Ирина Владимировна, Юрий Владимирович и Иван Владимирович издали воспоминания о своем отце Владимире Ивановиче Попове* (*Книга об отце и его времени / Составители Попова И.В., Попов И.В., Попов Ю.В.. М., 2011. 318 с.) . Не к дате, а просто потому, что любят и помнят. Казалось бы, дело семейное, хотя и похвальное, изучать историю своего рода, передавать эти знания своим детям и внукам, ткать свой маленький кусочек полотна истории нашего государства. Все это верно, но в данном случае не совсем. Друзья и коллеги отца, поддержав их замысел, написали и свои истории о нем. Получилась книга - интересная и познавательная, социально значимая.
Ведь жизнь В.И.Попова - это история времени, в котором он жил, история судьбы страны, в которой он принимал непассивное участие, и, наконец, история преобразования отношения в мире к нашему государству, которое во многом формировал Владимир Иванович. Если говорить на принятом сегодня сленге, Попов был имиджмейкером, создававшим положительный образ СССР. И делал он это умело и интеллигентно.
Один из авторов книги Ю.Б.Кашлев, Чрезвычайный и Полномочный Посол, ученый, писатель вспоминает: «Культурная экспозиция и программа стали, по моему убеждению, главным советским достижением на ЭКСПО-67, многие тысячи американцев, канадцев, гостей из других стран были потрясены концертами и фильмами, где показывали наш балет, художественные галереи, игры медведей в хоккей и т.п. На ура были приняты наши показы мод и прелестные манекенщицы. Все это - пример того, как на конкретном направлении заместителем министра культуры было сделано максимально возможное для поднятия имиджа нашей Родины» (с. 156).
И продолжает: «Когда я размышляю с грустью о месте России в сегодняшнем мире, о том, как нас шпыняют справа и слева из-за наших внутренних болезней, мне приходит в голову, в порядке контраста, такая мысль: что угодно могут там, за кордоном, говорить, думать и писать о нашей стране, но никто и никогда не сможет отрицать ее культурного лидерства в мире. А огромный вклад в это внес своим патриотическим трудом большой человек - Владимир Иванович Попов…» (с. 158).
В.И.Попов родился в Москве. Он с супругой Ириной Федоровной «жили московской жизнью - с гостями, прогулками, встречами и разговорами со знакомыми о театрах, Консерватории, прямо на улице, по дороге из театра или концертного зала домой. Когда надо было поговорить, посоветоваться или просто «подышать» - с Е.Ф.Светлановым, С.Л.Доренским, А.А.Золотовым (список имен спутников этих прогулок можно продолжить), - папа отправлялся по бульварам или улочкам центра» (И.Попова, с. 7). Русская, московская патриархальность пронизывала «поповскую жизнь». «Дома раскладывались пасьянсы, и папой, и мамой, иногда вместе. Язык был замечательный» (с. 7). У него «был образ мыслей и жизни русского интеллигента» (Ю.Попов, с. 8), несмотря на то, что он настойчиво преодолевал советские аппаратные высоты.
Владимир Спиваков, величайший музыкант современности, вспоминает: «Как-то во время гастролей в Испании «Виртуозов Москвы» он разыскал меня: «Беспокоюсь, как у вас дела». Оказывается, что по маршруту наших гастролей в Испании произошла авиакатастрофа. Заместитель министра, тогда почти Ленин для нас, а он беспокоится! В Госконцерте по его указанию все бегали, искали, как с нами связаться.
Запомнилась деталь - Владимир Иванович всегда вставал из-за стола в кабинете, когда к нему приходили. У начальников его ранга и выше такое не было в привычке» (с. 90).
Его воспитание, внутренний стержень, интеллигентность - все шло из семьи. «Наш дед, Иван Федорович Попов, был сыном купца второй гильдии, - пишет И.В.Попов. - Бабушка - Вера Алексеевна - дочь полковника кубанского казачьего войска. Не бог весть что, и уж точно не «графья». […] Важно, что родители отца изначально видели тогдашнюю страну, не будучи в плену «классовой ненависти». […] То, что дед с юности ушел «делать революцию», в таком контексте лишь подтверждает глубину социально-политического кризиса в стране начала ХХ века. […] В эмиграции он получил высшее образование в Брюсселе. Работая во Втором интернационале, тесно общался с его лидерами, о которых мы потом твердо знали, что они были «ренегатами» и «социалпредателями». «Дурное» влияние сказалось: в 1914 году дед выходит из партии большевиков, не приняв как русский человек линию Ленина на поражение России в войне, и записывается добровольцем на фронт (с. 15).
Дальнейшая судьба Ивана Федоровича непредсказуема, как хороший детектив. Он попадает в лагерь для интернированных, откуда выбирается благодаря Н.К.Крупской, разыскавшей его через Красный Крест. В 1918 году возвращается в Россию, но в партию так и не вступает, хотя работает в аппарате Наркомата рабоче-крестьянской красной инспекции, которую возглавлял Сталин. Но вскоре он уходит в свободное плавание, став литератором.
«Важно отметить, что переход деда в статус свободного художника способствовал тому, что отец с детства видел вблизи цвет тогдашней московской творческой интеллигенции. А.Толстой, К.Чуковский, П.Кончаловский, А.Довженко, Б.Барнет - это лишь некоторые из фамилий, всплывающие в памяти по рассказам отца» (И.Попов, с. 16).
После окончания истфака МГУ Владимир Иванович вливается «в ряды комсомольских функционеров-международников, и он становится одним из руководителей Комитета молодежных организаций, своеобразного международного отдела ВЛКСМ. Интересно, что отец, видимо, уже тогда понимал, что не является типичным комсомольско-партийным функционером. […] Думая над отцовским выбором пути после окончания университета, прихожу к выводу, что это был совершенно сознательный выбор. [...] Отец был интеллигентом, но интеллигентом партийным. Для него партия не была формальностью» (И.Попов, с. 19).
В.И.Попов был хорошо известен как заместитель министра культуры. И не какого-то министра, а Екатерины Фурцевой: испытание, говорят, не из легких, зато не скучно. В министерстве он вел международные дела. В этой должности «был совершенно на своем месте. […] В том смысле на своем месте, что по-русски открыто и образованно любил искусство, профессионально разбирался в мировой художественной ситуации и при этом (а может быть, но при этом) чутко ощущал «пространство» своих полномочий и «рамки» эпохи, чутко сознавал пределы своих служебных возможностей и усилием воли мягко, но максимально расширял эти рамки до той предельной градации, когда все могло бы взорваться и вместо пользы причинить делу много вреда» (А.А.Золотов, художественный критик, музыковед, кинодраматург с. 126).
М.Е.Швыдкой, специальный представитель Президента России по международному культурному сотрудничеству, вспоминает: «Человек, который 30 лет занимался международными связями огромной советской империи, не мог не быть виртуозом бюрократии и политики. Нужно было остро чувствовать все разнонаправленные флюиды подковерной партийной борьбы - и не попадать впросак. Владимиру Ивановичу Попову это удавалось вполне - он, безусловно, был человеком своего времени.
Но при этом он был человеком. В нем не было приторно профессионального обаяния, хотя, безусловно, его опыт и воспитанность, безупречные манеры скрывали разные чувства, которые бушевали внутри» (с. 185-186).
После Минкульта В.И.Попов обеспечивал информационное покрытие Московских олимпийских игр.
«Появление В.И.Попова в Гостелерадио вызвало огромное количество слухов, - пишет А.Г.Лысенко, телевизионный деятель. - Во время работы на Олимпиаде рейтинг его […] очень вырос. Всем импонировала его легкая, как тогда говорили - западная манера общения с журналистами, остроумные ответы на каверзные вопросы - словом, общее мнение было - «мужик нестандартный, вполне современный».
[…] Почему из Минкульта в Гостелерадио? - этот вопрос мучил всех, и тогда-то прозвучало - «на замену», Попов сменит Лапина. […] Приход Владимира Ивановича породил новые ожидания «останкинской весны» (с. 180). Но этому сбыться было не суждено, слишком рано он ушел.
У Владимира Ивановича было два увлечения - теннис и футбол. В теннис играл сам, используя каждую возможность. В футбол играл только в молодости, но был верным болельщиком «Спартака» еще с довоенных времен. К его мнению прислушивались руководители клуба и Николай Петрович Старостин, и Константин Иванович Бесков. Особенно была ценна для «Спартака» его поддержка, когда команда вылетела в низшую лигу. Я сама была свидетелем братской консолидации спартаковцев - обменивались мнениями, помогали, кто чем мог. Мой отец, например, используя административный ресурс и искренние дружеские связи, договорился о зимних тренировках «Спартака» в Болгарии. Так что и Старостины, и Бесков провели в нашей гостиной не один вечер, но результат был. Команда поднялась в высшую лигу, а потом выиграла и чемпионат страны.
Многое о жизни, событиях, атмосфере в обществе узнаешь, читая «Записи И.Ф.Поповой. 1975-1988 гг.», супруги Владимира Ивановича. Она пишет о Рихтере, Светланове, Пиотровском и многих других артистах, музыкантах, представителях художественных и театральных кругов.
Дети решились опубликовать ее дневники, которые писались в надежде, что когда-то пригодятся Владимиру Ивановичу в работе над воспоминаниями.
Поражает прежде всего язык повествования - не из нашего времени, размеренный и ясный. Точно подмечены детали: вроде бы рассказ идет о будничных, но очень важных делах. Искренность и доброжелательность окутывает все повествование.
И в завершение несколько слов о детях замечательных родителей. Одно время в нашем государстве необходимо было скрывать свои корни, постыдным считали продолжать дело отцов, называя это уничижительно семейственностью. Настали другие времена. Юрий Владимирович, Ирина Владимировна и Иван Владимирович, впитавшие отцовскую интеллигентность и отношение к стране, успешно продолжают дело отца, в различных ипостасях представляя наше государство на внешнеполитическом направлении.