Начавшийся 20 лет назад в Мадриде мирный процесс урегулирования палестино-израильского конфликта прошел множество этапов «приливов и отливов», успехов и неудач, однако вплоть до сегодняшнего дня этому процессу так и не удалось преодолеть противостояние созданию независимого палестинского государства в границах 4 июня 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме. Конфликт может разрешиться, когда два государства - Палестина и Израиль будут существовать бок о бок в условиях безопасности и стабильности после решения вопроса о палестинских беженцах на основе соответствующих резолюций и международного права.
В 2000 году после провала переговоров между палестинской и израильской сторонами в Кемп-Дэвиде они практически прекратились. Позже, при правительстве Эхуда Ольмерта в 2007 году, переговорный процесс возобновился после созыва конференции в Аннаполисе. Была проведена целая серия двусторонних заседаний палестинской и израильской сторон, в ходе которых шло обсуждение многих вопросов: об окончательном урегулировании, об Иерусалиме, о границах, беженцах, поселениях, водных ресурсах и возвращении пленных.
Да, действительно, в рамках этих заседаний ни по одному из указанных вопросов не было достигнуто договоренности, хотя, казалось, что налицо был серьезный подход в стремлении решить поставленные задачи. Но с отставкой правительства Э.Ольмерта и приходом в начале 2009 года правительства Биньямина Нетаньяху все рухнуло, поскольку правое правительство имело политическую программу, чрезвычайно далекую от основ и принципов мирного процесса. Это правительство не принимает идеи возврата к границам 1967 года и возвращения палестинцам Восточного Иерусалима, оно официально не подтвердило согласие на создание двух государств, также отказалось решать проблему палестинских беженцев, возникшую в 1948 году. Тем самым правительство Нетаньяху стимулировало продолжение работы израильской техники, сооружающей новые поселения на оккупированных палестинских землях, поощряло аннексию земель палестинцев. Таким образом, подрываются основы мирного процесса, включающие в себя невозможность принятия какой-либо из сторон односторонних решений, способных нанести ущерб и повлиять на вопросы окончательного урегулирования. Действия правого правительства Израиля еще больше затрудняют восстановление прежней ситуации и прежних границ. Такая практика вызвала осуждение со стороны мирового сообщества и членов ближневосточного «квартета» (ООН, ЕС, России, США).
Палестинская же сторона, в свою очередь, положительно отнеслась ко всем инициативам международного сообщества и ближневосточного «квартета» по вопросу возвращения за стол переговоров. Были возобновлены непрямые палестино-израильские переговоры под эгидой США, но и они оказались безрезультатными.
Очередной попыткой возобновить этот процесс стали начавшиеся в сентябре 2010 года прямые переговоры под эгидой «квартета». Однако через несколько дней после начала переговоров они были приостановлены и не возобновились по сей день. Причина тому - неизменная израильская поселенческая политика, непринятие Израилем правовых и международно-согласованных основ переговоров.
Президент Махмуд Аббас в ходе прямых и непрямых переговоров еще раз убедился в отсутствии у израильского премьера Б.Нетаньяху серьезного подхода к установлению мира в регионе. Складывается впечатление, что он стремится использовать его лишь как прикрытие для расширения контроля над территорией Западного берега реки Иордан, строительства там новых поселений и развития уже имеющихся. Эта линия проявляется также и в политике ускорения темпов иудаизации, проводимой Израилем в Восточном Иерусалиме, расселения там израильтян, изгнания оттуда палестинских граждан, притеснения их, даже изменения арабских названий, а также других беспрецедентных мер, которые можно охарактеризовать как политику навязывания свершившегося факта.
Мирный процесс на Ближнем Востоке не может быть успешным, пока Нетаньяху упорствует в своей приверженности политике «нет». Это вновь ярко проявилось в его речи в американском Конгрессе в мае этого года, где Нетаньяху заявил «нет» разделу Иерусалима, «нет» - демонтажу поселений, «нет» - уходу с полосы Аль-Агвар (на границе с Иорданией), «нет» - возвращению к границам 4 июня 1967 года. Стремление к миру и поселенческая политика несовместимы.
Палестинский народ со всей серьезностью стремится к миру, а его руководство «стучится во все двери» и принимает все инициативы для его становления. Оно доказало свою приверженность миру на основе международного права, резолюций ООН, мирной арабской инициативы, а также международным видением урегулирования, заключающимся в сосуществовании двух государств.
Таким образом, переговоры с израильской стороной, продолжавшиеся последние несколько лет, не принесли какого-либо ощутимого результата, способного двинуть мирный процесс вперед. Это происходит из-за того, что израильская сторона не выполняет подписанный ею же целый ряд договоренностей и обязательств, в том числе принятых в рамках соглашения в Осло 1993 года, «Дорожной карты», конференции в Аннаполисе в США и т.д.
Президент Обама заявил, что невозможно заставить Израиль заморозить поселенческое строительство и признать палестинское государство в границах 4 июня 1967 года. В отставку ушел специальный представитель американского президента на Ближнем Востоке Джордж Митчелл, не добившийся успеха в своей миссии по достижению мира между палестинской и израильской сторонами.
Палестинское руководство в результате создавшейся тупиковой ситуации в отношении политических перспектив мирного процесса на Ближнем Востоке не видит другого пути, кроме обращения в ООН с просьбой о приеме Государства Палестина в границах 4 июня 1967 года в полноправные члены ООН. Такой шаг придаст проблеме мировой масштаб. Мы заявляем, что сделали все, что могли и что от нас требовало мировое сообщество в отношении мирного процесса. Мы обращаемся к мировому сообществу с призывом помочь решению палестинского вопроса на предстоящем заседании Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре, мы предлагаем признать Государство Палестина в границах 1967 года, включая Иерусалим, а также признать право беженцев на возвращение в соответствии с резолюцией №194.
Решение обратиться в ООН полностью соответствует тому, что говорил Президент Обама в своей речи на Генеральной Ассамблее ООН в сентябре 2010 года, заявив, что на следующем заседании Генассамблеи в 2011 году мы будем свидетелями присоединения нового государства в качестве члена ООН и им будет Государство Палестина. Это стало обещанием Америки и фактом, подлежащим реализации.
Накануне Генеральной Ассамблеи ООН, очевидно, надо ожидать политической и дипломатической активности со стороны Израиля, который будет стремиться не допустить принятия вышеуказанного проекта резолюции. И не в последнюю очередь на это был направлен визит израильского премьера Б.Нетаньяху в Соединенные Штаты, где он принял приглашение выступить с речью в Конгрессе, главной темой которой стал отказ от проекта палестинского государства.
К намерению палестинцев обратиться в ООН Израиль относится как к шагу, не связанному с мирным процессом и не дополняющему его. Правительство Б.Нетаньяху пытается ввести мировое сообщество в заблуждение, уверяя, что признание Организацией Объединенных Наций границ 1967 года при создании палестинского государства приведет к приостановке мирных переговоров, что палестинцы тем самым пытаются лишить Израиль легитимности, принимая односторонние решения. Все эти утверждения ошибочны и противоречат реальной действительности. Мы не стремимся лишить Израиль легитимности, мы стремимся добиться легитимности нашего государства. Кроме того, этот выбор не является альтернативой переговорам, а только дополняет их, действуя им на пользу. Обращение к мировому сообществу - это не односторонняя мера. Именно Израиль нанес жестокий удар мирным переговорам, отказавшись «заморозить» поселенческую деятельность в любой форме, хотя бы на два месяца, в соответствии с требованием американского Президента Барака Обамы.
Всему миру совершенно очевидно, что именно Израиль отказывается от мирных переговоров, заводя их в тупик. Именно Израиль против создания палестинского государства, поскольку это положит конец поселенческой деятельности на оккупированных территориях, а именно этого не хочет Нетаньяху и руководимая им правящая правая коалиция, поддерживая подобные действия. Международное сообщество должно способствовать тому, чтобы правительство Нетаньяху стремилось к миру и признанию границ 1967 года, в которых будет создано независимое палестинское государство, с учетом того факта, что эти границы охватывают лишь 22% исторической территории Палестины, после того как палестинцы совершили болезненное историческое отступление во имя установления мира.
И когда Израиль согласится на это признание, весь мир увидит, как палестинцы вернутся за стол переговоров, в рамках которых могут быть быстро выработаны механизмы и временные графики для ухода Израиля с Западного берега, в том числе и из Восточного Иерусалима.
Палестинская национальная администрация (ПНА) за последние годы добилась реальных успехов в создании основ палестинского государства в рамках плана, разработанного палестинским премьер-министром Салямом Фаядом. Признание успехов со стороны таких международных организаций, как Всемирный банк, Международный валютный фонд (МВФ), а также со стороны специального представителя ООН является еще одним из главных поводов решения палестинского руководства обратиться в ООН. В последние годы ПНА добилась успехов в образовании независимых палестинских государственных учреждений, как гражданских, так и обеспечивающих безопасность. Стали прозрачными государственные финансы, имеются успехи в реализации экономического развития, достигнута безопасность и социальная защищенность палестинских граждан. Таким образом, налицо полная готовность к созданию независимого государства.
Палестинское руководство стремится к соблюдению международных прав, выполнению резолюций ООН, реализации решений и призывов ближневосточного «квартета», выполнению соглашений и договоренностей, подписанных между палестинской и израильской сторонами.
Недавно достигнутое внутрипалестинское примирение является большим и важным успехом, который окажет огромное влияние на укрепление общепалестинской позиции на мировой арене. 4 мая этого года в Каире было объявлено о подписании соглашения о примирении между движениями ФАТХ и ХАМАС, представленными президентом Палестинской национальной администрации председателем движения ФАТХ Президентом Махмудом Аббасом и председателем Политбюро движения ХАМАС Халедом Машаалем. Во время подписания Президент М.Аббас подтвердил, что ХАМАС является частью палестинского народа и никто не вправе диктовать палестинскому народу, чтó ему нужно делать. В свою очередь, Халед Машааль подтвердил, что движение готово любой ценой достичь примирения и согласно на создание независимого палестинского государства в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме.
Наши египетские братья сыграли большую роль в осуществлении этого примирения, на церемонии подписания соглашения присутствовали министр иностранных дел Египта Набиль аль-Араби, бывший в то время генеральным секретарем Лиги арабских государств Амр Муса, директор египетской разведслужбы Мурад Мувафи, а также представители 11 палестинских группировок в египетской столице. В церемонии также приняли участие три арабских депутата израильского Кнессета - Ахмед Аль-Тейби, Мохаммад Барака и Талаб Аль-Саниа, представитель Генерального секретаря ООН по Ближнему Востоку Роберт Сейри, ряд послов арабских и зарубежных государств, аккредитованных в Каире, в том числе бывший в то время послом Российской Федерации в Египте М.Богданов. Межпалестинское соглашение предусматривает формирование правительства технократов, которое возьмет на себя управление внутрипалестинскими делами и проведение президентских выборов, а также выборов в Законодательное собрание и Палестинский национальный совет через год после его провозглашения.
Достигнутое примирение выбивает почву из-под ног израильских утверждений об «отсутствии единого палестинского руководства», с которым Израиль мог бы вести переговоры.
Палестинцы идут четкой и ясной дорогой к своей заветной цели, мы и дальше будем со всей решительностью и настойчивостью добиваться реализации пунктов соглашения о примирении. Нам предстоит формирование правительства национального единства, решение задач, связанных с предстоящими президентскими выборами, а также выборами в Законодательное собрание и Палестинский национальный совет, которые запланированы на май 2012 года. Таким образом, палестинский народ перейдет к следующему решающему этапу единым и сплоченным, перевернув страницу раскола и разобщенности, и будет действовать решительно и настойчиво, подтверждая намерение реализовать свои законные задачи в деле освобождения и создания независимого палестинского государства в границах 4 июня 1967 года, живущего в мире и безопасности со всеми соседними странами.
Россия сыграла важную роль в достижении примирения, она постоянно призывала и убеждала стороны в необходимости конструктивного диалога для установления мира и стабильности в регионе. В годы раскола российская сторона встречалась на разных площадках с разнообразными палестинскими группировками и партиями, поскольку Россия убеждена, что продолжение раскола станет препятствием для любого политического урегулирования в будущем. Воплощением стремления России к укреплению такого единства стало приглашение в Москву по инициативе Института востоковедения РАН представителей различных палестинских политических сил и группировок в мае этого года для завершения внутрипалестинского диалога на российской земле. И это стало большим вкладом в укрепление общепалестинского единства.
Палестинский народ и палестинское руководство высоко ценят позицию российского народа и руководства России в поддержке прав палестинского народа, равно как и стремление России руководствоваться международным правом и резолюциями ООН для решения проблемы.
Во время своего визита в Палестину в начале этого года Президент РФ Дмитрий Медведев на встрече с палестинским лидером Махмудом Аббасом подчеркнул, что Россия и дальше будет поддерживать курс палестинцев на создание независимого государства со столицей в Восточном Иерусалиме.
Россия одной из первых признала палестинское государство, в Москве имеется полноценное дипломатическое представительство Палестины. Мы также высоко ценим помощь Российской Федерации, оказанную Палестинской национальной администрации, и вклад России в создание палестинских государственных учреждений.
Палестинский народ после более 63 лет изгнания и лишений достоин того, чтобы жить, как и все другие народы на Земле, в своем свободном и независимом демократическом государстве, которое будет уважать права человека и международное право, развивать свою культурную и национальную идентичность, жить в мире и безопасности с соседями, вносить свой вклад в мировую цивилизацию.