Почти за 20-летний период своей деятельности Центральная избирательная комиссия Российской Федерации накопила обширный опыт сотрудничества с партнерскими зарубежными организациями, специализирующимися на организации и проведении выборов. Богата и разнообразна география таких профессиональных связей - систематический и взаимополезный обмен опытом осуществляется с нашими коллегами из стран СНГ, государств Европы и Азии. Активно контактирует ЦИК России и с партнерскими избирательными органами государств Латинской Америки, рассматривая взаимоотношения с ними в качестве перспективного направления работы Комиссии по линии международных связей и как одну из составляющих внешнеполитического курса России на укрепление позиций страны в Латиноамериканском регионе. Нам интересны набирающие силу и размах в этой части земного шара процессы демократизации, много интересного и полезного можно позаимствовать из теории и практики организации избирательного процесса в латиноамериканских государствах. 

Назову лишь основные вехи наших достижений на ниве электорального сотрудничества с латиноамериканскими партнерами. В ноябре 2008 года в рамках официального визита в Перу Президента Российской Федерации Д.А.Медведева председателем ЦИК России В.Е.Чуровым и председателем Национального избирательного суда (НИС) этой страны Уго Сивина Уртадо был подписан двусторонний Протокол о сотрудничестве. Документ предусматривает  обмен опытом работы по широкому кругу электоральных проблем, а также оказание взаимной помощи по таким вопросам, как совершенствование избирательного законодательства и практики наблюдения за выборами, применение в избирательном процессе передовых технологий, внедрение электронного голосования и т.д. Ответный визит  председателя НИС Перу Уго Сивины Уртадо в Москву состоялся в июле 2010 года. В ходе его пребывания в нашей стране и состоявшихся рабочих консультаций были конкретизированы основные направления межведомственного сотрудничества, намечены его конкретные формы.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и Национальный избирательный суд Республики Перу выступили с инициативой создания новой международной неправительственной организации, куда могли бы войти организаторы выборов государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Впервые в практическом плане вопрос обсуждался председателями двух избирательных органов: 24-25 ноября 2008 года в Лиме переговоры прошли параллельно с саммитом АТЭС и государственным визитом в Перу Президента Российской Федерации Д.А.Медведева.

С большой пользой прошла поездка представителей ЦИК России в Боливию для наблюдения за прошедшим 25 января 2009 года общенациональным референдумом. Помимо участия в наблюдении за референдумом наша делегация провела ряд встреч с руководством Национального избирательного суда Республики Боливия, во время которых была проявлена обоюдная заинтересованность в дальнейшем укреплении партнерских связей. В Ла-Пасе был парафирован Протокол о межведомственном сотрудничестве, а уже в марте 2009 года, во время ответного визита в Москву председателя НИС Боливии Хосе Луиса Экзени Родригеса документ был подписан руководителями избирательных органов двух стран.

Давнюю традицию имеют партнерские контакты между ЦИК России и Федеральным избирательным институтом (ФИИ) Мексики. В марте 2010 года советник-президент ФИИ Мексики Леонардо Вальдес Зурита посетил Москву с рабочим визитом, в ходе которого был подписан двусторонний Протокол о сотрудничестве. На базе подписанного двустороннего межведомственного документа была достигнута договоренность осуществлять систематический обмен опытом в организации и проведении избирательных кампаний, при этом особое внимание уделить таким темам, как организация контроля за избирательными фондами политических партий, роль СМИ в избирательном процессе, повышение правовой культуры молодых избирателей.

Диверсификация и развитие профессиональных контактов ЦИК России в Латиноамериканском регионе естественным образом привели к установлению партнерских отношений с Бразилией - крупнейшей и влиятельнейшей страной, организация выборов в которой по своим масштабам и сложности решаемых задач сопоставима с российской электоральной действительностью. Взаимный интерес к налаживанию связей между нами эпизодически проявлялся и ранее, однако реальный прорыв в отношениях между избирательными органами двух стран произошел в 2010 году. Отправной точкой начала формирования такого «стратегического» двустороннего партнерства стала поездка делегации ЦИК России в Бразилию в октябре 2010 года на всеобщие выборы.

Делегация Центральной избирательной комиссии Российской Федерации  под руководством секретаря ЦИК России Н.Е.Конкина со 2 по 5 октября  2010 года находилась в Бразилии (г. Бразилиа) по приглашению Верховного избирательного суда этой страны. Основная задача визита заключалась в наблюдении за всеобщими выборами, состоявшимися в Бразилии 3 октября, а также в проведении переговоров с бразильскими партнерами по дальнейшему развитию двустороннего сотрудничества и налаживанию возможного взаимодействия в избирательной сфере в рамках организации стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, КНР и Южно-Африканская Республика).

В ходе прошедших тогда в Бразилии всеобщих выборов наряду с президентом  избирались губернаторы всех 27 штатов страны,  две трети состава Федерального сената Национального конгресса и полностью Палата депутатов, а также местные органы власти.

С повышенным интересом делегация ЦИК России отнеслась к ознакомлению с применяемой в Бразилии электронной системой голосования - одной из наиболее завершенных в мировой практике и в течение многих лет активно применяющейся. Начало этому процессу было положено  в середине 90-х годов прошлого века, к настоящему времени процесс голосования полностью компьютеризирован на всей территории страны.  Каждый из 420 тыс. избирательных участков оборудован электронным устройством для голосования, состоящим из двух частей: устройства для идентификации избирателя и непосредственно электронной урны. Передача результатов голосования осуществлялась со специальных ретрансляторов в региональные избирательные суды.
В отдаленных районах избирательные участки для передачи данных одновременно с электронной урной  оснащаются аппаратурой спутниковой связи. Главным элементом электронной системы голосования, помимо вышеназванного электронного устройства, является карточка избирателя - документ, который  бразильский гражданин обязан получить по достижению им 18-летнего возраста. Документ носит универсальный характер, является одновременно удостоверением личности - без карточки избирателя, например, нельзя получить водительское удостоверение, поступить  в ВУЗ, получить пенсию и даже оформить кредит в банке. Данные, внесенные в карточку избирателя, позволяют идентифицировать его личность, подтвердить его приписку к конкретному избирательному участку, санкционировать доступ к электронной урне и, наконец, предоставить право сделать свой выбор.

В ходе октябрьских выборов в 60 муниципалитетах страны был проведен эксперимент по биометрической регистрации избирателей, то есть идентификация граждан осуществлялась с помощью  считывания отпечатков пальцев. Введение этого элемента, по мнению бразильских коллег, позволит полностью исключить какие-либо манипуляции с электронными бюллетенями, а также гарантирует  надежность и тайну голосования. 

Техническое обеспечение состоявшихся в октябре прошлого года всеобщих выборов (поставка устройств электронного голосования) было осуществлено по итогам публичных торгов  по заказу Верховного избирательного суда  Бразилии.  Заказ был выполнен бразильской компанией «Procomp Amazonia Industria Electronica S.A.», которая является дочерней компанией «Diebol» (США). Специальное программное обеспечение  идентифицируется и устанавливается под контролем Верховного избирательного суда, все оперативные действия регистрируются для того, чтобы в случае обнаружения нарушения или изменения исполняемых кодов устройство электронного голосования прекратило свою работу. Для хранения данных применяются три элемента памяти:  внутренняя карта памяти (internal flash card), внешняя карта памяти (external flash card) и  дискета. Это позволяет восстановить информацию даже в случае повреждения самого устройства для голосования.

За 180 дней до даты проведения выборов политические партии и приглашенные ими научные организации, Ассоциация адвокатов Бразилии, прокуратура, а также граждане, аккредитованные избирательной властью, получают возможность в присутствии и под контролем Верховного избирательного суда проанализировать установленное на устройство  программное обеспечение.

В день проведения выборов устройство электронного голосования включают в 7 часов утра и выпускают «нулевой» бюллетень, показывающий, что все кандидаты имеют одинаковое нулевое количество голосов. Представители политических партий, аккредитованные на конкретном участке, имеют право ознакомиться с этим бюллетенем.  
В 8 часов  утра председатель участковой избирательной комиссии вводит на терминале свой номер избирателя, тем самым активируя устройство для работы. В ходе голосования после подтверждения избирателем своего выбора информация об этом записывается на обе карты памяти.  После завершения голосования распечатывается протокол, содержащий информацию о результатах выборов по данному участку. Первая копия протокола размещается на видном месте в пределах участка и доступна для немедленного ознакомления с результатом со стороны общественности. Остальные копии протокола передаются наблюдателям от политических партий.

Протокол также шифруется и записывается на дискету. Это предотвращает возможность чтения данных на любом другом компьютере, кроме тех, где установлено специальное соответствующее программное обеспечение. Дискета переносится на специализированный компьютер, подтверждается ее действительность, после чего по выделенным и защищенным сетям информация передается для окончательного подсчета на серверы центральной и региональных избирательных комиссий. В труднодоступных местах для передачи данных используются сотовые телефоны и антенны спутниковой связи.

После получения протокола система подсчета голосов проверяет цифровую подпись и корректность содержимого (единственный протокол с официального избирательного участка). Если протокол получен ошибочно либо с подложного места, система выявляет это и прекращает подсчет голосов. Кроме того, система также направляет данные представителям политических партий для сравнения с ранее распечатанным на участке протоколом. С помощью данной системы голосования результаты выборов были подведены в течение пяти часов с момента закрытия избирательных участков. По итогам голосования в избирательные органы не было подано ни одной жалобы, связанной с подсчетом голосов.

Международное наблюдение за выборами в Бразилии происходит по схеме, несколько  отличающейся от общепринятой (что, кстати, характерно для большинства латиноамериканских государств). Бразильские коллеги рассматривают прибывших к ним международных наблюдателей прежде всего как своих коллег, «перспективных» для налаживания с ними профессионального сотрудничества. Исходя из этого, основной упор в работе с наблюдателями делается на том, чтобы ознакомить гостей с достижениями бразильской демократии, продемонстрировать перед ними позитивный опыт, накопленный в деле организации выборов в Бразилии, особенно в части  электронной системы голосования. Именно поэтому работа с международными наблюдателями в Бразилии носит организованный и централизованный характер, их «опекают» с особым энтузиазмом - в ходе октябрьских всеобщих выборов для них была подготовлена специальная программа, крайне насыщенная, содержащая многочисленные мероприятия  и встречи в государственных учреждениях и ведомствах, участвовавших в организации и проведении выборов в стране.

Собственно наблюдение за выборами в традиционном понимании этого действа (как, например, это трактуется Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ) носит для бразильцев откровенно второстепенный характер - в лучшем случае они готовы выслушать конкретные рекомендации и замечания иностранных партнеров в рабочем порядке. На выборах 3 октября прошлого года в Бразилии были аккредитованы 146 наблюдателей из 36 стран,
73 из которых находились в столице страны.

Верховный избирательный суд  Бразилии активно использовал прошедшие в октябре выборы и присутствие в стране иностранных наблюдателей для проведения с зарубежными партнерами консультаций и подписания различных двусторонних и многосторонних документов по сотрудничеству в сфере организации избирательного процесса. Общаясь с иностранными гостями, председатель Верховного избирательного суда Бразилии министр Рикардо Левандовски убедительно говорил о растущих связях Бразилии с Организацией американских государств, Организацией сотрудничества португалоговорящих стран, государствами БРИКС, а также конкретно с рядом стран южноамериканского и африканского континентов. Р.Левандовски при этом делал особый упор на стремлении Бразилии к развитию всесторонних контактов с другими странами в области совершенствования избирательных систем и технологий, а также готовности Верховного избирательного суда поделиться своим передовым опытом, прежде всего в сфере организации электронного голосования.

Состоявшиеся во время пребывания в Бразилии делегации ЦИК России двусторонние консультации с коллегами из Верховного избирательного суда носили конкретный и обстоятельный характер, продемонстрировали обоюдную заинтересованность в развитии взаимовыгодных деловых контактов. Было, в частности, достигнуто взаимопонимание в том плане, что такое сотрудничество может развиваться как на двусторонней основе, так и в более широком, международном контексте. Бразильская сторона, например, предложила российским коллегам поддержать ее инициативу по налаживанию электорального взаимодействия в рамках БРИКС. Предложенный бразильцами вариант подписания совместной декларации уже в октябре,  что называется «с колес», без предварительного согласования с каждой из сторон, не нашел понимания у партнеров по БРИКС, однако сама идея такого сотрудничества была в целом ими поддержана, признана перспективной для дальнейшего обсуждения и продвижения.
С аналогичных позиций выступила и делегация ЦИК России на переговорах с бразильскими коллегами. 

Что касается двусторонних связей, то стороны констатировали совпадение подходов к трактовке актуальных вопросов теории и практики избирательного процесса, в целом к проблеме укрепления через выборы свободы и демократии в современном мире. Договорились о необходимости развивать и совершенствовать двустороннее профессиональное сотрудничество в электоральной сфере, добиваться активизации деловых контактов и обмена передовым опытом. В конкретном плане признали целесообразным приступить к подготовке совместного документа (Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве), который должен стать надежной основой такого взаимодействия, добиваться его подписания в ближайшее время.  

16-18 мая 2011 года состоялся ответный рабочий визит в Москву делегации Верховного избирательного суда Федеративной Республики Бразилия: партнеры находились в Москве по приглашению ЦИК России, делегацию возглавлял председатель Суда Рикардо Левандовски.

Необходимо отметить, что бразильские коллеги в дальнейшем не отступили от принципов построения отношений с ЦИК России, изложенных ими в октябре 2010 года. Их серьезная заинтересованность в налаживании деловых контактов с российской стороной во многом способствовала оперативной организации поездки в Москву министра Рикардо Левандовски, явилась важной предпосылкой для проведения обстоятельных и полезных консультаций.

Так, в кратчайшие сроки удалось согласовать текст совместного Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве. В ходе пребывания Р.Левандовски в Москве документ был подписан председателями избирательных органов двух стран в присутствии вице-президента Бразилии Мишела Темера, чей официальный визит в Российскую Федерацию совпал по срокам с приездом руководителя Верховного избирательного суда.

Можно с уверенностью предположить, что согласие вице-президента Бразилии участвовать в мероприятиях, проводимых ЦИК России совместно с партнерами из Верховного избирательного суда, свидетельствует о желании бразильской стороны обратить наше внимание на ту важность, которую они придают как двусторонним межгосударственным отношениям, так и развитию сотрудничества в области избирательных систем как их неотъемлемой составной части. Состоявшиеся в Москве двусторонние беседы и консультации в целом подтвердили такой вывод.

Стороны, в частности, согласились рассматривать двустороннее сотрудничество в электоральной сфере в качестве приоритетного для себя направления в сфере международных связей. Исходя из этого, опираясь на подписанный Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве, договорились приступить к осуществлению совместных практических программ сотрудничества, предусматривающих обмен передовым опытом организации и проведения выборов. Такое сотрудничество, основываясь на общем понимании вопроса, будет рассматриваться как непосредственно в профессиональном преломлении - оказании друг другу содействия в решении насущных вопросов теории и практики избирательного процесса, так и в более широком контексте - осуществлении согласованных действий в международном электоральном сообществе.

Говоря о таком международном аспекте, бразильский коллега предложил активно привлекать к совместным действиям коллег из государств, являющихся нашими потенциальными союзниками, опираться при этом на уже имеющийся потенциал межгосударственного сотрудничества. По мнению Р.Левандовски, большие возможности для сотрудничества в электоральной сфере имеются в формате БРИКС - мощнейшие государства с растущими экономиками и крупнейшим в мире электоратом могут эффективно воздействовать на формирование универсальных подходов к избирательному процессу. Председатель Верховного избирательного суда Бразилии предложил ЦИК России продолжить совместную работу по налаживанию такого взаимодействия в рамках БРИКС. Как отметил Р.Левандовски, инициативу бразильцев в целом поддерживают коллеги из Индии и ЮАР. В силу известных причин имеются сложности в отношении КНР. В этом плане бразильцы рассчитывают на  то, что российская сторона способна найти точки взаимопонимания с китайской стороной, договориться о приемлемых для нее формах сотрудничества по избирательной тематике (в частности, сами китайцы готовы предложить задействовать для сотрудничества в избирательной сфере Специальный административный район Гонконг).

Бразильский коллега предложил договориться об активном привлечении к двустороннему сотрудничеству в электоральной сфере государственных органов двух стран, средств массовой информации, а также парламентских кругов России и Бразилии. Роль законодателей  представляется ему наиболее перспективной и полезной - речь может идти о проведении совместных конференций, научно-практических семинаров, о формировании совместных миссий международных наблюдателей как при проведении выборов непосредственно в наших двух странах, так и других государствах.

Председатель Верховного избирательного суда Бразилии заявил, что он понимает важность предстоящих в 2011 и 2012 годах федеральных избирательных кампаний в России. Готов в связи с этим оказать коллегам из ЦИК России возможное содействие и поддержку. В частности, заявил Р.Левандовски, можно было бы договориться о проведении в Бразилии мероприятий, посвященных предстоящим в России выборам, скажем, в августе - сентябре 2011 года, с участием представителей ЦИК России, бразильского руководства, парламентских, политических, общественных кругов. Такие мероприятия, организованные в крупнейшей стране региона, по оценке бразильской стороны, могли бы убедительно продемонстрировать латиноамериканской и мировой общественности стабильность существующего в России политического строя, демократизм ее избирательной системы, что  благотворно сказалось бы на отношении к ней со стороны зарубежных политических и деловых кругов.