Со времени первого саммита БРИК (16 июня 2009 г.) его работа вызывает растущий интерес международной общественности. И это неудивительно. Форум государств, создание которого было инициировано нашей страной, смог за короткое время стать реально действующим фактором мировой политики.

Сегодня в его состав входят пять стран - Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика, на долю которых приходится 25% мирового ВВП (по паритету покупательной способности национальных валют), 30% территории Земли, 45% населения мира.

Состоявшийся 14 апреля 2011 года в городе Санья (остров Хайнань, КНР) третий саммит государств БРИКС отразил значительное укрепление международных позиций этого объединения, произошедшее со времени предыдущей встречи лидеров в Бразилии (15 апреля 2010 г.).

Страны БРИКС в этот период подтвердили свою роль динамичной силы мировой экономики, о чем говорит сопоставление темпов их экономического роста с показателями развитых стран.

 

Динамика изменения ВВП стран БРИКС, 2009-2012 гг.

(в % к предыдущему году; 2011-2012 гг. - прогноз)

 

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Бразилия

7,5

4,5

4,1

Россия

4,0

4,8

4,5

Индия

10,4

8,2

7,8

КНР

10,3

9,8

9,5

ЮАР

2,8

3,5

3,8

США

2,8

2,8

2,9

Еврозона

1,7

1,6

1,8

Источник: IMF World Economic Outlook, April 2011.

 

На долю государств БРИКС приходится в настоящее время около 50% прироста глобального ВВП. В условиях опережающего совокупного роста экономик стран БРИКС за истекший год увеличилась их абсолютная доля в мировом валовом продукте, а КНР вышла на позиции второй экономической державы мира. Авторитету БРИКС в большой мере способствовало то, что именно благодаря его усилиям государства с формирующейся рыночной экономикой и развивающиеся страны укрепили свои позиции во Всемирном банке и Международном валютном фонде.

Еще одной важной особенностью нынешнего саммита стало то, что он впервые прошел в формате «пятерки» - с участием ЮАР. Принятие в декабре 2010 года в ряды объединения одного из лидеров Африканского союза, авторитетного участника Движения неприсоединения укрепило глобальный масштаб БРИКС, расширило возможности совместных действий в политической и экономической сферах.

Особое значение третьему саммиту объединения придало также то, что он прошел в период, когда все государства «пятерки» участвуют в работе Совета Безопасности ООН.

Из итогов саммита необходимо в первую очередь выделить следующее.

На встрече в Санья лидеры БРИКС определили место этого форума в современной международной системе, сформулировали принципы его функционирования. «БРИКС служит одной из главных платформ диалога и сотрудничества в сферах экономики, финансов и развития. Мы твердо настроены на дальнейшее укрепление партнерства в рамках БРИКС в интересах общего развития и дальнейшего постепенного продвижения сотрудничества между членами БРИКС на основе прагматичного подхода и в соответствии с принципами открытости, солидарности и взаимопомощи. Мы подтверждаем, что такое сотрудничество носит инклюзивный характер и не направлено против какой-либо третьей стороны. Мы открыты к наращиванию взаимодействия и сотрудничества с государствами, не входящими в БРИКС, в особенности со странами с формирующейся рыночной экономикой и развивающимися странами, а также соответствующими международными и региональными организациями», - заявили участники встречи в итоговой Декларации (п. 6).

Таким образом, «пятерка» четко идентифицировала себя как объединение, действующее в логике многополярного мира. БРИКС не пытается создать некий новый «полюс», противостоящий другим объединениям государств - экономическим или военно-политическим. Напротив, молодое объединение позиционирует себя как структура, открытая для сотрудничества с самым широким кругом партнеров.

Основной акцент в своей деятельности на данном этапе БРИКС делает на финансово-экономических вопросах, входящих в компетенцию «Группы двадцати». Это вполне обоснованно.

Во-первых, именно в данной сфере у партнеров по форуму сложилась общность интересов стратегического характера. Все государства БРИКС выступают за глубокую реформу финансово-экономической архитектуры мира, за ее приведение в соответствие с новыми реалиями мировой экономики, в которой появились и успешно развиваются сразу несколько новых центров силы. Образно говоря, БРИКС - это альянс реформаторов международных финансово-экономических отношений. Указанный общий коренной интерес служит мощным стимулом к долговременному сотрудничеству государств, расположенных на четырех континентах и имеющих разную историю.

Во-вторых, как показали события глобального финансово-экономического кризиса, от «конструкции» мировой финансово-экономической системы в огромной мере зависит уже не только международная экономическая безопасность, но и международная безопасность в широком смысле слова. Сохранение архаичной системы, которая не смогла ни предвидеть кризис, ни предпринять эффективные меры для его предотвращения или хотя бы локализации, просто рискованно. Ведь мировое сообщество не может позволить себе второго глобального кризиса схожих масштабов, особенно с учетом того, что социальные и экономические последствия кризисных событий 2008/9 годов еще не ликвидированы полностью, а их глубинные причины не устранены.

Подчеркнем: партнеры по БРИКС, продвигая реформу международной финансово-экономической архитектуры, заботятся отнюдь не только о своих интересах. В поле их зрения - гораздо более широкие интересы всех государств с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран. Доказательством этому служит, в частности, программа реформирования Международного валютного фонда и Всемирного банка, предлагаемая «пятеркой». Она предполагает укрепление позиций всей этой группы государств в ключевых структурах управления международными финансами.

Пожалуй, впервые на высшем форуме БРИКС столь подробно были обсуждены наиболее жгучие вопросы мировой политики.

В центре дискуссии стояла ситуация в Ливии и - шире - на Ближнем Востоке, в Северной и Западной Африке.

Все участники подчеркнули неприемлемость линии натовских государств в отношении Ливии, сводящейся к подмене согласованных целей международного сообщества, как они были зафиксированы в резолюциях СБ ООН 1970 и 1973, другими - «гуманитарной» интервенцией и сменой неугодного режима. В Декларации саммита четко зафиксирован тезис о том, что ливийский конфликт следует решать политико-дипломатическими методами, а сами государства БРИКС должны усилить координацию действий в рамках СБ ООН.

 «Мы глубоко озабочены неспокойной обстановкой в регионах Ближнего Востока, Северной и Западной Африки и искренне желаем, чтобы затронутые этими событиями страны достигли мира, стабильности, процветания и прогресса и заняли подобающее им достойное положение в мире в соответствии с законными чаяниями их народов. Мы разделяем принцип, согласно которому следует избегать применения силы. Мы считаем, что необходимо уважать независимость, суверенитет, единство и территориальную целостность каждого государства», - заявили лидеры «пятерки» в Декларации саммита.

В то же время, как отмечалось на саммите, все страны мира сталкиваются с общими угрозами и вызовами, требующими солидарных действий. Это растущие угрозы терроризма, наркотрафика, пиратства, киберпреступности. В этой связи Президент Российской Федерации Д.А.Медведев привлек внимание партнеров к предложению нашей страны о разработке под эгидой ООН универсальной Конвенции по противодействию преступлениям в информационной сфере. Потребность в таком инструменте связана с тем, что в рамках международного права пока не выработано эффективного механизма борьбы с угрозами в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Важное место на саммите заняла финансово-экономическая проблематика в контексте подготовки к предстоящему саммиту «Группы двадцати» во Франции (ноябрь 2011 г.).

Выявилась большая близость подходов государств БРИКС к ключевым вопросам повестки дня будущего саммита: о путях реализации Рамочного соглашения об уверенном, устойчивом и сбалансированном росте, о реформе международной валютно-финансовой системы, о регулировании рынков капиталов для предотвращения шоковых «переливов» спекулятивных капиталов, об уменьшении волатильности цен на сырьевые товары.

Эта общая политическая база отражена в Декларации саммита. «Мы поддерживаем реформу и совершенствование международной валютной системы, в которой широко представительная система международных резервных валют будет обеспечивать стабильность и предсказуемость. Мы приветствуем ведущуюся дискуссию о роли специальных прав заимствования (СПЗ) в существующей международной валютной системе, включая состав валютной корзины СПЗ. Мы призываем уделять больше внимания рискам, связанным с массированными трансграничными перемещениями капитала, с которыми сегодня сталкиваются страны с формирующейся рыночной экономикой. Мы призываем к дальнейшей реформе международного финансового регулирования, к усилению координации политики и сотрудничества в области финансового регулирования и контроля, а также к содействию стабильному развитию глобальных финансовых рынков и банковских систем» - говорится в Декларации саммита.

На саммите был остро поставлен вопрос о необходимости обеспечения стабильности курсов основных международных резервных валют и проведения странами-эмитентами резервных валют ответственной макроэкономической и денежно-кредитной политики. 

Прозвучали конкретные предложения, призванные уменьшить риски, которые представляют для «новых экономик»  массовые трансграничные перемещения капитала. Так, была высказана мысль о желательности выработки в МВФ своего рода свода правил надлежащего поведения участников международного финансового рынка. Такие правила позволили бы минимизировать «перелив» негативных последствий от внезапных колебаний конъюнктуры в одном сегменте этого рынка в другие страны и регионы. Было высказано также предложение поручить МВФ активизировать работу по надзору за трансграничными потоками капитала.

Большое внимание на саммите было уделено проблеме уменьшения волатильности цен на сырьевые товары на международных рынках.

Резкие колебания таких цен в последние годы вырастают в серьезную проблему как для производителей, так и для потребителей. Как показывает практика, чем круче подъем цен, тем потом резче и неожиданнее их падение. Так, с апреля 2008 года по апрель 2009 года цена на нефть  упала почти в три раза - со 110 долларов до 40 долларов за баррель, а затем до начала апреля этого года выросла в 2,5 раза - до 100 долларов. В 2010 году цены на алюминий, медь и никель выросли в среднем на 38,5%.

Особо большая волатильность цен наблюдается на международных рынках сельскохозяйственной продукции. Причем рост спроса на продовольствие будет в обозримом будущем явно опережать темпы роста его производства из-за стагнации продуктивности в растениеводстве. Уже это «программирует» повышательную ценовую тенденцию. Есть, однако, и другие факторы, такие как сокращение посевных площадей под продовольственные культуры из-за расширения производства некоторыми развитыми странами растительного сырья для биотоплива первого поколения. В результате, например, цены на кукурузу на мировом рынке выросли за 2010 год в 2,3 раза.

С учетом всех этих факторов на саммите в Санья выдвигались различные конкретные предложения по уменьшению волатильности цен на сырьевых рынках. Применительно к сельскохозяйственным рынкам указывалось на важность усиления международного сотрудничества в целях наращивания производства продуктов питания, активизации диалога производителей и потребителей сельхозтоваров на мировом рынке. Подчеркивалось значение мер по усилению регулирования рынка деривативов, с тем чтобы ограничить спекулятивные  операции на рынках продовольствия.

После саммита в Китае в западной прессе зазвучали упреки в адрес стран БРИКС по поводу того, что они-де пытаются «диктовать» решения «Группе двадцати», создают в «двадцатке» некую «лоббистскую группировку». Уместны, однако, встречные вопросы: а разве финансовая «семерка» прекратила существование и не стремится координировать позиции ведущих западных держав по ключевым вопросам повестки дня «Группы двадцати»? Разве в состав «двадцатки» не входит руководство Евросоюза, представляющего собой, по сути, замкнутый механизм координации позиций? Особо подчеркнем: БРИКС в своем подходе к повестке дня «двадцатки» действует совершенно открыто, стремясь к взаимодействию и даже к совместной выработке решений с другими участниками «Группы двадцати» везде, где выявляется общность интересов. Так было, например, в преддверии Торонтского саммита, когда БРИК сформировал коалицию с такими странами, как Канада, Австралия, Аргентина, Индонезия, Мексика, возражавшими против введения так называемого налога на банковские операции.

Значительным шагом вперед в создании более благоприятных условий для расширения взаимной торговли и инвестиций стало подписание «на полях» саммита Рамочного соглашения о финансовом сотрудничестве в рамках межбанковского механизма БРИКС (участвуют государственные банки содействия развитию, с российской стороны - Внешэкономбанк). Это первый практический шаг к использованию национальных валют для расширения экономического сотрудничества в рамках БРИКС.

Важной отличительной особенностью саммита стал акцент на развитие сотрудничества не только в рамках «двадцатки» или СБ ООН, но и в рамках самого БРИКС. Теперь, после расширения состава за счет ЮАР, объединение вступает в новый этап развития, на котором на первый план должны выйти углубление и конкретизация взаимного сотрудничества, формирование системы внешних связей БРИКС. Безусловным приоритетом сотрудничества должна остаться координация  позиций в «Группе двадцати».

Принципиально важно развернуть многостороннее сотрудничество в формате БРИКС в сфере науки, техники и инноваций. Здесь у стран «пятерки» большой взаимодополняющий потенциал в виде развитой научной базы, уникальных технических разработок, квалифицированной рабочей силы, огромных рынков для наукоемкой продукции. По предложению российской стороны в Декларации саммита было зафиксировано намерение стран «пятерки» развивать сотрудничество в научно-технической и инновационной областях. 

Российская сторона еще до саммита передала своим партнерам обширный перечень конкретных предложений по взаимодействию в данной сфере. Они покрывают широкий спектр направлений совместной работы - от  авиастроения и микроэлектроники до биотехнологий.

Одобренный на саммите План действий закладывает добротную долговременную основу практического сотрудничества, причем по более широкому, чем ранее, спектру направлений. В дополнение к уже используемым формам работы (проведение саммитов, встреч высоких представителей по вопросам безопасности, министров иностранных дел, министров финансов и управляющих национальными банками, министров сельского хозяйства, руководителей статистических ведомств, высших судебных инстанций) предусматривается ряд новых мероприятий. Речь идет о введении в практику встреч шерп и су-шерп БРИКС, о проведении встречи министров здравоохранения, Форума породненных городов и регионов стран БРИКС. Весьма продуктивной может быть запланированная в формате «пятерки» проработка возможностей сотрудничества в области науки, фармацевтики, техники, культуры и спорта.

Следует особо отметить энергичный, творческий подход китайского председательства к развитию БРИКС. Успешное проведение саммита и принятие столь весомой программы последующих действий «пятерки» - во многом заслуга наших китайских партнеров.      

Саммит в Санья показал: вектор развития форума определен, конкретный план его работы сверстан. БРИКС шаг за шагом становится влиятельным фактором глобального значения1