Рассматривая конфликт в Дарфуре как часть суданского кризиса, Высокая комиссия Африканского союза по Дарфуру отметила в соответствующем заявлении, что «дарфурский кризис является результатом длительного пренебрежительного отношения к периферийным территориям Судана, которое утвердилось в колониальную эпоху и продолжало иметь место в годы независимости Судана». Хотя сам по себе этот взгляд стал в значительной мере общепринятым, история усилий по разрешению дарфурского кризиса также дает немало примеров невнимания к данной проблеме в результате погони за иными приоритетами. И тем не менее в настоящее время серьезные достижения в политическом урегулировании и обеспечении мирного процесса в Дарфуре дают основания для оптимизма. Сейчас более чем когда-либо очевидно, что для международного сообщества пришло время пристальнее всмотреться в ситуацию в Дарфуре, с тем чтобы углубить имеющиеся достижения в продвижении мирного процесса в регионе и наконец наметить для него путь к прочному миру. Для этого потребуется осуществить принципиальную корректировку отношения международного сообщества к Судану в целом и проблеме Дарфура в особенности.
Кульминацией усилий по обеспечению мира в Дарфуре стало подписание правительством Судана и Движением за освобождение и справедливость 14 июля 2011 года соглашения по Дарфуру в Дохе. В Дарфуре, а также в Судане и за его пределами наблюдается консенсус относительно того, что в этом документе в полной мере отражены все глубинные причины конфликта. И в самом деле, оглядываясь на историю Судана, нельзя не признать, что процесс выработки данного соглашения был беспрецедентно открытым для всех сторон. Являясь итогом мирного процесса, реализовавшегося на переговорах в Дохе, оно вобрало в себя предложения, поступавшие со стороны гражданского общества Дарфура, а также от политических партий и оппозиционного движения региона.
Безусловно, с момента подписания данного соглашения стороны далеко продвинулись в деле его претворения в жизнь. Правительство Судана продемонстрировало приверженность достигнутым договоренностям, назначив доктора Аль-Хаж Адам Юсуфа вторым вице-президентом страны и доктора Эль Тиганисеиши, лидера Движения за освобождение и справедливость, главой региональной администрации Дарфура. Оба они - родом из Дарфура, и, кроме того, ряд дарфурцев получили посты федеральных министров здравоохранения, образования, юстиции и финансов, что вполне соответствует тенденции более полного включения жителей Дарфура в работу правительства. Когда в январе правительство объявило о создании новых штатов - Центрального Дарфура и Восточного Дарфура, - один из руководителей Движения за освобождение и справедливость стал, в соответствии с заключенным в Дохе соглашением, губернатором первого из них. Еще несколько уроженцев Дарфура получили от правительства Судана назначения на уровне руководства штата.
Со своей стороны Движение за освобождение и справедливость также придерживается достигнутых соглашений. Например, оно конструктивно сотрудничает с Комиссией по прекращению огня, учрежденной в соответствии с подписанным в Дохе соглашением с целью независимого мониторинга находящихся в распоряжении движения сил и вооружений. Данный мониторинг является обязательным условием предполагаемых в конечном итоге демобилизации, разоружения и реинтеграции Движения за освобождение и справедливость. При содействии ЮНАМИД - совместной миротворческой миссии Африканского союза и ООН, - руководящей Комиссией по прекращению огня и осуществляющей мониторинг на всей территории Дарфура, эта работа выполнялась с несомненным успехом, и сейчас есть все основания надеяться на реализацию дальнейших положений мирного соглашения.
О начале работы региональной администрации Дарфура было официально объявлено 8 февраля текущего года в Эль-Фашере, причем в церемонии приняли участие Президент Судана Омар Хассан аль-Башир и Президент Чада Идрис Деби Итно, а также ряд иностранных дипломатов. Следует отметить, что региональная администрация Дарфура в первую очередь призвана обеспечить выполнение подписанного в Дохе соглашения. Ее задачами являются поддержание прочного мира и безопасности, принятие мер по социально-экономическому развитию региона, а также установление справедливости и поддержка процесса примирения в Дарфуре. Жители региона, входящие в администрацию, а также действующие в ее составе комиссии трудятся бок о бок с официальными лицами из федерального правительства Судана и правительства штата при посильной поддержке со стороны миссии.
ЮНАМИД - как посредник на протяжении всего переговорного процесса - немедленно выразила поддержку реализации достигнутых в Дохе договоренностей. Кроме того, миссия стремится максимально популяризировать эти договоренности, с тем чтобы была достигнута полная осведомленность, а соответствующие документы имелись в наличии на местном уровне. На данный момент миссия провела 94 рабочих конференции, в которых приняли участие более 16 тыс. жителей Дарфура. В целом складывается впечатление, что местное население верит в жизнеспособность данного соглашения и рассматривает его как легитимную основу для построения будущего, благополучного для всех жителей Дарфура.
Хотя подписанное в Дохе соглашение позволяет рассчитывать на многое, на пути поддержания мира в Дарфуре и реализации наших планов немало трудностей, и исполнение соглашения, а вместе с тем и всеобъемлющее примирение в регионе являются непростым делом. Трудности при этом имеют как экономический, так и политический характер, а также обусловлены наличием гуманитарных проблем и проблем в сфере безопасности.
Что касается экономической стороны дела, следует отметить, что рождение Республики Судан привело к существенным экономическим и географическим переменам. Потеряв четверть населения и треть прежней территории, а также, что принципиально важно, треть бюджетных доходов, в настоящее время правительство Судана стоит перед лицом необходимости реструктуризации экономики страны и соответствующей адаптации проводимой им политики, в том числе в социальной сфере. В силу сложившихся обстоятельств в настоящее время Судан не в состоянии самостоятельно полностью финансировать реализацию подписанных в Дохе мирных соглашений.
В настоящее время обстановка стабилизируется, но по-прежнему приходится считаться с тем, что 1,7 млн. жителей Дарфура - шестая часть населения провинции - пребывают в разбросанных по ее территории лагерях для внутренне перемещенных лиц. Данная ситуация имеет место уже девять лет, и далее мириться с ней невозможно. К сожалению, Революционный фронт Судана продолжает придерживаться воинственной позиции по отношению к суданским властям, в результате чего сохраняется высокий уровень угрозы эскалации конфликта, за которым неминуемо последуют массовое изгнание гражданских лиц с территорий их проживания, человеческие страдания и в конечном итоге гуманитарная катастрофа.
Решение может быть найдено на пути ускорения мирного процесса, для чего понадобится кардинальное изменение подхода международного сообщества к проблемам Дарфура, да и Судана в целом. В первую очередь при осуществлении любых усилий по разрешению конфликта следует научиться ставить на первое место интересы населения Дарфура. Для этого международному сообществу предстоит в равной мере спрашивать за состояние дел в Дарфуре с Революционного фронта и его учредителей и с правительства Судана. Конфликт там длился слишком долго, чтобы какая-либо из сторон имела право отрицать свою часть вины за то, в каких условиях в итоге оказались 264 тыс. беженцев, 1,7 млн. перемещенных лиц и в целом - 7,5 млн. дарфурцев.
Кроме того, нам следует усилить посредническую деятельность, с тем чтобы четко определить, какие силы и при чьей поддержке препятствуют достижению мира. Необходимо четко разграничить реальные политические разногласия между правительством Судана, с одной стороны, и многочисленными вооруженными группировками - с другой, и тщательно организованные попытки некоторых из этих группировок дестабилизировать обстановку и навязать провинции продолжение конфликта. Нынешние политические вопросы могут быть решены в атмосфере доверия за столом переговоров, а жажда власти и безусловное стремление к смене режима лишь способствуют затягиванию конфликта и продлевают страдания людей.
Не менее важно подчеркнуть, что в Дарфуре нет причин сомневаться в том, что часть движений, играющих ключевые роли, не желают достигнуть соглашения с правительством, а также в том, что они способны справиться с этой задачей самостоятельно.
Следует отметить, что на достижение серьезного прогресса можно рассчитывать в результате реализации процесса, сочетающего в себе три составляющие, перечисленные в докладе Генерального секретаря ООН Совету Безопасности «Framework for the African Union and United Nations Facilitation of the Darfur Peace Process». Этими составляющими являются полное и своевременное выполнение подписанных в Дохе мирных соглашений; взаимодействие для достижения прочного мира с правительством Судана и движениями, не поставившими свои подписи под этим соглашением; поддержка внутреннего диалога и консультаций для углубления мирного процесса и расширения круга его участников.
Очевидно, что в настоящее время - в результате обретения независимости Южным Суданом - Судан сталкивается с совершенно новой реальностью и в вопросах политики, экономики и безопасности переживает полномасштабный шок. Международное сообщество должно принять к сведению особенности текущего периода и, придя на помощь Судану, предложить этой стране долгосрочные решения его наиболее значимых проблем. Многие дарфурцы рассматривают подписанное в Дохе соглашение как документ, охватывающий широкий спектр решений, позволяющих им включиться в обеспечение мирного процесса и способствующих его углублению. Международному сообществу следует конкретными мерами поддержать исполнение данного соглашения, помогая региональной администрации Дарфура изменять к лучшему обстановку, в которой живет население, претворять в жизнь инициативы по срочному восстановлению провинции, делать доступными важнейшие виды услуг, осуществлять проекты и подталкивать воинственные группировки к заключению всеобъемлющего мирного соглашения на постоянной основе. Для жизнеспособности любого мирного плана - и в целом для того чтобы мирный процесс не растерял энергию - поддержка выполнения соглашения, подписанного в Дохе, имеет ключевое значение.
Со своей стороны правительство Судана в полной мере осознает безусловную необходимость разрешения конфликта в Дарфуре в кратчайшие сроки и последующих процессов восстановления и развития провинции в условиях, свободных от разрушительного влияния вооруженного конфликта. На основании собственных наблюдений можно утверждать, что у правительства Судана есть воля к достижению всеобъемлющего мирного соглашения с привлечением всех воюющих группировок и к соблюдению условий такого соглашения, но финансовых ресурсов для одновременного достижения всех приоритетных целей и покрытия всех сопутствующих нужд у суданских властей явно недостаточно.
Подписанное в Дохе соглашение и созданные в соответствии с ним институты вкупе составляют прочную основу для достижения мира и обеспечения развития в Дарфуре. Для международного сообщества финансовые трудности, которые испытывает правительство Судана в его стремлении полностью претворить в жизнь намеченное в Дохе, - возможность принять действенное участие в судьбе жителей Дарфура и принести провинции ощутимую пользу. Работая с Комиссией по прекращению огня, региональной администрацией Дарфура, организацией по налаживанию внутреннего диалога Дарфура, которую еще предстоит создать, либо с Международной конференцией донорских организаций для оказания помощи Дарфуру, которую собирается созвать Катар, международное сообщество может оказать - в форме технического содействия или финансовой поддержки - помощь в реализации подписанного в Дохе соглашения.
Что касается тех группировок, в рядах которых возникла надежда извлечь пользу из кризисного на данный момент состояния отношений между Суданом и Южным Суданом, международному сообществу следует твердо и со всей определенностью предупредить их о недопустимости провокаций. Пришло время, когда следует пересмотреть существующие подходы и в полной мере оценить важность происходящего в Дарфуре. Население этой провинции слишком долго страдало от того, что решение его проблем не попадало в число приоритетов мировой политики.
В международном сообществе существует консенсус по поводу того, что на данный момент подписанное в Дарфуре соглашение дает наибольшие шансы надолго установить прочный мир. Однако его полная реализация и завершение мирного процесса потребуют от международного сообщества единства, беспристрастности и справедливости, причем необходимо, чтобы все воинствующие группировки поверили в наличие силы сообщества. Вооруженные группировки Дарфура придется убедить в том, что участие в переговорном процессе обещает и им, и всему населению гораздо большие дивиденды, чем продолжение боевых действий. Несмотря на свою воинственную риторику, участники конфликта в этой провинции стремятся к миру, и можно с оптимизмом смотреть на перспективы мирного процесса, основанного на соглашении, подписанном в Дарфуре. Поэтому международному сообществу необходимо приложить больше усилий, чтобы вовлечь группировки, не подписавшие этот документ, в мирный процесс и оказать дарфурцам поддержку для своевременной реализации этого соглашения.