5 декабря прошлого года в немецком Бонне состоялась международная конференция, посвященная Афганистану (вторая боннская конференция). Афганская печать сообщила, что в работе конференции приняли участие представители не менее 90 государств и около 20 международных и региональных организаций1. Столь значительное присутствие представителей международного сообщества афганские власти охарактеризовали как большое достижение. Главным итогом форума стало обещание Запада продолжить оказание помощи Афганистану и после 2014 года, объявленного Годом завершения вывода Международных сил содействия безопасности в Афганистане (МССБ) из страны. При этом председательствующий на конференции Президент Афганистана Хамид Карзай пообещал международному сообществу усилить борьбу с коррупцией.
В 2001 году в этом же немецком городе прошла первая боннская конференция, посвященная политическому урегулированию афганского конфликта. Та конференция была названа судьбоносной для Афганистана. Она утвердила «Дорожную карту» развития постталибского Афганистана. Сегодня, спустя десять лет, можно сказать, что внешне практически все пункты этой «Дорожной карты» выполнены: была утверждена новая Конституция Афганистана, избран президент, в стране появился избранный парламент и т.д.
Но, к сожалению, реализация «Дорожной карты» первой боннской конференции не дала ожидаемых результатов. Отсутствие безопасности, высокий уровень коррупции, растущий уровень наркоугрозы, отсутствие нормальной судебной системы, обеспечивающей социальную справедливость, - это только часть существующих проблем. Выборы главы государства и парламента Афганистана сопровождались сообщениями о массовых фальсификациях. Эти события привели к дестабилизации политической ситуации в стране. В итоге сегодня афганский народ и международное сообщество беспокоят не только вопросы обеспечения безопасности, но и масса других проблем.
На наш взгляд, причина такого состояния заключается в том, что в столицах западных государств думали стандартно и были уверены, что выполнение «Дорожной карты» - появление Конституции, избрание президента и парламента, формирование других институтов государства - вполне достаточно, все это автоматически снимет накопившиеся проблемы. Но этот подход оказался не совсем верным, поскольку не была учтена местная и региональная специфика.
Напомню, что первая боннская конференция состоялась спустя несколько месяцев после начала операции «Сокрушительная свобода» на территории Афганистана, целью которой была объявлена борьба с международным терроризмом. В 2001 году эксперты называли и другие цели и задачи этой войны. В частности, указывалось на попытку установления американского контроля над стратегически важным регионом Среднего Востока, заинтересованность в реализации крупных экономических проектов, в том числе проекта строительства газопровода ТАПИ (Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия). Однако за десять лет проведения западной операции в Афганистане помимо чисто военных задач не был реализован ни один крупный экономический проект.
Сегодня становится очевидным, что основным препятствием на пути реализации крупных экономических проектов в Афганистане является отсутствие должной безопасности в условиях продолжающегося военного противоборства. При этом изменения в динамике активности вооруженной оппозиции за десять лет можно условно разделить на три этапа.
Первый этап: 2001 - 2004 годы. В конце 2001 года талибы потерпели военное поражение и были отстранены от власти. Время с начала операции в Афганистане в 2001 году до начала иракской кампании в 2003 году можно назвать «пассивным периодом» в деятельности афганской вооруженной оппозиции. Первые сообщения об ухудшении ситуации в Афганистане появились после военного вторжения американских сил в Ирак в марте 2003 года. В августе того же года официально командование силами МССБ перешло к НАТО2. Уже с сентября 2003 года участились случаи нападений талибов отрядами численностью в 100-200 человек. Им удавалось выводить из-под контроля правительственных сил значительные территории в сельской местности (прежде всего в восточной и южной частях Афганистана).
Второй этап: 2004 - 2009 годы. 2004 год стал переломным для коалиции западных войск в Афганистане. Считается, что одной из причин ухудшения ситуации в Афганистане в этот период стало начало активной фазы иракской кампании и последовавшее за ней переключение внимания США на Ирак. Это привело к сокращению военного давления на боевиков «Талибана». В Афганистане этот период отмечен как время «арабизации» афганской войны, когда впервые боевики движения «Талибан» и сети «Аль-Каида» в массовом масштабе стали прибегать к нетрадиционному для афганского общества и типичному для них самих применению против своих противников террористов-смертников.
Третий этап: 2009 год - по настоящее время. После переброски дополнительных сил США, открытия Северной сети поставок через Россию и последовавшего за ней проведения крупномасштабных операций против талибов на юге Исламской Республики Афганистан (ИРА), усиления давления на Пакистан талибы в военном плане стали заметно слабее. Именно это привело к смене тактики повстанцев: вооруженная оппозиция почти полностью отказалась от вооруженных столкновений лицом к лицу с силами афганской армии и коалиционных сил, полностью переключившись на проведение хорошо организованных масштабных террористических актов. Именно в этот период спецслужбы Афганистана и ряда других государств заговорили о появлении на территории страны региональных неафганских террористических организаций, обвиненных в причастности к ряду громких террористических нападений. Чаще всего ответственность за террористические нападения в крупных городах Афганистана берет на себя группировка «Хаккани», предположительно имеющая тесные связи с Пакистанской межведомственной разведкой (ISI)3. Сообщалось также об активизации борющейся против роста влияния Индии в регионе террористической организации «Лашкар-и-Тайба».
К сожалению, ослабление талибов в военном плане не привело к уменьшению угроз. В частности, в 2009-2010 годах талибы и другие террористические организации впервые после начала афганской миссии НАТО начали активизироваться на севере страны. Всплеск активности талибов на севере Афганистана до сих пор вызывает серьезную озабоченность стран бывшей советской Средней Азии, которые считают религиозный экстремизм своим «главным врагом»4.
Таким образом, Афганистан сегодня, спустя десять лет с момента начала возглавляемой США операции «Сокрушительная свобода», воспринимается региональными странами-соседями, да и не только ими как источник угроз. Национальные интересы государств региона формируются с учетом таких угроз, как: 1) угроза экстремизма, 2) наркотическая угроза, 3) угроза доминирования США и НАТО в регионе. В свою очередь, отношение каждого государства региона к этим угрозам базируется на нюансах собственной внутриполитической ситуации и тех оценках, которые они им дают.
Россия - НАТО
Проблемы обеспечения безопасности на Северном Кавказе и в союзных России государствах Центральной Азии сделали для Москвы приоритетным противодействие прежде всего угрозе экстремизма. Афганская политика России с самого начала операции «Сокрушительная свобода» базировалась именно на необходимости решения этой проблемы «номер один». Именно в силу этих обстоятельств Москва начала сотрудничать с членами международной коалиции во главе с США: коалиция получила одобрение на использование военных баз в странах бывшей советской Средней Азии. Пожалуй, пиком этого сотрудничества стало соглашение по транзиту.
Проблема обеспечения безопасности инфраструктуры снабжения западного контингента под Гиндукушем превратилась в один из критериев при определении стратегических партнеров западной коалиции, борющейся с «Талибаном». Ключевую роль в организации сети поставок для войск НАТО в ИРА играло пакистанское посредничество - через территорию Пакистана долгое время осуществлялось абсолютное большинство перевозок военных и гражданских грузов. Обеспечение транзита грузов западной коалиции стало не только крупным источником доходов для Исламабада, но и политическим рычагом, с помощью которого пакистанская сторона оказывала давление на Кабул, а заодно на Вашингтон и Брюссель.
Подписанное в июле 2009 года президентами России и США Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой соглашение о военном транзите и открытие «Северного транзитного коридора» освободило США и НАТО от транзитной монополии Исламабада. При этом «Северный транзитный коридор» заработал не сразу, а после длительных и сложных переговоров между Москвой и натовским руководством. Согласно последним данным, в настоящее время свыше 60% всех поставок для афганского контингента НАТО осуществляется по воздушному и наземному коридорам, пролегающим через территории России и стран бывшей советской Средней Азии.
Эксперты также считают, что сотрудничество России и НАТО по транзиту позволило Москве в определенной степени если не свернуть, то, по крайней мере, на какое-то время затормозить процессы расширения Североатлантического альянса в сторону постсоветского пространства. Кстати, российские военные после недавнего осложнения отношений между Пакистаном и НАТО из-за гибели пакистанских военнослужащих в результате авиаудара сил коалиции прогнозируют существенное повышение значимости российского транзита для западной группировки в ИРА5.
Наркотическая угроза
В 2009 году директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Иванов заявил, что Россия стала крупнейшим в мире потребителем героина6. Главным поставщиком героина в Россию, по словам главы российского Госнаркоконтроля, является Афганистан.
Наркотические вещества в основном попадают в РФ через страны бывшей советской Средней Азии, преодолев несколько государственных границ, прежде чем достичь территории Российской Федерации. Республики бывшей советской Средней Азии, играющие огромную роль в трафике наркотиков, сами по сравнению с Россией меньше страдают от этой угрозы. Анализ антинаркотической активности России на международном и региональном уровнях позволяет предположить, что на втором месте для России среди афганских угроз находится тесно связанная с деятельностью действующих на территории Афганистана экстремистских организаций наркотическая угроза.
Проблема осложняется еще и тем, что борьба с наркотиками, так же как и с алкоголем, исторически России дается нелегко. Все это делает Россию уязвимой перед героиновой угрозой и требует от ее руководства принятия соответствующих мер.
Доминирование США и НАТО в регионе
В 2009 году одним из главных вызовов для сложившейся за последние годы региональной системы безопасности стало объявленное США решение о начале вывода американских войск из Афганистана в июле 2011 года. К этому моменту угроза прихода к власти в Афганистане радикальных сил в случае прекращения поддержки Западом режима Хамида Карзая сохраняется. Это понимают и в Кабуле. Поэтому решение Обамы о начале вывода войск поставило афганскую элиту и ряд государств региона в сложное положение. В Кабуле существует вполне обоснованная озабоченность, что вывод американских войск приведет к общему уходу Запада из сильно зависимого от западной помощи Афганистана в целом, как это произошло в 1989 году, после вывода советских войск. Также афганцы еще не забыли события, последовавшие после падения последнего промосковского режима Наджибуллы в 1992 году, когда после ухода СССР Афганистан превратился в арену соперничества между соседними странами.
В результате решение Обамы о выводе войск спровоцировало обсуждение вопроса о появлении на территории Афганистана американских военных баз на долгосрочной основе. Серия громких убийств афганских политиков - противников талибов, в том числе Бурхануддина Раббани в 2011 году, послужила дополнительным аргументом в пользу продления военного присутствия США в Афганистане. В итоге в конце ноября 2011 года в Кабуле по инициативе Президента Хамида Карзая состоялась Лойя Джирга - собрание старейшин и народных представителей Афганистана. Главным результатом четырехдневной работы свыше 2 тыс. делегатов съезда народных представителей стала итоговая декларация Лойя Джирги, состоящая из 76 пунктов7. Делегаты собрания старейшин и народных представителей Афганистана высказались за подписание соглашения о стратегическом сотрудничестве Афганистана с США, выдвинув при этом жесткие условия.
До сих пор неясно, кем инициирован вопрос о военных базах США в ИРА - американской стороной или Президентом Афганистана. В то время как об официальной позиции США относительно итогов Лойя Джирги нет данных, афганские дипломаты заявляют, что инициатива заключения соглашения о стратегическом партнерстве, которое предусматривает появление военных баз США на территории ИРА, исходила от американской стороны8.
Впрочем, возможно, жесткие требования, зафиксированные в декларации Лойя Джирги, для США стали неожиданностью. В частности, требование о передаче под местную юрисдикцию американских военных, совершающих преступления на территории ИРА, запрет на проведение ночных операций и ряд других жестких требований Джирги явно для американской стороны являются неприемлемыми.
Перспектива появления американских военных баз на территории Афганистана показала глубину разногласий по афганскому вопросу на региональном уровне. Два соседа Афганистана - Пакистан и Иран - еще до проведения Лойя Джирги выступили резко против идеи военных баз, тем самым показав, что угроза доминирования США и НАТО в регионе для них находится на первом месте.
Очевидно, одно из главных мест среди внешних факторов, влияющих на афганский кризис, занимают противоречия между странами региона. Если западной коалиции к середине 2009 года удалось преодолеть имеющиеся до этого в ней некоторые противоречия по афганскому вопросу, то различные подходы к методам урегулирования афганской проблемы на региональном уровне не дают странам региона сформулировать консолидированную позицию, что ставит под вопрос эффективность деятельности региональных организаций на афганском направлении. Реакция других стран региона, в частности Индии и республик Средней Азии, опасающихся роста радикализма в регионе в случае преждевременного вывода американских войск из Афганистана, не совпала с реакцией Пакистана и Ирана. Реакция России тоже была отличной от реакции альянса «Пакистан - Иран».
Хотя Москва одной из первых отреагировала на итоги кабульской Лойя Джирги, но ее реакция была более сдержанной и мягкой, что позволяет говорить, что военное присутствие США в Афганистане, во всяком случае на данный момент, в России не воспринимают как реальную угрозу. Впрочем, в ходе боннской конференции 5 ноября 2011 года Москва предложила свой рецепт выхода из тупикового положения. «Одним из ключевых факторов создания в регионе атмосферы добрососедства и сотрудничества стало бы установление нейтрального статуса Афганистана после завершения международных стабилизационных усилий», - заявил глава МИД РФ Сергей Лавров, выступая перед участниками международного форума.
От того, каким будет отношение Москвы к афганским угрозам, зависит не только сотрудничество России и НАТО, но и возможность образования региональных коалиций вокруг Афганистана. Несмотря на продолжающееся сотрудничество по линии Россия - НАТО по афганскому вопросу, оно носит не стратегический, а скорее конъюнктурный характер и его перспектива зависит не только от степени готовности Альянса найти компромисс с Москвой по другим волнующим ее вопросам международной политики, включая чувствительные для России вопросы ПРО, отношений с Грузией, расширения НАТО, но и степени призрачности борьбы США с талибами и «Аль-Каидой» в Афганистане.
Пакистанская проблема
Одним из главных вызовов для второй боннской конференции стал ее бойкот со стороны Пакистана. Такое решение было принято Исламабадом после нанесения натовскими вертолетами авиаудара по двум пакистанским военным блокпостам, расположенным в районе афгано-пакистанского приграничья, в результате чего 24 пакистанских военнослужащих погибли. Военные представители США сразу же заявили о начале расследования инцидента. Однако о результатах этого расследования до сих пор нет никаких данных и неясно, была ли натовская атака на пакистанских военных в преддверии боннской конференции случайностью.
Отказ от участия в работе боннской конференции стал одной из политических мер, предпринятых Исламабадом в ответ на уничтожение блокпоста. Пакистанские власти также перекрыли транзит через свою территорию грузов, предназначенных для сил НАТО в Афганистане, и потребовали от США освободить пакистанскую авиабазу Шамси, используемую для осуществления полетов американских беспилотников в зоне приграничья.
Обладающая ядерным арсеналом Исламская Республика Пакистан (ИРП) по степени влияния на ситуацию в соседнем Афганистане, пожалуй, уступает только США. Исламабад последние 30 лет является ключевым игроком на афганском направлении. В 90-х годах ХХ века Пакистан был одним из немногих государств, официально установивших дипломатические отношения с режимом талибов. После событий 11 сентября 2001 года и последовавшей за ними операции «Сокрушительная свобода» Пакистан оказался на стороне противников движения «Талибан» и «Аль-Каиды», получив при этом статус «стратегического партнера» в возглавляемой США антитеррористической коалиции. Впрочем, в Кабуле все последние десять лет не доверяли Исламабаду, обвиняя его в поддержке боевиков.
Первые признаки изменения отношения Запада к Исламабаду появились еще до открытия «Северного транзитного коридора». Тогда эксперты заговорили о возможном вторжении американских сил в зону афгано-пакистанского пограничья (речь идет о так называемой «Вазиристанской операции»9).
Переломным моментом в отношениях Вашингтона и Исламабада стало уничтожение лидера террористической сети «Аль-Каида», который, как выяснилось, жил в полувоенном городке Аботтабад, недалеко от пакистанской столицы. Американская операция по уничтожению Усамы бен Ладена поставила Пакистан в сложное положение: подтвердились обвинения Кабула - нахождение «террориста номер один» в дальнем пригороде пакистанской столицы послужило лишним аргументом для тех, кто говорил о неискренности Исламабада в борьбе с терроризмом.
Сложно поверить в то, что Запад все эти десять лет верил в искренность заявлений Исламабада о его непримиримой борьбе с терроризмом. Понятно и то, что оказание жесткого давления на Исламабад или проведение каких-то спецопераций на территории Пакистана в первые годы после ввода западных сил в Афганистан могло создать для Запада целый ряд проблем, потому что в этом случае приход США в регион мог восприниматься как попытка вмешательства в устоявшийся региональный порядок.
В самом Пакистане в конце 2011 года сложилась непростая ситуация. Все чаще эксперты говорят о растущем противостоянии между гражданским и военным правительством Пакистана. О существовании напряженности между администрацией Президента Асифа Али Зардари и военной верхушкой Пакистана стали рассуждать открыто, после того когда американской прессе стало известно о содержании письма, написанного Президентом Пакистана в адрес Президента США. Как сообщили американские СМИ, в письме, оказавшемся в итоге у генерала Майкла Муллена, Зардари просил Президента США Барака Обаму предотвратить готовящийся военный переворот. В обмен на это Зардари обещал провести реформу разведки (ISI). Одним из результатов этого скандала стало увольнение посла ИРП в США Хусейна Хаккани, ближайшего соратника Президента Пакистана, который и должен был «доставить» скандальное письмо Бараку Обаме.
Недавно афганские СМИ со ссылкой на аналитический доклад западных экспертов сообщили о нахождении на территории соседнего Пакистана штаб-квартир около 12 экстремистских организаций, причастных к громким терактам в регионе. Это сообщение позже подтвердилось. 7 декабря 2011 года, в день Ашура, в Кабуле, Мазари-Шарифе и Кандагаре прогремела серия взрывов, виновниками которых были террористы-смертники. Ответственность за взрывы взяла на себя экстремистская группировка «Лашкар-и-Джангви», предположительно действующая с территории Пакистана. В результате атаки террористов на афганских мусульман-шиитов погибли не менее 63 человек, ранения получили еще около 150 человек.
9 декабря США призвали пакистанские власти принять более активные меры против «Лашкар-и-Джангви». Этот демарш американской стороны дал основания говорить о том, что вряд ли в ближайшие месяцы можно ожидать снижения напряженности между Вашингтоном и Исламабадом.
Холодная война между Соединенными Штатами и Пакистаном, разгоревшаяся в конце 2011 года, сделала еще менее предсказуемой развитие ситуации в Афганистане и регионе в целом. Очевидно, что без перезагрузки отношений между Вашингтоном и Исламабадом говорить о серьезных позитивных изменениях в нормализации афганского кризиса не приходится. Вопрос в том, насколько обе стороны готовы перезагрузить отношения.
1Кабульская газета «Хашти-и-Собх». 06.12.2011.
2http://www.nato.int/docu/briefing/afghanistan2/html_ru/afghanistan02.html
3http://nvo.ng.ru/wars/2011-10-07/1_pakistan.html
4http://www.dw-world.de/dw/article/0,,15580239,00.html?maca=rus-rss_rus_yandex_new_comments_2-4163-xml
5http://www.afghanistan.ru/doc/21524.html
6http://lenta.ru/news/2009/03/06/leader/
7http://www.afghanistan.ru/doc/21392.html
8http://www.afghanistan.ru/doc/21445.html
9http://www.afghanistan.ru/doc/10578.html