С начала нынешнего столетия администрация США, возглавляемая Дж.Бушем-младшим, стала проводить более активную политику на постсоветском пространстве в плане реализации там своих задач, которые помимо всего прочего включали создание на евразийском континенте при помощи трансатлантического партнерства плацдарма, позволяющего продвигаться в глубь бывшей советской территории, а также своего рода «санитарного кордона» из окружающих Россию постсоветских республик.

За это время почти все постсоветские государства были включены в зоны ответственности военных командований Пентагона. Прибалтика, Украина, Молдавия и страны Закавказья вошли в зону ответственности Европейского командования (Евкома), а государства Центральной Азии - Центрального командования (Сенткома).

С 2001 по 2005 год политика «агрессивного реализма», проводимая Дж.Бушем, привела к тому, что военное присутствие США и НАТО во многих государствах - членах СНГ многократно возросло. Запад осуществил прорыв в Среднюю Азию, создав в Киргизии и Узбекистане американо-натовские военные базы. Вашингтон вовлек в индивидуальные планы сотрудничества с НАТО (IPAP) такие страны, как Грузию, Казахстан, Азербайджан, Молдавию, Армению и Украину.

При этом США использовали в своих интересах пограничные и этнотерриториальные проблемы, обременяющие многие новые независимые государства (ННГ). Участие Запада в решении таких проблем было нацелено на отторжение от России постсоветских государств Черноморского бассейна и Каспийского региона, усиление в них американского и натовского военного присутствия, и, наконец, их постепенное встраивание в НАТО.

Однако с 2005 года картина в определенном плане стала меняться, когда выяснилось, что военная политика США в ряде стран СНГ не столь успешна, как того хотелось бы Вашингтону. Основной ошибкой США стало намерение обрисовать Россию в глазах лидеров этих стран не как своего соперника или конкурента, а как общего противника. Сторонники данных подходов в администрации Дж.Буша, действуя на основе концепции «абсолютной безопасности», стремились как можно скорее добиться неоспоримого превосходства США в регионах, которые сами же объявили зоной американских национальных интересов путем полного вытеснения из них России.

В Вашингтоне получило распространение мнение, что Украина и Грузия сначала создадут военно-политический блок, а затем станут первыми кандидатами на вступление в альянс. Американские теоретики неестественным образом попытались объединить два совершенно разных государства в некую геостратегическую конструкцию и «втолкнуть» ее в НАТО до 2008 года. Эта ошибка привела к возникновению перманентного политического кризиса на Украине, а для Грузии - к потере Абхазии и Южной Осетии.

Но такая политика дала трещину и в «атлантическом единстве». Все страны бывшей Восточной Европы, ставшие «новыми» членами блока, а также Великобритания и Канада, беспрекословно поддерживали требование Вашингтона о предоставлении Украине и Грузии членства в НАТО. В качестве их оппонентов выступили Франция, Германия и Испания, благодаря позиции которых Дж.Бушу так и не удалось «втолкнуть» Украину и Грузию в Североатлантический союз.

Поначалу успехи военной политики США, в частности в Центральной Азии (ЦА), основывались на том, что руководители государств региона делали расчеты на получение западной экономической и военной помощи. Однако Вашингтон использовал республики ЦА прежде всего для решения своих геостратегических задач, игнорируя их интересы в сфере экономики и не вникая в суть проблем по обеспечению их безопасности. Инициируя «цветные революции» в странах СНГ, США следовали принципу «кто не с нами, тот против нас», лишавшему их самих возможности проводить «многовекторную» политику.

Такая позиция официального Вашингтона, подкрепляемая активным вмешательством во внутренние дела ННГ ЦА, вызвала негативную реакцию «сильных лидеров» Казахстана и Узбекистана. Тем более что они осознали, что результатом «цветной революции» в Киргизии стал не экономический рост, а перманентная политическая нестабильность.

Тем не менее в 2009 году перед Президентом США Б.Обамой встали задачи сохранить те успехи, которые были достигнуты его предшественником в военной сфере в постсоветских государствах, и в то же время исправить допущенные ошибки и перегибы.

Республики СНГ, входящие в Европейское
командование США

Руководство Украины в 1990-х годах, разрабатывая концепцию национальной оборонной и военной доктрины и строительство вооруженных сил, предпочло сделать упор на сотрудничество с Западом, уклонившись от участия в сохранении единого оборонного пространства СНГ и в ОДКБ. Именно через НАТО США стали осуществлять свою военную политику в Украине, прежде всего в силу того, что население ее восточных и южных областей, а также Россия весьма негативно относились к шагам по укреплению американских военно-политических позиций в стране.

Интересам Запада, не менее чем руководству Украины, отвечало сохранение Крыма в ее составе. Поэтому Вашингтон и Брюссель приблизительно до 2000 года позволяли Киеву проводить политику лавирования между ними и Москвой. Но после того, как в мае 1997 года был подписан российско-украинский договор, в котором признавалась территориальная целостность и нерушимость границ Украины и России, ратифицированный Госдумой РФ в 1999 году, США перестала устраивать «многовекторная» политика Президента Украины Л.Кучмы. В 2004 году при поддержке Запада в стране произошла «оранжевая революция» и страну возглавил В.Ющенко, известный своими проамериканскими, прозападными, националистическими, антироссийскими настроениями.

Приблизительно с 2006 года Вашингтон всячески поощрял развитие разного рода контактов между украинским лидером и Президентом Грузии М.Саакашвили, пытаясь создать из двух совершенно разных стран подобие военно-политической оси, безоговорочно готовой к вступлению в НАТО. Но в 2006 году лидер Партии регионов премьер-министр Украины В.Янукович, не отрицая необходимости тесного сотрудничества с Брюсселем, отказался подать заявление о предоставлении его стране Плана действий по подготовке к членству в блоке (ПДПЧ), аргументируя это тем, что вступление в альянс поддерживает лишь от 12 до 25% украинского населения1.

Между тем США продолжали развивать военное сотрудничество с Украиной. В 2008 году между Вашингтоном и Киевом были подписаны Хартия о стратегическом партнерстве и двусторонний План действий Украины и Соединенных Штатов. С приходом в Белый дом Б.Обамы США отказались от прямого давления на Украину. Накануне президентских выборов в Украине побывавший в Киеве в июле 2009 года вице-президент США Дж.Байден признал за ней право на выбор союзников, то есть на восстановление более тесных отношений с Россией2. Посетившая Украину с визитом в июле 2010 года госсекретарь США Х.Клинтон согласилась с ее правом проводить независимый политический курс. Вместе с тем и Дж.Байден, и Х.Клинтон подтвердили, что для Украины путь в НАТО продолжает оставаться открытым.

Став Президентом Украины, В.Янукович сделал шаг на пути к нормализации отношений с Россией, подписав в апреле 2010 года так называемый «Харьковский договор», по условиям которого пребывание российского Черноморского флота в Севастополе продлевалось до 2042 года.

3 июня 2010 года Верховная Рада Украины одобрила закон
«О принципах внутренней и внешней политики», провозглашающий внеблоковый статус страны. Это исключало ее вступление в НАТО или ОДКБ, но позволяло продолжать военно-политическое сотрудничество с НАТО и США, не опасаясь вызвать негативную реакцию со стороны России3.

Внеблоковый статус не помешал В.Януковичу 13 апреля 2011 го-да подписать Годовую национальную программу Украина - НАТО.
В ней Киев предпринял попытку заинтересовать альянс проектами совместного сотрудничества в разработке высокотехнологичных вооружений и участием страны в создании европейской системы ПРО4.

Как и раньше, на украинских полигонах и в акватории Черного моря проводились украинско-американские и украинско-натовские военные учения, вызывавшие протесты населения Восточных и Юго-Восточных регионов страны и России. В частности, такая реакция наблюдалась в ходе проведения военно-морских учений
«Си бриз - 2011» в период 13-17 июня 2011 года вблизи Одессы. МИД России выступил с протестом против появления в Черном море в непосредственной близости от российской границы американского крейсера «Монтеррей», оборудованного системой ПРО «Иджис» (Aegis)5.

Для Грузии с начала 1990-х годов основной проблемой стало сохранение ее территориальной целостности. США и НАТО также были заинтересованы в этом, исходя из своих экономических и
геостратегических интересов. Формально заявляя о мирном решении данной проблемы, Вашингтон не исключал возможности применения силы, но при условии, что это осуществит сама Грузия.

По мере роста напряженности между Тбилиси и Москвой, вызванного российской политикой в отношении абхазского и южноосетинского конфликтов, шло сближение Грузии с США и НАТО.
В конце 2001 - начале 2002 годов Вашингтон начал активно участвовать в строительстве Вооруженных сил Грузии по стандартам блока. В ноябре 2002 года на пражском саммите альянса Грузия официально подала заявку о своем намерении вступить в НАТО.
В том же году Пентагон приступил к реализации долгосрочной программы «Обучи и оснасти», направленной на структурное преобразование грузинской армии и ее полное перевооружение6.

В 2003 году в Грузии произошла первая в СНГ «революция роз» и президентом стал М.Саакашвили, стремившийся ускоренными темпами решить территориальные проблемы и добиться членства в НАТО. В 2004 году начал действовать Индивидуальный план партнерства Грузии с НАТО, в рамках которого разрабатывалась национальная оборонная стратегия страны. Тогда же была завершена программа «Обучи и оснасти». В следующем, 2005 году США развернули новую программу по повышению боеспособности грузинских вооруженных сил под названием «Операция по сохранению стабильности», которая по своим объемам вдвое превосходила предыдущую7.

В августе 2008 года М.Cаакашвили начал военную акцию против Южной Осетии, в которую вовлеклась и Россия, разгромившая грузинские войска в течение пяти дней. Руководство стран «старой Европы» как можно скорее постаралось начать процесс урегулирования конфликта. Но ряд американских политиков требовал продолжения активной военной поддержки Грузии. О том, что США готовы немедленно оказать помощь Тбилиси в размере 1 млрд. долларов, сообщил тогдашний председатель сенатского Комитета по международным отношениям, а ныне вице-президент США Дж.Байден во время своего визита в Грузию практически сразу же после окончания боевых действий. В декабре того же года Вашингтон объявил о подготовке рамочного соглашения по американо-грузинской Хартии о стратегическом партнерстве.

Отношение администрации Б.Обамы к проблемам Грузии осталось неизменным - признание за ней права на восстановление территориальной целостности в полном объеме. Об этом во время визита в Украину и Грузию в июле 2009 года говорил Дж.Байден, а позже эту мысль подчеркнула Х.Клинтон, посетившая Тбилиси ровно через год. Они резко критиковали политику России в Южной Осетии и Абхазии, утверждая, что США никогда не признают «оккупации грузинских территорий» и будут поддерживать стремление Грузии к членству в НАТО и оказывать ей необходимую помощь8.

Однако лиссабонский саммит НАТО в ноябре 2010 года, подтвердив перспективу вступления Грузии в НАТО, тем не менее оговорил ее выполнением Грузией ряда условий, главным из которых было названо восстановление ее территориальной целостности. Таким образом, казуистически страны НАТО отодвинули присоединение к ним Грузии на неопределенное время, поскольку возвращение Абхазии и Южной Осетии в состав Грузии на данный момент представляется нереальным9. Примечательно, но по завершении работы саммита в Лиссабоне прошло заседание Совета Россия - НАТО с участием Д.Медведева, на котором России было предложено вывести свои войска с территории Грузии (из Абхазии и Южной Осетии). В ответ тогдашний Президент РФ заявил о признании Россией независимости этих республик и сказал, что российских войск в Грузии нет10.

Азербайджан важен для США и Запада как транзитер каспийской нефти в Европу. Укрепление с ним военно-политических связей нацелено на установление американского контроля над западной частью Каспийского региона, ограничение там российского присутствия, а также возможное использование азербайджанской территории в качестве плацдарма в случае войны с Ираном. В Вашингтоне понимают, что реализация этих целей в значительной степени зависит от того, как ему удастся лавировать в подходах к карабахскому конфликту.

В 1992 году Конгресс США для снижения уровня военного противостояния между Баку и Ереваном принял так называемую 907-ю поправку к закону «В поддержку свободы», блокирующую предоставление Азербайджану экономической и военной помощи. Поэтому до 2001 года военное сотрудничество между Западом и Азербайджаном осуществлялось в рамках НАТО в большей степени через заинтересованную в нем Турцию. Новый импульс оно получило
в 2001 году, после того как администрация Дж.Буша отменила поправку. В итоге Азербайджан открыл свое воздушное пространство и предоставил свои аэродромы коалиционным силам для проведения антитеррористической операции в Афганистане. США отблагодарили его за услугу, модернизировав некоторые из аэродромов.

С 2003 года Пентагон совместно с НАТО начал осуществлять программу «Каспийский страж», предусматривавшую создание в Каспийском регионе сети подразделений специального назначения и полицейских сил немедленного реагирования на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, включая нападения на объекты добычи и транспортировки нефти. К участию в этой программе предполагалось привлечь Казахстан и Туркмению. Число постоянно находящихся в Азербайджане американских военнослужащих
в 2007 году превышало 2 тыс. человек.

В мае 2005 года был утвержден Индивидуальный план сотрудничества Азербайджана с НАТО, согласно которому все вооружен-
ные силы страны постепенно должны перейди на ее стандарты11.
В 2008 году НАТО и Азербайджан приняли обновленный Индивидуальный план сотрудничества. Однако из-за конфликта в Карабахе вступление Азербайджана в блок выглядело невозможным, тем более что и его вооруженные силы были по всем параметрам далеки от его стандартов. Тогда со своей стороны азербайджанские эксперты оговорили, что для них вступление в альянс не является самоцелью, что подкреплялось достаточно самостоятельной (в отличие от М.Саакашвили) политикой президентов Г.Алиева и И.Алиева. Хотя в 1999 году Азербайджан вышел из ДКБ, он не отказался от военно-технического сотрудничества с Россией и защиты общей границы, памятуя о влиянии России в деле решения карабахского вопроса. Россия наряду с США является членом Минской группы ОБСЕ, активно участвует в процессе карабахского урегулирования. На территории Азербайджана находится российская Габалинская РЛС «Дарьял».

Администрация Б.Обамы продолжила развивать военное сотрудничество с Баку. На прошедшей в Штутгарте в 2009 году рабочей встрече в рамках Европейского командования (EUCOM) был одобрен предварительный проект рабочего плана азербайджано-американского двустороннего военного сотрудничества на 2009-2011 годы, однако камнем преткновения на этом пути остается карабахская проблема. В принятой летом 2010 года Военной доктрине Азербайджана было заявлено, что его руководство предпочтет сотрудничать с тем центром силы (Россией или США), который решит эту проблему в интересах Азербайджана. Надежды на США, которые возлагались до визита в Республику госсекретаря Х.Клинтон в июне 2010 года, не оправдались, а в Баку остались недовольны уклончивой позицией Вашингтона по важнейшей для него проблеме12.

Однако по мере возрастания противостояния между Западом и Ираном Вашингтон и Брюссель в решении карабахской проблемы стали больше склоняться к поддержке Азербайджана.

Армения представляла бы значительный интерес для США и их западных партнеров, если бы ее территорию можно было использовать как более короткий путь транспортировки углеводородного сырья из Каспийского региона в Европу. Но этому мешает карабахский конфликт и отсутствие дипломатических отношений с Турцией. Кроме того, Армения является одним из учредителей СНГ и ОДКБ, и на ее территории с 1995 года находится российская военная база. При этом Ереван не отказывается от военного сотрудничества с США, о чем было заявлено в принятой в
2007 году Стратегии национальной безопасности Республики Армения. В ней говорится, что динамичное развитие отношений между Ереваном и Вашингтоном «обусловлено не только важной ролью Соединенных Штатов в мировых и региональных военно-политических и экономических процессах, но и оказываемой ими разнообразной помощью Армении».

В Стратегии национальной безопасности РА также дано определение характера и форм сотрудничества с НАТО, осуществляемого в рамках Совета евроатлантического партнерства и программы «Партнерство ради мира» (ПРМ). Особое внимание уделяется реализации Плана действий индивидуального партнерства Армения - НАТО, согласованного в конце 2005 года.

Знаком заинтересованности администрации Б.Обамы в развитии отношений с Арменией стал визит в Ереван в июне 2010 года Х.Клинтон, в ходе которого она попыталась убедить руководство страны пойти на компромиссы по карабахскому вопросу, а также установить дипломатические отношения с Турцией и «открыть» границу с ней13. Однако итоги визита эксперты оценили как неутешительные. Более того, Ереван скоро пошел на сближение с Москвой. Посетивший столицу Армении месяцем спустя Д.Медведев подписал со своим армянским коллегой ряд документов, в том числе протокол о внесении изменений в договор о российской 102-й военной базе в Гюмри. Срок ее пребывания продлили на 49 лет, она должна осуществлять функции по защите российских интересов совместно с Вооруженными силами Армении. Это означало, что любая агрессия против Армении будет рассматриваться как агрессия против России14.

В отличие от Баку в Ереване негативно восприняли резолюцию лиссабонского саммита НАТО по Карабаху, но тем не менее решили не отказываться от партнерских отношений с Вашингтоном, что подтвердил Президент Армении С.Саргсян в ходе встречи с представителем Министерства обороны США С.Воландер в июне 2011 года15.

Республики ЦА, входящие в зону ответственности Центрального командования США

Туркмения под руководством Президента С.Ниязова проводила практически изоляционистскую политику, позиционировалась как «нейтральная страна», ограничила отношения не только с Западом, но и с Россией, включая участие в ОДКБ. Ашхабад, однако, вступил в программу ПРМ, а в 2002 году разрешил самолетам американской военно-транспортной авиации использовать воздушное пространство, и в частности международный аэропорт Ашхабада для дозаправки самолетов, перевозящих гуманитарные грузы в Афганистан. Но вот попытка Пентагона создать американскую военную базу на аэродроме Мары-2 потерпела неудачу.

С приходом к власти в декабре 2006 года Президент Г.Бердымухамедов начал осторожно модернизировать внешнеполитический курс республики, постепенно отказываясь от изоляционизма и проявляя заинтересованность к сотрудничеству с НАТО.

Казахстан с самого начала заявил о поддержке антитеррористической операции в Афганистане и разрешил США использовать свое воздушное пространство для пролетов военных самолетов сил коалиции и их посадки на аэродромах в Чимкенте и Луговом. В сентябре 2003 года был принят План пятилетнего военного сотрудничества между Казахстаном и США. Его реализация продолжалась вплоть до 2008-2009 годов. Он, в частности, предусматривал сотрудничество в борьбе с международным терроризмом, расширение участия Казахстана в миротворческих операциях, оснащение современной техникой миротворческого батальона «Казбат». В 2008 году Астана и Вашингтон приняли очередной пятилетний план военного сотрудничества16.

Сегодня сотрудничество Казахстана и НАТО осуществляется в рамках программы ПРМ, включая постоянное участие Казахстана в «Центразбате». 31 января 2006 года был принят согласованный проект Индивидуального плана сотрудничества Казахстана с НАТО17. На территории Казахстана периодически проходят совместные учения с участием США и Великобритании под наименованием «Степной орел».

Но Астана не собирается отказываться от тесных военно-политических контактов с ОДКБ и ШОС. Развитию сотрудничества с Россией было уделено особое внимание в военной доктрине Казахстана, принятой в марте 2007 года, четко определившей приоритеты - Россия, Китай, США, НАТО. Доктрина подтвердила основные принципы «многовекторной политики» страны.

В связи с обещаниями Б.Обамы завершить военную операцию сил коалиции в Афганистане к 2014 году, Пентагон вознамерился активизировать военное сотрудничество с Казахстаном. В бытность свою главой Сенткома генерал Д.Петрэус в течение 2009 года несколько раз посетил республики Средней Азии, включая Казахстан. В августе 2009 года казахское руководство обещало обеспечить Соединенным Штатам поддержку при транспортировке грузов военного назначения в Афганистан. В конце 2010 года в Казахстане прошел саммит ОБСЕ, на котором Х.Клинтон сообщила, что Казахстан скоро станет членом коалиции более 40 стран - участниц ОБСЕ, оказывающих помощь в решении проблем Афганистана.

Узбекистан в начале антитеррористической операции в Афганистане занимал особое место в стратегических планах Пентагона, потому что имел относительно развитую инфраструктуру, отвечающую требованиям сил антиталибской коалиции. Президент Узбекистана И.Каримов закрепил стратегическое партнерство с Вашингтоном, предоставив в долгосрочную аренду (на 25 лет) авиабазу в Ханабаде. Сотрудничество Узбекистана с НАТО осуществляется
в рамках программы ПРМ. С 1996 года узбекские военные подразделения участвовали в десятках учений, проводившихся под эгидой альянса, например в учениях «Фергана», проводимых в Узбекистане, и ежегодных учениях «Центразбата».

Однако резкая критика западным сообществом Президента И.Каримова за жесткое силовое подавление антиправительственного выступления в городе Андижане была воспринята как посягательство США на его власть. В июле 2005 года Сенат Узбекистана единогласно одобрил решение о выводе американской военной базы из Ханабада. Эти события побудили Узбекистан как участника ШОС вернуться в ОДКБ уже в следующем году, ряды которого он покинул семью годами ранее.

В 2009 году руководитель Сенткома Д.Петрэус, посещая столицы государств ЦА, не раз отмечал, что Узбекистан играет важную роль в северном маршруте, так как по мере увеличения американского военного присутствия в Афганистане и роста численности контингента партнеров США по НАТО обеспечение максимального количества путей доставки грузов, военной техники и личного состава имеет чрезвычайную важность. В пользу развития отношений между Ташкентом и Вашингтоном позже высказывались Х.Клинтон, а также другие высокопоставленные представители американской администрации18.

По мере восстановления сотрудничества Узбекистана с США в военно-политической сфере узбекское руководство начало лавировать между Западом и Россией. Например, отказалось подписать соглашение о создании Коллективных сил оперативного развертывания (КСОР) на базе ОДКБ.

Киргизия согласилась на развертывание военной базы США и НАТО в районе аэропорта Манас для проведения контртеррористической операции в Афганистане в декабре 2001 года. База позволяла Западу контролировать Казахстан, Узбекистан и Таджикистан, а также западные районы Китая и значительную часть территории России за Уралом. В целях обеспечения ее безопасности Вашингтон стал уделять больше внимания защите южных границ республики, оказывая ей помощь в развитии пограничных сил. С НАТО Бишкек сотрудничает в рамках программы ПРМ, постоянно участвуя в учениях «Центразбата».

США и НАТО не удовлетворяли достаточно тесные отношения Президента А.Акаева с Россией, в частности участие в ДКБ - ОДКБ и ШОС, присутствие российской военной базы в стране. Запад, воспользовавшись острой борьбой за власть между региональными элитами севера и юга страны, инспирировал в 2005 году «революцию тюльпанов», в результате которой президентом стал К.Бакиев. В 2005 году американцы перебросили силы, включая военно-транспортную авиацию, из узбекского Ханабада в киргизский Манас. Но в 2006 году Бишкек потребовал от них значительного повышения арендной платы. И хотя это требование было удовлетворено, в декабре 2008 года власти страны объявили о решении закрыть базу, продолжая лавирование между Москвой и Вашингтоном.

Интерес американцев к базе в Манасе вновь усилился в 2009 го-
ду19. В феврале 2009 года посетивший Бишкек представитель Б.Обамы в Афганистане и Пакистане Р.Холбрук достиг с Президентом К.Бакиевым принципиальной договоренности о продлении сроков аренды Центра транзитных перевозок (базы в Манасе). В это время К.Бакиев начал вести переговоры с США и Москвой о создании на юге страны либо американского антитеррористического тренировочного центра, либо российской военной базы, подконтрольной ОДКБ. Однако этот переговорный процесс не был доведен до конца: в результате массовых беспорядков в Киргизии в мае-июне 2010 года Президент К.Бакиев был свергнут. С избранием президентом страны А.Атабаева необходимость американского присутствия в Манасе стала вновь подвергаться сомнению, но, судя по всему, оно сохранится там до 2014 года, то есть до полного вывода американских войск из Афганистана.

Таджикистан также привлек внимание Запада в 2001 году, когда согласился предоставить США возможность использовать аэродромы как в столице, так и в Кулябе (аэродром имени Айни) для переброски войск и военной техники в Афганистан. В 2002 году Таджикистан стал участником программы ПРМ и «Центразбата». Между Вашингтоном и Душанбе было подписано 12 документов, регулирующих договорно-правовую базу двусторонних отношений в сфере военно-технического сотрудничества и борьбы с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков.

Между тем объем, характер и размеры военной помощи, получаемой Душанбе от Москвы в течение почти двух десятилетий, несопоставимы с тем, что он получает от США. На территории Таджикистана с 2004 года находится российская военная база, созданная на основе российской 201-й мотострелковой дивизии, Таджикистан является участником ОДКБ и ШОС.

С 2009 года участились визиты высокопоставленных представителей Пентагона в Душанбе, что было обусловлено необходимостью обеспечения транзитных путей транспортировки грузов в Афганистан. В декабре 2010 года и октябре 2011 года в Таджикистане побывала Х.Клинтон и пообещала экономическую, а также военную помощь по усилению охраны таджикско-афганской границы. Со своей стороны поддержанием такого рода отношений с Вашингтоном Душанбе вместе с отдельными антироссийскими демаршами на деле стремится добиться помощи и от Москвы.

«Перезагрузка отношений» или политический ход?

Придя в Белый дом, Б.Обама объявил о «перезагрузке отношений с Россией». Поначалу хотелось предполагать, что, исходя из этого посыла, Вашингтон и Брюссель пересмотрят свою военную политику в республиках СНГ. Но за время пребывания демократической администрации у власти сущность этой политики осталась прежней: сохранилось стремление к укреплению американо-натовских военно-политических позиций на постсоветском пространстве, продолжилась деятельность по ослаблению там  влияния Москвы, а в целом на Западе продолжали рассматривать Россию как основного противника в Евразии.

Правда, при Б.Обаме США отказались от нарочито агрессивного давления на некоторые бывшие советские республики и в связи с необходимостью завершения военной операции в Афганистане произвели корректировку оценки значения государств ЦА в своей военной политике. Временно был снят вопрос о вступлении в НАТО Украины и Грузии. Запад признал за Украиной право на статус внеблокового государства, потому что был уверен в стремлении ее нового руководства во главе с В.Януковичем к интеграции в ЕС, и уже в этом ее качестве США не сомневались в продолжении военного сотрудничества с Киевом.

Исходя из своих геостратегических интересов, США продолжают оказывать заметную экономическую и военную помощь Грузии и, скорее всего, будут так делать, рассчитывая на такого же рода взаимодействие с другими постсоветскими государствами. При этом в Вашингтоне продолжают утверждать, что территорию Грузии «необходимо восстановить в полном объеме, но мирным путем». Этот мирный путь вместе с тем не очень-то вяжется с работой по наращиванию и укреплению военного потенциала Тбилиси. Эта линия одобряется многими американскими политиками, например сенатором Дж.Маккейном, который считает, что Вашингтон должен активно продвигать вопрос вступления Грузии в НАТО.

А вот американское миротворчество, о котором не раз говорилось, скорее, пробуксовывает. США с их приверженностью стабильности на Южном Кавказе в деле урегулирования карабахского конфликта в период 2009-2010 годов не смогли предложить Азербайджану и Армении каких бы то ни было вариантов решения проблемы, удовлетворяющих обе стороны, а по мере обострения отношений с Ираном стали больше склоняться к поддержке позиции Баку. И конечно, в Вашингтоне не прорабатывают варианты того, что в случае войны с Ираном далеко не все республики СНГ поддержат эту акцию. Участие в ней Армении и Туркмении исключено, поскольку у этих республик существуют тесные связи с Тегераном. Военные удары по Ирану могут негативно сказаться и на внутренней ситуации в Таджикистане. И не факт, что в этом случае американцы будут иметь более надежный тыл для завершения афганской операции.

Очевидно, настало время для США, НАТО и России в связи с ростом новых угроз международной безопасности отказаться от противостояния и рассмотреть варианты сотрудничества на постсоветском пространстве. Тем более что почти все республики СНГ склоняются к проведению внеблоковой, или многовекторной политики, развитию сотрудничества, включая военное, как с Западом, так и Россией. Реальная «перезагрузка» отношений США с Россией, не ставшая очередным
дипломатическим ходом, могла бы быть первым шагом на этом пути.

 

 

 1Susko O.Yanukovych’s Government and NATO: Deepened Cooperation or Deepened Vagueness. //Евроатлантична Украiна. 29.09.2006// http://www.ea-ua.infomain.php?

 2Ющенко & Байден: итоги визита// Новости Украины. События в мире. 22.07.2009// http://noviny.su/smi-00001044.html

 3Верховная Рада утвердила внеблоковый статус.  06.06.2010// http://www.newsland.ru/news/detail/id/512817/

 4Сергей Морозов: Реальное сотрудничество Украины с НАТО только возросло// http://www.niros.ru/news/19434.html

 5МИД РФ возмутило появление американского крейсера в Черном море // http://lenta.ru/news/2011/06/12/monterey/

 6Вооруженные силы Грузии //Азия и Африка сегодня. 2005. № 2. С. 43.

 7Пахомичев А., Ташлыков Б. Вооруженные силы Грузии: современное состояние и тенденции их развития //Зарубежное военное обозрение. 2006. №5. С. 4-9.

 8Biden Offers Georgia Solidarity //Washington Post. 23.07.2009// www.washingtopost.com/2009/07/23/;. Ахметели Н. Хиллари Клинтон в Тбилиси - визит во имя России? //www. Bbcco.uk/russian/international/2010/07

 9 Lisbon Summit Declaration. Issued by the Heads of States and Governments participating in the meeting of the North Atlantic Council in Lisbon. Press Release (2010) 155. Issued on 20 Nov. 2010// http://www.nato.int/cps/en/natolive/official_texts_68828.htm?mode=pressrelease

10Смирнов П. Россия - США - НАТО: возможности сотрудничества в сфере европейской безопасности// Россия и Америка в XX веке. 2011. №2.

11Азербайджан - НАТО (обзор взаимоотношений с 1992 по 2006 г.) // www.analitika.az/browss.php? See-id=23

12Батыев Б. Визит Хиллари Клинтон в Азербайджан можно считать провальным //http://www.vesti.az/news.php?id=46311

13BBC News. 04.07.2010. //www.bbc.co.uk/news/10500703; Визит Хиллари Клинтон в Армению. //www.newsarmenia.ru/analitics/20100706

14Мадатян Н. Медведев в Армении: итоги визита// www.russian.rf.fr/rossiya/20100821/

15Джафаров И. В Армении провела встречи заместитель министра обороны США Селесте Воландер. 27.06.2011// http://www.aze.az/news_ssha_pomoqli_armenii_61193.htm

16Сотрудничество Республики Казахстан с Соединенными Штатами Америки// http://portal.mfa.rz/portal/

17Перспективы сотрудничества Казахстана с НАТО. 19.03.2007 //http://nato.w-europe.org

18Александров М. Белый дом в поисках плацдарма… Клинтон привезла Афганистан в Среднюю Азию// http://www.russianskz.info/2348-belyy-dom-v-poiskah-placdarma-klinton-privezla-afganistan-v-srednyuyu-aziyu.html

19Тайнан Д. Киргизстан: США намериваются создать военно-тренировочный центр //http://www.russian.eurasianet.org/node/