Размышления на тему российско-польских отношений

 

Недавно я посетил единственное в Варшаве православное кладбище, расположенное в районе Воля. Созданное более 170 лет назад оно охраняется законом. Его интригующей достопримечательностью является доброе сосуществование здесь двух религиозных общин - православной и католической. И это реальный факт. Как упоминается в путеводителе по кладбищу, оба церковных прихода «независимо от экуменических тенденций стали братскими, взаимодействующими в духе служения Богу и людям». В связи с этим появляется, возможно, наивный, но вполне закономерный вопрос: почему же русские и поляки столетиями не могут в этой мирской, земной жизни научиться жить в мире и согласии? Без нескончаемых претензий и обвинений, распрей и раздоров.

Неужели только на кладбище, рождается крамольная мысль, где упокоились русские и поляки, украинцы и белорусы, православные и католики, русские князья и генералы, тайные и надворные советники, строители Дворца культуры и науки, между нашими народами возможны покой и согласие?

Случайная встреча на этом необычном некрополе с одним из посетителей, как оказалось русским, показала, что взаимный интерес и симпатии поляков и россиян вовсе не редкость. Необходимы лишь соответствующие условия для их проявления и поддержки. И, конечно же, искреннее желание двигаться навстречу друг другу.

Из рассказа-исповеди моего собеседника стало ясно, что всю свою жизнь он посвятил одной, но пламенной страсти - служению идее примирения и дружбы между россиянами и поляками. Начав с изучения польского языка на филфаке МГУ, вступил на польскую стезю, работая в Минкультуры, МИД, Союзе обществ дружбы. Около 14 лет проработал дипломатом в Польше, в том числе Генеральным консулом России. Наиболее важными событиями в достижении поставленных им целей считает личное участие в разработке государственного договора между Россией и Польшей 1992 года и предложений по решению катынской проблемы. Награжден медалью «За заслуги перед польской культурой».

На мой вопрос, как он рассматривает перемены во взаимоотношениях между Россией и Польшей в 1990-х годах, последовал ответ: «Скажу вам, как бы ни парадоксально это прозвучало, свершилось то, что по логике истории должно было свершиться. Последний посол СССР и первый посол РФ в Польше Ю.Б.Кашлев со свойственным ему юмором констатировал, что наши отношения с Польшей были дружественными, а стали нормальными. Под дружественными, естественно, подразумевалось «равноправие» под крылом старшего брата. Казалось бы, обе стороны могли использовать произошедшие политические трансформации для развития дружественных связей и укрепления взаимопонимания. Вначале так и было. Но постепенно правоконсервативные силы в Польше свернули наметившийся процесс улучшения двусторонних отношений и начали широкую антироссийскую кампанию в стране. В ход были пущены самые различные средства информационной и пропагандистской инфильтрации населения, разжигания ненависти и вражды к России и россиянам.

И тем не менее убежден, что большинство обычных, рядовых граждан наших стран нормально, без предвзятостей относятся друг к другу. Их меньше всего волнуют исторические и политические зигзаги на пути двусторонних отношений. И они не хотят быть безропотными заложниками в политических играх людей, ставящих свои узкие интересы выше общественных и государственных. И я верю в перспективу оздоровления российско-польских отношений, углубление взаимопонимания и взаимодействия наших народов. Извечные обиды и претензии будут постепенно отходить в тираж. Важно не видеть друг в друге врага и ответчика за прегрешения минувших поколений. Нам следует быть реалистами и прагматиками, уважать право другого на инакомыслие. Не лишне помнить - лишь правда рождает доверие. А оно, доверие, - путь к приязни».

На мой вопрос, как сложилась его личная судьба, мой новый знакомый ответил кратко. В целом он доволен - многое из задуманного удалось осуществить. Его дочь также окончила полонистику МГУ, вышла замуж за поляка, переехала в Варшаву, где преподавала русский язык. Два года назад попросила его (вдовца) переехать к ней в рамках воссоединения семьи. Она уже тогда была тяжело больна и вскоре умерла, он остался со взрослым внуком и теперь часто посещает свою любимую дочь на православном кладбище.

Я столь пространно изложил, казалось бы, частную историю с грустным финалом лишь потому, что в ней отражается ретроспекция судьбы человека, положившего на алтарь Отечества, по сути, всю свою жизнь ради сближения русских и поляков. И, конечно же, мне импонируют высказанные им суждения относительно российско-польского противостояния и возможных путей его преодоления. Они актуальны для сегодняшнего дня и требуют серьезных размышлений.

Взять хотя бы вопрос формирования климата взаимного доверия и политического диалога. Стороны должны исходить из мудрого народного суждения, что даже худой мир лучше доброй ссоры. Шаги, предпринимаемые ими в последние годы, свидетельствуют, на мой взгляд, о намерении России и Польши преодолеть зону взаимного отчуждения и строить свои отношения на основе добрососедства, партнерства и взаимопонимания. Несмотря на драматические испытания, встретившиеся на их пути, - гибель под Смоленском в результате авиакатастрофы Президента РП Л.Качиньского, обострение политической борьбы в Польше вокруг проблемы Катыни, принципиальные расхождения сторон в оценке планов размещения ПРО в Польше - политические, культурные и иные связи между странами имели тенденцию к развитию.

Новый Президент РП Б.Коморовский и премьер-министр Д.Туск неоднократно высказывались за выстраивание добрососедских контактов с Россией. Конкретным проявлением доброй воли со стороны Польши стало снятие ею возражений относительно вступления России в ВТО. Значительным шагом в деле взаимного сближения было подписание соглашения о безвизовом обмене с Калининградской областью приграничных польских воеводств.

На правительственном уровне исчезла антироссийская риторика. Принципиально важную роль в создании благоприятного климата для улучшения российско-польских отношений, несомненно, играла недвусмысленная позиция российской стороны. Она проявилась в том числе в обращении В.В.Путина к польскому народу, в котором он осудил пакт Молотова - Риббентропа и преступление в Катыни. Государственная Дума России приняла исторический документ «О Катынской трагедии и ее жертвах», признав расстрел польских офицеров преступлением сталинского режима. Польской стороне было передано 67 томов архивных документов, касающихся катынской трагедии. В декабре 2010 года впервые за предшествующие восемь лет состоялся визит в Польшу Президента России Д.А.Медведева, в апреле 2011 года он вместе с Президентом Польши Б.Коморовским возложил цветы на месте катастрофы польского самолета с Президентом РП под Смоленском.

С взаимной пользой сотрудничают сенаты наших стран, невооруженным взглядом заметны позитивные результаты межрегиональных связей, активизировавшиеся после создания нового организационного механизма - Форума регионов.

С удовлетворением можно отметить возросшую роль в данном процессе общественности обеих стран. Ее участие в научном исследовании так называемых белых пятен в истории наших отношений трудно переоценить. Как и в развитии диалога между российским и польским народами. Взять хотя бы проведение различных форумов, семинаров, комиссий, «круглых столов». Усилия общественности нашли поддержку властей. По их распоряжению в России и Польше в 2011 году были созданы центры диалога и согласия соответственно в Москве и Варшаве. Центры работают, их цель - всемерно содействовать открытому, честному, постоянному диалогу не только историков и экспертов, но самым широким слоям общественности, и прежде всего молодежи, по сложным проблемам двусторонних отношений. Учредители данных структур исходят из того, что они отвечают государственным интересам как России, так и Польши. В этом нет никаких сомнений.

В торгово-экономической сфере значимых подвижек не отмечается. Правда, Польша является для России вторым партнером в данной области в Евросоюзе. Обращает на себя внимание известная настороженность, скорее, даже опасение польской стороны по поводу возможной экспансии российского капитала в страну. Такая позиция, на наш взгляд, осложняет дальнейшее развитие торгово-экономических отношений между нашими странами.

В целом позитивно можно охарактеризовать состояние культурных связей. Не открою секрета, если скажу, что именно культура выполняет роль первопроходца в международных связях. По культурным контактам, словно по лакмусовой бумажке, определяется уровень их интенсивности. В данном случае мы вправе отметить, что благотворный процесс взаимопроникновения культур заметно продвинулся вперед и, кажется, вышел за традиционные рамки. Появились новые формы общения с «культурными продуктами» наших стран. Москва регулярно принимает на торжественные парады польские военные оркестры, а Варшава ежегодно с неугасающим интересом встречает пользующийся здесь огромным успехом хор Александрова.

Москва впервые организовала фестиваль польских джазовых звезд, а Варшава провела фестиваль «Безумные дни музыки: Россия» в 2012 году. Трудно поверить, но в нем участвовали 950 исполнителей со всей Польши и музыканты из России. Частые гости в Польше - российские балетные труппы. Давняя традиция - взаимное проведение кинофестивалей. Особый разговор - это межрегиональные связи и обмен на уровне отдельных субъектов культуры. Контакты в этой области являются существенной составляющей общей картины культурного сотрудничества. В российской и польской провинции вы можете нередко встретить случаи, когда российские балетмейстеры ставят балеты в польских театрах, а польские режиссеры - пьесы в российских. Доброго слова заслуживает деятельность центров культуры и науки обеих стран. Нельзя не отдать должного организаторам и участникам уникального в своем роде Фестиваля российской песни в Зелёной Гуре, а также олимпиады русского языка и конкурса чтецов русской поэзии. Заметным явлением на польском книжном рынке стало трехтомное издание «Российская цивилизация» Анджея Андрусевича.

Что касается СМИ, то российская тематика здесь постоянный гость, в отличие от российских средств массовой информации, уделяющих Польше дозированное внимание. Как говорится, по части объема жаловаться не приходится. Весь вопрос, как подается информация. Известно: критика критике рознь, есть объективная критика, есть огульная. Создается впечатление, что многие польские СМИ руководствуются последним принципом. В результате их интерпретации у читателя или зрителя создается однобокий, мрачный, отталкивающий образ современной России. Практически замалчиваются демократические процессы, развивающиеся в российском обществе. Игнорируются проведение в стране социальных реформ, успехи в модернизации промышленности, борьба с коррупцией и преступностью. Поляков запугивают жупелом якобы агрессивности, возрождения имперских амбиций и тоталитаризма в России.

При этом, как уже было отмечено, почти не освещаются позитивные моменты в ее внутренней и внешней политике. Это, видимо, противоречило бы преследуемым определенными силами целям. Заранее оговорюсь, известная часть СМИ дает правдивую, взвешенную информацию, раскрывающую истинное положение дел в нашей стране. Ситуация на информационном поле здесь отражает острую политическую борьбу в Речи Посполитой. Правая оппозиция во главе с партией «Закон и справедливость» (ПИС) и ее средства массовой информации, зараженные вирусом русофобства, злобно атакуют все, что так или иначе связано с Россией. Некоторые из них договариваются до того, что обвиняют Россию в организации теракта против Президента РП, погибшего в 2010 году под Смоленском. Другие обвиняют патриарха Кирилла в сотрудничестве с КГБ, иные приклеивают «Газпрому» ярлык преступника с большой дороги. Как говорится, больной фантазии им не занимать.

Идеологическое размежевание, где главным критерием является отношение к России, весьма рельефно проявляется среди политиков, политологов и историков. Страсти на этом участке накалены до предела. Известный своими заслугами в очернительстве России профессор Ягеллонского университета Анджей Новак прилежно изучает «логику имперской экспансии РФ», величая С.В.Лаврова «министром Российской империи»1. Ему принадлежит также не менее «глубокий» вывод о том, что «Польша должна мобилизовать и организовать политически против «российского империализма» постсоветские страны - Украину, Грузию, Литву, Беларусь (последнюю - после ее демократизации), а также Казахстан.

Достойную отповедь упомянутому выше А.Новаку дал в Интернете Ян Энгельгард. Он заявил: «У нас тем временем вообще не анализируется российская действительность, не исследуются проводимые там дискуссии, мы заменяем это почерпнутыми в истории фобиями и страхами. Значительная часть поляков вместо новой России видит преступную «Большевию» с «чрезвычайкой» в главной роли. На этом нельзя, однако, строить никакого будущего».

В своем блоге публицист, либеральный консерватор Януш Корвин-Микке раскрывает личное отношение к проблеме Польша - Россия: «Я хочу с нынешней Российской Федерацией иметь лучшие, дружеские отношения. Однако они возможны лишь при условии, когда поляки избавятся от комплексов в отношении России».

Известный польский историк Мариуш Волос убежден, что «мы вместе должны двигаться дальше по пути взаимопонимания, толерантности и взаимного уважения друг к другу»2.

Принимая близко к сердцу по ряду причин проблему сближения и примирения россиян и поляков, в свое время я обратил внимание на статью О.Горелова «Доколе будем препираться?». В ней автор писал: «В порядке дискуссии выскажу на первый взгляд ирреальную идею. Мне она не кажется надуманной и недостижимой. Речь идет о подключении к процессу взаимопонимания и сближения наших народов христианских церквей - православной и католической, играющих огромную роль в жизни обеих стран... Без всякого сомнения, это стало бы эпохальным событием в истории наших народов»3.

Не прошло и трех лет, как мы стали свидетелями воплощения желаемого в действительное. В августе 2012 года состоялся впервые в истории визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Польшу. Каждый серьезный политик и исследователь как в России, так и Польше не может не признать исключительной важности данного события. Ведь подключение к процессу сближения России и Польши, православной церкви и католического костела - явление воистину беспрецедентное. Сделан радикальный шаг навстречу друг другу во имя будущего наших народов. Данный факт имеет не только религиозное значение. Его глубинные последствия, полагаю, будут проявляться не в столь отдаленном будущем. Подписание патриархом Кириллом и председателем Польской епископской конференции архиепископом Юзефом Михаликом также впервые в истории совместного документа с посланием к народам Польши и России трудно переоценить. Ведь еще совсем недавно прозвучавшие в нем слова о взаимном прощении и примирении, призыв к полякам и россиянам видеть друг в друге брата казались бы дурной шуткой или вовсе святотатством.

Как представляется, церковная инициатива встретила благожелательный отклик среди подавляющей части населения обеих стран. Вместе с тем многие опрашиваемые поляки и россияне, судя по откликам в СМИ, считают, что это только начало непростого диалога, требующего продолжения. Подчеркивается важность донесения сути документа до широких масс верующих, да и не только христиан.

Если говорить о реакции на указанное событие в Польше, то произведенное им эхо весьма значительно. Президент Польши Б.Коморовский подчеркнул, что эта инициатива церквей может стать для многих людей источником размышлений и переоценки взглядов. По его мнению, сегодня большой вопрос, сможет ли стремление церквей к примирению дойти до самых глубоких слоев верующих. В свою очередь, премьер Д.Туск заметил, что визит патриарха Кирилла - это очередной шаг на «очень трудном пути к польско-российскому примирению».

После визита Польская епископская конференция заявила, что путь примирения поляков и россиян лежит не через спектакулярные политические жесты, но через раскрытие правды о трудном прошлом, через готовность к взаимному прощению вины и призыв к совместному следованию евангельским заветам в отношении непростых современных вызовов. Среди многочисленных откликов на визит хотелось бы привести следующий, отражающий, на мой взгляд, наиболее распространенную точку зрения сторонников примирения. Заместитель председателя правления Общества сотрудничества «Польша - Восток» Ежи Смолиньский считает, что это, безусловно, знаменательное событие в двусторонних отношениях. И оно может положительно воздействовать на их дальнейшее развитие. Но многое при этом, полагает он, будет зависеть от активных параллельных действий правительств обеих стран, более интенсивного вовлечения в этот процесс средств массовой информации. Что касается Общества, то оно, конечно же, самым энергичным образом включится в работу по реализации содержащихся в послании руководителей двух церквей призывов к примирению польского и российского народов.

Визит патриарха, как и следовало ожидать, не всем в Польше пришелся по душе. Еще в преддверии визита экс-министр иностранных дел РП Анна Фотыга выражала по его поводу крайнее беспокойство. «Я опасаюсь, - сокрушалась она, - что вместо «серебряного века» нам придется принять в лице московского православия идею Третьего Рима. Кому нужно это примирение?»4 Лидер партии «Закон и справедливость» Ярослав Качиньский, оказавшийся как правоверный католик в довольно затруднительном положении, тем не менее заявил, что не рассматривает высказывания «архиепископа Михалика как адресованные ему и ПИС». Его партийные сторонники, конечно, не могут позволить себе открытую войну с костелом. Но критические стрелы в адрес «холуев Москвы» по-прежнему пускать готовы.

Ответить сегодня на вопрос, доколе мы, россияне и поляки, будем препираться и прозвучит ли благовест по поводу нашего примирения и братства, весьма затруднительно. Уж слишком тяжек и греховен пройденный путь исторического нашего сожительства. К тому же труден и тернист предстоящий маршрут к согласию и дружескому взаимодействию. Но мы не вправе терять надежды: ведь цели определены и камертон настроен. Движение к намеченной цели предстоит архисложное. Оно потребует длительного времени, возможно, рассчитанного не на одно поколение. Предстоит затратить немалые материальные, интеллектуальные, организационные усилия для ломки взаимных враждебных настроений и представлений, передающихся зачастую на генном уровне.

Скажем откровенно, некоторым россиянам придется отказаться от пережитков великодержавного мышления, пойти на признание правоты ряда отвергаемых ранее польских истин... Полякам же следует преодолеть надуманные фобии и страхи в отношении современной России, отойти от огульных обвинений ее во всех смертных грехах. Это, естественно, лишь отдельные, частные направления взаимного приложения сил. А общее поле для двустороннего вспахивания необозримо. Однако посеянное в нем зерно может дать дружные всходы, а позднее - при надлежащем уходе - добрые плоды!

К оздоровлению замутненного общественного сознания части населения России и Польши должны быть привлечены самые различные государственные, общественные и религиозные организации, и прежде всего молодежные. Необходимо, на мой взгляд, создание специальных фондов их поддержки, в том числе и государственных. Воспитание и образование новых поколений россиян и поляков в духе взаимного уважения, дружбы и добрососедства может приблизить к достижению поставленной цели. Они, эти новые поколения, дети наших детей, не должны быть заложниками истории. И будем надеяться, что им суждено услышать российско-польский благовест!

 

 

 1Nasz Dziennik. 19.01.2012.

 2http://www.perspektivy.info/rus/desk/

 3Международная жизнь. 2009. №11. С. 82.

 4Polska. 17.07.2012.