В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ Центрально-Азиатский регион (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)  все больше  привлекает к себе внимание. Разворачивающиеся там процессы достаточно подробно освещаются и комментируются мировыми средствами массовой информации, изучаются политологами, экономистами, социологами.

Геоэкономическая и геостратегическая ценность  Центральной Азии, в принципе, была известна уже давно. Применительно к современным условиям она может быть определена следующим образом.

Центрально-Азиатский регион обладает огромными запасами углеводородного сырья, немалым количеством других полезных ископаемых, в том числе месторождениями цветных, редких и драгоценных металлов (урана, алюминия, никеля, вольфрама, хрома, свинца, меди, серебра). Не меньшее, если не большее экономическое значение имеет его транзитный потенциал, благодаря которому он может превратиться в перспективе в ключевой транспортный перекресток трансконтинентальных товаропотоков между Европой и Азией. Уже сейчас через регион пролегают важнейшие нефтегазовые маршруты.

Выделяется Центральная Азия и с геостратегической точки зрения. Она граничит с Россией и Китаем, к ней примыкает зона повышенной военно-политической турбулентности, в которой расположены Афганистан, Иран, Пакистан. Рядом находится Индия, не так уж далеко Персидский залив. После событий 11 сентября 2001 года и начала антитеррористической операции в Афганистане существенно возросла роль региона в международных усилиях по противодействию терроризму, экстремизму и обеспечивающему их финансовую подпитку наркотрафику.

Эти преимущества Центрально-Азиатского региона уже на рубеже XX-XXI веков позволяли предрекать ему будущее одного из важнейших центров всего евразийского пространства.

Вместе с тем тогда же четко ставился, по сути дела, основной вопрос, в какой мере и в какие сроки Центральной Азии и входящим в ее состав молодым независимым государствам удастся реализовать свой высокий потенциал, адаптироваться к реалиям нового тысячелетия, сформулировать собственную внешнюю политику, преодолеть сложные экономические и социальные проблемы, решить вопросы обеспечения внутрирегиональной стабильности и противодействия внешним угрозам безопасности.

Сегодня есть весомые основания говорить о том, что в процессе интеграции Центральной Азии в мировую систему присутствует позитивная динамика, хотя трудностей на этом пути будет, разумеется, еще немало. Страны региона окрепли политически, положительные сдвиги происходят в их экономике, в том числе в нефтегазовой отрасли и гидроэнергетике, расширяются их международные связи. Они (за исключением имеющего нейтральный статус Туркменистана) входят в состав таких набирающих силу региональных объединений, как ЕврАзЭС (Узбекистан в октябре 2008 г. приостановил свое членство в этой организации), ОДКБ и ШОС. К их мнению прислушиваются в ООН и в ОИК. Представляющий регион Казахстан в 2010 году будет председательствовать в ОБСЕ. Все это позволяет утверждать, что Центральная Азия постепенно превращается в самостоятельный и важный фактор мировой политики и экономики. Данная объективная реальность может служить точкой отсчета при определении роли и места центральноазиатских государств в системе современных международных отношений.

Однако картина восприятия Центральной Азии в мире была бы неполной без упоминания еще одной весьма важной ее особенности.

В силу своего географического положения и характера развития обстановки в сопредельных районах, в первую очередь в Афганистане, Центрально-Азиатский регион сталкивается с целым набором серьезных вызовов и угроз своей безопасности. К ним следует отнести дестабилизирующее воздействие международного терроризма, экстремизма и наркотрафика.

Для России расположенная на ее южных рубежах Центральная Азия имеет особое значение, в первую очередь с точки зрения обеспечения национальной безопасности. Со странами региона Россию связывает очень многое, в том числе продолжительный период жизни в составе единого государства. Центральной Азии отводится важная роль в российской политике на пространстве СНГ, так как именно центральноазиатские страны составляют основной костяк таких образующих интеграционное ядро Содружества структур, как ОДКБ и ЕврАзЭС.  К тому же с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном ее объединяет общее членство в ШОС. Поэтому неслучайно, что Центрально-Азиатский регион неизменно находится в сфере стратегических интересов России.

Если говорить предельно кратко, то Россия заинтересована прежде всего в том, чтобы Центральная Азия была стабильной и безопасной, чтобы укреплять с входящими в нее государствами отношения стратегического партнерства и союзничества, вместе с ними работать над решением подчас очень непростых региональных проблем, включая обеспечение устойчивого экономического развития, борьбу с терроризмом, экстремизмом и незаконным оборотом наркотиков. Сейчас к этому перечню проблем добавилась необходимость принятия совместных мер по преодолению последствий глобального финансового кризиса.

Сотрудничество с центральноазиатскими государствами рассматривается Россией как важная составная часть общего комплекса отношений со странами СНГ. Как подчеркнул в своем вступительном слове на совместном заседании Государственного совета и Совета безопасности Российской Федерации 25 декабря 2008 года Президент Д.А.Медведев: "Ключевая задача здесь - обеспечить России стабильное и дружественное окружение, а также использовать совместные с этими государствами преимущества для роста национальной конкурентоспособности, для успешной интеграции в региональные и мировые процессы и, конечно, для развития полномасштабных гуманитарных связей и обеспечения прав наших соотечественников".

Поступательно развиваются многоплановые двусторонние отношения России с центральноазиатскими государствами. Строились они не на пустом месте, еще в советский период был заложен их прочный фундамент, который не потерял своей ценности и на современном этапе. Речь идет прежде всего о совместимости экономических систем, наличии прочных кооперационных связей в промышленности, транспорте, сельском хозяйстве и других областях. Этот важный задел последовательно приумножался и продолжает развиваться.

Весь комплекс отношений России с государствами Центральной Азии выстраивается в соответствии с новой Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Д.А.Медведевым в июле 2008 года.

Особое значение имеет конструктивный и доверительный характер политического диалога с центральноазиатскими партнерами. Контакты на высшем уровне всегда играли в нем ключевую роль. В ХХI веке они приобрели особенно интенсивный характер. Нельзя не выделить их президентский сегмент. Именно в ходе переговоров высшего политического руководства вырабатывается генеральная линия действий по всем основным направлениям двустороннего сотрудничества, решаются вопросы координации усилий на международной арене, в том числе в рамках ООН и ее специализированных учреждений, ОБСЕ, других международных и региональных форумов.

С момента избрания на пост Президента Российской Федерации Д.А.Медведев осуществил визиты во все государства Центральной Азии, при этом посещение Казахстана стало первой его зарубежной поездкой. Начиная с мая 2008 года в России побывали с визитами президенты Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Туркменистана. Президент Узбекистана нанес визит в Российскую Федерацию в феврале 2008 года.

Продолжается практика регулярных президентских контактов в ходе соответствующих мероприятий по линии СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС, других международных организаций.

По нарастающей развиваются связи с центральноазиатскими партнерами в торгово-экономической, инвестиционной, оборонной, военно-технической и гуманитарной сферах. Повышенный интерес к центральноазиатским рынкам проявляет крепнущий российский бизнес.

Весь комплекс двусторонних отношений с каждым из государств Центральной Азии Россия выстраивает на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга.

В торгово-экономической области текущая работа ведется с учетом достигнутого уровня сотрудничества на базе рыночных принципов, которые рассматриваются в качестве важного условия развития по-настоящему равноправных взаимоотношений и формирования объективных предпосылок для продвижения современных форм интеграции.

В экономической сфере приоритет отдается тем отраслям, где действительно возможно достижение реального прогресса и конкретной отдачи от вложенных усилий и финансовых средств. При этом все большее внимание уделяется сотрудничеству в сфере новых наукоемких технологий и внедрения инноваций.

Здесь есть от чего оттолкнуться. Уже давно и успешно осуществляется, например, взаимодействие России и Казахстана в исследовании и освоении космического пространства. Россия арендует расположенный на территории Казахстана широко известный во всем мире космодром "Байконур". Сейчас создается совместный российско-казахстанский ракетно-космический комплекс "Байтерек". Развивается сотрудничество России и Узбекистана в гражданском авиастроении.

Двусторонние экономические связи подкрепляются взаимодействием в многосторонних форматах, в том числе в ЕврАзЭС и ШОС.

Россия, Белоруссия и Казахстан продолжают работать в рамках ЕврАзЭС над созданием Таможенного союза и единого экономического пространства.

В настоящее время в практической деятельности ЕврАзЭС большое внимание уделяется обеспечению экономической стабильности входящих в него государств, развитию интеллектуальной составляющей сотрудничества.

На состоявшемся в Москве 4 февраля 2009 года внеочередном заседании Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) было принято решение об учреждении Антикризисного фонда в размере 10 млрд. долларов. Основные цели деятельности Фонда заключаются в предоставлении займов странам-участницам для преодоления негативных последствий мирового финансового и экономического кризиса, стабилизационных кредитов странам-участницам с низким уровнем доходов, а также финансировании межгосударственных инвестиционных проектов. Россия внесет в Фонд сумму, эквивалентную 7,5 млрд. долларов, Казахстан - 1 млрд. долларов. Остальные страны ЕврАзЭС определят размеры своих взносов позднее.

Саммит ЕврАзЭС принял также решение о создании Центра высоких технологий по внедрению инноваций с участием АО "Национальный инновационный фонд" Республики Казахстан и ОАО "Российская венчурная компания".

По линии ШОС предпринимаются шаги по налаживанию многопрофильного экономического сотрудничества в Центрально-Азиатском регионе, в том числе формированию общей транспортно-коммуникационной инфраструктуры.

За последние годы произошли позитивные сдвиги в торговле России с центральноазиатскими странами. В 2008 году товарооборот с Казахстаном составил 19,7 млрд. долларов, Киргизией - 1,8 млрд. долларов, Таджикистаном - 1 млрд. долларов, Туркменистаном - 910 млн. долларов (без учета поставок газа), Узбекистаном - 4 млрд. долларов.

Не умаляя значения других сфер взаимодействия России с государствами Центральной Азии, нельзя не выделить все же энергетику.

Ее роль постоянно возрастает. Она становится "локомотивом" нашего сотрудничества. В этой ключевой отрасли не только совершенствуются уже имеющиеся механизмы двусторонних связей, но и закладываются основы многосторонней кооперации, проходят "обкатку" перспективные интеграционные схемы. Именно в этом исключительно важном для экономик России и стран Центральной Азии секторе достигнут за последнее время существенный прогресс, разрабатываются и осуществляются конкретные крупномасштабные проекты.

Продолжается работа по реализации подписанного 20 декабря 2007 года в Москве Соглашения между правительствами России, Казахстана и Туркменистана о сотрудничестве в строительстве Прикаспийского газопровода. Осуществление этого многообещающего проекта, безусловно, будет содействовать как расширению связей в сфере энергетики, так и укреплению энергетической безопасности России и центральноазиатских государств. Явится оно и весомым вкладом в обеспечение растущих потребностей мирового и прежде всего европейского рынка в энергоносителях.

Топливно-энергетический комплекс является ведущей областью российско-казахстанского сотрудничества. Планомерно развивается взаимодействие в нефтегазовой отрасли (транзит казахстанской нефти на экспорт через территорию России, закупка и маркетинг казахстанского природного газа для поставок на рынки третьих стран, реализация совместных проектов по освоению углеводородных ресурсов северного Каспия), в атомной энергетике (разработка урановых месторождений в Казахстане) и электроэнергетике (энергосистемы России и Казахстана функционируют в параллельном режиме).

В феврале 2009 года подписано Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Киргизской Республики о строительстве Камбаратинской ГЭС-1.

Удачным примером сотрудничества России и Таджикистана в энергетической сфере является строительство Сангтудинской ГЭС-1, запуск которой состоится в ближайшее время.

Успешно продвигается российско-туркменское энергетическое взаимодействие. Хорошими темпами идет выполнение подписанного в 2003 году долгосрочного (до 2028 г.) Соглашения о сотрудничестве в газовой отрасли.

Активно развивается российско-узбекское сотрудничество в области энергетики, в том числе изучаются перспективы совместной работы по модернизации газотранспортной системы Центрально-Азиатского региона.

С 2009 года Россия, Казахстан, Туркменистан и Узбекистан перешли в своих расчетах за газ на рыночное ценообразование. Теперь Россия покупает газ у этих стран по европейской формуле цены.

Развивается сотрудничество в энергетической отрасли по линии ЕврАзЭС. В частности, продолжается работа над проектом Концепции эффективного использования водно-энергетических ресурсов Центрально-Азиатского региона.

В рамках ШОС поставлена задача создать в перспективе единое энергетическое пространство с целью гармонизации интересов производителей, транспортировщиков и потребителей энергоресурсов.

Продолжается активное взаимодействие с государствами Центральной Азии в гуманитарной сфере на базе сохранения и приумножения общего культурно-цивилизационного наследия. По-прежнему уделяется повышенное внимание вопросам защиты прав и интересов наших соотечественников, несколько миллионов которых живут и трудятся в центральноазиатских странах, сохранения позиций русского языка, расширения российского образовательного, культурного и информационного пространства в регионе. Планируется шире использовать в этой области возможности гражданского общества, в том числе Фонда "Русский мир". Успешно развиваются двусторонние культурные, научные, спортивные и молодежные контакты.

Укрепляются приграничные (с Казахстаном) и межрегиональные связи с центральноазиатскими государствами. На сегодняшний день они в значительной мере определяют содержание отношений России со странами Центральной Азии в экономической и гуманитарной сферах. Одновременно растет понимание необходимости еще более активного использования ресурса данных форм сотрудничества.

Выделяется в этом плане российско-казахстанское взаимодействие. Уже стало традицией проведение форумов руководителей приграничных регионов России и Казахстана с участием глав государств. В очередной, пятый раз он собирался в Актюбинске (Казахстан) 22 сентября 2008 года. В его работе впервые участвовали представители регионов двух стран, не имеющих общей границы, но активно сотрудничающих друг с другом. В итоге было принято решение о расширении формата этого мероприятия и его преобразовании в Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана. Шестой Форум уже в новом составе, но, как обычно, с участием президентов намечено провести в сентябре текущего года в Оренбурге.

Межрегиональное сотрудничество, в которое напрямую вовлечены миллионы граждан России и центральноазиатских государств, имеет все возможности стать важнейшим инструментом дальнейшего развития двусторонних отношений во всем их многообразии. Перспективно оно и с точки зрения задействования фактора народной дипломатии.

Расширяются контакты по парламентской линии, в ходе которых все более заинтересованно обсуждаются практически все аспекты отношений России и центральноазиатских стран, будь то политика, экономика, безопасность или культура.

Особое значение имеет сотрудничество России с центральноазиатскими государствами в деле обеспечения взаимной безопасности, включая совместное противодействие общим вызовам и угрозам, прежде всего международному терроризму, экстремизму, наркотрафику, транснациональной преступности, незаконной миграции. Первостепенными задачами являются нейтрализация террористической и наркотической угроз, исходящих с территории Афганистана, недопущение дестабилизации обстановки в Центральной Азии.

Со странами региона Россия связана отношениями стратегического партнерства и союзничества, проблемы, с которыми они сталкиваются в такой чувствительной области, как безопасность, не могут ее не волновать. Отсюда проистекает стремление решать их совместными усилиями.

Думается, что на этом аспекте взаимодействия необходимо остановиться более подробно. Причина очевидна. Именно ситуация в сфере безопасности является в конечном счете определяющей в плане перспектив политического, экономического и социального развития государств Центральной Азии.

После распада СССР Россия сама столкнулась с весьма непростыми проблемами и испытывала значительные трудности. Однако вопросы стабильности и безопасности в центральноазиатской части постсоветского пространства постоянно находились в фокусе ее внимания.

В частности, Россия внесла решающий вклад в прекращение чреватой непредсказуемыми последствиями для всего Центрально-Азиатского региона гражданской войны в Таджикистане (1992-1996 гг.), задействовав в этих целях все имевшиеся у нее возможности, в том числе свой высокий международный авторитет. Это позволило, по сути дела, сохранить территориальную целостность Таджикистана и обеспечить политическое урегулирование конфликта.

После вторжения в августе-сентябре 1999 года в Баткенский и Чон-Алайский районы Киргизии боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ) Россия оказала ей существенную помощь в ликвидации этой вылазки исламских экстремистов.

Сейчас в Центральной Азии сохраняется в целом стабильная обстановка. Вместе с тем очевидно, что решение проблем обеспечения и укрепления региональной безопасности по-прежнему во многом зависит от того, как будет складываться процесс афганского урегулирования. Пока он явно пробуксовывает.

Ситуация в Афганистане не только не улучшается, но и продолжает деградировать. Очаги терроризма не ликвидированы, сопротивление талибов усиливается, объемы производства и экспорта наркотиков не сокращаются. Растущее беспокойство вызывает то, что наркодельцы превратили Центрально-Азиатский регион в основной транзитный коридор доставки афганских наркотиков в страны СНГ, прежде всего в Россию, и далее в Европу.

Если дела в Афганистане и дальше будут обстоять таким образом, центральноазиатские государства, особенно непосредственно граничащие с ним, не смогут чувствовать себя по-настоящему в безопасности.

Опасное соседство с Афганистаном и трудности собственного внутреннего развития являются первопричиной того, что Центральная Азия остается в фокусе внимания различных экстремистских организаций.

"Хизб ут-Тахрир" и ИДУ, имеющие уже значительный опыт подрывной деятельности в регионе, не оставляют попыток дестабилизировать обстановку как в отдельных центральноазиатских странах, так и в общерегиональном масштабе. При этом неспадающая активность экстремистского подполья в Центральной Азии, как и прежде, подпитывается доходами от афганского наркотрафика.

В этих условиях взаимодействие России и центральноазиатских государств в сфере безопасности приобретает особую актуальность.

В двустороннем формате активно сотрудничают между собой на данном направлении военные и правоохранительные ведомства России и центральноазиатских государств, их антинаркотические и специальные службы. Важные функции по поддержанию региональной стабильности и консолидации совместных усилий в борьбе с терроризмом и экстремизмом выполняют российская авиабаза в городе Кант в Киргизии и 201-я российская военная база в Таджикистане.

Ведется соответствующая работа и по линии многосторонних  структур - СНГ, ОДКБ, ШОС.

Предпринимаются меры по повышению эффективности деятельности Антитеррористического центра СНГ. Его региональная оперативная группа в Бишкеке занимается сбором и систематизацией информации о различных террористических и экстремистских организациях и группах, действующих в Центральной Азии.

Укрепляется контртеррористический потенциал ОДКБ. В этих целях в свое время были созданы Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР) Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности. Однако в последующие годы конфликтный потенциал в зоне ответственности ОДКБ продолжал накапливаться, и это ставило перед Организацией новые задачи. В этой связи на внеочередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, которая состоялась 4 февраля 2009 года в Москве, было принято решение о формировании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Они призваны стать эффективным универсальным инструментом, способным реально содействовать поддержанию безопасности на всем пространстве ОДКБ. В их компетенцию будет входить выполнение целого комплекса разнообразных, но взаимосвязанных функций, в том числе: отражение военной агрессии, проведение спецопераций по уничтожению террористов и экстремистов, борьба с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Будут приняты необходимые меры с тем, чтобы КСОР по уровню оснащенности вооружениями и военной техникой, выучке и боеготовности соответствовали самым высоким современным стандартам.

Нет сомнений, что создание КСОР явится весомым вкладом и в общие усилия по противодействию вызовам и угрозам безопасности в Центральной Азии.

С 2003 года по инициативе ОДКБ проводится антинаркотическая операция "Канал", которая с 2009 года переведена на постоянную основу. В рамках "Канала" с ОДКБ сотрудничают Афганистан, Китай, США, ряд стран Евросоюза. Результаты этой операции высоко оцениваются Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН).

При Совете министров иностранных дел ОДКБ действует Рабочая группа по Афганистану.

Проблемы безопасности в Центральной Азии находятся в зоне особого внимания ШОС. Функционирует Региональная антитеррористическая структура (РАТС) ШОС, которая обеспечивает координацию взаимодействия между компетентными ведомствами государств-членов в области борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Принимаются меры по дальнейшему повышению эффективности сотрудничества в сфере контроля за оборотом наркотиков, создается механизм совещания руководителей антинаркотических служб.

Вопросы укрепления региональной безопасности рассматриваются в тесной увязке с ситуацией в Афганистане. Работает Контактная группа ШОС - Афганистан.

В этом контексте большое значение имела специальная конференция  по Афганистану под эгидой ШОС, которая состоялась в Москве 27 марта 2009 года. В ней приняли участие многие государства, в том числе не члены ШОС, международные организации, включая ООН.

Открыл конференцию министр иностранных дел России С.В.Лавров. Он огласил ее участникам приветственное послание  Президента Российской Федерации Д.А.Медведева. В нем отмечалось, что этот форум, созванный для обсуждения целого ряда серьезных проблем, затрагивающих интересы как Афганистана и других государств региона, так и всего мирового сообщества, является важным и востребованным событием.

На конференции были распространены Заявление и План действий ШОС - Афганистан по проблемам борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью. В этих документах нашел отражение тот факт, что ШОС, объединяющая практически всех соседей Афганистана, твердо намерена наращивать свой вклад в коллективные усилия по отпору общим вызовам и угрозам. Была подтверждена также приверженность ШОС развитию сотрудничества в этих целях со всеми заинтересованными государствами, международными и региональными организациями - ООН, ЕС, СНГ, ОДКБ, ОБСЕ, НАТО и СВМДА (Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии).

В ходе конференции было высказано немало интересных суждений и рекомендаций. Характерно, что во всех выступлениях присутствовал тезис о том, что практические шаги международного сообщества по нормализации обстановки в Афганистане нуждаются в определенном переосмыслении. Здесь необходим комплексный подход, сочетающий силовые методы подавления терроризма и наркотрафика с содействием социально-экономическому восстановлению этой страны. И многие участники конференции подтвердили готовность продолжать оказывать Афганистану такую помощь в возрастающих масштабах.

Важным представляется и другой момент. Известно, что в рамках Контактной группы ШОС - Афганистан уже несколько лет рассматриваются конкретные формы сотрудничества в борьбе с общими угрозами, в том числе по периметру афганских границ. Как подчеркнул в своем выступлении С.В.Лавров, именно в этом русле - через совместную работу с Кабулом, а не за счет создания неких "санитарных кордонов" - ШОС и ОДКБ предлагают сформировать пояса антинаркотической, антитеррористической и финансовой безопасности в регионе.

По итогам конференции была принята декларация, в которой приветствовалась инициатива ШОС по ее созыву, отмечалось, что ШОС является одним из подходящих форумов для ведения с участием партнеров широкого диалога по афганской проблематике. Выражалось также намерение изучить возможность содействия реализации задач, поставленных в Заявлении и Плане действий ШОС - Афганистан. Принципиальное значение имело признание в декларации центральной координирующей роли ООН в международных усилиях по противодействию терроризму, незаконному обороту наркотиков и организованной преступности.

Таким образом, есть достаточно оснований утверждать, что ОДКБ и ШОС как по составу участников, так и по результатам проделанной в их рамках работы могут рассматриваться в качестве ключевых взаимодополняющих структур обеспечения безопасности в Центрально-Азиатском регионе.

Бесспорно, отношения России и стран Центральной Азии не безоблачны. Существуют, разумеется, и трудности, и вопросы, над решением которых еще предстоит напряженно работать, не всегда задуманное реализуется так быстро, как хотелось бы. И это естественно - при таком, без преувеличения, гигантском комплексе самых разнообразных связей просто невозможно обойтись без проблем.

Однако главное заключается в том, что у руководства наших государств присутствует политическая воля наращивать имеющийся потенциал сотрудничества в интересах поступательного социально-экономического развития и укрепления общей безопасности.