Борьба за экономическое лидерство и выживаемость в условиях жесткой конкуренции вынуждает правительства европейских государств предпринимать самые активные действия, чтобы привлечь для работы лучшие умы, имеющие в своем квалификационном портфолио передовые знания в сфере профессиональной деятельности и мирового культурного наследия, владеющие свободно иностранными языками, толерантные, способные генерировать идеи. Вместе с тем привлечение высококвалифицированных специалистов из-за рубежа неотделимо от решения вопроса о признании их профессиональных квалификаций.

Дефицит квалифицированных кадров становится все более злободневной темой как для Германии, так и для России.

По официальным данным Института немецкой экономики в Кёльне (IW), в апреле нынешнего года в Германии зафиксирована рекордная цифра вакантных мест - 460 тысяч. На самом деле страна нуждается в миллионе новых сотрудников. Так, например, в сферах математики, информатики, естественных наук и техники вакантными были 280 400 рабочих мест, учителей школ - 20 тысяч. По сравнению с 2005 годом дефицит специалистов возрос почти в три раза. В то же время около 72 тыс. безработных ведут поиск рабочих мест в вышеуказанных сферах. Ущерб экономики страны из-за отсутствия специалистов составил за один только прошедший год 15 млрд. евро.

Вместе с тем ситуация усугубляется резким демографическим спадом. По предварительным расчетам, к 2050 году население Германии может сократиться на 10-13 млн. человек. Соответственно, численность трудовых ресурсов значительно уменьшится. Кроме того, из-за малопривлекательных условий для молодых специалистов ежегодно из Германии, преимущественно в Швейцарию, Великобританию и США, выезжают около 40 тыс. человек, получивших образование в этой стране.

По уровню интеграции мигрантов Германия находится на 12-м месте в списке стран, включающем 27 государств ЕС, а также Норвегию, Швейцарию, Канаду и США. Такой вывод сделали авторы опубликованного в ФРГ исследования MIPEX-2011, проведенного Британским советом и Рабочей группой по миграционной политике.

Сегодня в Германии проживают около 3 млн. мигрантов, получивших высшее образование за рубежом. Однако многие из них не могут утвердиться на немецком рынке труда. Образование, которое они получили на родине, формально не признается. В результате математику, окончившему вуз в России или Турции, в Германии нередко приходилось осваивать профессию таксиста, врачу - санитара, преподавателю - продавца газет. По оценкам экспертов, число таких «несчастливцев» достигает 300 тыс. человек. Парадокс?

Решить эту дилемму призван новый закон немецкого правительства, цель которого облегчить процесс признания дипломов иностранных специалистов за счет введения универсального подхода, единых критериев оценки квалификации, создания информационной и консультационной инфраструктур для иностранцев.

Стратегия действий в сложившейся ситуации обсуждалась на симпозиуме, прошедшем 23 мая 2012 года в Российском доме науки и культуры в Берлине, ставшем кульминацией закрытия Российско-германского года образования, науки и инноваций 2011/12 и послужившем импульсом к поиску российско-германской идеи содействия двустороннему процессу профессиональной интеграции.

Представители министерств образования и науки России и Германии, федеральных ведомств, служб и консультационных центров, руководители учебных и научно-исследовательских учреждений двух государств проанализировали трудности, с которыми сталкивается претендент на признание своей профессиональной квалификации в Германии, где, несмотря на заявленное упрощение процедуры признания, зарубежным специалистам, желающим занять достойное место в немецком обществе, как и прежде, придется преодолевать сложные барьеры бюрократического немецкого марафона.

Дело в том, что принятый закон дает право каждому обладателю диплома зарубежного вуза подать заявку на его рассмотрение, однако не гарантирует подтверждение его квалификации. Кроме того, новый закон распространяется только на профессии, требования по которым устанавливаются на федеральном уровне, определяемые законом как нерегламентированные (квалификации, получаемые в Германии путем дуальной системы подготовки специалистов в системе профессионального образования и ремесленной сфере. В Германии их насчитывается около 350). Специалисты этой группы могут получить справки о соответствии и установлении их профессиональной квалификации в уполномоченном Центральном ведомстве по вопросам зарубежного образования.

В то же время многие широко распространенные профессии, определяемые в законе как регламентированные, - врачи, ветеринары, аптекари, учителя и воспитатели, переводчики, архитекторы или инженеры, налоговые или хозяйственные консультанты (всего около 60 специальностей) - требуют официального признания и подпадают под действие земельных законодательств. Это значит, что в стране после вступления нового закона в силу продолжают действовать 16 (по числу земель) различных норм признания профессиональных квалификаций.

Процедурой признания занимаются различные земельные министерства, учреждения, профессиональные палаты и ведомства - в общей сложности 400 организаций. Вполне возможно, что неподтвержденная квалификация в одной земле может быть признана в другой. Примером тому является диплом специалиста в области геодезии и картографии, признать который в Гессене уполномочено Управление по земельным ресурсам и геоинформации, в Баварии - Министерство финансов, а в Северном Рейне-Вестфалии - Министерство внутренних дел.

Наряду с указанными учреждениями действуют дублирующие структуры в виде соответствующих профессиональных палат - торгово-промышленной, инженерной, адвокатской и других, которые будут принимать решение о признании дипломов по соответствующим профессиям. Их сотрудники уполномочены проводить с заявителями собеседования на профессиональные темы, оценивать образцы работы, а в некоторых случаях устраивать теоретические экзамены и экспертизу.

Следует также отметить, что в Германии большое значение имеет концепция обучения в течение всей жизни. Неважно, какое образование получил человек: для поддержания высокой квалификации ему необходимо на протяжении всей профессиональной жизни постоянно участвовать в различных теоретических и практических семинарах, тренингах, дискуссиях, симпозиумах и т. д.

Представителям отдельных специальностей немецкий закон предписывает обязательное посещение таких мероприятий (это касается, например, специалистов по использованию распылителей для средств защиты растений).

Однако большинство специалистов принимают участие в подобных «стажировках» исходя из собственных интересов, чтобы идти в ногу со стремительным прогрессом в науке и технике и чтобы их профессиональные компетенции были востребованы обществом.

Очевидно, что вопрос подготовки и повышения квалификации кадров волнует образовательные сообщества многих стран. Россия и Германия не являются исключением. Начиная со времен Петра I лидеры России и Германии осознавали важность научного обмена в деле подготовки кадров высшей квалификации и производства знаний и технологий для нужд медицины, обороны и индустрии. «Ученые немцы» привлекались в Россию, «ученые русские» - в Германию, а «недоросли» направлялись учиться за границу. Многие наши великие умы прошлого приобретали опыт в лучших школах Западной Европы. Иван Павлов, например, трудился в лаборатории величайшего физиолога XIX века Карла Людвига.

Использование исторического багажа сотрудничества России и Германии в области обмена профессиональным опытом и подготовки высококвалифицированных кадров подводит к идее создания общего российско-германского рынка труда, в идеальном понимании - инструмента, содействующего развитию модели специалиста мирового уровня и жизнеспособности экономик России и Германии.

Исследование Института труда и квалификации (IAQ) Университета Дуйсбург-Эссен показало, что одна из самых многочисленных групп специалистов, проживающих в Германии, - мигранты из России и стран СНГ. Результаты исследования подтверждают данные Федеральной статистической службы за 2012 год. В настоящее время в Германии официально зарегистрировано 195 310 человек, имеющих российское гражданство, более 3 миллионов, имеющих «корни» в странах СНГ. Именно эта категория, согласно данным Федерального ведомства по вопросам миграции и беженцев, обладает самым высоким уровнем образования из всех 6 930 896 иностранцев, живущих в Германии.

Главной проблемой иностранцев остается язык. Многие российские вузы отличаются высоким уровнем подготовки. Но, к сожалению, у некоторых, даже очень хороших специалистов знания немецкого языка и культуры страны оставляют желать лучшего. Очевидно, что отличное владение профессиональной терминологией необходимо не только при трудоустройстве, но и в дальнейшем общении с коллегами, пациентами, клиентами и учениками.

Безусловно, интеграция - процесс двусторонний. Российско-германский год образования, науки и инноваций 2011/12 определил векторы дальнейшего партнерства между германскими и российскими предприятиями и учреждениями профессионального образования и повышения квалификации, а также сотрудничества между Федеральным институтом профессионального образования Германии (BIBB) и Федеральным институтом развития образования России (ФИРО) с целью усовершенствования федеральных стандартов.

Сегодня в России представлено более 6 тыс. немецких компаний, среди них «Siemens», «Knauf», «Volkswagen», «Bosch», «Metro», «BASF» и «OSRAM». Они ищут и готовы принять на работу хорошо подготовленных, компетентных специалистов, способных применять свои знания на практике. Для решения проблем кадрового дефицита немецкими компаниями была предложена модель инновационной образовательной программы в регионах, предусматривающая создание образовательных центров и внедрение системы среднего профессионального образования по образцу Германии. Сегодня на повестке дня стоит разработка совместных программ и стандартов нового поколения для среднего и высшего профессионального образования.

Необходимость реформирования системы признания профессиональной квалификации актуальна и для России, где специалистам, получившим образование за рубежом, чтобы работать и преподавать в России, приходилось проходить утомительную процедуру подтверждения соответствия их диплома российскому стандарту.

С 3 мая 2012 года автоматически в нашей стране будут признаваться дипломы вузов, входящих одновременно в первые 300 позиций академического рейтинга университетов мира (Academic Ranking of World Universities), всемирного рейтинга университетов (QS World University Rankings) и рейтинга университетов мира по версии The Times Higher Education World University Rankings, - примерно 180 учебных заведений. Основными критериями рейтинга являются: уровень образовательных услуг и исследовательских программ, цитируемость научных статей, количество иностранных студентов и специалистов.

Выпускникам этих вузов для устройства на работу в России достаточно предоставить нотариально заверенный перевод диплома или свидетельства о присвоении ученой степени.

В настоящее время у Российской Федерации существуют подписанные соглашения о взаимном признании дипломов вузов со всеми бывшими республиками Советского Союза (исключением является Узбекистан). Однако аналогичных соглашений с зарубежными вузами пока не имеется. Здесь предстоит России большая предметная работа, нацеленная на результат, - повышение имиджа российского образования и продвижение отечественного профессионального опыта в мировое сообщество.

В этом контексте зарубежные представительства Россотрудничества (российские дома науки и культуры) могли бы стать не только связующим звеном, но и выполнять роль информационно-пропагандистских площадок, способных обобщить лучшее из мирового профессионального опыта и транслирующих для иностранных научных и образовательных культур лучшее из своего отечественного опыта.