В последнее время при анализе перспектив и приоритетов внешне-экономической политики России заметно активизировалось обсуждение экономического сотрудничества в рамках объединения стран БРИКС - Бразилии, России, Индии, Китая и присоединившейся к ним недавно Южной Африки. Следует подчеркнуть, что сама проблема сотрудничества БРИКС не нова, однако до сих пор все вопросы рассматривались сквозь призму политического взаимодействия и выработки общей платформы по ключевым вопросам мироустройства. Экономические аспекты взаимодействия стран БРИКС стали предметом осмысления относительно недавно и не имеют однозначной оценки.

В данной статье, таким образом, мы попытаемся обозначить стоящие сегодня проблемы и рассмотреть сотрудничество стран БРИКС с позиции альтернатив существующим приоритетам внешнеэкономической стратегии России. О том, что дискуссия набирает обороты, свидетельствуют прошедшие в сентябре 2010 и мае 2011 годов конференции, организованные Центром европейских исследований Университета Ниццы (Франция) при сотрудничестве с Европейским учебным институтом при МГИМО (У) МИД России. Обе конференции были посвящены перспективам взаимодействия ЕС и России и ЕС и стран БРИКС в контексте возможного углубления экономического взаимодействия и стратегического партнерства России и ЕС. На второй конференции были сформулированы и представлены ключевые вопросы, которые предполагается включить в повестку дня предстоящей в 2015 году встречи на высшем уровне БРИКС - ЕС.

Еще одним интересным и необычным мероприятием в череде событий стала конференция по проблематике БРИКС, организованная немецким Фондом имени Фридриха Эберта в Высшем институте международных отношений в Гаване (Куба). Казалось бы, что может связывать Кубу, переживающую, пожалуй, один из самых трудных периодов своей экономической истории, с динамично развивающимися мировыми рынками? Конференция свидетельствует о том, что интерес к группировке проявляют самые разные страны, и интерес разноплановый. Так, в частности, на Кубе страны БРИКС воспринимают в качестве потенциальных партнеров и кредиторов и изучают возможности ведения переговоров как с отдельными участниками, так и их общую позицию по ключевым вопросам современного экономического развития.

Экономический кризис 2008-2009 годов, последствия которого ощутимы в мировой экономике до сих пор, еще раз обозначил насущность задачи совершенствовать систему внешнеэкономических связей России как с точки зрения структуры внешней торговли, так и с точки зрения расширения круга географических партнеров, улучшать инвестиционный климат и вести поиск наиболее эффективных форм организации внешнеэкономической деятельности и ее регулирования.

В настоящее время потенциал России во внешнеэкономической сфере не реализован, а участие в мировой торговле в качестве поставщика сырьевых ресурсов не способствует экономическому росту и препятствует модернизации экономики страны в целом. Следовательно, должна быть сформирована новая концепция развития внешнеэкономических связей России в среднесрочной перспективе с целью определить оптимальные формы и пути реализации конкурентных преимуществ нашей страны на мировых рынках.

Решение этих задач во многом зависит от того, как будут расставлены приоритеты и насколько разумным окажется акцент на том или ином направлении внешнеэкономической политики России. Сказанное, однако, не означает, что следует вести работу лишь по одному направлению, а только подчеркивает необходимость именно комплексного решения всех проблем. Можно утверждать, что существуют два сценария перспективного развития страны: пассивный и активный.
В первом случае Россия продолжает оставаться экспортером минерально-сырьевых ресурсов, получая по-прежнему достаточно высокие доходы и сокращая дефицит бюджета. Однако этот вариант не может способствовать интенсификации развития и имеет ярко выраженный инфляционный эффект. Другой сценарий активного развития предполагает нацеленность на инвестиционные потоки, способствующие развитию технологических отраслей, однако для этого требуется существенный пересмотр экономической стратегии.

Одним из приоритетов внешнеэкономической политики на протяжении последних почти 19 лет остается присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО). Членство в ВТО призвано обеспечить нашей стране и ее экономическим субъектам участие в международном экономическом сотрудничестве на недискриминационных условиях, наличие более предсказуемой и сопоставимой с другими странами правовой базы регулирования внешнеэкономической деятельности, а в случае необходимости - возможность оспаривать применяемые в отношении национальных производителей меры. Присоединение к ВТО одновременно станет важным фактором установления благоприятного инвестиционного климата. Долгие и трудные переговоры должны были создать России следующие преимущества:

- расширение доступа на зарубежные рынки;

- усиление прозрачности торговой политики;

- использование эффективного механизма разрешения споров;

- участие в многосторонних торговых переговорах и возможность влияния на их решения.

Членство в ВТО, безусловно, не абсолютное благо и, подобно участию в любой другой организации, налагает на Россию определенные обязательства. Даже столь широко «рекламируемое» преимущество, как возможность оспаривать принятые в отношении российских производителей меры, также влечет определенные риски и издержки, с которыми необходимо считаться. Именно поэтому политика в отношении присоединения к ВТО должна быть крайне взвешенной, последовательной и продуманной, что мы и наблюдали в период после 2000 года. Два года назад, после долгих лет переговоров, Россия, как никогда, была близка к присоединению, проблема взаимодействия с ВТО казалась решенной, поскольку были согласованы 95% всех вопросов по присоединению. Были достигнуты договоренности с наиболее сложными партнерами по переговорам - ЕС и США, согласованы основные разделы Доклада Рабочей группы и оставались лишь вопросы, относящиеся к разряду технических.

В тот момент было принято решение форсировать формирование единого экономического пространства в рамках СНГ, объявлено о приостановлении переговоров с ВТО и начале переговоров от лица Таможенного союза (ТС) России, Белоруссии и Казахстана. Некоторые эксперты полагают, что, возможно, подобное решение было принято в связи с постоянно затягивающимися переговорами с ВТО, однако очевидно, что оно внесло новые проблемы в процесс переговоров, при этом не придав существенной динамики интеграционным процессам на постсоветском пространстве. Некоторое время ушло на то, чтобы осознать невозможность данной процедуры с правовой точки зрения, однако создание Таможенного союза трех стран стало явным приоритетом торговой политики нашей страны.

Само по себе создание Таможенного союза полностью соответствует основным тенденциями регионализации мировой торговли. На сегодняшний день практически все страны ВТО являются членами хотя бы одного регионального торгового соглашения (РТС). Участие в РТС имеет свои очевидные преимущества, однако налагает на участников и определенные обязательства. Принятие любых обязательств должно иметь четкое экономическое обоснование. Так, многие страны понимают, что за счет РТС они смогут расширить масштабы рынка и создать более крупную производственную базу. Какие-то страны стремятся за счет того же эффекта масштаба сформировать более привлекательную инвестиционную среду. Участие в РТС позволяет усилить позиции его участников на международных переговорах, обеспечить стабильные рынки сбыта на преференциальных условиях.

С этих же позиций и на основе этих же мотивов следует подходить и к участию России в РТС. К сожалению, еще предварительные прогнозные исследования не позволяли говорить об эффектах и существенной экономической выгоде, полученной хотя бы одним из участников интеграционного блока. Переход с действующего автономного тарифа России на Единый таможенный тариф (ЕТТ) не сопровождался для России радикальными изменениями тарифного регулирования. Так, доля тарифных линий (на уровне десяти знаков ТН ВЭД*), (*ТН ВЭД – товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.)  по которым ожидались изменения, не превышает 18% от общего числа тарифных линий. На тарифные линии, по которым при переходе на ЕТТ изменяются ставки пошлин, приходится примерно 15% импорта РФ из стран дальнего зарубежья. Первые полтора года существования Таможенного союза трех стран лишь подтвердили проведенные исследования: доля стран во взаимном товарообороте стран ТС практически не изменилась (см. Рис.1)

 

Рис.1

Источник: статистические данные КТС (http://www.tsouz.ru/db/stat/Documents/VZT_2011/I%20kv_2011_I%20razdel/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20I-5.pdf).

 

Не произошло и замещения торговых потоков, существенное увеличение зафиксировано лишь по продовольственным товарам. Кроме того, Рабочей группе по присоединению РФ к ВТО пришлось пересмотреть порядка 35 документов из 40 подписанных ранее. Остаются вопросы, по которым еще предстоит провести обсуждение и внести обновления. Эти обстоятельства затормозили ход переговорного процесса и согласование отдельных позиций. По-прежнему остается открытым вопрос и о форме будущего представительства России в ВТО - как индивидуального участника или на коллективной основе (в составе Таможенного союза). Казахстан и Белоруссия также не получили значимых результатов: что касается состояния переговорного процесса об их присоединении к ВТО, то оно осталось на прежнем уровне.

Тем не менее развитие Таможенного союза и формирование ЕЭП остаются приоритетным направлением внешнеэкономической политики нашей страны. Так, в частности, Киргизия заявила о своем решении присоединиться к Таможенному союзу, что еще больше усложняет ситуацию для России как очевидного лидера в интеграционных процессах. Само по себе присоединение еще одной страны и либерализацию торговли с ней можно только приветствовать, если бы не одно «но». С 2001 года Киргизия стала членом ВТО, войдя в Организацию на крайне либеральных условиях. Участие Киргизии в Таможенном союзе может навредить как его основным участникам, так и самой стране, поскольку приведет к пересмотру условий ее участия в ВТО в сторону ужесточения требований, а для России гармонизация таможенных тарифов ТС с таможенным тарифом Киргизии просто невозможна с точки зрения интересов национальных производителей.

Одновременно активно стали обсуждаться перспективы участия Украины в Таможенном союзе. Следует, однако, учитывать, что для Украины вопрос крайне болезнен и сложен, поскольку, с одной стороны, либерализация торговли с Россией могла бы потенциально смягчить остроту газовой проблемы, а с другой стороны, страна сделала ставку на создание зоны свободной торговли с ЕС и достижение ассоциированного членства в европейском объединении, что невозможно сочетать с участием в Таможенном союзе.

Еще одним шагом на пути активизации интеграционных процессов в рамках СНГ стало 49-е заседание Экономического совета стран Содружества независимых государств в апреле 2011 года, на котором рассматривался проект договора о зоне свободной торговли на постсоветском пространстве, разработанный Министерством экономического развития России.

Однако все принятые меры и решения до сих пор не принесли существенных изменений в ход экономического развития стран СНГ и лишь обострили и без того явные противоречия. Отсюда возникает вопрос об экономической эффективности регионального сотрудничества в СНГ, возможности вывода его на уровень глубокой экономической интеграции и последовательности решения этой задачи по сравнению с другими направлениями внешнеэкономической политики. При всей важности политического решения и стратегических интересов России на постсоветском пространстве участие в региональных торговых соглашениях и интеграционных группировках должно иметь глубокое экономическое обоснование, а также план действий и осознание выгоды, получаемой участниками этих группировок. Учитывая зарубежный опыт, а также ход переговорного процесса с ВТО, можно утверждать, что в сложившейся ситуации участие России в ВТО могло бы способствовать более эффективной интеграции и присоединению партнеров по СНГ к многосторонней торговой системе.

Еще одно важное направление внешнеэкономической политики России - формирование новой правовой базы во взаимоотношениях с Европейским союзом, на который приходится порядка 50% товарооборота России. Новое Соглашение о партнерстве должно было вступить в силу еще в 2007 году, однако из-за ряда торгово-политических причин задача не была выполнена. С точки зрения стратегического партнерства новое базовое соглашение могло бы способствовать решению многих проблем торгово-политического регулирования.

Новым, хотя и не столь широко обсуждаемым направлением во внешнеэкономической политике России становится экономическое сотрудничество в рамках БРИКС. Все чаще возникает вопрос, может ли БРИКС служить для России альтернативным и перспективным направлением формирования торгово-политических альянсов, смогут ли эти страны выработать общую позицию по ключевым вопросам глобальной экономики и реформе многосторонней системы регулирования.

Анализируя проблематику БРИКС, следует напомнить, что впервые аббревиатуру БРИК ввел экономист компании «Голдман Сакс» Джим О’Нил, который таким образом определил четыре страны, представляющие интерес в качестве наиболее динамично развивающихся экономик. По его предварительным расчетам, к 2050 году эти страны должны были обогнать шестерку ведущих промышленно развитых стран (Францию, Италию, Германию, Великобританию, Японию и США). Интересно, что в российской экономической литературе и прессе вопросы экономического сотрудничества этих стран не находят достаточного освещения, в то время как в зарубежных источниках начиная с 2006 года данная тематика весьма популярна. Одним из первых стало выступление директора представительства Всемирного банка в России К.Георгиевой в 2006 году, в котором была обозначена роль стран БРИК для мировой экономики и проанализированы демографические, общие экономические, бюджетные и институциональные показатели, а также индикаторы делового климата, инновационной активности и конкурентоспособности.

Страны БРИК и присоединившаяся к ним в 2011 году Южная Африка, превратившая аббревиатуру в БРИКС, потенциально представляют собой мощную группу, совокупный ВВП которой уже сейчас составляет 8,7 трлн. долларов. Примерно 30% роста мировой экономики было обеспечено за счет динамики экономического развития в этих странах, а после 2009 года на фоне сильного ослабления экономик традиционных лидеров вклад стран БРИК в обеспечение мирового экономического роста составил 45%.

В последние годы для стран БРИК были характерны общие тенденции развития. Так, в частности, с середины 2000-х годов для этих стран характерны высокие темпы роста ВВП (см. Таблицу 1), однако они обеспечены принципиально разными факторами. В перспективе по данному показателю Россия будет характеризоваться большим отрывом.

Таблица 1

Динамика ВВП в странах БРИК (%)

 

 

Бразилия

Китай

Индия

Россия

2000-2005

2,7

8

5,3

5,9

2005-2010

4,2

7,2

6,1

4,8

2010-2015

4,1

5,9

5,9

3,8

2015-2020

3,8

5

5,7

3,4

2020-2025

3,7

4,6

5,7

3,4

2025-2030

3,8

4,1

5,9

3,5

2030-2035

3,9

3,9

6,1

3,1

2035-2040

3,8

3,9

6

2,6

2040-2045

3,6

3,5

5,6

2,2

2045-2050

3,4

2,9

5,2

1,9

 

 

Источник: расчеты Всемирного банка.

 

Считается также, что страны БРИКС смогут стать локомотивами мирового потребительского спроса, хотя его структура крайне различается. В этом отношении интересен рынок России: он наиболее сегментирован и для него характерны наиболее высокие темпы роста потребления. Эти рынки должны стать и лидерами глобального спроса, однако лишь в том случае, если динамика роста ВВП будет оставаться столь же высокой.

В то же время сами по себе показатели и тренды развития экономики стран БРИКС не означают общности их экономических интересов и не позволяют выявить их общие проблемы.

Достаточно отметить, что даже взаимная торговля этих стран не позволяет говорить об их существенной взаимозависимости и представляет лишь незначительную долю по сравнению с объемами торговли каждой из стран БРИКС с ЕС, США и региональными партнерами (для Бразилии - МЕРКОСУР, для ЮАР - страны Африки южнее Сахары и т.д.). Все страны БРИКС, за исключением Китая, имеют достаточно недифференцированную структуру внешней торговли. Во взаимной торговле Россия, Бразилия и ЮАР могут считаться поставщиками ресурсов для постоянно растущего промышленного производства Китая, который все больше укрепляет свои позиции в качестве одного из крупнейших мировых производителей.

Вместе с тем в условиях экономического кризиса и в период его постепенного преодоления активизировалась дискуссия о путях реформирования мировой валютно-финансовой системы, становлении и обеспечении устойчивости региональных валют, что и спровоцировало идеи о возможности использования странами БРИКС единой валюты. Не секрет, что взаимная торговля стран БРИКС номинирована в долларах США, а с учетом колебаний валютных курсов государства заинтересованы в замещении доллара, что позволило бы также укрепить и национальные валюты. В качестве возможных сценариев обсуждались три варианта. В первом случае предполагается, что станы БРИКС должны выбрать одну из национальных валют и договориться о ее использовании в качестве единой валюты. Опираясь на современные тенденции, можно предположить, что такой валютой должен был стать юань, поскольку Китай, будучи крупнейшим кредитором, имеет наименьший бюджетный дефицит и низкий уровень государственной задолженности. Очевидно, что такой вариант наименее вероятен, поскольку вряд ли пять стран, претендующих на существенные позиции в мировой экономике, будут готовы отказаться от национальной валюты, тем более избрав в качестве единой валюту конкурента.

Другой вариант предусматривает возможность использования валюты страны-экспортера или импортера в процессе взаимной торговли. В этом случае возникнет проблема выбора валюты, что тоже не приведет к существенному росту взаимной торговли. С другой стороны, с 2010 года Россия и Китай используют в двусторонних расчетах национальные валюты, что свидетельствует о реальности и практичности подобной формы сотрудничества.

Третий, теоретический и, на наш взгляд, нереальный в ближайшей перспективе вариант заключается в создании и введении единой валюты для блока стран. Напомним, что подобное развитие возможно только в случае формирования валютного союза. С экономической точки зрения подобное развитие имело бы наибольший эффект, однако в условиях БРИКС в настоящее время представляется крайне проблематичным. Опыт ЕС отчетливо продемонстрировал, что формирование валютного союза должно быть основано на глубокой взаимозависимости и конвергенции национальных экономик. Для обеспечения стабильности единой валюты необходимо максимальное сокращение и сближение уровней инфляционных колебаний в странах-участницах, показателей государственного долга и дефицита государственного бюджета. Необходимость соблюдать эти параметры еще отчетливее проявилась в условиях экономического кризиса и на примере событий в Греции.

Таким образом, ни у кого не возникает сомнений в том, что на современном этапе своего развития страны БРИКС не обладают ни одной из предпосылок глубокой экономической интеграции, а соответственно, не представляется реальным рассматривать какие-либо варианты валютной интеграции.

Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие проблемы, не позволяющие в настоящее время говорить о возможностях развития интеграционных процессов и анализа стран БРИКС как потенциальных участников экономического блока. К таким проблемам относятся следующие:

- все страны БРИКС до сих пор реализуют антикризисные программы и применяют меры по преодолению последствий экономического кризиса, по поиску новых путей обеспечения стабильности и экономического роста. Это не позволяет проводить согласование программ экономического развития, так как все страны имеют различные приоритеты и направления совершенствования экономики;

- общая экономическая ситуация в странах БРИКС остается нестабильной, все они в значительной степени зависят от внешней среды и реагируют на изменения конъюнктуры на внешних рынках;

- для всех стран БРИКС существуют оптимистичные сценарии развития, однако их реализация зависит от эффективности национальной экономической политики, в том числе внешнеэкономической стратегии и обеспечения устойчивых позиций для своих производителей на глобальных рынках;

- в странах БРИКС крайне дифференцированы демографические показатели, что также влияет на формирование экономической политики и ее приоритеты;

- страны БРИКС занимают различные позиции в международных экономических организациях и многосторонней торговой системе. Так, в частности, все партнеры России по БРИКС являются членами ВТО, в то время как наша страна все еще строит свою внешнеэкономическую стратегию на основе двусторонних соглашений с основными партнерами и не участвует в выработке правил международной торговли. С другой стороны, в отличие от других стран БРИКС Россия ведет переговоры с ОЭСР о присоединении в качестве полноправного члена. Принципиально различны и позиции стран в системе политических и экономических органов ООН.

Тем не менее стоит отметить, что на протяжении нескольких лет страны БРИКС ведут интенсивный политический диалог, который вполне может способствовать выработке и продвижению общей позиции по многим актуальным проблемам экономического развития, в том числе реформе мировой валютно-финансовой системы, стимулированию взаимной торговли, устранению дискриминации в торговле с партнерами по мировому рынку. На всех саммитах БРИКС, в том числе на третьей встрече глав государств в городе Санья, подчеркивалось, что страны нацелены на поддержание устойчивых темпов экономического роста, основанного в том числе и на сотрудничестве в области экономики, финансов и торговли, что станет существенным вкладом в глобальное экономическое развитие. Важное значение для России имеет поддержка присоединения нашей страны к ВТО, которую неоднократно высказывали партнеры по БРИКС. Участие в БРИКС и согласование экономических позиций расширяют возможности экономического и научно-технического сотрудничества между этими странами. В интересах России реализация масштабных проектов в области энергетики, авиастроения, освоения космоса, повышения качества здравоохранения посредством развития сотрудничества в сфере фармацевтики и других областях. Эти же отрасли могут стать и привлекательными сферами для развития более широкого международного сотрудничества, в том числе сотрудничества стран БРИКС с ЕС.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что процесс интеграции России в мирохозяйственные связи по-прежнему нельзя считать завершенным. Существует много путей и возможностей развития экономических связей, углубления торгового и инвестиционного сотрудничества, формирования региональных блоков. Все эти потенциальные возможности могут быть реализованы только при условии стабильного развития внутри страны, совершенствования внешнеэкономической политики как составной части общеэкономической политики страны и модернизации национальной экономики. В то же время экономическое сотрудничество с зарубежными странами не должно стать заложником политических амбиций и целей, а призвано служить прочной основой для политического диалога.