«Международная жизнь»: Элеонора Валентиновна, мы встречались с вами больше года назад. Как вы оцениваете итоги деятельности ЮНЕСКО за прошедший период?
Элеонора Митрофанова: 2011 год был годом вызовов для всего мира и для ЮНЕСКО. Глобальные изменения происходили стремительно, нелинейно, а международные отношения вновь вступили в зону турбулентности.
Деятельность Организации, как и других международных структур, проходила на фоне продолжающегося кризиса мировой экономики, сохраняющихся конфликтов в различных регионах и серьезных природных катаклизмов, потребовавших чрезвычайных усилий государств-членов и системы ООН в целом. При этом ЮНЕСКО сохранила свой статус международной площадки с наибольшим представительством стран - теперь их стало 195.
В целях выработки ясных ориентиров в работе по укреплению «механизмов глобального управления» особое значение страны - члены ЮНЕСКО придавали вопросам координации международных усилий в рамках системы ООН, направленных на достижение целей Декларации тысячелетия, прежде всего продвижения программы «Образование для всех» (министерская сессия ЭКОСОС) и других гуманитарных инициатив в контексте обеспечения устойчивого развития (стратегия «Культура и развитие»).
Новое руководство ЮНЕСКО заинтересованно подключилось к процессу подготовки содержательной части решения Всемирной конференции ООН по устойчивому развитию («Рио+20»). Особое внимание при этом уделяется построению инклюзивных и справедливых «зеленых экономик», которые постепенно превращаются в концепцию создания так называемых «зеленых обществ». Совместно с другими ооновскими структурами был подготовлен доклад, посвященный роли океанов в устойчивом развитии и включающий также ряд серьезных предложений в отношении прибрежных районов.
Перспективы защиты прав женщин и улучшения их социального положения обсуждались во взаимодействии с новой структурой «ООН - женщины». Был запущен важный международный проект «Глобальное партнерство в интересах образования девочек и женщин». Совместно с Секретариатом ООН в Нью-Йорке проведена очередная встреча Группы высокого уровня по вопросам мира и диалога культур.
Наглядными примерами позитивного взаимодействия стран - членов ЮНЕСКО стали крупные международные инициативы 2011 года - проведение Международного года молодежи, Международного года химии и Всемирного дня философии. Юнесковское сообщество отметило 10-летие Всеобщей декларации о культурном разнообразии и 40-летие программы «Человек и биосфера». Важным для определения будущих научных приоритетов и программ деятельности ЮНЕСКО стал V Всемирный научный форум, подтвердивший ее роль как ведущей международной организации в сфере научно-интеллектуального сотрудничества.
Этапным событием стала 36-я сессия Генконференции ЮНЕСКО, на которой были определены основные направления деятельности на 2012-2013 годы, утверждена программа и бюджет Организации. В рамках конференции состоялись 7-й Международный молодежный форум и Форум лидеров стран-членов. Кроме того, в июне прошла сессия Комитета всемирного наследия, определившая основные ориентиры будущей деятельности в части сохранения культурного и природного наследия.
Руководство ЮНЕСКО активно продолжило работу на региональном уровне, уделяя пристальное внимание сотрудничеству с влиятельными структурами (Африканским союзом, Лигой арабских государств, странами Юго-Восточной Европы и другими). Целый ряд проектов был специально подготовлен для развивающихся стран, прежде всего африканского континента и Азии, в области начального и среднего образования, поддержки обмена научными знаниями, доступа к информационным источникам.
На страновом уровне продолжались совершенствование взаимодействия ЮНЕСКО с национальными комиссиями (в Париже состоялась очередная встреча руководителей этих национальных комиссий), НПО, поиск новых форм государственно-частного партнерства.
Сложным оказалось завершение года, когда США и некоторые другие страны «в наказание» за принятие Палестины в состав ЮНЕСКО приостановили выплату своих взносов за 2011 год, создав, таким образом, серьезные финансовые проблемы для Организации. В результате этого было приостановлено выполнение ряда программных элементов, началось сокращение внутренних расходов на содержание аппарата. Страны-члены, как могли, помогали Организации - разрешили использование ресурсов Фонда оборотных средств, поддержали международный призыв гендиректора о выделении добровольных средств на поддержку ее деятельности, некоторые из них заявили о готовности профинансировать проведение крупных юнесковских мероприятий.
«Международная жизнь»: А в чем заключался основной вклад России в работу этой международной организации? Чем был отмечен завершающий год российского председательства в Исполнительном совете ЮНЕСКО?
Э.Митрофанова: Что касается наших связей с ЮНЕСКО, то в 2011 году они получили свое дальнейшее развитие. На самый высокий политический уровень вышел диалог с новым руководством Организации - в сентябре в рамках III Мирового политического форума в Ярославле состоялась встреча Президента России с гендиректором И.Боковой, в ходе которой обсуждались вопросы укрепления эффективности деятельности Организации как общепризнанного и авторитетного международного форума и перспективы нашего взаимодействия.
В течение года состоялись полезные встречи руководства МИД России и других российских министерств и ведомств, деятелей культуры и науки с гендиректором ЮНЕСКО И.Боковой, руководством Секретариата и представителями стран-членов. В различных юбилейных мероприятиях и культурных презентациях в парижской штаб-квартире приняли участие гендиректор ИТАР-ТАСС В.Н.Игнатенко, заместитель председателя Комитета по образованию Госдумы Российской Федерации И.К.Роднина, президент Российской академии художеств З.К.Церетели, народный артист России маэстро В.Т.Спиваков, а также российские Послы доброй воли и Артисты мира.
Важное значение придавалось обеспечению эффективного российского председательства в Исполнительном совете ЮНЕСКО в завершающем году двухлетнего периода, что позволило повысить интерес государств-членов к нашим подходам по актуальным гуманитарным проблемам, привлечь внимание к тематическим инициативам - о мирном использовании космического пространства на благо образования, науки и культуры, о диалоге культур и партнерстве цивилизаций в условиях глобализации. Несомненно, историческим стало принятое в период нашего председательства решение рекомендовать Генконференции ЮНЕСКО принятие Палестины, получившее значительную поддержку стран-членов. Много было сделано для разноплановой информационной «подпитки» стран-членов, включая организацию совместных встреч с гендиректором для обсуждения текущих вопросов.
Исполнительный совет продолжил работу над реформенными преобразованиями в системе ЮНЕСКО в свете рекомендаций, сделанных в докладе Группы по независимой внешней оценке. На сессии Генконференции были одобрены стратегические предложения по фундаментальному изменению системы работы - переход на четырехлетний цикл комплексного планирования и программирования, который в настоящее время внедряется в ООН. Другим нововведением явилось создание временной Специальной рабочей группы для рассмотрения конкретных программных вопросов деятельности Организации между сессиями Исполсовета. Цель - усиление вовлеченности государств-членов в формирование политики Организации в подмандатных областях, укрепление подотчетности и транспарентности в работе Секретариата.
Несомненно, наше председательство позволило серьезно усилить «визуализацию» России на юнесковской площадке, провести целый ряд крупных мероприятий. Традиционно высокий уровень этих акций и большой интерес к ним со стороны местного дипкорпуса, Секретариата и парижской публики позволяли говорить о нашем уверенном здесь лидерстве.
Беспрецедентный успех среди стран-членов и научного сообщества ЮНЕСКО имело главное событие года - специальная научно-культурная программа, посвященная 50-летию полета Ю.А.Гагарина в космос, - сопровождавшееся запуском российскими космонавтами с МКС научно-образовательного миниспутника «Кедр» в рамках Международной программы по фундаментальным наукам. В Париже прошел международный семинар с участием российских космонавтов и исследователей космоса из других стран, показана крупная передвижная выставка Роскосмоса, состоялось уникальное гала-представление, а макет образовательного миниспутника «Кедр» был включен в постоянную экспозицию в штаб-квартире.
Одним из важных элементов Международного года химии стало празднование 300-летнего юбилея М.В.Ломоносова, включенного в Список памятных дат ЮНЕСКО. В своем выступлении в стенах МГУ гендиректор И.Бокова особо отметила вклад российского ученого, естествознателя и организатора в мировую науку, культуру и образование. В рамках празднования Всемирного дня философии в штаб-квартире была представлена обширная монография «Мировые религии в контексте современной культуры: новые перспективы диалога и взаимопонимания», подготовленная Санкт-Петербургским отделением Российского института культурологии.
По приглашению нашего постпредства парижскую штаб-квартиру посетила большая группа российских спортсменов-инвалидов - участников международного паралимпийского велопробега «Мир без барьеров и границ», они были приняты гендиректором ЮНЕСКО И.Боковой и участвовали в заседании Международного молодежного форума.
Государственному академическому ансамблю народного танца им. И.Моисеева вручена медаль «Пять континентов» и дипломом ЮНЕСКО по случаю 75-летнего юбилея его создания и за вклад в идеи гуманизма и культурного разнообразия, достижения в пропаганде танцевального фольклора народов мира. Звание «Артист мира ЮНЕСКО» было присвоено российской певице Алсу.
В целом можно говорить о том, что проведенная в течение года работа укрепила международные позиции и авторитет России в этой организации и тем самым обеспечила ее избрание в новый состав Исполнительного совета на 2011-2015 годы, а также председателем Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО с получением права проведения 36-й сессии этого органа в Санкт-Петербурге в июне-июле этого года.
«Международная жизнь»: Расскажите, пожалуйста, какие задачи ставит российский председатель Комитета всемирного наследия перед предстоящей сессией?
Э.Митрофанова: Россия впервые в истории председательствует в Комитете всемирного наследия ЮНЕСКО, который, следует отметить, является важным рабочим органом одного из наиболее успешных международно-правовых инструментариев - Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года, способствующей сохранению наиболее ценных и уникальных природных и культурно-исторических памятников человечества. К тому же наше председательство совпало с 40-летием самой конвенции, объединяющей сейчас уже 189 государств.
Но, как ни парадоксально, конвенция постепенно становится жертвой собственного успеха. Дело в том, что Список всемирного наследия приближается к рубежу тысячного объекта. Огромный объем работы является непосильным и для Секретариата конвенции - Центра всемирного наследия, консультирующих его органов и менеджеров объектов на местах. Требуется значительный объем финансирования, организационных и человеческих ресурсов. Кроме того, необходимо разработать новые механизмы мониторинга сохранности объектов, при которых будут использоваться современные методы.
В ходе Генассамблеи государств - сторон конвенции в ноябре 2011 года был принят Стратегический план действий и видение по осуществлению Конвенции о всемирном наследии. Данный документ определил стратегию реализации и развития положений конвенции на период 2012-2022 годы. Глобальная линия осуществления Стратегического плана - это ясность, прозрачность, доступность и максимально возможное упрощение всей инфраструктуры конвенции.
Предстоящая сессия комитета под российским председательством - первая после утверждения плана. От того, как будет поставлена работа в самом начале, зависит очень многое. В этой связи мы настроены решительно и разрабатываем некоторые новые подходы, которые будем предлагать членам комитета. Положение лидера накладывает на нас особую ответственность. Россия как председатель комитета должна придать дополнительный импульс для дальнейшего осуществления конвенции на благо устойчивого развития человечества.
«Международная жизнь»: Что дает России участие в Конвенции всемирного наследия?
Э.Митрофанова: Положения конвенции являются эффективными международными рамками и нормативной базой для управления и поддержания в надлежащем состоянии достояния России, накопленного веками и данного природой. Как известно, на территории нашей страны находится 24 объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, в том числе 14 культурных и 10 природных. В Предварительный список конвенции включены заявки еще по 27 российским памятникам всемирного значения.
Иностранные эксперты Международного союза охраны природы, Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест и Международного исследовательского центра по сохранению и реставрации культурных ценностей предоставляют российским специалистам консультативную помощь в выполнении конвенции. Помимо этого, Россия получает возможность пользоваться новейшими технологиями, без которых невозможны экологическое равновесие, содержание и реставрация культурно-исторических памятников. Такого рода обмен опытом не является односторонним. Мы также делимся с зарубежными коллегами богатыми российскими научными и практическими знаниями.
Наша страна сегодня входит в пятерку наиболее интенсивно развивающихся мировых экономик. В этой связи, конечно, невозможно избежать конфликта интересов между коммерческими и индустриальными кругами, с одной стороны, и защитниками объектов природного и культурного наследия - с другой. Яркие тому примеры - идея построения «Охта-центра» в историческом центре Санкт-Петербурга, проекты промышленного строительства на территориях, прилегающих к озеру Байкал, Золотым горам Алтая, или на Западном Кавказе. Следует отметить, что до настоящего времени нам удавалось решать эти проблемы на компромиссной основе.
Задачи по применению Конвенции 1972 года в России схожи с проблемами в других странах. Вместе с тем огромная территория, разнообразие культурного и природного наследия не могут не накладывать свои особенности. Если объекты, находящиеся в центральной части России, могут получать дополнительные источники за счет туризма, то остальные объекты финансируются только из бюджета. Предстоит развивать инфраструктуру экологического туризма на природных объектах. При этом при проработке вопроса о номинировании российского объекта в Список всемирного наследия ЮНЕСКО важно, чтобы все уровни власти и местные общины осознавали свою ответственность не только за сохранность объекта, но и ограничения промышленного и хозяйственного развития территории, на которой он находится.
«Международная жизнь»: В конце июня в Рио-де-Жанейро будет проходить Конференция ООН по устойчивому развитию. Планирует ли ЮНЕСКО принять участие в этом крупном международном мероприятии и если да, то в чем будет состоять ее вклад?
Э.Митрофанова: Предстоящая «Рио+20» призвана стать важнейшим событием глобального масштаба, поскольку мировому сообществу после исторической Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся 20 лет назад, предстоит всесторонне оценить не только ее достижения, но прежде всего сохраняющиеся проблемы и новые вызовы на пути к устойчивому развитию, основанному на учете взаимосвязи экономических, экологических и социальных факторов.
Важность этой задачи очевидна - ведь речь идет не просто о нашем сегодняшнем благополучии, а о кардинальном решении таких связанных с загрязнением окружающей среды проблем, как возрастание нищеты, нехватка продовольствия и питьевой воды, ухудшение здоровья населения, ставящих под угрозу жизненные интересы будущих поколений. Чтобы оставить нашим детям и внукам пригодную для жизни планету, необходимы совместные действия всего мирового сообщества на основе осознания того, что природные ресурсы небезграничны и что научно-технический и экономический прогресс оказывает все более негативное влияние на окружающую среду, являющуюся основой существования человечества.
Ведущая роль в организации глобального обсуждения вопросов устойчивого развития принадлежит ООН как универсальной и авторитетной организации, объединяющей все государства и предоставляющей уникальную площадку для конструктивной дискуссии с участием гражданского общества, деловых и научных кругов. Естественно, не осталась в стороне от этого процесса и ЮНЕСКО - в ходе конференции пройдут два крупных тематических мероприятия, посвященных роли океанов и образования в интересах устойчивого развития.
На основе обширного опыта, наработанного в рамках своего мандата, Организация подготовила и направила в оргкомитет конференции развернутые предложения по профильным направлениям ее деятельности для обеспечения устойчивого мирового развития. Надеемся, что эти соображения будут учтены при подготовке проекта политической декларации «Рио+20» (в первую очередь это касается раздела о роли океанов в устойчивом развитии, в который были включены предложения, разработанные МОК ЮНЕСКО). Но даже если не все они войдут в итоговый документ, который по объективным причинам ограничен по объему, проведенную масштабную работу не следует считать напрасной, поскольку в дальнейшем она станет весомым вкладом ЮНЕСКО в начинающееся по инициативе ООН обсуждение плана глобальных действий в области развития после 2015 года.
«Международная жизнь»: Вы упомянули Межправительственную океанографическую комиссию (МОК) в качестве одного из авторитетных функциональных органов ЮНЕСКО. Насколько активно Россия участвует в ее работе и что дает нам это участие?
Э.Митрофанова: Действительно, Межправительственная океанографическая комиссия ЮНЕСКО за 50 лет своего существования прочно закрепила за собой признание в качестве ведущей структуры системы ООН в области морских исследований и передачи соответствующих технологий. Ее программная деятельность направлена на решение таких важнейших проблем современности, как изменение климата, загрязнение океанов, сохранение морских биологических и минеральных ресурсов, создание научно-технического потенциала на международном, региональном и национальном уровнях для активного изучения океанов и морей.
Объединяя усилия отдельных стран и предоставляя универсальные инструменты для обмена научными данными, результатами исследований и технологиями, МОК способствует многократному ускорению решения научных и практических задач в области изучения и рационального использования ресурсов океанов и прибрежных районов. Комиссия является эффективной площадкой для налаживания международного сотрудничества по охране морской среды и облегчения принятия решений ее государствами-членами.
Россия давно и успешно сотрудничает с МОК. Общепризнано, что наша страна за счет своего научного, технического и экспертного потенциала вносит один из наиболее весомых вкладов в ее работу. В свою очередь, наши исследователи получают ценную информацию и передовой опыт как научного, так и практического характера, используемые в судоходстве, рыболовстве и других областях. Приобрести эти знания самостоятельно было бы слишком затратно либо вовсе невозможно. По проведенным в свое время подсчетам, экономическая выгода от такого сотрудничества многократно превышает сумму всего нашего взноса в бюджет ЮНЕСКО.
Однако не все измеряется только деньгами. Приведу всего пару примеров. У всех свежи в памяти трагические последствия цунами в Юго-Восточной Азии и Японии. Так вот, ключевым направлением работы МОК сейчас является создание региональных систем раннего предупреждения о цунами, призванных обеспечить спасение множества человеческих жизней и смягчить последствия этих стихийных бедствий. Создается такая система и для региона Тихого океана, что позволит получать раннее предупреждение о цунами на дальневосточных морях России.
В последнее время для морских научных исследований в водах и на континентальном шельфе прибрежных государств используются новейшие технические средства, применение которых затрагивает национальные интересы этих стран. Это тот случай, когда развитие международного права не всегда поспевает за научно-техническим прогрессом, и поэтому Россия напрямую заинтересована в активном сотрудничестве с МОК для предотвращения и урегулирования потенциальных спорных вопросов в межгосударственных отношениях.
«Международная жизнь»: Как бы вы оценили уровень нашего взаимодействия с ЮНЕСКО в образовательной области? Ведь мы зачастую слышим, что образование - это «приоритет приоритетов» для этого спецучреждения ООН. Так каково же состояние дел в этой сфере и главное - каковы перспективы сотрудничества?
Э.Митрофанова: Вы совершенно правы. Приоритетный характер этой проблематики для Организации был в очередной раз подтвержден на 36-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 2011 года, принявшей решение о необходимости выделения на Крупную программу I «Образование» около 40% бюджетных средств, предусмотренных для программной деятельности.
Одним из основных направлений работы здесь является оказание содействия странам-членам в достижении целей программы «Образование для всех» (ОДВ), которую ЮНЕСКО координирует на глобальном уровне. По итогам проведенного к концу 2011 года обзора выполнения ОДВ констатируется, что эта работа в большинстве государств ведется последовательно и достаточно успешно. Вместе с тем, согласно данным постоянного мониторинга, ряд стран не сможет в полной степени реализовать обозначенные цели и связанные с образованием задачи, зафиксированные в Декларации тысячелетия, к установленному сроку - 2015 году.
В этой связи, а также по причине нынешнего сложного финансового состояния ЮНЕСКО решила в 2012-2013 годах сконцентрировать свои усилия на подготовке учителей, без которых невозможно добиться качественного образования, и эта проблема актуальна как для развивающихся, так и развитых государств. Положительным моментом для нас является тот факт, что в новый состав Международной рабочей группы по учителям для ОДВ вошел представитель Минобрнауки России, принявший участие в ее первом заседании в Дели в мае.
В 2011 году был реформирован механизм координации Программы ОДВ. В настоящее время он состоит из трех органов. Первый - Форум высокого уровня, в него входят главы государств и правительств. Его основная задача - привлечение внимания через СМИ к значимости в международной повестке дня в области развития образовательной проблематики и поиск, таким образом, на эти цели финансовых ресурсов. Второй - Глобальное совещание (сегмент для обсуждения на уровне министров, они будут оценивать общее состояние дел и вырабатывать согласованную позицию в отношении дальнейших действий). Третий - Руководящий комитет, состоящий из экспертов стран-членов, в его компетенцию будет входить формулирование стратегических рекомендаций по ОДВ (нашу электоральную группу, объединяющую страны Восточной Европы, представляет ректор РУДН В.М.Филиппов).
Значительное внимание уделяется содействию странам-членам в выполнении Московского плана действий, принятого в 2010 году на первой в истории ЮНЕСКО Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей младшего возраста (проведена по инициативе и при существенной финансовой поддержке со стороны России). Работа здесь главным образом сосредоточена на таком его важном аспекте, как разработка всеобъемлющего индекса развития ребенка (его первая версия появилась в апреле). После апробации и утверждения индекс будет использоваться с 2013 года для мониторинга выполнения первой цели ОДВ - «Расширение и совершенствование комплексных мер по уходу за малолетними детьми и их воспитанию, особенно в отношении наиболее уязвимых и обездоленных детей».
Итоги Московской конференции, по признанию наших партнеров, позволяют скоординировать политику на этом важнейшем направлении, способствуют привлечению интеллектуальных и финансовых ресурсов отдельных государств и международных организаций для разработки качественных доступных программ в этой области. Таким образом, в период своего председательства в Исполсовете нам удалось сделать акцент на дошкольном образовании, когда закладываются основы для обучения на последующих ступенях, в том числе на протяжении всей жизни, и фактически замкнуть весь цикл образования в международном масштабе.
Активно развивается в нашей стране программа «Ассоциированные школы ЮНЕСКО», которая позволяет приобщать молодое поколение к современным ценностям и идеалам, способствует развитию межкультурного диалога, культуры мира, толерантности и уважения прав человека. В настоящее время функционирует 248 таких российских школ, а всего в этой международной программе участвует порядка 9 тыс. образовательных учреждений из 180 стран.
Традиционно плодотворным является сотрудничество России и ЮНЕСКО по линии Программы УНИТВИН/Кафедры ЮНЕСКО, в рамках которой наши кафедры вносят существенный вклад в укрепление международного межвузовского сотрудничества. На сегодняшний день программа насчитывает 739 кафедр и 70 сетей в 134 странах мира, а у нас - 58 кафедр и шесть сетей УНИТВИН (мы на втором месте после Испании). География российских кафедр (с филиалами) весьма обширна - Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Тверь, Астрахань, Владикавказ, Улан-Удэ, Новосибирск, Иркутск, Владивосток, Уфа, Казань, Барнаул, Екатеринбург, Нальчик, Кемерово и Красноярск. По содержанию они охватывают практически все сферы интеллектуальной жизни человека - социально-политические проблемы, права человека и демократия, воспитание в духе мира, политика в области образования и воспитания, подготовка кадров в условиях рыночной экономики, педагогические науки, образование в многонациональном и многоконфессиональном обществе, техническое и профессиональное образование и многое другое.
Таким образом, отвечая на ваш вопрос, можно уверенно сказать, что Россия активно участвует в работе ЮНЕСКО по поддержке всех ступеней образования и во многих случаях является катализатором международного сотрудничества в этой сфере. Но сделать в рамках Организации нужно еще очень много - необходимо приложить все усилия для того, чтобы 36 «целевых стран» (в основном африканских) выполнили цели ОДВ в максимально возможной степени к 2015 году. Необходимо также сформировать повестку дня на последующий период таким образом, чтобы включенные в нее темы были актуальны для всех государств мира. И, разумеется, Россия будет целенаправленно работать в этом направлении, в том числе в ходе сегмента высокого уровня 67-й сессии Генассамблеи ООН в сентябре, где планируется запустить новую Глобальную инициативу Генсекретаря ООН в области образования.
«Международная жизнь»: В последнее время ЮНЕСКО активизировала свою деятельность в области пропаганды здорового образа жизни. В чем специфика работы Организации на данном направлении?
Э.Митрофанова: Совершенно с вами согласна. В своей повседневной деятельности на этом направлении (включает молодежную проблематику и физическое воспитание) Организация оказывает правительствам, неправительственным организациям и экспертам разнообразную поддержку и помощь, выступая в качестве «генератора идей» по разработке и воплощению в жизнь различных программ в области спорта. Именно посредством этих мероприятий ЮНЕСКО стремится подчеркнуть влияние спортивных программ на культуру и социальное развитие общества.
Одним из важных инструментов поддержки и развития физического воспитания является Международная конвенция ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте. Со времени ее вступления в силу в 2007 году около 164 государств привели свои законодательства и политику в соответствие с этим документом, что позволяет правительствам координировать действия друг с другом, а также со спортивным движением. Россия является одним из активных участников этого процесса.
В ходе прошедшей в ноябре прошлого года Конференции государств - участников этой конвенции состоялось рассмотрение вопросов управления Фондом для искоренения допинга в спорте, созданного ЮНЕСКО для этих целей. Его средства составляют порядка 3 млн. долларов и направляются на оказание содействия национальным и международным антидопинговым программам. В результате этого, начиная с 2008 года, удалось осуществить уже около 60 проектов в Африке, Америке, Азии, Европе (в том числе на пространстве СНГ) и Тихоокеанском регионе.
Россия является одним из основных доноров в области антидопинга (в фонд внесен 1 млн. евро), а российский представитель избран членом соответствующего Комитета по утверждению заявок. Это позволяет нашей стране влиять на политику ЮНЕСКО в области спорта и одновременно укреплять имидж нашей страны как спортивной державы, что особенно важно в контексте подготовки к таким масштабным событиям, как летняя Универсиада - 2013 в Казани, зимняя Олимпиада - 2014 в Сочи и Чемпионат мира по футболу - 2018.
Еще одним интересным и не менее перспективным направлением является развитие сотрудничества в области защиты и популяризации традиционных видов спорта как культурного наследия человечества. Подтверждение тому - искренняя заинтересованность, проявленная со стороны Секретариата ЮНЕСКО к инициативам в области традиционных игр и этноспорта, предложенным Республикой Саха (Якутия) в рамках летних международных спортивных и культурных мероприятий.
«Международная жизнь»: Российская культура всегда была активно представлена на площадке ЮНЕСКО. А что интересного было показано в последнее время?
Э.Митрофанова: Без преувеличения можно сказать, что Россия как страна, обладающая богатейшей многонациональной и многоконфессиональной культурой, является одним из наиболее активных государств - членов Организации на этом направлении.
О том, что было сделано в 2011 году, мы уже поговорили. С начала этого года в стенах ЮНЕСКО удалось провести ряд запоминающихся мероприятий. В феврале здесь чествовали выдающегося российского акварелиста С.Н.Андрияку за вклад в художественное образование. В марте с успехом прошла презентация Республики Саха (Якутия) - одного из лидеров среди субъектов Федерации по сотрудничеству с ЮНЕСКО, что было наглядно продемонстрировано обстоятельным «круглым столом», концертом и выставкой, а также дегустацией якутской кухни.
Совместно с постпредством Индии, Международным центром-музеем Рерихов и при поддержке Минкультуры России в апреле мы организовали выставку «Пакт Рериха. История и современность», посвященную творчеству и идейному наследию Н.К.Рериха - выдающегося русского художника, ученого, мыслителя, гуманиста, писателя, путешественника и общественного деятеля. Мероприятие было приурочено к 80-летию проведения 2-й Международной конференции Пакта Рериха и «Знамени Мира» в Брюгге (Бельгия), сыгравшей решающую роль в поддержке и утверждении пакта как международного правового акта, направленного на защиту мирового культурного наследия.
В ходе торжественного открытия экспозиции состоялось вручение учрежденной Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ международной премии «Древо жизни» постпреду Армении при ЮНЕСКО Ш.Азнавуру, шестому Генеральному секретарю ООН Б.Бутросу-Гали, председателю Индийского совета по культурным связям К.Сингху и генеральному директору Музея им. Н.К.Рериха Л.В.Шапошниковой.
В концертной программе Международного дня джаза ЮНЕСКО, учрежденного Организацией в 2011 году, принял участие народный артист России выдающийся саксофонист И.М.Бутман. Работы учеников детской художественной студии Государственной Третьяковской галереи были представлены на выставке детского рисунка «Мой портрет для музея», показанной в ЮНЕСКО в рамках Дня славянской культуры и письменности.
До конца года мы планируем в ЮНЕСКО еще немало крупных культурных мероприятий, среди которых, конечно, выделяется выставка по случаю 100-летия основания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, а также концерт Большого симфонического студенческого оркестра Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова, приуроченный к 150-летию ее создания. Эти два памятных события вошли в Календарь знаменательных дат ЮНЕСКО 2012 года.
«Международная жизнь»: Как вы видите возможные направления, по которым, по вашему мнению, будет развиваться работа ЮНЕСКО в сфере современных коммуникаций и информационных технологий?
Э.Митрофанова: В настоящее время в области коммуникации и информации для ЮНЕСКО на первый план выходит вопрос управления информационным пространством и создания общества знания. Это требует объединения усилий как со стороны государства, так и гражданского общества, бизнеса, а также непосредственных пользователей.
Первостепенной задачей становится выработка юридических принципов и норм, которые будут применяться повсеместно. Управление сетью Интернет на международном уровне необходимо осуществлять на многосторонней и, самое главное, прозрачной основе при участии международных организаций. Оно должно обеспечивать справедливое распределение ресурсов, способствовать свободному доступу к информации для всех, гарантировать стабильное и защищенное функционирование Интернета, поддерживать его многоязычие.
На наш взгляд, следующим шагом в вопросе будущего международной сети должна стать разработка процедур и механизмов координации. Для достижения должного баланса сил и влияния исключительно важно, чтобы в международных органах управления были широко представлены все страны мира.
Российская Федерация неизменно выступает с инициативами о комплексном обеспечении информационной безопасности на международном уровне. Данная тема с подачи российской стороны заняла прочное место в повестке многих международных организаций, в первую очередь ООН и Международного союза электросвязи, ОБСЕ, Совета Европы, «Группы восьми», Форума по управлению использования Интернета.
Многие из вышеперечисленных вопросов остаются в поле зрения программы «Информация для всех», успешно возглавляемой в течение ряда лет российским председателем Е.И.Кузьминым. Связываем с этой набирающей вес программой ЮНЕСКО надежды на дальнейшее закрепление данной тематики в сфере интересов крупнейшей гуманитарной организации мира, каковой является ЮНЕСКО.
Несомненно, ЮНЕСКО продолжит оказывать пристальное внимание вопросам обеспечения свободы прессы, безопасности и ненаказуемости журналистов в мире в рамках Международной программы развития коммуникации, членом президиума которой уже многие годы является авторитетный российский эксперт, первый заместитель гендиректора ИТАР-ТАСС М.С.Гусман.
Уникальной «копилкой» архивных, кино-, фотодокументов, а также исторических художественных памятников всемирного значения по-прежнему будет оставаться юнесковская программа «Память мира», которая, надеюсь, привлечет еще больший интерес в нашей стране.
«Международная жизнь»: И последний вопрос, уважаемая Элеонора Валентиновна. Как вы видите будущее Организации, по крайней мере ближайшее?
Э.Митрофанова: Спасибо за вопрос, он весьма актуален. Как уже было отмечено, сейчас ЮНЕСКО переживает достаточно непростой период, в первую очередь с точки зрения финансирования ее деятельности в полном объеме. И хотя принятое США решение обусловлено их законодательством, с другой стороны, можно говорить, что ЮНЕСКО реализует много гуманитарных программ в Афганистане, Ираке и других государствах, в стабильном взаимодействии с которыми они весьма заинтересованы. То же самое, когда речь идет о сотрудничестве по линии МОК и Комитета всемирного наследия, поэтому для решения вопроса о возобновлении выплаты взносов необходима политическая воля.
Тем не менее ситуация начинает стабилизироваться, поскольку никто не сидит сложа руки. 127 стран-членов уже внесли в регулярный бюджет свои взносы, в результате чего на середину мая поступило 212 млн. долларов. Добровольные взносы в Фонд оборотных средств составляют более 1 млн. долларов. В Чрезвычайный фонд ЮНЕСКО внесено 38 миллионов, а также обещано ассигновать еще 8 млн. долларов. Такой отклик, безусловно, свидетельствует о том, что ЮНЕСКО работает результативно. Кроме того, Секретариат практически отказался от найма консультантов, временных контрактов, дорогостоящих служебных командировок.
Благодаря этому реализуются все ключевые программы ЮНЕСКО, хотя и в ограниченном объеме. Продолжается процесс реформирования структуры Организации, с тем чтобы она могла оперативно реагировать на новые вызовы. Укрепляется сотрудничество с другими учреждениями ООН, как, например, «ООН - женщины», ВОЗ, ЮНИСЕФ и т.д. Мы приступили к формированию повестки дня в области развития на период после 2015 года. Уверена, что ЮНЕСКО в рамках своей компетенции будет и дальше вносить свой вклад в работу «Большой ООН».
Так что в будущее, несмотря на все сложности, мы смотрим с оптимизмом, поскольку мандат Организации в современных условиях востребован как никогда. В условиях конфликтов, кризисов важны все приоритеты ЮНЕСКО. Политика государств должна проводиться комплексно по всем направлениям - образование, естественные и социальные науки, культура, коммуникации и информация. Только всесторонний подход позволит «укоренить в умах людей идеи мира» и «нового гуманизма», направленного на то, чтобы человек жил в гармонии с окружающей средой, то есть на устойчивое развитие каждой страны в отдельности и планеты Земля в целом.