Человек, который придумал аббревиатуру «БРИК», наверное, даже не предполагал, что она наполнится реальным содержанием и обретет жизнестойкость. Ведь вошедшие в это объединение государства расположены в самых разных точках планеты - в Азии, Африке, Европе и Латинской Америке. Тем не менее развитие хозяйственных структур стран БРИКС привело к диверсификации мировой экономики и мирового рынка, ранее ориентированного преимущественно на США и западные страны. В процессе реформирования глобального экономического управления эти страны стоят на схожих позициях, они укрепляют координацию действий и сотрудничают друг с другом. Эти страны находятся в схожих стадиях развития, решают примерно одинаковые задачи: добиваться экономического роста, внутренней стабильности и общественного развития. Их преимущество состоит в том, что их экономики взаимно дополняемы, что представляет собой широкое поле для сотрудничества в рамках одной организации и со всем остальным миром. Можно с уверенностью сказать, что страны БРИКС являются активными сторонниками и практиками глобального партнерства в целях развития, мостом диалога и сотрудничества Север - Юг.

Место и роль БРИКС в мировой экономической системе

После окончания холодной войны начал развиваться процесс формирования разных механизмов системы многосторонней торговли, ускорявший дифференциацию государств и диверсифицировавший их позиции. Современный глобальный мировой финансовый кризис еще больше форсировал реконфигурацию международных связей. С одной стороны, этот кризис выявил изъяны глобальной экономической системы управления, а с другой стороны, начал постепенно перемещать центр внимания мировой общественности на Восток. Развивающиеся страны стали получать выгоду от рыночной экономики и нового витка технологической революции, равно как и от беспрецедентного расширения глобализации производства и капитала.

Хотя США, ведущие европейские страны и их транснациональные корпорации по-прежнему являются главной движущей силой экономической глобализации, однако их доминированию все больше стал бросаться вызов со стороны нарождающихся новых лидеров, прежде всего стран БРИКС, что дало толчок процессу изменения расстановки сил в мире. Иными словами, обозначилась тенденция перехода мирового экономического потенциала от старых развитых стран к «странам с формирующимся рынком».

На фоне устойчивого «догоняющего» роста стран БРИКС доля развитых экономик во главе с США в мировом ВВП постепенно снижается. А страны БРИКС как представители развивающихся экономик сохраняют стабильный рост и развитие, и теперь уже они способствуют выводу мировой экономики из глубины кризиса, тем самым представляя в ней светлое пятно. Страны БРИКС, что немаловажно, располагают значительными природными богатствами, а их трудовые ресурсы увеличиваются. Эти страны отличает масштабность решаемых ими экономических задач, высокоемкий рыночный потенциал, а также ряд других преимуществ. Объемы торговли, как внутренней, так и межгосударственной, в странах БРИКС быстро растут, а их валютные запасы делают их ведущими держателями ценных бумаг и живым источником оздоровления мировой экономики.

Страны БРИКС с высокой ликвидностью и доходностью их экономик, высокой финансовой безопасностью способны поглощать глобальные потоки мировых капиталов, тем самым создавая особую влиятельную геоэкономическую силу, которая, постепенно расширяя масштабы и интенсивность влияния на мировую экономику, предоставляет шансы для развития и всех других стран мира. Бенефицианты из числа последних постепенно сформируют вокруг БРИКС новое экономическое ядро, новый мировой производственный центр, который перекроит всю глобальную экономическую карту, вызовет новое международное разделение труда и в итоге в результате реструктуризации мирового промышленного производства обеспечит и реконфигурацию глобальной структуры торговли и финансов.

Китай, Россия, Индия, Бразилия и Южная Африка сами по себе представляют региональные державы. Эффективное взаимодействие между странами БРИКС способствует диалогу между материками и континентами, позволит различным государствам мира отстаивать свои международные права, бороться за реализацию своих интересов в мировой финансовой системе, формулировать удобные правила торговли, обеспечивать высокий уровень научно-технических исследований и инноваций, эффективно содействовать защите и охране окружающей среды, сотрудничать в вопросах, связанных с изменениями климата, и в международных организациях. В этом своем качестве страны БРИКС поощряют социальное разнообразие и взаимовыгодные отношения между народами и содействуют реформам существующих многосторонних политических и экономических институтов.

Участие стран БРИКС в работе «двадцатки» способствует переходу глобальных экономических основ управления в новую фазу. Как основные державы с быстро развивающимся рынком, они ускоряют фрагментацию мирового рынка товаров и услуг, размывают монополию традиционных развитых стран в мировой торговле и, самое главное, формируют тенденцию многополярности мира. Участие стран БРИКС в глобальном управлении отражает процесс перехода баланса современных международных сил из количественных изменений в качественные.

Страны с формирующимся рынком возглавят второй этап глобализации

Финансовый кризис, угроза коллапса еврозоны и участие стран БРИКС в качестве спасителей Европы показали, как страны, которые еще в недалеком прошлом рассматривались в качестве «неприкасаемых», отомстили тем государствам, которые являли собой образцы развитых демократий. Последние подверглись таким катаклизмам, как чрезмерное раздувание своих финансовых систем, связанная с этим коррупция, растущая государственная задолженность и дефицит бюджета.

Финансовый кризис 2008 года лишь ускорил те процессы в мировой экономике, которые обозначились в 1980-х годах. Они были связаны с эрозией западной экономической модели, которая преподносилась, прежде всего Соединенными Штатами, в качестве образца для подражания. И неудивительно, если скоро мы станем свидетелями ее заката и появления на свет нового, открытого многополярного и экономически более многообразного мира. В этом мире будут набирать свой вес и свою значимость страны, расположенные за пределами Северной Америки и Западной Европы. И уже этот мир будет диктовать свою моду и представлять свои ценности, отличные от тех, которые имели место в прошлом столетии. Согласно оценкам экономистов самого разного уровня, примерно через десять лет Китай станет крупнейшей экономикой в мире, но еще раньше - уже через пять лет - по своей покупательной способности он обойдет Соединенные Штаты. Уже сейчас КНР некоторые эксперты называют приводным ремнем мирового экономического прогресса.

Все привычные представления людей, которые сформировались в последние два столетия, в значительной степени изменятся. Страны с формирующимся рынком, в которых позднее по сравнению с Западом началась индустриализация, постепенно начнут играть все более важную роль в глобальных процессах управления, глубже и эффективнее воздействовать на мировые экономические процессы, финансовые ресурсы, экологию, а следом и на решение проблем геополитики и безопасности.

За прошедшие два столетия на Западе укоренилось мнение, что именно они правят миром. Сначала на переднем плане была Великобритания, где развернулась промышленная революция, а затем, по прошествии двух мировых войн, лидерство перешло к Соединенным Штатам. Все это лишь этапы в мировой истории. И наконец, приближающийся закат западной эпохи обусловлен тем прогрессом, которого добился за последние годы Китай. И здесь нелишне напомнить, что вплоть до XVIII века он уже являлся одной из крупнейших экономик мира.

На самом деле сильная экономика делает государство в высокой степени самостоятельным и влиятельным в мировых делах. Но не только сильная экономика формирует влияние, у него есть и иные составляющие, среди которых численность населения и обширность территории, залежи полезных ископаемых и разнообразная природная среда. Такими составными частями (в разных пропорциях и соотношениях) обладает каждая из стран БРИКС. БРИКС уже стал той силой, мнение которой невозможно игнорировать при принятии тех или иных важнейших для мира решений, кто бы их ни инициировал. Эти показатели влияния дают странам БРИКС возможности играть определяющую роль и в других областях, включая политическую и военную. Практически каждая из этих стран по-своему амбициозна и стремится выйти за региональные рамки развития и стать полноценной мировой державой. В этом еще одна их важная особенность.

Южные страны извлекли из недавнего прошлого свои уроки, испытали свою боль, они не пойдут тем путем, которым в своем развитии шли cеверные страны. Теперь они более восприимчивы к глобальным проблемам, охране окружающей среды, к состоянию торговых взаимоотношений и всему тому, что принято называть вопросами стратегического уровня, они анализируют складывающуюся ситуацию с разных углов зрения. И это самоощущение южных стран заставляет их стремиться к изменению бытующих «правил игры». Именно в этом контексте, в стремлении соединить интересы собственного развития с интересами поощрения межгосударственной торговли, Китай предлагает создать в противовес американскому доллару новую международную валюту. Это уже из разряда нового мышления, не лежащего в рамках неолиберализма, в универсальность которого многие на протяжении многих лет верили.

Страны БРИКС сейчас находятся в лучшем положении: их экономическое самочувствие гораздо прочнее, чем американское или европейское. Они сами по себе становятся примером для подражания других стран. Конечно, страны БРИКС готовы помогать и помогают Европе, с которой они едины в мировом экономическом пространстве. Однако они пока недостаточно сильны, чтобы решать проблемы европейских стран. Но они активно ищут свое место и свою нишу в нарождающемся новом мире.

По иронии судьбы со временем миссия и преимущества Международного валютного фонда (МВФ) превратились в его недостаток. Изначально МВФ был призван оказывать помощь различным странам в восстановлении и поддержании стабильности их экономик. Но с 1980-х годов эта организация стала обретать функции некой военной полиции. Возможно, что благотворность нынешнего кризиса состоит именно в том, что многие государства мира начинают избавляться от опеки МВФ, обретая собственную самостоятельность и независимость. Два примера поучительны. Так, при Президенте Несторе Киршнере (2003-2007 гг.) правительство Аргентины достаточно жестко и досрочно погасило свои долги перед МВФ, избавившись от контроля со стороны этой финансовой структуры, которая толкала страну на путь, откуда не было возврата. Где-то в это же время Россия при Президенте Владимире Путине последовала этим же путем. Так сделал и целый ряд других государств мира. Все те страны, которые ушли из-под опеки МВФ, вступили в стадию относительно стабильного развития.

Взаимодействие стран БРИКС в глобальной экономической системе и его цели

Взаимодействие стран БРИКС в глобальной экономической системе направлено на:

- реформирование мировой финансовой системы. Страны БРИКС на платформе саммита «G-20» проводят постоянные консультации с развитыми странами в деле проведения реформы существующей международной валютной системы, содействия диверсификации основной валюты и создания резервных валют, корректировки курсов основных валют, совершенствования безопасности глобальной финансовой сети путем формирования разумного и эффективного финансового надзора, создания системы раннего предупреждения кризисных явлений и нивелирования их. Несомненно, что процесс глобализации в сфере финансов, внедряющиеся в жизнь инновационные процессы требуют четкого и прозрачного финансового надзора. Над его созданием, а также над созданием единой и скоординированной системы финансового регулирования должны работать разные страны, укрепляя и развивая международную координацию в выработке единых надзорных стандартов. Страны БРИКС поддерживают серию стандартов и правил по предотвращению системных рисков на финансовых рынках и стабильному функционированию финансовых учреждений Международного совета по финансовой безопасности и Базельского комитета по банковскому надзору, а также активно участвуют в их использовании во внутренней системе регулирования;

- борьбу против протекционизма в торговле и инвестировании. Страны БРИКС единодушно выступают против всех форм протекционистской политики, особенно в области торговли и инвестиций, поддерживают углубление процесса либерализации многосторонней торговли в рамках ВТО, стремятся активно использовать выработанное в ходе раунда переговоров членов ВТО в Дохе (Катар) в июне 2011 года «окно возможностей», позволяющее определять реальные цели торговой политики, модели переговоров и блокировать их результаты в случаях несоответствия общепринятым нормам. Страны БРИКС способствовали успешному завершению Дохийского раунда и реализации выработанных на нем решений. Согласуя свои позиции в деле сотрудничества с развитыми экономиками в расширении торговли и поощрении инвестиций, страны БРИКС в то же самое время призывают развитые страны последовательно содействовать либерализации торговли, уменьшать меры торгового протекционизма, отменить нетарифные барьеры по экспорту товаров для развивающихся стран. Они требуют от развитых стран снять необоснованные препятствия для доступа инвестиций в экономики развивающихся государств, особенно устанавливаемые ими под прикрытием разного рода соображений «национальной безопасности», повысить прозрачность надзора за инвестициями. В 2010 году Китай выполнил все обещания, данные им при вступлении в ВТО, приведя в нужный порядок более 3 тыс. законов и нормативно-правовых актов, создав соответствующую международным стандартам торгово-экономическую систему и став одним из самых открытых и предсказуемых рынков в мире;

- активное сотрудничество в области изменения климата. Страны БРИКС приветствовали достижения завершившейся в декабре прошлого года Канкунской конференции глав государств и министров экологии и климатической политики и с нетерпением ждут новой встречи в Южной Африке для достижения большего прогресса в этой области. На этой площадке особенно заметно сотрудничество между странами BASIC (Бразилия, Южная Африка, Индия и Китай) в работе над реализацией Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотского протокола как основной платформы для главных переговоров. При этом страны БРИКС четко придерживаются принципа «общей, но дифференцированной ответственности» за происходящее с климатом, стремясь побудить развитые страны дать ясное обещание по сокращению выбросов CO2 в ходе второго периода Киотского протокола, а развивающиеся страны в соответствии с их собственным желанием - добровольно принимать меры по сокращению выбросов. При этом развитые страны должны оказать финансовую и техническую поддержку развивающимся странам в области смягчения последствий сокращения выбросов и адаптации к новой ситуации;

- координацию позиций в рамках работы «двадцатки». Странам БРИКС необходимо развивать систему взаимных консультаций и совершенствовать координацию усилий в ходе подготовки и проведения совещаний в рамках «G-20», особенно в вопросах, касающихся обеспечения безопасности собственных финансовых систем, а также систем других развивающихся стран от внешних потрясений. Страны БРИКС призывают все государства - члены «G-20» расширить обмен информацией, касающейся макроэкономической политики, и координировать усилия в этой сфере. Основным странам-эмитентам резервных валют предлагается дать глубокую оценку побочных глобальных эффектов своей макроэкономической политики, развитым странам важно поддерживать устойчивость своих финансовых систем. Странам с формирующимся рынком - продолжать осуществлять осторожную макроэкономическую политику, должным образом реагируя на появление международных «горячих денег», пузырей активов, всплесков инфляции и других макроэкономических вызовов. Страны БРИКС выразили глубокую обеспокоенность ростом международных цен на сырьевые товары, что уже вызвало социальные волнения и политические кризисы в ряде стран, и надежду на то, что доллар США в качестве главной расчетной валюты для сырьевых товаров сохранит свою стабильность. Страны БРИКС будут активно сотрудничать с международными организациями, чтобы помочь наименее развитым странам справиться с резким ростом цен на продукты питания, предметы первой необходимости и энергоносители.

Укрепление сотрудничества между странами БРИКС

Самые яркие достижения двустороннего сотрудничества между Китаем и другими странами - членами БРИКС достигнуты в экономической сфере. Быстро растут объемы двусторонней торговли, даже опережая намеченные ранее планы. Но при этом можно говорить, что впереди у нашего торгово-экономического сотрудничества лежит огромное пространство. Конечно, на этом пути существуют и некоторые проблемы, которые предстоит решить.

Во-первых, с точки зрения статей экспорта и импорта Китай главным образом экспортирует в четыре другие страны БРИКС промышленные товары, в то время как они поставляют Китаю сырье - ситуация, которая, возможно, заметно беспокоит как Россию, так и Индию, Бразилию и Южную Африку, а вслед за ними многих других китайских экономических партнеров. В этом плане необходимо оптимизировать структуру взаимной торговли. Во-вторых - преодоление нормативно-правовых сложностей, особенно в вопросах инвестиций. Несмотря на то что за последние годы китайские инвестиции в экономику других стран БРИКС быстро увеличиваются, из-за отсутствия должной правовой базы в деле их реализации возникают неопределенности и двусмысленности. В-третьих, культурное сотрудничество и неправительственный обмен между странами по-прежнему находятся на недостаточном уровне.

Вот какие задачи представляется необходимым решить для дальнейшего поступательного развития отношений между пятеркой стран:

1) Реализация возможности расчета во взаимной торговле между странами БРИКС собственными валютами. С учетом имеющей место нестабильности курсов основных мировых валют и вызванной ею неопределенности ряда торговых сделок, между странами БРИКС появляется настоятельная необходимость дальнейшего укрепления взаимодействия в вопросах валютно-финансового регулирования и стимулирования взаимных расчетов в валютах стран - членов БРИКС. Это относится также к осуществлению инвестиционной политики. В этом случае взаимная торговля будет развиваться поступательно, снизятся бизнес-риски, а в целом такие изменения будут содействовать реформе всей международной валютной системы. С этой целью стороны будут осуществлять межгосударственные конверсионные сделки из расчета собственными валютами по системе СВОП, что позволит расширить области торговли и упростить систему взаиморасчетов.

2) Укрепление финансового сотрудничества между странами БРИКС. Финансово-экономический кризис оказал на страны БРИКС большое влияние и еще раз подчеркнул для них значимость стабильности финансового рынка, его нормального функционирования для поддержания национальных экономик. Чтобы защититься от подобного рода рисков, содействовать налаживанию взаимного сотрудничества в сфере оказания взаимных финансовых услуг, максимально эффективно использовать финансовый капитал стран - членов организации для сбалансированного развития экономик всех ее членов, странам БРИКС необходимо рассмотреть и изучить следующие вопросы:

а) включить валюты стран-членов в национальные валютные резервы и в конечном итоге сформировать наднациональную валюту в рамках БРИКС;

б) для финансирования важнейших экономических проектов в сферах энергетики, инфраструктуры, образования, науки и техники создать комитет БРИКС по экономическому развитию, Фонд развития и Банк развития и взаимной помощи;

в) сформировать открытые друг для друга финансовые рынки.

3) Углубление сотрудничества в области энергетики. С точки зрения их природных ресурсов страны БРИКС взаимно дополняемы и в этой связи перед ними лежат широкие перспективы для сотрудничества. Россия, Южная Африка и Бразилия богаты природными ресурсами, а Китай и Индия являются крупнейшими развивающимися экономиками мира, демонстрирующими самые высокие темпы роста. Потребности последних в энергоресурсах будут заметно расти, что предопределяет взаимодействие с первыми. Исходя из этого все страны БРИКС должны стратегически планировать пути расширения и углубления сотрудничества в области использования энергоресурсов, создавая для него необходимую нормативно-правовую базу. При этом тесно взаимодействовать в области освоения инновационных энергетических технологий.

4) Согласование между странами БРИКС условий свободной торговли. Несмотря на то что с точки зрения структуры внутреннего производства страны БРИКС по ряду параметров конкурируют между собой в области торговли, тем не менее существует немало областей, где они могут взаимно дополнять друг друга и осуществлять совместные проекты. К сегодняшнему дню Китай и Индия уже завершили работу над докладом по технико-экономическому обоснованию зоны свободной торговли между ними. Китай и Россия также немало работают над упрощением процедур взаимной торговли. Аналогичные переговоры ведутся между китайской стороной и Южноафриканским таможенным союзом. И такого рода переговоры о зонах свободной торговли могут вестись между всеми членами БРИКС, что создаст заделы для более эффективного развития их торгового потенциала.

5) Упрощение процедур взаимных инвестиций. Нынешний уровень экономического развития стран БРИКС позволяет им инвестировать все больше средств в экономики других государств. По сравнению с развитыми странами, внутренний рынок стран БРИКС еще недостаточно развит, а многие производственные отрасли и сфера услуг находятся в ранних стадиях развития. И это при том, что они стремительно развиваются, тем самым создавая для западных экономик немало возможностей для предоставления инвестиций. Но еще более широкое пространство открывается в странах БРИКС для взаимного инвестирования. На этом пути перед ними возникает задача по созданию общей нормативно-правовой базы, поощряющей такого рода инвестиции, упрощающей процедуры и устраняющей ненужные барьеры на этом пути.

6) Наращивание неправительственного культурного обмена и сотрудничества. Из-за существующих различий в общественном строе, географическом положении, истории, культуре, уровнях развития и т.д. страны БРИКС обладают собственной неповторимой национальной спецификой и уникальностью, что детерминирует и различные формы общения и диалога между ними в целях достижения большего взаимопонимания. Для этого страны БРИКС могли бы усилить работу в следующих областях: а) в организации более интенсивных связей между учеными и специалистами стран БРИКС для проведения совместных исследовательских проектов; б) в формировании механизма межрегионального сотрудничества и организации обменов на ведомственных и региональных уровнях; в) в содействии культурному обмену; г) в упрощении миграционных процедур; д) в деле развития туризма и организации других неправительственных обменов.

7) Сотрудничество по сельскому хозяйству. На базе встречи в Москве министры сельского хозяйства стран БРИКС создали механизм взаимодействия в виде проведения регулярных встреч и создания информационной базы по сотрудничеству в области сельского хозяйства и продовольственной безопасности. Эти встречи преследовали также цели укрепления сотрудничества в сельскохозяйственном производстве и снабжении населения продуктами питания, в деле преодоления последствий негативных природных явлений (засух).

Формирование механизма сотрудничества

Механизм сотрудничества между странами БРИКС в основном все еще находится в стадии формирования. Это касается отдельных организационных вопросов, постановки тем для обсуждения, предложений по ведению дискуссий, иных форм общения. Обретают стройность и различные формы двустороннего стратегического партнерства, складываются механизмы многостороннего диалога и координации усилий. Среди них достаточно назвать саммит глав государств и встречу министров иностранных дел Китая, России и Индии, трехсторонний форум Индия - Бразилия - Южная Африка (ИБСА), саммит глав БРИКС и работу в формате «основные четыре» (BASIC) в лице Южной Африки, Бразилии, Индии и Китая по вопросам борьбы с негативными климатическими изменениями. Среди этих многосторонних форм работы в качестве наиболее зрелого выделяется трехсторонний форум в составе Индии, Бразилии и Южной Африки. В его рамках получают развитие многоуровневый диалог и партнерство в различных областях, способствующие установлению разнообразных экономических связей и проектов между континентами и теми регионами, где располагаются эти страны. В рамках форума между МЕРКОСУР (Общим рынком стран Южной Америки), Индией и Южноафриканским таможенным союзом на повестку дня ставится вопрос о создании зоны свободной торговли.

Организация форумов и проведение всех подобных встреч свидетельствуют об активном участии стран БРИКС в региональном и глобальном развитии. Теперь дело за тем, чтобы страны БРИКС могли лучше согласовывать свои позиции по важнейшим международным делам и выработали общие принципы работы в составе всей «пятерки». На этом пути предстоит обсуждение таких вопросов, как возможность стран БРИКС представлять и отстаивать интересы других развивающихся стран. Формирование механизмов взаимодействия ускорит трансформацию экономической мощи стран БРИКС в политическое влияние, которое, несомненно, скажется и на работе «двадцатки», на принятии решений Международным валютным фондом, другими международными экономическими структурами, а в более широком плане и на деятельности ООН по превращению существующего миропорядка в более справедливый и демократичный.

Учитывая то, что нынешнее существование различных механизмов, децентрализованных тематик становится определенным препятствием для эффективной координации и сотрудничества, необходима реконфигурация ряда механизмов сотрудничества в рамках БРИКС. Надо интегрировать трехсторонний форум диалога Индия - Бразилия - Южная Африка и «основные четыре» в многосторонний механизм сотрудничества БРИКС, чтобы эта группа государств имела три функции. Во-первых, содействовала сотрудничеству и координации в выше сказанных областях и по глобальным проблемам между восходящими государствами. Во-вторых, содействовала сотрудничеству и координации между восходящими государствами и другими развивающимися странами. В-третьих, сделала БРИКС мостом для диалога развивающихся и развитых стран на международной арене с целью, чтобы развивающиеся страны получили большие интересы в сотрудничестве с развитыми странами. Кроме того, в процессе сотрудничества странам БРИКС не следует опасаться противоречий и конфликтов. Если изучать внутренний механизм урегулирования споров, укреплять двустороннее сотрудничество в рамках БРИКС, то его многосторонние и двусторонние механизмы сотрудничества будут становиться все более эффективными.