Каркас Конституции государства


Когда в глубокой древности возникал вопрос, как облегчить боли в теле человека, определились два направления. Одно из них - изучение устройства тела человека на примерах умерших и живых людей. В XI веке до н. э. появился анатомический атлас здорового человека, в XIX веке н. э. он был дополнен показателями нормальной физиологии, позволявшей учитывать процесс болезни. Древние врачи поняли: только имея достоверную информацию о болезнях человеческого тела, можно поставить надежный диагноз и искать средства для их лечения.

Другим средством облегчить боль стала мистика: шаманы устраивали ритуальные танцы около больного и, входя в транс, выкрикивали или бормотали заклинания, которые в будущем якобы могли изгнать болезнь. Иногда больной выздоравливал… сам по себе.

Такое же положение сохранилось до нашего времени в управлении государством с той лишь разницей, что до сих пор нет описания здорового государства («анатомического атласа») и описания нормальных процессов жизнедеятельности государства, нет «врачей», которым нужны эти знания, чтобы понять, какие процессы существуют или в будущем могут возникнуть в больном государстве. Врачей заменяют новые шаманы, использующие «ученые» заклинания для лечения хронически больного государства. Но больной не выздоравливает то ли потому, что заклинания не действуют на проблемы, кризисы и конфликты внутри государства и на его отношения с внешней средой, то ли потому, что болезни слишком застарели.

Болезни государства, как назвал их в 1904 году французский юрист М.Ориу, продолжаются много столетий, став хроническими. Они рождают протестные движения, бунты и революции обманутых народов против государей, которых иногда удается сменить другими государями. И круговорот истории продолжается. Сохраняется неизменная политическая система общества, в которой новый государь продолжает от имени всех граждан принимать политические решения об их судьбах: о мире или войне, процветании или разорении.

Последствия таких решений, отражающих личные желания властителя, впрочем, как и непонимание связи государственных законов управления с законами природы, невозможно предвидеть, и граждане вновь и вновь устраняют последствия своим имуществом и жизнями. Мудрый старец Оксенстиерна, шведский канцлер времен Тридцатилетней войны, сказал: «Как ничтожен тот ум, который управляет миром».

Чтобы предотвратить сознательный или бессознательный ущерб гражданам, который наносят государственные решения, впервые нами предпринята попытка создать методику диагностирования глубинных причин болезней государства, используя опробованную в течение 30 веков методику диагностирования болезней человеческого организма (анатомический атлас). На такой основе может быть построен достоверный прогноз будущего состояния больного государства в случае его лечения или нелечения.

В качестве эталона для модели «здоровой» (без патологий) системы государственного управления и конституционного права (ГУиКП) принято условное правовое государство с социальной защитой населения, в котором сбалансировано действие принципов экономической эффективности и справедливости. Для создания методики диагностирования использованы такие научные инструменты, как системный подход А.Богданова, Л.Берталанфи, У.-Р.Эшби, методологические учения И.Канта, Г.Щедровицкого, биологические концепты Ч.Дарвина и Л.Бюхнера, теория управления (кибернетика, менеджмент и маркетинг) Н.Винера, Г.Кунца, С.О’Доннела, Р.Акофа и др., чистая (нормативистская) наука права Х.Кельзена, теория надежности, социология.

Отметим некоторые особенности эталонной модели. Она представляет основу государства - систему государственного управления и права, но не самое государство. Государство включает понятия: страна, население, территория, а также систему управления и права, которая часто воспринимается как синоним государства.

С другой стороны, государство представляет название одного из видов объединения людей, входящих в родовое понятие «организация». Как и все виды организации, государство имеет свой статут: устав и особые права. Например, только государство обладает правами легитимного принуждения и физического насилия над гражданином, печатания денег и другими.

Признание за государством организационного статута прекращает практику принятия политических решений, представлявших субъективные предпочтения государя и его приближенных. В средние века эти предпочтения стали основой статута политической системы, а политики - основными проводниками мнений государя. Новый статут открывает возможности применения в управлении государством достижений многих отраслей науки, в первую очередь в области управления (кибернетика: прямые и обратные связи, принципы необходимого разнообразия, декомпозиции, эмерджентности и др. специальных знаний), включая объединение подсистем государственного управления и права в единую управленческо-правовую систему, в которой доминируют профессиональные специалисты, а не политики. Последнее относится к менеджменту и маркетингу, на целесообразность использования которых под другими названиями в управлении государством обратил внимание Н.Макиавелли еще в XVI веке. В новой модели государственного управления и конституционного права вместе с правоведами при выработке и принятии конституционных решений впервые участвуют специалисты по менеджменту и маркетингу.

Другая особенность нового статута государства состоит в том, что он препятствует проникновению во власть коллективистских идеологий, опирающихся на древний принцип управления государством: «Разделяй и властвуй!» Этот принцип раскалывает общество на враждующие коллективы, внушая превосходство неких религиозных, национальных, политических (партийных), материальных и других сообществ, а также природных свойств гендерного и расового характера.

В эталонной модели устранены в том числе опасности иных попыток разобщения граждан и народов, вызываемые теоретической невозможностью предвидения будущего организационных систем.

Вплоть до нашего времени физическое лицо в роли государя, обладающее личными предпочтениями и свойственной личности сменой настроений, является фатальным источником последствий в жизни миллионов граждан. В эталонной модели эта фатальность устранена: физическое лицо заменено виртуальным объектом - целью, которая создает желаемое (desideratum) качество жизни для создателей и защитников материальных благ в государстве - граждан. Для такого вида организационного объединения, как государство, цель включает правовые положения личности, конституционные права, свободы и обязанности гражданина, отвечающие международно-правовым декларациям и пактам, заключенным государствами.

Однажды принятая цель не требует каких-либо изменений и тем более не подвержена влияниям настроений. Цель ниоткуда не выводится, а постулируется, по Х.Кельзену, самими гражданами; перечень составляющих ее компонентов может быть заимствован, например из «Пирамиды потребностей» А.Маслоу. Будучи краткой и отвечающей насущным потребностям человека, цель доступна сознательному пониманию широкими массами граждан. В этом состоит еще одно преимущество по сравнению с выборами представительной демократии, когда избиратели отдают голоса за кандидатов, назначенных главой политической партии или его приближенными.

Операционное понятие «цель», которое многие века в менеджменте считается обыденным, до сих пор не нашло применения даже в продвинутых конституциях либерально-демократических государств, хотя в неявном виде (не имеющем юридической силы) цель присутствует в преамбуле Конституции США 1787 года; в авторитарных и тоталитарных государствах цель декларируется, но не имеет практического применения.

Еще И.Кант обратил внимание, что гражданские законы могут быть заменены принципами управления, поскольку могут быть выведены из принципов (с необходимостью и достаточностью). В нашей модели рассмотрены три источника принципов управления: в живой природе, заимствованные в первичном виде и ограниченные человеческой моралью (например, рост эффективности в человеческом обществе ограничен принципом справедливости), а также принципы управления (целеполагание, планирование), которых нет в природе, развивающейся стихийно.

Было обнаружено, что модель системы ГУиКП имеет общность с Основным законом (Конституцией) государства. Природные и человеческие принципы управления, закрепленные конституционным правом, содержат одинаковую совокупность правовых норм, которые определяют характер высших органов государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти.

В этой модели учтен также ряд ограничений, которые до сих пор недостаточно прописаны в конституционном праве или игнорируются на практике. Это относится, например, к гражданским обязанностям, которые без соответственных ограничений действий государства представляют нарушение прав человека. В частности, гражданин обязан платить налоги, но существующие конституции не имеют ограничений по прожиточному минимуму. Только цель государства как правовой императив не позволит снижать качество жизни граждан. К этой же категории нарушений могут быть отнесены игнорирование норм и принципов международного права по защите человечества, включая давление капитала на деятельность государства.

По этим причинам процедуры оформления Основного закона государства (Конституции) на основе эталонной модели системы ГУиКП начинаются с учредительного собрания, где граждане всеобщим голосованием признают себя сувереном-народом и проводят процедуру постулирования и принятия цели государства с учетом международно-правовых ограничений и репрессалий.

Поскольку цель является системообразующим фактором всей системы ГУиКП, специалисты с помощью процедур декомпозиции цели на задачи, функции и структуры государственного управления и права могут подготовить проект Конституции государства. Но так как на данном этапе подготовки проекта Конституции суверен-народ еще не принял цель, авторы статьи не вправе формулировать Основной закон государства. Проект Конституции может рассматриваться только в форме функционально-структурного каркаса (Ф-СК) Конституции, в котором представлено лишь наше личное понимание ее функционально-структурных особенностей. Ее конечное содержание определится после признания сувереном-народом цели государства, а декомпозиция цели и формулирование текста будут проводиться при широком участии общественных организаций и частных лиц. Правовое признание Конституции в качестве Основного закона государства может осуществляться Конституционным советом, состоящим из профессиональных управленцев и юристов.

Ниже представлен функционально-структурный каркас Конституции, построенный на основе эталонной диагностической модели системы ГУиКП, унифицированной для всех государств; в таблице даны также комментарии по поводу патологий существующих систем.

 

Функционально-структурный каркас Конституции

Преамбула

Государство представляет собой организацию граждан, связавших свои судьбы и объединивших результаты своего труда для обеспечения безопасности и лучших условий своей жизни и жизни своих потомков.

Патологии существующих систем ГУиКП

До настоящего времени государство представляет политическую систему, в которой судьбы граждан, а ныне и всего мира, определяются политическими (субъективными) решениями одного человека или узкой группы лиц - криптократией, принимающей решения секретно от граждан (и не всегда в пользу последних).

1. Целевой блок (законодательная власть) осуществляет функцию властвования - принятие решений стратегического (долговременного) характера, представляющих императивы для всех отраслей и субъектов права.

Патологии существующих систем ГУиКП

Раздел отсутствует в конституциях государств, поскольку функция властвования не отделена от функции управления, что является источником диктатуры.

1.1. Единственным носителем функции властвования являются граждане (прямая демократия), выступающие в роли суверена.

Патологии существующих систем ГУиКП

Ныне сувереном фактически является глава государства, который принимает важнейшие решения по личным соображениям. Суверенность граждан декларируется в форме представительной демократии, при которой большинство избирателей не интересуются политикой и ничего не знают о кандидатах во власть. Выборы проходят под контролем политических и финансовых интересантов с  неизбежной фальсификацией их результатов.

1.2. Суверен принимает на всенародном референдуме конституционную цель государства, выражающую постоянное улучшение качества жизни граждан и их потомков на долгосрочный период и на этапах движения к ней. Цель постулируется гражданами на основе предлагаемых специалистами потребительских корзин государственных услуг,  включающих удовлетворение физиологических потребностей и обеспечение безопасности гражданина и человека, его социальных потребностей, а также желаний самоуважения и саморазвития.

Патологии существующих систем ГУиКП

Отсутствие цели (а также декларирование цели при авторитарных режимах) не позволяет создать оптимальную систему управления государства, эффективно управлять исполнителями и контролировать результаты, что вызывает проблемы, кризисы и конфликты в государстве и протестные движения.

1.3. Защиту цели осуществляет хранитель, избранный Сувереном из числа беспартийных граждан, пользующихся всеобщей известностью, доверием и уважением. Хранитель цели выполняет традиционные обязанности главы государства.

Патологии существующих систем ГУиКП

Роль хранителя заимствована из правовой системы Великобритании (лорд-хранитель большой печати), которая предположительно восходит к древнему обычаю хранителя огня.

1.4. Конституция представляет Основной закон, обеспечивающий достижение цели государства. Средствами достижения цели являются природные и общественные принципы управления и права, определяющие задачи, функции и основные структуры системы государственного управления и конституционного права.

Патологии существующих систем ГУиКП

Отсутствие связи между конституционной целью государства и принципами, которые определяют задачи, функции и структуры управления, не требует участия в процессе принятия конституционных решений профессиональных специалистов по управлению, заменяя их знания политическим  диктатом.

1.5. Конституция получает правовое признание от Конституционного совета - управленческо-правового института, который избирается из высших специалистов в областях управления, права, экономики и других отраслей знаний.

Патологии существующих систем ГУиКП

Подавляющее большинство граждан не понимает юридические тексты и голосует по традиции. Принятие Конституции на общем референдуме - анахронизм.

1.6. Контроль соответствия принимаемых государственных решений конституционной цели осуществляет Конституционный совет. Он также выносит вердикты конституционности по проектам правовых решений. Куратором Конституционного совета является хранитель конституционной цели.

Патологии существующих систем ГУиКП

До настоящего времени Конституционный суд, будучи структурным подразделением судебной ветви власти, не может выносить объективные вердикты. Исторические традиции судопроизводства игнорируют принцип процессуальности, что препятствует защите от неправовых решений в публичном и гражданском праве (кроме уголовного права), от коррупции, а также способствует развитию внеправовых организаций лоббистов и политтехнологов.

2. Исполнительный блок (администрация государства) осуществляет функцию управления структурными управленческими подразделениями (правовыми институтами) для создания гражданам государства и временным жителям страны необходимых и достаточных условий участия в жизни государства и получения жизненных благ, предписанных конституционной целью для каждого этапа движения к ней.

Патологии существующих систем ГУиКП

Исторически сложилось, что администрация включает парламент, принимающий все правовые решения (законы) для управления государством. В средние века был признан принцип разделения ветвей власти как демократическая основа законодательства. Однако государь сохранил право принимать все стратегические решения. Механизмы «вето» и «сдержек и противовесов» не стали ограничением для государей, поскольку члены парламента избираются по партийным спискам, сформированным будущим государем.

2.1. Структура администрации государства, принимающей и контролирующей исполнение правовых норм, которые должны обеспечивать достижение определенных этапов конституционной цели на всех уровнях управления, включая муниципальный (местный) включает:

а) правовое собрание (парламент) - правовые нормы тактического (среднесрочного) характера, направляемые правительству и судебной власти;  

б) правительство - правовые нормы оперативного (краткосрочного) характера, направляемые непосредственным исполнителям и населению;

в) судебная власть - защита прав  и свобод человека и гражданина на конкретном этапе движения к  конституционной цели.

Патологии существующих систем ГУиКП

Существующая структура государственной администрации не включает ряд функций управления, вытекающих из природных принципов управления, а также ограничений, предписанных моралью и международным сообществом. Например, отсутствуют требования открытого выбора оптимального соотношения принципов экономической эффективности и справедливости для каждого этапа развития государства, что вызывает финансовые кризисы (в том числе мировые) и ухудшение качества жизни населения, а также нарушает международные соглашения об экспорте наступательного оружия и загрязнении окружающей среды.

2.2. Структурные подразделения обладают независимостью при принятии конкретных правовых актов в рамках единой цели государства.

Патологии существующих систем ГУиКП

Во многих государствах в состав исполнительной власти включены члены парламента: независимость является декларативной.

2.3. Главой администрации государства является наемный менеджер, принятый на работу по подрядному договору с главой государства для продвижения к конституционной цели на очередном этапе.

Патологии существующих систем ГУиКП

До настоящего времени государь как суверен и узкий круг его назначенцев секретно принимают стратегические и исполнительные решения (криптократия). Создание «Открытого правительства» может устранить произвольные  секретные решения власти.

2.4. Глава администрации избирается из числа специалистов в области менеджмента и маркетинга, имеющих длительный успешный опыт управления соразмерной государству организацией. Кандидатуру главы администрации выбирает государственная конкурсная комиссия, состоящая из признанных высших специалистов в областях менеджмента, маркетинга, экономики, права и других отраслей знаний. Избранный комиссией кандидат назначается главой государства на должность премьер-министра. Срок договора и размер вознаграждения премьер-министра определяется результатами продвижения народа к конституционной цели.

Патологии существующих систем ГУиКП

Ныне отсутствует ориентация должностных лиц на конечный результат, а также отсутствует контроль за их деятельностью со стороны Суверена-народа - конечного потребителя. Устранение этого источника болезней государства может быть достигнуто функционированием гражданского общества (см. ниже).

2.5. Премьер-министр принимает решения по всем вопросам управления гражданами государства и жителями страны, государственным имуществом, финансами и отношениями с другими государствами. Он (она) наделяется правом назначения и увольнения министров (кроме силовых ведомств, назначение и увольнение которых - в компетенции главы государства) и координирует работу всех подразделений администрации.

2.6. Главы и члены других подразделений администрации избираются гражданами на всеобщих выборах персонально из числа профессионалов, обладающих безукоризненной репутацией в течение всей сознательной жизни.

Патологии существующих систем ГУиКП

Сложившаяся в средние века традиция избрания профессиональных политиков (членов политических партий) продолжает практику принятия некомпетентных государственных решений.

3. Самоуправление (гражданское общество) осуществляет функцию обратной связи - контроля над решениями и последствиями решений, принимаемых структурными управленческими подразделениями администрации, выступая в роли гражданского общества - второй ипостаси суверена-народа.

Патологии существующих систем ГУиКП

Этот раздел отсутствует во всех конституциях, что является источником ущемления прав и свобод человека и гражданина и источником протестных движений, в том числе насильственных (бунтов и революций).

3.1. Гражданское общество - добровольное независимое от власти объединение граждан, которые обладают экстравертным характером, проявляющимся в повышенном интересе к происходящему в обществе и событиям в окружающем мире.

Патологии существующих систем ГУиКП

Существующее признание местного муниципального самоуправления в качестве гражданского общества противоречит принципу независимости последнего, поскольку местная власть является структурным подразделением  государственной власти, интересы которой отличны от интересов населения и могут вызывать его недовольство.

3.2. Функции гражданского общества - контроль управленческих и правовых решений и защита от искажающих воздействий в различные периоды развития, особенно в переходный.

Патологии существующих систем ГУиКП

Обратная связь - природный принцип управления, свойственный всем живым существам, а также артефактам, созданным человеком (кибернетический принцип). Отсутствие обратной связи в государстве исключает возможность предотвращения нежелательных или разрушительных последствий и достижения конституционной цели, принятой сувереном-народом.

На принятие государственных решений оказывает влияние множество факторов, препятствующих достижению конституционной цели: 1. Коллективистские идеологии; 2. Допущение во власть финансовой олигархии противоречит принципу справедливости; 3. Отсутствие принципа процессуальности законов высших уровней порождает коррупцию (замену права договоренностью в корыстных целях); 4. Допущение внеправовых воздействий на власть (лоббизм, политтехнологии и иные виды «клакерства») искажает понятия права; 5. Отсутствие противовесов коммерческим СМИ.

До настоящего времени государственная система образования не предусматривает развития у новых поколений потребности понимания причинно-следственных связей, что искажает осознание настоящего и будущего, препятствует построению эффективных структур управления  и наносит материальный и моральный ущерб обществу.

3.3. Деятельность гражданского общества поддерживается государственным финансированием и правовой защитой.

Патологии существующих систем ГУиКП

В настоящее время поддержка отсутствует. Выполнение функций гражданского общества осуществляется на собственные средства его членов.

 

 

Исследование причин противостояния гражданина и государства с помощью эталонной диагностической модели системы государственного управления и конституционного права позволило обнаружить источники болезней государства и попытаться найти организационную форму, в которой может быть воплощена эта эталонная диагностическая модель.

Следуя философской максиме И.Канта «…опыт без теории слеп, но теория без опыта есть просто интеллектуальная игра», модель, созданная на научной основе, была проверена (детально или фрагментарно) на примерах конституций 28 государств, принятых в разное время практически во всех регионах земного шара, имеющих разные экономические показатели и государственно-правовые режимы.

Таким образом, было обнаружено, что эталонная диагностическая модель ГУиКП описывает те же компоненты, которые традиционно включаются в привычный, сложившийся тысячелетиями документ высшей государственной важности - Конституцию государства. Он может служить основой новой Конституции. Поскольку в эталонной модели устранены хронические патологии существующих систем государственного управления и права, некоторые компоненты новой Конституции и порядок ее создания будут иными.

В частности, государство должно получить организационный статут особого вида акционерного общества, в котором не только владельцы имущества, члены их семей и наследники, но и создатели имущества являются носителями высшей (законодательной) власти, то есть сувереном-народом. Суверен-народ постулирует и принимает цель, представляющую общие интересы миллионов граждан со своими индивидуальными психофизическими и социальными предпочтениями на длительный исторический период.

Это избавляет граждан от возникшей еще в глубокой древности власти физического лица (как вожака стада животных), которое принимает и контролирует государственные решения, отражающие его личные интересы и намерения. Со времен средневековья субъективные решения, носящие преимущественно секретный характер, получили название политических, а государство - политической системы.

Из цели научными средствами могут быть выведены принципы государственного управления и конституционного права, которые в форме правовых норм закрепляют задачи исполнительной власти, ее функции (должностные обязанности) и структуры. Это избавляет большинство граждан от иллюзий по поводу участия в управлении государством. Устранено ошибочное понимание исторической идеи независимости ветвей власти по координационному принципу управления вместо субординационного.

В предлагаемом каркасе системы государственного управления и конституционного права законодательная власть, принадлежащая исключительно суверену-народу, отделена от наемной исполнительной власти. Независимые правовые институты - парламент, правительство, судебная власть - функционируют внутри исполнительной власти.

Восстановлена обратная связь, обеспечивающая своевременный и адекватный контроль над решениями исполнительной власти. Функцию обратной связи осуществляют независимые, но лично заинтересованные в достижении цели государства члены гражданского общества, которое представляет вторую ипостась суверена-народа.

q

Здесь представлены лишь основы видения новой организационной формы объединения людей, в которой впервые в истории государства устранена диктатура власти. Это открывает необозримый круг надежд на достойную жизнь, понимание и устранение последствий соперничества государей, которые несут различие темпов научного прогресса естественных наук и обществознания. Гражданам не нужно войн, но они нужны соперничающим государям, которые шесть тысячелетий создавали системы управления и права в государствах, предназначенные в первую очередь для закрепления власти путем производства, подготовки и использования средств убийства людей. Ныне этим промыслом занята почти пятая часть населения - молодые и способные граждане.

Чтобы излечить хронически больное государство и создать новые отношения внутри него (между живущими в нем людьми), между государствами, а также их объединениями, требуется глубокое реформирование существующих систем управления и конституционного права большинства государств.

Реформирование представляет сложнейший переходный процесс, который свойственен любому живому существу и артефакту (созданному человеком искусственному объекту: машине, организации или идее). Требуемые реформацией изменения сложившихся взаимоотношений вызывают острое сопротивление в организационных артефактах, особенно в государстве.

Прогресс в этой сфере ныне заменяется ростом влияния коллективистских идеологий превосходства (über alles) своей религии, своей нации, своей политической партии, своего капитала и т.д. Уже сегодня финансовая олигархия, отнесенная древними учениками Сократа к «худшей форме государственного устройства», включает 1200 долларовых миллиардеров и более 10 млн. миллионеров. Удовлетворив все свои человеческие желания, олигархи ищут победы в соперничестве с себе подобными с помощью имущества и жизней ничего не подозревающих людей.

Требуется переходный период к новой форме правления государством - к «очеловеченному государству». Цивилизация на древнейшем этапе развития государства запретила каннибализм, а на современном этапе не может остановить убийство ради обладания безграничной властью. На наш взгляд, этот трагический круговорот истории могут остановить только новые поколения граждан, у которых будет воспитана потребность понимания причинно-следственных связей в общественных событиях. Только новое понимание может ограничить разрушительное влияние нынешнего государственно-управленческого устройства, ведущее к самоуничтожению человеческой популяции.

Отправить статью по почте