*Татаринцев В.М. Двусторонние отношения России со странами СНГ. М.: Восток - Запад, 2011. 264 с.
Развитие межгосударственных отношений в рамках СНГ имеет свою специфику, на что обращалось внимание в рецензии на монографию В.М.Татаринцева «Содружество независимых государств в начале XXI века: проблемы и перспективы»1. Новая книга того же автора «Двусторонние отношения России со странами СНГ»* является логичным продолжением предыдущего исследования, посвященного анализу Содружества независимых государств как межгосударственного образования. Разумеется, и в нем имеется двусторонний аспект отношений между его участниками. Но в настоящей работе дается полновесная характеристика эволюции двусторонних отношений России с партнерами по СНГ. И автор снова отмечает, что многие из участниц СНГ нервно реагируют на любые намеки, способные ущемить их национальный суверенитет. Подчеркивается, что страны СНГ почувствовали «востребованность в системе международных отношений» и отсюда их предпочтения (внешнеполитические) имеют более широкие координаты, выходят за пределы СНГ. Не все из них владеют искусством сочетать экономические и внешнеполитические интересы, явно отдавая приоритет вторым. Отсюда внутренняя противоречивость интеграционных процессов в СНГ, да и двусторонних отношений России с отдельными странами Содружества.
Нет смысла останавливаться на характеристике данных отношений: это значило бы конспективное повторение содержания книги. Интереснее то, что сам автор монографии анализирует некоторые общие вопросы двустороннего сотрудничества России со странами СНГ, пытаясь установить некие закономерности в развитии подобного формата взаимных отношений.
Среди них отмечаются такие, как абсолютизация национальных интересов, окрашенная нередко к тому же субъективным их толкованием лидерами стран или подмена национальных интересов групповыми, корпоративными. Автор подчеркивает то обстоятельство, что во всех государствах СНГ сформировался «определенный слой довольно состоятельных и богатых людей», твердо усвоивших принципы потребления, но мало заинтересованных в качественных изменениях в экономике, улучшении социальной жизни всех слоев населения. Нельзя не заметить и явно наблюдающееся иждивенчество, характерное со стороны некоторых партнеров России, стремление получить большую выгоду в сотрудничестве с ней при своих минимальных затратах.
Фактор многовекторного внешнеполитического курса отдельных стран Содружества (иногда хочется заменить многовекторность словом «всеядность») закономерно воздействует на двусторонние отношения России со странами СНГ. В книге анализируется характер и направленность этого влияния через призму деятельности США, ЕС, НАТО. Сюда стоило бы добавить и анализ китайского и исламского (Турция, страны Персидского залива) факторов. Отсюда следствием поведения партнеров России по СНГ выступает «тактика удачного балансирования, маневрирования, лавирования, своего рода торга при решении конкретных вопросов развития взаимосвязей». Делаются попытки создать не всегда подкрепленную материальными ресурсами иллюзию альтернативного России решения тех или иных проблем.
По мнению автора монографии, сегодня в двусторонних отношениях России со странами СНГ наступил этап, когда нужно формировать правовую базу с фиксацией конкретных взаимных обязательств и возможных последствий их неисполнения вплоть до применения санкций экономического и даже политического характера.
В работе В.М.Татаринцева представлен обильный фактический материал, иллюстрирующий зигзаги эволюции отношений России с отдельными странами СНГ: Беларусью, Азербайджаном, Арменией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, а также вышедшей из Содружества Грузией. Автор придерживается мнения, что уровень и характер их развития позволяет создавать материальную ткань сохранения или возрождения на новой основе единого экономического, военно-политического, гуманитарного пространства, противодействия все более заметным центробежным тенденциям в СНГ. В целом одобряя политику РФ, направленную на оптимизацию сотрудничества со странами СНГ, В.М.Татаринцев считает, что от нашей страны требуются дополнительные усилия, предоставление своим партнерам льгот и поблажек. От страны-лидера ждут помощи, поддержки, поощрения, при необходимости - разумного компромисса в целях развития партнера.
По оценке автора монографии, нынешняя картина двустороннего формата сотрудничества приобретает рубежный характер. Сохранение негативных процессов в СНГ может обернуться, подчеркивает В.М.Татаринцев, дистанцированием и даже отчуждением многих участников Содружества от нашей страны. Поэтому нужна корректировка стратегических установок РФ на пространстве СНГ, нацеленных на закрепление позитивной динамики двусторонних связей со странами СНГ и преодоление отрицательных трендов. Действия России должны вести к реальному решению внутренних проблем партнеров, реализации экономических и социальных проектов. В то же время автор отмечает, что сотрудничество не должно строиться в ущерб интересам РФ.
Монография В.М.Татаринцева представляет собой солидное исследование состояния двусторонних отношений России со странами Содружества. В работе выявляются факторы различного свойства, влияющие на развитие сотрудничества с ними. В книге выражена обеспокоенность сегодняшним состоянием отношений и не всегда продуманным, противоречивым поведением российской политической элиты, руководящих структур России относительно своих партнеров.
В определенной степени линия российской стороны на углубление двусторонних отношений с каждой из стран - участниц Содружества призвана, помимо объективных оснований для развития взаимных отношений, компенсировать слабости интеграционных процессов в рамках СНГ. Стоит отметить, что такого рода политика имеет свои риски и российской стороне надлежало бы учитывать недавний исторический опыт, а именно интеграцию в рамках Совета экономической взаимопомощи. Ее характерной доминирующей чертой выступала зацикленность интеграции на одной стороне - советской, а многоформатное сотрудничество, то есть экономические связи между другими участниками интеграции, было минимально. Это привело впоследствии к печальным результатам. Интеграция концентрированного типа, базирующаяся на доминировании одной страны, возлагает на эту страну высокой степени политическую и экономическую нагрузки. Интеграция успешна тогда, когда она имеет многосторонний характер, при котором происходит переплетение разнообразных, но прежде всего экономических, отношений, которые формируют и индивидуальную, и коллективную заинтересованность в интегрировании.