К написанию данной публикации автора побудила весьма актуальная статья историка искусств Инны Данилевич «Международные аукционы искусства: интересы России», вышедшая в прошлогоднем декабрьском номере журнала «Международная жизнь».
В ней, в частности, исследуется проблема возвращения в Россию путем участия в международных аукционах искусства утраченных культурных и художественных ценностей, в том числе вывезенных гитлеровцами из Советского Союза (Крым, Алупка) экспонатов передвижной выставки Государственного Русского музея (Ленинград) «Основные этапы развития русской живописи».
И.Данилевич также ссылается на мнение члена Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, бывшего главы департамента и заместителя руководителя Росохранкультуры А.И.Вилкова. Известный эксперт в данной области полагает, что в работе по возвращению художественных ценностей «особое значение имеет поддержка МИД России, российских посольств и консульств за границей, так как в каждом случае уникален не только возвращаемый объект, но и каждый случай возвращения»1.
О возвращении картины выдающегося русского художника-передвижника И.Н.Крамского «Портрет крестьянина» (по другой версии «Голова крестьянина») при активной поддержке Генконсульства России в Брно и Посольства России в Праге хотелось бы поподробнее рассказать и еще раз довести этот факт до сведения заинтересованных специалистов и читателей. Так сказать, из первых рук - с дипломатической стороны.
Особая ценность указанного произведения И.Крамского, созданного в 1868 году, состоит в том, что оно является одним из первых портретов крестьян, написанных русскими художниками в середине XIX века. В нем художник нашел черты нового, как принято говорить, положительного образа народа, создававшегося передвижниками в то время. Поэтому данная работа имеет большое значение для изучения тенденций в развитии русской портретной живописи в позапрошлом веке.
Однако еще более интересной и драматичной оказалась судьба картины в XX веке и начале нынешнего столетия. В 1940 году она была отправлена Русским музеем - наряду с полотнами других великих русских живописцев В.Тропинина, К.Брюллова, А.Иванова, В.Сурикова, И.Репина, И.Левитана и др. - в составе вышеупомянутой передвижной выставки по маршруту Нальчик - Крым. Вряд ли тогда кто-то мог предугадать, что вернуться в Русский музей ей будет суждено только спустя 66 лет.
В июне 1941 года многие экспонаты выставки, не эвакуированные своевременно и «застрявшие» в Воронцовском музее в Алупке, были захвачены гитлеровцами и вывезены с территории СССР2.
Таким образом, знаменитое произведение кисти И.Крамского оказалось в числе утраченных культурных ценностей. В послевоенный период оно вновь «всплыло» в начале 1950-х годов в Моравской галерее Брно, в Чехословакии, которая купила картину уже под названием «Голова мужчины» у частного лица.
В 1988 году картина в составе выставки из музеев Чехословакии экспонировалась в Третьяковской галерее. Газета «Культура» на своем портале в этой связи отмечала, что работу И.Крамского опознали русские музейщики, но на тот момент доказать ее бывшую принадлежность Русскому музею было невозможно, что, конечно, вызывает удивление. Только с 1997 года Росохранкультурой ведется издание Сводного каталога культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны. И лишь в 2000 году картина Крамского была опубликована в третьем томе Сводного каталога3.
В течение 2003-2004 годов по запросу Росохранкультуры при содействии Генконсульства России в Брно был установлен диалог с чешскими коллегами относительно возвращения картины. На тот период и.о. директора Моравской галереи в Брно К.Тлахова выразила готовность сотрудничать с Минкультуры России при условии предоставления нашей стороной документов, подтверждающих принадлежность картины Государственному Русскому музею. Кроме того, необходимо было сообщить, когда и при каких обстоятельствах произведение было утрачено4.
Вспоминаю, однако, что в разговоре с нами новый руководитель Моравской галереи, прибывший из Праги, не проявлял уже такого энтузиазма, как его предшественница, и просил оставить картину «великодушно» в Моравии, заметив при этом, что у нас, в России, дескать, и без того хватает шедевров.
Тем не менее документы из архива Русского музея (копии инвентарной карточки, актов приема - передачи и др.) были направлены и переданы в Моравскую галерею. В 2005 году начался собственно переговорный процесс на уровне двусторонней экспертной комиссии при участии представителей российского Генконсульства. Первоначально он проходил в форме переписки, однако впоследствии понадобился приезд сотрудников Русского музея в Брно, чтобы на месте провести экспертизу. Представленные ими доказательства, в частности Путеводитель по выставке в Алупкинском музее, изданный накануне ее открытия, где и была воспроизведена картина, в конечном счете убедили руководство Моравской галереи и подтвердили принадлежность картины Государственному Русскому музею.
Тогдашний председатель правительства Чехии Иржи Пароубек, проявивший заинтересованность в проведении экспертизы, публично заявил, что «картина Крамского по праву принадлежит русскому народу». При этом он отметил, что все вопросы правообладания урегулированы и соответствуют нормам международного права5.
Договоренность о возврате «Портрета крестьянина» в Россию была достигнута министерствами культуры двух стран уже при содействии Посольства Российской Федерации в Чехии. 1 марта 2006 года во время официального визита в Чешскую Республику Президента России В.В.Путина картину И.Крамского передал российской стороне министр культуры ЧР В.Яндак. О примечательности и даже уникальности акта возвращения картины свидетельствуют следующие слова В.В.Путина: «За всю мою политическую карьеру я впервые сталкиваюсь со случаем, когда нам что-то возвращают. Это очень приятно. Обычно возвращаем мы»6.
Непосредственно руководству Русского музея картина И.Крамского была торжественно передана в Москве 11 апреля 2006 года при участии министра культуры и массовых коммуникаций России А.С.Соколова. Принимая картину из рук министра, директор музея В.Гусев сказал, что «эту работу И.Крамского невозможно оценить в денежном эквиваленте», имея в виду, очевидно, ее весьма высокую художественную ценность7. 18 мая 2006 года уже в самом Русском музее Санкт-Петербурга состоялась презентация, казалось бы, утраченной навсегда и вновь обретенной картины.
Благодаря усилиям специалистов Русского музея, работников Минкультуры и Росохранкультуры России, а также российских дипломатических представительств в Чехии она была возвращена в Россию и заняла свое достойное место в постоянной экспозиции. Ряд дипломатов, включая генконсула России в Брно, были удостоены Благодарности министра культуры России «за большой личный вклад в возвращение картины И.Н.Крамского «Портрет крестьянина» (1868 г.), принадлежавшей Государственному Русскому музею и утраченной в годы II Мировой войны».
Возвращение пропавшего, говорилось на презентации в Санкт-Петербурге, - это почти чудо. Слишком редки и маловероятны подобные события в современном мире8. Вместе с тем прецедентный случай с картиной И.Крамского в Чехии показал, что при объединении усилий ведомств и организаций и активной поддержке российских загранучреждений за рубежом остающиеся утраченными многие культурные ценности, в том числе из коллекции, исчезнувшей из Алупкинского дворца, могут быть «отфиксированы» и возвращены путем переговоров в двустороннем формате, а не только участия в дорогостоящих международных аукционах.
1Международная жизнь. 2011. №12. С. 142.
2В Москве прошла церемония передачи картины Крамского Русскому музею // Сайт Шедевры живописи музеев СССР.
3Культура - портал газеты «Культура». № 14. 13-16 апреля 2006.
4Культурные ценности - жертвы войны. Картина И.Н.Крамского «Голова крестьянина» (1868 г.)// Сайт Министерства культуры России.
5Paroubek dá Putinovi Hlavu rolníka. «Mladá Fronta Dnes». 15.02.2006.
6Чехия сегодня. 2006. №3.
7Новые известия. 12 апреля 2006.
8О высоком. Русскому музею вернули «Голову крестьянина». 18 мая 2006 // Lenta.ru