ОБСЕ продолжает оставаться на перепутье и утрачивать свою востребованность. Не стал исключением и прошедший год: итоги министерской встречи в Вильнюсе в декабре 2011 года лишь подтвердили, что критическая масса в деятельности этой организации нарастает, а реального продвижения к выполнению поставленной на Астанинском саммите ОБСЕ в 2010 году задачи формирования «сообщества безопасности» достичь так и не удалось. Налицо очередной сбой в усилиях по восстановлению изначальной функции ОБСЕ как одного из ведущих форумов для равноправного и взаимовыгодного диалога, коллективной, а не диктуемой групповыми или блоковыми интересами выработки консенсусных решений по ключевым вопросам евробезопасности. Несмотря на предпринимаемые усилия, Организация, к сожалению, так и не движется в направлении объединительной повестки дня. По-прежнему ОБСЕ «колотит» как в плане сбалансированности ее работы по географии, так и по тематике обсуждаемых проблем. Некоторые ключевые партнеры противятся серьезному переосмыслению и реформированию Организации, укреплению ее правовой базы, не готовы к столь востребованной модернизации этой многосторонней площадки с учетом меняющихся реалий.
Порой создается впечатление, что ОБСЕ попросту уже не лечится и обречена все дальше уходить на задворки европейской политики. И все же смею утверждать, что еще не все потеряно. И, видимо, преждевременно списывать со счетов эту организацию, несмотря на ее сложность, неоднозначность, политизированность, а по многим аспектам деятельности и проблемность с точки зрения российских интересов. Более того, выскажу мнение, что ОБСЕ при всех своих очевидных минусах все же остается для России уникальной, а возможно и незаменимой, европейской структурой многосторонней дипломатии.
Хотя, надо признать, организация, созданная в разгар холодной войны в целях предотвращения крупномасштабного военного конфликта в Европе и разработки «правил игры» двух противоборствующих блоков, пока так и не смогла адаптироваться к новым постконфронтационным реалиям. Поиск ее ниши продолжается. Причем он характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, сужением прежней функциональной ниши ОБСЕ в результате расширения сфер деятельности Евросоюза и НАТО, в том числе и за счет «перехвата» у ОБСЕ ее изначальных компетенций (прежде всего в области кризисного реагирования). С другой - попытками возродить ее роль в качестве центральной площадки обмена мнениями по ключевым вопросам евробезопасности, разработки новых принципов отношений между странами, а также координатора взаимодействия других международных структур, действующих в регионе.
На эффективности ОБСЕ по-прежнему сильно сказывается инерция мышления периода холодной войны, которую она так и не смогла преодолеть. Это выражается в первую очередь в сохраняющемся расколе Организации на «демократический запад» и «постсоветский восток», практике двойных стандартов, стремлении отдельных стран использовать «крышу» ОБСЕ для распространения влияния в районах, не охваченных НАТО и Евросоюзом, в том числе для целенаправленной «демократической трансформации» бывших республик СССР.
Явно не на пользу ОБСЕ идет и незавершенность ее институционального строительства. За прошедшие 17 лет после переименования «Совещания» в «Организацию» ей так и не удалось преодолеть структурную аморфность и размытость, точно кодифицировать все аспекты своей деятельности, в том числе процедурно, выстроить четкую вертикаль между коллективными органами и исполнительными структурами. Институты и полевые миссии зачастую чувствуют и ведут себя чуть ли не как наднациональные органы, функционирующие по собственной «программе» и, что совершенно недопустимо, независимо от государств-участников. Этим умело пользуются те страны, которые через свое кадровое доминирование, количественное превосходство и внебюджетное финансирование используют эти структуры для реализации собственных интересов.
Слабости и недостатки ОБСЕ можно перечислять и дальше. Дело, однако, в том, что одной «демонизацией» ОБСЕ изменить ее сущность и неприемлемые для нас методы работы вряд ли удастся. Если ОБСЕ вдруг и распадется, то никуда не исчезнут те проблемы, с которыми нам каждый день приходится сталкиваться в ее рамках, они лишь перетекут в другие структуры или выплеснутся на двусторонний уровень. Словом, работать с ней можно и нужно, и ее возможности пока не реализованы в полной мере.
В своем нынешнем виде ОБСЕ является зеркальным отражением тех процессов и тенденций, которые сегодня происходят на евроатлантическом пространстве и во взаимоотношениях ключевых игроков. Она такая, какой ее готовы видеть сами государства-участники. Вместе с тем ОБСЕ играет роль уникального барометра, позволяющего в режиме реального времени фиксировать малейшие изменения «европейского климата», причем еще до того, как они перерастут в крупные «турбулентности».
ОБСЕ представляет труднозаменимую площадку для озвучивания и продвижения наших крупных внешнеполитических инициатив по проблематике безопасности на евроатлантическом пространстве. Не стоит забывать, что именно ОБСЕ, а не какая-то иная организация первой откликнулась на призыв Президента России развернуть широкую общеевропейскую дискуссию по инициативе Договора о евробезопасности. Запущенный в рамках ОБСЕ «процесс Корфу» дал возможность существенно встряхнуть эту организацию, перенацелив дискуссии от обсуждения второстепенных вопросов на действительно острые и затрагивающие интересы всех государств проблемы в сфере безопасности.
В практическом плане ОБСЕ остается уникальным инструментом трехстороннего взаимодействия России, Евросоюза и США по европейским делам. Уже имеющийся опыт такого сотрудничества демонстрирует потенциал этого формата, позволяющего находить реальные развязки даже по самым сложным, казалось бы, тупиковым вопросам. И хотя на прошедшем СМИД ОБСЕ в Вильнюсе он сработал не в полной мере, роль этого «треугольника» следует активно наращивать. Гибкость и неформализованность такого формата дают возможность выдвигать полезные совместные инициативы по отдельным вопросам, опять же в интересах всех государств-участников.
Важность ОБСЕ заключается и в том, что в ней принимают участие все страны СНГ, в том числе ОДКБ, для многих из которых (например, Белоруссия, государства Центральной Азии) эта организация является чуть ли не единственным выходом на общеевропейскую политику. В связи с этим мы имеем возможность выдвигать коллективные инициативы и продвигать наши общие интересы в этой организации.
Не стоит забывать и про возможности ОБСЕ в решении приоритетной для нас задачи по защите интересов наших соотечественников за рубежом. Причем не только в отношении русскоязычного населения в странах Балтии, но и отдельных государствах СНГ, где через механизмы ОБСЕ (полевые миссии, БДИПЧ или ВКНМ) можно поднимать острые вопросы.
Разумеется, в фокусе наших усилий и дальше должны оставаться реформа ОБСЕ, усиление ее коллективных начал, сохранение правила консенсуса, наведение процедурного порядка во всех сферах и, конечно же, разработка учредительного документа. Вместе с тем нужно отдавать себе отчет, что сами эти меры, даже если их удастся реализовать, вряд ли приведут к радикальному изменению характера ОБСЕ.
Очевидно, что суть Организации можно изменить лишь через коррекцию ее политических приоритетов, ослабление функции «демократического контролера» процессов в странах к востоку от Вены. Добиваться этого следует через более решительное тематическое расширение повестки дня путем включения в нее общих для всех - а не только для одной части государств - вопросов, прежде всего связанных с обширной проблематикой новых угроз и вызовов. Другое направление - усиленное продвижение ее функции в качестве координатора деятельности других институтов безопасности, действующих на евроатлантическом пространстве.
Если бы этого удалось добиться, то ОБСЕ реально могла бы трансформироваться в более эффективную структуру, которая бы базировалась не на размытых и по-разному трактуемых «ценностях», а на конкретных и общих интересах. Тогда бы укрепилась ее привлекательность в глазах государств-участников, а следовательно, и роль в европейских делах. Иного пути у ОБСЕ попросту нет. Важно, чтобы ключевые партнеры осознали это и настроились на серьезное обновление Организации в целях сохранения ее востребованности. Россия и государства - участники ОДКБ к такой работе готовы. Уже при нынешнем ирландском председательстве в ОБСЕ следовало бы предпринять энергичные коллективные усилия для исправления ситуации на основе учета взаимных интересов. В противном случае закат ОБСЕ только усилится.