С окончанием холодной войны и крушением биполярной системы российское руководство переориентировало внешнюю политику страны на сотрудничество с Западом и другими стабильными, умеренными и экономически сильными государствами. Немаловажное место среди них отводилось Республике Корея (РК). Москва рассчитывала на южнокорейские займы и частные инвестиции в обмен на природные ресурсы, космическую и военную технологии. Одновременно с 1990-х годов между странами активизировались гуманитарные связи, чему способствовало проживание на территории бывшего СССР 600-тысячной корейской общины.

30 сентября 1990 года были установлены дипломатические отношения между СССР и РК. В дальнейшем между государствами был подписан ряд документов по экономическим, научно-техническим и культурным вопросам, главным из которых стал Договор об основах отношений РФ и РК от 1992 года, скрепленный подписями президентов РФ Б.Ельцина и РК Ро Дэ У. Москва поддержала межкорейский диалог, который «мог бы устранить политическую и военную конфронтацию между Севером и Югом». По итогам визита Ро Дэ У в Москву была подписана так называемая «Московская декларация», которая «открыла новую главу в отношениях двух стран, способствовала смягчению напряженности на Корейском полуострове»1. Тогда же в Сеуле появился новый термин - «северная политика», означавший курс на сближение с Россией.

Вслед за установлением официальных отношений между РФ и РК была налажена почтовая, телеграфная, телексная связь, открыта прямая морская линия между Находкой и южнокорейскими портами, а также регулярное воздушное сообщение Москва - Сеул. Позже к ним были добавлены рейсы в РК из Владивостока, Санкт-Петербурга и других городов России. Заключена Консульская конвенция и Меморандум о взаимопонимании по визовым вопросам, снявшие ограничения на поездки российских и южнокорейских граждан по служебным и частным делам и обеспечившие широкий туристический обмен. Обоюдный интерес стороны проявили к контактам и в военной области, значительные шаги были сделаны в плане налаживания делового сотрудничества: принята Конвенция об избежании двойного налогообложения, подписаны соглашения о гарантиях инвестиций, о взаимном предоставлении статуса наибольшего благоприятствования в торговле, о помощи по таможенным вопросам. Начала формироваться нормативная база для развития  деловых связей между странами.

В 1994 году в ходе визита в Россию Президента РК Ким Ён Сама южнокорейской стороне были переданы документы из архивов по Корейской войне. Посетивший российское Приморье глава правительства РК выразил надежду на «превращение Приморья в центр российско-южнокорейского сотрудничества в преддверии грядущей тихоокеанской эры». Он также подчеркнул, что именно Приморье могло бы совершить «наиболее успешные шаги в развитии российско-южнокорейских связей»2, имея в виду создание и функционирование в крае совместных предприятий. Впервые глава РК посетил штаб Тихоокеанского флота, один из боевых кораблей и назвал это событие «проявлением российско-южнокорейского партнерства по обеспечению безопасности» в Северо-Восточной Азии (СВА)3.

В ходе российско-южнокорейского саммита 1999 года президенты РФ и РК подтвердили решимость  искать пути урегулирования корейской проблемы мирными средствами, без вмешательства извне, на базе межкорейских договоренностей в рамках действующего диалогового механизма по безопасности и сотрудничеству в СВА и многостороннего формата по решению проблем стабильности и безопасности Корейского полуострова4. Свидетельством более высокого уровня двустороннего партнерства стало заключение соглашений о взаимной юридической помощи в рамках борьбы с преступностью и сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии, а также меморандума о взаимопонимании в сфере промышленного сотрудничества. Для Москвы важным стало решение Сеула не участвовать в планах США по созданию новой системы ПРО на Дальнем Востоке, а также зафиксированная в совместном заявлении приверженность сторон идее денуклеаризации Корейского полуострова.

В Сеуле с одобрением восприняли и провозглашенную российским президентом многовекторную внешнеполитическую стратегию, смысл которой сводился к тому, что у России нет врагов, она может и должна сотрудничать с большинством стран мира, особенно с соседними, при этом Москве не следует «склоняться» в ту или иную сторону - в силу своего географического положения, размера, мощи, истории Россия должна поддерживать сбалансированные отношения с Западом, Востоком и Югом5. Фактически Москва с точки зрения приоритетов поставила РК вслед за  Китаем и Японией. В Сеуле политику Москвы под условным названием «Москва - Пхеньян - Сеул: сотрудничество и сбалансированность» сочли позитивной для поддержания стабильности на Корейском полуострове.

Особенно интенсивный характер двусторонние связи приобрели в период 2004-2005 годов. «У нас очень активно развиваются экономические связи, в этой области нам удалось устранить все сложности, барьеры, которые бы мешали развитию сотрудничества, - говорил тогда В.Путин. - Сегодня ни одной проблемы подобного рода не существует»6. Стороны значительно продвинулись в обсуждении таких проблем, как ядерная проблема Корейского полуострова, нераспространение ОМУ и др. Российская сторона высоко оценила усилия РК по примирению и сотрудничеству с КНДР. Стороны подписали также пакет экономических соглашений на 4 млрд. долларов, включающих участие южнокорейского бизнеса в развитии топливо-энергетической отрасли, транспорта, космической промышленности, информационных технологий, связи, рыболовства. Следует подчеркнуть, что в начале ХХI века в российско-южнокорейских отношениях сложилась уникальная ситуация: государства при сильных взаимных симпатиях оценивали достижения партнера выше, чем свои собственные.

Сотрудничество между РФ и РК в военно-технической области

Военно-техническое сотрудничество - это принципиально новый вид взаимодействия двух государств, и пусть не столь масштабный, но весьма характерный. Хотя начало российско-южнокорейских военных контактов было положено практически сразу после установления дипотношений, оно до поры не имело реального содержания: имели место обмены визитами министров обороны, военными делегациями, но реальный сдвиг произошел после визита в Сеул в 1995 году российского премьера В.Черномырдина. Стороны оценили ВТС как комплексную проблему, поле совместной деятельности ученых и политиков, как механизм воздействия на региональную безопасность,  на состояние политического, экономического и научно-технического сотрудничества между странами. В условиях глобализации и появления новой системы гегемонии во главе с США для интересов национальной безопасности двух стран признавалось важным выстраивать двух-, трех- и многосторонние отношения в этой сфере. Для РК было очень важным, что российская сторона решила не продлевать договор между СССР и КНДР от 1961 года, для России было важно обрести новых покупателей ее вооружения, партнеров для сотрудничества в военно-технической области.

В мае 1995 года Министерство обороны РК выразило желание закупать российское оружие. Тогда же были подписаны меморандум о взаимопонимании, касающийся военных обменов, и соглашение по военно-техническому сотрудничеству7. Однако, подписав документы, южнокорейское руководство в силу известных причин не спешило реализовывать свои намерения. Только в конце 1990-х годов в РК были поставлены некоторые виды вооружений в рамках символической сделки «Пульгом-1» («Красный медведь-1») по схеме погашения части внешней задолженности бывшего СССР по ранее предоставленным кредитам. Однако масштабы программы оказались незначительными, а ее общий объем на 1999 год составил всего около 209 млн. долларов8. Кроме того, стороны не договорились о техническом обслуживании приобретенной РК военной техники и запчастях.

Конец 1990-х годов мог бы стать новым рубежом ВТС России и Южной Кореи. В Сеуле оценивали новое российское руководство как прагматичное, готовое работать с широким спектром государств. Россия приняла участие в двух крупных тендерах на поставку истребителей и вертолетов в РК на общую сумму более 3 млрд. долларов, однако победителем тендера оказался американский F-15K. Министерство обороны РК после изучения предложения России о поставке 36 ударных вертолетов Ка-52 «Аллигатор» и лицензионной сборке этих машин в Корее вдруг приняло решение о запуске собственной программы вертолетостроения, рассчитанной на производство 500 машин и замену к 2012 году всего имеющегося вертолетного парка. Эпизод показал, что Южная Корея не была готова приобретать у Москвы крупные партии высокотехнологичной военной техники, отдавая предпочтение небольшим военным закупкам. 

Так, в 2002 году был реализован контракт на производство трех крупных десантных катеров на воздушной подушке проекта 12061Э «Мурена» на 100 млн. долларов. В 2003 году Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» поставила в РК 23 легких четырехместных самолета Ил-103 на 9 млн. долларов. Всего с 2003 по 2006 год РК закупила в России оружие на 534 млн. долларов, из которых 267 миллионов были зачтены в счет долга. Затем последовала вторая партия вооружений по той же схеме. Она включала танки Т-80У, боевые машины пехоты БМП-3, переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК) «Игла», противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) «Метис-М». Россия также предложила многолетнюю программу  сотрудничества в сфере разработки радиолокационных систем, средств защиты танков, модернизации ПЗРК и других проектах, где требовалась современная электронная база.

В ходе визита в Москву в сентябре 2004 года Президента РК Но Му Хёна были достигнуты договоренности «продолжать ВТС между двумя странами, в том числе в области высоких технологий», об ответственности сторон за оборонные технологии, защите интеллектуальных прав и по упрочению договорно-правовой базы между двумя государствами в данной области9. Стороны также подписали соглашение о сотрудничестве в сфере освоения космоса, включая подготовку к полету первого южно-корейского космонавта. Был заключен контракт на 210 млн. долларов на создание в интересах южнокорейской стороны космического ракетного комплекса с ракетой-носителем легкого класса, способного вывести на орбиту спутник. Позже, в июле 2006 года, с космодрома Плесецк был выведен на орбиту южнокорейский спутник «Ариран-2». Эта программа получила свое развитие: на орбиту в общей сложности было выведено девять спутников. 8 апреля 2008 года южнокорейский космонавт Ли Со Ён полетела в космос на российском корабле. РК стала 36-й страной в мире, пославшей на орбиту Земли своего космонавта, а Ли Со Ён - 49-й побывавшей в космосе женщиной.

Естественным тормозом на пути развития ВТС России и РК оставались Соединенные Штаты, занимавшие главенствующее место в системе военных связей Южной Кореи. Влияние Вашингтона еще больше упрочилось после того, как Пхеньян провел испытания ядерных боезарядов. Они наполнили  военно-политический союз США и РК новым содержанием, и стороны провели ряд совместных учений. Предоставляемые в основном американцами лицензии (до 90%) позволяли РК производить самолеты, корабли, ракеты, танки, бронемашины, тяжелые орудия, боеприпасы и электронное оборудование.

Вместе с тем наличие американских баз и боевых кораблей в портах РК, активное научно-техническое сотрудничество и тесные контакты разведслужб, определяющие зависимость стратегической безопасности Сеула от США, вызывали недовольство многих южнокорейских политиков и различных социальных слоев. Дело в том, что Вашингтон устанавливал свои правила игры в регионе и исходил прежде всего из своих интересов, часть которых противоречила интересам РК. С другой стороны, высокие цены на американскую продукцию военного назначения (ПВН) и системы безопасности постоянно заставляли руководство РК думать о диверсификации источников их получения, в том числе и России. В Сеуле не вызывала восторга и подчас излишне резкая реакция США на военные контакты Сеула и Москвы с угрозами прекратить поставки комплектующих в Республику Корея. В силу сложившегося и пока безвыходного (в отношениях с КНДР) положения Сеула США остаются монополистом на южнокорейском рынке оборонной продукции.

Однако несмотря на это, ВТС России и РК имеет перспективу. Для России - это шанс погасить долги Сеулу, составляющие на данный момент более чем 1 млрд. долларов, и загрузить производственные мощности оборонных предприятий, для Южной Кореи - соответственно, вернуть долг в виде поставок различной продукции, в том числе и военного характера, а также получить доступ к некоторым российским технологиям. Перспективным выглядит создание совместных предприятий по разработке боевых систем на основе российских и южнокорейских технологий.

Экономическое сотрудничество

Взаимодействие России и РК обусловлено прежде всего  перспективами бурного развития азиатско-тихоокеанского рынка и значения в этом процессе энергетической составляющей. Российские Сибирь и Дальний Восток (ДВ) являются стратегическим резервом выживаемости России в XXI веке. К востоку от Урала на площади 15 млн. кв. км проживает менее 20 млн. человек при наличии там 75% ресурсной базы страны. В европейской же части России на 3 млн. кв. км «теснятся» 125 млн. россиян и несколько десятков миллионов мигрантов. Без вовлечения в этот процесс потенциалов Сибири и ДВ, без выхода на рынки СВА Россия обречена.

На этом пути нужно преодолеть ряд проблем: огромные транспортные расходы, разницу в энергетических тарифах, не позволяющую азиатской части России строить отношения с европейскими регионами страны на принципах «чистого рыночного саморегулирования». Поставки в Сибирь продукции и сырья из европейской части страны обойдутся значительно дороже, чем при трансграничной торговле с Китаем, Кореей и Японией. Раньше ДВ поставлял на внутренний рынок страны 75% производимой продукции, сегодня - чуть больше 4%.  Остальное идет на экспорт10. К 2005 году по сравнению с 1990 годом регион потерял 1,8 миллиона своего населения, и это опасно.

То, что Россия в начале 1990-х годов отказалась от проведения какой-либо акцентированной экономической политики на ДВ, привело к катастрофическим последствиям для региона и страны в целом. Так, к 2002 году промышленный потенциал ДВ уменьшился по сравнению с 1991 годом на 46,2%, а объем валовых инвестиций сократился на 69%11. Такие подходы, по мнению ряда экспертов, сделали Восточную Сибирь и ДВ слабым звеном в экономической безопасности России, а российские производители в АТР перестали восприниматься в качестве серьезных партнеров12. От России вправе ожидать, что ее социально-экономическая  политика в Сибири и на ДВ не будет замыкаться сугубо на интересах региона, а сольется с ее стратегией на всем пространстве.

Уже в силу двух факторов - повышения энергопотребления в регионе АТР и роли России как евро-азиатского транзитера товаров - ее отношения с РК имеют тенденцию постоянно развиваться. И в этом плане весьма перспективным выглядит строительство нефте- и газопровода из Восточной Сибири до Тихоокеанского побережья, или нефтепровода Тайшет - Находка. РК в этом плане испытывает серьезную зависимость от мировой конъюнктуры на первичные энергоресурсы, что открывает перед Россией двери для ее присутствия в Южной Корее. Эксперты в Москве и Сеуле видят четыре уровня взаимодействия - межгосударственные двусторонние отношения между РФ и РК, трехстороннее экономическое сотрудничество в рамках РФ - РК - КНДР, сотрудничество в рамках международной экономической интеграции СВА и межрегиональное сотрудничество регионов Восточной Сибири и ДВ с регионами РК и КНДР.

В ноябре 2005 года руководители двух стран одобрили проекты соединения Транссибирской и Транскорейской железных дорог, прокладку нефтяных трубопроводов и ряд других вопросов. Южная Корея официально признала Россию страной с рыночной экономикой и выступила за ее присоединение к ВТО. Активизировались связи в производственной сфере, что позволило наладить выпуск на российских предприятиях бытовой электроники, автомобилей и т.д. Вместе с тем потенциал взаимных отношений не до конца реализуется. Россия осталась лишь 15-й страной среди торговых партнеров РК (1,12% от общего товарооборота)13, а российский экспорт в РК остался преимущественно сырьевым. Более 90% его пришлось на поставки металлопроката, минерального сырья (нефти и нефтепродуктов), лесоматериалов,  продукции химической промышленности, а также морепродуктов.  Корейскую же сторону весьма устраивает преобладание в российском импорте автомобилей, транспортных средств, производственного оборудования (около 63%), химической продукции (20%), текстильных изделий (4%) и потребительских товаров (бытовая электроника, продукты питания)14.

Уровень инвестиций южнокорейских компаний в экономику России остается невысоким. Так, к 2005 году их общая сумма составила 256,6 млн. долларов, вложенных в 171 проект (0,45% общей суммы инвестиций РК за рубежом15, но и она не дотягивала до объема заявленных инвестиций (491,9 млн. долл., 228 проектов). И это при том, что годом ранее стороны подписали соглашения на сумму около 4 млрд. долларов, включавшие строительство НПЗ в Татарстане, модернизацию Хабаровского НПЗ, соглашение между ОАО «Роснефть» и Корейской государственной нефтяной корпорацией о разработке двух нефтяных месторождений - на Камчатке и Сахалине и др. Среди реально работающих совместных проектов - участие Финансово-промышленной группы «Лотте» в строительстве гостинично-делового комплекса в Москве на 260 млн. долларов, строительство корпорацией «LG» завода по производству бытовой электроники в Подмосковье. Что же касается российских инвестиций в экономику РК, то они вообще незначительны и составляют порядка 10 млн. долларов в год16. Словом, инвестиционная сфера отстает от торговой.

В свете вышесказанного пока наиболее перспективным направлением сотрудничества остается ТЭК, освоение месторождений энергоносителей в Сибири, на Дальнем Востоке. Высок интерес Сеула и к совместной разработке урановых месторождений для своей атомной энергетики. С реализацией этих проектов РК планировала в 2010 году решить одну из важных задач - добиться на 10% самообеспечения электроэнергией. Однако южнокорейский бизнес еще неохотно участвует в нефтеразработках в России, предпочитая жестко конкурировать в этом деле с западными, японскими, а теперь еще и китайскими и индийскими компаниями на Ближнем Востоке, и часто проигрывает им.

В рамках трехстороннего формата (РФ - РК - КНДР) для Сеула предпочтительна такая модель сотрудничества: Южная Корея предоставляет капитал и технологии, Россия - природные ресурсы и научно-технический потенциал, КНДР - трудовые ресурсы. Однако эту модель не удается запустить в дело, помимо некоторых подвижек в вопросе соединения Транссиба с Транскорейской магистралью. Тем не менее ситуация и здесь не так безнадежна, поскольку до 2009 года два корейских государства наращивали товарооборот, доведя его до 1 млрд. долларов в год, пока очередной виток напряженности между двумя Кореями не затормозил процесс. При этом Сеулу выгодно развивать экономические связи с КНДР для ликвидации непропорционально усиливающейся ориентации экономики страны на китайский рынок. Сейчас объем товарооборота РК с КНР превысил объемы ее торговли с США или Японией. Россия могла бы сыграть важную роль в налаживании межкорейского партнерства в торгово-экономической сфере.

До начала последнего мирового финансового кризиса благодаря стабильно высоким темпам роста (6-7% в год) у России были шансы начать осуществление многовекторной стратегии развития своих восточных земель. В федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» излагались меры по интенсификации социально-экономического развития этих регионов, повышению их инвестиционной привлекательности. Центральная роль отводилась разработке месторождений нефти и газа, а также строительству сопутствующих объектов инфраструктуры: 69,3% всех расходов предполагалось направить на нужды ТЭК17. Развитие ТЭК и объектов инфраструктуры на Дальнем Востоке и в Забайкалье не только пойдет на пользу России, решит некоторые из ее демографических проблем, приведет к созданию инфраструктуры регионов Сибири и ДВ - автомобильных и железных дорог, портов, сетей снабжения электроэнергией, линий связи и прочих ее объектов, но и внесет вклад в экономическую интеграцию стран СВА.

Российско-южнокорейский товарооборот растет прежде всего за счет российского импорта, но при этом нарастает дефицитное сальдо России. РФ заняла восьмое место в списке стран - импортеров южнокорейских товаров за счет поставок автомобилей и электроники. Другие популярные статьи - буровые платформы и различные полимеры. Больше половины российских поставок в РК составляет нефть и нефтепродукты, далее следуют черные металлы и сплавы, необработанный алюминий, битуминозный уголь, никель, рыба, древесина.

Южнокорейские фирмы готовы сотрудничать и с отдельными регионами России. В 2007 году председатель совета директоров «LG Group» Ку Бон Му и глава Республики Якутия В.Штыров подписали Меморандум о намерениях по совместной реализации программы комплексного развития Якутии. Предусматривается инвестирование 1,4 трлн. рублей в развитие производительных сил, транспорта и энергетики Якутии до 2020 года. Два проекта уже находятся в стадии реализации - это разработка Ингалинского угольного месторождения и участие «LG» в развитии Эльконского уранового месторождения (объем финансирования до 2 млрд. долл.). Все больше корейских компаний проявляют интерес к рынку российского Дальнего Востока и Сибири, а ряд фирм там уже присутствуют, реализуя проекты по энергоресурсам и логистике, или намерены присутствовать.

Россия и РК развивают сотрудничество в ракетно-космической области, в том числе в деле запусков корейской ракеты-носителя «Наро», которые начались в 2009 году, но пока не очень удачно. В рамках первого этапа сотрудничества предполагается создание системы, обеспечивающей выведение полезной нагрузки массой до 100 кг на околоземную приполярную орбиту с последующим доведением возможностей ракеты до 1,5 т к 2015 году.

Сотрудничество невозможно без его транспортной составляющей. В 2006 году во Владивостоке было достигнуто историческое трехстороннее соглашение ОАО «РЖД» и железнодорожных администраций КНДР и РК о создании рабочей группы по реконструкции Транскорейской железной дороги (ТКЖД) на участке Хасан - Раджин с выходом на Транссиб. Осуществление проекта соединения Транссиба с ТКЖД создало бы условия для формирования естественного транспортного моста между Западной Европой и Восточной Азией и привлечения дополнительного грузопотока.

Интерес к России обусловлен крайне ограниченными природными ресурсами РК, причем соображения энергетической безопасности требуют от РК диверсификации источников энергоносителей. Республика  импортирует практически все энергоресурсы, являясь одним из крупнейших энергопотребителей мира. Большая часть потребности в нефти и газе удовлетворяется за счет импорта из стран Персидского залива и ЮВА. Однако из-за политической нестабильности Ближнего Востока Республике Корея требуются и другие источники поставок. В этой связи в Сеуле видят Россию как стратегически важный источник ресурсов, особенно в свете того, что Россия показывает неуклонный экономический рост при стабильной политической ситуации.

В чем еще причины недостаточного развития российско-южнокорейских экономических отношений? С момента установления дипломатических отношений Россия чисто прагматически сакцентировала свой экономический интерес на трехстороннем сотрудничестве с двумя Кореями в виде крупномасштабных проектов, связанных с железнодорожным строительством и энергетикой. Однако вовлечь в эти рамки Северную Корею оказалось делом непростым, тем более в отсутствие достаточно эффективных экономических рычагов. Другие проекты планировались даже в более широких рамках СВА, что требовало дополнительных согласований. И наконец, под экономическое сотрудничество между нашими странами не была сформирована реальная работающая структура взаимодействия.

Правда, во время переговоров на высшем уровне была опробована новая форма взаимодействия - «стратегические диалоги между Россией и Республикой Корея по энергетическим вопросам»18. Она дала возможность увязывать вопросы сотрудничества в области экономики с вопросами политики и безопасности. Эти «стратегические диалоги» не ограничивались лишь решением взаимных проблем, а нацеливались и на региональное сотрудничество в рамках СВА. В ходе встреч на высшем уровне рассматриваются вопросы сотрудничества в области высоких технологий, автомобилестроения, авиакосмической техники и т.д. Одним словом, нашим странам необходимо поскорее возобновить работу совместной комиссии по экономике и науке на должном уровне, а также создать эффективный механизм взаимодействия между коммерческими и частными структурами.

Из последних важных сдвигов следует упомянуть состоявшуюся в августе 2011 года в Хабаровске рабочую встречу специалистов ОАО «Газпром» во главе с А.Ананенковым и компании «Kogas» во главе с ее исполнительным директором Чжу Канг Су. Стороны наметили подписать «Дорожную карту», которая зафиксирует план приоритетных мероприятий по проекту поставок российского трубопроводного газа в Южную Корею. Стороны также обсудили тенденции развития глобального рынка энергоресурсов и перспективы дальнейшего развития партнерства в нефтегазовой сфере. Особое внимание было уделено сотрудничеству компаний в рамках реализации Восточной газовой программы.

В связи с последствиями мирового финансового кризиса в 2008 году объем торговли между Россией и Южной Кореей несколько сократился. Однако уже в 2010 году он достиг докризисного уровня - 18 млрд. долларов. Во время визита Президента России Д.Медведева в Сеул (ноябрь 2010 г.) стороны подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области модернизации экономики с упором на энергоэффективность и информационные технологии. «У нас быстро растет торговля, объем которой в этом году должен достичь 20 млрд. долларов - это рекорд, - говорил министр иностранных дел России С.Лавров. - Наращиваются и инвестиции, в частности, Республика Корея инвестировала в российскую экономику около 3 млрд. долларов, и этот процесс продолжается... Мы обсудили задачи дальнейшей диверсификации наших связей, имея в виду прежде всего взаимные проекты в областях высоких технологий. Это и ядерная энергетика, освоение космоса, автомобилестроение, судостроение, электроника»19. Завод «Хендэ Мотор» в Санкт-Петербурге сегодня увеличил производство автомобилей с 50 до 150 тысяч в год и планирует скоро довести выпуск до 200 тысяч. Таким образом, в экономическом сотрудничестве двух государств ощущается четкая поступательная линия, а существующие проблемы решаются в рабочем порядке.

Стратегическое партнерство между странами

В рамках Совместного заявления 2008 года Россия и Республика Корея четко определили совместные интересы, сферы сотрудничества, общие подходы к решению международных проблем; обязательства сторон; факторы, которые могут противоречить интересам партнеров, в том числе их отношениям с третьими странами (международными организациями).

Стержнем российско-корейского взаимодействия в международных делах остается политическое разрешение корейского ядерного вопроса. Во время первой встречи в Японии в июле 2008 года с Президентом РК Ли Мён Баком в рамках саммита «восьмерки» Д.А.Медведев подтвердил актуальность проблемы денуклеаризации Корейского полуострова. Говоря о роли России в урегулировании ядерной проблемы Корейского полуострова, Ли Мён Бак выразил признательность Москве, сказав, что Россия играет «решающую роль в шестисторонних переговорах по этому вопросу». Глава Российского государства заверил гостей, что Россия «продолжает спонсорские усилия» в этом направлении.

Политические итоги российско-южнокорейского саммита, состоявшегося в Москве 29 сентября 2008 года, представляются весьма плодотворными особенно в свете преодоления последствий мирового финансового кризиса. В Совместном заявлении по его итогам зафиксирована договоренность поднять двусторонние отношения до уровня стратегического партнерства, активизировать диалог и сотрудничество на всех уровнях, совместно отметить в 2010 году 20-летие установления дипломатических отношений, а в дальнейшем провести Год России в Республике Корея и Год Республики Корея в России.

Круг вопросов, поднятых на переговорах между главами двух государств, на встрече Президента Ли Мён Бака с председателем правительства России В.В.Путиным, на российско-корейском бизнес-форуме и других мероприятиях визита, вновь высветил то обстоятельство, что сегодня практически нет такой сферы человеческой деятельности, в которой бы Россия и Республика Корея не сотрудничали - будь то обеспечение международной безопасности, торговля, экономика, наука и техника, энергетика. Лидеры двух государств выразили убеждение, что набирающие обороты процессы глобализации привели к усилению взаимозависимости государств, в результате чего вопросы безопасности и процветания стали неделимыми. Президент Ли Мён Бак отмечал: «Ни одно государство уже не может в одиночку решать проблемы в таких сферах, как финансы, торговля, наука и технологии, Интернет, экология, изменение климата, ядерное оружие, обеспечение продовольствием, энергетика, борьба с террором»20.

Партнерство двух стран имеет особую ценность прежде всего в плане создания основанной на «сдержках и противовесах» системы многосторонней безопасности в Северо-Восточной Азии. И, как говорил Президент Ли Мён Бак в Санкт-Петербургском государственном университете, «я верю, что на Россию, объединяющую в себе Европу и Азию, простирающуюся от Тихого до Атлантического океана, возложена миссия стать ведущей силой новой цивилизации XXI века»21.

Сентябрьский саммит 2008 года оказался важен для Москвы еще и в том плане, что он случился после хорошо известных событий на Кавказе. В этот момент в ходе переговоров лидеров двух стран  была подтверждена преемственность линии Сеула на наращивание взаимодействия с Россией. Известно, что Ли Мён Бак по многим вопросам мировой политики занял позицию, отличную от подходов его предшественников, но только не по вопросам отношений с Россией. Они остались константой, а в корейском обществе по этому вопросу  сформировался общенациональный консенсус.

Две страны объединяет общая заинтересованность в устранении военной угрозы в СВА, источник которой - более чем полувековое противостояние на Корейском полуострове, которое сегодня еще более осложнено наличием ядерной проблемы. Обострение ядерной проблемы Корейского полуострова нельзя, однако, рассматривать в отрыве от общего положения мировых дел. В условиях, когда в международных отношениях все больше и больше проявляет себя фактор силы, когда звучит язык ультиматумов и санкций, реанимируется блоковая политика, определенные страны чувствуют себя ущемленными и пытаются обеспечить свою безопасность любыми средствами, включая крайние.

Шестисторонние переговоры представляют сегодня наиболее удачный формат для выработки системы мира и безопасности в СВА. В ходе последнего саммита в Москве южнокорейская сторона поддержала конструктивную роль России в качестве председателя Рабочей группы по механизму мира и безопасности в Северо-Восточной Азии, созданной в рамках «шестерки», а российская - деятельность Республики Корея в качестве председателя Рабочей группы по экономическому и энергетическому сотрудничеству. Стороны также условились расширять сотрудничество в рамках региональных организаций, прежде всего АРФ и АТЭС, с целью укрепления мира, безопасности и развития АТР. Республика Корея выразила удовлетворение в связи с установлением Россией связей с существующими и формирующимися структурами Восточной Азии.

В августе 2011 года министр иностранных дел и внешней торговли РК Ким Сон Хван посетил Россию. В ходе встречи со своим российским коллегой С.Лавровым стороны констатировали положительные тенденции в развитии двусторонних отношений, регулярный политический диалог, а также конструктивное взаимодействие по целому ряду международных вопросов. «У нас общее убеждение в том, что закрепление благоприятной динамики российско-корейских связей в духе стратегического партнерства отвечает коренным интересам народов двух государств, является важным фактором поддержания мира и стабильности на Корейском полуострове и в целом в регионе Северо-Восточной Азии»22, - заявил российский министр. Таким образом, мы вполне можем считать, что и дальше российско-южнокорейские отношения будут развиваться поступательно, развязывая возникающие узлы и преодолевая препятствия на этом пути.

 

 

1Корейское урегулирование и интересы России / Под ред. В.И.Денисова и А.З.Жебина. М.: ИДВ РАН, НП ИД «Русская панорама», 2008. С. 92.

2Kim Yu-Nam. A Review of Seoul-Moscow Relation // Korea Foreignaffairs. 1995. Vol. 3. № 6.

3Посещение штаба Тихоокеанского флота России Президента РК Ким Ён Сама // URL: http://contents.archives.go.kr 

4Россия - РК: визит Ким Дэ Чжуна в Россию // Дипломатический вестник МИД России. Июнь 1999 // URL: http://www.mid.ru/dip_vest.nsf.

5Бажанов Е.П. Будет ли мир однополюсным? // Обозреватель. 2003. № 6. С. 28-37.

6Независимая газета. 2004. 21 сентября // news.ng.ru/2004/09/21/1095757668.html/

7Kwak Тае-hwan, Joo Seung-hо. Military Cooperation between Russia and South Korea // International Journal of Korean Unification Studies. 1999. Vol. 8. Р. 154-155 // URL: http://www.mid.ru

8Novichkov N. Russia Supplies Seou1 with Anti-Tank Guided Missiles // Jane’s Defence Weekly. 06.10.2004.

 9Gang Bong-gu. Russia´s Foreign Policy and the Korean Peninsula in the Second Term of the Putin Administration // International Affairs. 2004. Vol. 4. № 1.

10Министерство регионального развития РФ // URL: http://www.minregion.ru

11Там же.

12См., например: Бжезинский Зб. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. М.: Межд. отн., 2005. 288 с.; Thomas L. Friedman. The Lexus and the Olive Tree (Understanding Globalization). 2000. 490 p.

13The Korea International Trade Association // URL: http://www.kita.net

14Министерство финансов и экономики РК // Режим доступа: english.mofe.go.kr

15Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Республикой Корея // URL: http://www.mintrans.ru/pressa/Cooperation_MPK.html

16Суслина С.С. Инвестиционный потенциал РК и перспективы расширения российско-корейского экономического сотрудничества // Корея: взгляд из России / Отв. ред. А.З.Жебин. М.: ИДВ РАН, 2007. С. 131.

17См. подробнее: Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 г.».

18Корейско-российский совместный план действий в области торгово-экономического сотрудничества // URL: http://www.infokorea.ru/economic_cooperation/text1.php

19Выступление и ответы С.В.Лаврова в ходе пресс-конференции с Ким Сон Хваном. 09.08.2011 // URL: http://onekorea.ru/2011/08/09/vystuplenie-i-otvety-s-v-lavrova-v-xode-sovmestnoj-press-konferencii-s-kim-son-xvanom

20Цит. по: Глеб А.И. Россия - Республика Корея. Новые горизонты партнерства // Международная жизнь. 2008. № 11 // URL: http://www.russian-embassy.org

21Окно в Азию, окно в Корею // URL: http://globalsociology.ucoz.ru/publ/1-1-0-1

22Выступление и ответы С.В.Лаврова в ходе пресс-конференции с Ким Сон Хваном. 09.08.2011.