СТЕРЖНЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Содружества независимых государств в последние полтора года является претворение в жизнь Концепции дальнейшего развития СНГ, одобренной вместе с Планом основных мероприятий по ее реализации на заседании Совета глав государств - участников Содружества в Душанбе 5 октября 2007 года. Принятие концепции стало этапным событием, итогом многолетних дискуссий в рамках СНГ относительно оптимального формата и алгоритма работы Содружества в тех условиях, которые сложились на постсоветском пространстве за время, прошедшее с момента распада СССР.

Исходной точкой стал анализ непростого, во многом противоречивого опыта развития СНГ за это время. Содружество содействовало решению многих сложнейших проблем, возникших с прекращением существования Советского Союза. В том, что "развод" бывших союзных республик удалось осуществить в достаточно цивилизованной форме, есть немалая заслуга СНГ. Благодаря Содружеству в условиях становления новых суверенных государств удалось в целом сохранить сложившиеся между ними многообразные связи.

За прошедшие годы в рамках СНГ наработана солидная правовая база многостороннего сотрудничества на новой основе в экономической, гуманитарной, правоохранительной сферах. Создана система механизмов взаимодействия, из которых особо следует отметить отраслевые советы. Многие из них играют важную практическую роль в сотрудничестве наших стран в самых разных областях. И наконец, нельзя недооценивать роль СНГ как уникальной площадки для политического диалога, в том числе на высшем уровне.

Важны принципы, на которых СНГ строит свою работу: подлинный демократизм, ориентация на консенсус, "подвижная геометрия" коллективного взаимодействия по тем или иным вопросам с учетом интересов государств-участников (так называемый разноскоростной, разноуровневый формат сотрудничества). Давая возможность странам Содружества использовать и развивать сохраняющиеся между ними элементы общности в интересах собственного развития и достижения конкурентоспособных позиций в современном мире, интеграционная модель  в том виде, в котором она нашла воплощение в деятельности СНГ, ни в коей мере не ущемляет их суверенные права, не накладывает ограничений в плане свободы выстраивания внешнеполитических и внешнеэкономических связей.

Эту модель диктует сама жизнь, хотя она же вызывает и критику, зачастую небезосновательную, в адрес СНГ, обвиняемого в недостаточной эффективности и некоторой "аморфности", в том числе с точки зрения дисциплины государств-участников в выполнении принимаемых решений. Фактом остается то, что ряд изначально ставившихся перед СНГ задач не решены или решены далеко не в полной мере. Это, в частности, касается создания на пространстве Содружества общего экономического пространства, сохранения единого гуманитарного пространства, обеспечения коллективной безопасности, координации внешнеполитической деятельности. Содружеству на сегодняшний день не удалось стать полноценным интеграционным объединением или эффективной международной организацией. Ряд государств-участников не признают его правосубъектности, ограничивают свое участие в коллективном сотрудничестве лишь некоторыми сферами взаимодействия. А Украина и Туркменистан, не подписавшие Устав СНГ, вообще не считают себя формально его членами.

Проблемы и недостатки в работе СНГ неоднократно обсуждались на высшем уровне, предпринимались попытки повысить эффективность Содружества. Предлагались различные варианты его реформирования, в том числе по образцу уже действующих в мире моделей, таких, например, как Европейский союз, "Группа восьми", Британское содружество. Столь широкий разброс предложений сам по себе заставлял относиться к ним осторожно.

На казанском заседании Совета глав государств (СГГ) в 2005 году было решено подойти к этому вопросу более широко и определиться в принципе, каким должно быть СНГ, чтобы оно адекватно вписывалось в нынешние реалии и эффективно служило интересам всех стран-участниц. По инициативе лидеров решением министров иностранных дел стран Содружества была создана Группа по вопросам повышения эффективности СНГ ("Группа мудрецов"), которая подготовила специальный доклад на данную тему. Это был объективный, достаточно критический анализ состояния дел в Содружестве и его перспектив. Ключевой вывод "мудрецов": при всех своих недостатках СНГ остается нужным нашим странам и есть возможности для совершенствования его работы в интересах каждого участника.

На основании доклада главами государств было принято решение о разработке Концепции дальнейшего развития СНГ. На наш взгляд, такой концептуальный подход был совершенно оправдан. В конечном счете реформы ради реформ не нужны. Главное - чтобы сами государства знали, что им нужно от СНГ,  и у них была политическая воля к сотрудничеству.

Подготовить документ было поручено специальной Межгосударственной рабочей группе в составе заместителей глав внешнеполитических ведомств.

Концепция затвердила поддержанное российской стороной видение Содружества как многопрофильной региональной организации, обладающей интеграционным потенциалом и дающей возможность государствам СНГ избирательно подходить к своему участию в форматах и сферах коллективного сотрудничества. В качестве долгосрочной цели СНГ провозглашено формирование интегрированного экономического и политического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника. Концепция предусматривает дальнейшее совершенствование СНГ и его механизмов. Повышение эффективности деятельности Содружества определено как "основная задача наступающего этапа развития СНГ". При этом закладываемый алгоритм основан на гибком и эволюционном подходе, замене "постоянного реформирования органов СНГ" "адаптацией их структур, форм и методов работы к новым задачам Содружества".

Таким образом, ценность концепции заключается в том, что, соединив на основе компромисса различные подходы к развитию Содружества, документ задает ему осмысленный вектор движения без резких встрясок и ненужного слома действующих структур. Сохраняющиеся гибкость модели сотрудничества и разноплановость решаемых задач позволяют сохранять взаимодействие всех государств Содружества по широкому кругу вопросов. При этом есть все предпосылки для того, чтобы избежать ситуации, когда стратегия СНГ определялась бы как "наименьший общий знаменатель" наименее активными участниками.

Представляется важным с точки зрения характера воздействия СНГ как международной организации на общую ситуацию в обширной части Евразии, находящейся на стыке различных культур и цивилизаций, акцентирование в концепции ценностных основ Содружества. Они напрямую выводятся из Устава ООН. Сама организация характеризуется как "инструмент недопущения на пространстве СНГ межцивилизационных конфликтов". Сотрудничество в рамках Содружества "основывается на уважении общечеловеческих гуманистических ценностей, являющихся основой для противодействия идеологии экстремизма, нетерпимости и терроризма".

Закрепленный в концепции набор приоритетных направлений совместной деятельности отражает широту спектра по-прежнему объединяющих наши страны связей. Это в первую очередь экономическое сотрудничество, приоритет которого был выделен особо. Также - политическое взаимодействие, межпарламентское сотрудничество, гуманитарное сотрудничество, взаимодействие в сферах безопасности, борьбы с преступностью, поддержания и укрепления международной безопасности и стабильности, противодействия новым вызовам и угрозам, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Отдельный раздел концепции посвящен вопросам повышения эффективности органов СНГ.

Заинтересованность государств-участников в том,  чтобы Содружество работало эффективнее, их настрой на практические дела обусловили принятие, одновременно с концепцией,  плана основных мероприятий по ее реализации, который содержит перечень конкретных шагов с указанием исполнителей и сроков выполнения каждого пункта. Справедливости ради надо признать, что и в этом случае сработал традиционный для СНГ принцип "подвижной геометрии" взаимодействия: из десяти государств, подписавших решение об одобрении концепции и утверждении плана, трое (Азербайджан, Молдавия и Украина) высказали особые мнения либо оговорки, в той или иной степени ограничивающие их участие в работе по претворению в жизнь этих документов.

Оперативно, "без раскачки" государства-участники приступили к выполнению Плана основных мероприятий. Уже в начале 2008 года были созданы межгосударственные рабочие группы по разработке проектов Стратегии экономического развития СНГ до 2020 года, документов о сотрудничестве в сферах транспорта и обеспечения продовольственной безопасности, а также по совершенствованию механизмов функционирования СНГ. Они успешно и в срок выполнили поставленные перед ними задачи.

В разработке Стратегии экономического развития СНГ приняли участие десять государств (без Грузии и Туркменистана). Председательствовал в соответствующей рабочей группе на уровне заместителей министров экономики представитель Украины. 10 октября 2008 года на саммите в Бишкеке главы государств приняли решение одобрить в основном проект стратегии, доработать его и внести на рассмотрение Совета глав правительств (СГП) СНГ. 14 ноября 2008 года на заседании СГП Содружества Стратегия экономического развития СНГ была окончательно утверждена девятью государствами (без Узбекистана; Азербайджан, Молдавия и Украина сделали оговорки).

Стратегия призвана дать дополнительный импульс экономическому сотрудничеству стран СНГ. По существу, речь идет о реализации их солидного интеграционного потенциала на новой основе - в условиях рыночной экономики и суверенного развития каждого государства с поправкой на глобализацию и сопровождающую ее тенденцию к укреплению регионального уровня глобального управления политическими и экономическими процессами. Претворение в жизнь стратегии призвано обеспечить странам Содружества стабильный и сбалансированный экономический рост, помочь им укрепить свою экономическую безопасность и упрочить позиции в мировой хозяйственной системе.

Предусмотрено реализовать стратегию в три этапа. Первый - до 2011 года - включает формирование зоны свободной торговли, создание условий для свободного передвижения рабочей силы, капиталов, товаров и услуг. На втором этапе - до 2015 года - запланировано сформировать инновационное пространство, активизировать научно-техническую и инновационную деятельность. На третьем этапе - до 2020 года - предполагается создать региональный рынок нано- и пикоиндустрии, дать импульс развитию наукоемких отраслей. Предусмотрена также разработка специальных отраслевых программ по приоритетным направлениям.

На заседании Совета глав правительств СНГ, состоявшемся 22 мая 2009 года в Астане, был утвержден план реализации первого этапа (2009-2011 гг.) стратегии.

Наряду с мерами, направленными на создание условий для ускоренного и устойчивого развития стран Содружества, план предусматривает мероприятия по минимизации последствий глобального финансового и экономического кризиса. Вопросы антикризисного взаимодействия рассматриваются также в рамках созданного решением Совета глав государств от 10 октября 2008 года постоянно действующего совещания на уровне министров финансов государств - участников СНГ. К настоящему моменту состоялось два таких совещания - в ноябре прошлого и марте нынешнего года. Сотрудничество в борьбе с последствиями кризиса в рамках СНГ идет параллельно с соответствующими усилиями, предпринимаемыми в Евразийском экономическом сообществе, участники которого учредили Антикризисный фонд с объемом средств в 10 млрд. долларов.

Одновременно с развертыванием работы по реализации Стратегии экономического развития СНГ в Содружестве начата проработка, пока на экспертном уровне, нового многостороннего договора о зоне свободной торговли, проект которого был подготовлен российской стороной взамен устаревшего соглашения от 1994 года.

Ведется работа по созданию эффективных механизмов платежно-расчетных отношений в рамках Содружества. В этом контексте следует упомянуть находящийся сейчас на рассмотрении государств-участников проект Соглашения об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах - участниках СНГ. Документ нацелен на дальнейшую гармонизацию законодательств стран Содружества в валютной сфере и постепенную отмену ими валютных ограничений, препятствующих эффективной экономической кооперации.

Львиная доля усилий по реализации экономической составляющей Концепции дальнейшего развития СНГ приходится на отраслевые направления многостороннего сотрудничества, традиционно играющие ключевую, хотя и не всегда броскую в информационно-пропагандистском плане, роль в формировании ткани многоплановых взаимоотношений государств Содружества, обеспечении многих важных сторон их жизнедеятельности.

С целью придания большей системности отраслевому взаимодействию в рамках СНГ, концентрации политической воли государств на наиболее приоритетных,  с точки зрения интересов большинства участников,  направлениях в 2007 году была введена практика объявления "темы года", утверждаемой главами государств. Первой такой темой - на 2007 год - была объявлена по инициативе Казахстана миграция. В этом же году на саммите в Душанбе было подписано Соглашение об образовании Совета руководителей миграционных органов государств - участников СНГ, а также принята Декларация о согласованной миграционной политике государств - участников СНГ.

2008 год стал Годом транспорта. В его рамках профильными ведомствами стран Содружества при активном участии Министерства транспорта Российской Федерации были разработаны и в ноябре 2008 года на заседании Совета глав правительств утверждены два документа стратегического характера: Приоритетные направления сотрудничества государств - участников СНГ в сфере транспорта на период до 2020 года и Основные направления развития рынка международных автотранспортных услуг, также ориентированные на период до 2020 года. Документы отражают нынешнее состояние интеграционных процессов на пространстве СНГ в сфере транспорта и определяют стратегические цели согласованной транспортной политики. В первую очередь это относится к Приоритетным направлениям. Из перечисленных в этом документе задач следует отметить формирование сети международных транспортных коридоров, разработку концепции стратегического развития железнодорожного транспорта, повышение эффективности тарифной политики, устранение негативного влияния фискально-административных барьеров при международных автомобильных перевозках, гармонизацию национальных систем организации воздушного движения.

В соответствии с Планом мероприятий по реализации первого этапа (2009-2011 гг.) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года ведется разработка проекта Соглашения о согласованном развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территориям государств - участников СНГ.

Важную роль в реализации линии СНГ в транспортной сфере призван сыграть Совет по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества. Деятельность этого отраслевого органа является хорошим примером того, как сотрудничество в рамках СНГ реально способствует решению практических задач, стоящих перед государствами Содружества. Кстати, наряду с последними в состав Совета входят на правах ассоциированных членов Болгария, Латвия, Финляндия и по договорам к его работе присоединились Литва и Эстония.

2009 год - это Год энергетики в Содружестве. Сотрудничество в этой сфере весьма показательно с точки зрения масштаба связей, которые по-прежнему объединяют наши страны в важнейших областях их жизнеобеспечения. Так, Электроэнергетический совет СНГ, курирующий работу Единой энергетической системы России и стран Содружества, является одним из наиболее эффективных и влиятельных отраслевых органов СНГ. Взаимодействие в этой сфере строится на солидной договорно-правовой базе, включающей, в частности, Соглашение о координации межгосударственных отношений в области электроэнергетики СНГ от 14 февраля 1992 года, Договор об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств - участников СНГ от 25 ноября 1998 года, Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в области обеспечения энергоэффективности и энергосбережения от 7 октября 2002 года, Соглашение о создании резервов ресурсов и их эффективном использовании для обеспечения устойчивой параллельной работы электроэнергетических систем государств - участников СНГ от 15 сентября 2004 года, Соглашение о формировании общего электроэнергетического рынка государств - участников СНГ от 25 мая 2007 года и Соглашение о гармонизации таможенных процедур при перемещении электрической энергии через таможенные границы государств - участников СНГ от 22 ноября 2007 года.

Планируется, что во втором полугодии 2009 года Совет глав правительств СНГ рассмотрит проект Соглашения о сотрудничестве государств - участников СНГ в области эксплуатации межгосударственных линий электропередачи национальных электроэнергетических систем, который сейчас находится на согласовании в странах Содружества. Целью этого соглашения является укрепление нормативно-правовой базы, обеспечивающей надежную и эффективную работу межгосударственных линий электропередачи.

В рамках Электроэнергетического совета СНГ действуют рабочие группы по вопросам обновления и гармонизации нормативно-технической базы регулирования электроэнергетики, подготовки кадров, охраны труда, формирования и развития общего электроэнергетического рынка СНГ. Комиссия государств - участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях сейчас разрабатывает проект Перспективной программы взаимодействия по развитию атомной энергетики стран Содружества. С начала текущего года функционирует рабочая группа по выработке предложений о сотрудничестве в сфере согласованной энергетической политики государств - участников СНГ. Все эти шаги осуществляются в русле положения Концепции дальнейшего развития СНГ об "углублении сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов".

Идет работа, хотя и в неодинаковом темпе с учетом в том числе фактора кризиса, и по другим пунктам экономического раздела Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ, включая развитие общего рынка сельскохозяйственной продукции, производственных кооперационных связей между предприятиями и технологически взаимосвязанными производствами, военно-экономическое сотрудничество заинтересованных государств, разработку и реализацию инвестиционных проектов, формирование сети информационно-маркетинговых центров, создание благоприятных условий для расширения лизинговой деятельности в СНГ и др.

Еще одним бесспорным приоритетом в работе по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ является сотрудничество в гуманитарной сфере. Именно здесь реализуется мощный потенциал исторически сложившихся элементов культурной и духовной общности наших народов, человеческих контактов. Концепция предусматривает "дальнейшее развитие общих образовательного, научного, информационного и культурного пространств, здравоохранения, спорта и туризма", взаимодействие в сфере социальной и демографической политики. Считаем важным сделанный в концепции акцент на "активизацию народной дипломатии, вовлечение в гуманитарное сотрудничество широкого круга потенциальных партнеров, включая бизнес-круги и неправительственные объединения". Особое внимание уделяется развитию молодежных контактов. Тем самым, по существу, ставится задача сбалансирования межгосударственных связей и взаимодействия по линии гражданского общества. Ее решение позволит укрепить социальную базу нашего коллективного сотрудничества, придать ему большую устойчивость и ориентированность на реальные интересы и нужды людей. Наряду с политической стороной дела важен человеческий, нравственный аспект, поскольку характер отношений между государствами Содружества напрямую затрагивает судьбы миллионов их граждан.

2009 год в гуманитарной сфере объявлен в СНГ Годом молодежи, в рамках которого запланированы различные мероприятия, включая проведение в Кишиневе Форума молодежных союзов стран СНГ. Там же пройдет очередной IV Форум творческой и научной интеллигенции государств - участников Содружества. Большое значение придается привлечению молодежи к подготовке мероприятий по празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Совет глав государств СНГ 10 октября 2008 года одобрил План основных мероприятий, приуроченных к этой памятной дате.

Следует отметить некоторые из предпринятых в последнее время шагов по развитию сотрудничества по актуальным вопросам социальной сферы. На заседании Совета глав правительств государств - участников СНГ в ноябре прошлого года была утверждена Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей. Советом руководителей миграционных органов прорабатываются вопросы, связанные с безвизовым проездом и пребыванием граждан государств - участников Содружества на территории стран СНГ, организован обмен опытом и информацией по миграционной тематике. На упомянутом заседании Совета глав правительств были подписаны Соглашение о сотрудничестве в борьбе с обращением фальсифицированных лекарственных средств, Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с ростом заболеваемости сахарным диабетом, а также Меморандум о сотрудничестве государств - участников СНГ в области создания совместных национальных телемедицинских консультационно-диагностических систем.

На реализацию поставленных в Концепции дальнейшего развития СНГ задач направлен План приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества на 2009-2010 годы, утвержденный на заседании Совета глав правительств государств - участников Содружества 22 мая 2009 года. Исходим из того, что значительную роль в реализации плана сыграют созданные в 2006 году на базе Соглашения о гуманитарном сотрудничестве и уже хорошо себя зарекомендовавшие структуры - Совет по гуманитарному сотрудничеству (СГС) и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ (МФГС).

Государствами - членами Совета по гуманитарному сотрудничеству являются Республика Азербайджан, Республика Армения, Республика Белоруссия, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан. Совет приступил к работе в 2007 году. При его поддержке уже проведен ряд крупных культурных и общественных мероприятий: форумы творческой и научной интеллигенции, Форум переводчиков СНГ, Открытый фестиваль стран СНГ и Балтии "Киношок" и др. СГС уделяет внимание в первую очередь практическим проектам, нацеленным на развитие культурного, образовательного и информационного обменов между государствами - участниками СНГ.

Инициатором образования Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ (представлены все государства - члены СГС) является Российская Федерация. В соответствии с Договором о создании МФГС от 25 мая 2006 года финансирование его деятельности осуществляется на основе добровольных взносов государств - участников договора.

Основой деятельности МФГС служат Рамочная стратегия (до 2013 г.) и ежегодные планы, принимаемые Правлением МФГС по согласованию с СГС и с учетом рекомендаций форумов творческой и научной интеллигенции государств - участников СНГ. В плане МФГС на 2009 год - более 100 проектов и мероприятий в области культуры, образования, науки, архивного дела, информации и массовых коммуникаций, спорта, туризма и работы с молодежью.

Проекты, осуществляемые при поддержке и под эгидой МФГС, составили основу упомянутого выше Плана приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ на 2009-2010 годы.

МФГС налаживает взаимодействие с международными организациями - ЮНЕСКО, Евразийским экономическим сообществом, Шанхайской организацией сотрудничества.

Жизненно важная сфера взаимодействия в рамках СНГ, в том числе в силу геополитического положения входящих в него стран, - это борьба с новыми вызовами и угрозами безопасности стран Содружества - терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, психотропных средств и их прекурсоров, незаконной миграцией, организованной трансграничной преступностью и т.д.

В Содружестве созданы действенные инфраструктура и нормативно-правовая база многостороннего сотрудничества на этом направлении в виде концепций, международных договоров и комплексных межгосударственных программ. В ряде вопросов организации совместного отпора новым угрозам страны СНГ продвинулись дальше других членов международного сообщества. В последнее время приняты и вступили в действие Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью на 2008-2010 годы, Программа сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2008-2010 годы, Программа сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на 2008-2010 годы. Важная роль в их реализации помимо национальных компетентных органов отводится действующим в рамках Содружества оперативным структурам - Антитеррористическому центру и Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ.

Важным, хотя и непростым, направлением реализации Концепции дальнейшего развития СНГ является осуществление политического взаимодействия в рамках Содружества. В условиях значительного разброса во внешнеполитических подходах государств-участников этот сегмент коллективного взаимодействия имеет объективные пределы. Применительно к Содружеству ключевую задачу видим в максимально возможном задействовании его уникальных возможностей в сфере политического диалога и мониторинга различных аспектов ситуации на пространстве СНГ и в мире. Речь прежде всего идет о соответствующих органах Содружества - Совете глав государств и советах министров иностранных дел и обороны, Совете командующих пограничными войсками, Совете руководителей органов безопасности и специальных служб. На экспертном уровне продолжает действовать практика регулярных многосторонних консультаций по линии министерств иностранных дел стран-участниц.

Большую роль в развитии политического процесса в Содружестве играет его Межпарламентская ассамблея. Важным направлением политического сотрудничества остается мониторинг выборов и референдумов в государствах-участниках через миссии наблюдателей от СНГ, а также развития демократических процессов на пространстве Содружества через Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств - участников Межпарламентской ассамблеи СНГ. В этой области Содружество выступает в качестве партнера профильных международных и европейских структур, способствуя своей деятельностью большей сбалансированности и объективности международного наблюдения.

      Один из разделов Концепции дальнейшего развития СНГ посвящен путям совершенствования  механизмов функционирования Содружества с акцентом на институт председательства и уставные органы.

На заседании Совета глав государств СНГ в октябре прошлого года в Бишкеке были утверждены подготовленные соответствующей рабочей группой Положение о председательстве в СНГ и Положение о национальных координаторах.

Председательство в органах СНГ работало, разумеется, и ранее. Но специальным Положением как институт оно оформлено впервые. Цель - повысить политический статус председательства и его роль в организации практической работы Содружества. Отныне в СНГ действует сквозное председательство в четырех ключевых советах Содружества: Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел и Экономическом совете. Еще один новый момент - институт сопредседателей, в качестве которых выступают предыдущее и следующее государства-председатели. С 1 января текущего года председательство в органах СНГ осуществляет Молдавия. Россия как следующий председатель является сопредседателем.

Институт национальных координаторов введен впервые. Он не входит в структуру СНГ. Назначаемый из числа высокопоставленных государственных служащих, как правило, на уровне вице-премьеров, координатор призван осуществлять контроль внутри соответствующего государства за реализацией решений, принятых в рамках Содружества. Распоряжением президента национальным координатором Российской Федерации по делам СНГ назначен первый заместитель председателя правительства И.И.Шувалов.

Работа по совершенствованию деятельности органов Содружества продолжается. В настоящее время завершено согласование новых Правил процедуры Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета СНГ, которые должны утверждаться на уровне Совета глав государств.

Российская Федерация намерена продолжить свое активное участие в коллективных усилиях по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ с целью придания ему дополнительного динамизма и максимального усиления практической отдачи от коллективного взаимодействия для каждого государства - участника Содружества. Это направление займет важное место в шкале приоритетов российского председательства в Содружестве в 2010 году, который уже провозглашен в рамках СНГ Годом науки и инноваций, а на предстоящем заседании Совета глав государств осенью 2009 года также, как предполагается, будет объявлен Годом ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.