НА ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Ближневосточного региона Израиль на первый взгляд кажется своего рода "инородным включением", государством, которое в силу застарелого конфликта с арабами априори является ориентированным исключительно на Запад - как с ценностной точки зрения, так и в плане внешней политики. Однако на деле положение вещей гораздо более сложное и неоднозначное.

Как правило, большинство исследователей, занимающихся проблематикой израильской внешней политики и безопасности, фокусируют свое внимание на арабо-израильском конфликте и палестинской проблеме. Однако логичным следствием тезиса о том, что Израиль существует во враждебном окружении, является необходимость эту враждебность преодолеть или найти ей некий противовес.  С самых первых дней своего существования Израиль столкнулся с целым рядом серьезных проблем,  решение которых является, по сути, залогом "успешности" развития любого государства. В их числе одной из основных является проблема поиска путей преодоления дипломатической изоляции: "легитимация" на международной политической арене, поиск точек соприкосновения и путей формирования позитивной модели отношений с мусульманскими странами.

Это нашло свое проявление при формировании  внешнеполитической стратегии Израиля, когда в условиях отсутствия (либо недостаточно высокой степени развития) отношений с соседними арабскими странами именно стратегические отношения с исламским, но не арабским государством могли стать для еврейского государства своеобразным "мостом" в регион. А это в конечном счете должно привести если не к урегулированию ближневосточного конфликта, то, по крайней мере, к минимизации угроз национальной безопасности Израиля, а также более благоприятной для него расстановке сил в международных организациях.

Несомненно, каждый израильский премьер или министр иностранных дел привносит свои персональные акценты во внешнеполитический курс, особенно в плане подходов к урегулированию ближневосточного конфликта. Однако при этом можно констатировать, что независимо от того, какие политические силы преобладали в израильском руководстве - левые, правые либо (с 2006 по начало 2009 г.) центристы из "Кадимы", общий стратегический курс на выстраивание модели "нормальных" отношений с мусульманским государством сохранялся, хотя и трансформировался с течением времени. Составляющими этой политики были, во-первых, поддержка Израилем различных неарабских этнических и конфессиональных меньшинств на Ближнем Востоке (что давало Израилю возможность вести сложную геополитическую игру, стратегической целью которой было "расшатывание изнутри" враждебных Израилю арабских режимов), а во-вторых, создание союзов с неарабскими мусульманскими государствами, находящимися на региональной периферии, с целью изменения баланса сил в регионе в пользу Израиля.

В развитии этого курса и его практической реализации можно выделить несколько этапов. На первом этапе, после провозглашения создания Государства Израиль в 1948 году, основную угрозу национальной безопасности этого государства представлял, в понимании "отцов-основателей" Израиля, агрессивный панарабизм. В условиях перманентной угрозы военных действий из этого враждебного (хотя уже тогда отнюдь не монолитного) арабского окружения необходимо было вычленить потенциальных партнеров. Тогда выкристаллизовалась концепция "периферийного альянса", суть которой сводилась к необходимости поиска союзников во враждебном окружении по этническому и конфессиональному признакам. Исторически этот альянс, создания которого стремился добиться Израиль, включал Иран (до исламской революции), Турцию и Эфиопию.

Как правило, первичное налаживание отношений происходило по линии военных ведомств, спецслужб; важнейший элемент - поставки вооружений или военных технологий. Для Израиля характерна гораздо более активная (по сравнению с многими другими государствами) роль военных структур в реализации внешнеполитических задач. Интересен тот факт, что в 1970-х годах Израиль передал Ирану некоторые ракетные технологии и в тот же период Иран закупал израильские вооружения и амуницию в среднем на 500 млн. долларов в год.

В принципе, с геополитической точки зрения Иран не перестал интересовать Израиль и после свержения шахского режима. Даже в условиях нынешней эскалации напряженности между Ираном и Израилем, взаимных обвинений и угроз, по сообщениям авторитетных израильских СМИ (таких как "Гаарец" и "Едиот ахронот"), эти страны до сих пор поддерживают тайные экономические отношения. В частности, по некоторым оценкам, в 2006 году объем этого "теневого" товарообмена составил несколько десятков миллионов долларов. В большинстве случаев речь идет об израильских сельскохозяйственных товарах, закупаемых Ираном через третьи страны. Израильские фирмы поставляют в Иран семена, некоторые виды сельскохозяйственной техники и крупные опреснительные системы. А в апреле 2006 года, по информации "Гаарец", группа израильских инженеров побывала в Иране, чтобы помочь в восстановлении некоторых объектов, поврежденных в результате землетрясения.

Наиболее устойчивыми и "долгоиграющими" из условного "периферийного альянса" - хотя и со своей спецификой и трудностями - оказались турецко-израильские отношения. В 1950-х - 1970-х годах сотрудничество Израиля и Турции носило секретный характер, поскольку турецкое руководство не хотело дискредитировать себя в глазах мусульманского общественного мнения как внутри страны, так и за ее пределами. 1970-е годы отмечены ухудшением отношений: связи свертывались по турецкой инициативе вследствие нефтяного шока и роста зависимости Турции от поставок арабской нефти. В 1980-х годах проходило постепенное потепление отношений, а в 1990-х - бурный рост и выход на качественно новый уровень официального взаимодействия.

Первое соглашение о военно-техническом сотрудничестве между Израилем и Турцией было заключено 23 февраля 1996 года в Тель-Авиве в обстановке полной секретности заместителем начальника Генерального штаба Турции Ч.Биром и руководством Министерства обороны Израиля. Стороны договорились о взаимодействии вооруженных сил двух государств, совместной реализации программ военного обучения,  проведении совместных сухопутных, военно-морских и военно-воздушных маневров. Также предусматривались создание объединенной группы военно-стратегических исследований, тренировочные полеты турецких самолетов в израильском небе, а израильских - в турецком (тренировочный лагерь близ города Конья в центральной Анатолии), инструктаж турецких пилотов, обмен информацией, особенно в области борьбы с терроризмом (что предусматривает совместный разведывательный мониторинг двух стран на границах с Сирией, Ираном и Ираком). И наконец, Израиль брал на себя обязательство помочь Турции в укреплении ее границ с Ираном, Сирией и Ираком.

24 декабря 2003 года Турция и Израиль подписали Соглашение о совместной борьбе с терроризмом. Документ предусматривает обмен разведывательной информацией, разработку совместных антитеррористических методик и проведение совместных учений пограничных подразделений. Соглашение вызвало резко негативную оценку в ряде мусульманских стран. Тем не менее обе стороны охарактеризовали его как "беспрецедентный шаг в плане придания двусторонним отношениям официального статуса в войне с терроризмом и создания эффективного механизма для продолжения сотрудничества". Высокий уровень доверия сторон в этой тонкой специфической сфере, который был подтвержден рядом конкретных совместных операций, также оказывает позитивное влияние на сотрудничество в военной сфере. Израильские концерны "Авиационная промышленность" и "Эльбит" заключили с Министерством обороны Турции контракт на поставку разведывательных систем для ВВС на сумму в 141 млн. долларов, концерн "Оборонная промышленность Израиля" выиграл тендер на модернизацию турецких танков на сумму в 780 млн. долларов.

Таким образом, налицо сильная взаимная заинтересованность в сотрудничестве по конкретным, прагматическим аспектам. Для сравнения: внешнеторговый оборот Турции и Израиля в 1987 году составлял 54 млн. долларов, в 1998 - уже около 1,5 млрд. долларов (из них около 650 млн. долл. приходилось на ВТС), в 2002 году был преодолен рубеж в 2 млрд. долларов. Кстати, Турция - единственное мусульманское государство, подписавшее с Израилем договор о создании зоны свободной торговли (1 января 2000 г.).

Но удается ли Израилю через Турцию в полной мере "прорубить окно в мусульманский мир"? В отношениях этих государств периодически происходят периоды обострения, и в числе основных "болевых точек" здесь - курдский вопрос и палестинская проблема.

Еще в конце 1950-х - начале 1960-х годов Израиль начал развивать взаимодействие с иракскими курдами. С их помощью у израильских спецслужб появлялась возможность проводить операции и получать разведданные из Сирии, Ирана, Ирака и Турции. Одновременно существовала и иная, идеологическая причина для такого сотрудничества, а именно - сходство между евреями и курдами как народами, имеющими древнюю историю, но лишенными государственности.

В израильских СМИ периодически появляются сообщения о том, что Тель-Авив продолжает негласное сотрудничество с курдами.  1 декабря 2005 года в газете "Едиот ахронот" был опубликован материал о том, что по соглашению с курдским руководством в северном Ираке работают частные израильские компании, занимающиеся подготовкой курдских подразделений по борьбе с терроризмом. Осуществляются поставки военного снаряжения, сельскохозяйственной техники и телекоммуникационного оборудования.

Израиль, несмотря на соответствующие сигналы со стороны Турции, отказывался на официальном уровне осудить курдский сепаратизм. Эта традиция просуществовала до 1997 года, когда ее нарушил Б.Нетаньяху (тогда занимавший пост премьер-министра Израиля). В своих выступлениях он периодически осуждал курдский терроризм, выражая поддержку официальной турецкой позиции по Рабочей партии Курдистана (РПК). Кроме того, Б.Нетаньяху категорически отверг перспективу создания независимого курдского государства и заявил, что Израиль не будет вести переговоры с Сирией до тех пор, пока она не прекратит помогать РПК.

В контексте турецко-израильских стратегических отношений немаловажное значение приобретает и проблема международного признания геноцида армян. Официально израильское руководство отказывается приравнять трагедию армян к геноциду. Министр иностранных дел Израиля Ш.Перес заявил в апреле 2001 года: "Бессмысленно утверждать, что армяне, подобно евреям, подверглись геноциду. В вопросе геноцида сравнение армян с евреями неприемлемо". Впоследствии МИД Израиля попытался смягчить это заявление в ответе на ноту протеста, направленную Арменией. В израильской ноте говорилось, что холокост был запланированным и единичным явлением в истории человечества и что "Израиль признает трагедию армян и факт резни армянского народа, однако не нужно сравнивать это с геноцидом. Это отнюдь не умаляет всю тяжесть трагедии".

Для Анкары, помимо официальной позиции Израиля, особую важность имеет и подход еврейских организаций США. Это еще одна составляющая сложной дипломатической игры, которая ведется в Вашингтоне уже с участием еврейского и армянского лобби. В числе действующих на территории США организаций, уже признавших факт геноцида армян, - Антидиффамационная лига, Прогрессивный еврейский союз, Сионистская организация США и другие.    

Израиль вполне четко очертил те границы, в рамках которых он готов сотрудничать с курдами, при этом не нанося ущерб своим отношениям с Турцией. Подобно тому как Турция, сотрудничая с Израилем, пытается одновременно сохранить и даже упрочить свои позиции в исламском мире, так и Израиль, осуществляя секретные контакты с курдами, продолжает следовать стратегическому курсу на сотрудничество с Турцией. Турция же, в свою очередь, остается солидарной с палестинцами - но при этом не идет речи о прекращении партнерства с Израилем в военной сфере.

Однако слабым местом израильско-турецких отношений было и остается то обстоятельство, что они поддерживались исключительно на уровне правящих элит и не пользовались поддержкой большинства  населения.    

Начало текущего года для израильско-турецких отношений ознаменовалось крупным скандалом. 18 января закончилась широкомасштабная военная операция Израиля в секторе Газа "Льющийся свинец", унесшая более 1300 жизней палестинцев. На этом фоне 29 января в ходе Всемирного экономического форума в Давосе премьер-министр Турции Р.Эрдоган в ответ на выступление Президента Израиля Ш.Переса заявил, что обращенная к нему речь израильского лидера на повышенных тонах свидетельствует о "психологии виноватого" у последнего. "Вы лишь можете убивать детей! Аплодировать убийцам - преступление!" - с этими словами турецкий премьер покинул зал, в котором проходило заседание.

 Но даже такой всплеск риторики на высшем уровне вряд ли приведет к серьезным негативным последствиям для развития двусторонних отношений. Большинству населения Турции столь яркий протест премьер-министра пришелся по вкусу (по данным популярного телеканала CNN Turk, 80% опрошенных жителей страны сочли позицию турецкого лидера верной, и лишь 20% посчитали, что их премьер не прав). В целом позитивной оказалась и оценка его заявлений большинством ведущих политиков страны. Только лидеры прокурдских партий посетовали, что, защищая детей Газы, турецкие лидеры не проявляют подобной сентиментальности в отношении курдов.

Сразу же после инцидента в Давосе состоялся телефонный разговор Ш.Переса с турецким премьером. Однако уже на следующий день в прессу попала запись содержания этого разговора, согласно которой, Ш.Перес, в частности, говорит: "Такое иногда случается даже между друзьями. Я очень сожалею о сегодняшнем происшествии".  Канцелярия Президента Израиля поспешила разъяснить, что целью звонка было "предотвращение углубления кризиса", оговаривая при этом особо, что ни о каких извинениях речи не шло.

12 февраля масла в огонь подлили заявления командующего сухопутными войсками Израиля А.Мизрахи, который "напомнил" Турции о проблеме признания геноцида армян, притеснениях курдов, кипрской проблеме. "Я посоветовал бы Р.Эрдогану получше ознакомиться с историей собственной страны, прежде чем выступать так, как он в Давосе", - заявил израильский высокопоставленный военный. Вслед за этим посол Израиля в Анкаре Г.Леви был вызван в МИД Турции, где ему была вручена нота протеста. Пресс-служба израильской армии, в свою очередь, заявила, что А.Мизрахи высказывал исключительно свою личную точку зрения по данному вопросу.

Как бы то ни было, скорее всего, динамика развития отношений Израиля и Турции, особенно в военно-политической сфере, будет по-прежнему поддерживаться на определенном, уже сложившемся, оптимальном уровне. Со ссылкой на турецкие источники израильские СМИ сообщали, что турецкие дипломаты получили указание в контактах с израильской стороной стараться смягчать возникшую напряженность.

Высока вероятность и того, что Турция продолжит использовать возможность выполнения посреднической роли в арабо-израильском конфликте. С мая 2008 года по настоящее время в Анкаре состоялись четыре раунда непрямых сирийско-израильских переговоров. Сейчас возникла пауза, но, по некоторым оценкам, кабинет Б.Нетаньяху с учетом ситуации на палестинском треке мирного процесса может в качестве приоритетного избрать именно урегулирование с Сирией. 

В любом случае независимо от региональной конъюнктуры поддержание нормальных двусторонних отношений будет приносить и Тель-Авиву, и Анкаре политические дивиденды, в том числе и в плане поддержания стабильных отношений с Соединенными Штатами - их общим стратегическим союзником.

А что же арабский мир? Очевидно, можно говорить если не об изменении восприятия в нем Израиля, то, по крайней мере, о наличии в некоторых арабских странах такой тенденции. Палестинская проблема из объединяющего арабов "зонтика" превращается в яблоко раздора, приводит к появлению четко выраженных линий разлома. Становится очевидным, что даже наличие мирных договоров с соседями не является для Израиля гарантией безопасности. Основной угрозой, уже общей как для Израиля, так и для умеренных арабских режимов, становится исламский экстремизм.

Январский виток конфронтации в секторе Газа вызвал протесты по всему миру, при этом в арабских странах демонстрации проводились не только под антиизраильскими лозунгами. Гнев протестующей "арабской улицы" был направлен и против "умеренного" руководства Иордании и Египта, которому предъявлялись обвинения в недостаточной помощи и солидарности с палестинцами Газы, в недостаточной поддержке палестинского сопротивления. В результате в этих странах углубляется раскол между общественным мнением и руководством.

На межгосударственном уровне дело обстояло тоже крайне сложно. Арабам так и не удалось выйти на консолидированную позицию по вопросу Газы. По инициативе Катара в Дохе 16 января 2009 года состоялось арабское совещание в верхах (участвовали 13 государств из 22, для кворума необходимо 16 участников). Девять стран, в числе которых Египет и Саудовская Аравия, от участия отказались. Характерно, что помимо представителей арабских государств в Доху прибыли Президент Ирана М.Ахмадинежад и премьер-министр Турции Р.Эрдоган. На саммите в Дохе звучали даже призывы отозвать арабскую мирную инициативу.

Ситуация в Газе была также в числе основных вопросов на повестке дня прошедшего 19-20 января 2009 года в Эль-Кувейте социально-экономического саммита ЛАГ. Из-за разногласий по поводу формулировок совместное заявление по кризису вокруг Газы не было принято и на нем. 

Традиционно Израиль являлся своего рода раздражителем для арабского мира и одним из немногих факторов, реально сближающих арабские страны. Однако сегодня набирает обороты новая тенденция, выражающаяся в том, что на место Израиля в качестве такого раздражителя на первый план выходит политика иранского руководства. Наличие фактора такого рода, с одной стороны, является дестабилизирующим, но, с другой стороны, и консолидирующим  моментом в региональной системе международных отношений.

Только теперь это уже своего рода консолидация наоборот, когда у Израиля и части арабского мира гораздо больше, чем ранее, потенциальных точек соприкосновения и общих геополитических интересов. В столкновение вступают уже принципы исламской солидарности, размыть которые пытается Израиль, и прагматическая заинтересованность регионалов в развитии взаимовыгодного сотрудничества по конкретным аспектам. 

Однако удастся ли Израилю стать настолько незаменимым партнером для более широкого круга мусульманских стран, чтобы маргинализировать палестинскую проблему и добиться прорыва идеологической блокады? На примере турецко-израильских отношений видно, что такая модель вполне имеет право на существование. Это модель эффективного сотрудничества, которая может быть применима для развития отношений Израиля с другими мусульманскими государствами. Действительно, Тель-Авив не упускает из виду и "новых игроков", в частности государства Центральной Азии (так, объем внешнеторгового оборота между Израилем и Казахстаном в 2008 г. превысил 2 млрд. долл.), Азербайджан. Иными словами, "региональная" политика Израиля и прагматический подход, который заключается в том, чтобы искать возможности для сотрудничества везде, где их можно найти, позволяет и ему, и его партнерам извлекать из такого взаимодействия реальные дивиденды.