Африка многие десятилетия была и сейчас во многом остается «проблемным» континентом. Вопросы разрешения существующих конфликтов и предотвращения новых, искоренения бедности, болезней, социального неравенства, неграмотности всегда остро стояли в африканской повестке дня. Далеко не все они решены или решены не до конца. Однако последнее время с Юга континента идут сигналы, свидетельствующие об оптимистичном и амбициозном видении его будущего. ЮАР как самая экономически развитая страна Африки, проецирующая себя в качестве одного из региональных лидеров, генерирует политические импульсы, нацеленные на укрепление позиций континента в мире в целом, развитие региональной интеграции, укрепление африканского самосознания как такового.

Африка в системе мировых связей

Формулируя свои позиции по актуальным вопросам африканского континента и мира в целом, наши южноафриканские партнеры отталкиваются от реалий социально-экономического и политического развития Африки за последние десятилетия. При этом формируется общий позитивный образ Африки как перспективного и привлекательного игрока на международной арене. Здесь говорят, цитируя Президента ЮАР Дж.Зуму, о «реальном африканском возрождении в истинном смысле этого слова», африканском Ренессансе. В частности, подчеркивается резкое сокращение в последние годы количества войн и конфликтов, укрепление демократии в африканских государствах, включая их усилия по взаимному контролю данного процесса.

На первый план выносятся благоприятные экономические показатели, достигнутые, как подчеркивают в ЮАР, во многом благодаря распространению в странах континента мира и «надлежащего управления». Рефреном звучит тезис о том, что за последние десятилетия шесть из десяти стран с высокими показателями темпов роста были африканскими, а на протяжении восьми из последних десяти лет темпы экономического развития в Африке превышали восточноазиатские. Налицо прогресс в образовании, здравоохранении и других социальных областях. Здесь исходят из того, что данные позитивные тенденции сохранятся, по крайней мере, в течение ближайших пяти лет. Ключевым моментом для южноафриканцев является то, что позитивные аспекты африканского развития, по их мнению, имеют в своей основе внутренние причины и не сильно зависят от колебаний цен на природные ресурсы. Бурный подъем на континенте, считают в ЮАР, обеспечили проводимые в его государствах реформы, которые привели к увеличению политической стабильности, улучшению макроэкономических показателей и оздоровлению бизнес-среды. В Африке в настоящее время имеется более 1400 публичных компаний, причем свыше 100 компаний имеют ежегодный доход, превышающий 1 млрд. долларов.

Улучшается структура экономики африканских стран, причем наибольшие бизнес-возможности предоставляет сфера потребительских товаров и услуг, за которой следуют добыча и переработка природных ресурсов, сельское хозяйство и инфраструктура. По прогнозам McKinsey Global Institute, при сохранении нынешних тенденций до 2020 года в Африке будет реализовано товаров на сумму 1,4 трлн. долларов, стоимость продукции сельского хозяйства вырастет до 600 млрд. долларов к 2030 году, а производство минеральных ресурсов - до 540 млрд. долларов к 2020 году.

Среди факторов, которые должны обеспечить долгосрочное поступательное развитие африканского континента, в Южной Африке называют в первую очередь ощутимые перемены в политической психологии широких слоев населения, а также в межгосударственных отношениях в пользу стабильности, основанной на демократии, надлежащем управлении и правах человека. Другим фактором являются минеральные богатства континента, а также гигантский потенциал сельскохозяйственного производства (60% имеющихся в мире неиспользованных пахотных земель находятся в Африке).

Весьма благоприятно складывается демографическая ситуация, которая позволит африканским странам к 2050 году иметь самую большую по численности рабочую силу - 1,2 млрд. человек, то есть каждый четвертый рабочий в мире будет африканцем. Среди прочих факторов называют высокие темпы урбанизации, ведущие к росту среднего класса, а также распространению на континенте высоких технологий и Интернета.

Негативными факторами являются неразвитость инфраструктуры, узкие и раздробленные внутренние рынки, недостаточная диверсификация торговли и невысокий уровень внутриафриканской торговли, которая составляет 10% - самая низкая по сравнению с другими регионами развивающихся рынков. Однако и это преодолимо. Эффективное решение подобных проблем здесь видят в ускоренном развитии региональной интеграции на континенте.

В этой связи в ноябре 2010 года было принято решение на уровне африканских министров торговли, рекомендовавших ускорение создания континентальной зоны свободной торговли. Важным шагом на этом пути был запуск на встрече глав государств и правительств переговоров по созданию тройственной зоны свободной торговли (COMESA - SADC - East African Community), в которую войдут 26 стран. Они должны составить огромный конгломерат от Кейптауна до Каира с населением около 600 млн. человек и объемом ВВП в 1 трлн. долларов.

В качестве локомотива развития и интеграции рассматриваются крупные инфраструктурные проекты. В рамках Афросоюза создан комитет «Президентская инициатива по приоритетному развитию инфраструктуры» во главе с Президентом ЮАР Дж.Зумой, в состав которого входят главы государств и правительств НЕПАД. В рамках комитета ЮАР возглавляет такие начинания, как «Проект коридора автомобильных и железных дорог Север - Юг», охватывающий восемь стран восточной и южной части Африки. Весьма важны проекты, возглавляемые другими африканскими странами: «Недостающее звено в транссахарском шоссе», оптико-волоконный проект Алжир - Нигер - Нигерия, автомобильный и железнодорожный проект Дакар - Нджамена - Джибути, газопровод Нигерия - Алжир, автомобильный и железнодорожный проект Киншаса - Браззавиль и т.д.

Помимо транспортных проектов требуются стратегические инвестиции в водное хозяйство и энергетику, в том числе такие предприятия регионального масштаба, как электростанция «Большая Инга» в ДРК.

Африканские дела рассматриваются здесь через призму крупных структурных перемен в мире, выражающихся в появлении новых источников глобального экономического роста. Констатируется, что в условиях ослабления западных экономик в результате мирового экономического и финансового кризиса новыми локомотивами роста мировой экономики становятся формирующиеся рыночные экономики. Для ЮАР речь идет в первую очередь о партнерах по БРИКС, на которых к 2050 году, по подсчетам южноафриканцев, будет приходиться до 47% объема мировой экономики, а также расширении торговли и инвестиций между развивающимися странами. ЮАР в этой ситуации производит диверсификацию своих внешнеэкономических связей, исходя из необходимости их расширения с развивающимися странами и партнерами по БРИКС. При этом характерно, что в рамках взаимодействия в БРИКС южноафриканские партнеры особое значение придают укреплению экономических связей как в масштабах «пятерки» в целом, так и на двусторонней основе. Мероприятия, проходящие в ЮАР по тематике БРИКС, имеют прагматическую нацеленность на поиск и углубление областей практического, в том числе отраслевого взаимодействия с партнерами. Особый интерес для ЮАР представляет вопрос создания под эгидой БРИКС Банка развития, который на саммите в марте 2012 года в Нью-Дели было поручено дополнительно проработать.

Кроме того, Претория намерена продвигать в БРИКС вопросы, связанные с развитием экономического, инфраструктурного и иного потенциала африканского континента. Одновременно юаровцы подчеркивают готовность выполнять роль своего рода «окна в Африку» для партнеров по БРИКС.

Очевидно, что вся эта проблематика будет в центре внимания южноафриканцев в период их председательства в БРИКС в 2013 году. Здесь считают членство в БРИКС уникальной возможностью для продвижения африканских вопросов не только в самом этом объединении, но и в глобальных делах с упором на реформу управления, работу «Группы двадцати», вопросы международной торговли, развития энергетики и изменения климата, по которым идет диалог в БРИКС.

Важным фактором, который должен обеспечить достижение африканским континентом дальнейших успехов и стабилизации мировой экономики, по мнению южноафриканцев, должен быть баланс в экономическом развитии индустриального Севера и развивающегося Юга. Решение этой задачи в ЮАР увязывают с продолжением развития взаимовыгодной многосторонней торговой системы и установлением равноправного партнерства в целях развития.

Для выправления имеющегося дисбаланса ЮАР проводит политику продвижения африканской повестки дня и Юга в целом в повестке дня глобальных организаций. В этом контексте юаровцы настойчиво ставят вопрос об усилении влияния развивающихся стран в процессах принятия решений и разработки политики в глобальных торговых, экономических и финансовых институтах, что включает институты системы ООН.

Отдельным аспектом этой проблематики является вопрос о внешней помощи развитию, который традиционно доминировал в повестке дня отношений развивающихся государств со странами Севера. Признавая значительную роль помощи для финансирования во многих странах, южноафриканцы делают все больший акцент на необходимости переноса внимания на долгосрочные решения, которые основывались бы на внутреннем развитии африканских стран. Это предполагает создание технического экспертного потенциала и стимулирование местного предпринимательства. В ЮАР хотели бы перейти от отношений донор - реципиент к кооперативному партнерству, нацеленному на практику долгосрочных решений стоящих перед Африкой вызовов. Здесь признают, что, несмотря на значительный объем помощи, Африке не удалось достичь устойчивого развития. Основами такого развития видят инновации, образование, профильную подготовку, науку и технологии. Этим же определяется и характер инвестиций, требующихся для страны: они должны дать возможность ей и Африке в целом производить продукцию, которая будет конкурентоспособна на мировых рынках.

Ценностный аспект

Описанные выше подходы, ориентированные в основном на экономическую проблематику, сочетаются с собственным уникальным вкладом африканских стран в вопрос о ценностных аспектах международного взаимодействия в современную эпоху. Речь, в частности, идет о понятии «убунту», которое аккумулирует в себе ценности, культивировавшиеся на африканском континенте в течение столетий. Оно, как правило, переводится описательно и примерно соответствует понятию «гуманность». Убунту отражает осознание связей между людьми, коллективизма, взаимозависимости между индивидуумами, предполагающей установление между ними соответствующих гармоничных отношений. Убунту придает высокую ценность человеческой жизни, делает акцент на взаимопонимании, терпимости, улаживании разногласий путем примирения.

Ключевым понятием убунту является формула «Человек является человеком благодаря другим людям» (Umuntu Ngumuntu Ngabantu).

Данный принцип нашел свое место, в частности, во внешнеполитической концепции ЮАР. Разъясняя его, министр международных отношений и сотрудничества ЮАР М.Нкоана-Машабане подчеркивала, что в рамках  понятия «убунту» внешняя политика страны ориентирована на человека, придает превалирующее значение сотрудничеству, а не конкуренции, и взаимодействию, а не конфронтации. ЮАР привержена налаживанию взаимовыгодных международных партнерств, нацелена на достижение целей развития не только африканских стран, но и их международных партнеров.

С точки зрения внешнеполитического мышления ЮАР, современные международные отношения нуждаются в изменении философской парадигмы, что предполагает не доминирование силы, а партнерство. Это расшифровывается в том числе как необходимость уважения всех наций, народов и их культур, создающая мотивацию для достижения единства, воспринимаемого как долг всех государств мира.

Таким образом, убунту не противопоставляется ценностям других народов и государств. В определенном смысле это понятие вписывается в рамки и тех традиционных ценностей, о которых идет речь в резолюции СПЧ ООН 16/3 «Поощрение прав человека и основных свобод благодаря более глубокому пониманию традиционных ценностей человечества»: «Все культуры и цивилизации в своих традициях, обычаях, религиях и верованиях имеют общий набор ценностей, принадлежащих всему человечеству, и что эти ценности вносят важный вклад в развитие норм и стандартов в области прав человека».

Двусторонние связи

Описанные выше подходы и особенности южноафриканской политики являются позитивными факторами для развития двусторонних отношений. Достигнут высокий уровень двусторонних политических связей, основывающихся на равноправии, взаимоуважении, а также близости или совпадении позиций по большинству ключевых вопросов современности и актуальных международных проблем. Россия и ЮАР активно и плодотворно взаимодействуют в рамках Совета Безопасности ООН, в который ЮАР в 2011-2012 годах входит в качестве непостоянного члена. Другим ключевым форматом для обеих стран является БРИКС. В его рамках мы активно взаимодействуем по тематике повестки дня, совместно работая над укреплением этого уникального объединения, само формирование которого отвечает потребностям и реалиям современного многополюсного мира.

Большое значение имеют контакты на высшем уровне между двумя государствами, вносящие важный вклад в укрепление двусторонних отношений. Этот формат общения, как и встречи на других уровнях, необходимо развивать и углублять.

Важным стержнем наших отношений является экономика. На протяжении целого ряда лет ЮАР остается крупнейшим торговым партнером России в регионе к Югу от Сахары. Основной результат развития российско-южноафриканских торгово-экономических связей за минувший период видится в том, что они в целом преодолели последствия первой фазы глобального финансово-экономического кризиса и вновь демонстрируют поступательную динамику.

В 2011 году серьезно улучшилась структура платежного баланса для России в ее торговле с ЮАР. Объем товарооборота составил порядка 580 млн. долларов, по сравнению с 2010 годом объем взаимных поставок возрос на 11,7%. При этом существенно, более чем в 2,5 раза, вырос объем российского экспорта (114,7 млн. долл.) и несколько (на 1,7%) снизился импорт (465,3 млн. долл.). По статистике ФТС России, положительное сальдо в пользу ЮАР по сравнению с 2010 годом заметно сократилось, хотя и составляет внушительную сумму - 350,6 млн. долларов США.

Ведущими статьями российского экспорта в 2011 году являлись продукция химической промышленности, продовольственные товары и сельхозсырье, машины, оборудование и транспортные средства, древесина и целлюлозно-бумажные изделия, а также металлы. Основу южноафриканского экспорта в Россию составили продовольственные товары, минеральные продукты, машины и оборудование, продукция химической промышленности и металлы.

Несмотря на серьезный рост товарооборота в 2010-2011 годах, все еще остается нереализованным значительный потенциал для увеличения объема взаимной торговли, в первую очередь за счет расширения в ней доли товаров с высокой добавленной стоимостью, а также наращивания сотрудничества в высокотехнологичных отраслях.

Следует констатировать, что страны с меньшим объемом экономики, чем в России, гораздо активнее торгуют с ЮАР. В частности, объем торговли таких государств, как Ирландия, Малайзия, с ЮАР приближается к 2 млрд. долларов или превышает эту сумму. Для выправления ситуации потребуется более широкое информирование представителей бизнеса обеих наших стран о торговых возможностях партнеров, дальнейшая активизация деятельности Делового совета Россия - ЮАР, расширение участия российских представителей, в том числе бизнесменов, в проходящих в ЮАР многочисленных конференциях и семинарах и другие меры.

Существенные резервы для наращивания сотрудничества имеются в таких областях, как дальнейшее совершенствование двусторонней нормативно-правовой базы в области торгово-экономического взаимодействия, налаживание обмена информацией и содействие в установлении партнерских отношений деловых кругов двух стран в целях реализации проектов по производству продукции с высокой добавленной стоимостью, включая высокотехнологичные отрасли.

Есть возможности для налаживания практических связей между регионами. Полезным является привлечение российских регионов к участию в выставках и различного рода экономических и иных форумах в ЮАР.

Что касается инвестиционного сотрудничества, по официальным данным российской статистики 2010 года, совокупный объем накопленных взаимных инвестиций составляет порядка 50 млн. долларов. Однако эта цифра не в полной мере отражает реальное положение дел, поскольку не учитывает специфику инвестиционных процессов. Подавляющая часть реализуемых в России и ЮАР двусторонних проектов осуществляется крупными ТНК, в том числе с привлечением средств на международном рынке капиталов. На сегодняшний день имеются удачные примеры работы крупных российских компаний в ЮАР: «Норильского никеля», «Реновы», «Евраза».

Разумеется, инвестиционный климат в ЮАР имеет свои особенности, в частности российским компаниям, желающим инвестировать в эту страну, необходимо учитывать существующие здесь требования к привлечению к бизнесу местных африканских предприятий в рамках программы «Black Economic Empowerment». Она предполагает обязательное участие в тех или иных проектах африканского бизнеса с долей участия не ниже ¼ уставного капитала, а также выполнение целого ряда других связанных с этим законодательно закрепленных мер. Другой особенностью является линия ЮАР на обеспечение вложения иностранными инвесторами части прибыли в ЮАР, максимально возможной локализации производства. Немаловажным является и социальный аспект деятельности иностранного бизнеса, прежде всего с точки зрения подготовки квалифицированных кадров.

На настоящий момент особый интерес для ЮАР представляют инвестиции в инфраструктурные проекты, а также энергетику, на которые на ближайшие годы правительство страны готово выделить десятки миллиардов долларов. Разумеется, сохраняют свою важность проекты в сфере разработки и обогащения минеральных ресурсов страны.

Особой отраслью взаимодействия является атомная энергетика с учетом планов ЮАР по строительству нескольких АЭС суммарной мощностью 9,6 гВт, что должно составить порядка 30% общего энергетического баланса страны. 2012-2013 годы являются решающими для определения компаний, которые будут принимать участие в данном проекте. Одним из перспективных участников является «Росатом», с учетом надежности российских реакторов, а также готовности холдинга обеспечить максимально устраивающие южноафриканскую сторону условия, в том числе в плане локализации и обеспечения доступа южноафриканских фирм, которые могут быть задействованы в проекте, к ведению бизнеса в данной сфере в третьих странах.

В сфере авиационной промышленности идет работа по проекту открытия на технологической базе «Дэнэл Авиэйшн» в сотрудничестве с «Вертолетами России» центра обслуживания российской вертолетной техники регионального значения. Есть перспективы в областях технологического и научного сотрудничества, космоса, инноваций и других сферах.

Таким образом, для российской политики на африканском континенте ЮАР является особенно важным и привлекательным партнером с высоким потенциалом двусторонних связей, а также взаимодействия на международной арене по широкому кругу актуальных вопросов.