Наше время - время перемен, перемен небывалых, и по масштабам, и по их темпам. Обозначившиеся в последнем десятилетии прошлого столетия и набирающие силу в XXI веке геополитические и геоэкономические сдвиги формируют новую картину мира. Происходит «беспрецедентный сдвиг в богатстве и экономической мощи с Запада на Восток, и он будет продолжаться»1. В международных отношениях расширяется пространство самостоятельной политики. Обретают голос десятки стран, которых на века обрекли на «немоту», загнали на планетарные задворки. Вновь наполняются жизненной силой дремавшие сотни лет цивилизации, добавляя миру красочности и разнообразия. И, напротив, переживает упадок, казалось бы, незыблемая мировая американская гегемония, уступая дорогу полицентрическому мироустройству. Обнимая взглядом все эти «тектонические» смещения и силы, которые приводят их в движение, трудно не прийти к мысли, что история ускорила свой бег - ее как бы «пришпорили».

В эпицентре нынешних «сдвигов» находится Азия - континент, где живет около 4 млрд. человек, две трети человечества (60% - в 2007 г.). Известен «китайский» афоризм Наполеона, предрекшего, что мир вздрогнет, когда гигант (Китай) проснется. Сегодня же проснулся не только Китай, проснулась или просыпается едва ли не вся Азия, оставляя позади себя века подчинения и унижения, периферической участи или даже отсутствия в международной жизни. Вызванная этим великая геополитическая и геоэкономическая революция кардинально изменила расстановку и соотношение сил на международной сцене2, серьезно повлияла на положение и политику различных государств.

Азия, Восток стали первостепенной площадкой мирового экономического развития. Многие азиатские страны пережили такой экономический взлет, который был повсеместно расценен как «чудо». Впервые с 1850 года бóльшая часть мирового экономического роста ныне происходит за пределами Соединенных Штатов, Европы, Канады. Уже сейчас среди пяти самых больших экономик мира - две азиатские: Китая и Японии, а на подходе и Индия. И хотя последний финансово-экономический кризис нанес странам Азии, как и всему миру, чувствительные удары, они, как правило, лучше развитых государств справились с его последствиями. Согласно прогнозу Азиатского банка развития, в 2010 году экономику региона ожидал рост на 7,5%. Азиатские страны все чаще называют локомотивом мировой экономики, и такая оценка принадлежит самым видным западным экономистам. Разумеется, еще рано оценивать многосторонние последствия кризиса, но уже сейчас с определенной долей уверенности можно предвидеть дальнейшее повышение роли Азии.

Экономическое возмужание азиатских государств рождает и стимулирует также тенденцию к политической самостоятельности. Роль Азии в международных отношениях, в историческом процессе радикально меняется. Ныне она среди активных участников формирования глобальной политики. Азия - обитель двух государств (Индии и Китая), движущихся к статусу мировых держав, и целой группы влиятельных стран, уже фактически выступающих в качестве полюсов полицентрического мира или находящихся на подходе к этой роли. Многие аналитики, и среди них Г.Киссинджер и З.Бжезинский, высказывают мнение, что отныне центр глобальной политики переместился в район Азии, Тихого океана.

Более того, по мере восхождения Азии, выбивающего почву из-под евроцентристского и американоцентристского концептуализма, уже конструируется философия азиацентризма с прогнозами о том, что XXI век станет «азиатским», что создается миропорядок с центром в Азии. И в числе тех, кто выступает с подобными суждениями, мы находим политологов с международным именем - Жака Аттали, того же Бжезинского и других.

Неизбежный спутник подъема Азии - расширенная и упрочившаяся азиацентристская культурная идентичность. Оживились и активизировались азиатские цивилизации, придавленные столетиями колониального гнета и находившиеся под прессингом навязываемых Западом норм и стандартов. Это корректирует цивилизационный ландшафт в мире, изменяет относительную роль цивилизаций и открывает путь экспансии культурных потоков из Азии. «Расширенная азиацентристская культурная идентичность - отмечается в документе Национального разведывательного совета США - может быть наиболее глубоким эффектом поднимающейся Азии. Новый голос азиатской культурной идентичности быстро формируется и распространяется… Даже Голливуд начал отражать это влияние»3.

Экономический рывок в ряде стран Азии сопровождается социально-культурными и психологическими последствиями, которые получили общеазиатский резонанс. Произошел серьезный сдвиг в сознании народов региона, в центр внимания стал вопрос о национальной идентичности. Заметно поднялась планка самооценки, и по большей части преодолено представление о превосходстве Запада. Отголоском явилось и то, что в Азии заговорили об «азиатской» идее, «азиатском» самосознании, имея при этом в виду, что именно с ними неразрывно связана бурная экономическая динамика азиатских стран. Растущая популяризация и популярность тезисов об «азиатской» идее, «азиатской» модели служат своего рода пусковым крючком для роста национального сознания и одновременно создают потенциал для развития национализма, в том числе и его крайних форм.

Главным образом в Азии расположен мир ислама, ныне переживающий процесс мощного национально-религиозного возрождения, который сопровождается во многих мусульманских обществах растущей пассионарностью и взрывными выбросами экстремизма. Это еще одна экзистенциональная проблема, чреватая, при неадекватном подходе, разрушительными конфликтами.

Так что в XXI веке миру предстоит иметь дело с новой Азией, уже родившейся и рождающейся, и это будет одной из особенностей
(и трудностей) нового миропорядка в предстоящие десятилетия. С Азией, которая обрела или обретает уверенность в своих силах и целях, и будущее свое отныне будет определять сама. С Азией, которая занимает принципиально иные, чем прежде, позиции в мире и оказывает растущее влияние на ход международных событий. С Азией, которая создала и создает собственные многосторонние экономические и политические структуры сотрудничества (АСЕАН, АСЕАН+1, АСЕАН+3, Азиатско-тихоокеанский форум экономического сотрудничества), площадки для регионального политического диалога (Восточно-Азиатский саммит), вынашивает планы формирования азиатского валютного фонда и своей валюты и т.д.

Конечно, и политически, и экономически Азия, в том числе и Восточная Азия, отнюдь не представляет единообразной картины. Наоборот, ее населяют государства с разными общественными системами и разными интересами, с разными экономическими показателями, разными друзьями и разными культурами. Тем не менее вышесказанное, разумеется, в разной мере относится ко всей Азии. И самое главное - именно это прежде всего определяет облик сегодняшней Азии.

Перед лицом поразительного подъема в Азии отношения с азиатскими странами приобретают небывалую важность. В этой области практически развернулось своего рода соревнование. Страны Европейского союза, влекомые прежде всего безграничными, как видится, перспективами азиатских рынков, особое внимание уделяют экономическим связям, не отказываясь в то же самое время от попыток оказать политическое влияние. По выражению западных журналистов, они «вовсю ухаживают за Азией».

Вашингтон, провозгласивший однажды устами Барака Обамы, что облик XXI века будет определяться взаимоотношениями между Соединенными Штатами и Китайской Народной Республикой, ведет двойную или даже тройную игру. США используют свой огромный политический и экономический потенциал, чтобы привязать к себе возможно большее число азиатских стран, побудить их принимать и далее американское «лидерство». Одновременно проводится курс на «сдерживание» Китая, в котором проглядывают некоторые знакомые элементы недавней холодной войны. Эксплуатируется и нагнетается страх, порожденный у некоторых соседей Поднебесной бурным ростом ее мощи. Вашингтон старается вовлечь их в свою военную орбиту, связать союзническими обязательствами.

Россию с Азией соединяют связи и интересы, без преувеличения, судьбоносные. Речь идет не только об отношении к ней как к массивной составляющей всей международной среды, включая многие соседние страны. Это отношение, условно говоря, к целой совокупности азиатских цивилизаций и не в последнюю очередь это отношение к самой себе. И нам, вероятно, еще предстоит многое понять и ко многому привыкнуть в сегодняшней Азии. В нынешней так называемой борьбе за Азию у России есть ряд преимуществ. Прежде всего, Россия - это и азиатская страна. Она выходит своими массивами в глубины Азии, След которой лежит на ее истории, идентичности, демографии, культуре и народных привычках. При соответствующих условиях и политике Россия могла бы играть роль моста и промежуточного звена между Европой и большей частью Азии - и не только в географическом, но и в других отношениях.

Бесценным и весьма актуальным является практика мирного взаимообогащающего сожительства в пределах России различных народов и конфессий, практика мультикультурного развития. В эпоху, когда все более важной и злободневной становится «встреча» культур, цивилизаций (а XXI век, очевидно, будет веком их «второго дыхания»), - Россия, с ее «смешанной» цивилизацией, уже поставившая на себе этот исторический эксперимент, представляет особый интерес. Это качество России - межцивилизационная сущность, опыт сосуществования и соприкосновения разных наций, разных цивилизаций, если его беречь и развивать, явится ценным социально-культурным и политическим ресурсом также для мира в целом. Такой исторический «багаж» России обеспечивает ей возможность внести весомый вклад в бесконфликтное решение одной из главных проблем нашего века - новой встречи Востока и Запада.

В свою очередь, государства Азии, как правило, серьезно заинтересованы в активном сотрудничестве с Россией и готовы его развивать. Их стремлениям - и это веский резон - отвечает многополюсная структура мира. Они добиваются максимальной свободы маневра в своей внешней политике и хотели бы иметь уравновешенные отношения с Западом, с Японией, Индией и Китаем. В сотрудничестве с Россией они видят один из путей к этому.

Россия проводит в отношении всех без исключения азиатских стран политику протянутой руки, стремясь к равноправным и равновыгодным отношениям. В ее политике нет и тени конфронтационности, она не пытается противопоставить одни азиатские государства другим. Заинтересованная в самом тесном сотрудничестве, Россия в то же время не пытается навязывать неприемлемые для других государств условия. Она с уважением и вниманием относится к обретенному ими суверенитету, выступает против создания какой-либо державой своей зоны влияния.

Важным преимуществом России в отношениях с Азией, Востоком является и ее имидж. Нашей страной накоплен богатый опыт равноправного и нередко масштабного сотрудничества со странами континента - от Ближнего Востока до Тихого океана. Тесные связи объединяют Россию со странами Евразии. Жива память о принципиальной позиции нашей страны - поддержке и помощи Вьетнаму и Китаю, когда они подвергались агрессии. Немалое значение имеет то, что Россия обладает ресурсами, в которых остро нуждается ряд стран Азии для своей хозяйственной деятельности.

Конечно, Россия - преимущественно страна европейская, тесно и давно связанная с Западом историей, культурой, широкими политическими, экономическими отношениями, наконец, демократическими ценностями. А сегодня проблема модернизации российской экономики вряд ли может быть успешно решена без сотрудничества с Западом. Однако нельзя игнорировать и существенные, если не сказать, жизненно важные факторы - географические, экономические, геополитические, культурологические, национально-конфессиональные, которые диктуют России свои императивы и препятствуют полному и бесповоротному «включению» России в Запад. России «показаны» стратегии, которые учитывают ее уникальный статус двухконтинентальной державы.

Особенность и неповторимость (но не исключительность) России, ее потенциал в мировом сообществе определяется и тем, что она соединяла и соединяет в себе черты западной (европейской) и азиатской (вос-точной) цивилизаций. Ее азиатское наследие неискоренимо. И в нем наряду с застойными, средневековыми, даже рабскими чертами есть и то, что составляет естественную, неотъемлемую часть исторической силы и потенциала России, ее цивилизации. Отношение к Азии, Востоку - это отношение к самой себе, потому что Россия - это также татары, башкиры, якуты, кавказские и другие народы. Россия - не просто страна проживания различных национальных групп. Это многонациональная страна, где русские, ее костяк, и другие народы столетиями живут не только бок о бок, но вместе, перемешиваясь друг с другом, культурно и духовно переливаясь друг в друга, совместно перенося общественные катаклизмы и отражая иноземные нашествия. У них общая история и общая судьба. Долгие годы мы жили в одном государстве, одной жизнью с миллионами узбеков, казахов, киргизов, туркменов, таджиков, азербайджанцев, а сейчас образуем с ними Содружество независимых государств. Иными словами, если для Европы и США восточный мир может выступать как нечто инородное и даже чужеродное, для России такое всегда было и сегодня остается неестественным и невозможным. И в этом не слабость России, а один из источников ее силы.

В российском обществе не прекращается многолетняя дискуссия о том, что есть Россия - Запад или Восток. Но культурологическая оболочка скрывает спор о том, должна ли она примкнуть к одному из центров силы, действовать на мировой арене как часть Запада и в этом качестве выступать перед миром Востока. Хотя сегодня Запад - это не только демократические общества, но и военно-политическая коалиция.

Ответ на этот вопрос определяется прежде всего тем, что 80% территории и 70% границ России находятся в Азии, в ней живет почти половина россиян. После развала Советского Союза геостратегический и геополитический эпицентр страны объективно сдвинулся в Азию. Сейчас «середина» России находится где-то в районе Красноярска. С экономическим подъемом ее восточных районов - Сибири и Дальнего Востока (а это 12 млн. км2 и самое протяженное тихоокеанское побережье), с их модернизацией в кооперации с бурно развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона неразрывно связаны перспективы возрождения России, ее судьбы.

На Востоке, в Азии находятся самые мощные соседи России. Отношения с Востоком - это отношения с Китаем, Индией, Японией. На азиатском направлении находятся такие «экономические вундеркинды», как страны АСЕАН и Южная Корея. Азия, наконец, это отношения с мусульманским миром - ее соседом на протяжении тысяч километров, - к тому же укрепившим связи с единоверцами в нашей стране. Россия не может не считаться с тем, что Азия, Восток выдвигаются на авансцену мировой политики.

Налицо и экономический императив - восточные области России объективно тяготеют к Азиатско-Тихоокеанскому региону и в повестке дня - их интеграция со странами Северо-Восточной Азии. Россия, встающая на путь модернизации, не должна и не может проходить мимо возможностей, которые открывает перед нею бурный рост многих азиатских стран.

Как «западники», так и «восточники» (сторонники «разворота на Восток») находятся, надо думать, в плену ложной альтернативы. России ныне нужны не слияние и тем более не конфронтация с Западом или Востоком, а самостоятельная позиция, позволяющая отстаивать свою независимость и свои интересы в каждом конкретном случае при сохранении и развитии тесного политического и экономического сотрудничества, при последовательном проведении стратегии партнерства.

России в политике важно и далее не только придерживаться многовекторного подхода, но и развивать, и наращивать его. И «западники», и «восточники» фактически побуждают Россию сделать неприемлемый для ее национальных интересов выбор. Между тем, не делая его, она сохраняет максимальную свободу внешнеполитического выбора, используя возникающие в этой связи преимущества, обеспечивая себе самые широкие возможности маневра.

Навязывание России альтернативы - Европа или Азия, Запад или Восток - противоречит и сути евразийской проблемы. России предстоит самоопределиться в евразийском пространстве. На основе процессов глобализации, трансформации азиатских стран, их все более развитых связей с европейскими государствами там фактически начинает складываться новое геополитическое и геоэкономическое образование - Евразия, как бы объединяющая, несмотря на противоречия, эти две части мира. Там, думается, будут разворачиваться многие процессы, которые определят лицо XXI века.

В Соединенных Штатах уже сформулирована евразийская политика, в Госдепе давно создан пост координатора евразийской энергетической дипломатии с соответствующим аппаратом. На Евразию нацеливается и НАТО. В Европе также начинают мыслить евразийскими категориями. Учреждены посты специальных представителей ЕС по Центральной Азии и Южному Кавказу.

Для России, которая занимает сердцевину Евразии, и сама, можно сказать, является ею в уменьшенном виде, эти процессы сулят большие возможности, но и требуют немалую ответственность. Важнейшим элементом российской внешней политики, очевидно, должно быть выстраивание в ее рамках евразийской стратегии, которая учитывает уникальное положение России и открывает перед ней исторические перспективы.

Кстати, пребывание «особняком» в качестве автономной силы отнюдь не обязательно, как показывает опыт Китая, сужает перспективы столь необходимого нам экономического сотрудничества с США, с Западом в целом, если, конечно, налицо стабильность режима и продуманная политика.

Азиатская политика России сегодня столь же сложна и многообразна, как сложна и многообразна сама Азия. Ее политика и дипломатия призваны адекватно реагировать на разнообразие азиатских стран и их интересов, учитывая в то же время наличие общеазиатского «навеса» в их позиции. Особое значение в азиатской политике России имеют Китай и Индия - два самых крупных и самых бурно развивающихся государства этой части мира.

На наш взгляд, отношение к Китаю - одна из главных и непреходящих проблем российской политики, с нею в немалой степени связаны сами судьбы российские. И крупным достижением внешней политики России, как и Китая, является то, что за последние годы они выведены на уровень стратегического партнерства. Президент России Д.А.Медведев в ходе недавнего визита китайского лидера в Москву подчеркнул, что отношения между нашими странами ныне находятся «в высшей точке». В свою очередь, Председатель КНР Ху Цзиньтао говорит о стратегическом партнерстве, обращенном в XXI век, о желании его «углубления», о том, что достигнутые с Россией договоренности - «небывалого уровня». И за этими декларациями прослеживаются вполне реальные дела.

Россию и Китай объединяют фундаментальные национальные интересы. Мы соприкасаемся территориально на протяжении более чем 4200 км. Это самая длинная межгосударственная граница в мире, и мы фактически образуем стратегический тыл друг для друга, что означает: национальная безопасность России, как и Китая, может быть обеспечена, только если эта граница будет границей добрососедства, только при условии дружественных отношений между нашими странами. В этой связи историческое значение имеет то, что речь ныне идет о впервые принятой обеими сторонами - после 40-летних переговоров - юридически урегулированной и демаркированной границе.

У наших стран - впечатляющий потенциал экономического сотрудничества благодаря едва ли не безбрежным рынкам, быстрорастущим экономикам, их взаимодополняющему характеру. Китай стал вторым среди ведущих торговых партнеров России, идя вплотную за Германией. За 2005-2009 годы товарооборот вырос на 69% и за 10 месяцев 2010 года увеличился на 45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 45,1 млрд. долларов. Руководство обеих стран поставило задачу довести его до 60-80 млрд. долларов.

Правда, в структуре российско-китайской торговли налицо и неблагоприятные для России тенденции, впрочем, характерные и для ее торговли в целом: сырьевой профиль, неприемлемо низкая доля в экспорте машин и оборудования. Но изменение ситуации и дальнейшее направление нашего экономического сотрудничества зависят прежде всего от российской стороны, от номенклатуры, качества и востребованности предлагаемых нами товаров.

Осуществляются такие крупные промышленные проекты, как строительство второй очереди Тяньваньской АЭС, совместного предприятия - нефтеперегонного завода в городе Тяньцзине (с открытием 500 заправочных станций), завода (в России) по сжижению угля и т.д.

Между Россией и Китаем ныне формируется новая важная «связка»: энергопоставщик - энергопотребитель. Введен в строй нефтепровод Сковородино - Козьмино, протяженностью 7,5 тыс. км и через него уже в 2010 году предполагается транспортировать 300 тыс. баррелей нефти в день, а в 2011 году этот объем удвоить. Для реализации этого проекта китайцы предоставили заем в 25 млрд. долларов под низкие проценты с гарантией от российской стороны, что Китаю будет поставляться нефть в объеме 15 млн. тонн в течение 20 лет. Фактически это часть общеазиатского проекта, который имеет в виду в течение 15 лет довести российские поставки энергоисточников в Азию до 50% их экспорта в целом. Еще 5 млрд. долларов предоставлены России на разработку месторождений угля. Начались поставки в Поднебесную электроэнергии. Наконец, еще одно весомое и перспективное направление сотрудничества - транзит между Азией и Европой.

Динамичное развитие Китая расширяет возможности экономического сотрудничества с ним по всем линиям - торговле, сфере высоких технологий, инвестиционных проектов. Разумеется, важнейшей предпосылкой и тут является экономическая динамика самой России, ее вступление на инновационный путь, подъем ее промышленного сектора, внимание и активность российских государственных органов и части бизнеса, который слишком привык ходить лишь по проторенным тропам - на Запад. В ходе последнего визита в Москву премьер-министр КНР Вэнь Цзябао заявил, что Пекин готов поддерживать российскую модернизацию, и обсуждал с Президентом Д.Медведевым вопрос о сотрудничестве в рамках проекта «Сколково», причем китайская сторона, по сообщениям прессы, выразила готовность вложить в этот проект до 1 млрд. долларов4.

У Китая и России общие интересы на международной арене - стремление к многополярному миру и неприятие гегемонистской политики, культа силы и не освященного международной законностью вмешательства во внутренние дела, борьба против терроризма, экстремизма и сепаратизма, установка на создание в XXI веке мирового порядка, опирающегося на неконфронтационное международное сотрудничество и равноправные отношения, отстаивание полномочий и статуса ООН, Совета Безопасности, поддержка законных претензий «встающих» государств на активное участие в мировом «пасьянсе». Россия участвует наряду с Китаем в международных структурах - БРИК, ШОС и т.д.

Особое место занимает и имеет политическое значение многолетнее военно-техническое сотрудничество между нашими странами. Наряду с Индией Поднебесная остается и, видимо, останется одним из основных партнеров в этой области, конечно, при условии поддержания российским ВПК соответствующего уровня своей продукции.

Обширное поле существует и для гуманитарного сотрудничества. Год России в Китае и Год Китая в России (в ходе которого, как заметил Д.Медведев, в России «было проведено 500 значимых мероприятий») убедительно показали большой взаимный интерес обществ обеих стран к культуре соседа. Не думаю, что лишь данью дипломатии было заявление, сделанное в связи с закрытием Года Китая в России Вэнь Цзябао: «Под влиянием произведений выдающихся русских литераторов и композиторов - Л.Толстого, А.Пушкина, П.Чайковского - выросли целые поколения китайцев. Россия, одна из ведущих научно-технических держав мира, внесла неоценимый вклад в прогресс человеческой цивилизации».

Россия и Китай заинтересованы в укреплении стабильности в Центральной Азии, во всемерном наращивании связей со странами региона, нейтрализации усилий внерегиональных держав, направленных на установление здесь своего контроля.

Фактически детищем совместной внешнеполитической линии в Центральной Азии является Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). ШОС вправе претендовать на завоевание солидного международного статуса уже потому, что охватывает огромную территорию, площадью 30 млн. км2, где проживает три четверти человечества. Под стать этому и амбиции Организации. В частности, ее участники выразили желание установить связи с АСЕАН. Министр иностранных дел России С.Лавров предложил «более энергично налаживать органичное взаимодействие между региональным форумом АСЕАН по безопасности и административными структурами ШОС». Реализация этих амбиций кроме внешнеполитических обстоятельств будет зависеть, надо думать, от устойчивой гармонизации целей, прежде всего России и Китая, а также остальных членов Организации.

Наконец, принципиальным стимулом развития отношений Китая и России служит прагматический подход обоих государств к внешней политике. Как Россия, так и Китай уже не подчиняют ее идеологическим мотивам. Не менее важно и то, что речь не идет о военно-политическом союзе - он противоречил бы основному смыслу внешней политики обеих стран. Россия и Китай - стратегические партнеры, и это сотрудничество нового типа не направлено против кого-либо и выгодно мировому сообществу, формируя огромное пространство мира и стабильности.

Надо сказать и о том, что мы не можем быть заинтересованы в возникновении в Китае неустойчивой и тем более беспорядочной ситуации. Экономический провал в Китае, внутренние неурядицы, которые некоторые зарубежные политики и политологи без устали предрекают уже не одно десятилетие, принесли бы России лишь огромное трансграничное человеческое наводнение, вызвали бы серьезное потрясение в мире.

Не секрет, что Соединенные Штаты да и Европейский союз не заинтересованы в российско-китайском сближении. Многолетним компонентом западной, особенно американской, политики всегда было стремление и попытки «противопоставить» Поднебесную России. С этой целью постоянно напоминают «о миллионах голодных ртов (давно, впрочем, не голодных)», о «полупустой Сибири», с этой же целью запугивают растущей мощью Китая и т.д. Реагируя на подобные приемы, премьер-министр В.Путин в ходе Валдайской встречи (сентябрь 2010 г.) заявил на пресс-конференции, что отношения с Пекином носят стратегический характер, и просил «не пугать нас Китаем».

Ларчик тут открывается просто. Сотрудничество с Китаем имеет первостепенное значение для самостоятельности российской внешней политики. Придерживаясь курса на стратегическое партнерство с Китаем, Россия не только следует своим коренным национальным интересам, но и дает своей дипломатии сильный козырь в международной политической игре. И напротив, ссора с Китаем обречет нас на роль младшего партнера Соединенных Штатов или сделает Россию картой в сложном американском покере с Китаем. А это, кроме всего прочего, неминуемо привело бы к изоляции России в Азии.

К сожалению, и в России есть группки и люди, которые действуют в том же направлении и энергично гарцуют на антикитайском поле.

Разумеется, к отношениям с Китаем надо подходить абсолютно трезво и прагматично. И никакую из обычно возможных в межгосударственных отношениях опасностей исключать нельзя.

Но, во-первых, противоречия между Россией и Китаем, касающиеся как двусторонних связей, так и соприкосновений в Центральной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии, которые существуют и, видимо, не исчезнут, перекрываются общими интересами во многих областях и во многих вопросах. Отношения России и Китая - это отношения конкуренции и соревнования, однако они не должны выливаться в противостояние. И не надо всуе пугать людей, а лучше использовать время, чтобы преобразовать Дальний Восток и Сибирь, что, на наш взгляд, едва ли не важнейшая задача нашей внутренней политики и, будучи одновременно очень весомым внешнеполитическим вопросом, возможно, - решающий компонент азиатской политики России. И надо набраться смелости, чтобы посмотреть правде в глаза: при нынешней демографической ситуации и ее перспективах, не говоря уже о других причинах, Россия не в состоянии обеспечить необходимую для модернизации этих районов рабочую силу. Нужно найти способ закрепить местное население и способствовать привлечению в приемлемых масштабах иммигрантов, предпочтительно русскоязычных, из разных стран под жестким и эффективным контролем, обеспечивая им необходимые материальные условия для работы и проживания.

Конечно, это натолкнется на сопротивление профессиональных «китаеведов» и некоторых добросовестных государственников, но его придется преодолеть. Ситуацию в этом вопросе не без знания дела описал английский «Экономист»: «В то время как раздаются призывы к иммиграции, чтобы возродить район, демагоги разжигают страсти, пророчествуя относительно китайского заговора, с целью вернуть бывшие владения путем посылки людей через границу»5.

Важно способствовать активному участию в модернизации регионов Сибири и Дальнего Востока стран Восточной и Юго-Восточной Азии. В этом плане заслуживает внимания одобренная в сентябре 2009 года Президентом Российской Федерации и Председателем КНР Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и Северо-Востоком Китая, рассчитанная на 2009-2018 годы.

Понятно, что гарантий в отношении китайской политики, как и любого другого государства, тем более быстро наращивающего свою мощь, в неопределенном будущем никто дать не может. Пока же все говорит о том, что Пекин не намеревается пересматривать свой курс реализации долгосрочной программы преобразования страны. И если мы озабочены судьбой России, вопросами ее самостоятельности, ее возрождения, иного пути развития отношений с Китаем, кроме конструктивного сотрудничества, нет.

Впрочем, даже оптимистические прогнозы не меняют того, что Россия должна быть готова к любым вариантам развития событий и, соответственно, государственные структуры обязаны об этом позаботиться. Кроме того, имея в виду интересы национальной безопасности на Востоке (и на Юге), России важно ненавязчиво, но настойчиво добиваться конкретных шагов, приближающих создание системы безопасности в Азии, адекватной ее специфическим условиям.

Хотелось бы подчеркнуть еще одно обстоятельство. Хотя разница в экономической мощи и ее динамике на данном этапе не служит существенным препятствием для плодотворного и конструктивного развития российско-китайских отношений, однако неизвестно, что будет в перспективе. Если вынести за скобки адекватность российского политического курса и эффективность ее дипломатии, дальнейшему здоровому развитию этих отношений серьезно способствовали бы экономический динамизм нашей страны, наращивание ее мощи и преодоление ситуации нарастающего отставания от Китая.

Огромное место в азиатской политике России занимают отношения с Индией. Они носят особый характер, которому трудно найти аналог во внешнеполитической палитре обеих стран. Российско-индийские отношения бесконфликтны на всем протяжении их существования, от возникновения и до сегодняшнего дня, отмечены надежностью и доверием, которые никогда не ставились под вопрос (если исключить мимолетный козыревский период), постоянным стремлением к расширению сотрудничества, совпадающими, как правило, позициями по основным международным вопросам, отсутствием существенных противоречий. «Наше сотрудничество, - заявил премьер-министр Манмохан Сингх, - уникально. Два крупных игрока на мировой арене десятилетиями сохраняют прочную дружбу, в то время как в отношениях других держав периодически случаются кризисы. Причина - совместимость наших интересов. Как политических, так и национальных».

Москва и Нью-Дели - давние друзья. Нашей дружбе более полувека, немногим менее возраста независимой Индии. Она пережила непростой период - 1990-е годы. Свою роль сыграли события и трудности в нашей стране и перемены в мире. Главное же состояло в том, что обоим государствам пришлось пройти через период приспособления к реальностям новой мировой обстановки, к возникшему однополярному миру.

Для Индии, которая была тесно связана с исчезнувшей сверхдержавой, возникла необходимость искать улучшения отношений с Соединенными Штатами. Дели успешно совершил неизбежную адаптацию, но не за счет испытанных друзей. Как подчеркивал индийский премьер-министр: «Отношения с третьими странами никогда не будут строиться за счет проверенных временем связей с Россией».

Сейчас этот период позади, и в российско-индийских отношениях господствует обоюдное стремление к тесному и всестороннему сотрудничеству. И незабытая тяга к России, и преимущества многовекторного маневрирования побуждают Индию стремиться к близким отношениям с нашей страной. «Индия испытывает прочное чувство эмоциональной привязанности к России, - говорила Президент Индии Пратибха Патил, - мы в Индии ценим Россию как надежного друга, прошедшего проверку временем, а также рассматриваем Россию как очень важную страну, играющую активную роль, как крупнейшую державу, мнение которой по проблемам, вызывающим глобальные озабоченности, привлекает всеобщее внимание»6.

Россия и Индия объединены прочным стратегическим партнерством. Их влекут друг к другу обусловленные коренными национальными интересами мотивы безопасности, геополитические обстоятельства и экономические факторы, сходство и совпадение взглядов и подходов к магистральным международным проблемам. Обе страны отвергают режим гегемонии в международных делах, не приемлют однополярного мира, поддерживают становление его альтернативно-полицентрической структуры, выступают за уважение правопорядка в межгосударственных отношениях и укрепление ООН, активно участвуют в борьбе против терроризма и сепаратизма. В Декларации об углублении стратегического партнерства, подписанной в Москве в декабре 2009 года, говорится о «совместном видении сторонами процесса формирования полицентристской международной системы в XXI веке».

Индия нуждается в России (как и Россия в Индии) в качестве одной из опор самостоятельной политики, и не только в региональных, но и глобальных рамках. Отношения с Россией подкрепляют уравновешенный характер политики Индии, помогают противостоять попыткам повернуть ее к односторонней международной ориентации. Причем конструктивная и стабилизирующая роль их близких отношений и стратегического партнерства теперь распространяется на заметно более широкие зоны и проблемы, более широкое международное пространство.

Общность интересов России и Индии проявляется в их совместном участии в ряде международных институтов и структур. Это, конечно, БРИК (с присоединением ЮАР он превращается в БРИКС), который при широком взаимопонимании и соответствующем курсе может стать важным компонентом нарождающегося мироустройства. Это - ШОС, где участие Индии в качестве наблюдателя вряд ли можно рассматривать вне российско-индийских отношений. Это - трехстороннее взаимодействие Индии, России и Китая в рамках РИК, регулярных встреч их министров иностранных дел (состоялись уже десять таких встреч), которое способно внести позитивный вклад во взаимоотношения между участниками этого диалога.

Наконец, следует особо подчеркнуть, что Россия охотно поддержала заявку Индии на статус постоянного члена Совета Безопасности ООН.

В последние годы активизировались экономические связи России с Индией, хотя они все еще не соответствуют потенциалу обеих стран, а также активности и широте политического сотрудничества. Среди торговых партнеров России Индия занимает 24-е место. Ее удельный вес в российской внешней торговле равен 0,9%, еще ниже - 0,8% - он у России в индийской внешней торговле. Правда, в последние годы в результате обоюдных усилий наметилась положительная тенденция. В прошлом году российско-индийский товарооборот вырос на 8% и почти достиг 9 млрд. долларов. Поставлена задача к 2015 году довести его до 20 млрд. долларов.

Премьер-министр Индии Манмохан Сингх на встрече с российскими учеными говорил, что «у наших стран большие возможности для экономического сотрудничества. Экономики России и Индии дополняют друг друга». Он выделил в особенности две области, где Россия и Индия способны сотрудничать особенно успешно, - энергетику и оборону.

Действительно, между Россией и Индией активно развивается сотрудничество в атомной энергетике. При российском содействии предполагается строительство в Индии 12 энергоблоков АЭС. «Газпром» сотрудничает с Индийской газовой корпорацией в разработке месторождения в Бенгальском заливе. В свою очередь, Индия вложила 1,7 млрд. долларов в качестве долевого участия в проекте «Сахалин-1». Ведутся переговоры о дальнейшем расширении сотрудничества в этой области.

Индийские инвестиции направляются также в разработку угольных месторождений, нефтехимию, автомобилестроение, информационно-технологические отрасли и т.д. На Индию приходится существенная часть фармацевтического рынка России. Для производства в Индии продукции, в которой нуждается наша страна, используются средства индийского долга по кредитам советского периода. Проектом такого типа явился, например, совместный российско-индийский химико-металлургический комплекс по производству титановых сплавов.

И все же, несмотря на определенные подвижки, огромный потенциал Индии как нашего партнера используется недостаточно. Чтобы исправить положение, нужны не только усилия государства, но и внимание российского бизнеса, который должен по-настоящему проложить дорогу в Индию, посмотреть на нее другими глазами.

Как и Китай, Индия - важный потребитель российской военной техники и вооружения (причем Нью-Дели получает новейшие образцы вооружения и даже участвует в некоторых совместных военно-технических проектах). По оценке Международного института стратегических исследований (Лондон), Индия закупила у нашей страны вооружения в общей сложности на 50 млрд. долларов - больше чем какая-либо другая страна. До сих пор индийская армия более чем наполовину оснащена российским вооружением. В ходе визита в Москву Манмохана Сингха стороны подписали межправительственное соглашение о программе ВТС на 2011-2020 годы.

Индия и Россия (Брахмапутра - Москва) ведут совместные разработки сверхзвуковой крылатой ракеты «Брамос», многофункционального транспортного самолета и истребителя пятого поколения (связанное с ним сотрудничество продолжится 20-30 лет). Но и тут дальнейшие перспективы сотрудничества будут зависеть также и от научно-технического уровня продукции российского ВПК, особенно с учетом того, с каким рвением сюда прокладывают сейчас путь западные конкуренты.

В последние годы Индия, можно сказать, вступила в «клуб» азиатского экономического чуда, и это открывает новые возможности для российско-индийского сотрудничества. В 2006-2007 годах показатель экономического роста Индии составил 9,4%, в среднесрочной же перспективе, по крайней мере до 2020 года, ей предсказывают сохранение высоких темпов роста - на уровне 7-7,5% ежегодно. По размерам своей экономики Индия вплотную подошла к Германии, занимающей четвертое место в мире. Особо весомое развитие получили наукоемкие технологии. Индия ныне занимает второе, после Соединенных Штатов, место по экспорту программных услуг - в 2009 году он составил 47 млрд. долларов. Индийское правительство ставит задачу превратить страну в «технологическую сверхдержаву». В научных исследованиях в стране ныне занято более 1,5 млн. человек.

Решена выдвинутая в 2000 году задача удвоить к 2010 году душевой доход населения, и это несмотря на существенный - 600 млн. человек - рост населения страны. Сейчас поставлена аналогичная цель - вновь удвоить душевой доход в течение следующего десятилетия.

Таким образом, мы являемся свидетелями индийского экономического чуда. В сочетании с другими факторами мощи, с общим возрастанием потенциала Индии, со все более уверенной и конструктивной политикой, с расширяющимся диапазоном активности, это ведет к индийскому политическому чуду - принципиально новой роли и престижу индийского государства на международной арене, выдвижению его в число ведущих государств. Об Индии все настойчивее говорят как о будущей мировой державе.

Общий вывод, думается, может быть таков: отношения с Индией имеют для России огромное значение. Они были и остаются одной из важных составляющих потенциала российской (как и индийской) международной политики. Для их развития есть широкая и устойчивая база. Ставшие более сложными, чем прежде, они требуют постоянного внимания и более тонкого подхода, если не культивирования.

К сожалению, особняком, вне круга азиатских государств, связанных с Россией дружественным сотрудничеством, позиционирует себя Япония. Москва заинтересована в активном партнерстве с Токио и не раз демонстрировала это на деле, но не получала ответного отклика. Влиятельные круги в Японии ведут бесперспективную политику, искусственно поддерживая в «горячем» состоянии «территориальный вопрос» и используя его во внутриполитических целях.

Итак, азиатское направление занимает достойное место во внешней политике России. И все же, думается, «перезагрузка» отношений с США, общее и желанное улучшение связей с Западом должны сопровождаться параллельной активизацией азиатского вектора нашей политики, и это имело бы положительные последствия на обоих ее направлениях.

Визит Д.А.Медведева во Вьетнам и его прорывные результаты, превращающие эту страну в ключевого партнера России в Юго-Восточной Азии, возвращение России в АСЕАН, решение о нашем участии в Восточно-Азиатских саммитах, предстоящая конференция АТЭС во Владивостоке - все это, надо надеяться, шаги, которые будут иметь именно такой эффект. Особо стоит сказать, что в рамках активизации своей азиатской политики Россия могла бы выступить и с важными инициативами, направленными на разрядку нынешней напряженности и укрепление безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Разумеется, даже при эффективной и адекватной политике и дипломатии конечный результат будет зависеть от фундамента - мощи нашей страны, материальных и духовных возможностей, ее политической и экономической привлекательности. Самые убедительные внешнеполитические аргументы, как и любому другому государству, ей предстоит найти в самой себе.

 

 

 1Документ Национального разведывательного совета США «Global Trends 2025: A Transformed World». Washington. NIC. November 2008. P. IV.

 2И как следствие, «экономическая и стратегическая мощь перемещалась и перемещается в Азию» («The Economist». June 12, 2009).

 3Mapping the Global Future. Report of the National Council´s 2020 Project. Executive Summary. Р. IV.

 4Коммерсантъ. 25 ноября 2010.

 5The Economist. July 11, 2009.

 6Известия. 02.09.2009.