В начале сентября 2011 года силы Переходного национального совета (ПНС) Ливии при массированной военной поддержке натовской коалиции в целом поставили под свой контроль большую часть страны, включая ее столицу Триполи. Режим М.Каддафи пал, однако стране еще предстоит пройти долгий и тернистый путь восстановления не только серьезно пострадавшей инфраструктуры, но и, что более важно, подлинного примирения и возрождения национального единства. Достижение этих целей, видимо, будет осложнено тем, что разрешение ливийского кризиса было осуществлено путем реализации насильственной модели, очевидного превышения предусмотренных резолюцией ООН (1973) рамок внешнего военного вмешательства, приведшего к неоправданным многочисленным жертвам среди населения, ожесточению и отчуждению жителей на западе и востоке страны, разрушению гражданских объектов, бесконтрольному распространению различных видов вооружений.

Предпринимаемые некоторыми западными политиками попытки убедить мировое сообщество, что военным вмешательством удалось избежать «еще больших жертв», не должны скрыть от наших взглядов того факта, что с момента обострения ситуации в Ливии в феврале этого года ряд стран и организаций последовательно выдвигали инициативы по прекращению кровопролития и переводу кризиса в мирное русло.

«Дорожная карта» Африканского союза (АС), предложенная специально созданным Комитетом АС высокого уровня по Ливии в составе президентов Конго, Мавритании, Мали, Уганды, ЮАР и председателя Комиссии АС Ж.Пинга в марте этого года, могла стать подходящей платформой для диалога между противоборствующими сторонами. Отстаиваемый странами континента принцип «африканского решения  африканских проблем» мог быть воплощен в жизнь.

«Дорожная карта» включала в себя следующие компоненты: немедленное прекращение огня с обеих сторон; обеспечение властями возможностей по доставке гуманитарной помощи; защиту иностранцев, включая африканских мигрантов; проведение в Аддис-Абебе или другом удобном месте прямых переговоров между представителями Каддафи и ПНС по вопросам создания переходного правительства и проведения необходимых политических реформ. Подчеркивалось, что Совет мира и безопасности (СМБ) Африканского союза будет твердо придерживаться курса на сохранение территориальной целостности и единства Ливии. Доказательством решимости планов АС активно содействовать примирению было то, что уже на 20 марта был запланирован визит Комитета АС высокого уровня в Триполи и Бенгази для проведения консультаций на базе предложенной «Дорожной карты».

Свою полную поддержку миротворческим планам АС по Ливии высказала Россия. В сообщении российского МИД об итогах 265-й сессии Совета мира и безопасности АС (10 марта) говорилось, что консолидированная позиция африканских государств является важным вкладом в усилия международного сообщества по нахождению политико-дипломатических развязок кризиса. По мнению Москвы, подходы АС должны были «в полной мере учитываться при проработке дальнейших шагов по урегулированию ливийской ситуации, реализации мирным и демократическим путем законных устремлений ливийского народа»1.

В то же время ряд западных стран*, (*Однако далеко не все, вспомним хотя бы Германию.)  на словах поддерживая инициативу АС, своими действиями фактически сорвали планы по проведению его посреднической миссии, намеченной на 20 марта (отодвинув ее более чем на 20 дней).

Под благовидным предлогом «защиты ливийского населения» в Совете Безопасности ООН была «продавлена» резолюция 1973 (17 марта), предусматривающая введение бесполетной зоны в Ливии. Африканские непостоянные члены Совбеза, не разглядев подвоха, проголосовали за ее принятие (ЮАР, Нигерия, Габон), но, надо отдать им должное, очень скоро в ней разочаровались2. С первых же дней резолюция стала использоваться США, а затем и участниками натовской коалиции, взявших на себя «обязательства» по ее исполнению, как карт-бланш для проведения неограниченных ударов как по военным, так и гражданским объектам Ливии вполне с  определенной целью уничтожения режима Каддафи.

По причине начала военной операции время для посредничества было упущено, что повлекло за собой уменьшение поля для компромиссов. Когда миссия Афросоюза во главе с Президентом ЮАР Дж.Зумой наконец прибыла сначала в Триполи (10 апреля), а затем, правда уже без южноафриканского лидера, в Бенгази (11 апреля), выяснилось, что ни одна из противоборствующих сторон, ожесточенных разгоревшимся кровопролитием, не готова без предварительных условий протянуть «оливковую ветвь мира». Каддафи на словах принял «Дорожную карту» Высокого комитета АС, однако, судя по всему, видя безрезультатность ударов натовской коалиции, потребовал, чтобы «повстанцы» первыми сложили оружие; власти в Бенгази, в свою очередь, чувствуя «сыпавшуюся с неба» поддержку Запада, а также уже свершившиеся дипломатические признания со стороны Франции (10 марта) и Италии (4 апреля), отказались ввести режим прекращения огня до того момента, пока полковник не будет полностью отстранен от власти. В то же время на проходившем 13 апреля заседании самопровозглашенной «контактной группы» по Ливии в Дохе, несмотря на присутствие представителей АС, его «Дорожная карта» даже не обсуждалась.

Безрезультативность посреднической миссии не только не привела к прекращению активности Африканского союза на этом направлении, но и побудила его интенсифицировать попытки поиска базы для возобновления диалога. 25-26 апреля Высокий комитет АС провел несколько параллельных консультаций с представителями Джамахирии и ПНС. В ходе них выяснилось, что в то время как позиция Триполи, по сути, не изменилась, власти в Бенгази, поблагодарив организацию за ее миротворческие усилия, «пообещали изучить «Дорожную карту АС более подробно»3. Опираясь на решения 275-й сессии Совета мира и безопасности АС (26 апреля), Высокий комитет предложил сторонам подготовить и направить ему свои взгляды относительно возможностей осуществления элементов африканского плана по выходу из кризиса. Хотя обе стороны через месяц и представили соответствующие документы, содержащиеся в них точки зрения оказались настолько полярными, что привести их к единому знаменателю оказалось для Афросоюза задачей непосильной.

Некоторым африканским политикам, выступавшим на 275-й сессии СМБ, удалось критически осмыслить роль, которую Африканский союз должен занимать в решении проблем континента, и в частности Ливии. Так, министр иностранных дел Руанды Л.Мушикивабо, открывая встречу, заявила, что «события в Ливии показали, что АС должен действовать быстро, чтобы быть впереди, когда происходят кризисы или существует опасность остаться за рамками процесса разрешения конфликтов». Комиссар АС по вопросам мира и безопасности Р.Ламамра сказал собравшимся, что мирный процесс в Ливии был перехвачен внешними, неафриканскими силами, которые «задвинули» предложенную АС «Дорожную карту», предусматривающую немедленное прекращение огня. «Насаждение других программ в Ливии неафриканскими игроками оказало влияние на принятие «Дорожной карты» АС, - отметил Ламамра, - предпринимались попытки маргинализировать африканское решение кризиса». Он напомнил, что ситуация в Ливии - это «африканская проблема и у нее должно быть африканское решение, поэтому мы считаем, что наши партнеры должны сделать усилие, чтобы понять африканское решение и помочь нам воплотить его в жизнь»4.

На переговорах российского министра иностранных дел С.В.Лаврова с представителями Триполи (17 мая) и Бенгази (23 мая) в равной степени подчеркивалось, что наша страна отводит именно Африканскому союзу, наравне с ООН, центральное место в деле разрешения кризиса. Акцентировалось, что после трехмесячной братоубийственной войны основной целью является прекращение любого насилия, которое ведет за собой гибель ни в чем не повинных граждан и обострение гуманитарной ситуации. Поэтому Россия «продолжит поддерживать предпринимаемые под эгидой ООН и Афросоюза шаги с целью содействия разрешению ливийского конфликта политико-дипломатическими средствами»5.

Конец мая ознаменовался новой попыткой АС убедить стороны сесть за стол переговоров. Был созван внеочередной саммит этой организации (25-26 мая), полностью посвященный сложившейся в Ливии ситуации. В первый день его работы делегаты, в числе которых были представители как Джамахирии, так и ПНС, были ознакомлены с призывом «Африканского форума», куда входят бывшие президенты, главы правительств и другие известные государственные деятели континента (например, О.Обасанджо, Т.Мбеки, Дж. Куфуор). В нем подчеркивалось, что «военная интервенция… под руководством НАТО не сделала нас ближе к решению конфликта» и далее: «она даже осложнила достижение результата как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе». По мнению «Форума», продолжение «насильственных действий» только сделает еще более сложной задачу «восстановления Ливии как единого, демократического и мирного государства», а наплыв оружия и мигрантов может дестабилизировать весь Сахарский регион6. Предостережения, как представляется, были совершенно верными: окончание активной фазы боев действительно не принесло желаемой стабильности, а отголоски конфликта у соседей Ливии, видимо, можно будет ощутить уже в самое ближайшее время. Вспомнить хотя бы «Аль-Каиду», которая точно не упустит возможности использовать ситуацию безвластия в североафриканской стране для пополнения своих боеприпасов, что повлечет расширение ее террористической активности в государствах Магриба, а также в Мали и Нигере.

В итоговом документе внеочередного саммита Африканского союза были закреплены основные положения по ливийской проблематике, заранее выработанные Советом мира и безопасности АС и специальным Комитетом АС высокого уровня по Ливии. В нем говорилось о неотложности мер по установлению режима прекращения огня под международным контролем; подчеркивалась обязанность всех государств - членов ООН в полной мере соблюдать дух и букву резолюций 1970 и 1973 Совета Безопасности ООН. Комитету АС было поручено вновь посетить Триполи и Бенгази в целях политического урегулирования кризиса на основе «Дорожной карты»7. В заявлении российского МИД о результатах работы африканского саммита было отмечено, что Москва «неоднократно высказывалась в пользу наращивания посреднической роли Афросоюза», поэтому она поддерживает принятые в Аддис-Абебе решения, которые «в полной мере соответствуют нашим подходам»8.

Высокую степень взаимодействия между Россией и АС по ливийской проблематике продемонстрировали телефонные контакты между Президентом Д.А.Медведевым и южноафриканским лидером Дж.Зумой, которые прошли до и после очередного визита Комитета АС высокого уровня в Ливию (31 мая). 28 мая в разговоре с главой Российского государства Дж.Зума заявил о поддержке Африканским союзом планируемой посреднической миссии спецпредставителя Президента РФ по Африке М.В.Маргелова, обозначил готовность Комитета АС оказать необходимое содействие российской инициативе9

В ходе беседы вечером 31 мая южноафриканский президент проинформировал Д.А.Медведева о результатах своего посещения Триполи. Они были следующими: М.Каддафи все еще готов выполнять разработанную АС «Дорожную карту» с условием одновременного прекращения огня как со стороны повстанцев, так и натовской коалиции. Для этого, по словам полковника, предварительно было необходимо созвать внеочередное заседание Совета Безопасности ООН для пересмотра механизмов применения резолюции 1973.

До Бенгази Дж.Зума так и не добрался, поскольку силы НАТО возобновили налеты на ливийскую территорию, перекрыв воздушное пространство страны даже для спецрейса высокопоставленных представителей АС. Позднее южноафриканский лидер заявил в эфире телевидения своей страны, что вмешательство НАТО, у которой ему пришлось просить разрешение для визита в Ливию, подрывает единство Африканского союза10. Однако и без консультаций позиция Переходного национального совета оставалась предельно ясной: прекращение огня возможно только после ухода М.Каддафи.

Несмотря на неудачу второй попытки АС примирить враждующие стороны, Президент России дал высокую оценку усилиям, предпринимаемым Афросоюзом и лично Дж.Зумой в целях содействия скорейшему прекращению кровопролития в Ливии и создания условий для решения судьбы своей страны самим ливийским народом11.

Дипломатические усилия Москвы, в частности две поездки спецпредставителя Президента России М.В.Маргелова - в Триполи и Бенгази в первой половине июня, также проводились с целью зондажа возможностей для достижения договоренностей между противостоящими сторонами в Ливии «при главной роли в этом процессе Африканского союза»12. Как заявил российский спецпредставитель, Москва хотела бы «помочь своим посредничеством… но диктовать решений не собирается»13. Таким образом, Россией вновь была подтверждена ее принципиальная позиция: ливийский кризис может быть разрешен только путем «инклюзивного» диалога между властями Джамахирии и ПНС на базе «Дорожной карты» АС и при содействии (невоенном!) заинтересованных сторон. Прекращение огня между противоборствующими сторонами должно было, в свою очередь, прекратить операцию НАТО. 

За несколько дней до начала 17-го саммита Африканского союза 26 июня в Претории прошло очередное совещание Комитета АС высокого уровня по Ливии. На встрече присутствовали президенты ЮАР, Мавритании, Мали, Конго и Уганды, которые выработали предложения по ливийскому урегулированию для утверждения их на саммите. К этому моменту представителям АС удалось договориться о проведении в Аддис-Абебе в середине июля технических консультаций между «каддафистами» и «повстанцами», которые должны были открыть дорогу к проведению полноценных переговоров. Причем, по желанию ПНС, сам Каддафи согласился не принимать участия в этих контактах, чем он формально признавал готовность запустить процесс создания переходного правительства и подготовки к демократическим выборам.

1 июля на саммите в Малабо (Экваториальная Гвинея) члены Афросоюза одобрили предложения Комитета высокого уровня и поручили ему разослать соответствующие «рамочные соглашения» о политическом решении кризиса обеим сторонам конфликта14. На пресс-конференции по итогам саммита Президентом ЮАР Дж.Зумой было подтверждено, что власти Триполи и Бенгази согласились провести предварительные консультации в эфиопской столице. 3 июля последовало заявление ПНС, в котором отмечалось, что «АС впервые признал стремление ливийского народа к демократическим преобразованиям и соблюдению прав человека в Ливии», поэтому представители Совета готовы принять участие в этих переговорах15. Их дата - 19 июля - была озвучена в заявлении 285-го совещания Совета мира и безопасности АС 13 июля16. Поддержку этой инициативы также выразил Президент Д.А.Медведев во время встречи с главой ЮАР Дж.Зумой на полях заседания Совета Россия - НАТО 4 июля.

Несмотря на все договоренности, 19 июля переговоры в Аддис-Абебе состоялись не в полном составе с участием только представителей Триполи и Комитета АС высокого уровня. Дело в том, что 15 июля Вашингтон принял решение о признании Переходного национального совета в качестве единственной законной власти в Ливии, что позволило Бенгази ужесточить свою позицию относительно предстоящих консультаций и вновь потребовать ухода Каддафи в качестве предварительного условия для проведения любых контактов с Джамахирией. Не исключено, что Госдеп США намеренно выбрал дату признания, чтобы сорвать возможность переговоров и окончательно «привязать» ПНС к целям операции НАТО в Ливии по полному уничтожению существующего государственного строя. Очередная миротворческая инициатива Афросоюза была грубым образом сорвана.

К моменту следующей встречи Комитета АС по Ливии и проведения совещания Совета мира и безопасности (291-го) 25-26 августа ситуация в этой стране кардинально изменилась. Режим Каддафи находился уже на грани краха. Не демонстрировали прежнего единства и страны Афросоюза. Многие соседи Ливии, а также Нигерия, Эфиопия и некоторые другие западноафриканские страны уже признали легитимность Переходного национального совета и разорвали связи с Триполи. Коммюнике совещания, ввиду разногласий, носило паллиативный характер. В нем перечислялся традиционный набор пожеланий, содержащихся в «Дорожной карте», и в то же время говорилось о том, что место Ливии в Афросоюзе должно быть занято представителем некоего будущего «инклюзивного переходного правительства»17. Таким образом, не признавая напрямую ПНС, о чем заявил Дж.Зума на пресс-конференции по итогам встречи, страны АС поставили под сомнение и правомочность старых ливийских властей.

Стало очевидно, что под давлением обстоятельств Африканский союз больше не обладает рычагами воздействия на ситуацию и не сможет дальше исполнять в том же формате посреднические функции. Свершившимся фактом стало установление на подавляющей части территории Ливии, включая ее столицу Триполи, власти ПНС. Его непризнание могло лишь усложнить как процесс внутриливийского примирения, так и серьезно снизить возможность АС наладить сотрудничество с новым ливийским руководством. Мог пострадать и международный авторитет организации. К этому моменту ПНС признала и Россия (1 сентября). 

Вся первая половина сентября ушла на проведение заключительных консультаций по этому вопросу в СМБ и Комитете АС по Ливии. Государственные деятели некоторых африканских стран, еще не признавших ПНС (например, Президент ЮАР), с сожалением говорили о том, что вновь повторилась история с навязыванием Африке решения извне, полного пренебрежения африканской мирной инициативой18. До соответствующего решения Афросоюза отказывалась признавать ПНС и Кения. Нельзя забывать и того, что признание «повстанцев» противоречило 30 статье Учредительного акта АС, которая гласит, что к участию в работе АС не будут допускаться представители правительств, пришедших к власти неконституционным путем19. Всего 11 африканских государств проголосовали 16 сентября в Генассамблее против предоставления места новым ливийским властям в ООН (за - 18, воздержались - 5, остальные - отсутствовали). Наконец, 20 сентября председатель АС Президент Экваториальной Гвинеи Т.Обианг объявил в Нью-Йорке о признании Африканским союзам Переходного национального совета Ливии в качестве единственного законного правительства страны. 

Однако и после этого насилие не было остановлено. Противоречивые обстоятельства гибели М.Каддафи в ходе боев ПНС за город Сирт 20 октября лишь подтвердили слова Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна о том, что ситуация в Ливии является только «концом начала»20 и перед новым руководством страны еще стоит трудноразрешимая задача поиска такого modus vivendi, который смог бы вновь сплотить разобщенную войной нацию, «демилитаризировать» общество и создать условия для проведения свободных и демократических выборов.

Трагические события в Ливии продемонстрировали, что Россия и Африканский союз придерживаются сходных взглядов относительно путей решения конфликтов на африканском континенте. Они базируются не только на общечеловеческих гуманитарных принципах, закрепленных в Уставе ООН, но и исходят из понимания того, что поиск эффективных «развязок», имеющих долгосрочное воздействие на примирение сторон, может быть достигнут только через невмешательство извне, без навязывания готовых, тем более военных, рецептов, признание того факта, что африканцы самостоятельно способны урегулировать такого рода кризисы. Россия не только в очередной раз показала, что она уважает решения, принятые АС, но и готова при выработке собственной позиции ориентироваться именно на мнение этой авторитетной региональной организации. Многие африканские страны, в том числе и такие влиятельные, как ЮАР, высоко оценили взвешенную позицию Москвы и ее политико-дипломатическую поддержку действиям Африканского союза. Как представляется, такой позитивный опыт может в дальнейшем использоваться для углубления сотрудничества между Россией и Африкой, сыграть не последнюю роль для содействия установлению мира и стабильности в других неспокойных регионах континента, таких как Африканский  Рог, и, что не менее важно, повысить вес голоса Африки в международных делах.

 

 

1О коммюнике 265-й сессии Совета мира и безопасности Африканского союза, состоявшейся в Аддис-Абебе 10 марта 2011 г. на уровне глав государств и правительств. Сообщение для СМИ // http://www.mid.ru/bdomp/Ns-rafr.nsf/arh/432569A400373407C32578500067D7AA?OpenDocument

2South African Ambassador to UN: resolution 1973 is being abused. NATO destabilizes Libya.
27 June 2011 // http://www.conelle.net/apps/blog/show/7535301-south-african-ambassador-to-un-resolution-1973-is-being-abused-nato-distabilize-libya-

3The African Union High-Level ad hoc Committee on Libya Convenes Its Forth Meeting in Addis Ababa. Press Release. Addis Ababa. 26 April 2011 // http://www.au.int/en/sites/default/files/Press%20Release%20fourth%20meeting%20of%20the%20AU%20High%20Level%20ad%20hoc%20Committee%20on%20Libya%2026%20Apr%20eng.pdf

4Африканский союз хочет играть большую роль в разрешении ливийского кризиса. 27 апреля 2011 г. // http://www.voanews.com/russian/news/AU-Lybia-Wrap-2011-04-27-120764794.html

5О встрече министра иностранных дел России С.В.Лаврова с эмиссаром Переходного национального совета Ливии, бывшим министром иностранных дел и экс-постпредом Ливии при ООН А.Шалькамом. Сообщение для СМИ // http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/C9B06BD4857E47AFC325789A002C50DD

6An urgent appeal on Libya by former African Heads of State and Government. May 25, 2011 // http://www.au.int/en/sites/default/files/LIBYA_LEADERS_APPEAL-1.pdf

7The African Union High-Level ad-hoc Committee on Libya Convened Its 5th Meeting in Addis Ababa. 26 May 2011 // http://www.au.int/en/dp/ps/content/african-union-high-level-ad-hoc-committee-libya-convened-its-5th-meeting-addis-ababa

8О решениях внеочередного саммита Афросоюза по Ливии. Сообщение для СМИ // http://www.mid.ru/bdomp/Ns-rafr.nsf/arh/C32577CA001743FDC325789D0052B078?OpenDocument

9Телефонный разговор с Президентом ЮАР Джейкобом Зумой. 28 мая 2011 г.// http://kremlin.ru/news/11380

10Ливийское ТВ показало фрагменты встречи Каддафи с Президентом ЮАР. 31 мая 2011 г. // http://ria.ru/arab_ly/20110531/382061833.html

11Телефонный разговор с Президентом ЮАР Джейкобом Зумой. 1 июня 2011 г. // http://kremlin.ru/news/11411

12Ливия: Россия - МИД - Афросоюз. 07.06.2011 // http://www.lenta-itar-tass.ru/207000/207197.php

13Там же.

14Final Session of African Union Announces That Talks on Libya Are Near. Press Release N.13 / 17th AU Summit. Malabo, Equatorial Guinea. 1 July 2011 // http://www.au.int/en/summit/17thsummit/news/final-session-african-union-announces-talks-libya-are-near

15Повстанцы поддержали инициативу АС о переговорах с властями Ливии. 03/07/2011 // http://ria.ru/arab_ly/20110703/396890140.html

16Press Statement of the 285th Meeting of the Peace and Security Council. 13 July 2011 // http://www.au.int/en/sites/default/files/285th__Final__Press_Statement_-_Libya_EN.pdf

17Communiqué of the 291st Meeting of the  Peace and Security Council. 26 August 2011 // http://www.au.int/en/sites/default/files/291st%20PSC%20Communique%20%20Libya%20-%2026%20August%20_Eng%20_.pdf

18Zuma: AU Does Not Recognize New Libyan Government. 13 September 2011 // http://www.voanews.com/english/news/africa/Zuma-AU-Does-Not-Recognize-New-Libyan-Government-129743968.html

19Constitutive Act of the African Union. Article 30 // http://www.au.int/en/sites/default/files/Constitutive_Act_en_0.htm

20И.о. премьера Ливии: Каддафи погиб от «случайной пули» // http://www.bbc.co.uk/russian/international/2011/10/111021_gaddafi_cause_of_death.shtml