CЕГОДНЯ В США живут русские подвижники, которых волнует образ России в мировом контексте, которые постоянно заботятся о пропаганде русской культуры на американской земле. Их можно встретить в разных городах Америки. В Филадельфии это в первую очередь Александр Николаевич Козлов, деятельный, талантливый человек, наделенный общественным темпераментом. Судьба разлучила его с исторической родиной, но не смогла заставить забыть о великой русской культуре и своих бывших соотечественниках.
Эта приверженность культуре, языку и России в целом выражается во вполне конкретных делах. Там, в Филадельфии создается музейный комплекс "Сынам и дочерям России". Отвечая на вопрос, почему выбрана именно Филадельфия, Александр Николаевич начинает рассуждать:
- Во-первых, Филадельфия - колыбель свободы и историческая родина Конституции Америки, город, где находится "самая известная квадратная миля США", прекрасная Пенсильвания - "лесная страна Пенна", по словам многих людей, Америка начиналась здесь. А во-вторых, это наш город, мы здесь живем.
Мы - группа единомышленников, считаем, что история русской Америки, со времен оных и до сегодняшнего дня, является и историей России, причем историей уникальной. Мы, русские по рождению, волей или неволей оказавшиеся в Америке и ставшие ее гражданами, и русские, родившиеся здесь, потомки эмигрантов, занесенных в США волнами массовых переселений из Европы, оказываемся информационным каналом, позволяющим сделать отношения между Россией и Америкой более тесными и понятными для жителей и Пенсильвании, и Костромы. Тема "Русские в Америке" настолько объемна, что все написанное и опубликованное в течение нескольких десятилетий не может отразить жизнь нескольких миллионов, безусловно, талантливых и предприимчивых людей, доказавших свою личностную состоятельность в непростых американских условиях.
Отвергнутые родиной, начинавшие с нуля, встречающие социальное противодействие, они учились, основывали компании, создавали целые направления в науке и искусстве и совершали открытия, от которых вздрагивал мир, строили православные храмы. Они гордились тем, что они - русские! Среди моих единомышленников - инженеры, известные всему русскому зарубежью поэты и художники. Вот предпринимателей пока нет.
- Но вернемся к вопросу о музейном комплексе, - просим мы Александра Николаевича.
- Пока разработана общая концепция, касающаяся в том числе будущей территории и здания, включая демонстрационные залы, архивы, сад скульптур - с бюстами выдающихся деятелей русской Америки, магазин русской книги и сувениров, русское кафе, кино-театральный зал на 300-400 мест, типография, технические и административные помещения. В демонстрационных залах информация будет представлена в виде системы, использующей достижения компьютерной и галлографической техники и имеющей историческую ретроспективу, касающуюся разных периодов истории США. Вот перечень этих тем: первопроходцы, период борьбы за независимость, Гражданская война, индустриальный период, Великая депрессия, Вторая мировая война, холодная война, освоение космоса, XXI век и перспективы развития. На этом фоне мы будем раскрывать роль России и россиян в борьбе за независимость и становление США, роль Русской православной церкви на американской земле, вклад государственных людей России в развитие российско-американских отношений.
Центральным отделом будет структура, занимающаяся разработкой и выполнением PR-акций, приуроченных к конкретным фактам и событиям в истории наших стран. За более чем 200 лет общей истории их вполне достаточно, и печально, когда они замалчиваются. Например, 150-летие прихода русских эскадр во время Гражданской войны на Восточное и Западное побережья США. А самым большим по объему информации мы планируем библиографический сектор комплекса. Ни одно имя не должно быть забыто. Этот сектор будут формировать и пополнять наши посетители, имеющие российские корни, независимо от национальности. Каждый из них может завести библиографическую карточку на родственников и знакомых, живших когда-то или проживающих сегодня в США. На основании представленных материалов, фотографий мы, используя передовые информационные технологии, создадим виртуальный рассказ о жизни этого человека. Я уже не говорю о людях, внесших значительный вклад в разные области знаний, культуру, спорт. Планируем отобразить весь их жизненный путь, благо информации достаточно. Особое место будет отведено памяти тех, кто посвятил себя служению соотечественникам. Уже начали писать техническое задание по объему привлекаемого историко-фактологического материала. Сегодняшние взаимоотношения между нашими странами и народами требуют специальных мероприятий, направленных на выявление вклада россиян в американскую культуру, историю, науку и технику. Особо необходимо подчеркнуть существование тесного военно-технического сотрудничества на протяжении почти двух веков. Эти мероприятия могут включать установку памятников и мемориалов, памятных знаков, проведение выставок и т.д., с привлечением деловых кругов, американской и российской общественности.
Для того чтобы осуществить все задуманное, мы организуем Американо-российский мемориальный фонд, создание которого благословили духовные лидеры русского зарубежья и одобрили русские православные общественные объединения - Конгресс русских американцев, фонд "Северный крест". Также разработаны планы мероприятий, способствующих формированию положительного образа России в США. Они были одобрены почившим Владыкой Лавром и позволяют сделать первые шаги, намеченные в обращении Фонда к людям разных национальностей, выходцам из России, СССР. С кончиной Первоиерарха Русской православной церкви зарубежом митрополита Лавра благословленные им предложения по сохранению русского наследия и созданию положительного образа России обретают статус завещания. Память о человеке, объединившем после 90-летнего раскола русский мир, положившем конец гражданской войне в сердцах и умах русских, того требует.
Живя в Америке, мы достаточно глубоко изучили ее историю, вернее, историю ее освоения, насчитывающую чуть более 400 лет.
В декабре 1606 года капитан Смит основал форт Джеймстаун, расположенный на востоке. На западе экспедиция Беринга 15 июля 1741 года высаживается на острове Кадьяк. Еще через 18 лет, в 1759 году русский промышленник Иван Глотов крестит местного вождя индейцев "таёна". Мы будем рассказывать о российско-американских отношениях, людях и событиях, акцентируя внимание на наиболее важных.
- Но мы говорим о музейном комплексе "Сынам и дочерям России", причем здесь американский исторический фон?
По мнению Александра Козлова, большинство американцев с трепетом относятся к истории своей страны. Но знание мировой истории и географии у них оставляет желать лучшего. Поэтому, проектируя этот комплекс для американцев, надо учитывать специфику американской действительности. Способы подачи материалов и их отображения для информирования американской аудитории и установления позитивных контактов можно отнести к сфере публичной дипломатии, предлагающей гораздо более широкий охват по формированию позитивного образа современной России в США.
- Мы не навязываем чью-то точку зрения, - продолжает развивать мысль А.Козлов, - мы предлагаем принять участие в обсуждениях и помогаем выработать собственную оценку событий для выстраивания доверительных отношений. Таково мнение большинства сподвижников, занимающихся созданием комплекса. Ведь не секрет, что история наших стран в восприятии рядовых россиян и американцев разных поколений искажена усилиями политиков за последние 60 лет.
Именно поэтому помочь парню из Монтаны разобраться, вернее, увидеть и услышать другую правду, сравнить и сделать выводы (это в лучшем случае!) - наша основная задача. И точкой опоры для него будет показанная нами американская история - история его страны. И эти "пришлые русские" оказываются частью истории его родной страны. Они много работали в прошлом и работают сегодня, реально помогая Америке в науке, технике и культуре. Мы планируем рассказать о колонизации этих земель другими странами - Англией, Францией, Испанией. Как образно сказал Ален Менк: "В будущем американская нация превратится в азиатско-латиноамериканскую смесь с приправой из черного перца". И это необходимо учитывать.
В разговоре мы коснулись темы участия православной церкви.
- Первым, с кем мы поделились нашими предложениями, - вспоминает А.Козлов, - был управляющий патриаршими приходами Русской православной церкви в США Владыка Меркурий, епископ Зарайский. Он одобрил и благословил это доброе начинание в феврале 2005 года. В сентябре того же года была встреча с митрополитом Лавром, Первоиерархом Русской православной церкви зарубежом. Беседа была долгой и интересной. Владыка обещал рассмотреть наши предложения на заседании Святейшего синода и дать ответ. Мы переписывались, уточняли детали и в середине марта 2006 года, перед Пасхой Владыка позвонил мне и сказал: "Благословляю столь нужное и доброе дело..."
Русские принесли православие на американский континент. Вера православная - это наш духовный стержень. Состоявшееся объединение наших церквей положило конец гражданским войнам в головах, и проживающие за рубежом перестали быть врагами, надеюсь, что станем соотечественниками.
На наше недоумение последовал опять экскурс в историю. Теперь уже в историю взаимоотношений русских эмигрантов.
- Что такое русская диаспора в США - это Россия вне России, до настоящего времени разъединенная "волнами" эмиграции даже в третьем и четвертом поколениях, крупнейшая из всех диаспор Запада, насчитывающая более 2 млн. человек, обладающая громадным интеллектуальным потенциалом и серьезными возможностями. Но, к великому нашему сожалению, не достигшая до сегодняшнего дня объединения. Мы считаем, что реализация наших предложений, благословленных Владыкой Лавром и подтвержденных Владыкой Илларионом, - это путь к объединению русских. Работа по сохранению русского наследия в США и созиданию положительного образа России на основании общей истории позволит нас объединить.
Да, возникают проблемы, связанные с непривлекательностью образа современной России в американском массовом сознании, что создает определенные трудности с привлечением инвестиций и новейших технологий. Работы здесь непочатый край и на долгие годы. Но совершенно иной образ России создан талантом и трудом нескольких поколений русских американцев. В 2007 году Минэкономразвития всерьез занялось репутацией России и выпустило Концепцию "Программы улучшения инвестиционного имиджа России за рубежом". Читаем: "Конечным результатом программы должно стать устранение расхождений между представлениями иностранных деловых кругов об инвестиционном климате России и его реальным состоянием..." Предпосылки для устранения этих самых "расхождений" создаются здесь, но оказывается, как считают некоторые российские чиновники, русская диаспора не может участвовать в этом процессе, так как мы (т.е. диаспора) - не российские граждане. Хотя всегда и везде национальные диаспоры играют определенную роль в продвижении (лоббировании) интересов деловых кругов стран, с которыми связаны пуповиной.
Разговор зашел не только о планах, но и о том, что уже сделано.
- Только за последние пять лет были организованы несколько выставок, посвященных крупным историческим событиям: подвигу экипажа крейсера "Варяг", 60-летию Победы над фашистской Германией. Была развернута историческая экспозиция "Святой праведный воин Федор Ушаков", посвященная русскому флоту: от ботика Петра I до российских атомоходов проекта "Борей" и американского атомного подводного флота. В 2007 году к 110-летию нашего прихода провели большую выставку, отображающую историю православия на американской земле и историю нашего храма в фотоэкспозициях людей и событий. В 2008 году фотовыставка "Светлой памяти Святейшего патриарха Алексия II" вызвала огромный интерес. В этом году к выборам нового Патриарха Московского и всея Руси провели выставку, посвященную всем московским патриархам с 1589 по 1700 год и с 1917 - по настоящее время.
Мы работаем вместе с обществом "Северный крест", которое проводит колоссальную работу по сбору, сохранению и распространению наследия русской эмиграции. Такие проекты, как "Православные купола Америки", "На чужих погостах", позволяют не только сохранить имена, но и рассказать о совершенно не известных широкой общественности фактах деятельности русской православной диаспоры на протяжении более 150 лет.
Юрий Сандулов - основатель общества. Наш маленький коллектив - это лишь частичка из проживающих в США сотен тысяч русских православных людей, потомков трех иммиграций, которые любят Россию, искренне хотят помочь ей. Нельзя игнорировать желание людей делать добро, многие ждали этой новой эпохи, верили в возрождение России, помнящей о своем славном прошлом, о своих корнях.
Выходцы из Российской империи, Советского Союза, современной России внесли и вносят неоценимый вклад в развитие США. Примеров тысячи. И все это может и должно работать на позитивный образ России. История русской Америки - это колоссальный актив России, как исторический, так и пропагандистский.
На наш взгляд, предлагаемый мемориал нужен прежде всего российским деловым кругам. И Россия как государство, вспомнив о своих сыновьях и дочерях, должна быть заинтересована в создании мемориала. Ведь сыны и дочери России никогда не забывали, кто они и откуда. Коллективная работа по созданию мемориала позволит объединить творческие и духовные силы, стать соотечественниками, позволит возродить и обновить русское национальное самосознание. Создавая мемориал, мы восстановим преемственность российской истории в США. Примеров много, и все они привязаны к американо-российской истории.
Первым из них может стать памятник русским американцам, воевавшим в армиях США на протяжении всей американской истории. Ведь Россия и Америка - единственные страны, не воевавшие друг с другом. Мы всегда были союзниками, соперниками, ну просто не поделили мир после Второй мировой. В холодной войне нет и не могло быть победителей. Военно-техническое сотрудничество - именно эта область на протяжении более 150 лет (до 1947 г.) была одной из главных. Многие выходцы из России служили и служат в армиях США. Предлагаемый проект относительно недорогой, но по нашему мнению, он должен иметь большой общественный резонанс среди американской общественности. Кроме того, он может стать первым шагом в объединении русской диаспоры.
Те, кто работает над созданием мемориала, убеждены, что он позволит разрушить мнение о России как о "коварной и непредсказуемой стране", не желающей понять и принять "американские демократические" ценности. Ведь проблемы, мешающие взаимопониманию между нашими странами в XXI веке, - не военные и геополитические, а информационные. Мы не слышим друг друга даже на личностном уровне. Опросы, проводимые как в Интернете, так и всевозможными институтами и центрами, показывают нелюбовь жителей России к Америке. А большинству американцев из-за их неинформированности Россия совершенно не интересна, поэтому возможны и жесткие антироссийские высказывания политиков, и ложь в СМИ.
Все наши устремления в реализации проектов направлены в конечном итоге на создание атмосферы доверия, основанного на общности историй наших стран. Возродив доверие, мы, возможно, и создадим в сознании простых американцев реальный образ России.
Фактически мы планируем создать на американской земле первую в истории наших стран многоплановую информационно-просветительскую и деловую площадку. Да, да и деловую тоже. Чтобы лучше понять, что это такое, опять же немного истории.
Ксенофонт Алексеевич Анфилатов (1761-1826 гг.) - купец первой гильдии - положил начало в 1806-1807 годах русско-американским торговым отношениям, послав из Архангельска в Нью-Йорк корабль "Иоанн Креститель", а в Бостон - корабль "Архангел Михаил". Он же создал первый в России Общественный банк. И уже в 1812 году Павел Петрович Свиньин писал, что "Главные дома, торгующие с Россиею суть Robert Robinson & C.G. Champlain Watter Charring". Установленные торговые отношения проложили дорогу дипломатическим связям. Деловой России для проникновения на американский рынок нужен, как говорят военные, плацдарм. Именно частному российскому бизнесу требуется структура, которая соединяла бы в себе знания и опыт американцев и духовно была бы близка, понятна и доверительна. Американскому мелкому и среднему бизнесу, являющемуся доминирующим по инвестициям в зарубежные страны, тоже требуется структура, владеющая ценной и заслуживающей доверия информацией. В обоих случаях я употребляю слово "доверие".
Поэтому у нас есть и проект создания в Филадельфии Русского торгового дома.
Конечно, имеется разница в целях привлечения иностранных инвестиций между российскими деловыми кругами и бизнесом США. В России большинство российских компаний рассматривают инвесторов как гарантов от российской бюрократической машины. Участие в акционерном капитале иностранного инвестора снижает возможные риски и заставляет российские компании становиться публичными и по-западному открытыми.
Так как у американцев и россиян в подходах и оценках глобализации бизнеса, роли правительства в защите стратегических секторов экономики от иностранного капитала есть разница, то проводить разъяснительную и миссионерскую работу должен будет бизнес-центр создаваемого Русского торгового дома. Ведь немногие представители среднего и мелкого бизнеса имеют возможности часто бывать в России. Это будет и методологический центр, предоставляющий возможность ознакомиться со всеми предложениями российской стороны и оценить степень их выгодности.
Мы обращались с письмами к российским "государственным людям", мы не просили денег, мы спрашивали, а нужны ли все эти проекты России, благословленные духовными и общественными лидерами русского зарубежья. В ответ - полное молчание.
Почему мы так настойчиво обращаемся именно к России официальной?
Да потому что время не прощает равнодушия к собственной истории. Пять от силы десять лет, и в США не останется в живых даже детей представителей тех первых волн иммиграции, которые создали культурный, научный и общественный феномен, называемый сегодня русским наследием. Уйдут последние потомки поколения, которое мечтало о великой России так, как, может быть, не мечтал никто. Они не запятнали русскую честь и, образно говоря, "не спустили славный Андреевский флаг!" Потеря Аляски до сего времени будоражит умы, а как отзовется потеря русского культурного континента на американской земле, не знает никто. Мы предадим собственную историю, людей, их думы и чаяния и, в конце концов, предадим самих себя.
Можно найти спонсоров и здесь, но пока надежда на российский деловой мир есть…
Мы попросили Александра Николаевича рассказать о себе поподробнее. Кто он? Откуда? Почему оказался в Америке?
- Начнем с фамилии! Седьмая по популярности в России и простая в английской транскрипции - Козлов. Родился я в Костроме в 1944 году в семье военного инженера-мостостроителя. Школу окончил в Душанбе, а институт - в Ташкенте. По образованию - инженер-электрик, вводил в эксплуатацию все крупнейшие ирригационные системы Средней Азии и Казахстана, а также системы энергоснабжения всех этих уникальных сооружений. Затем был отправлен участвовать в проектировании и строительстве ирригационных сооружений в Южном Йемене как инженер-электрик со знанием арабского языка. Вернулся в Узбекистан спустя четыре года, в 1988 году, как раз в период самоупоенного обретения всеми республиками СССР "национального самосознания", что и подтолкнуло меня к эмиграции. В США живу с 1992 года.
С женой Людмилой - уже больше 35 лет. Сын Дмитрий - математик, жена по образованию - музыкант, а я уже более 15 лет "хлеб насущный" зарабатываю тем, что строю и ремонтирую жилые дома и офисы.
Мне повезло встретиться и подружиться с детьми тех, кто по воле судьбы, прибыл в Америку из России с первой волной эмиграции. В начале 1990-х годов это были уже довольно пожилые люди, родившиеся вне пределов России и никогда не посещавшие ее. Образованные, владеющие несколькими языками, говорящие на завораживающем слух русском языке, знающие историю страны, которая так беспощадно обошлась с их родителями. Они защищали новую Россию до боли в голосе. Хотели помочь, некоторым это удавалось, и они радовались своей удаче искренне и открыто.
Семья А.Козлова в течение последних 16 лет - прихожане единственного в Западном полушарии Свято-Андреевского русского православного морского собора России, который уже 110 лет стоит на территории Соединенных Штатов.
- Но почему морского и почему России? Как всегда, Александр Николаевич углубляется в историю. Она уникальна.
- К появлению собора на американской земле напрямую причастны моряки и офицеры крейсера "Варяг" и броненосца "Ретвизан". 57 моряков крейсера навечно занесены в списки наших прихожан. Поэтому на Царских вратах храма и висит Андреевский флаг. И каждый год в начале февраля мы поминаем поименно всех русских моряков, погибших в сражении при Чемульпо. Среди них - девять наших прихожан. Несмотря на все испытания, в течение 110 лет собор находится под омофором Святейшего патриарха Московского и всея Руси. Такова воля пяти поколений наших прихожан. При соборе есть музей, основанный в 1976 году отцом Павлом Карновым. Мы расширили экспозицию музея, нашли много новых документов, восстановили первый иконостас храма к 100-летию освящения собора святителем Тихоном, будущим патриархом.
За эти труды праведные по сохранению Русского наследства в США в 2004 году Святейший патриарх и наградил Александра Козлова орденом Сергия Радонежского.
В прошлом году Александр Николаевич с женой были в Сан-Франциско и посетили "Русский дом". Здание - в плачевном состоянии, требует капитального ремонта. В маленьком музее "Русского дома" посетителей встретили два весьма преклонного возраста экскурсовода, трудами и заботами которых сохраняются экспонаты и документы. Денег нет, все - на общественных началах и голом энтузиазме. Александр Николаевич признался, что его поразили глаза этих пожилых людей, когда они рассказывали о музейной коллекции. В них светилась гордость за все, свершенное ими и поколением родителей. Дать всему этому погибнуть, оборвать корни, которые так бережно и старательно сохраняли ушедшие поколения, равносильно историческому беспамятству - это значит, забыть о том, что ты - русский.
Америка и Россия - это не страны, а в первую очередь, - цивилизации. Разные, но необходимые друг другу. 200 лет совместной истории тому подтверждение.
Мы обязаны мирно сосуществовать и не закрывать глаза на тот факт, что мир весьма мал и все в нем взаимосвязано, а США и Россия играют в этом мире важнейшие роли.