Министерство иностранных дел России стало одним из первых среди органов государственной власти, приступивших к активному внедрению средств автоматизации в свою деятельность. Начало было положено в 1983 году, когда руководство страны инициировало создание нормативно-правовой базы для совместной работы и координации действий различных ведомств  по обеспечению въезда на территорию СССР возросшего потока иностранных граждан. Актуальность этой задачи стала очевидной после проведения в 1980 году в Москве, Таллине, Ленинграде, Киеве и Минске XXII летних Олимпийских игр, число участников, гостей и зрителей  которых только в Москве превысило 200 тыс. человек.

Подготовка, проведение и анализ итогов Олимпиады выявили острую необходимость разработки автоматизированных систем, обеспечивающих обработку данных машиносчитываемых паспортов и виз при постоянно возрастающем потоке въезжающих и выезжающих из страны. 

Внедрение в деятельность консульской службы МИД России первой автоматизированной системы обработки визовой информации, получившей название «Консул-1», было осуществлено на базе вычислительных машин отечественного производства СМ-4, габариты которых требовали для установки больших площадей. Система была введена в эксплуатацию в шести консульских учреждениях за рубежом с наибольшей нагрузкой на участке оформления виз: в Финляндской Республике (консульский отдел посольства России в Финляндии, например, в сезон пиковых нагрузок выдавал более 1300 виз в день), Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, Французской Республике, Итальянской Республике, Федеративной Республике Германия, в Королевстве Швеция.

Следующий этап развития автоматизации был связан с переходом на персональные компьютеры. Впервые компьютеры и технические средства, задействованные в работе Консульского департамента МИД России и консульских учреждений за границей, объединили в единую вычислительную сеть. Тем самым был создан вычислительный комплекс, позволивший решать многие консульские вопросы  на  качественно новом уровне. Автоматизированная система, созданная для работы с консульской информацией в распределенной вычислительной сети, получила название «Консул-Микро».

Еще в конце 1960-х годов прошлого века Международная организация гражданской авиации (ИКАО) начала разработку рекомендаций по автоматическому считыванию стандартной паспортной книжки или карточки в интересах ускорения процесса проверки пассажиров в аэропортах сотрудниками национальных служб паспортного контроля. Рекомендации касались в том числе и выбора процедур оптического считывания как части технологии машинного считывания с учетом степени ее развития, рентабельности и надежности. Технической консультативной группой по машиносчитываемым проездным документам ИКАО в 1980 году были разработаны и изложены в документе 93031 рекомендации относительно машиносчитываемых паспортов и виз. На обновленной в 1997 году редакции документа 9303 базировались первые машиносчитываемые паспорта Австралии, Канады и США.

В конце 1990-х годов в ходе встречи министров внутренних дел и юстиции стран «Большой двадцатки» («G-20»), представлявших 19 крупнейших национальных экономик плюс Европейский союз, было сформулировано предложение начать практическую работу, связанную с оформлением машиносчитываемых документов.

Процессы, проходившие в нашей стране в годы последнего десятилетия прошлого века, оказали влияние на расширение международных связей, интенсификацию деятельности в различных сферах мировой экономики, в том числе и в области туризма, что привело к значительному увеличению потоков людей, пересекающих границу Российской Федерации, и пониманию необходимости либерализации процедуры въезда в страну и выезда из страны. Работа со значительно увеличившимися массивами консульской информации привела к необходимости изменения технологий автоматизации в направлении применения технологии оптического считывания при оформлении документов, удостоверяющих личность, - паспортов российских граждан, а также документов, являющихся разрешением на въезд в страну, - виз иностранным гражданам.

Работа по созданию и дальнейшему развитию общегосударственной автоматизированной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов новых образцов (АС МСПВ) в 1993 году была поручена правительством Российской Федерации Министерству иностранных дел в качестве генерального заказчика и Государственному научно-исследовательскому институту авиационных систем (ГосНИИАС) в качестве  головного разработчика. В министерстве ответственным за эти работы стало Консульское управление (в настоящее время - Консульский департамент), в котором был создан специально для решения этих проблем отдел визовой информации (сейчас - информационно-аналитический отдел).

Поставленные руководством страны задачи были успешно решены Министерством иностранных дел и Государственным научно-исследовательским институтом авиационных систем в течение последующих шести лет: в 1996 году в консульском отделе посольства Российской Федерации в Федеративной Республике Германия была оформлена и выдана первая машиносчитываемая виза (рис. 1), а в Консульском департаменте в 1999 году - первый машиносчитываемый паспорт (рис. 2).

Тем самым в 90-х годах XX века Россия вошла в число ведущих стран мира, оформляющих машиносчитываемые паспортно-визовые документы.

На этапе внедрения системы проводились сравнения российской разработки с аналогичными системами других стран, которые показали, что некоторые технические решения автоматизированной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов новых образцов были применены впервые в мире. В посольстве Российской Федерации в Федеративной Республике Германия (в то время - в Бонне) была проведена презентация введенной в действие разработки коллегам из Консульского управления МИД ФРГ, которые отметили определенные приоритеты России в применении информационных технологий в консульской работе.

Общегосударственная автоматизированная система изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов новых образцов охватывала все этапы работы с содержащейся в проездных документах информацией, включая ее контроль на контрольно-пропускных пунктах через государственную границу страны. Для реализации этой задачи пункты пропуска через государственную границу Федеральной пограничной службы Российской Федерации, входящие в состав пилотной зоны, были оснащены, при участии Министерства иностранных дел и ГосНИИАС, соответствующим комплексом аппаратно-программных средств.

Реализация проекта позволила выполнить Российской Федерацией предусмотренные статьей 22 Конвенции о международной гражданской авиации требования, предъявляемые к государствам с целью упрощения формальностей при пограничной проверке, что способствовало ускорению процесса проверки пассажиров  международных рейсов сотрудниками паспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

В 1995 году по поручению правительства Российской Федерации Консульский департамент Министерства иностранных дел Российской Федерации и ГосНИИАС в целях исключения возможных ошибок при оформлении виз иностранным гражданам приступают к   автоматизации предварительного этапа обработки визовой информации. В работах по созданию и вводу в действие «Автоматизированной системы оформления приглашений иностранных граждан» приняли активное участие открытые к тому времени на территории субъектов Российской Федерации представительства Министерства иностранных дел. В 1996 году система начала работу в Консульском департаменте, а в 2000 году - во всех представительствах МИД России на территории страны. 

Введение нового этапа предварительной обработки визовой информации, создание Автоматизированной системы оформления приглашений иностранных граждан - АС ОПИГ, позволило повысить эффективность контроля за въездом иностранных граждан в Российскую Федерацию. Результаты проделанной работы были высоко оценены руководством страны. Творческий коллектив, включавший представителей генерального заказчика и головного разработчика системы, а также других ведомств - участников разработки, был удостоен Государственной премии Российской Федерации за 2002 год.

Успех автоматизации визового направления инициировал создание   автоматизированных систем, обеспечивающих информационную поддержку других направлений консульской работы. В настоящее время в консульских учреждениях МИД России на территории страны и за рубежом эксплуатируются 26 автоматизированных систем, обеспечивающих выполнение консульских действий, среди которых можно отметить: нотариальные; связанные с истребованием документов, решением вопросов гражданства Российской Федерации, государственной регистрацией актов гражданского состояния, консульскими действиями в отношении несовершеннолетних граждан Российской Федерации, усыновленных (удочеренных), а также граждан Российской Федерации, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства.

В начале 2000-х в стране предпринимаются активные усилия по созданию системы миграционного контроля. Указом Президента Российской Федерации в 2004 году образована Федеральная миграционная служба России. Нормативно-правовая основа также претерпевает изменения: принимаются новые редакции законов «О гражданстве Российской Федерации»2, «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»3. Распространение Интернета во многих отраслях деятельности, активное использование людьми социальных сетей регламентируются новыми законами, одним из которых является закон «О защите персональных данных»4. Изменения правового поля повлекли за собой изменения в технологии обработки информации в консульских системах и составе оборудования, которым оснащено Министерство иностранных дел и российские консульские загранучреждения.

Автоматизация визового направления работ развивалась от базовой версии автоматизированной информационной системы «Консул ЗУ», впервые введенной в эксплуатацию в 1996 году в генеральных консульствах Российской Федерации в Бонне, Лейпциге, Гамбурге и Мюнхене, в направлении расширения функциональности системы, ее адаптации к изменениям международного законодательства, касающегося визового режима между Россией и другими странами. За последние годы в консульской работе ведущих стран мира нашла широкое применение практика, позволяющая заявителям заполнять визовые анкеты в сети Интернет. Консульским департаментом МИД России также реализована технология «Электронной визовой  анкеты», которая  внедряется в работу российских консульских учреждений за рубежом. Данная практика облегчает и ускоряет рассмотрение визовых запросов, что в конечном итоге способствует облегчению взаимных контактов между странами.

Динамичное распространение Интернета, развитие сетевых решений и веб-технологий определили новый этап в развитии информатизации консульской службы, связанный с переходом на предоставление услуг в электронном виде.

Основными целями создания Консульского информационного портала (www.kdmid.ru) явились, с одной стороны, предоставление гражданам на страницах портала необходимой и достоверной консульской информации, размещение ответов на наиболее часто возникающие вопросы относительно консульской деятельности, организация интерактивного взаимодействия с гражданами. С другой - реализация взаимодействия Консульского департамента со своими консульскими учреждениями за рубежом, создание актуального банка нормативно-справочной консульской информации, реализация возможности работы с документами сотрудников консульских учреждений и департамента, организация обсуждений и конференций.

Консульский информационный портал создавался разработчиком консульских автоматизированных систем - ГосНИИАС совместно с сотрудниками практически всех отделов Консульского департамента МИД России. Он служит механизмом для решений, которые предполагают использование различных интерактивных средств для контактов с гражданами. При его создании учитывались рекомендации и предложения российских консульских учреждений за рубежом.

Не осталась без внимания задача совершенствования обслуживания посетителей российских консульских учреждений за рубежом. Совместная работа над этой проблемой коллективов Консульского департамента, консульских загранучреждений МИД России и специалистов института завершилась внедрением интернет-записи на прием на сайтах консульских загранучреждений, в том числе в Тель-Авиве, Хайфе, Баку, Копенгагене, Бонне, Мюнхене, Женеве, Париже, Марселе, Мадриде, Вене.

Веб-технологии используются начиная с этапа заполнения гражданами заявлений на выполнение тех или иных консульских действий до своего визита к консулу. В настоящее время введены в действие или находятся в разработке сайты, предоставляющие людям возможность в удобной для них обстановке заполнять и отправлять в консульское загранучреждение необходимые формы: визовые анкеты, заявления на получение российского заграничного паспорта и другие. Все формы для заполнения на сайте содержат функцию предварительной проверки введенных данных, что позволяет пользователю еще на начальном этапе заполнения избежать многих ошибок.

Одной из подобных разработок стал введенный в действие интернет-ресурс (https://passportzu.kdmid.ru/ConsulPetition/Pages/MainPage.aspx), с помощью которого граждане Российской Федерации могут вставать на консульский учет в уведомительном порядке и без необходимости личного посещения консульства, что экономит время как выезжающих за границу граждан, так и сотрудников консульских загранучреждений.

Актуальность этой проблемы обусловлена необходимостью расширения возможностей поиска и оповещения выехавших за границу граждан России при проведении массовых эвакуационных мероприятий в случае начала боевых действий, стихийных бедствий или техногенных катастроф.

Внедрение интернет-технологий проводится в Консульском департаменте МИД России и консульских учреждениях на основе отечественных разработок, а также опыта внешнеполитических ведомств других стран мира. Эти разработки являются удобным средством для предоставления  людям оперативного доступа к актуальной консульской информации и помогают решать задачи:

- снижения фактора географического положения (за рубежом функционируют более 240 РКЗУ, в совокупности образующие сложную организационную структуру);

- доступности информации (24 часа в сутки, семь дней в неделю);

- интерактивности (гражданам предоставляются дополнительные возможности, помогающие правильно заполнять анкетные формы, получать  нужные сведения по интересующим консульским вопросам);

- возможности размещения значительного объема полезной и актуальной для людей информации, связанной с работой консульских учреждений;

- оперативности обмена информацией между учреждениями консульской службы.

Информационные автоматизированные системы, разработанные с учетом их работы через Интернет, предоставляют дополнительные возможности, прежде всего для российских и иностранных физических и юридических лиц, находящихся в странах:

- на территории которых проживают значительные российские диаспоры (страны СНГ,  ФРГ, Израиль);

- с большой территорией (Австралия, США, Китай);

- в которых отсутствуют консульские учреждения МИД России (Доминиканская Республика, Папуа-Новая Гвинея);

- в странах и административных образованиях, в которых в силу различного рода причин, прежде всего политического характера (Приднестровье, Палестина), затруднено посещение людьми консульских учреждений России;

- в государствах, перемещение граждан по территории которых ограничено из-за напряженной военно-политической обстановки, природных и техногенных катастроф (Сирия - военно-политическая ситуация, Таиланд - во время цунами и наводнений, Япония - во время аварии на АЭС).

Сетевые решения прочно вошли в жизнь консульской службы. Они обеспечивают работу автоматизированных консульских систем на территории России и по всему миру, предоставляют новые возможности для тесного информационного взаимодействия консульской службы МИД России с другими министерствами и ведомствами нашей страны, от оперативности которого напрямую зависят эффективность и сроки решения проблем граждан, обращающихся в консульскую службу.

Либерализация правил выезда граждан своей страны за рубеж и въезда иностранных граждан привела к необходимости расширения информации, необходимой для оформления проездных документов. В целях идентификации личности мировое сообщество стало дополнительно использовать биометрические параметры, такие, например, как цифровая фотография лица и отпечатки пальцев. В настоящее время Консульским департаментом проводятся работы по активному внедрению биометрических технологий в систему оформления российских заграничных биометрических паспортов, а также проведение сбора биометрической информации иностранных граждан на этапе приема документов на оформление визы.

В 2013 году исполняется 20 лет с момента выхода в свет постановления правительства Российской Федерации, которое послужило началом эффективного сотрудничества консульской службы МИД России с Государственным научно-исследовательским институтом авиационных систем. Консульский департамент МИД России начал работы по информатизации и автоматизации деятельности  своей службы в непростое  для страны время, задолго до масштабных проектов других ведомств. Результат проделанной в этом направлении работы - оперативное выполнение консульских задач, значительная экономия рабочего времени, уменьшение субъективных ошибок в работе; для обращающихся в консульскую службу граждан - сокращение времени обслуживания, информационная помощь по консульской тематике, удобные сервисы. Повышена оперативность межведомственного автоматизированного информационного взаимодействия консульских систем МИД России с соответствующими информационными системами других ведомств в целях совершенствования и интеграции государственных информационных ресурсов, используемых в сфере пограничного и миграционного контроля, а также в области борьбы с криминальными и террористическими угрозами.

Результаты совместной успешной работы в течение двух десятков лет подтверждают правильность принятого в 1993 году решения и являются доказательством того, что прогрессивный и творческий подход к применению внешнеполитическим ведомством России в своей работе новейших информационных технологий, а также творческое взаимодействие сотрудников консульской службы МИД России и Государственного научно-исследовательского института авиационных систем позволят и в будущем решать не менее сложные государственные задачи