С.В.Лавров, министр иностранных дел России, ответил на вопросы главных редакторов журнала "Международная жизнь" А.Г.Оганесяна и "Партнер ТПП РФ" В.В.Макарова о дипломатии и экономической дипломатии, политике и бизнесе, о процессах глобализации и мировой политике.
Сергей Викторович, особенностью Второй мировой и холодной войн было то, что сначала борьба за выживание, а потом и идеологическая конфронтация обеспечивали мотивацию на уровне государств и личности в развитии научно-технического прогресса. По существу, антагонизм в международных отношениях был источником технологических прорывов. Сейчас речь идет о новом глобальном типе развития стран мира. Но какие мотивации могли бы заставить мировое сообщество, сотканное из противоречий, сотрудничать и развивать экономику в современных условиях?
С.В.ЛАВРОВ: В эпоху развития процессов глобализации, особенно в условиях формирующегося полицентричного миропорядка, прогнозировать конкретные направления, по которым будет складываться обновленная технологическая основа мировой экономики, достаточно непростая задача.
Вы правы в том, что противоречия остаются характерной чертой современных международных отношений. Сам нынешний переходный этап мирового развития отличается противоречивостью, которая состоит в выборе между по-настоящему коллективным подходом к решению международных проблем, осознанием контрпродуктивности односторонних решений и инстинктами и предрассудками блокового мышления времен холодной войны. Как всегда, новое борется со старым, и у сторонников возврата в прошлое всегда есть корыстные интересы, которые они будут стремиться защищать.
Вместе с тем в мире накопился существенный потенциал перемен. Сейчас вопрос стоит о выживании человечества на нашей планете. К этому, по существу, сводятся все глобальные вызовы и угрозы, которые являются общими для всех государств. Речь идет о борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью, морским пиратством, опасностью распространения оружия массового уничтожения, обеспечении энергобезопасности, необходимости урегулирования региональных конфликтов, ликвидации бедности, голода, инфекционных заболеваний, противодействии изменениям климата, защите окружающей среды.
Соответственно, эффективно противодействовать им можно только коллективными усилиями. Отсюда следует и общая для всего мирового сообщества мотивация для нового технологического прорыва. В частности, в целях приведения экономической и иной деятельности в соответствие с ограниченной ресурсной базой планеты, что предполагает новые ресурсосберегающие и безотходные технологии. В период известной эйфории сразу после окончания холодной войны были незаслуженно преданы забвению, попросту отставлены в сторону идеи устойчивого развития. Более того, была сделана попытка вернуться к "чистому" либеральному капитализму, не обремененному ни нравственными соображениями, ни пониманием социальной и иной ответственности. Мы видим, к чему это привело. Так что устойчивое развитие, наряду с поиском путей выхода из нынешнего кризиса, составляет существенную часть формирующейся объединительной повестки дня международного сообщества. В данном контексте речь идет об эволюционном переходе к новой модели экономического развития, в основу которой будут заложены применение высоких технологий, использование интеллектуального капитала и широкое распространение инноваций.
Хочется верить, что нынешний глобальный финансово-экономический кризис послужит достаточным аргументом в пользу отказа от идеологической конфронтации, на смену которой должно прийти понимание того, что все мы находимся "в одной лодке". Только так — на основе прагматизма и здравого смысла — возможно сотрудничество в интересах устойчивого развития мировой экономики и научно-технического прогресса.
Опыт последних лет не только доказывает отсутствие силовых решений существующих проблем, их контрпродуктивность. Созданная в условиях глобализации структура жизнеобеспечения человечества стала настолько хрупкой, что попросту не выдержит войны. Поэтому хотелось бы надеяться, что мы не будем повторять историю и опыт выхода из Великой депрессии на рубеже 20-х–30-х годов прошлого века, который действительно был найден на путях милитаризации экономики и международных отношений, что, в свою очередь, стало одним из ключевых факторов скатывания ко Второй мировой войне и затем холодной.
Рассуждая о глобальных проблемах, мы в то же время не можем забывать уроки финансово-экономического кризиса, который переживает мир и Россия. В нем, на наш взгляд, мы столкнулись также не только с отсутствием глобального управления, но и просто неумением согласовывать свои позиции. А возможно ли такое управление и согласование в принципе при нестабильной международной безопасности? Не поэтому ли так много голосов раздается в защиту статус-кво?
С.В.ЛАВРОВ: Безусловно, глобальный финансово-экономический кризис продемонстрировал несовершенство современных механизмов и способов управления мирохозяйственными связями, их явную несостоятельность в контексте современных реалий. Не будет преувеличением сказать, что в его основе лежит искусственно культивировавшаяся экономическая однополярность, которая и стала причиной глубокой разбалансировки всей системы международных экономических отношений.
Ясно, что первопричина потрясений — кризис идей либерального капитализма, и это уравнивает опыт всех стран, включая Россию, в рамках дискуссий о дальнейших путях общественного и мирового развития. Важно, что кризис буквально подталкивает всех к коллективным действиям по преодолению его последствий, определению новых параметров и источников экономического роста в интересах устойчивого развития. Конечно, с учетом уроков кризиса, нужны и эффективные "предохранители". Перестройка мировой финансовой архитектуры будет объективно способствовать дальнейшей деидеологизации и демилитаризации международных отношений, что создаст дополнительные гарантии от возникновения масштабных конфликтов с применением силы.
Ответные коллективные меры должны носить системный и долгосрочный характер. Речь идет не только о том, чтобы преодолеть экономический спад и поскорее выйти на положительную траекторию развития. Реформенные усилия должны в конечном итоге привести к построению более устойчивой и справедливой модели глобальной экономики, основывающейся на полицентричности, верховенстве права, взаимном учете интересов и коллективной ответственности. Мы полагаем, что параметры новой мировой финансовой архитектуры непременно должны быть закреплены в международных конвенциях и соглашениях. Только в этом случае новая система станет легитимной, начнет пользоваться доверием всего мирового сообщества.
Возможно ли осуществить все эти преобразования? Думаю, что да. В любом случае, другого пути у мирового сообщества нет. Иначе через какое-то время мы неминуемо вновь столкнемся с повторением кризиса — глобальная экономика просто не в состоянии долго выдерживать груз постоянно накапливавшихся при прежней системе дисбалансов и дефицитов. Надеюсь, что такое же понимание есть и у наших партнеров.
Россия в целом удовлетворена работой, ведущейся на этом направлении в рамках "Группы двадцати", "восьмерки", других форумов и организаций, включая ООН. Считаем, что удалось задать правильный вектор многосторонним усилиям по преодолению кризиса, реформированию международной финансовой архитектуры, повышению эффективности регулирования и транспарентности финансового сектора, восстановлению доверия на рынках.
Однако, разумеется, предстоит еще очень большая работа. Рассчитываем, что диалог о путях построения новой, более справедливой и транспарентной системы управления международной экономикой и финансами будет продолжен. На это, в частности, нацелена очередная встреча лидеров "двадцатки" 24–25 сентября в Питтсбурге, в которой примет участие Президент Д.А.Медведев.
И все же развитие международных отношений, как показывает история, — процесс трудно предсказуемый. Не нужно ли ждать новых холодных войн? И в этой связи, какую роль мог бы играть российский бизнес в укреплении мира, сотрудничества и безопасности?
С.В.ЛАВРОВ: Россия не настроена на конфронтацию с кем-либо. Для этого просто нет никаких оснований. Мы никому ничего не навязываем, хотим только достижения общего понимания относительно того, куда движется мир и что надо сделать для обеспечения коллективной безопасности человечества в ее современном прочтении. Соответственно, любые войны — "холодные" или "горячие" — не в наших интересах. Мы намерены развивать сотрудничество со всеми государствами, у кого есть на это настрой, на основе равноправия, уважения интересов друг друга и взаимной выгоды, продвигать позитивную, объединительную повестку дня в международных отношениях.
Думаю, что ждать новых "холодных" войн все же не стоит. Сегодня перед всеми стоят задачи, во многом определяемые идеей устойчивого развития. Хотя исключать в принципе ничего нельзя: у некоторых стран может возникнуть соблазн использовать известные шаблоны, чтобы отвлечь внимание от переживаемых ими экономических и иных проблем. Мы все это уже проходили и реагировать будем взвешенно и адекватно.
Что касается роли российского бизнеса в укреплении мира, сотрудничества и безопасности, ответ самоочевиден. Расширение многопланового взаимовыгодного сотрудничества со своими зарубежными партнерами, полноценная и всесторонняя интеграция в мировую экономику, диверсификация российского присутствия на мировых рынках за счет расширения номенклатуры экспорта и географии внешнеэкономических и инвестиционных связей объективно способствуют росту авторитета и влияния нашей страны.
Кстати, хороший пример позитивной экономической взаимозависимости дают отношения США и Китая. Это служит мощным стабилизатором всего комплекса их взаимных связей, побуждает решать все проблемы на основе взаимного уважения и взаимного учета интересов.
Сотрудничество дипломатии и бизнеса выгодно для обеих сторон. Укрепление международных позиций России помогает отечественным деловым кругам осваивать зарубежные рынки, а продвижение на этом направлении позволяет полнее, с большей отдачей раскрывать наш внешнеполитический потенциал.
Знаем, что у российского бизнеса иногда возникают сложности в выходе на внешние рынки. Появление время от времени более или менее острых проблем, присутствие некоторых неурегулированных вопросов - процесс объективный, особенно в экономической сфере. Их решение возможно только в результате последовательной работы и при спокойном, уравновешенном и реалистичном к ним отношении. Чем больше будет областей экономического соприкосновения, сотрудничества, тем острее будет становиться конкуренция. Политическая задача, как мы видим ее в МИД, состоит в том, чтобы ввести эту конкуренцию в понятные для обеих сторон рамки, исключить, как в спортивной борьбе, практику "запрещенных приемов".
Хотя главную роль в защите своих интересов могут сыграть и играют только сами российские компании, рассматриваем обеспечение недискриминационных условий их деятельности, а также формирование благоприятной регулятивной среды экономической деятельности как одну из важнейших задач, стоящих перед МИД России. Поддержание постоянного и эффективного контакта с деловыми кругами — одно из ключевых условий успешной экономической дипломатии. На это нацелены деятельность Делового совета при Министре иностранных дел, заключенные в последние годы соглашения МИД с рядом крупных российских компаний и ведущими неправительственными организациями экономического профиля.
Попробуем это конкретизировать на примере отношений с СНГ. Российские предприниматели стремятся развивать связи со своими партнерами в странах Содружества, памятуя, что мы "обречены" на дружбу и сотрудничество. Но политические противоречия с некоторыми нашими соседями негативно сказываются и на делах бизнеса. Может быть, есть смысл в таких случаях шире задействовать экономическую дипломатию предпринимательства? Имеются в виду приграничные связи, прямые отношения между предприятиями, кооперационные схемы и т.д. Особую роль могли бы сыграть бизнесмены русских общин.
С.В.ЛАВРОВ: Не могу не согласиться - экономика, взаимоотношения по линии бизнес-сообщества играют ключевую роль в формировании базы межгосударственных отношений, придающей им устойчивость, снижающей их подверженность политической конъюнктуре.
Это в полной мере относится к пространству СНГ. Тем более что территория Содружества — рынок с огромными возможностями, на котором при грамотном ведении бизнеса, учете национальных особенностей каждого государства можно добиться весомых результатов.
Развитию экономического взаимодействия в рамках СНГ традиционно уделяется первостепенное внимание. Российские государственные институты на постоянной основе оказывают необходимую поддержку нашим предпринимателям. Экономическое сотрудничество заявлено как приоритетное в принятой в 2007 году главами государств Концепции дальнейшего развития СНГ.
Рассчитываем, что дальнейшей активизации этого направления послужат утвержденные Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года и План мероприятий по реализации ее первого этапа (2009–2011 гг.). Это комплексные документы с конкретными мероприятиями, которые позволят значительно интенсифицировать экономическое сотрудничество, придать этой работе еще более системный характер. Считаем, что реализация поставленных задач станет дополнительным подспорьем для работы российских предпринимателей в государствах Содружества.
Что касается межрегиональных и приграничных контактов на пространстве СНГ, то они действительно являются одной из наиболее эффективных и перспективных форм сотрудничества. Треть субъектов Российской Федерации — 28 регионов - граничит с четырьмя крупнейшими государствами - участниками СНГ — Белоруссией, Украиной, Казахстаном и Азербайджаном. Прямые связи между регионами позволяют упрочить взаимовыгодные торгово-экономические отношения, расширить культурные обмены, способствуют повышению благосостояния народов наших стран.
Для наиболее полного раскрытия их потенциала только в многостороннем формате недавно было принято решение о создании Совета по межрегиональному и приграничному сотрудничеству государств - участников СНГ, а также подписана Конвенция о приграничном сотрудничестве. Значительный правовой массив наработан в двустороннем формате. Думаю, у нас есть хороший фундамент для построения эффективных и взаимовыгодных экономических связей. Кстати, Исполнительным комитетом СНГ подготовлен и ведется Реестр (Перечень) подписанных международных документов о межрегиональном и приграничном сотрудничестве государств - участников СНГ. В случае необходимости любой желающий может прибегнуть к его помощи.
Наши усилия направлены на поощрение участия российских регионов в интеграционных процессах на пространстве СНГ. Перспективной видится подготовка и реализация региональных проектов в области ТЭК, агропромышленного комплекса, горнорудной промышленности, машиностроения. Думается, можно было бы использовать региональные возможности и для развития контактов в областях высоких технологий, сельского хозяйства, транспортной инфраструктуры.
Подытоживая: мы полностью поддерживаем усилия российского бизнеса по расширению нашего присутствия на рынке Содружества. Выбор конкретных форм и методов — вы, в частности, упомянули, прямые связи между предприятиями и кооперационные схемы — дело, разумеется, самих предпринимателей. В любом случае, это процесс, предполагающий взаимозаинтересованное, встречное движение.
Сергей Викторович, уже наработаны формы взаимодействия внешнеполитического ведомства с республиками, краями и областями. В частности, отмечается востребованность Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России. Речь идет о дипломатическом сопровождении внешнеэкономической деятельности регионов страны. Эта работа была чрезвычайно важна, когда наша экономика, в том числе региональная, входила в рынок. Но времена меняются. Какие задачи, на ваш взгляд, должны стоять теперь перед Советом? Не пора ли привлекать к его работе представителей регионального бизнеса?
С.В.ЛАВРОВ: Да, времена меняются. Однако дипломатическое сопровождение внешнеэкономической деятельности российских регионов не только по-прежнему востребовано, но и нуждается в дальнейшем совершенствовании, повышении эффективности использования имеющегося в распоряжении МИД России инструментария.
Собственно говоря, именно об этом, в привязке к приоритетам Программы антикризисных мер правительства Российской Федерации на 2009 год, шла речь на последнем заседании Совета в мае нынешнего года. Принятые по его итогам рекомендации предусматривают продолжение работы по дипломатическому содействию российским товаропроизводителям, экспортерам и инвесторам, оказание им помощи в освоении новых и развитии традиционных рынков.
Что касается непосредственного привлечения к работе в Совете представителей регионального бизнеса, то, согласно положению об этом органе, членство в нем предусматривает участие руководителей региональных администраций. Однако это не исключает приглашения на его отдельные мероприятия представителей бизнес-сообщества. Главное — подобрать тематику для заинтересованного взаимополезного обсуждения и соответствующим образом его подготовить, чтобы была реальная добавленная стоимость — как для России, так и для наших партнеров.
Мы открыты для всех конструктивных предложений. Можно, кстати, использовать в этих целях и площадку другого нашего механизма дипломатического сопровождения — Консультативного совета субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям, действующего при министерстве.
В 2003 году было подписано соглашение между МИД России и ТПП РФ. В нем есть много толковых пунктов, которые помогают и дипломатам, и бизнесменам. Но прошло уже пять лет и встает вопрос, не пора ли проанализировать выполнение документа и наметить меры, которые позволили бы приблизить совместную работу к решению современных проблем.
С.В.ЛАВРОВ: Соглашение о взаимодействии и координации деятельности между МИД и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, подписанное в 2003 году, стало одним из первых в своем роде, положило начало совместной системной и комплексной работе власти и бизнеса на внешнеэкономическом направлении. К слову, сегодня МИД имеет аналогичные соглашения о сотрудничестве уже с восемью авторитетными объединениями российских деловых кругов, в том числе РСПП, "Деловой Россией", "ОПОРА России", Ассоциацией российских банков, Союзом машиностроителей России.
Само соглашение имеет рамочный и бессрочный характер. Оно не ставит конечных задач, не оговаривает конкретные формы и методы нашего взаимодействия, позволяя постоянно их совершенствовать и адаптировать к меняющимся реалиям. Поэтому речь надо вести, видимо, не столько о ревизии выполнения документа, сколько о достигнутом на сегодня уровне развития сотрудничества между нашими структурами.
Для описания характера взаимоотношений между МИД и ТПП как нельзя лучше подходит название одного из ваших изданий — "Партнер". Причем партнерами мы являемся именно с большой буквы, так как имеем за плечами многолетний опыт эффективного и взаимовыгодного сотрудничества, строящегося на принципах открытости, добросовестности, взаимопомощи. В основе такого, на наш взгляд, однозначно успешного партнерства лежит обоюдная заинтересованность в создании благоприятных условий для развития международных торгово-экономических связей России, привлечении иностранных инвестиций в национальную экономику, расширении экспорта российских товаров и услуг, оказании помощи российскому бизнесу в освоении зарубежных рынков, защите экономических интересов российских предпринимателей за пределами страны. Все эти задачи в условиях глобального финансово-экономического кризиса приобретают особое значение, но ни власти, ни бизнесу не решить их самостоятельно.
За последние годы МИД и ТПП проделали большую работу по содействию поступательному развитию российского бизнеса как внутри страны, так и за ее пределами. Готовы и впредь наращивать наши усилия в интересах обеспечения процветания России, ее устойчивого инновационного развития, повышения благосостояния всех российских граждан.