Г-н Грушко,
Ваши превосходительства,
Члены Парламента,
Дамы и господа!
Мне очень приятно приветствовать вас на конференции, проводимой под эгидой министерств иностранных дел России и Греции.
Конференция проходит в период трудных испытаний для Европы. Сегодня, более чем когда-либо, исследование перспектив европейской безопасности так же важно, как и предложения по продвижению вперед.
Наша конференция имеет особую важность по крайней мере по нескольким причинам: это первая конференция такого рода, она проводится, как уже отмечалось, в очень сложных условиях, сложившихся в мире, и посвящена проблемам военно-политической безопасности.
Прежде всего хотелось бы выделить уникальный характер конференции. Это первая конференция по европейской безопасности, организованная министерствами иностранных дел и отражающая заинтересованность в этом вопросе как Греции, так и России, а также их обоюдное стремление укрепить безопасность в Европе.
В Стратегии европейской безопасности подчеркивается, что «мы должны думать на глобальном уровне и действовать на местах».
Идеи, выдвинутые Президентом Д.Медведевым в июне 2008 года в Берлине, а затем президентами Д.Медведевым и Н.Саркози в октябре 2008 года в Эвиане, стали сигналом для начала диалога, столь необходимого для международных отношений. Неслучайно в 2009 году Греция, будучи председателем ОБСЕ, «приняла вызов», так сказать, обозначив свой интерес в восстановлении обстановки доверия и ответственности в Европе.
Неформальная встреча министров иностранных дел на острове Корфу в июне 2009 года, послужившая началу «процесса Корфу», вдохнула новую жизнь в деятельность ОБСЕ и создала основу для откровенного и всестороннего диалога, в котором все государства, расположенные от Ванкувера до Владивостока, получили возможность рассказать о своих проблемах, идеях и предложениях об усилении и модернизации европейской безопасности.
Во время Ежегодной конференции ОБСЕ по обзору проблем в области безопасности министр С.Лавров в своем обращении обрисовал детали новых смелых российских предложений по европейской безопасности, что послужило оживлению диалога в рамках ОБСЕ. На декабрьской конференции на уровне министров в Афинах в 2009 году были приняты 20 министерских решений о расширении гуманитарного, экологического, экономического, а также военно-политического измерений безопасности, и надо отметить, что эта конференция была признана всеми одной из наиболее успешных в истории Организации.
В следующем году Греция стала координатором «процесса Корфу» по вопросам контроля над вооружениями, а также председателем на форуме ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности - Форуме по военно-политическим вопросам. В качестве последнего мы организовали «круглые столы» по проблемам европейской безопасности и первую углубленную дискуссию по усилению работы в рамках Венского документа по мерам укрепления доверия и безопасности.
В 2010 году множество стран - членов ОБСЕ выдвинули около
50 предложений по усилению европейской безопасности в рамках «процесса Корфу», тем самым создав условия для проведения первого за 11 лет саммита глав государств - участников ОБСЕ, который состоялся в декабре 2010 года в Астане. Эта встреча завершилась принятием Памятной декларации, предусматривающей подлинную безопасность сообществ Евро-Атлантического и Евро-Азиатского регионов. Реализация данного видения для безопасности в европейском сообществе требует большей политической воли и креативного подхода.
Однако нет сомнения в том, что доверие и уверенность в определенной степени возобладали в Европе и что дипломатическая и политическая структура для укрепления европейской безопасности уже создана. Уверен, что и Россия, и Греция горячо желают внести свой вклад в развитие этой структуры с помощью сегодняшней конференции.
Особую значимость данной конференции придает то, что она отражает состояние международных отношений на современном этапе. Оно показывает, насколько связаны между собой вопросы безопасности во всем мире.
Угрозы безопасности, которые по определению могут распространяться, это - международный терроризм, пиратство, распространение оружия массового поражения, контрабанда оружия и наркотиков.
Все они представляют серьезный вызов европейской безопасности. В то же время традиционные внутренние и международные вызовы безопасности, такие как региональные конфликты, гонка вооружений, угроза применения силы или ее осуществление, остаются источниками нестабильности. Греция особенно ощущает угрозу для территориальной целостности, возможность применения силы и неуважение к международному праву, включая резолюции СБ ООН.
Важно признать, что международное сообщество не может позволить себе примириться с неразрешенными конфликтами, отсутствием безопасности и угрозами как внутри, так и за пределами Евро-Атлантического и Евро-Азиатского регионов. Европейская безопасность требует творческих инициатив и активных действий на двустороннем и многостороннем уровнях. Хочется напомнить, что Хартия европейской безопасности 1999 года ясно определяет концепцию коллективной безопасности: «Безопасность каждой из стран - членов ОБСЕ неразрывно связана с безопасностью других ее участников».
События в Северной Африке и их влияние на возросший миграционный поток - как раз такой случай «взаимосвязанной безопасности». Ограниченные местные инициативы, нацеленные на разобщение (подрыв, подмену) коллективных усилий по эффективному противостоянию таким угрозам, обречены на провал.
Исходя из этого, нельзя не подчеркнуть, что безопасность требует всеобъемлющего подхода. Настоящее положение вещей в международных делах подчеркивает убеждения, что безопасность должна быть всеобъемлющей.
Стратегия европейской безопасности гласит: «Распространение эффективных форм государственного управления, поддерживающего социальные и политические реформы, борющегося с коррупцией и злоупотреблением властью, защищающего силу закона и гражданские права, - лучший способ укрепления международного порядка».
Греция твердо уверена в том, что выход из кризиса невозможен без использования всех политических и гражданских методов, а если потребуется, и военного вмешательства. Мы также придаем особое значение гуманитарному аспекту в разрешении кризисной ситуации. К примеру, что касается Ливии, вклад Греции очень важен в гуманитарном измерении, включая оказание медицинских услуг в нашей стране и гуманитарную помощь.