июнь 2009 года, Париж

Армен Оганесян, главный редактор журнала "Международная жизнь": Господин Мацуура, приоритеты ЮНЕСКО зафиксированы в среднесрочной стратегии на 2008-2013 годы. Они отвечают актуальным мировым проблемам, органично вписываются в глобальную повестку дня и тесно увязаны с согласованными целями развития. Какие из зафиксированных программ предполагается реализовывать в первую очередь, невзирая на не совсем благоприятный мировой экономический климат?

Коитиро Мацуура, генеральный директор ЮНЕСКО: Вторая промежуточная стратегия, в которой учли достижения предыдущего шестилетнего цикла, была принята в 2007 году. Конечно, когда мы разрабатывали эту стратегию, никто не ожидал нынешнего финансового кризиса, экономической рецессии. Тем не менее задачи, которые мы поставили, остаются. Образование является одной из основ второй стратегии. Нами поставлена задача дать качественное начальное образование всем детям в мире. Мы также работаем над созданием различных типов образовательных программ, программ ликвидации неграмотности для молодых людей и взрослых, которые вынуждены были оставить школу и не получили базового образования.

У меня есть опасения, что в результате финансового кризиса и экономической рецессии правительства могут попытаться сократить расходы на образование. Это может сказаться не только на сегодняшнем поколении, но и на будущих поколениях. Поэтому я все время говорю, что, несмотря на экономический и финансовый кризисы, правительства не должны сокращать расходы на образование, ведь это долгосрочные инвестиции. Они должны осознавать, что инвестиции в образование приносят очень высокую экономическую отдачу.

Армен Оганесян: Насколько я понимаю, бюджет ЮНЕСКО - постоянная величина, которую составляют взносы государств - членов Организации. Сложившаяся в мире ситуация, очевидно, вынудила вас сократить количество программ или их масштаб и эффективность, ведь мир стал гораздо более дорогим, а бюджет остался тем же. Как вы решаете эту проблему, если она существует

Коитиро Мацуура: Сейчас готовятся бюджет и программы 2010, 2011 годов. На эти два года мы ставим скромные задачи, но это не умаляет их важности. Первоначально планировалось, что финансирование программ на предстоящее двухлетие увеличится на 6%, но это было до финансового кризиса. А сейчас члены Организации просят меня пересмотреть планы, потому что не смогут платить больше. Я со своей стороны подчеркиваю, что для ЮНЕСКО в первую очередь важно иметь возможность продолжать решать задачи в области образования.

Армен Оганесян: Между ЮНЕСКО и Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ (МФГС) существует соглашение. В этой области есть множество программ - образование, научные исследования, культура, коммуникации. Как вам видятся перспективы такого уникального потенциала для сотрудничества, при таком многообразии интересов и государств?

Коитиро Мацуура: Я был рад подписать новое соглашение о сотрудничестве с председателем Правления Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества, министром образования и науки Республики Казахстан Жансеитом Туймебаевым. Это соглашение охватывает многие области сотрудничества, включая, безусловно, образование, культуру, науку. Перспективность нашего сотрудничества была подтверждена в Астане на совместном заседании Совета по гуманитарному сотрудничеству (СГС) и Правления Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ под председательством Жансеита Туймебаева и Джахан Поллыевой, помощника Президента России, специального представителя Президента России по вопросам гуманитарного сотрудничества с государствами - участниками СНГ, председателя СГС, которое было посвящено взаимодействию МФГС с ЮНЕСКО. Страны, входящие в СНГ, - важные партнеры для ЮНЕСКО. Благодаря МФГС наша организация имеет возможность проводить свою работу даже в тех государствах, где у ЮНЕСКО нет своих представительств. Так, например, подписано новое соглашение о сотрудничестве в области развития музейного дела, подготовки экспертов. Это очень важная область для СНГ. Сейчас создается много музеев, однако не все эти музеи имеют экспертов. ЮНЕСКО готова помогать. В этом контексте Фонд является очень и очень сильным партнером для нас.

Армен Оганесян: Еще один вопрос о сотрудничестве с Россией. 5 сентября 2008 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже министром энергетики России С.И.Шматко и вами подписано соглашение между ЮНЕСКО и правительством России о создании в Москве Международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО. Энергетикой занимаются многие международные организации, в том числе в системе ООН. В чем вы видите особую роль ЮНЕСКО в проблемах энергетического развития?

Коитиро Мацуура:  Я был рад подписать соглашение о создании нового Международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО. Безусловно, в рамках ООН есть много агентств, занимающихся  проблемами энергии. Однако нет ни одного агентства, которое бы отвечало за весь объем энергетических проблем.

Мною была организована встреча министров энергетики при содействии российского правительства в мае 2007 года, внимание  которой было сосредоточено на развитии устойчивых источников энергии. В результате этой встречи российское правительство предложило создать центр, о котором мы говорили. Этот центр рассчитан на развитие исследований в области устойчивых источников энергии, обмен полезными методами, а также обеспечивает мощности, но все это только в сфере устойчивых источников энергии. Следует упомянуть, что в системе ООН есть агентство "ООН-Энергия", где ЮНЕСКО курирует работу группы по возобновляемым источникам энергии.

ЮНЕСКО важно развивать сотрудничество с Россией через созданный центр, получать помощь от России, предоставляя услуги другим странам-членам. Но для ЮНЕСКО также важно координировать работу с другими агентствами, которые тоже занимаются энергетическими проблемами.

Армен Оганесян: 1 апреля 2009 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялось празднование 200-летия со дня рождения Н.В.Гоголя, организованное совместно постоянными представительствами России и Украины при ЮНЕСКО. Как, с вашей точки зрения, господин Мацуура, сегодня в мире воспринимается такое явление русской и мировой литературы, как Гоголь?

Коитиро Мацуура: Я имел честь организовать это мероприятие. Когда я был молодым, то очень полюбил русскую литературу и прочитал много произведений Гоголя: "Мертвые души", "Записки сумасшедшего", а также очень короткий рассказ "Шинель", но, конечно, в переводе на японский. Я, безусловно, читал и других русских авторов - Толстого, Достоевского, но меня чрезвычайно поразила уникальность произведений Гоголя.

Армен Оганесян: Российская Федерация поддерживает исполнение Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" (ПИДВ), считая одной из приоритетных задач программы на предстоящий период принятие Стратегического плана ПИДВ на 2008-2013 годы. Как бы вы охарактеризовали российское участие в этой программе? Что удалось достичь за последние годы в планах ее реализации?

Коитиро Мацуура: Мы чрезвычайно высоко ценим поддержку российским правительством этой программы. Но, к сожалению, не так много стран поддерживают эту программу, и мы пытаемся заручиться более широкой поддержкой со стороны других государств. Ведь очень важно, чтобы мы могли расширить нашу помощь в развивающихся странах. Помощь, которую нам оказывает Россия, - просто образцовая, и мы высоко ценим это. Очень надеюсь, что и другие страны последуют ее примеру. Россия создала свой национальный комитет, и мы призываем и другие страны последовать ее примеру.

Армен Оганесян: Россия подтверждает свою приверженность целям программы "Образование для всех" (ОДВ), свидетельством чего служат обязательства, взятые нашей страной по финансированию ОДВ, и рассчитывает на эффективное лидерство ЮНЕСКО в этой непростой работе. Сегодня, на полпути к 2015 году, приходится констатировать, что, несмотря на заметные успехи в процессе ОДВ, международное сообщество по-прежнему еще далеко от достижения целей в области образования, которые оно поставило перед собой в 2000 году в Дакаре (Сенегал). Насколько важно выполнение этой программы сегодня для России и для всего мира?

Коитиро Мацуура: Когда я говорил о  стратегии второго промежуточного периода, я упомянул две важнейшие цели в области образования для всех. Говоря точнее, есть шесть  положений, принятых на Второй мировой конференции в апреле 2000 года в Дакаре. Самое главное из них - всеобщее начальное образование, ликвидация неграмотности. Еще одна задача - улучшение грамотности, уменьшение наполовину числа неграмотных среди взрослого населения. И я также должен упомянуть еще одну важную задачу - улучшение качества образования. Я подчеркиваю две главные задачи - всеобщее начальное образование и качество обучения, потому что не будет большой пользы от пятилетнего обучения в начальной школе, если учителя не будут обеспечивать качественное обучение. Именно поэтому я подчеркиваю важность качественного всеобщего начального образования, хотя в принятых в Дакаре положениях это две отдельные задачи.

Прошло уже больше половины срока, отведенного для этой программы, но остается еще очень много проблем. Например, 70 млн. детей все еще не ходят в начальную школу. Многие из них - дети из очень бедных семей, дети из семей, живущих в отдаленных местах, или дети из проблемных семей, из трущоб. Мы обязаны сделать шаг навстречу детям, оказавшимся вне системы школьного образования, чтобы больше не было детей, не посещающих школу. Большинство этих проблем приходятся на африканские регионы южнее пустыни Сахара и на Юго-Западную Африку. Поэтому важно организовать международную помощь.

Армен Оганесян: Вы совершенно правы, говоря, что важно не только привлечь внимание мира, но и организовать международную помощь. Как это может быть сделано? Мы знаем, что некоторые страны направляют средства в Международный валютный фонд и из этого фонда оказывается помощь тем странам, которым необходима поддержка в связи с кризисом. В этом случае должна ли эта международная помощь организовываться через ЮНЕСКО или через международные финансовые организации, возможно, под контролем ЮНЕСКО?

Коитиро Мацуура: В работе, связанной с образованием, особенно с базовым образованием, участвуют пять ключевых агентств ООН - Всемирный банк, UNDP, ЮНИСЕФ, UNFP и ЮНЕСКО. ЮНЕСКО координирует весь процесс. Есть также двусторонние доноры. Кроме того, в наши дни активизировались члены гражданского общества и частные инвесторы. И, конечно, правительства развивающихся стран. Таким образом, получается четыре источника - международные агентства, двусторонние доноры, гражданское общество и частные инвесторы, развивающиеся страны. Каждый год на министерские встречи приглашаются представители всех этих четырех источников. И мы контролируем результаты, выявляем трудности и даем рекомендации этим четырем источникам.

Армен  Оганесян: В Москве уже несколько лет существует Институт по информационным технологиям для образования (UNESCO Institute for Information Technologies in Education). Каковы перспективы его работы в связи со все более интенсивным применением этих технологий в учебных заведениях?

Коитиро Мацуура: Институт по информационным технологиям для образования имеет очень важную цель - помогать странам применять новые технологии в обучении. Это очень смелые планы и задачи, и мы ценим помощь российского правительства. Но, несмотря на амбициозность задач, бюджет, выделенный для этих задач, недостаточен, поэтому мы сейчас находимся в процессе пересмотра, консультаций с российским правительством. Я лично считаю, что первоначально поставленные цели были очень хорошими, потому что если смотреть вперед, то ясно, что необходимо использовать информационные технологии для образования, включая и базовое. Однако, учитывая имеющиеся средства и их ограниченность, приходится быть реалистами, нужно вырабатывать более реалистичный подход к этой амбициозной цели. Институт по информационным технологиям для образования вносит очень важный вклад, и мы надеемся, что сейчас будет больше сосредоточенности на региональных задачах. Вместо того чтобы ставить во главу угла глобальную миссию, необходимо больше сосредоточиться на региональных задачах, сконцентрировать внимание на странах СНГ, а также странах Юго-Восточной Азии.

Армен Оганесян: И последний вопрос, он личного характера. Оглядываясь назад, на все годы вашего руководства ЮНЕСКО, каковы были основные вызовы в эти годы, потребовавшие от вас максимум усилий? Каковы были самые сложные аспекты вашей работы для ЮНЕСКО и для вас лично?

Коитиро Мацуура: Самой сложной задачей было восстановление авторитета Организации среди международных организаций, занимающихся образованием. Я уже упоминал наших важнейших партнеров. Мы движемся в этом направлении, шаг за шагом, но предстоит сделать еще очень много. Я рассказывал о том, как мы работаем в области базового образования до 2015 года. Но в конечном итоге нам нужно будет ставить новые задачи. Если же оглянуться назад, то я очень счастлив - ЮНЕСКО достигла прогресса в области образования.

ЮНЕСКО - единственная организация, отвечающая за культуру. Я приложил немало усилий, развивая сотрудничество в этой области. Хочу отметить международные усилия по борьбе с незаконной торговлей произведениями искусства, эта конвенция была создана в 1970 году. А если оглянуться еще раньше, то в 1950 году мы приняли конвенцию о защите произведений искусства в периоды вооруженных конфликтов. Всего у нас действуют шесть международных конвенций и целый ряд рекомендаций в области культуры. Я рад тому, что мы создали систему защиты культурных ценностей  с помощью этих шести конвенций, но нужны и дальнейшие усилия.