Открытие очередного, 18-го по счету, саммита глав государств Африканского союза (АС), состоявшегося в Аддис-Абебе 28 января 2012 года, было не совсем обычным. Лидеры африканских государств приняли участие в церемонии разрезания ленточки перед современным 100-метровым зданием конференц-центра штаб-квартиры АС в эфиопской столице, построенного в дар Африке от «правительства Китая». По этому поводу в прессе приводились такие впечатляющие цифры: общая площадь комплекса - 100 тыс. кв. м, в строительстве были задействованы 1200 китайских и эфиопских рабочих, а его возведение обошлось Пекину в 200 млн. долларов. На саммите звучало много важных слов о том, что новый комплекс должен стать символом африканского «возрождения», победы над «афропессимистами», отражением потенциала развития континента в предстоящие годы1. Однако не вызывает сомнений и тот факт, что этот дар Поднебесной дает вполне определенный посыл всему международному сообществу: Китай в Африке всерьез и надолго.

В настоящее время, конечно, ни для кого не является новостью тот факт, что Китай стал неотъемлемой частью жизни африканского континента. Начиная с середины 1990-х годов Пекином велась целенаправленная политика наращивания двусторонних связей со странами Африки, в первую очередь с богатыми углеводородным и минеральным сырьем Суданом, Анголой, Нигерией, Замбией. Вступивший в фазу ускоренного развития, Китай остро нуждался в альтернативных рынках получения полезных ископаемых, а также экспорта своей текстильной продукции. Политические и предпринимательские круги континента, в свою очередь, видели в далеком «восточном гиганте» альтернативу странам Запада, особенно в условиях, когда Россия была вынуждена серьезно сократить там свое присутствие. Сейчас же формат отношений несколько изменился. Они носят более сбалансированный характер, значительно диверсифицировались сферы, в которых ведется сотрудничество.

Результаты развития китайско-африканских отношений не перестают впечатлять. Уже сейчас трудно найти африканскую страну, где в той или иной форме не был задействован Китай. Прибывший на открытие нового офиса Афросоюза один из лидеров Коммунистической партии Китая Цзя Цинлинь озвучил размер китайского товарооборота с континентом в 2011 году - 150 млрд. долларов2. Что означает эта цифра?

Во-первых, она говорит о том, что Китай уже третий год подряд является крупнейшим торговым партнером Африки, обгоняя на четверть своего главного «преследователя» - США (116 млрд. долл. в 2011 г.), не говоря уже о Великобритании, Франции, Индии, Германии, объем торговли которых с африканскими странами колеблется в пределах 25-40 млрд. долларов. Во-вторых, в отличие от западных стран, которые лишь сейчас вышли на докризисные показатели торговли с Африкой, Китай с 2008 года поднял эту планку практически в два раза, а с 2000 года - в 15 (!) раз. В-третьих, 150 млрд. долларов составляют около 6-7% объемов китайской внешней торговли, что в процентном отношении в два-три раза выше, чем у крупнейших западных стран. Этот показатель, который к тому же с каждым годом увеличивается, говорит о том, что Китай, несмотря на свою удаленность от Африки, за достаточно короткий срок сумел определить и эффективнее других использовать торговые возможности, которыми располагает континент, что, естественно, приносит немалую выгоду и самим африканцам.

Усиление позиций Китая в Африке прямо пропорционально росту обеспокоенности крупнейших мировых игроков - США, Великобритании, ряда других стран - за свои интересы в этом регионе мира. Хотя до последнего времени их представители избегали давать комментарии на этот счет. Наконец, в июне 2011 года в ходе поездки по африканским странам американский госсекретарь Х.Клинтон, отвечая в замбийской столице Лусаке на вопрос корреспондентов о ее отношении к растущему влиянию Китая, сказала, что «мы [США] не хотим видеть новый колониализм в Африке». По ее мнению, Китай - не лучшая модель для подражания, а вот у «США и других демократий» африканским странам «еще есть чему поучиться»3. Напомню, что говорилось это тогда, когда США и НАТО в нарушение смысла резолюции Совета Безопасности ООН 1973 поставили цель военным путем уничтожить режим М.Каддафи в Ливии, что им в конечном счете и удалось сделать (это ли не неоколониализм в своем самом крайнем проявлении?).

За каждым из слов Клинтон о «неоколониализме» и «демократии» стоит целый набор американской (и в целом традиционно западной) критической аргументации в адрес африканской политики Китая. Назовем два ее основных пункта, которые, к сожалению, получили широкое распространение в СМИ и воспринимаются некоторыми как истина в последней инстанции.

Миф №1: «Африка нужна Китаю только для получения дешевой нефти, а также как рынок сбыта своего ширпотреба». Если посмотреть на структуру африканского экспорта в КНР, то, по данным за 2010 год, он на 75% (50 млрд. долл.) состоял из минерального сырья. Из них 40 млрд. долларов приходилось на нефть (т.е. около 60% всего экспорта), а остальные 10 млрд. долларов - на железную руду, марганцевую руду, хром и медь4. В абсолютном значении - это действительно большие цифры. Однако сравним их с показателями других стран мира, где культивируется вышеназванный миф, и картина серьезно изменится. Возьмем, например, наиболее репрезентативные данные по экспорту африканской нефти. Она составляет 78% всего импорта Канады из Африки, 74% импорта США (на сумму 65 млрд. долл. - в 1,6 раза больше, чем у Китая), 66% - Греции и Португалии, наконец, только 60% - Китая, на уровне которого также находится Бразилия, Австрия и Австралия5. Таким образом, получается, что Канада или США куда больше заинтересованы в африканской нефти, чем Китай.

Рассмотрим вторую часть этого мифа - тезис о «ширпотребе». Лишь одного взгляда на таблицу китайского экспорта в Африку (в 2010 г. - 60 млрд. долл.) достаточно, чтобы понять, что он не имеет под собой серьезных оснований. Товары текстильной промышленности составили чуть более 3% от объема ввозимой продукции (в отличие от преобладания этой статьи на заре отношений в середине 1990-х гг.). На первом месте транспортные средства (корабли, автомобили, мотоциклы) - 25%, на втором - электроника и электроприборы (18%), на третьем - машинное оборудование (15%), компьютеры и телекоммуникационное оборудование (10%), текстиль и продукция сельского хозяйства - по 3%6. Оставшиеся 20-25%  приходятся на экспорт услуг, и около 1% - вооружений, который, по понятным причинам, не принято афишировать в открытой статистике не только Китая, но и других стран мира.

Таким образом, если называть вещи своими именами, то речь, естественно, идет не о какой-то особой форме «неоколониализма», а о нормальной взаимовыгодной торговле, к которой стремятся, исходя из своих стратегических интересов, не только китайская сторона, но и африканские страны. Стоит, видимо, привести и другие аспекты китайско-африканского сотрудничества, которые развенчивают вышеназванный миф.

Китайские власти, отвечая на просьбу наименее развитых государств Африки, прозвучавшую в ходе саммита по китайско-африканскому сотрудничеству (FOCAC-4) в египетском Шарм-эш-Шейхе в ноябре 2009 года, полностью освободили товары 26 африканских стран (Эфиопии, Либерии, Демократической Республики Конго (ДРК), Мозамбика и др.) от ввозных пошлин, открыв доступ на китайский рынок более чем 4 тыс. наименований продукции. Во многом благодаря этой мере африканский сельскохозяйственный экспорт в КНР вырос на 33% в 2010 году и составил 15,5 млрд. долларов (около 20% китайского импорта).

Вместе с тем стоит признать, что, хотя торговля между Китаем и Африкой в целом носит сбалансированный характер: соотношение китайского экспорта к африканскому импорту в 2010 году составило 46% к 54%7, в некоторых государствах континента сохраняется серьезный дефицит в торговле с Поднебесной. Например, «локомотив» Восточной Африки - Кения импортирует в 20 раз больше товаров из Китая, чем экспортирует своих. Связано это со структурой кенийской экономики, основной статьей доходов которой является сфера услуг, а продукция аграриев (чай, кофе, цветы) имеет постоянный высокий спрос в Европе, Северной Америке, Индии. Практически на всех переговорах с китайцами кенийцы акцентируют внимание на проблеме дисбаланса, однако решить ее в выгодном для себя ключе пока не удается. 

Новую динамику приобрело инвестиционное сотрудничество. Так, за 2010 год практически на 50% увеличился ежегодный объем китайских прямых инвестиций в страны континента - до 2,1 млрд. долларов, что составляет около 4% в общем объеме иностранных вложений8. Доля пока небольшая, что объясняется отсутствием в Китае компаний, обороты и охват деятельности которых можно было бы сравнить с американскими, японскими и западноевропейскими ТНК. Тем не менее совокупный размер китайских инвестиций в Африку стоит на отметке 14,7 млрд. долларов (2011 г.)9. Больше половины китайских капиталовложений сконцентрированы в ЮАР, ДРК, Нигере, Алжире, Нигерии, Кении, Анголе.

Симптоматично появление в этом списке ЮАР и Кении, где (в первой стране в меньшей степени, а во второй - в большей) китайцы инвестируют в развитие передовых отраслей - информационных технологий, телекоммуникаций и связи. Несмотря на то что для КНР эта сфера новая, она ведет себя достаточно уверенно. Китайская телекоммуникационная корпорация ZTE активно участвует в прокладке оптико-волоконных сетей Интернета в Южной Африке и Кении, а в январе 2012 года в Найроби открылась штаб-квартира Центрального телевидения Китая (CCTV), которая осуществляет вещание на все страны континента (в кенийской столице также находится центральный африканский офис информагентства «Синьхуа»). Эти же страны привлекают Китай и с точки зрения больших инвестиционных возможностей в банковско-финансовой сфере, которая здесь получила хорошее развитие.

В торгово-инвестиционной деятельности Пекин использует свой уникальный опыт по созданию «особых экономических зон» в самом Китае в 1980-1990-х годах, который теперь опробован на африканской земле. Такие «зоны» по договоренности с местными властями появились в 2007-2009 годах в Нигерии (две), Египте, Замбии, Эфиопии и на Маврикии. На основе китайских инвестиций, а также благодаря особым таможенным условиям и упрощенной процедуре ведения бизнеса они должны стать не только центрами по продвижению экономических интересов Поднебесной, но и катализаторами индустриализации и развития высоких технологий в Африке. Кроме того, географически они размещены таким образом, чтобы иметь выход на целые группы стран соответствующих субрегионов континента, которые в последние годы значительно продвинулись в плане своей интеграции (Нигерия - ЭКОВАС*,  (*ЭКОВАС - Экономическое сообщество стран Западной Африки.) Маврикий и Замбия - САДК**  (**САДК - Сообщество развития Юга Африки.)  и КОМЕСА***,   (**САДК - Сообщество развития Юга Африки.) Египет и Эфиопия - КОМЕСА). В ноябре 2011 года Китай заключил также рамочное соглашение с Восточноафриканским сообществом (ВАС) об экономике, торговле, инвестициях и техническом сотрудничестве.

В плане облегчения африканским компаниям доступа на китайский рынок важным событием стало открытие в 2009 году в китайском городе Иу (провинция Чжэцзян), который претендует на статус крупнейшей торговой площадки страны, африканского выставочного центра, где располагаются офисы фирм из 23 стран континента. Кроме того, более 1 млрд. долларов потратили организаторы международной выставки Экспо-2010 в Шанхае на строительство общеафриканского павильона, в котором побывали более 20 млн. посетителей.

Власти африканских стран все чаще выбирают Китай в качестве источника получения льготных кредитов. Основанный на базе госкапитала китайский Экспортно-импортный банк (Эксимбанк) выдает долгосрочные займы с такой низкой процентной ставкой, с которой не могут конкурировать другие партнеры. Только по линии этого финансового учреждения Африке в 2010-2011 годах было выделено 67,2 млрд. долларов. Например, последний из его траншей в размере 612 млн. долларов в декабре 2011 года был направлен Эфиопии на  строительство железнодорожной линии между Аддис-Абебой и Джибути. Об уровне взаимодействия в этой области говорит следующая цифра: около половины всех китайских внешних кредитов размещены в государствах Африки10.

Эффективным средством расширения китайского присутствия в Африке стали тендеры. Перечислять победы китайцев в них не имеет смысла, поскольку их число идет на сотни. Одна лишь цифра о 2 тыс. китайских компаний, работающих на континенте, говорит сама за себя11. Однако стоит, видимо, оговориться, сказав, что победа в тендерах не всегда означает, что побеждает лучший или самый дешевый проект. Иногда для этого задействуются сомнительные с правовой точки зрения механизмы, используется государственный ресурс, привлекаются нечистые на руку политики и бизнесмены. Неоспоримым фактом является то, что такая порочная практика наносит серьезный вред и без того неустойчивому развитию многих стран континента. В то же время будет неправильно говорить о том, что она присуща представителям какой-то конкретной страны: в 2010-2011 годах в африканских странах раскрылись махинации с участием и китайских, и японских, и американских, и других иностранных компаний.

Новым явлением стало развитие связей в области гуманитарного сотрудничества. Только за 2011 год в Африке и КНР прошло не меньше десятка совместных конференций по самым разным вопросам. В марте в Найроби (Кения) был организован симпозиум по вопросам сотрудничества в области научных исследований, который стал продолжением аналогичного форума в Пекине в марте 2010 года; в мае прошел слет молодежных лидеров в Виндхуке (Намибия); в августе опять же в Найроби - форум неправительственных организаций; в Китае - в октябре (г. Ханчжоу) был проведен первый съезд китайско-африканского «мозгового центра» (think tank), который должен стать площадкой для обмена мнениями по вопросам развития отношений в области политики, экономики, науки и культуры; в курортном местечке Ванинг на острове Хайнань - конференция по сотрудничеству и обмену опытом в сфере местного управления (ноябрь).

В области образования в течение 2012 года Китаем взято обязательство выдать около 5,5 тыс. государственных стипендий для африканцев12. В 21 африканской стране работают Институты Конфуция.

За 2010 год по линии технического сотрудничества на китайские средства в Африке безвозмездно построены 14 учебных и 11 медицинских учреждений, 8 агрокомплексов, 5 конференц-центров, 4 стадиона, по два объекта в сфере водоснабжения и телекоммуникаций, по одному - в энергетическом и коммунальном секторах. Полторы тысячи китайских специалистов выехали на континент для проведения курсов повышения квалификации для 6 тыс. африканцев.

Внушительной суммы достигла в 2011 году гуманитарная помощь Китая пережившим беспрецедентную засуху странам Африканского Рога - около 86 млн. долларов, которая, впрочем, пока существенно отстает от взносов, выделенных крупнейшими донорами13.

В целом же приведенные выше данные свидетельствуют о серьезных успехах Пекина в области торгово-экономических отношений, которые основываются на способности находить и использовать недооцененные возможности континента во благо не только своих, но и интересов африканских партнеров с использованием инновационной сферы как одного из наиболее перспективных направлений сотрудничества. Приписывание китайской политике признаков «неоколониализма» носит, видимо, сугубо конъюнктурный характер и не соответствует действительности.

Миф №2: «Китай поддерживает «авторитарные» режимы Африки и использует свою помощь как средство давления на власть для удовлетворения своих экономических притязаний».

Невмешательство является основным принципом африканской политики Пекина. Этот тезис не только часто звучит из уст высокопоставленных китайских политиков (в последний раз, кстати, во время визита китайской делегации на саммит Афросоюза в январе этого года14), но и не расходится с действительностью в целом. Далеко за примерами ходить не надо. Недавние выборы президента в Замбии показали, что в стране, стабильное развитие которой во многом зависит от отношений с Китаем (более трети замбийской меди, главной экспортной статьи, вывозится в эту азиатскую страну),  может победить кандидат, который известен своими нелестными высказываниями в адрес китайцев.

В виде отступления можно напомнить, что в этой стране, ввиду большого количества китайских рабочих, инженеров, других специалистов (по разным оценкам, от 40 до 80 тыс.15), которые в основном работают в «медном поясе», их отношения с замбийцами складываются действительно непросто. Время от времени из Замбии приходят сообщения о конфликтах между китайскими нанимателями и местными рабочими (так, в 2010 г. во время трудового конфликта погибли 13 шахтеров). Сказывается разность менталитетов, ощущение у местных жителей того, что китайцы занимают их рабочие места, несоблюдение некоторыми китайскими компаниями трудового законодательства. Хотя все это и не является массовым явлением, а отношения по большей части складываются неплохо, Китаю в этой связи все же стоило бы обратить внимание на две важные задачи: создавать рабочие места для африканцев, открывая для них возможности «социальных лифтов», и подключать к осуществлению своих проектов в качестве субподрядчиков местные компании, которые сетуют на то, что китайцы на всех стадиях предпочитают иметь дело исключительно со «своими» фирмами.

Победа М.Сата на президентских выборах в Замбии в сентябре 2011 года была преждевременно названа некоторыми западными аналитиками как «неудача Китая»16. Однако первым, с кем встретился М.Сата после своей инаугурации, был не кто иной, как китайский посол в этой стране, который передал ему поздравление от лидера КНР Ху Цзиньтао. Замбийский президент высказал китайскому представителю свои пожелания относительно улучшений рабочего климата на китайских предприятиях, где трудятся местные граждане, получив заверения, что китайцы стараются «учиться» на своих ошибках, которые были действительно допущены некоторое время назад17. По прошествии нескольких месяцев можно констатировать, что, несмотря на смену власти, отношения между Китаем и Замбией продолжают развиваться в том же позитивном ключе, что и ранее.

Опять же на Западе Пекин часто критикуют за его отношения с «авторитарными» режимами Омара аль-Башира в Судане и Роберта Мугабе в Зимбабве. Однако с точки зрения международного права такая критика совершенно беспочвенна. Стоит напомнить, что ни против одного, ни против другого ни ООН, ни Афросоюз не принимали никаких санкций или других резолюций, которые ограничивали бы возможность сотрудничества с этими странами. Что касается ордера Международного уголовного суда (МУС) на арест суданского президента, Китай не является участником этой организации, поэтому соблюдать ее постановления он не обязан. Тем более когда сами африканские страны и АС лоббируют на всех уровнях отсрочку действия этого ордера, действие которого может только еще больше дестабилизировать обстановку в Судане.

После создания в июле 2011 года независимого государства Южный Судан, которому отошли 3/4 всех суданских нефтяных месторождений, Пекин способствует урегулированию спора между Джубой и Хартумом о перераспределении доходов от экспорта нефти и стоимости его транзита. В декабре 2011 года для этих целей был назначен китайский спецпредставитель. КНР, скупающая 70% суданской нефти, которая является главной экспортной статьей Южного Судана и Республики Судан, естественно, обладает соответствующим влиянием на руководство двух стран, которое может быть использовано для достижения мирного урегулирования.

Борьба за власть в Кот д’Ивуаре в декабре 2010 - апреле 2011 года и события «арабской весны» 2011 года в Северной Африке показали, что Китай является неизменным сторонником принципов невмешательства и «африканского решения» конфликтов на континенте. Несмотря на обширные контакты с предыдущим ивуарским руководством, возглавляемым Л.Гбагбо, Пекин в соответствии с решением ЭКОВАС признал победу на президентских выборах в этой стране другого кандидата - А.Уаттары. После прихода к власти новых сил в Тунисе и Египте КНР не только сразу же установила с ними связи, но и предоставила необходимую помощь18.

На начальной стадии ливийского кризиса Китай, опять же в соответствии с мнением африканских (непостоянные члены Совета Безопасности ООН - ЮАР, Нигерия, Габон голосовали «за») и арабских государств, не стал препятствовать принятию резолюции СБ ООН 1973. Однако когда операция натовцев зашла далеко за рамки допустимого, Китай, так же как и Афросоюз, не раз привлекал внимание к этому факту, требуя прекращения насилия, от кого бы оно ни исходило, и проведения инклюзивного диалога между М.Каддафи и повстанцами. Только после того, как победа сил Национального переходного совета стала очевидной, Китай признал его в середине сентября 2011 года единственной законной властью в Ливии.

Благодаря высокой активности китайских властей набирает обороты сотрудничество на политическом уровне. По несколько раз в год страны Африки посещают министр иностранных дел КНР Ян Цзечи, представители партии и правительства. Были там (и не раз) китайский генсек Ху Цзиньтао и премьер Вэнь Цзябао. Причем если раньше китайские делегации направлялись в основном только в те страны, которые являются главными партнерами КНР на континенте, то теперь практикуются поездки по «отраслевому» принципу. Так, например, в Китае в связи с массовым строительством АЭС серьезной проблемой стало обеспечение их урановым топливом. Чтобы избежать возможного дефицита в будущем, в январе 2012 года Ян Цзечи совершил поездку в Намибию, Кот д’Ивуар и Нигер, чтобы согласовать вопросы расширения поставок этого полезного ископаемого в КНР. Все чаще практикуются консультации по интересующим вопросам в ООН.

Вошел в обиход термин африканской ориентации на Восток (Look East), который подразумевает, что многие страны континента стремятся диверсифицировать свои отношения, уменьшить влияние на свои внешние и внутренние дела бывших метрополий и США. Китай с этой точки зрения является идеальным партнером, которого мало интересует внутренняя политика государств, с которыми он имеет дело. Отношения с КНР становятся гарантом того, что в случае необходимости можно открыто высказать несогласие со странами западного мира. Африканские лидеры с завидной частотой посещают мероприятия, организуемые китайцами, наносят визиты в Пекин, где им обеспечен радушный прием. Тем не менее пока, видимо, не стоит переоценивать совокупное влияние КНР на настроения политической элиты и местного населения в целом, особенно что касается Африки южнее Сахары, - воздействие западной культуры, традиций, а соответственно, и их носителей еще очень и очень велико.

Удобной площадкой для диалога стали форумы «Китай - Африка», которые проводятся поочередно в Китае и странах континента каждые три года, начиная с 2000-го. С африканской стороны на них обычно съезжаются политики не ниже уровня премьер-министра или президента, с китайской - высшее руководство КНР. Каждая такая встреча используется Китаем для оглашения новых крупномасштабных задач и проектов, которые он планирует реализовать на континенте. Так, например, недавно было объявлено, что взятое на прошлом форуме в Шарм-эш-Шейхе обязательство по выделению 1 млрд. долларов на помощь африканскому малому бизнесу выполнено более чем на 2/319. Следующий, пятый по счету, саммит «Китай - Африка» пройдет в Пекине в конце текущего года.

Мало информации о сотрудничестве Китая и Африки в области ВПК, хотя доподлинно известно, что КНР осуществляла и осуществляет поставки своих вооружений в некоторые страны континента (Судан, Зимбабве, Замбию, Кению, Гану и др.). В конце ноября - начале декабря 2011 года министр обороны КНР Лян Гуанле совершил поездку на Сейшельские острова, в Гану и Уганду. В Кампале министром была обещана помощь в техническом оснащении угандийского подразделения миротворческой миссии АС в Сомали (АМИСОМ). В середине декабря 2011 года в СМИ «по следам» визита появилась информация о том, что Пекин договорился с правительством Сейшельских островов о строительстве там военно-морской и авиационной базы20. Однако китайский МИД быстро опроверг это сообщение, сказав, что у Китая нет таких планов, а на Сейшелах возможно лишь создание «базы снабжения» китайских кораблей, участвующих в борьбе с пиратством в этой части Индийского океана21. Вместе с тем желание Пекина ясно - обезопасить морские коммуникации в районе интенсивной китайско-африканской торговли.

Анализ отношений между Китаем и Африкой не позволяет согласиться с мнением южноафриканского эксперта Я.Тейлора о том, что «единой политики Китая в Африке нет», а есть только «смесь часто противоречивых действий и влияний, которые могут совпадать, а могут и не совпадать с официальной политикой КНР»22. Торгово-экономические успехи Китая в Африке стали возможны только благодаря развитию политических связей, достижению договоренностей на уровне государственного руководства, которые поддерживаются крупными программами помощи и инвестиционными проектами. Представляется очевидным, что, прежде чем начать выстраивать «с низкого старта» свои отношения с Африкой в 1990-х годах, в Пекине этот вопрос скрупулезно прорабатывался на уровне различных государственных и научно-исследовательских учреждений. Продолжается эта работа и сейчас. Создаются все новые и новые формы взаимодействия с континентом, которые нацелены на вовлечение в сотрудничество все более широких кругов общественности и африканского истеблишмента. КНР стремится к тому, чтобы динамика ее отношений с Африкой развивалась опережающими темпами, отвечая запросам времени. Даже если экономический рост в самом Китае в ближайшие годы несколько снизится, о чем говорят многие эксперты, перспективы его отношений с Африкой представляются не менее убедительными, чем сейчас. 

Опыт китайско-африканских отношений, думается, должен быть небезынтересен и для нашей страны. Последний год хорошо продемонстрировал, что позиции России и Африки по основным международным проблемам очень близки. Наша страна активно поддерживала усилия Африканского союза по ненасильственному решению ливийского кризиса, обострившейся ситуации на Африканском Роге. Принципиальной точкой зрения Москвы является признание того факта, что африканцы могут самостоятельно решать свои внутренние проблемы, без вмешательства извне. Ряд стран Африки разделяют наши подходы и по сирийской проблематике.

Высока интенсивность контактов на государственном уровне: в 2009 году в Африке побывал Президент Д.Медведев, в 2010 году - министр иностранных дел С.Лавров, в 2011-2012 годах - заместитель министра иностранных дел М.Богданов, в феврале 2012 года - спецпредставитель Президента России по сотрудничеству со странами Африки М.Маргелов, не считая многочисленные делегации других министерств и ведомств. В свою очередь, все чаще в Москве бывают представители африканского руководства.

Таким образом, вспоминая опыт Китая, можно констатировать, что у нас имеется очень благоприятная почва для развития многоплановых отношений, осуществления прорывов по всему спектру отношений - от торговой до гуманитарной сфер.

За 2000-е годы Россия действительно серьезно укрепила свои позиции на континенте, однако на сегодняшний день объемы сотрудничества все еще не соответствуют ее потенциалу23. Несмотря на то что за последние десять лет на африканский рынок пришли около десятка крупных российских инвесторов («Газпром», «Русал», «Алроса», «Ренова», «ЛУКойл», «Норильский никель» и др.) и торговля в период с 2002 по 2008 год выросла более чем в три раза (с 2,5 до 7,5 млрд. долл.), период кризиса показал, что наши связи все еще не очень прочны: товарооборот за 2008-2010 годы сократился почти на треть24 и лишь недавно эта негативная тенденция была переломлена. При этом доля Африки в российской внешней торговле еще очень незначительна - она не превышает 1,5%25.

В этой связи, учитывая позитивную практику других стран, видимо, стоило бы подумать об организации различных площадок для регулярного обмена мнениями по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества, активнее привлекать к их работе российские и африканские бизнес-сообщества, повышать информированность заинтересованных российских структур о торгово-инвестиционных возможностях (например, о тендерах) в африканских государствах. Можно сказать, что первый камень в этом направлении уже заложен организацией в Аддис-Абебе в декабре 2011 года делового форума «Россия - Африка». 

Другое важное направление - оказание помощи развитию Африки. Хотелось бы надеяться, что давно анонсируемый проект о создании соответствующего «агентства» наконец-то будет воплощен в жизнь в этом году. Хорошо известно, что помощь Китая и других стран мира Африке уже многократно возвратилась сторицей. 

На перспективу хорошим подспорьем в нашей африканской политике могла бы стать публикация на государственном уровне периодически обновляемого документа об основных векторах развития отношений нашей страны с этим регионом на ближайшие годы. Практика других стран показывает, что такой документ, когда он тщательно подготовлен, привлекает внимание широких политических и общественных кругов к африканской тематике, задавая тон сотрудничеству в целом, становится мерилом того, что уже сделано, а чего еще предстоит достичь, а также является дополнительным сигналом для партнеров о серьезности наших намерений. 

Россия рассматривается государствами Африки как естественный партнер, а некоторыми и как союзник, поэтому наше внимание к их проблемам, готовность поддержать в международных делах или оказать помощь всегда будут идти рука об руку с развертыванием обоюдовыгодных торгово-экономических, технических, научно-гуманитарных, образовательных и культурных связей, формированием общественного мнения в пользу сотрудничества с нашей страной. 

 

 

 1Remarks by H.E. Ato Meles Zenawi, Prime Minister of the Federal Democratic Republic of Ethiopia. 28 January 2012, Addis-Ababa // http://www.au.int/en/sites/default/files/Remarkes%20by%20H.E.Ato%20Meles%20Zenawi1.pdf

 2African Union unveils Chinese-built headquarters. 29 January 2012 // http://www.interaksyon.com/article/23089/african-union-unveils-chinese-built-headquarters

 3Clinton warns Africa against «China Neocolonialism». 15 July 2011 //

  http://www.thechinatimes.com/online/2011/06/154.html

 4China-Africa Trade and Economic Relationship Annual Report, 2011. Chinese Academy of International Trade and Economic Cooperation. Beijing, 2011. P. 5.

 5Ibid.

 6Ibid. P. 3.

 7Ibid. P. 3-4.

 8Ibid. P. 6.

 9CPPCC National Committee Chairman Jia Qinglin Accepts a Written Interview with the Ethiopian News Agency. 28 January 2012 // http://www.fmprc.gov.cn/eng/zxxx/t900057.htm

10Africa: The Year of the Dragon, Again. 18 January 2012 //http://allafrica.com/stories/201201190641.html

11Africa: Relations between China, Continent fruitful. 1 February 2012 // http://allafrica.com/stories/201202020110.html

12China-Africa Trade and Economic Relationship Annual Report, 2011… P. 9.

13Global Humanitarian Contributions in 2011: Totals by Donor. 13 February 2012 //

  http://fts.unocha.org/reports/daily/ocha_R18_Y2011___1202130205.pdf

14China declares policy of noninterference in internal politics. 31 January 2012 //

  http://the-chronicles.net/index.php/component/content/article/37-africa/414-china-declares-policy-of-non-interference-in-internal-politics-.html

15ZAMBIA: Zambians wary of «exploitative» Chinese employers. 23 November 2006 // http://www.irinnews.org/report.aspx?reportid=61640

16Цит. по: Michael Sata and China in Zambia. 3 October 2011 //

  http://www.chinaafricarealstory.com/2011/10/michael-sata-and-china-in-zambia.html

17Not as bad as they say. Zambians - and other Africans - know they must get along with the Chinese. 1 October 2011 // http://www.economist.com/node/21531021

18Невмешательство Китая во внутренние дела стран Западной Азии и Северной Африки не означает бездействия в КНР. 31 мая 2011 // http://russian.people.com.cn/31520/7396125.html

19China-Africa Trade and Economic Relationship Annual Report, 2011… P. 13.

20Chinese military base in Indian Ocean? 13 December 2011 // http://articles.timesofindia.indiatimes.com/2011-12-13/china/30511052_1_seychelles-drone-base-china

2116 December 2012 // http://www.focac.org/eng/zxxx/t887178.htm

22Китай строит в Африке империю XXI века. 15 октября 2011 // http://ru.tsn.ua/svit/kitai-stroit-v-afrike-imperiyu-xxi-veka.html

23Интервью министра иностранных дел Сергея Лаврова. 24 октября 2011 // http://rus.ruvr.ru/2011/10/24/59245861.html

24Russia-Africa trade at a glance. 11 November 2011 // http://www.tralac.org/2011/11/09/russia-%E2%80%93-africa-trade-at-a-glance/

25Россия и Африка развивают сотрудничество. Апрель 2010 // http://ictsd.org/i/news/bridgesrussian/74856/