Великие люди, создавшие своими произведениями миры, которые мы сейчас называем виртуальными, никуда не исчезают. Вместе со своими героями они существуют вне рамок литературных произведений, национальных литератур, словесности вообще, времени и пространства…
225 лет назад - 22 января 1788 года - в Лондоне родился мальчик, чье присутствие с тех пор будет фиксироваться в мировой литературе, культуре и просто в нашей с вами жизни всегда. Оно пройдет через XIX век, заполнит век XX и выплеснется в XXI. Трудно представить себе человека, который не знал бы его имени - Джордж Гордон Ноэл Байрон. Он, несомненно, выделяется из ряда классиков и являет собой пример совершенно уникальной личности, в которой сплелись воедино Человек, Поэт, Политик, Аристократ, Критик и Воин.
Яркая, противоречивая, мятущаяся в поисках смысла и наслаждений личность великого английского поэта лорда Байрона стала образом целой эпохи и породила явление, названное по имени поэта, - «байронизм». Это явление уникально, ему нет аналогов и параллелей. Велик Шекспир, но нет явления, названного его именем. Велики Скотт, Гёте, Стендаль… ряд этот может быть продолжен, но результат будет один. Только «байронизм» как комплекс идей, включающий и «мировую скорбь», и бунтарство, и культ индивидуализма как особое восприятие мира, в котором есть и безграничная свобода, и безграничное одиночество, дал миру «байронического героя». Может быть, самим фактом существования художественного мира Пушкина и Лермонтова мы тоже обязаны Байрону. Как, вероятно, и фактом существования поныне явления по имени Наполеон?
Сам Байрон принадлежал к поколению молодых людей постнаполеоновской эпохи, преждевременно «состарившихся душой». Но эта «старость души» не помешала ему, потомку шотландских королей, лорду и пэру Англии, - страны, находившейся в то время на вершине мирового политического Олимпа, - стать защитником рабочих, ломавших станки, чтобы не быть выброшенными на улицу, другом итальянских карбонариев, сторонником революций в Неаполе, Испании, Южной Америке и Греции. В этом - весь Байрон, в котором все чрезмерно, все слишком. И это не было самоцелью, не было эпатажем (в чем зачастую его обвиняли). Это было искренней готовностью пожертвовать собой (что он, как известно, сделал!) во имя чужой свободы и чужого счастья, подкрепленной уверенностью, что стыдно быть благополучным, когда рядом страдают люди.
Байрон фактически предсказал собственную смерть в своем последнем стихотворении «В день, когда мне исполнилось 36 лет»:
Найти легко тебе средь боя
Солдата гроб: взгляни кругом,
И место выбери любое,
И ляг на нем.
(Пер. К.Павловой)
Место и время уже было выбрано. В греческом городке Миссолонги 19 апреля 1824 года Байрона не стало. И хотя он умер, почти ничего не добившись для греков, его смерть настолько потрясла общественное мнение, что оно повлияло на решение Англии, Франции и России поддержать Грецию в ее борьбе за независимость. Это было начало процесса формирования современной «европейской идеи», и у ее истоков опять же стоял лорд Байрон. А Греция XXI века, кстати, опять поставила Европу перед необходимостью незамедлительно принять решение о ее будущем.
Автор известной книги «Гений места» Петр Вайль назвал Байрона «первой суперзвездой современного типа», утверждая, что «в нем сошлось все, что выводит на первые полосы газет и в заголовки теленовостей. Родовитость - как у принца Чарльза, богатство - как у Гетти, красота - как у Алена Делона, участь изгнанника - как у Солженицына, причастность к революциям - как у Че Гевары, скандальный развод - как у Вуди Аллена, слухи о сексуальных отклонениях - как у Майкла Джексона. Не забудем и талант».
Пожалуй, с Гетти Вайль несколько преувеличил: постоянно нуждающегося в деньгах Байрона трудно сравнить с американским нефтяным магнатом миллиардером Полом Гетти.
Все остальное верно.
Байрон по-прежнему наш современник. И будет им всегда… Forever!