эту работу - разнообразную по географии, характеру партнеров, условиям бизнеса во многих странах?

Г.Петров: Цифра «71», конечно, впечатляет, но сразу хотел оговориться, что к созданию деловых советов мы подходим избирательно и учреждаем их, когда есть действительно определенный уровень торгово-экономических отношений или же у российского бизнеса открывается перспектива по работе на рынках той или иной страны.

Если посмотреть географию, то больше всего деловых советов у нас сегодня создано совместно с развивающимися странами. И это понятно, потому что когда мы говорим о задачах деловых советов, то они сводятся к следующему: создать условия для максимального сотрудничества малого и среднего бизнеса. Что касается крупных компаний, то понятно, что они самодостаточны и проблемы, которые у них возникают, решаются не на уровне деловых советов и даже иногда не на уровне межправительственных комиссий. А вот для малого и среднего бизнеса нужен определенный «ледокол» или «локомотив», который продвигал бы их интересы за рубежом на консолидированной основе. Поэтому мы очень избирательно подходим к выбору главы российской части каждого делового совета, ведь эффективность работы во многом зависит от того, кто совет возглавляет.

В первую очередь это должен быть предприниматель, который пользуется большим авторитетом, которого хорошо знают в России, имеющий свой бизнес в стране, с которой создается деловой совет, - иначе ему просто не интересно будет работать. Это очень важное условие. Понятно, что у него есть интересы бизнеса своей компании, но как председатель делового совета он должен выступать от имени всей членской базы, которая входит в состав совета.

Главное, что мы ожидаем от деловых советов, чтобы в ходе регулярных встреч с зарубежными предпринимателями шел процесс поиска совместных проектов сотрудничества. И не просто поставки товаров, экспорта или импорта, а, желательно, проектов с инвестиционной составляющей, поскольку обычная торговля очень подвержена конъюнктурным колебаниям. Сегодня можно, скажем, подписать крупный контракт, поставлять какие-то товары, а завтра интерес к этому товару пропадает. Но если этот контракт подкреплен в ходе реализации проекта инвестиционной составляющей, тогда это и есть выход на долговременные и стабильные связи.

 

«Международная жизнь»: Как деловые советы функционируют? Большие ли у них штаты работников?

Г.Петров: Что касается форм работы здесь, в России, то они могут быть самые разные. Большинство из советов можно, условно говоря, назвать клубами по интересам. Они не образуют никакого юридического лица. Это объединение тех компаний, для которых тот или иной рынок представляет конкретный интерес. Либо перед ними открывается какая-то перспектива в деле поисков новых рынков. Но есть также деловые советы, которые идут по другому пути. Они создают юридическое лицо либо в форме некоммерческого партнерства, либо автономной некоммерческой организации, учредителем которой выступает, как правило, ТПП России. Эта форма позволяет деловому совету вести расчетный счет, собирать членские взносы.

Для большинства созданных деловых советов первым шагом, который они предпринимают, является открытие своей странички в Интернете. Там размещается информация и об экономике соответствующей страны-партнера, и о внешнеторговом законодательстве, и о местном инвестиционном климате. В то же время этот сайт служит своего рода «доской объявлений», поскольку партнеры всегда могут разместить информацию об интересе в закупках определенных товаров в России, либо о поставке своих товаров в РФ. Здесь же начинаются поиски инвестора или предложения о реализации инвестиционного проекта в России. То есть сам сайт делового совета превращается в полезный справочный материал, который доступен всему российскому бизнесу.

Большую роль играют исполнительные органы, потому что сами деловые советы проводят свои заседания максимально два раза в год, но торговля и экономическое сотрудничество осуществляется в ежедневном режиме. Постоянно требуется информация на тему поиска партнера, проверки его надежности и т.д., поэтому исполнительные директора или ответственные секретари находятся в постоянной электронной переписке с предпринимателями - членами деловых советов. С одной стороны, они могут предоставить зарубежным коллегам нужную информацию, с другой - соответственно, снабдить информацией российских участников советов.

«Международная жизнь»: Деловые советы работают самостоятельно или же стараются координировать свою деятельность с правительственными структурами Российской Федерации - все-таки внешняя торговля? Их работа как-то оценивается на государственном уровне?

Г.Петров: По большому счету, деловой совет является очень важным инструментом межправительственной комиссии с той или иной страной мира. Потому и стало правилом, что председатель делового совета является постоянным членом российской части в соответствующей межправительственной комиссии, выходит на заседания межправительственной комиссии, где не только дает оценку состоянию торгово-экономических отношений, но и рассказывает о тех проектах, которые совместно с бизнесом реализуются в этой стране. Он может идентифицировать те препятствия, с которыми сталкиваются на рынке, а вот устранение этих препятствий - это уже задача межправительственных комиссий.

Могу сказать со всей ответственностью, что руководитель российской части межправительственной комиссии во многом опирается на деловой совет. Приходится принимать участие в работе российской части многих межправительственных комиссий, и я убежден в правильности этого пути. Многие руководители межправкомиссий - вице-премьеры, министры - начинают заседания, выслушивая сначала мнения российского бизнеса, которые формулирует деловой совет. Установилась хорошая практика, что заседания деловых советов приурочиваются к заседаниям межправительственных комиссий. Зачастую проводятся широкие бизнес-форумы, в которых участвуют не только члены деловых советов. Эти мероприятия открыты не только для членов ТПП, но и для всего российского бизнеса, и они собирают аудитории в несколько сот человек. Некоторые деловые советы участвуют в международных выставках, проводимых в странах-партнерах, привлекают своих зарубежных партнеров к проведению выставок, которые проходят в России.
В конечном итоге создается постоянный источник, некий дополнительный канал обмена экономической и коммерческой информацией, что для торговли является хорошим стимулом.

Еще один важный аспект - несомненно, успешными являются те деловые советы, у которых сложилось надежное партнерство с зарубежной стороной. Порой бывает так, что мы опережаем, мы уже создаем российскую часть делового совета, а партнеры - еще нет. Причины разные: бывает, что партнер недостаточно сильный, недостаточно авторитетный, и тогда наши усилия оказываются неоправданными. Это пока еще большой недостаток.

«Международная жизнь»: Деловые советы - детище Торгово-промышленной палаты России. Как вы их «воспитываете»?

Г.Петров: Если говорить о конкретных примерах, то хотелось бы прежде всего рассказать о том, что делает Торгово-промышленная палата России в плане развития и «воспитания» наших деловых советов. Неслучайно один из департаментов ТПП, который занимается внешними связями, называется отныне Департаментом внешних связей и работы с деловыми советами. Он осуществляет методическое руководство всеми деловыми советами, рассматривает их перспективные планы работы, принимает отчеты об их деятельности. Это важно, чтобы за год работы деловой совет добивался определенных результатов, решал какие-то свои задачи. И департамент мониторит ситуацию с целью определить, с какими трудностями сталкивается российский бизнес в той или иной стране, чем помочь тому или иному совету.

Президент ТПП России на регулярной основе собирает руководителей деловых советов. У нас такие совещания проходят по региональному принципу - уже состоялись по странам Азии, Латинской Америки и Европы. Естественно, мы собирали всех руководителей деловых советов, которые занимаются арабскими государствами. Крупным было мероприятие, когда в марте на площадку ТПП мы пригласили руководителей всех деловых советов. Цель была одна - обмен опытом, выявление лучшей практики. Заслушали выступления наиболее активно работающих председателей советов. Особенно отрадно, что они не только поделились успехами, но и рассказали о проблемах, с которыми сталкиваются. А проблем немало.

«Международная жизнь»: Каких, например?

Г.Петров: Вот характерный пример - наш торговый партнер Польша. Для российского бизнеса с точки зрения инвестиционного климата Польша - непростой партнер. Практически все инвестиционные предложения, которые российский бизнес пытался продвинуть на этот рынок, не принимались - порой надуманно. Можно сказать, и по политическим причинам. Это, естественно, становится темой дискуссий в рамках межправительственной комиссии, и не только. Сейчас можно с удовлетворением отметить, что есть движение вперед и есть первые позитивные результаты, но, конечно, предстоит пройти немалый путь.

И это касается не только Польши. Не на всех рынках нас ожидают. За рубежом сложились определенные стереотипы в отношении российского бизнеса, с которыми, к сожалению, приходится сталкиваться. Поэтому мы в помощь деловым советам пытаемся для преодоления этих препятствий задействовать все инструменты поддержки экспорта, которые сегодня функционируют в России.

Неслучайно одним из основных докладчиков на общей встрече руководителей деловых советов был глава Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций Петр Фрадков. Страхование экспортных кредитов сегодня - один из важнейших инструментов поддержки российского экспорта, особенно когда мы говорим о машинно-технической продукции, готовых изделиях. Мы очень тесно взаимодействуем по многим направлениям и пытаемся сейчас наполнить портфель заказов этого агентства, используя возможности наших деловых советов. Вот пример взаимовыгодного сотрудничества.

Самое главное, чтобы российский экспортер был защищен от возможных экономических и политических рисков. Это особенно важно при ведении бизнеса с такими партнерами, как страны Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Первые результаты есть, и они весьма и весьма положительные. Например, наши компании получают более приемлемые условия кредитования, когда таковые связаны с длительным циклом изготовления заказа, длительным сроком поставки товара и многими-многими другими позициями.

«Международная жизнь»: Интересно, создание деловых советов и наращивание их числа - это цель ТПП? Чем больше - тем лучше? А как на это реагируют российские посольства в разных странах. Им интересно заниматься новым видом деятельности - содействовать бизнесу?

Г.Петров: Самое главное, что мы никогда не навязываем бизнесу создание деловых советов - мы реагируем на запросы бизнеса. И если бизнес приходит и говорит: «Нам нужен деловой совет», мы такие инициативы поддерживаем незамедлительно.

Понятно, что невозможно создать деловые советы со всеми странами и в этом нет необходимости. Но, например, на африканском направлении, где российский бизнес сталкивается с одними и теми же проблемами в разных странах, мы пошли немного по другому пути - создали такую «зонтичную структуру», которая называется Координационным комитетом по экономическому сотрудничеству со странами Африки к югу от Сахары. Важно, что председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев дал согласие возглавить этот комитет, поскольку работать на африканском континенте без привлечения кредитных ресурсов практически невозможно. А ВЭБ здесь играет очень важную роль.

Теперь что касается нашего взаимодействия, когда мы говорим о деловых советах, с Министерством иностранных дел России. Мы очень часто советуемся с посольствами, когда выбираем руководителя того или иного делового совета, информируем наши посольства обо всех изменениях в руководстве деловых советов, связанных с их странами. Поскольку, как нам видится, и для посольств России это дополнительный инструмент присутствия российского бизнеса на том или ином рынке. Мы всегда имеем обратную связь, получаем от посольств информацию: и когда деловой совет хорошо сработал, и когда в его работе чувствуются определенные просчеты, недостатки, не учитывается специфика той или иной страны. Кто же лучше посольства знает, как работать в стране пребывания?

Когда к нам, в ТПП, приходит российский бизнес, чтобы получить совет о том, как лучше выйти на рынок той или иной страны, особенно если это новый рынок, наша рекомендация прежде всего заключается в том, что первая дверь, в которую бизнесу надо постучаться, - это посольство России. И отрадно заметить, что наши послы почувствовали вкус к этому сотрудничеству. Более того, от них идет много инициатив: скажем, там, где нет деловых советов, послы предлагают создать их.

Правда, с нашей точки зрения, это не везде и не всегда оправданно. Если, предположим, товарооборот с какой-то страной мира насчитывает всего несколько миллионов долларов, то о деловом совете говорить еще преждевременно. И здесь не надо руководствоваться такой логикой, что давайте, мол, создадим деловой совет и тогда торговля будет расти. Такой динамики мы никогда не наблюдали. Есть иная зависимость. Когда достигается определенный уровень торгово-экономического сотрудничества, тогда и бывает востребован такой институт, как Деловой совет.

«Международная жизнь»: Насколько эффективна с точки зрения роста товарооборота работа деловых советов? Это миллиарды, десятки миллиардов?

Г.Петров: В количественном измерении эту деятельность определить практически невозможно. Торговля - это то, что выстраивается многие десятилетия и требует очень большой работы по всем направлениям. И только деловой совет не может повлиять на нее таким образом, чтобы товарооборот увеличился в несколько раз. Значимо скорее другое.

Возьмем крупнейшего нашего партнера - Китай. Действительно, товарооборот с КНР растет колоссальными темпами. В прошлом году он уже составил 83 млрд. долларов. То, что мы скоро достигнем планки в 100 миллиардов, а к 2020 году 200 миллиардов, как говорят наши лидеры, у меня, например, никаких сомнений не вызывает. В этом крупномасштабном сотрудничестве участвуют и Президент Российской Федерации, и правительство, и межправительственная комиссия. Идут регулярные встречи на разных уровнях. Какова в этой связи роль Делового совета? Она очень проста.

Есть около трех десятков конкретных бизнес-проектов с китайцами, причем очень интересных. Представьте, развитие предприятий переработки агропромышленной продукции в Центральном федеральном округе России. Из Китая поступают инвестиции, оборудование, технологии, а проекты реализуются в России. Инициатором такого проекта целиком и полностью был Российско-китайский деловой совет.

Получается так, что даже если зарубежный партнер готов осуществить какие-то инвестиции у нас, он сталкивается с проблемой: а где найти российского партнера? Другая проблема - как преодолеть, двигаясь по российским реалиям, непростые «рифы», которые встречаются на пути движения этих инвестиций. И эти заботы взял на себя Деловой совет. То, что совместные с китайцами проекты сегодня находятся в стадии реализации, - это действительно его заслуга.

Вообще на начало 2013 года только при поддержке российской части Российско-китайского делового совета реализуется 27 крупных двусторонних проектов. Вот здесь можно назвать ориентировочные объемы - они оцениваются в сумму более 9,7 млрд. долларов.

А в проработке у Делового совета с Белоруссией находятся 17 предложений по двустороннему сотрудничеству, причем свыше половины из них - инвестиционные проекты.

Можно то же самое сказать о деловых советах, работающих с другими странами. Пусть не столь крупномасштабные в денежном выражении, но создаются, что называется, «истории успеха», потому что для инвестиционного сотрудничества это крайне важно. Если вам удалось что-то сделать, значит, вы уже не боитесь идти дальше по избранной дороге. И это очень существенный фактор.

Деловые советы в результате контактов предпринимателей России и зарубежных стран открывают принципиально новые сферы, которые раньше не присутствовали в нашем двустороннем сотрудничестве. Иногда зарубежные партнеры просто не знают, что Россия может произвести то или иное оборудование, начиная с солнечных батарей и заканчивая приборами для научных целей. Более того, у нас остается проблема с коммерциализацией многих наших научно-технических достижений. Это тоже является темой заседаний, встреч нашего бизнеса с зарубежными партнерами. Идея есть, а как из нее сделать проект, который нужен рынку? В товарообороте это может дать всего лишь доли процента, но то, что помогли какому-то конкретному предприятию занять свою нишу на рынке, это несомненный успех.

Не скрою, что работа деловых советов - это инструмент экономической дипломатии. Обратите внимание, сегодня не проходит ни одного визита на высшем уровне, который бы не сопровождался таким, я бы сказал, «бизнес-шлейфом». Вот недавно Российскую Федерацию посетил Председатель КНР Си Цзиньпин. В ходе этого визита мы провели два российско-китайских форума. Первый - с нашими непосредственными партнерами из Китайского комитета содействия развитию международной торговли. А второй форум был более широким - он собрал около 300 бизнесменов из Китая и России. Вот вам и дополнительная площадка для установления соответствующих бизнес-контактов, потому что ясно: ни один контракт не может появиться без предварительной фазы многочисленных переговоров. В этом плане деловые советы очень полезны.

Как оценить, возвращаясь к вашему вопросу, в цифрах товарооборота их деятельность? Такой возможности, полагаю, ни у кого нет, потому что, как правило, на площадках советов идет предконтрактная работа. А, как говорится, если из 100 переговоров получается один контракт - это большой успех. На самом деле это так.

«Международная жизнь»: Не могли бы вы сказать, какие крупные мировые экономики отсутствуют в списке деловых советов. А с другой стороны, может быть, назовете какие-нибудь экзотические направления, которые присутствуют среди 71 совета? 

Г.Петров: Первый вопрос очень простой. Например, Германия является для России торговым партнером №2, а делового совета у нас с Германией нет. Почему? Потому что успешно действуют другие институты. Есть Петербургский экономический форум, активно работает Германо-российская внешнеторговая палата, активно развиваются и региональные связи - у ТПП России очень тесные отношения с Объединением германских торговых палат. Это все устоявшиеся связи, ведь почти 6 тыс. германских предприятий работают в России. Есть также российско-германская группа стратегического планирования - отдельный межправительственный институт, в работе которого участвует также и бизнес. Поэтому такая структура, как деловой совет с Германией, не нужен с практической точки зрения. А если все же его создать, то для проведения заседания понадобится, наверное, стадион в Лужниках, чтобы уместились все участники!..

Кроме того, у нас нет делового совета с Украиной, которая является очень важным торговым партнером для России. В чем причина? Трудно сказать, хотя у нас прекрасное межпалатское сотрудничество с ТПП Украины. Многие наши территориальные ТПП, особенно из приграничных регионов, чаще бывают у своих украинских партнеров, чем в Москве. Поэтому трудно говорить о том, что есть необходимость создать деловой совет с Украиной в дополнение к устоявшимся связям. Мы это не чувствуем...

Что же касается, как вы говорите, «экзотических направлений», на которых созданы деловые советы, то это для меня достаточно трудный вопрос.

Например, Кипр - не очень крупный торговый партнер для России, а у нас там очень неплохой Деловой совет, который возглавил Михаил Кузовлев из ОАО «Банк Москвы», проработавший немало лет на Кипре, хорошо знающий этот рынок. Во всяком случае, до нынешнего кризиса Кипр был крупным источником инвестиций для российской экономики. Не знаю, «экзотика» это или нет.

Но если говорить о совсем малых странах, то у нас есть Деловой совет с таким государством, как Бахрейн. Это не самый крупный торговый партнер. Хотя, могу сказать, что Деловой совет на регулярной основе оказывает содействие в налаживании контактов между российскими и бахрейнскими предпринимателями, ведет консультации деловых кругов, постоянно присутствует на всех выставочных и ярмарочных мероприятиях в наших странах.

У нас есть Деловой совет с Ираком. Но мы создали также и Деловой совет с автономным иракским Курдистаном в силу того, что именно эта часть Ирака представляет собой островок стабильности в непростом окружении. У нас есть Деловой совет по сотрудничеству с Палестиной, которая пока еще не является в полной мере самостоятельным государством.

Мы создали Комитет по сотрудничеству со странами Океании - это и Фиджи, и Папуа-Новая Гвинея. Он еще только в стадии становления, и мы надеемся, что комитет сможет организовать ознакомительные бизнес-миссии на эти экзотические острова, которые нам интересны и как экономические партнеры, и как новые туристические маршруты… Ведь туризм - это тоже сфера деятельности деловых советов.

«Международная жизнь»: Вы ни разу не упомянули США. Что об этом направлении можно сказать?

Г.Петров: С Соединенными Штатами, кстати говоря, мы работаем несколько в другом формате. ТПП РФ активно сотрудничает с Торговой палатой США, активно работает по линии Американо-российского делового совета. Этот совет ежегодно проводит крупные конференции на темы экономического сотрудничества с Россией, куда приглашаются авторитетные докладчики из России. Наша палата всегда участвует в этих мероприятиях.

В свое время были созданы два «зеркальных» деловых совета - Американо-российский и Российско-американский, который очень долго возглавлял Юлий Воронцов, знаменитый дипломат, Постоянный представитель России при ООН, Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР и России в Индии, Франции, Афганистане и США. С его уходом этот деловой совет ушел в тень.

Но появилось другое направление - это бизнес-диалог, который осуществляется в рамках Президентской комиссии Россия - США. В этой работе наша палата участвует солидарно в рамках «большой четверки» - предпринимательских объединений страны: РСПП, Торгово-промышленной палаты РФ, «Деловой России» и «Опоры России». Сегодня эту часть российской стороны возглавил Давид Якобашвили, член правления ТПП РФ.

Могу сказать, что США - непростой партнер, и сегодня большого желания у российского бизнеса работать именно на американском направлении мы пока не ощущаем. А проблем в двустороннем сотрудничестве накопилось очень много.

 

Справка:

По российскому законодательству деловые советы создаются как некоммерческие партнерства (НП) и автономные некоммерческие организации (АНО).

В настоящее время под эгидой ТПП России действует 71 деловой совет с зарубежными странами. На постсоветском пространстве есть восемь деловых советов, со странами Европы - 16, со странами Ближнего, Среднего Востока и Африки - 24, со странами Азии - 16, со странами Америки - семь деловых советов.

19 деловых советов зарегистрированы в качестве юридических лиц, остальные работают по клубному принципу.

Первый деловой совет был учрежден в 1992 году с Испанией и до настоящего момента работает по клубному принципу. Это Комитет предпринимателей Россия - Испания.