Древние говорили: не дай вам бог жить во время перемен. Оказавшись именно в таком времени, невольно начинаешь задумываться, существовали ли когда-либо другие времена. Вся история нашей цивилизации со времен появления государств, которой уже почти 6 тыс. лет, - это трансформации общества и формы существования власти, завоевания, переделы, объединения и дробления и снова объединения. При этом народ всегда находился и находится под давлением власти, такое положение неизбежно ведет к непрекращающемуся конфликту между одним и другим.
Некой лоцией в вечно бушующем океане социального, политического, экономического, правового противостояния гражданина и государства может послужить книга С.Я.Курица и В.П.Воробьева «Гражданин и государство - трагический круговорот истории»*.( *С.Я.Куриц, В.П.Воробьев. Гражданин и государство - трагический круговорот истории. М., 2011. 64 с.
**С.Я.Куриц, В.П.Воробьев. Болезни государства (диагностика патологий системы государственного управления и права). М., 2009. 472 с. )
Интересна история создания не только книги, но и творческого союза двух авторов. Как рассказывал Валерий Павлович Воробьев, лет десять назад совершенно случайно он прочитал научный труд С.Я.Курица, заинтересовался, написал письмо, завязалась переписка, которая вылилась в основательную монографию «Болезни государства»**. К тому времени Сергей Яковлевич Куриц уже многие годы жил в Израиле. Так что нежданно-негаданно образовался международный союз двух ученых - государственника, специалиста по проблемам Ближнего Востока, доктора права, работающего проректором в МГИМО (У) МИД России, Воробьева и специалиста по системному подходу к решению проблем управления, доктора технических наук, профессора, лауреата советских академических премий, занимающегося в Израиле аналитической деятельностью, Курица.
Именно благодаря диагностике «болезней государства» с различных научных позиций книга заняла первое место на конкурсе Российской ассоциации политической науки 2010 года в номинации «Междисциплинарные исследования».
Новая книга Курица и Воробьева намеренно более публицистична, рассчитана на широкий круг читателей, не обязательно являющихся специалистами в данной проблематике, при этом, не вникая в подробности, читатель может познакомиться с новейшими научными идеями, а также с практическими средствами, способными разорвать трагический круг противоречий между гражданином и государством, за которые граждане всегда платили и платят разорением и жертвами. В брошюру включены некоторые дополнительные результаты исследований, полученные после выхода в свет упомянутой монографии.
Гражданское общество и его роль в примирении гражданина и государства - основная идея книги. Авторы уверены, что современная наука показывает, что социальный протест носит характер повторяющегося из века в век трагического круговорота истории противостояния гражданина и государства. Каждый новый круг начинается с выборов нового государя. Один человек наделяется (или наделяет себя) правом властвования (принятия высших государственных решений, называемых политическими: о войне или мире, о процветании или разорении народов) и управляет (руководит и контролирует исполнение своих же решений).
Такая система управления родилась в глубокой древности (диктатура), и государь, в прошлом полководец, создает подразделения (министерства, ведомства, отделы и т.д.), назначая угодных людей по своему желанию (называемому политическими соображениями) на должности руководителей или снимая их по своему желанию.
И таким образом действует вся иерархия чиновников. Стремясь сохранить и упрочить свое положение, чиновники вынуждены удовлетворять прежде всего интересы начальника. В результате принимаются государственные решения, которые не всегда отражают интересы граждан.
В обществе возникают проблемы, кризисы и конфликты, которые находят выражение в противоправных действиях одиночек, что в конце концов приводит к социальным конфликтам: бунтам, революциям. После похорон убитых меняют государя (и его ближайшее окружение), который вновь властвует по прежней системе управления государством. Трагический круговорот продолжается. С каждым кругом добавляются новые, более мощные способы уничтожения людей, создаваемые научно-техническим прогрессом на средства будущих жертв, приближая к горестному предвидению И.Канта о том, что, если человечество не образумится, оно «успокоится на общем кладбище».
Чтобы остановить трагический круговорот, необходимо допустить граждан в лице гражданского общества к обсуждению всех проектов решений исполнительной власти государства на стадии их подготовки к принятию. В этом состоит принцип управления по обратной связи в живой природе и технических устройствах, который предупреждает нежелательное развитие ситуации, а не только информирует о нанесенных ущербах.
Главой исполнительной власти должен быть профессиональный управленец (менеджер), имеющий длительный успешный опыт управления соразмерным объектом, которого суверен-народ (его полномочный представитель) нанимает по договору для работы по продвижению государства к цели, признанной народом (стратегия). Контроль над принятием главой исполнительной власти тактических решений (поскольку стратегические решения единолично принимает сам суверен-народ) и над результатами исполнения решений, их соответствия стратегии суверена-народа осуществляет гражданское общество и независимый Конституционный совет, который выносит вердикт конституционности решений исполнительной власти.
Максимальная прозрачность решений исполнительной власти может остановить трагический круговорот истории противостояния гражданина и государства. Для этого требуется выполнение новых принципов и функций государственного управления и права (некоторых из них упомянутых выше).
Изложенный в книге план совсем не кажется чем-то далеким от воплощения. В современном глобальном мире результативно, как часовой механизм, работают множество корпораций, которые можно рассматривать и как объединение людей для достижения общего результата. Некоторые корпорации настолько велики, что по числу сотрудников и обороту капитала превосходят некоторые государства с их населением и экономическими показателями. Успешность корпораций заключается еще и в том, что собственники капитала, исполняющие функции властвования, отделены от функции правления. Контроль над управляющими осуществляют владельцы собственности. Так, еще в XVI веке Н.Макиавелли обнаружил общность менеджмента и маркетинга (изъясняясь современным языком) в организациях и государстве. Ведь государство - это организация, а не политическая система, которой властвует и управляет политик. Логично и применимо в современном мире.
Достаточно подробно в книге анализируется диагностическая модель для обнаружения глубинных дефектов системы государственного управления и конституционного права, с помощью которой можно получить достоверный прогноз состояния государства в случае лечения и нелечения болезней.
Интересно, что авторы приводят пример использования медицинской диагностики для выявления болезней государства: «Система государственного управления и конституционного права, представляющая информационный комплекс, может быть клонирована как целостность для всех государств. На этой основе может быть построена единая модель (атлас) здоровой системы государственного управления и конституционного права.
Сравнение системы государственного управления и конституционного права (ГУ-КП) конкретного государства с аналогичной системой «здорового» государства позволит дать диагноз глубинных (нетривиальных) причин существующих проблем и кризисов и тех, которые могут возникнуть в будущем, а также оценить готовность конкретных властей к ускоренному разрешению возникших кризисов и конфликтов или их предупреждению. Важную роль в этом комплексе может играть участие граждан (гражданского общества) по аналогии с тем, как сам организм через посредство обратной связи борется с болезнями (сохранение гомеостаза). С помощью диагностирования может быть существенно снижен ущерб от незнания будущего» (с. 33).
Но вместе с тем, считают авторы, некоторая (непрограммируемая) часть будущего всегда остается непредсказуемой, случайной. Известны два источника случайности: человеческий фактор - субъективные предпочтения лиц, принимающих решения, а также научные открытия и изобретения, изменяющие характер будущего; человеческий фактор в сочетании с природным фактором - форсмажор, то есть будущая обстановка, вынуждающая действовать непредсказуемо, вопреки намерениям.
Оба источника случайности порождают проблемы, кризисы и конфликты, и интенсивность этих негативных явлений усиливается. Речь идет о болезнях государства, возникающих под влиянием случайности на государственные решения, которые создает система ГУ-КП.
Комплексный анализ причин таких болезней не проводился в силу отсутствия необходимых методических инструментов, позволяющих исследовать целостную систему, состоящую из миллионов и миллиардов мыслящих компонентов (людей). Только в ХХ веке возникла возможность и благоприятные условия для такого анализа: появились системный подход и системный анализ (создатели: А.Богданов, Л. фон Берталанфи, У.Р.Эшби, Н.Винер), а также компьютер и интернет, открывшие доступ к информации, которая ранее была недоступна. Ослаблены запреты идеологического и политического характера.
Полученные достоверные (научно-подтвержденные) знания о причинах болезней государства и осознание того, что система государственного управления и конституционного права является информационным комплексом реального объекта, вызвали необходимость поиска аналогичного информационного комплекса, который мог бы быть использован для диагностики болезней государства. Оказалось, что такой информационный комплекс используется в медицине для диагностики болезней человека.
Результаты исследования источников болезней государства и приведенные выше доказательства привели к мысли о создании унифицированной диагностической модели эталонной (без патологий) системы ГУ-КП, аналогично анатомическому атласу и параметрам нормальной физиологии здорового человека. Такая диагностическая модель представляет набор принципов и связей, из которых складывается основной закон государства - Конституция. Существование такого набора предсказал еще И.Кант: «Давно уже высказывалось пожелание, которое, может быть, когда-нибудь исполнится, - чтобы вместо бесконечного разнообразия гражданских законов были найдены их принципы…»
Сегодня выводы и рекомендации, прописанные в книге, звучат более чем своевременно. Обращаясь к акциям социального протеста «Захвати Уолл-стрит», прокатившегося по всему миру, и последним событиям в странах Северной Африки и Ближнего Востока, авторы считают, что социальные сети, возникшие в последние годы, делают возможным быстрый объем актуальной информации о качестве жизни, подталкивая людей к проведению протестных акций. Иногда современные IT-технологии помогают отдельным группам населения в борьбе с несправедливостью. Но акции протеста в очередной раз приводят к жертвам, не принося надежд на долговременное улучшение качества жизни. Трагический круговорот истории лишь ускоряется, но пути выхода их него остаются неясными.
«Чтобы разорвать этот трагический круговорот, необходимо, в том числе с помощью социальных сетей, создать в странах (там, где его нет) гражданское общество - сообщество граждан, независимое от государства, но пользующееся его правовой и материальной поддержкой. Гражданское общество способно понять суть причинно-следственных связей глубинных источников болезней государства, донести эти знания до широкого круга граждан и обучить будущие поколения. Только став равноправным и ответственным партнером государства, гражданское общество сможет помочь ему самому в решении острейших вопросов повышения качества жизни народа, в том числе в трудный переходный период на пути к построению правового социального государства» (с. 63).
Пока события идут по накатанной дороге. Но может быть книга С.Я.Курица и В.П.Воробьева «Гражданин и государство - трагический круговорот истории» и есть тот маленький камушек, который, попавшись на пути, поможет перенаправить колесо истории.