Неожиданно для многих Китай за короткий по историческим меркам временной отрезок совершил достаточно «большой скачок» и превратился в одну из ведущих держав. Как, казалось бы, отсталая на протяжении многих десятилетий страна вдруг оказалась второй экономикой мира?

На самом деле мы наблюдаем закономерный результат продуманной системной политики китайских властей и упорного труда сотен миллионов граждан КНР за 30 лет реформ. Несмотря на груз серьезных проблем, с которыми сталкивалась и продолжает сталкиваться страна в своем развитии, Китай продолжает идти по пути развития и модернизации.

Китай, как, впрочем, и любую другую страну, не нужно ни идеализировать, ни  демонизировать. Наверняка найдутся те, кого экономические успехи Китая пугают. Однако, как писал В.В.Путин в своей февральской статье «Россия и меняющийся мир», «рост китайской экономики - отнюдь не угроза, а вызов, несущий в себе колоссальный потенциал делового сотрудничества». Главное, на мой взгляд, настойчиво искать - лучше это делать сообща - точки соприкосновения, где интересы двух государств совпадают, развивать сотрудничество на взаимовыгодной основе. Также важно понимать, что не только процветающий и стабильный Китай нужен России, но и, вновь процитирую Президента Российской Федерации, «Китаю нужна сильная и успешная Россия». Нашему соседу выгодно не только не мешать успешному социально-экономическому развитию России, но и активно участвовать в этом процессе к обоюдной пользе.

Исторические уроки

Нынешние российско-китайские отношения базируются на общих интересах, взаимном учете озабоченностей, поддержке друг друга по принципиальным вопросам, не предусматривают создания военно-политического союза, не направлены против третьих стран, представляя собой, как показывает практика, устойчивую жизнеспособную конструкцию.

Такой характер отношений двух крупнейших соседних держав, кажущийся сегодня естественным и даже обыденным, - весомое и заметное в мировой политике явление. Без учета исторических уроков выстроить такие отношения было бы невозможно.

Первый из таких очевидных уроков состоит в том, что в 1960-1970-х (в меньшей степени в 1980-х) годах СССР и КНР были слишком увлечены отстаиванием своих идеологических принципов и взглядов на общественное устройство, судьбы мирового социализма, причем расхождения по этим вопросам прямо проецировались на сферу межгосударственных отношений. В конечном счете стороны пришли к пониманию, что подлинная нормализация отношений возможна только при условии их деидеологизации. Такой подход, разумеется, не означает, что у каждой из сторон не может быть собственной точки зрения на то, что и как происходит и делается в соседней стране, на те или иные аспекты общественного устройства, социально-экономических преобразований, обеспечения прав и свобод граждан и т.д.

На практике деидеологизация межгосударственных отношений позволила перейти от осуществления в отношении друг друга идеологизированной политики, неизбежно зависящей от господствующих идей, теорий и концепций, к гораздо более рациональной и эффективной политике интересов.

Взаимный учет и, по возможности, сопряжение этих интересов - следующий важный урок.

Сопоставление и непредвзятый анализ коренных интересов России и Китая на этапе нормализации отношений выявили, что главные из них созвучны или совпадают. Это мир и развитие: развитие экономики и общества в интересах человека и создание для этого благоприятных мирных условий, исключающих навязывание извне чужой воли.

По мере утверждения в России и Китае именно такого понимания и на фоне динамичных изменений международной обстановки становилась все более очевидной и практически осуществимой возможность адекватного учета жизненных интересов партнера, их сопряжения, а затем и взаимной поддержки и помощи в отстаивании партнером его ключевых национально-государственных интересов.

Разумеется, и различия в интересах имеют место. Стратегически это надо воспринимать спокойно, как нормальное явление, следствие различий в исторических, геополитических и иных условиях, тактически - своевременно принимать с обеих сторон активные целенаправленные меры для поиска взаимоприемлемых решений, не допуская разрастания этих проблем до уровня и масштаба, которые могли бы поставить под вопрос, а тем более угрожать главным стратегическим направлениям взаимодействия и сотрудничества.

Наглядным примером конструктивности такого подхода явилось успешное урегулирование вопроса о прохождении линии российско-китайской государственной границы. Несмотря на историческую сложность и отягощенность проблемы (погранпереговоры велись 40 лет), неоднозначность и крайнюю чувствительность ее восприятия общественным мнением обоих государств, сторонам удалось продемонстрировать подлинную государственную мудрость и дальновидность, преодолеть узкоэгоистичные взгляды и прийти к взаимоприемлемому компромиссу, историческое значение которого, уверен, еще оценят потомки.

Еще один урок, который Россия и Китай извлекли из прошлого опыта отношений - бесперспективность попыток взаимного сдерживания.

Вспомним, какую высокую цену оба государства заплатили за такое сдерживание, какими колоссальными внутри- и внешнеполитическими издержками обернулась эта политика. С конца 1960-х и по конец 1970-х годов Китай в целях подготовки к возможной войне с СССР ежегодно направлял на военные нужды более половины государственного бюджета. В свою очередь, СССР, по некоторым оценкам, затратил 200 млрд. рублей на строительство вдоль границы с Китаем военных объектов и сооружений. В то время как другие страны выходили на путь ускоренного развития, Китай и СССР изнуряли и обескровливали себя военным противостоянием. Стороны давно осознали ущербность этой политики, пойдя сначала на разрядку военной напряженности в районе совместной границы, затем на ликвидацию крупных контингентов вооруженных сил в сопредельных районах, а в последние годы - проведение весьма масштабных и успешных совместных учений вооруженных сил России и Китая, направленных на отработку действий по борьбе с терроризмом, обеспечению регионального мира и безопасности (в апреле этого года проведены учения военно-морских сил России и Китая в Желтом море).

Опыт наших отношений с Китаем за последние десятилетия свидетельствует о принципиальной важности последовательного  углубления взаимного доверия между странами на всех уровнях - государственного руководства, корпоративного и экспертного сообществ, широкой общественности.

Незаменимую роль в этом плане играет весьма разветвленный и структурированный механизм российско-китайского межгосударственного диалога, который сложился в последние годы. Это регулярные встречи на уровне глав государств и правительств, каждая из которых, как показывает практика, существенно продвигает наши отношения, способствуя решению ключевых проблем сотрудничества. Это и регулярные контакты заместителей глав правительств по проблемам торгово-экономического, гуманитарного, энергетического, финансового сотрудничества. Это и почти два десятка подкомиссий, рабочих групп и других постоянно действующих структур на уровне отраслевых министров или их заместителей. Активно сотрудничают законодательные органы, политические партии, общественные организации. Такого разветвленного механизма взаимодействия у России нет ни с одной другой страной. В рамках этих сложившихся и успешно действующих механизмов стороны имеют возможность подробно информировать друг друга о предпринимаемых действиях, намерениях и их мотивации, снимать взаимные озабоченности, решать конкретные вопросы.

Для углубления взаимного доверия, искоренения все еще бытующих в России и Китае стереотипных, а иногда и предвзятых представлений о стране-партнере и ее народе необходимо всесторонне укреплять социальную базу межгосударственных отношений. Эта задача активно решается. В 2006-2007 годах реализован беспрецедентный проект национальных Годов России и Китая, который придал мощный импульс расширению взаимных контактов в культурной, образовательной, спортивной и других областях гуманитарного взаимодействия. В 2009-2010 годах проведены Год русского языка в Китае и Год китайского языка в России. «Дружба из поколения в поколение» - тезис, зафиксированный в базовых двусторонних документах. Это квинтэссенция исторического опыта дружественного общения между российским и китайским народами, а с другой стороны - важная политическая задача, для реализации которой необходимы неустанные обоюдные усилия.

Такие разные и непохожие друг на друга крупнейшие государства, как Россия и Китай, дают миру пример (если не образец) мирного, взаимовыгодного, дружественного сотрудничества. Это, безусловно, весомый совместный вклад в обеспечение мира и стабильности в регионе и во всем мире.

Это достояние надо ценить, бережно к нему относиться, помнить, как нелегко оно досталось современникам. Изучая и усваивая опыт и уроки прошлого, продуманно строить будущее российско-китайских отношений.

Отношения сегодня

В 1996 году Россия и Китай провозгласили установление отношений равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке. В 2001 году был заключен российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который зафиксировал базовые принципы отношений, определил главные направления их развития на перспективу.

Обе стороны совместно проделали большую кропотливую работу, чтобы сформировать устойчивую правовую базу российско-китайского сотрудничества, обеспечить практическую реализацию достигнутых договоренностей и в итоге вывести двусторонние отношения на нынешний наивысший в их истории уровень.

В последнее время мы и наши китайские партнеры характеризуем двусторонние отношения как всеобъемлющее стратегическое партнерство и взаимодействие. Слово «всеобъемлющее» добавилось в 2011 году, когда было констатировано, что спектр двустороннего взаимодействия охватил практически все важные направления и сферы сотрудничества.

Главы государств России и Китая, как правило, встречаются несколько раз в год в различных форматах, в том числе «на полях» международных форумов. 2012 год не исключение - уже проведены и еще планируются несколько таких встреч. В июне состоялось главное в этом году политическое событие в двусторонних отношениях - государственный визит Президента России В.В.Путина в Китай. Интенсивность контактов глав государств - показатель не только масштабов и глубины, но и особого характера отношений между странами. Для сравнения можно вспомнить, что за все 42 года советско-китайских отношений (с основания КНР в 1949 г. и до распада СССР в 1991 г.) наши лидеры встречались лишь семь раз.

На вторую половину года запланирована регулярная встреча глав правительств (согласно очередности - в России). В преддверии этого события будут проведены заседания межправительственных комиссий, а также входящих в их состав двух десятков межведомственных подкомиссий и рабочих групп по различным отраслям и направлениям сотрудничества.

Активное взаимодействие идет по линии многих российских и китайских ведомств. Немалая нагрузка ложится и на министерства иностранных дел двух стран, которые на постоянной плановой основе ведут обмен мнениями и координацию позиций по всему спектру вопросов двустороннего сотрудничества и взаимодействия на мировой арене.

Все более важное значение приобретают гуманитарные связи, которые в силу своей высокой социальной значимости заметно влияют на общую атмосферу двусторонних отношений. В эпоху Интернета и «разбухающей» блогосферы особое внимание приходится уделять и информационным потокам.

Отдельно необходимо отметить договоренность глав государств о проведении в 2012 году Года российского туризма в Китае и ответного Года китайского туризма в России в 2013 году. Эти масштабные межгосударственные проекты стали естественным продолжением проводившихся ранее национальных Годов и Годов языка и будут содействовать дальнейшему углублению взаимопонимания между нашими народами, развитию взаимного туризма, потенциал которого - с учетом масштабов и познавательной привлекательности двух стран - огромен.

Ставка на практическое взаимодействие

Ключевое направление сотрудничества - торгово-экономическое. Сегодня КНР занимает второе место в мире по объему экономики, темпы роста ВВП являются одними из самых высоких в мире (в 2011 г. - 9,2%). Соседство с динамично развивающимся Китаем дает России немалые возможности.

Товарооборот России с КНР в 2011 году составил 83,5 млрд. долларов. Китай стал крупнейшим внешнеторговым партнером России, а Россия прочно заняла место в десятке главных торговых партнеров КНР.

Отмечу весьма высокие темпы роста торговли, особенно заметные на фоне стагнации в мировых торговых связях: в прошлом году - 42,7%, в первом квартале этого года - 33%. При сохранении таких темпов мы достаточно быстро сможем выполнить поставленную главами двух государств задачу довести объем двустороннего товарооборота до 100 млрд. долларов.

Конечно, не все устраивает в структуре взаимного товарооборота. В отечественном экспорте превалируют товары сырьевой группы, доля машинотехнической продукции крайне незначительна. Противоположная картина наблюдается в импорте из КНР, в структуре которого машины и оборудование занимают первое место. Впрочем, такая ситуация характерна сегодня для российской внешней торговли в целом.

Есть проблемы в сотрудничестве в инвестиционной сфере. В последние годы Китай резко нарастил инвестиционную активность во многих регионах мира, но в России она пока не столь заметна. Например, в 2011 году нефинансовые прямые инвестиции Китая в нашей стране составили всего 300 млн. долларов, или 0,5% от всего объема зарубежных китайских инвестиций.

Немало примеров успешной реализации масштабных проектов сотрудничества. С 1 января 2011 года запущен российско-китайский нефтепровод как часть трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан, благодаря которому российская нефть вышла на азиатские рынки. Летом 2011 года завершено строительство в Китае четвертой очереди завода по обогащению урана, созданного по российским технологиям и на основе российского оборудования. Запущен экспериментальный реактор на быстрых нейтронах, спроектированный российскими специалистами. В марте этого года подписан 25-летний контракт на поставки в Китай российской электроэнергии.

Продолжается сотрудничество компаний двух стран в разведке и добыче нефти на территории России. Ведутся интенсивные переговоры по проектам поставок российского природного газа в Китай. Имеются хорошие перспективы для расширения сотрудничества в классической атомной энергетике. В связи с событиями в японской Фукусиме китайскими компетентными ведомствами проводится  оценка безопасности всех атомно-энергетических проектов в Китае, в том числе первой очереди Тяньваньской АЭС, сооруженной при участии России. По данным китайских специалистов, эта станция признана самым безопасным из имеющихся в КНР объектов. Ведется активная подготовка к началу сооружения второй ее очереди с использованием российских реакторов.

Новой точкой роста российско-китайского практического взаимодействия должны стать совместные региональные проекты, реализуемые как в рамках разветвленных российско-китайских межрегиональных связей (более 40 субъектов и 70 муниципальных образований Российской Федерации установили побратимские и дружественные связи с административно-территориальными единицами КНР), так и в рамках утвержденной в 2009 году главами государств Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и Северо-Востока КНР (2009-2018 гг.). Эта программа стала первым опытом долгосрочной координации усилий двух стран в интересах развития своих сопредельных территорий.

Наши страны сотрудничают в рамках многочисленных проектов в области транспорта и связи, авиастроения и освоения космического пространства, в научно-технической и военно-технической сферах. Большой, еще не реализованный потенциал имеется в сельском хозяйстве. Китай все больше нуждается в продукции агропромышленного комплекса, и Россия может частично удовлетворить потребности соседа.

Стоит упомянуть шаги по созданию инфраструктуры для прямых расчетов в национальных валютах России и Китая. В 2010 году на биржах двух стран открылись торги рубль-юань, устанавливается их рыночный обменный курс. Российские и китайские предприниматели могут рассчитываться напрямую в своей национальной валюте, минуя доллары, что позволяет избежать курсовых рисков и упрощает торговые процедуры.

Широкое поле взаимодействия открылось в последние годы в природоохранной сфере: практически с нуля созданы механизмы сотрудничества, подписано важное Соглашение об охране и рациональном использовании трансграничных водных объектов. Это важно для водохозяйственного регулирования наших пограничных рек и водоемов, охраны биоразнообразия в приграничных регионах.

К многополюсному миру

Взаимодействие России и Китая в международных делах - важнейшая часть стратегического партнерства наших стран, которое базируется на созвучности подходов к ключевым  глобальным и региональным вопросам.

Россия и Китай выступают за формирование позитивной, объединительной повестки дня в международных отношениях, упрочение многосторонних, правовых начал в мировой политике, создание равных условий для всех участников международного процесса. Основные направления китайско-российского сотрудничества на международной арене закреплены в Совместном заявлении по текущим международным вопросам, подписанном по итогам переговоров глав государств в Москве в июне 2011 года.

Мы высоко оцениваем уровень партнерства с Китаем в рамках региональных и международных организаций и форумов, в которых наши страны выступают с близких, созвучных позиций. Помимо Организации Объединенных Наций речь идет о таких важных площадках, как саммиты «Группы двадцати», АТЭС, БРИКС, ШОС, а также АСЕМ и ВАС .

Особо хотелось бы отметить выдвинутую руководителями наших стран совместную российско-китайскую инициативу по безопасности в АТР, в основу которой положен постулат о неделимости безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Мы предлагаем государствам региона подтвердить приверженность основополагающим принципам международного права, отказаться от конфронтации и попыток укрепить собственную безопасность за счет соседей. Приглашаем региональных партнеров к обсуждению и практическому осуществлению мер по созданию в АТР открытой, транспарентной и равноправной архитектуры безопасности и сотрудничества, основанной на правовых внеблоковых началах.

q

Текущий год - год важных политических событий как в России, так и в Китае (осенью здесь состоится 18 съезд Компартии, на котором будет, в частности, сформировано ядро так называемого пятого поколения китайских руководителей) - подтверждает преемственность стратегического курса на углубление отношений всестороннего стратегического партнерства и взаимодействия между двумя странами,  отвечающего  коренным интересам народов наших стран.

Уверен, что двустороннее сотрудничество продолжит набирать темпы, Россия и Китай будут и дальше реализовывать огромный потенциал взаимовыгодного взаимодействия, углублять координацию действий на международной арене.

Не надо бояться «шероховатостей» в российско-китайских отношениях, как назвал их Президент России В.В.Путин, которые всегда могут присутствовать в отношениях между любыми странами и тем более мировыми державами. Главное - Россия и Китай нужны друг другу.