Долгие годы тесного и плодотворного сотрудничества между СССР (в последующем - Россией) и Египтом в различных областях, апогеем которого стали 50-70-е годы XX века, могли бы стать базой для его дальнейшего развития и в XXI столетии. В то же время требуется осмыслить ошибки прошлых лет, значительно подорвавшие доверие двух стран, прежде всего в области военного сотрудничества.
В ночь с 22 на 23 июля 1952 года части египетской армии выступили против режима короля Фарука и захватили власть в стране.
Новому руководству страны досталось тяжелое наследие. Молодые лидеры Египта в первую очередь стремились обеспечить суверенитет и безопасность государства, чему угрожало присутствие иностранных - прежде всего английских - войск на территории страны и контроль со стороны западных государств над важнейшими элементами египетской инфраструктуры, в том числе Суэцким каналом*. (*Оккупационная зона Великобритании на Суэцком канале имела площадь более 1400 кв. км. В 1952 г. там находилось до 90 тыс. британских военнослужащих. Англичане пользовались причалами в Порт-Саиде, Суэце и ряде других портов на канале и побережье Средиземного моря. )
26 июля 1956 года Г.Насер издал декрет о национализации «Всеобщей компании Суэцкого канала», а уже в середине октября 1956 года генеральные штабы Великобритании, Франции и Израиля завершили планирование военной операции против Египта. Одновременно завершалось сосредоточение войск и сил флота союзников вблизи египетских границ и морского побережья. Возможности Египта по отражению агрессии были весьма ограничены. К началу войны египетские вооруженные силы насчитывали около 90 тыс. человек (после мобилизации - 150 тыс.). Также имелось до 500 танков, около 400 артиллерийских орудий, до 400 боевых бронированных машин и 128 самолетов, из которых только 42 находились в боеготовом состоянии. К тому же к моменту начала военных действий египетские военнослужащие еще не успели в полной мере освоить поступившую из СССР боевую технику. Остро ощущалась нехватка подготовленных военных кадров, а главное - общая отсталость Египта.
Совместная военная операция, развернутая союзниками с 29 октября 1956 года, привела не только к поражению египетской армии, но и захвату значительной части территории Египта, в частности Израилем - Синайского полуострова. Агрессоры продолжали военные действия и после принятия 2 ноября 1956 года Генеральной Ассамблеей ООН резолюции, призывавшей к прекращению огня в Египте и возвращению к линии перемирия 1949 года, пытаясь достичь решающего военного преимущества. 5-6 ноября войска интервентов высадили морские и воздушные десанты, захватив города Порт-Саид и Порт-Фуад. Всего было высажено 13,5 тыс. английских и 8,5 тыс. французских военнослужащих. Израильские войска, оккупировав Синайский полуостров, почти вплотную подошли к городу Суэц.
В этой критической для Египта ситуации решающую роль в прекращении дальнейшей вооруженной агрессии против него сыграла позиция СССР. Председатель Совета Министров СССР Н.А.Булганин 5 ноября направил главам правительств Великобритании, Франции и Израиля послания, в которых была изложена твердая позиция Советского Союза в отношении агрессии и подчеркивалась решимость СССР любыми средствами добиться ее прекращения1. Твердая советская позиция сыграла свою роль. 6-7 ноября 1956 года боевые действия в Египте были прекращены. 22 декабря 1956 года англо-французские войска покинули Египет. В январе 1957 года израильские войска оставили Синай.
Потери Египта составили убитыми 1650 человек, в том числе 1 тысяча - в боях с израильской армией, 4900 человек ранеными, в том числе 4 тысячи - на Синае, пленными и пропавшими без вести - 6285 человек, в том числе 6100 - в боях с израильтянами. Потери в самолетах составили 215 машин, из них 200 было уничтожено на земле. Израильская армия потеряла 189 человек убитыми, 849 ранеными, англичане - 16 убитыми, 96 ранеными, французы - убитыми 10 и ранеными 33 человека. Авиация агрессоров лишилась 20 самолетов: израильская - 15, английская - четырех, французская - одного2.
Не разделяя идеи социализма, Г.Насер относился настороженно к Советскому Союзу, и руководители СССР первоначально не видели в новом лидере Египта своего союзника в арабском мире.
Однако, провозгласив одним из шести принципов революции создание сильной армии, Г.Насер сделал развитие военного сотрудничества в интересах укрепления национальных вооруженных сил важнейшим направлением внешнеполитической деятельности Египта.
Не получив требуемой поддержки и помощи от стран Западной Европы и США, Г.Насер предпринял усилия по поиску военно-технической помощи среди государств социалистического лагеря. Хотя первоначально у египетского руководства не было серьезных расчетов на СССР и его союзников3 как гаранта безопасности Египта, но проблема необходимости модернизации армии, особенно остро возникшая после заключения 24 февраля 1955 года Багдадского пакта и проявления агрессивных действий Израиля, когда зримо обнаружилась военно-техническая слабость вооруженных сил Египта, заставила Г.Насера действовать незамедлительно в поисках новых источников перевооружения египетской армии.
В целях секретности переговоры о поставках оружия велись через Чехословакию, которая и в последующем принимала участие в поставке советских вооружений в Египет4. В июне-июле 1955 года в Праге проходили интенсивные переговоры между представителями двух стран.
Соглашением, подписанным 20 сентября 1955 года в Праге и обнародованным Г.Насером в речи 27 сентября5, предусматривалась поставка вооружения и военной техники из СССР и Чехословакии в Египет на сумму 250 млн. долларов6, предусматривалось также направить в Египет советских военных инструкторов для помощи в освоении техники. Первая партия оружия прибыла в Александрию на борту советского судна 20 октября 1955 года7.
По подсчетам российского ученого В.П.Юрченко, только в 1955-1956 годах Египет получил: 230 танков Т-34 - 85, 100 самоходных артиллерийских установок Су-100 и Су-85, 200 бронетранспортеров БТР-40 и БТР-152, до 300 артиллерийских орудий, 200 боевых самолетов (истребители МиГ-15, МиГ-17, бомбардировщики Ил-28), два эсминца, два минных тральщика, подводные лодки и торпедные катера8. Примерно такие же данные в своем исследовании приводят и израильские ученые Игаль Алон и Хаим Герцог9.
Г.Насер полагал, что вооружение можно приобретать у любой страны, лишь бы она не ограничивала свободу действий Каира10. СССР оказался в этом плане наиболее благоприятным партнером. Таким образом, Египет стал первой из развивающихся стран, получившей советское оружие в больших объемах.
Весной 1958 года Президент Г.Насер совершил свой первый визит в СССР. Перед отъездом он долго колебался, «так как опасался, что этот визит будет истолкован мировым общественным мнением как решительный отход от Запада и как демонстрация начала союзнических отношений с СССР. Но отказаться от визита он не мог»11. Визит прошел успешно и способствовал укреплению двусторонних отношений, прежде всего в развитии военно-технического сотрудничества.
В целом за период с 1956 до июня 1967 года Египет, по данным иностранной печати, приобрел в СССР до 600 боевых и учебных самолетов: бомбардировщики Ту-16 (часть из них была оснащена крылатыми ракетами «воздух-земля» КС-1 с дальностью полета 90 км), Ил-28, истребители МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21, истребители-бомбардировщики Су-7, свыше 1 тыс. танков (ИС-3, Т-34-85, Т-54, Т-55, ПТ-76), самоходные установки Су-100, более 700 бронетранспортеров, 30 боевых кораблей (подводных лодок - 13, эсминцев - четыре, противолодочных кораблей - четыре, тральщиков - пять, десантных кораблей - четыре), 17 ракетных и 18 торпедных катеров, а также военно-транспортные самолеты и вертолеты. В начале 1960-х годов на вооружение стали поступать зенитные ракетные комплексы (ЗРК) С-75. Общий объем советской военной помощи Египту в период 1956-1967 годов оценивался в 1,5 млрд. долларов12.
Таким образом, благодаря советской помощи вооруженные силы Египта были перевооружены новой боевой техникой.
Советская военная помощь Египту выходила далеко за рамки предоставления лишь образцов военной техники. По просьбе руководства Египта и в соответствии с подписанными договоренностями была предусмотрена отправка в страну советских инструкторов для обучения египетских военнослужащих. С 1956 года в вооруженных силах Египта работали советские военные специалисты. Они оказывали помощь управлениям Генерального штаба, штабам ВВС и ВМС, преподавали в военно-учебных заведениях и находились в некоторых соединениях вооруженных сил Египта.
После неудачной для ОАР арабо-израильской войны 1967 года ее руководство обратилось вновь к Советскому Союзу с просьбой оказания военной помощи с целью восстановления национальных вооруженных сил. Уже 11 июня 1967 года руководители СССР направили Г.Насеру послание, в котором обещали оказать Египту всестороннюю помощь, включая военную. В середине июня в Каир прибыла большая военная делегация во главе с начальником Генерального штаба Вооруженных Сил СССР Маршалом Советского Союза М.В.Захаровым. Ее задача состояла в том, чтобы на месте разобраться в сложившейся обстановке, выяснить масштабы поражения и оказать содействие египетской стороне в ликвидации последствий войны. С советской помощью был проведен тщательный анализ военных действий в июне 1967 года, с тем чтобы выработать конкретные меры по устранению имевшихся в вооруженных силах Египта недостатков.
Для принятия окончательного решения в конце июня - начале июля по странам Ближнего Востока совершил поездку Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.В.Подгорный, в ходе которой с арабскими лидерами обсуждались неотложные задачи по ликвидации последствий войны.
Г.Насер делал акцент на том, что национальные военно-воздушные силы и средства противовоздушной обороны не в состоянии обеспечить надежную защиту страны и наземных войск. В связи с этим он обратился с просьбой о неотложном непосредственном участии Советского Союза в восстановлении, реорганизации и оснащении системы ПВО ОАР. Египту была обещана помощь в восстановлении вооруженных сил и развитии экономики. Одновременно Г.Насера предостерегли от возможных авантюристических действий в регионе. Переговоры шли трудно, порой напряженно, но в итоге стороны сумели преодолеть большую часть имевшихся разногласий.
Сразу после этого в Египет начались массированные поставки военной техники из СССР. В частности, с июня по октябрь 1967 года ВВС Египта получили 100 самолетов МиГ-21, 50 МиГ-19, 60 Су-7, 20 Ил-28. Позже египтяне приобрели также 20 бомбардировщиков Ту-16, оснащенных противокорабельными ракетами КСР-2 и противорадиолокационными ракетами КСР-11. К лету 1968 года количество танков в египетской армии превысило довоенное. Войска ПВО в 1968 году были выделены в отдельный вид вооруженных сил и оснащались новой техникой, в первую очередь ЗРК. Для ВМС из Советского Союза в 1967-1972 годах поступило 24 боевых корабля (подводные лодки, эсминцы, тральщики, десантные корабли), ракетные, торпедные и сторожевые катера.
Масштабные военные поставки не только возместили потери, понесенные в ходе боевых действий 1967 года, но и позволили оснастить вооруженные силы Египта необходимым современным оружием, в том числе такими образцами, которых они не имели до войны.
По просьбе правительства во все звенья вооруженных сил - от высшего командования до батальона - были направлены советские советники и специалисты. Их пребывание в войсках позитивно сказывалось на моральном духе египетских военнослужащих. С помощью советских военных советников в вооруженных силах Египта был налажен регулярный и динамичный процесс оперативной и боевой подготовки штабов и войск. Арабы учились воевать по-современному, хотя это давалось им совсем не просто. Все же определенные успехи были налицо. Египтяне уже с осени 1967 года действовали все более умело и решительно в боевых столкновениях с израильскими войсками. Знаменательным событием стало потопление египетскими ракетными катерами в октябре 1967 года израильского эсминца «Эйлат».
Президент Г.Насер неоднократно подчеркивал особую значимость помощи СССР, заявляя, что без нее Египет не смог бы возродить свои вооруженные силы. Вместе с тем нельзя не упомянуть и о том, что после июньской катастрофы 1967 года в Египте получили распространение обвинения в адрес СССР по поводу поставок якобы устаревшей техники и отправки некомпетентных специалистов. В советско-египетских отношениях наступил этап напряженности. Однако продолжавшаяся конфронтация с Израилем и сложные отношения с Западом побуждали Г.Насера идти на дальнейшее политическое и военное сближение с Советским Союзом.
В обмен на широкомасштабную военную помощь и политическую поддержку на международной арене египетское правительство предоставило льготы для кораблей и судов Военно-морского флота СССР в портах Александрия, Порт-Саид, Эс-Саллум, Мерса-Матрух, Бернис. Заинтересованность в этом была обоюдная: Египет нуждался в присутствии советских военных кораблей, чтобы обезопасить себя от израильских ударов, а для Советского Союза было важно иметь постоянные пункты базирования ВМФ в Средиземном море.
В чрезвычайной обстановке развертывания между ОАР и Израилем так называемой «войны на истощение» в 1969-1970 годах Г.Насер был вынужден решиться на беспрецедентный шаг. В ходе своего негласного визита в Москву в январе 1970 года он попросил руководство СССР направить в Египет советские части ПВО. Содержание просьбы намного превышало все прежние обязательства Москвы и вело к прямому участию советских войск в военных действиях против Израиля. Для нашей страны это было очень трудное решение. Но в итоге СССР согласился, посчитав необходимым спасти режим Г.Насера.
В Египет в рамках операции «Кавказ» в феврале-апреле 1970 года была переброшена дивизия ПВО (12 тыс. человек, 18 зенитных ракетных дивизионов, 90 самолетов-истребителей) с задачей прикрытия районов Каира, Александрии и Асуана. С прибытием советских сил ПВО потери израильской авиации заметно возросли, и она отказалась от налетов на тыловые объекты ОАР, что обеспечило спасение стратегически значимых объектов Египта, его вооруженных сил и в целом режима Г.Насера13.
Таким образом, советско-египетское сотрудничество приобретало все более отчетливые формы стратегического партнерства. Советское военное присутствие в ОАР было самым крупным за пределами стран Варшавского договора. Оно усиливало стратегические позиции СССР в Восточном Средиземноморье. Египет не раз заявлял, что считает советский ВМФ своим щитом против агрессивных намерений 6-го флота ВМС США.
Но апогеем достигнутого уровня египетско-советских отношений в военной сфере стало непосредственное участие советских воинских подразделений в защите воздушного пространства ОАР в ходе арабо-израильского конфликта в 1970 году.
Новый уровень боеспособности национальной армии позволил руководству Египта укрепить позиции своей страны по ключевым проблемам региональной политики, прежде всего занять лидирующую роль в борьбе арабского мира против Израиля. В то же время Г.Насер так и не решился на подписание договора с СССР, юридически закреплявшего стратегический характер двусторонних отношений, что свидетельствовало о сохранении стратегического курса на дистанцирование от противостоящих друг другу мировых политических систем ради реализации своих национальных интересов в регионе.
Пришедший к власти в 1970 году новый лидер Египта Анвар Садат многие идеи Насера не разделял. В отличие от Г.Насера, опиравшегося на военные круги, А.Садат представлял интересы буржуазии, придерживавшейся национально-религиозных взглядов и отдававшей предпочтение развитию экономики государства.
Важнейшей чертой внешней политики Египта при А.Садате стало постепенное свертывание сотрудничества с СССР, в первую очередь в военной сфере. При этом сразу разорвать египетско-советское военное сотрудничество он не смог.
Одной из причин этого было понимание египетским лидером неизбежности новой войны с Израилем как меры, необходимой для начала переговоров с Тель-Авивом и повышения политического и военного авторитета страны в арабском мире. А для подготовки к войне нужно было продолжать сотрудничество с СССР, который оставался главным политическим и военным партнером Египта среди мировых держав.
Начальник генерального штаба вооруженных сил Египта в начале 1970-х годов генерал Саад эд-Дин-аш-Шазли в своих воспоминаниях подчеркивал: «Мы не могли бы вести войну без помощи Советского Союза... Никакая другая страна или группа стран одновременно не могла и не стала бы снабжать Египет оружием соответствующего уровня и в необходимом количестве для ведения войны с Израилем»14.
Практически одновременно А.Садат начал налаживать тесные контакты и с руководством США с целью заручиться их поддержкой в решении египетско-израильского конфликта. Чтобы заинтересовать США в сближении с Египтом, он давал заверения, что в случае начала отвода израильских войск с Синая советские военные специалисты будут высланы из Египта, а дипломатические отношения с США восстановлены15. Данный пример подчеркивает двойственность подходов, прагматизм в реализации своих амбиций и национальных интересов в деятельности Президента А.Садата.
Договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и ОАР сроком на 15 лет с возможностью автоматического продления его действия еще на пять лет при согласии сторон16 был подписан 27 мая 1971 года в ходе визита Н.В.Подгорного в Египет.
Благодаря данному договору А.Садат пытался решить ряд тактических задач. Во-первых, он рассчитывал максимально насытить египетскую армию советским оружием для возможной войны с Израилем. Во-вторых, хотел вовлечь СССР в новый виток арабо-израильского противоборства с целью извлечения Египтом максимальных выгод. В-третьих, создание видимости сохранения прочных, дружественных отношений с Москвой усиливало позиции Президента Египта в торге с США.
Многие советские руководители и специалисты, занимавшиеся проблемами отношений с Египтом, к договору подходили настороженно и не возлагали на него больших надежд. По словам Е.М.Примакова, «при всем положительном значении договора, подписанного нами с Садатом, он не мог быть панацеей от невыгодных, противоречащих интересам СССР сдвигов во внутреннем положении Египта и перемен в его внешнеполитической ориентации»17.
В июле 1972 года, уже после того как договор вступил в силу, А.Садат в ходе встречи с руководителем египетского отдела Госдепартамента США подтвердил свои обещания восстановить дипломатические отношения с США после первого этапа отвода израильских войск и выслать из страны советский военный персонал18.
Советский Союз не имел заинтересованности в разрыве отношений с Египтом и поэтому вынужден был продолжать сотрудничество в военной сфере. Более того, количество и ассортимент советского оружия и военной техники, поставляемых в АРЕ, заметно увеличились: в 1972-1973 годах Египет получил оперативно-тактические ракеты Р-17э, истребители-бомбардировщики Су-20, 200 танков Т-62, крупную партию БМП-1, другую боевую и вспомогательную технику. Причем после прекращения миссии советских военных советников в середине 1972 года, решавших в свое время, где и как должны быть использованы советская военная техника и вооружение, теперь египетские власти распоряжались ими по собственному усмотрению.
Общий объем советской военной помощи Египту в 1967-1973 годах оценивался в 1,5 млрд. долларов. А.Садат признавал, что «Кремль заваливает его оружием»19. Все это позволило египтянам лучше подготовиться к будущей войне, которая разразилась в 1973 году. При этом военная помощь СССР не ограничилась лишь поставками боевой техники и вооружений, а представляла собой системный подход к созданию современной боеспособной армии Египта.
Хотя советское руководство выступало за мирное разрешение арабо-израильского конфликта, СССР поддержал АРЕ в ходе Октябрьской войны 1973 года, поскольку считал, что Египет таким образом отстаивал свои права на освобождение оккупированной территории. Египетской стороне была оказана срочная и разносторонняя помощь. Москва пошла навстречу руководству АРЕ, заявив, что на мировой арене всеми дипломатическими методами будет защищать интересы Египта и его союзников, станет соответствующей гарантией давления на США в вопросах урегулирования арабо-израильского вооруженного конфликта.
Руководство Египта к таким предложениям отнеслось без особого энтузиазма. По мнению бывшего госсекретаря США Г.Киссинджера, «Египет уже сместил акцент в своей политике, переориентируясь на Соединенные Штаты и, соответственно, переключился от всеобъемлющего подхода к подходу «шаг за шагом». В таких условиях большая советская роль явно выглядела как менее желательная, может быть, даже опасная, так как Москва могла стать защитником радикальных решений и таким образом сыграть против того, что задумал достичь для себя Садат»20.
Однако советское руководство по-прежнему искренне стремилось помочь Египту в отстаивании своих национальных интересов, в том числе в арабо-израильском конфликте. С А.Садатом постоянно велись консультации по политическим вопросам, связанным с конфликтом. В Каире 16-19 октября 1973 года находился глава советского правительства А.Н.Косыгин, который на месте непосредственно решал вопросы оказания необходимой помощи АРЕ.
Уже в первые дни после начала военных действий был организован воздушный мост из СССР, по которому в Египет и Сирию в срочном порядке самолетами Ан-12 и Ан-22 поставлялись оружие, боеприпасы, военное снаряжение. За короткое время было сделано около 900 вылетов, в том числе до 15 октября 1973 года из Советского Союза прибыло в Сирию 125 транспортных самолетов, в Египет - 64, в Ирак - 1721. При этом основное количество грузов было отправлено морем, но они стали прибывать к месту назначения лишь к концу войны. Корабли советской средиземноморской эскадры были направлены в Восточное Средиземноморье.
Советское руководство основной упор сделало на политическую и военно-техническую поддержку Египта. К тому же значительные надежды возлагались на результаты многолетнего труда СССР по оказанию Египту помощи в развитии его национальной армии, подготовке военных кадров, что должно было проявиться в ходе боевых действий. Действительно, по воспоминаниям посла СССР в Египте В.М.Виноградова, в дни Октябрьской войны 1973 года «Садат был явно озадачен высоким уровнем подготовки вооруженных сил Египта, его поразило качество советского вооружения, превосходящее американское, находившееся у израильтян. Эта была такая неожиданность, которая явно не вписывалась в планы самого Садата…»22
В первое время после Октябрьской войны 1973 года Египет продолжал военно-техническое сотрудничество с СССР, который помог восполнить потери, понесенные в ходе военных действий, а также поставил ряд новых образцов военной техники. В частности, египтяне получили несколько сотен танков, 40 истребителей МиГ-21, истребители МиГ-23, новые ЗРК. В то же время расчет А.Садата на получение новых крупных партий советского оружия не оправдался в полной мере: в Москве все меньше и меньше доверяли новому руководству Египта и перестали считать его надежным партнером.
Хотя вовлечение СССР в египетские дела в начале 1970-х годов носило глубокий и многосторонний характер, однако именно военное сотрудничество вызывало у советской стороны наибольшее число проблем, постоянно осложняло советско-египетские отношения. Причем с приходом к власти А.Садата в военной сфере заметно прибавилось забот и беспокойства. В.М.Виноградов вспоминал: «Военная тема была настолько частой в беседах с президентом, что я как посол занимался больше не политическими, а военными проблемами. Каждая встреча начиналась с высказывания недовольства по поводу военных поставок: что-то недопоставили, что-то прислали не то. Затем началась кампания в печати, что, мол, СССР поставляет Египту плохое оружие, а вот американцы Израилю - первоклассное. К слову сказать, Египет имел в то время такое оружие, которого не было нигде за пределами СССР, да и в Советском Союзе далеко не каждая воинская часть имела оснащение, сравнимое с египетской армией»23. При этом египетский лидер ни разу не принял советского главного военного советника генерал-полковника В.В.Окунева, несмотря на неоднократные предложения посла В.М.Виноградова.
В политическом плане Египет выдвигал Советскому Союзу претензии, что в своей ближневосточной политике последний стремился к положению «ни войны, ни мира». Действительно, в условиях начавшейся разрядки в отношениях с США руководство СССР было заинтересовано в политическом урегулировании конфликта и не стремилось к началу нового раунда военных действий между арабами и Израилем. В этой связи три визита А.Садата в советскую столицу в октябре 1971 года, в феврале и апреле 1972 года не принесли египетскому руководителю желаемых результатов. СССР не поддержал инициативы лидеров Египта по развязыванию новой арабо-израильской войны.
Таким образом, А.Садат стал все больше разочаровываться в СССР, которого он считал неспособным заставить Израиль уйти с захваченных территорий дипломатическими средствами, не готовым использовать для этого военную силу и колеблющимся в снабжении арабов оружием.
Поводом для принятия А.Садатом ключевых решений явились обвинения со стороны проамерикански настроенной части военно-политического руководства Египта в адрес Советского Союза о предоставлении неадекватной поддержки АРЕ в противостоянии с Израилем. Первым шагом стало объявление А.Садатом в начале июля 1972 года своего решения об «окончании миссии советских специалистов и экспертов, помещении всех военных баз в Египте под египетский контроль»24. Общее содержание требований Президента АРЕ сводилось к следующему: к 17 июля 1972 года 15 тыс. советских специалистов обязаны были покинуть пределы Египта; из страны должно было быть вывезено все вооружение, которое использовалось непосредственно советскими военнослужащими. Правда, через несколько дней А.Садат чуть подкорректировал свои требования и стал настаивать на передаче египетской стороне всего поставленного из СССР оружия и боевой техники25.
На тот период военно-техническая поддержка Египта со стороны СССР обеспечивалась по ряду направлений деятельности советских специалистов. Прежде всего, в Египте находилось около 870 советников, которые консультировали египетское руководство по вопросам тактики, обучения и административным вопросам. Прекращение их миссии, по мнению египетских властей, не наносило большого урона военной безопасности государства.
Во-вторых, в Египте было более 100 технических специалистов, которые занимались обучением египетских военнослужащих работе с военной техникой и вооружением, поставляемыми из СССР. Их отъезд до завершения курса обучения ставил военное руководство Египта в трудное положение.
В-третьих, с точки зрения обеспечения военной безопасности Египта наибольшее значение его руководство придавало советским воинским подразделениям (дружественным войсковым частям), обслуживающим средства ВВС, ПВО, РЭБ (радиоэлектронная борьба) советского образца, находившихся на территории страны. Часть этой военной техники и вооружения была закуплена Египтом, часть принадлежала СССР. Общее число советского персонала, обслуживавшего египетскую и советскую технику, превышало 6 тыс. человек26.
Придерживаясь жестких указаний Президента А.Садата по немедленному свертыванию присутствия советских специалистов, военное руководство Египта все же пыталось минимизировать ущерб для боевых возможностей национальной армии путем поэтапного свертывания военно-технической помощи.
Советской стороне было предложено: немедленно расторгнуть контракты лишь с советниками и экспертами; советские воинские подразделения, обслуживающие военную технику и вооружения, приобретенные Египтом, в течение недели заменить на египетский персонал и после этого вывести; советские подразделения, которые невозможно было заменить на египетские, оставить на определенный срок, при условии их перехода под контроль египетского командования. В частности, руководство Египта было заинтересовано в оставлении советских воинских подразделений, оснащенных зенитно-ракетными комплексами «Квадрат», которые защищали высотную плотину в Асуане. Однако советское руководство приняло решение о прекращении военно-технической поддержки Египта и полном выводе советских специалистов.
В течение короткого времени все военное присутствие СССР в Египте фактически было свернуто. К концу августа 1972 года из Египта в СССР было отправлено почти 8 тыс. советских военнослужащих, специалистов и членов их семей, а также военная техника и вооружения, принадлежавшие СССР27.
1Правда. 1956. 6 нояб.
2Юрченко В.П. Указ. соч. С. 25.
3Телеграмма посланника СССР в Египте С.П.Козырева в МИД СССР от 13.10.1953 // АВП РФ. Ф. 059а. Оп. 7. П. 13. Д. 4. Л. 42-43.
4АВП РФ. Ф. 87. Оп. 18а. П. 36. Д. 4. Л. 8.
5Имам А. Насеризм. Каир, 1971. С. 111.
6Васильев А.М. Россия на Ближнем Востоке: от мессианства к прагматизму. М., 1993. С. 44.
7El Hussini М. N. Soviet-Egyptian Relations. 1945-1985. L., 1987. Р. 66.
8Юрченко В.П. Указ. соч. С. 22.
9Хагана Игаль Алон, Хаим Герцог. Арабо-израильские войны. М., СПб., 2004. С. 345.
10Из записи беседы посла СССР в Египте Д.С.Солода с министром национальной ориентации и государственным министром по делам Судана Египта С.Салемом от 09.06.1955 // АВП РФ. Ф. 087. Оп. 18. П. 36. Д. 3. Л. 206-207.
11Кирпиченко В.А. Разведка: лица и личности. М., 1998. С. 70.
12Юрченко В.П. Указ. соч. С. 41.
13Там же. С. 56 - 57, 60.
14Шазли Саад. Форсирование Суэцкого канала. М., 2008. С. 110.
15Примаков Е.М. История одного сговора. М., 1985. С.23.
16Договор о дружбе и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Объединенной Арабской Республикой // Правда. 1971. 29 мая. С. 1-2.
17Примаков Е.М. Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами (вторая половина ХХ - начало ХХI века). М., 2006. С. 144.
18Примаков Е.М. История одного сговора. М., 1985. С. 25.
19Яременко В. Победители и проигравшие // Военно-промышленный курьер. № 41 (257). 2008. 15 окт.
20Kissinger H. Years of Upheaval. Boston; Toronto, 1982. P. 645.
21Яременко В. Указ. соч.
22Виноградов В.М. К истории советско-египетских отношений/ Тогда в Египте.../ Отв. ред.: М.С.Мейер, В.М.Пак, А.О.Филоник. М., 2001. С. 20.
23Цит. по: Лялькина А. Дни Садата// Зеркало недели. 2001. 13-19 окт.
24Шазли Саад. Указ. соч. С. 176.
25El-Sadat Anwar. In Search of Identity: an Autobiography. N.Y., 1978. С. 156; The End of the Cold War / Edited by David Armstrong and Erik Goldstein. L., 1990. P. 110-112.
26Шазли Саад. Указ. соч. С. 178.
27Там же. С. 178-179.