В настоящее время на международной арене абсолютно отчетливо можно обозначить ряд ключевых региональных объединений, находящихся в силу своей специфики на разных этапах интеграционного развития: НАФТА, АСЕАН, МЕРКОСУР, УНАСУР,
КАРИКОМ, СНГ. Однако лишь Европейский cоюз обладает своеобразным статусом sui generis наднационального* (*Наднациональность - добровольная передача государством части своего суверенитета международным институтам.)

  объединения, что в первую очередь определено широтой спектра вопросов, находящихся в ведении наднациональных институтов. В то же время ЕС, пройдя долгий интеграционный путь, по-прежнему остается эволюционирующей наднациональной структурой.

Несмотря на то что сейчас для объединенной Европы не лучшее время - провал евроконституции, глобальная рецессия, кризис еврозоны, - историческая ретроспектива позволяет обозначить немало политико-экономических и социальных метаморфоз, сопровождаемых как спадом, так и подъемом, пережитых Европой с середины XX века, и это, в свою очередь, наводит на мысль, что кризис последних лет общими усилиями европейской общественности, политической и финансовой элиты будет в скором времени преодолен. Однако в ЕС назревают серьезные структурные и функциональные трансформации, и в данном контексте наднациональным институтам следует предпринять ряд мероприятий, возможно с использованием инструментария стратегического планирования, с целью достижения организацией качественно нового уровня наднациональной интеграции, в противном же случае организацию ждут состояние глубокой стагнации и предпосылки к дезинтеграции.

Напомним, что процесс упрочения «наднационального» в рамках институциональной архитектуры ЕС за последние полвека прошел множество этапов, каждый из которых связан с ключевыми вехами евроинтеграции и принятием фундаментальных нормативно-правовых актов Сообщества, а затем и Союза.

Совершенно очевидно, что единая европейская институциональная структура с элементами «наднационального» формировалась на фоне форсированного развития процессов глобализации и региональной интеграции. Динамика упомянутых процессов способствовала появлению и неуклонному увеличению числа международных организаций с постоянно функционирующими институтами, которые наделены необходимыми полномочиями по регулированию вопросов, прежде относящихся к внутренней компетенции государств, а также созданию новых механизмов взаимодействия между государствами.

Идеи общеевропейского объединения, сопряженные с восприятием европейской идентичности, высказывались еще в эпоху раннего Возрождения, но вплоть до начала XX века не имели общих подходов и носили разрозненный характер. Генезис идей единой наднациональной Европы берет начало в трудах французского легиста Пьера Дюбуа, короля Богемии Йиржи Подебрада, в трактатах о «вечном мире» герцога де Сюлли, Эмерика Крюсе, английского квакера У.Пенна, французского аббата Сен-Пьера, мыслителей Ж.-Ж.Руссо, И.Канта, И.Бентама… В 1815 году французский социальный реформатор Анри Сен-Симон выдвинул тезис о необходимости создания англо-французского союза с целью организации на его основе общеевропейского парламента. Тем не менее «даже такие корифеи европейского образа мыслей, как Джузеппе Мадзини и Виктор Гюго, в своем столетии добились лишь того, что обогатили словарь выражением «Соединенные Штаты Европы» - и не более»1.

Движение к объединению активизировалось в период между двумя мировыми войнами. Именно тогда было создано панъевропейское движение, которое возглавил австрийский философ, писатель и политик граф Рихард Куденхове-Калерги. В 1922 году им был основан Панъевропейский союз, а в 1923 году издан манифест «Пан-Европа». Идеи Куденхове-Калерги нашли отклик у министра иностранных дел Франции Аристида Бриана, который, выступая на 10-й сессии Ассамблеи Лиги Наций в Женеве, предложил создать Европейский федеральный союз. Однако идеи объединения Европы на практике контрастировали с европейскими реалиями - с приходом к власти в Италии и Германии милитаристских режимов был окончательно поставлен крест на возможности в тот период претворить в жизнь планы объединения с последующим формированием наднациональной инфраструктуры.

Исход Второй мировой войны стал катализатором форсированного распространения идеи европеизма и формирования теоретического базиса европейской интеграции. Европейская идея прогрессировала даже на фоне нарастающего соперничества двух противоборствующих блоков, сформировавшихся в рамках Североатлантического альянса, с одной стороны, Совета экономической взаимопомощи  (позднее - Организации Варшавского договора) - с другой.

Массовые настроения подхватили западноевропейские лидеры, вновь зазвучали призывы к объединению. Первые шаги в данном направлении были сделаны Уинстоном Черчиллем, который, выступая в сентябре 1946 года в Цюрихе, произнес речь о «трагедии Европы», ставшую впоследствии одной из значительных вех в истории объединенной Европы. Он призвал «воссоздать европейскую семью», покончив с франко-германским антагонизмом, и создать Соединенные Штаты Европы. Впервые в официальном документе термин «наднациональность» появился в резолюции Конгресса Европы, который был проведен в Гааге 5-10 мая 1948 года по инициативе Международного комитета движений в поддержку европейского единства2.

Между тем развитие и практическая реализация идей европейской «наднациональной» интеграции связано с именами «отцов-основателей» ЕС, «архитекторов» объединенной Европы - Ж.Монне, Р.Шумана и К.Аденауэра, которые своими усилиями смогли подготовить почву для последовательной интеграции западноевропейских государств и создания институциональной архитектуры, обладающей «наднациональным» качеством.

Предложения Ж.Монне по созданию международной организации, контролирующей европейское производство угля и стали, были отражены в Декларации Р.Шумана от 9 мая 1950 года (более известной как «план Шумана»), в которой содержался призыв «объединить франко-немецкое производство угля и стали под эгидой Верховного органа в рамках организации, открытой для участия других стран Европы», что послужит первым шагом на пути к созданию «Европейской федерации, необходимой для сохранения мира»3.

В итоге 18 апреля 1951 года в Париже произошло хорошо известное событие, положившее начало процессу западноевропейской интеграции: был подписан Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). По этому поводу Ж.Монне в своих мемуарах позднее напишет: «Шесть европейских стран являются предвестниками более широкого объединении Европы… Наше сообщество - не ассоциация производителей угля и стали. Это - начало Европы»4. Это был первый международный договор, в котором был использован термин «наднациональный», в частности в статье 9 договора говорилось о «наднациональном характере функций членов Верховного органа».

Руководящими институтами ЕОУС являлись Верховный орган, который формировался из представителей государств-членов, но действовал независимо от их правительств и получил полномочия принимать решения, обязательные для исполнения, и особый Совет министров, состоящий из членов правительств соответствующих государств. Создание - наряду с Верховным органом - Совета министров обеспечивало необходимый баланс «наднационального» и «межправительственного» в Сообществе. Этот принцип стал квинтэссенцией продолжительного совершенствования интеграционных преобразований. Более того, в сентябре того же года в рамках ЕОУС была образована Общая ассамблея, состоящая первоначально из 78 представителей национальных парламентов, и Суд ЕОУС. Решения ассамблеи носили рекомендательный характер. После подписания 25 марта 1957 года Римских договоров об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) ассамблея стала относиться ко всем трем сообществам и, несмотря на то что не получила никаких новых полномочий, была переименована в Европейский парламент.

Одним из наиболее важных факторов,  способствующих «наднациональной» интеграции, является «полицентрическая структура то есть наличие в группировке нескольких сильных стран примерно одного «калибра», которая необходима для создания… наднациональных структур»5. Основными центрами силы в период образования сообществ были Франция и ФРГ, затем и Великобритания.

Известный российский европеист М.Л.Энтин полагает, что «обручем, как бочку стягивающим гетерогенное пространство ЕС, служит передача государствами-членами части своих суверенных полномочий на наднациональный уровень». В своей работе Энтин пишет: «Передача полномочий не обедняет, а обогащает государства-члены. Они уступают частицу суверенитета, а взамен получают десятки частиц, которыми делятся с ними партнеры по интеграционному объединению»6.

Впоследствии термин «наднациональность» упоминался в договоре от 27 мая 1952 года о создании Европейского оборонительного сообщества (ЕОС) и в проекте договора 1952 года об образовании Европейского политического сообщества (ЕПС), которые, впрочем, в силу так и не вступили7. Однако уже в Римских договорах данный термин не фигурирует.

На протяжении последующих четырех десятилетий ЕС принял ряд основополагающих нормативно-правовых актов, регулирующих соотношение «наднациональных» и «межправительственных» предметов ведения, среди них наибольшую важность представляют: Договор слияния, или Брюссельский договор (1965-1967 гг.), Единый европейский акт (1986-1987 гг.), Маастрихтский договор (1992-1993 гг.), Амстердамский договор (1997-1999 гг.), Ниццский договор (2001-2003 гг.) и Лиссабонский договор (2007-2009 гг.).

В начале 1960-х годов встал вопрос об автономности европейского права. Решающее слово в спорах по данному вопросу оставалось за Судом ЕС, который в решении по делу Фламинио Коста против ЭНЕЛ от 15 июля 1964 года (дело №6/64) дал весьма четкую характеристику права ЕС как прерогативной и самостоятельной правовой системы. Эта сентенция имела принципиально важное значение для условий применения права сообществ и эффективного функционирования наднациональных институтов ЕС.

Несмотря на то что наднациональный механизм активно внедряется в деятельность и делопроизводство институтов ЕС, многие исследователи и политики зачастую предпочитают не использовать данный термин, что связано в первую очередь с негативной реакцией общественности ряда государств - членов Союза к утрате государственного суверенитета.  В этой связи термин «наднациональность» не упоминается в  международных нормативно-правовых актах. Безусловно, данный факт становится камнем преткновения на пути более явственного определения проблемы и дифференциации «наднационального» в общем механизме принятия решений. Впрочем, это не означает, что международные организации и соответствующие институты не обладают «наднациональным» качеством и не принимают решения согласно принципам «наднационального».

«Наднациональность» - термин, который в последнее время стало модно употреблять в отечественном политическом дискурсе в связи с перспективой создания на постсоветском пространстве новой интеграционной структуры - Евразийского союза. В данном контексте следует отметить, что изучение процесса европейской интеграции, в частности его наднациональной составляющей, чрезвычайно важно для создания необходимой концептуальной базы и дальнейшей поэтапной реализации проектов комплексной интеграции на евразийском пространстве, о которой все чаще стала вести дискуссию политическая элита не только России, но и многих других государств - членов Содружества независимых государств (особенно Казахстана и Белоруссии - партнеров России по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству). Еще в начале XX века о перспективе создания союза на евразийском пространстве писали классики «евразийства» из среды русской эмиграции, такие как Н.Трубецкой, П.Савицкий, Г.Вернадский. Тем не менее тогда евразийское движение ждало раскол и постепенный спад популярности среди общественных масс.

В конце 1980-х годов, незадолго до распада Советского Союза, сопредседатель Межрегиональной депутатской группы Съезда народных депутатов СССР А.Д.Сахаров предпринял первую попытку создания союза. Разработанный проект Европейско-азиатского союза в предложенном виде принят не был. Затем уже в период стремительного распада Советского Союза последовал проект Союза суверенных государств, подписание которого было сорвано. Результатом длительной полемики стало учреждение СНГ.

В 1994 году Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев  предложил создать на пространстве СНГ качественно новую интеграционную структуру - Евразийский союз государств. Но и эта идея не нашла на том этапе должного отклика.

На рубеже веков Россия и Белоруссия создали сначала Сообщество, затем Союзное государство. Параллельно в СНГ проходил постепенный процесс создания отраслевых структур, так в 2000 году было создано ЕврАзЭС. Диспут о перспективах создания Евразийского союза с каждым годом только нарастал. Так, после образования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана в 2010 году на саммите ЕврАзЭС было принято решение создать Евразийский союз на базе Единого экономического пространства трех государств, которое заработало 1 января 2012 года.

Однако главный шаг на пути создания интеграционной структуры нового типа на пространстве СНГ с наднациональными институтами был сделан лишь осенью 2011 года председателем правительства РФ В.В.Путиным в статье «Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня». В статье отмечалось, что ЕС является своего рода примером для инициаторов Евразийского союза: «В свое время европейцам потребовалось 40 лет, чтобы пройти путь от Европейского объединения угля и стали до полноценного Евросоюза. Становление Таможенного союза и ЕЭП идет гораздо динамичнее, поскольку учитывает опыт ЕС и других региональных объединений. Мы видим их и сильные, и слабые стороны. И в этом наше очевидное преимущество, позволяющее избежать ошибок, не допустить воспроизводства разного рода бюрократических навесов… Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом»8.

Безусловно, ЕС в течение почти полувека проходил этапы интеграции, предусмотренные традиционной концепцией Белла Балаша9, в то время как на евразийском пространстве решено их преодолеть менее чем за пять-семь лет. Был сделан большой шаг на пути формирования структуры и нормативно-правовой базы будущего союза. Уже создана наднациональная Евразийская экономическая комиссия, состоящая из Совета комиссии (вице-премьеры правительств) и Коллегии комиссии (представители государств в статусе международного независимого чиновника).

Планируется организовать работу Евразийской ассамблеи, аналога Европарламента. Кстати, в России председатель Государственной Думы, партийные лидеры, лидеры парламентских фракций неоднократно заявляли о наработках в данном направлении. В частности, 20 апреля 2012 года состоялась конференция по созданию Международного союза некоммерческих организаций «Конфедерация общественных сил за евразийскую интеграцию». Заместитель руководителя аппарата - начальник Управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Госдумы Юрий Шувалов в заключение заседания конференции отметил следующее: «Сегодня создается площадка, на которой смогут развиваться и конкурентно доказывать свою позицию идеологические платформы, призванные в конечном итоге стать основой для формирования политических сил на евразийском пространстве»10.

На встрече 29 мая 2012 года с Президентом России председатель ГД Сергей Нарышкин отметил: «Экономическая интеграция идет активно, уже создан и функционирует наднациональный орган.
И, конечно, встает вопрос о формировании парламентского измерения. Мы запустили механизм рабочей группы - представители трех наших государств в составе и парламентариев, и экспертов, и научного сообщества. Цель рабочей группы - сформировать «дорожную карту». Очевидно, вначале должна быть создана Евразийская межпарламентская ассамблея, а рано или поздно встанет вопрос и о создании полноценного парламентского института сначала Евразийского экономического союза, а потом и Евразийского союза»11.

Тем не менее на сегодняшний день не проведены мероприятия, свидетельствующие о существенных результатах в строительстве наднациональной составляющей организации.

Интересно, что в государствах - членах ЕС трепетно относятся к утрате государственного суверенитета и пытаются завуалировать компетенцию наднациональных органов, в случае же с государствами - инициаторами Евразийского союза наблюдается прямо противоположное - главы республик периодически используют в официальных выступлениях термин «наднациональный» и всячески ратуют за готовность государств к передаче части суверенитета наднациональным институтам. С учетом общей тенденции к увеличению влияния в регионе и на международной арене, вероятно, в скором времени спектр вопросов, находящихся в ведении уже созданной наднациональной комиссии будет расширен. Ведь совершенно очевидно, что для более эффективного и продуктивного функционирования, оперативного и объективного принятия решений будущей организации необходимы полновесные наднациональные институты.

 

 1Швиммер В. Мечты о Европе. Европа с XIX в. до рубежа третьего тысячелетия. М., 2003. С. 49.

 2Моисеев  А.А. Надгосударственность в современном международном праве. М., 2007. С. 112.

 3The Schuman Declaration of 9 May 1950// http://europa.eu/abc/symbols/9_may/decl_en.htm

 4Monnet J. Memoires. N.Y., 1978. P. 392, 431; Хохлов И.И. Наднациональность в политике Европейского союза. М., 2007. С. 12.

 5Борко Ю.А., Буторина О.В. От Европейского союза - к Соединенным Штатам Европы? М., 2001. С. 432.

 6Энтин М.Л. Европейский союз как один из ведущих международных игроков // Вестник международных организаций. М., 2009. №2. С. 37.

 7Моисеев А.А. Суверенитет государства в международном праве. М., 2009. С. 266.

 8Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. 3 октября 2011 г. (http://www.izvestia.ru/news/502761).

 9См.: Balassa B. The Theory of Economic Integration. L., 1961.

10Конфедерация общественных сил за европейскую федерацию// http://eurasianintegration.org/?q=content/учреждена-международная-«конфедерация-общественных-сил-за-евразийскую-интеграцию»

11Путин пообещал обсудить в Минске и Астане создание парламента ЕврАзЭС//http://
www.rosbalt.ru/main/2012/05/29/986302.html