В совместном заявлении Президента Российской Федерации В.В.Путина и Президента Соединенных Штатов Америки Б.Обамы, подписанном 18 июня 2012 года в мексиканском Лос-Кабосе «на полях» встречи лидеров «Группы-20» промышленно развитых государств мира, было вновь признано наличие разногласий в оценках проблемы ПРО в российско-американских отношениях, которая уже несколько лет остается камнем преткновения в военно-политической повестке двух самых мощных ракетно-ядерных держав мира. Тем не менее стороны условились «продолжить совместный поиск решений проблемных вопросов в области противоракетной обороны»1.

Судя по заявлениям американской стороны, обсуждение этой сложной темы будет продолжено на уровне технических экспертов, вероятно, до вступления нового или нынешнего хозяина Белого дома в должность в январе 2013 года, о чем Б.Обама договорился еще с Д.Медведевым в Сеуле в ходе саммита по ядерной безопасности в марте этого года. Таким образом, Москва еще раз подтвердила, что не закрывает дверь, ведущую к более предметным и полномасштабным переговорам. Но одновременно глава Российского государства выразил сомнение по поводу возможности достижения договоренности по ПРО с США до выборов нового американского президента. Ведущаяся там сейчас интенсивная предвыборная кампания традиционно заслоняет решение Вашингтоном многих международных проблем первостепенной важности.

Отмеченные выше разногласия касаются широкого круга вопросов: географических зон размещения ударно-боевых систем ПРО США; общего количества и скорости полета таких противоракет; механизма принятия ответственных решений на использование ракет-перехватчиков; форм предоставления гарантий ненаправленности средств ПРО другой договаривающейся стороне; определения угроз или тех государств, против которых такая противоракетная инфраструктура может быть потенциально использована, и ряда других аспектов.

До сих пор непреодоленные разногласия - это не результат действий или бездействий российской стороны. Не Москва, а Вашингтон в одностороннем порядке в 2002 году вышел из Договора по ПРО, который до этого 40 лет определял основу стратегической стабильности в мире, выдерживая разумный баланс между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями. Не российская, а американская сторона торпедировала нью-йоркские договоренности 1997 года, которые, в частности, касались вопроса о разграничении стратегической и тактической систем противоракетной обороны. Не Россия, а Соединенные Штаты разработали Европейский поэтапный адаптивный подход (ЕПАП) к развертыванию системы ПРО на европейском континенте и стали целенаправленно осуществлять его в одностороннем порядке. Не наша страна стала размещать в непосредственной близости от американских рубежей свои информационно-разведывательные и ударно-боевые средства ПРО - в том числе с корабельной боевой информационно-управляющей системой (БИУС) «Иджис» и ракетами-перехватчиками повышенной дальности, - а, наоборот, США - относительно территории России.

Не Организация Договора о коллективной безопасности ряда государств СНГ, а Североатлантический союз на своем последнем саммите в Чикаго провозгласил создание качественно новой «триады», включающей в себя ракетно-ядерные средства, обычные вооружения и противоракетные потенциалы, которые будут органически и в оперативном режиме взаимно дополнять друг друга, а также использоваться совместно как единый механизм.

Первый этап ЕПАП: итоги реализации

Договорившись с США в Мексике о «совместном поиске решений проблемных вопросов в области противоракетной обороны», Россия не может не учитывать, что, осуществив в 2011 году самый короткий по времени первый этап ЕПАП, названный «Первоначальная интегрированная система ПРО», Соединенные Штаты и их ближайшие партнеры по НАТО явочным порядком продолжают реализацию его второго этапа (2012-2015 гг.), а также настроены на выполнение Европейского проекта по ПРО (ЕвроПРО) до намеченного рубежа - 2020 года.

Главной целью и ключевым военно-техническим итогом первого этапа указанной программы, как отмечается в документах чикагской встречи на высшем уровне представителей альянса, состоявшейся в конце мая этого года, стало создание «первоначального противоракетного потенциала» США и НАТО в Европе. В его основе лежит реальное, а не виртуальное частичное развертывание их системы ПРО морского базирования, соответствующих информационно-разведывательных средств и создание первых многонациональных командно-штабных и иных управленческих структур, уже протестированных на оперативную совместимость с национальными средствами ПРО участвующих в проекте ЕвроПРО государств.

В ходе слушаний в Конгрессе США 13 апреля 2011 года, по признанию директора Агентства по ПРО США генерал-лейтенанта Патрика О’Рейли, появившийся в 2011 году в Средиземном море, а впоследствии в Черном море американский крейсер с управляемым ракетным оружием (УРО) «Монтерей» (СG-61)*, (*В 2011 г. крейсер «Монтерей» сменил на боевом дежурстве эсминец УРО «Сулливанс» (DDG-68).) оснащенный БИУС «Иджис», уже сейчас может создавать ограниченную угрозу безопасности России по той причине, что его ракеты-перехватчики SM-3 Block IA при взаимодействии с наземной РЛС ПРО AN/TPY-2 в Турции  способны уничтожать баллистические ракеты (БР) промежуточной дальности, то есть, по американской классификации, с дальностью полета 3-5,5 тыс. км2. Кроме того, ракеты-перехватчики SM-3 Block IA, способные сбивать баллистические ракеты промежуточной дальности, имеет и эсминец ВМС США «O’Kэйн» (DDG-77), который 15 апреля 2011 года в Тихом океане успешно сбил такую ракету, имевшую максимальную дальность 3418 морских миль, или 5,5 тыс. км.

Хотя корабли американских ВМС, оснащенные системой ПРО «Иджис», появились впервые в Средиземном море в 2009 году, крейсер «Монтерей» стал первооткрывателем программы постоянного присутствия кораблей с компонентами ПРО для поддержки ЕПАП, как заявила Элен Таушер 21 марта 2011 года, будучи в то время заместителем государственного секретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности (с февраля 2012 г. назначена специальным представителем Государственного департамента по вопросам стратегической стабильности и противоракетной обороны)3. Следует принять во внимание, что если в 2012 году ВМС США располагали в общей сложности 29 боевыми кораблями с БИУС «Иджис», в том числе крейсерами класса «Тикондерога» (CG-47) и эсминцами «Эрли Берк» (DDG-51) с ракетами-перехватчиками SM-3, то в 2018 году американские ВМС развернут в Мировом океане 43 таких корабля, а к 2041 году - 84 единицы, что составит примерно 27% от всего корабельного состава ВМС США к указанному конечному сроку.

Если учесть, что на каждом таком крейсере имеется по 122 пусковые шахты для установки ракет четырех типов (противокорабельных, противолодочных, противовоздушных и ракет-перехватчиков), а на каждом эсминце по 90-96 подобных шахт в зависимости от их модификации, то силы ПРО США морского базирования станут существенным компонентом в прикрытии американского ракетно-ядерного арсенала. Если предположить, что в будущем каждый из таких кораблей потенциально может иметь в боекомплекте по 30 ракет-перехватчиков SM-3, то Пентагон будет способен развернуть на морях и океанах до 2,5 тыс. ракет-перехватчиков SM-3, что превысит количество носителей стратегических наступательных вооружений (СНВ) России, определенных Договором СНВ-3, подписанным в 2010 году (700 единиц). Иными словами, это позволит США перехватывать гораздо больше баллистических ракет, чем это можно было бы осуществить по Договору по ПРО, протокол к которому от 1974 года не разрешал каждой стороне иметь на своей территории более 100 противоракет и лишь в одном районе прикрытия.

Производственные мощности Соединенных Штатов позволяют производить большое количество ракет-перехватчиков ПРО. Как отмечал в Конгрессе упоминавшийся ранее директор Агентства по ПРО США, в результате реализации запланированных мер общее количество только ракет-перехватчиков SM-3 увеличится cо 111 единиц в 2011 году до 515 таких ракет к 2020 году. Значительную часть их составят наиболее усовершенствованные противоракеты SM-3 Block IВ (к 2015 г. - до 350 ед.).

Пентагон намерен развертывать корабли с системой ПРО в Балтийском, Средиземном и Черном морях, а также в северных морях вокруг Европы, то есть в непосредственной близости от российских берегов4. Речь идет о выдвижении своего рода «средств передового противоракетного базирования» к территории России с целью усиления наземной составляющей противоракетной системы США и НАТО, размещаемой на этом континенте. Как признал глава американского военного ведомства Леон Панетта 5 октября 2011 года, используя эти корабли, Североатлантический альянс в значительной степени укрепляет объединенный военно-морской потенциал в Средиземном море и зоне Атлантики, а также поддержит критически важные усилия НАТО по созданию эффективной системы ПРО. По его словам, данные боевые корабли будут задействованы не только в системе ПРО США в Европе, но и в случае необходимости могут быть переданы в распоряжение Центрального и Африканского командований вооруженных сил Соединенных Штатов, то есть передислоцированы в район Персидского залива, Аравийского и Средиземного морей. Во время посещения эсминца ВМС США «Лабун» с БИУС «Иджис» в феврале 2012 года председатель Военного комитета НАТО Кнуд Бартелс признал, что такие корабли смогут заходить на военно-морские базы и других натовских государств «на ротационной основе»5.

Программа ЕПАП предусматривает развертывание не только морского, но и наземного варианта БИУС «Иджис» - так называемой системы ПРО «Aegis Ashore». Такие ракеты-перехватчики и соответствующие РЛС появятся к 2015 году в Румынии, где каждый дивизион будет иметь РЛС SPY-1 и 24 противоракеты SM-3 Block IВ, что позволит США обеспечить противоракетную оборону южной части европейского континента. В 2018 году наземный вариант с ракетами-перехватчиками SM-3 Block IB и Block IIA предполагается развернуть на территории Польши для контролирования пространства в северной части Европы.

При этом следует иметь в виду, что США целенаправленно занижают тактико-технические характеристики своих систем ПРО, дабы показать их «безобидность» относительно межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) России. К сожалению, такой линии придерживаются некоторые российские исследователи, несмотря на четкие разъяснения, которые были даны руководством Министерства обороны России на состоявшейся в начале мая этого года в Москве международной конференции по ПРО.

Следует также отметить, что благодаря своей высокой скорости полета современные ракеты-перехватчики ВМС США могут не только применяться для перехвата баллистических ракет повышенной дальности, но и использоваться, возможно, в перспективе в качестве противоспутникового оружия для уничтожения целей в космическом пространстве. Так, 21 февраля 2008 года Пентагон сбил с помощью ракеты SM-3 Block IА, запущенной с борта крейсера УРО «Лейк Эри» (CG-70) в Тихом океане, собственный разведывательный спутник USА-193/NROL-21 размером 4 x 5 метров и весом около 5 тонн, когда тот вышел из строя и находился на высоте 247 км над поверхностью Земли, то есть за пределами атмосферы. Таким образом, США создали прецедент для использования средств ПРО морского базирования в качестве ударного оружия против космических объектов. Как следует из заявления директора проекта Агентства по ПРО США контр-адмирала Брэда Хикса, этот спутник, имевший скорость 8 км/сек, был сбит ракетой-перехватчиком в то время, когда ее скорость относительно скорости движения спутника при перехвате составляла 9,7 км/сек6.

В то же время необходимо учитывать, что, по данным независимых исследователей из Федерации американских ученых, если противоракеты SM-3 Block IА, летящие со скоростью 3,3 км/сек, смогут перехватывать БР на высоте 600-700 км, то противоракеты SM-3 Block IIВ при скорости 4 км/сек - уже на высоте 250 км и на расстоянии 2,1 тыс. км, а при скорости 5,5 км/сек - на высоте 250 км и находящиеся на удалении до 3,3 тыс. км. В случае уменьшения дальности перехвата до 2,1-2,3 тыс. км высота перехвата может достигать 800 км7.

Некоторые российские исследователи взяли на веру утверждения американских экспертов, считающих, что для успешного перехвата каждой баллистической ракеты потенциального противника потребуется пять-десять и даже 50 американских ракет-перехватчиков. Но статистические данные, приводимые Агентством по ПРО США, показывают, что США достигли более высокой эффективности перехвата таких ракет: за последнее десятилетие (2001-2012 гг.) из 67 попыток сбить баллистические ракеты в ходе специально проведенных испытаний с использованием противоракеты SM-3 53 случая, или 80%, оказались успешными. Таким образом, учитывая эти показатели, для перехвата баллистической ракеты в настоящее время Пентагону требуется не десять или более ракет, а всего лишь две. Более успешными были испытания ракет-перехватчиков системы THAAD (Terminal High Altitude Area Defense System) - системы ПРО ТВД для перехвата баллистических ракет на конечном участке траектории их полета - было произведено девять успешных перехватов из девяти запусков.

В процессе реализации первого этапа ЕПАП увеличилось количество таких развернутых ракет, а также соответствующих мобильных РЛС ПРО передового базирования типа AN/TPY-2 для потребностей Европейского командования и Центрального командования Вооруженных сил США в зоне Персидского залива. В процессе реализации первого этапа и последующих этапов также предполагается развернуть несколько батарей системы THAAD (каждая батарея состоит из девяти пусковых установок, имеющих по восемь ракет-перехватчиков). В 2011-2012 годах на вооружение поступят 49 таких ракет, еще 68 будут заказаны в 2012 году. Пентагон хотел бы иметь в перспективе на вооружении в общей сложности 1422 ракеты, 80-99 пусковых установок и 18 РЛС этой системы*. (*Ракеты этой системы могут перехватывать баллистические ракеты на удалении до 200 км и летящие на высоте до 150 км.))

Параллельно подобный потенциал США усиленно развивается в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Свой вклад в него вносит Австралия, планирующая построить три эсминца класса «Хобарт» («Хобарт», «Брисбэн» и «Сидней»), первый из которых будет передан ВМС в декабре 2014 года, второй - в первом квартале 2016 года и третий - в середине 2017 года. Япония намерена переоборудовать под систему «Иджис» шесть эсминцев класса «Koнго», хотя ранее она собиралась модернизировать только четыре таких корабля. К этому процессу подключилась Южная Корея, которая намеревается модернизировать эсминцы класса «KDX-III» («Korean Destroyer eXperimental») с установкой на них вместо антиракет ПВО SM-2 Block IIIB ракет-перехватчиков ПРО типа SM-3. В американском противоракетном проекте могут принять участие ВМС Тайваня, а в зоне Ближнего Востока - военно-морские силы Саудовской Аравии, которые проявили интерес к закупке у США нескольких фрегатов с системой ПРО.

Не выдерживают никакой критики попытки Вашингтона объяснить мотивы развертывания масштабной системы ПРО близ России необходимостью блокирования «иранской ракетной угрозы».

Такой «угрозы» для США не существует. Она еще долго не будет существовать, если вообще когда-то появится. С другой стороны, противоракетные средства Пентагона, которые развернуты в настоящее время или появятся в скором времени у берегов Ирана, позволят Соединенным Штатам парировать любую «иранскую ракетную угрозу». Об этом свидетельствуют следующие данные: Пентагон уже имеет 12 батарей зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Пэтриот», или по две батареи в каждом из шести государств зоны Персидского залива (16 перехватчиков×12 батарей=192 ракеты-перехватчика), а именно: в Бахрейне, Катаре, Кувейте, ОАЭ, Омане и Саудовской Аравии, 147 ракет-перехватчиков системы THAAD будут поставлены в ОАЭ, Кувейт получит 209 ракет-перехватчиков «GEM-T-104E», Саудовская Аравия заменит ЗРК «Пэтриот» PAC-2 на более продвинутый вариант «Пэтриот» PAC-3 и собирается приобрести у США несколько кораблей с системой ПРО «Иджис». Нельзя также сбрасывать со счетов ракеты-перехватчики, установленные на борту кораблей ВМС США, развернутых в зоне Персидского залива и Средиземного моря (в среднем 30 противоракет на пяти кораблях составят в сумме 150 противоракет). В общей сложности это составит около 900 ракет-перехватчиков, которые смогут справиться с любой «ракетной угрозой» в районе Среднего и Ближнего Востока.

Помимо морской составляющей американской системы ПРО развивается и ее космический компонент. Как сообщалось на слушаниях в Сенате США в апреле 2011 года, Пентагон намерен продолжать работы по созданию более эффективных спутников наблюдения и слежения за запусками БР, в том числе системы PTSS (Precision Tracking Space System). Ожидается, что их запуск начнется в 2016 году. Они должны прийти на смену спутникам наблюдения и слежения STSS (Space Tracking and Surveillance System), которые будут действовать в интересах американской глобальной системы ПРО до 2016-2017 годов. В 2016-2017 годах предполагается развернуть два спутника PTSS для слежения за запусками МБР и БРПЛ. Это позволит фиксировать массированный запуск БР вскоре после их старта, что сократит время между обнаружением их пуска и применением средств перехвата силами ПРО. Произойдет дальнейшее качественное усовершенствование возможностей двух «демонстрационных» спутников наблюдения и слежения за запусками БР типа STSS.

Следует учесть, что Соединенные Штаты продолжают расходовать значительные финансовые средства на совершенствование систем ПРО. Так, в общей сложности с 1985 по 2011 год на развитие национальной и экстерриториальной систем противоракетной обороны было выделено 141,1 млрд. долларов. С 2002 года, когда США вышли из Договора по ПРО, их Агентство по ПРО стало получать на эти цели в среднем примерно по 8 млрд. долларов в год.

Несмотря на некоторое сокращение военного бюджета Соединенных Штатов в ближайшие годы (в частности, бюджет Пентагона на 2013 г. запланирован в объеме 631,4 млрд. долл.), нынешняя американская администрация не планирует производить существенных сокращений ассигнований на развитие системы ПРО: будет выделено 9,7 млрд. долларов, в том числе Агентству по ПРО - 7,75 млрд. долларов, что превышает ассигнования на эти цели в 2012 году8. На твердое намерение Вашингтона не сокращать перспективные противоракетные программы указывала в марте 2012 года и специальный представитель Госдепа США Элен Таушер9.

Указанные расходы позволяют Пентагону продолжать намеченное внедрение системы ПРО в Европе в соответствии с установками ЕПАП, не снижая темпов и масштабов работ.

Развернутые противоракетные средства США уже сегодня имеют потенциал перехвата российских ракет, а американская информационная подсистема в настоящее время обеспечивает охват всей территории России. Кроме того, комплексное использование различных информационных средств Соединенных Штатов существенно повышает эффективность их системы ПРО, выдвигаемой «на передовые рубежи», усиливает возможности дальнейшего наращивания их противоракетной информационной подсистемы и создает условия для блокирования применения сил ядерного сдерживания России. Такую оценку ситуации, вытекающую из развертывания системы ПРО США и НАТО близ российских рубежей, дал заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил России генерал-полковник В.Герасимов на международной конференции по противоракетной обороне, состоявшейся в начале мая этого года в Москве.

Натовский «довесок» ПРО

США уделяют повышенное внимание наращиванию не только национальных средств ПРО, в том числе за своими пределами, но и соответствующего потенциала Североатлантического союза. В 2011 году Пентагон укрепил международно-правовую базу взаимодействия со своими союзниками по НАТО в сфере ПРО.

2 сентября 2011 года Вашингтон подписал соглашение с Анкарой об установке под Кюречиком радара раннего предупреждения AN/TPY-2, аналогичного РЛС, ранее развернутой Пентагоном в Израиле, который в январе 2012 года уже был введен в строй. 13 сентября 2011 года американская сторона заключила соглашение по ПРО с Румынией, где к 2015 году на военно-воздушной базе в Девеселу будет размещена самая перспективная система «Иджис» наземного базирования с ракетами-перехватчиками: сначала SM-3 Block IB, а затем и ее более усовершенствованный вариант Block IIA. 15 сентября 2011 года США и Польша объявили о вступлении в силу подписанного в августе 2008 года соглашения о развертывании американской системы ПРО в районе Редзиково - Слупск с ракетами-перехватчиками SM-3 Block IIA, а также дополнительного протокола к нему от 3 июля 2010 года, который значительно расширяет инфраструктуру системы ПРО, ранее предлагавшуюся прежней американской администрацией, поскольку превращает прежде ограниченную базу ракет-перехватчиков в полноценный противоракетный комплекс с собственной РЛС, пунктами управления и тылового обеспечения. В октябре прошлого года Вашингтон и Мадрид вышли на соглашение о размещении на базе ВМС Испании в г. Рота на юге страны на постоянной основе четырех американских боевых кораблей с ракетами-перехватчиками SМ-3. В конце 2011 года Вашингтон договорился с Гаагой о модернизации РЛС ПВО четырех фрегатов ВМС Нидерландов в РЛС ПРО.

О стремлении штаб-квартиры альянса создать собственную систему противоракетной обороны свидетельствует и тот факт, что в июне 2011 года министры обороны стран - членов блока одобрили План действий по реализации ПРО НАТО. В 2012 году Североатлантический союз примет на вооружение элементы противоракетной обороны, предусмотренные программой «Активная эшелонированная система ПРО ТВД», или АЭСПРО ТВД («Active Layered Theatre Ballistic Missile Defence»), которая первоначально была согласована в общих чертах еще в 2005 году. Четыре государства, являющиеся членами альянса, намерены выделить в состав ПРО НАТО информационно-разведывательные и ударно-боевые средства наземного базирования: ФРГ - ЗРК третьего поколения «Пэтриот» РАС-3, а также в перспективе - фрегаты класса F124 «Саксония»; Франция - противоракеты SAMP/T (Surface-to-Air Missile Platform/Terrain); Италия - фрегаты класса «Хоризон» и Нидерланды - ЗРК «Пэтриот» РАС-3 и четыре фрегата класса «Де севен провинсиен» с модернизированными РЛС ПРО. По словам специального представителя Госдепа США Элен Таушер, страны альянса вносят «существенный вклад» в создание системы ЕвроПРО10.

К 2015 году в состав ПРО ТВД НАТО войдут усовершенствованная БИУС «Иджис» с РЛС в версии 5.0, ракеты-перехватчики SM-3 Block IB и наземные противоракеты THAAD. К 2017 году предполагается оснастить эту систему ударно-боевыми средствами, способными перехватывать БР с дальностью полета свыше 3 тыс. км. C появлением к 2020 году усовершенствованных средств ПРО «Иджис» наземного базирования (NGAM) Cевероатлантический союз получит возможность сбивать баллистические ракеты межконтинентальной дальности (то есть свыше 5,5 тыс. км)11.

НАТО постепенно создает командно-управленческие структуры противоракетной обороны. Учрежденная в марте 2005 года специальная Организация по обеспечению АЭСПРО ТВД вошла в состав Объединенного центра совместных операций (ОЦСО) ВВС НАТО, расположенного в Уедеме (ФРГ). В начале апреля 2012 года прошел техническую проверку будущий Оперативный центр обеспечения «территориальной системы» противоракетной обороны в немецком Рамштайне, который будет интегрирован с РЛС ПРО, размещенной на турецкой территории, средствами ПРО морского базирования, ОЦСО ВВС НАТО в Уедеме и непосредственно с Пентагоном12. В ходе проверки был произведен обмен данными между батареями ЗРК ПРО «Пэтриот» в ФРГ и Нидерландах, американским эсминцем ПРО «Сулливанс» в Средиземном море, а также между командно-штабными структурами вооруженных сил США и НАТО в Европе и на американской территории. Полный ввод в строй этой структуры запланирован на 2018 год. В интересах тестирования оперативного взаимодействия между различными командно-управленческими структурами блока задействован также Европейский интегрированный центр ВВС и ПРО, размещенный в немецком Айнзидлерхофе. 21 мая 2012 года Объединенное командование ВВС НАТО в Рамштайне ввело в действие специальное Оперативное командование по ПРО для обеспечения управления противоракетными силами и средствами «первоначального» противоракетного потенциала альянса.

В своей окончательной конфигурации указанная наземная, морская и воздушная, а также космическая структура ПРО США и НАТО будет представлять собой многоуровневую совокупность систем перехвата баллистических ракет на малых и больших высотах (нижнего и верхнего эшелона), включать средства командования и управления боевыми действиями, связи и разведки (BMC3I), радиолокационные средства дальнего обнаружения и ближнего радиуса действия, а также различные ракеты-перехватчики, возможности перехвата и точность поражения которых будут постепенно наращиваться. Предполагается, что отдельные страны - члены НАТО предоставят РЛС дальнего и ближнего радиуса действия и ударно-боевые системы, а альянс в целом разработает и обеспечит функционирование элементов BMC3I, а также взаимную оперативно-интеграционную совместимость всех этих компонентов.

Характеризуя первый этап ЕПАП, специальный представитель Госдепа Элен Таушер отметила: «Это в основном означает, что союзники по НАТО будут проводить свои операции в сфере ПРО по единой инструкции». По ее словам, после данной встречи на высшем уровне сотрудничество Соединенных Штатов с другими членами альянса пойдет по пути обеспечения формирования «полного противоракетного потенциала для создания натовской территориальной системы ПРО»13.

В ближайшие 30 лет для противоракетного прикрытия только своих вооруженных сил Североатлантический союз предполагает израсходовать свыше 1,1 млрд. долларов14.

На саммите трансатлантического блока в Чикаго была подтверждена готовность его военно-политического руководства и впредь осуществлять ЕПАП до запланированного срока (2020 г.). Из штаб-квартиры НАТО в Брюсселе уже прозвучали голоса и о том, что после завершения реализации этой масштабной схемы появятся новые планы о ее продолжении. Кроме того, чикагский саммит НАТО принял принципиально новую формулировку блока о «соответствующем сочетании ядерных вооружений с обычными вооружениями и системами противоракетной обороны». Она несколько раз и в различных редакциях (с незначительными отличиями) отражена в двух итоговых документах чикагской встречи: Обзоре стратегии сдерживания и обороны (п. 8, 20 и в особенности  п. 32), а также Декларации чикагского саммита (п. 59)15. Соединенные Штаты, как следует из этих документов, не только продолжат реализацию небезызвестного плана ЕПАП Барака Обамы в 2012-2020 годах, но и приложат усилия к тому, чтобы расширить круг потенциальных участников этого проекта. Вашингтон уже обсуждает различные практические вопросы, связанные с ПРО, в общей сложности с 23 странами - как с членами НАТО, так и государствами, не входящими в этот военный союз16.

Таким образом, в ближайшие годы произойдет прочная консолидация противоракетной системы США, расположенной за пределами их территории, со средствами ПРО отдельных стран - членов Североатлантического союза, что позволит им прикрывать «противоракетным зонтиком» значительные пространства в Европе, а с учетом развертывания морской противоракетной составляющей - и иные государства мира, расположенные на других континентах.

Оптимальные решения проблемы ПРО

Последний саммит НАТО, проведенный в Чикаго, полностью подтвердил выводы высшего военно-политического руководства нашего государства о том, что продолжающееся развертывание эшелонированной противоракетной системы США и НАТО у российских рубежей на европейском континенте и вокруг него вопреки законным и обоснованным возражениям Москвы является прямой и непосредственной угрозой нашей безопасности.

Нет сомнения в том, что достижение предметных российско-американских и российско-натовских договоренностей по ПРО в значительной степени способствовало бы повышению их отношений до уровня отношений «привилегированного партнерства». В результате этого вопросы стратегической стабильности утратили бы налет противостояния, еще остающийся со времен холодной войны.

Проект совместной ЕвроПРО может стать наиболее эффективным только в том случае, если он будет действительно общим проектом, базирующимся на принципах равенства и одинаковой безопасности и способным радикально изменить в конструктивную сторону правила игры в российско-американско-натовском взаимодействии, если он не приведет к гонке ракетно-ядерных и противоракетных вооружений. В случае реализации подобный проект совместно с новым Договором о европейской безопасности стал бы материальным вкладом в процесс формирования сообщества безопасности в Европе, свободного от разделительных линий. Для России главное состоит в том, чтобы создающаяся на европейском континенте система ПРО США и НАТО не имела бы антироссийской направленности, не подрывала бы российские стратегические ядерные силы (СЯС) и не вызвала бы гонку противоракетных и ракетно-ядерных вооружений в мире.

Частичным решением данной проблемы мог бы также стать отказ Вашингтона от развертывания ракет-перехватчиков SM-3 Block IIA и Block IIB различных модификаций, что предусмотрено третьим и четвертым этапами ЕПАП, а также от их размещения на территориях европейских государств и во всех морских акваториях, прилегающих к России и другим странам СНГ (а не только в северных морях, как предлагают некоторые российские эксперты). Договоренность «о пространственных противоракетных ограничениях» (по крайней мере, с обязательством не направлять морские средства ПРО к берегам друг друга до определенных расстояний) и создании безъядерных зон, например в Балтийском и Черном морях, вполне могла бы быть обсуждена между Российской Федерацией и США уже на данном этапе.

Перед Вашингтоном вполне мог бы быть поставлен вопрос и о полном выводе американских тактических ядерных средств передового базирования из Европы до конструктивного и делового разрешения противоракетной дилеммы (наряду, разумеется, с ограничением наземных систем ПРО США в Европе).

Но, разумеется, самым радикальным способом устранения негативных последствий развертывания системы ПРО США и НАТО на европейском континенте и в прилегающих к нему морских акваториях может стать обращенное к Вашингтону требование заморозить реализацию ЕПАП на стадии первого этапа и прекратить претворение в жизнь в дальнейшем трех последующих фаз этой опасной военно-технической программы. То есть обеспечить полный отказ США от размещения своих информационно-разведывательных и ударно-боевых средств на территории Европы, поскольку европейские страны - члены Североатлантического союза располагают достаточным потенциалом самостоятельной защиты  от потенциальных ударов баллистических ракет. Это было бы самой реальной гарантией национальной безопасности России со стороны США и НАТО. Выступая в Кореновске (Краснодарский край) 14 июня 2012 года на встрече с военнослужащими 393-й авиационной базы ВВС России Президент Российской Федерации Владимир Путин отметил, что у нашей страны есть все возможности для адекватной реакции на развертывание США ЕвроПРО, тем не менее в Москве предпочли бы, чтобы американские планы были пересмотрены.

Россия и США вполне могли бы пойти дальше: предоставить взаимные гарантии о неприменении одновременно своих СНВ и тактического ядерного оружия (ТЯО), а также о неприменении ядерного оружия в первом ударе или вообще о его неиспользовании друг против друга в будущем.

Помимо возможного взаимодействия между Россией и НАТО по ПРО необходимо возродить Договор по ПРО. Но его участниками должны быть не только Россия и США, как это было раньше. Необходим принципиально новый договорный акт, разработанный на многосторонней основе. Он мог бы ограничивать размещение наземных противоракетных сил и средств соответствующих государств за пределами национальных границ, а его участниками могли бы выступить все государства, располагающие потенциалом создания систем ПРО, да и вообще все страны, желающие присоединиться к нему.

Как представляется, окончательное решение вопроса о каком-то участии России в создании совместной, или «кооперативной» системы ПРО с НАТО может быть принято также только после получения твердых письменных и бессрочных гарантий от США и ведущих государств - членов альянса о неиспользовании в будущем евроатлантической противоракетной системы против Российской Федерации и ее союзников. Москва должна будет дать другой стороне аналогичные гарантии на основе взаимности.

Нашей стране следует придерживаться твердой линии - возможное соглашение между Россией и США/НАТО по ПРО должно содержать юридические гарантии того, что средства ПРО никогда не будут использоваться против российских СЯС. Подобные гарантии могли бы содержать изложение военно-технических параметров создаваемого противоракетного щита, в том числе сведения о количестве ракет-перехватчиков, находящихся на пусковых установках и в резерве, о местах их дислокации, скорости и дальности полета, а также параметры алгоритмов ракетного перехвата, порядок взаимного информирования сторон в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и особенности действия РЛС СПРН.

У российского военно-политического руководства имеется полный консенсус относительно необходимости получения отмеченных выше гарантий от западных партнеров. Выступая на научно-практической конференции Российского совета по международным делам 23 марта 2012 года, тогдашний Президент Д.Медведев еще раз отметил важность получения гарантий ненаправленности развернутой системы ПРО в отношении российских СЯС. В одном из своих первых указов от 7 мая 2012 года вступивший в должность Президент России В.Путин предписал МИД России исходить из того, что переговоры о дальнейших сокращениях СНВ возможны только в контексте учета всех без исключения факторов, влияющих на глобальную стратегическую стабильность, а также поручил российскому внешнеполитическому ведомству последовательно отстаивать национальные подходы в связи с созданием глобальной системы ПРО США, добиваясь предоставления твердых гарантий ее ненаправленности против российских СЯС.

Судя по предвыборным заявлениям кандидата на пост Президента США от Республиканской партии Митта Ромни, в случае победы на выборах он продолжит реализацию ЕПАП в полном объеме и даже обещает усилить ее частью «бушевского плана» по ПРО, в частности путем развертывания наземных ракет-перехватчиков стратегического назначения GBI в Польше17.

Если же США в ближайшее время не прислушаются к разумным доводам России о нецелесообразности обострения обстановки в Европе путем внедрения значительных средств ПРО, которые имеют направленность против российских СЯС, и будут продолжать реализацию программы ЕПАП, то, вероятно, военно-политическому руководству нашей страны придется усилить набор ответных мер, объявленных Д.Медведевым в ноябре 2011 года и начальником Генерального штаба Вооруженных сил России генералом армии Н.Макаровым на международной конференции по проблематике ПРО, организованной Министерством обороны России в мае 2012 года*. (*На московской международной конференции по ПРО начальник Генерального штаба Вооруженных сил России генерал армии Николай Макаров заявил следующее: «С учетом дестабилизирующего характера системы ПРО, а именно создания иллюзии нанесения безнаказанного разоружающего удара, решение об упреждающем применении имеющихся средств поражения будет приниматься в период обострения обстановки».) То есть поставить информационно-разведывательные, командно-управленческие и ударно-боевые средства ПРО США и НАТО под прицел соответствующих российских ударных систем.

Но это будет не выбор Москвы, а выбор Вашингтона. Существующий тупик в решении проблемы ЕвроПРО может быть преодолен только при конструктивном подходе к ней со стороны Соединенных Штатов, которые создали ее искусственно.

 

 

 1Совместное заявление Президента Российской Федерации В.В.Путина и Президента Соединенных Штатов Америки Б.Обамы (Лос-Кабос, 18 июня 2012 г.) //http://news.kremlin.ru/ref_notes/1244

 2См.: Lieutenant General O’Reilly P. Statement before the Senate Armed Services Committee.  Subcommittee on Strategic Forces. Washington. 2011. April 13. Р. 7.

 3Collina T. Russia Makes New Proposal on Missile Defense//Arms Control Today. 2012. April.

 4Новик А. Ответ на ЕвроПРО будет адекватным // ЕвроПРО: за и против. Специальный выпуск Информационного сборника Фонда национальной и международной безопасности. М.: Фонд национальной и международной безопасности. 2012. С. 76.

 5NATO Military Committee Visits US Navy Destroyer with Ballistic Missile Defence Capabilities. 2011. 29 February // http://www.nato.int/cps/en/natolive/news_84827.htm

 6Rosamond J. USN Admiral says satellite kill was ‘on-time event’// Jane’s Defense Weekly. 2008. 26 March. P. 8.

 7Butt Y. and Postol T. Upsetting the Reset: The Technical Basis of Russian Concern Over NATO Missile Defense / Federation of American Scientists. Special Report №1. 2011. September. Р. 32.

 8Гришина М. ПРО - священная корова Вашингтона // Красная звезда. 2012. 16 февраля // http://www.redstar.ru/index.php/2011-07-25-15-56-32/item/708-pro-svyaschennaya-korova-vashingtona

 9Tausher E. Ballistic Missile Defense: Progress and Prospects / 10th Annual Missile Defense Conference. Washington, DC. 2012. 26 March //http://www.state.gov/t/186824.htm

10Ibid.

11Next Generation Aegis Missile. Missile Defense Roadmap//http://defense-update.com/features/2010/november/18112010_aegis_ng_missile_roadmap.html

12NATO missile defence programme delivers Ramstein capability. 2012. 12 April// http://www.nc3a.nato.int/news/Pages/NATO-missile-defence-programme-delivers-Ramstein-capability.aspx

13Tausher E. Op. cit.

14Rasmussen A. NATO Needs a Missile Defense// The International Herald Tribune. 2011. 12 October.

15Deterrence and Defence Posture Review and Chicago Summit Declaration / Chicago NATO Summit. 2012. 20 May// http://www.nato.int/cps/en/SID-D5179A6A-DD64F160/natolive/official_texts_87594.htm

16См. подробно: Козин В. Глобальные амбиции НАТО// Красная звезда. 2012. 25 мая.

17An American Century. A Strategy to Secure America’s Enduring Interests and Ideas. A Romney for President White Paper. 2011. 7 October. P. 27, 43.