Известно, что ислам является одной из самых молодых мировых религий, возникновение которых было тесно связано с иудаизмом и христианством. Пророк Мухаммед рос, жил и воспитывался среди племен, исповедовавших как иудаизм, так и христианство. Благодаря своей необычайной впечатлительности, восприимчивости и исключительным дарованиям Мухаммед впитывал в себя все то, что он слышал как от иудеев, так и от христиан. Естественно, огромное воздействие он испытывал и от образованных и просвещенных слоев коренных племен (корейшитов и других), среди которых он жил.

Необычайные дарования Мухаммеда оказывали огромное влияние на его характер, на его умонастроения, психологию и в целом на возрастание и созревание его сознания и самосознания. Все, что он познавал от окружавших его людей, постепенно складывалось в своеобразное, самобытное и оригинальное мирочувствование, миросозерцание, мировосприятие и мировоззрение. В конце концов сложилась стройная система взглядов на человека, окружавшую его действительность, на всю Вселенную. Наконец, на Мухаммеда снизошла Божья благодать, Аллах даровал ему свое учение в виде Корана, написанного на небесных скрижалях, после чего Мухаммед начал проповедовать это учение среди ближайших родственников и знакомых, а затем и среди всех других людей, принадлежавших другим племенам и народам.

Уже в первых сурах Корана мы находим многочисленные ссылки пророка Мухаммеда на книги Ветхого Завета и Евангелие и послания апостолов Нового Завета. Мы постоянно встречаем высказывания Иисуса Христа и его апостолов, образы Божией Матери, архангелов Гавриила, Михаила и, естественно, заповеди как Ветхого, так и Нового Завета.

Обращает на себя внимание, что все суры Корана начинаются одними и теми же словами: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!» Это неслучайно, потому что ислам как мировая религия впитал в себя не просто иудаизм как религию закона и христианство как религию благодати или любви, а как бы объединил это в нечто единое целое, в понятие Бога как милостивого и милосердного. Больше того, ислам не только объединил религию закона и благодати, но он под воздействием конкретных исторических условий формировался как религия политическая и государственная, как религия высшего закона и как религия высшей и универсальной любви. Поэтому неслучайно во многих сурах Корана пророк Мухаммед говорит об истине и правде, противопоставляя их лжи и всему неистинному. Весь Коран пронизан глубочайшим почтением, уважением и преклонением перед истиной и абсолютной непримиримостью к неправде, лжи, лицемерию, а также к лжецам и лицемерам, которые, согласно Корану, заслуживают смерти.

Естественно, учение об истине было и есть во всех мировых религиях, и Логос как слово Божье проявляется, по существу, во всех мировых религиях, но по-своему, специфически, оригинально. Так, в исламе мы находим отождествление истины с Аллахом: «Аллах - это истина… и то, что они призывают помимо Него, это - ложь»1; «Аллах есть истина, а то, что вы призываете помимо Него, - ложь»2; «обетование Аллаха - истина»3. Уже из этого видно, что в Коране Аллах и истина есть одно, и любое отклонение от истины есть отклонение от Аллаха, и потому оно заслуживает самого резкого осуждения. Неслучайно в Коране постоянно осуждаются лжецы, лицемеры и неверные, обольстители разного рода, уводящие людей от истины, сбивающие их с истинного пути. «Горе всякому лжецу, грешнику!»4; «Пусть убиты будут лжецы, которые в пучине пребывают в беспечности»5; «Когда приходят к тебе лицемеры, они говорят: «Свидетельствуем, что ты - посланник Аллаха». Аллах знает, что ты - Его посланник, и Аллах свидетельствует, что лицемеры - лжецы. Они обратили свои клятвы в щит и отклонились от пути Аллаха. Поистине, скверно то, что они делают!»6; «Они - враги, берегись же их!»7; «Обещал Аллах лицемерам, и лицемеркам, и неверным огонь геенны - на вечное пребывание там. Довольно с них ее! И проклял их Аллах, и им - постоянное наказание»8.

Ясно, что это одно из самых принципиальных положений Корана и ислама как религии в целом. Если Аллах есть истина, то любое мельчайшее отклонение от этой истины и истинного пути является величайшим грехом и  должно быть наказуемо. Отсюда такая нетерпимость по отношению ко всем, кто уклоняется от истины: лжецам, лицемерам, обольстителям, поскольку положение «Аллах есть истина» имеет бытийное, онтологическое, познавательное, гносеологическое, морально-нравственное или аксиологическое значение. Аллах как истина есть то ядро, тот стержень, вокруг которого выстраиваются все высшие ценности: добро, красота, справедливость, любовь, милосердие, свобода. Следовательно, это положение в исламе играет основополагающую, решающую роль для построения всей системы религиозного мирочувствования, миросозерцания и мировоззрения.

Именно это положение лежит в основе всех сфер религиозной жизни мусульман, на нем основан свод законов - шариат, на нем основана вся мораль и нравственность, вся наука и культура, внешняя и внутренняя политика. В этом смысле категория истины в исламе играет роль категории Логоса в иудаизме и христианстве. Только в отличие от иудаизма и христианства, в исламе как политической религии нет никакого снисхождения по отношению к тем, кто лжет, лицемерит, богохульствует, обольщает, ибо любое попустительство этому может иметь роковые последствия. Вот почему не следует удивляться столь непримиримому и столь жестокому отношению ко всем тем, кто сбивается и сбивает других с истинного пути. Простить их грехи, заблуждения, ошибки может только сам Аллах, ибо он - милостивый и милосердный. Вот почему все суры и начинаются с этих слов.

Сам генезис ислама и его современное развитие свидетельствуют о том, что между исламом, иудаизмом, христианством существуют не просто точки соприкосновения и возможности разнообразного и всестороннего сотрудничества, но  и существенное единство в самом содержании этих мировых религий. Об этом мы читаем в Коране, где говорится об их фундаментальном единстве, хотя одновременно отмечаются и определенные различия между ними.

В Коране осуждаются те люди, которые считают себя верующими, но которые по существу являются неверующими, поскольку неправильно понимают и истолковывают Тору и Евангелие. В Коране дается глубокое понимание учений Торы и Евангелия. «Мы низвели Тору, в которой руководство и свет; судят по ней пророки, которые предались, тех, кто исповедует иудейство, а раввины и книжники - сообразно с тем, что им дано на хранение из писания Аллаха, и они - об этом исповедники. Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня! И не покупайте за Мои знамения малую цену! А кто не судит по тому, что низвел Аллах, то это - неверные. И предписали Мы им в ней, что душа - за душу, и око - за око, и нос - за нос, и ухо - за ухо, и зуб - за зуб, и раны - отмщение. А кто пожертвует это милостыней, то это - искупление за него. А кто судит не потому, что низвел Аллах, те - несправедливы. И отправили Мы по следам их Ису, сына Марйам, с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и даровали Мы ему Евангелие, в котором - руководство и свет, и с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и руководством и увещанием для богобоязненных. И пусть судят обладатели Евангелия по тому, что низвел в нем Аллах. А кто не судит по тому, что низвел Аллах, те - распутники»9.

Из этих положений Корана видно, насколько высоко оценивается и Тора, и Евангелие как руководство и свет, как истинный путь, по которому должны следовать люди. Одновременно указывается, что неверное понимание и истолкование учения Торы и Евангелия уводят людей от Бога, веры и истины, в силу чего отступники от этих учений осуждаются как великие грешники. Из этого следует также, что иудаизм, христианство и ислам имеют в своей основе одно и то же содержание, одни и те же основные заповеди, одну и ту же истину, нравственность и мораль.

Несмотря на известные различия иудаизма, христианства и ислама, у всех них много общего в отношениях, касающихся любви и милосердия. Известны заповеди иудаизма и христианства относительно любви к ближнему, к дальнему и вообще к человеку. В исламе также много говорится об этом, прежде всего в 93-й суре «Утро», представляющей собой в известной мере автобиографию пророка Мухаммеда: «Клянусь утром и ночью, когда она густеет! Не покинул тебя твой Господь и не возненавидел. Ведь даст тебе твой Господь, и ты будешь доволен. Разве не нашел Он тебя сиротой - и приютил? И нашел тебя заблудшим -  направил на путь? И нашел тебя бедным и обогатил?
И вот сироту ты не притесняй, а просящего не отгоняй, а о милости твоего Господа возвещай».

Особенно большое внимание в Коране уделяется заботе о детях, женщинах, бедных и убогих: «И давайте сиротам их имущество и не заменяйте дурным хорошего. И не ешьте их имущества в дополнение к вашему, ведь это - великий грех!»10; «А когда присутствуют при разделе родственники, сироты и бедняки, то наделяйте их из этого и говорите им слово благое»11; «Поистине те, которые пожирают имущество сирот по несправедливости, пожирают в своем чреве огонь, и будут они гореть в пламени!»12.

Что касается расхожего мнения о некой враждебности ислама в отношении иудаизма и христианства, основывающегося на одном из мест в Коране: «О вы, которые уверовали! Не берите иудеев и христиан друзьями: они - друзья один другому. А если кто из вас берет их себе в друзья, тот и сам из них. Поистине, Аллах не ведет людей неправедных!»13, то здесь речь идет о различиях между иудаизмом и христианством, с одной стороны, и исламом - с другой, и оно направлено против отождествления этих религий, против того, чтобы не видеть между ними различий, порой весьма существенных, затрагивающих различные стороны этих вероучений и реальной жизни иудеев, христиан и мусульман. Нас убеждает в этом еще одно место в Коране: «О обладатели писания! Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины. Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, - только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марйам, и дух Его. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите - три! Удержитесь, это - лучшее для вас. Поистине, Аллах - только единый бог»14. «И сказали иудеи и христиане: «Мы - сыны Аллаха и возлюбленные Его». Скажи: «Тогда почему Он вас наказывает за ваши грехи? Нет, вы - только люди из тех, кого Он создал. Он прощает, кому пожелает, и наказывает, кого пожелает. Аллаху принадлежит власть над небесами и землей и тем, что между ними, и к Нему - возвращение»15. Здесь опять-таки акцент делается на единстве христианства и ислама, на том, что их объединяет, а не на том, что разъединяет.

В Коране неоднократно говорится о войне против неверных, о тех, кто не верит в Аллаха, кто богохульствует, кто не признает его силу, величие, мудрость и милосердие. Эта война против неверных получила название джихада. Однако с этим трудно согласиться, поскольку в Коране идет речь о конкретной борьбе против тех или иных отступлений от принципов исламского вероучения. Например, написано: «Не берите же из них друзей, пока они не выселятся по пути Аллаха; если же они отвратятся, то схватывайте их и убивайте, где бы вы ни нашли их…»16; «Не следует верующему убивать верующего, только по ошибке»17; «А если кто убьет верующего умышленно, то воздаянием ему - геенна, для вечного пребывания там. И разгневался Аллах на него, и проклял его, и уготовал ему великое наказание!»18. Из этого ясно, что убийство верующих верующими есть величайший грех, за который следуют вечные муки в геенне огненной, ибо жизнь человека целиком принадлежит Богу, и только Бог может распоряжаться этой жизнью. Что касается взаимоотношений людей во время войн или вооруженных конфликтов, то в Коране указывается, что необходимо во всех случаях соглашаться на заключение мира с враждебной стороной, если она просит об этом или склонна к этому: «А если они отойдут от вас, не сражаясь с вами, и предложат вам мир, то Аллах не дает вам никакого пути против них»19.

Содержание священной войны мы находим в различных сурах Корана. Приведем некоторые из них. «И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте, - поистине, Аллах не любит преступающих! И убивайте их, где встретите, и изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас: ведь соблазн - хуже, чем убиение! И не сражайтесь с ними у запретной мечети, пока они не станут сражаться с вами. Если же они будут сражаться с вами, то убивайте их: таково воздаяние неверных!.. И сражайтесь с ними, пока не будет больше искушения, а вся религия будет принадлежать Аллаху. А если они удержатся, то нет вражды, кроме как к неправедным!»20; «Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний день, не запрещает того, что запретил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истины - из тех, которым ниспослано писание, пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными»21.

Из этого видно, что священная война, или джихад, - это война за истинную веру, война за ислам против всех его врагов и противников. В связи с этим неслучайно, что так понятая война занимает первое место среди всех нравственных ценностей, которые в исламе всегда располагались в следующем порядке: молитва, милостыня, пост и хадж, ибо защита истинной веры имеет самое важное и универсальное значение для жизни любого верующего. Однако эту священную войну нельзя ни в коем случае понимать как войну мусульман против всех других людей, не являющихся мусульманами, поскольку это было бы абсурдом.

Как мы уже видели, в самом Коране признается великое значение Торы и Евангелия наряду с самим Кораном, ибо иудеи и христиане, согласно Корану, это люди Писания, верующие в единого Бога.
В этом смысле Тора, Евангелие и Коран - это послания единого Бога, и не могут, как неоднократно повторяется в Коране, верующие убивать верующих, ибо это самый великий грех. Напротив, борьба за истину, за правду, справедливость, борьба против лжи, неправды, лицемерия не только не разделяет иудеев, мусульман и христиан, а именно объединяет. Здесь они едины, ибо веруют в единого Бога, в его послания,  его учение, в его священные Писания. Поэтому джихад следует понимать как войну против любых отклонений против истинной веры, будь то веры иудеев, веры христиан, веры мусульман.

 

 

 1Коран. Сура 22. Хадж. Аят 61.

 2Там же. Сура 31. Лукман. Аят 29.

 3Там же. Аят 33.

 4Там же. Сура 45. Коленопреклоненная. Аят 6.

 5Там же. Сура 51. Рассеивающие. Аяты 10-11.

 6Там же. Сура 63. Лицемеры. Аяты 1-2.

 7Там же. Аят 4.

 8Там же. Сура 9. Аят 69.

 9Там же. Сура 6. Трапеза. Аяты 48-51.

10Там же. Сура 4. Женщины. Аят 2.

11Там же. Аят 9.

12Там же. Аят 11.

13Там же. Сура 6. Трапеза. Аят 56.

14Там же. Сура 4. Женщины. Аят 169.

15Там же. Сура 5. Трапеза. Аят 21.

16Там же. Сура 4. Женщины. Аят 91.

17Там же. Аят 94.

18Там же. Аят 95.

19Там же. Аят 92.

20Там же. Сура 2. Аяты 186-189.

21Там же. Сура 9. Аят 29.