Ваше Святейшество,
Уважаемые гости,
Дорогие друзья!
Мы договорились встретиться сегодня в таком составе, чтобы обсудить вопрос о роли религиозного фактора в международных отношениях и его влиянии на реализацию нашей внешней политики. Искренне признателен Святейшему патриарху за личное участие в нашей встрече.
Традиции сотрудничества российской дипломатии и Русской православной церкви уходят в глубь веков. И в новейшей истории, после распада Советского Союза, когда у государства не было полноценной возможности для работы с теми, кто в одночасье оказался фактически за границей, Русская православная церковь приняла на себя роль связующего звена, хранителя духовных и культурных начал и, по сути дела, восполняла нехватку общения наших соотечественников с Родиной.
У нас сегодня очень широкое поле для взаимодействия - объективно интересы Русской церкви органично дополняют работу МИД России с соотечественниками за рубежом, миротворческие усилия на пространстве СНГ и в других регионах создают предпосылки для наращивания межгосударственных отношений. Яркий пример - шаги, которые руководство РПЦ предприняло по созданию эмоциональной атмосферы сочувствия польскому народу после катастрофы под Смоленском. Это реально способствовало продвижению наших стран к историческому примирению.
Мы вместе выступаем против любых проявлений расизма, ксенофобии, нетерпимости, попыток расколоть мир по религиозному, этническому или цивилизационному признакам. У нас общее понимание важности межконфессионального, межцивилизационного диалога. Среди приоритетов МИД - дальнейшее продвижение инициативы формирования под эгидой ООН консультативного совета религий, а также задача полноценного запуска механизма «диалога» по религиозной проблематике в ЮНЕСКО, где уже есть некоторые подвижки, хотя дело идет непросто.
Мы также можем совместно предпринять аналогичные шаги на площадках ОБСЕ, Совета Европы и других международных и региональных организаций. Возможности для такой совместной работы у нас есть - это хорошо зарекомендовавший себя механизм Рабочей группы по взаимодействию МИД России и РПЦ и действующие в рамках этого механизма тематические подгруппы. Мы видим очевидную пользу от такого взаимодействия.
Хотел бы заверить вас, Ваше Святейшество, что МИД будет и впредь оказывать Русской православной церкви всемерное содействие в укреплении ее позиций за рубежом, восстановлении прав собственности на исторически принадлежавшие России земельные участки и храмы, оказывать юридическую, консульскую, информационную поддержку по всем вопросам, которые представляют для вас интерес.
Безусловно, тема о роли религиозного фактора в мировой политике сложна, многогранна, требует особо взвешенного подхода.
Выступая 12 июля 2010 года на совещании послов России за рубежом, Президент Д.А.Медведев особо выделил необходимость глубокого аналитического подхода к прогнозированию тенденций мирового развития, свежего взгляда, отказа от стереотипов, потребность в максимально эффективном использовании ресурсов гражданского общества, имея в виду в том числе наши традиционные конфессии, в первую очередь - Русскую православную церковь.
Глобальный финансово-экономический кризис наглядно показал несостоятельность идей либерального капитализма, которые сформировали общество безудержного потребления. Кризис продемонстрировал невозможность выхода на путь устойчивого развития на основе этих либерально-капиталистических идей. Об этом еще в 60-х годах прошлого столетия говорил Питирим Сорокин, предупреждая, что этот специфический потребительский социокультурный уклад обречен.
Сегодня все шире осознание того, что забвение нравственной природы человека, ценностей и норм, составляющих духовную основу общечеловеческой солидарности, приводит к последствиям, которые можно характеризовать как катастрофические. И сам характер глобальных угроз, общих для всех государств, требует именно солидарного, коллективного реагирования с опорой на прочные нравственные начала.
Укрепление нравственного основания международных отношений мы рассматриваем в качестве части большой политики. Более того, новая полицентричная международная система неизбежно будет воплощать все многообразие и богатство культурно-цивилизационной картины мира, и убежден, что роль диалога между религиями будет иметь особое значение. Очевидно также, что Европе будет трудно найти общий язык с другими цивилизациями, если она будет забывать о своих христианских корнях, об основах своей идентичности. И думаю, что здесь, в этих терзаниях, которые сейчас происходят в умах и душах европейцев, вырисовывается важное место для нашей страны, для нашей практической политики.
Уроки Победы над фашизмом сохраняют всеобщее значение, показывают, что забвение общих для всего человечества нравственных норм ведет человека и общество к катастрофе. Идеология нацизма во многом сформировалась под воздействием трудов таких философов, как Фридрих Ницше с его идеями человекобожества. Не так давно Фрэнсис Фукуяма отметил в одной из своих работ, что признание со стороны Ф.Ницше «смерти Бога представляет собой бомбу, которая взрывает такие ценности, как сострадание и равенство достоинства человека». Он называет эту идеологию тупиком, из которого западной философии еще предстоит выбраться.
К сожалению, пока идеи мессианства, веры в свою исключительность и универсальность собственных ценностей, причем исключительно ценностей светской культуры, живучи и во многом характеризуют подходы и США, и Запада в целом. Мы убеждены, что избавляться от этих подходов придется, и чем дольше такое избавление будет затягиваться, тем болезненнее будет адаптация уже к новой реальности.
Одновременно, конечно, мы имеем дело с последствиями глобализации, которая разрушила жесткие межнациональные перегородки и обострила значение этноконфессиональной идентичности. Мы это наблюдаем как внутри государств, в том числе и в России, так и на международной арене. Это в очередной раз подчеркивает актуальность укрепления межрелигиозного, межцивилизационного диалога, выводит данную задачу в разряд вопросов обеспечения безопасности в ее национальном и глобальном измерении.
Для России важнейшая задача в этой ситуации - избежать того, чтобы мы попали на одну из сторон в «выяснении отношений» между Западом и исламским миром. Мы обязаны сохранить свою уравновешивающую, примиряющую роль, в основе которой - богатейший опыт нашего собственного многовекового сосуществования и сотрудничества в составе более 150 народов и национальностей и более полусотни конфессий. Прежде всего, конечно, наших основных конфессий, и в первую очередь РПЦ - как церкви, которая всегда стремилась объединять другие религиозные течения.
В Совете Европы в 2008 году по нашей инициативе была принята «Белая книга по межкультурному диалогу», и на ее основе мы предложили начать в Совете Европы серию дискуссий о том, что является европейской идентичностью, каковы фундаментальные ценности современного европейского общества. И мы были бы заинтересованы в том, чтобы в таких дискуссиях участвовали политики, философы, ученые и религиозные деятели. Такой диалог назрел, в том числе и в свете печально известного решения Европейского суда по правам человека по делу «Лаутси против Италии», которое объективно не способствует межрелигиозному миру и согласию в Европе, поскольку тот, кто забывает о своих религиозно-нравственных корнях, едва ли сможет уважительно относиться к вероисповеданию других цивилизаций.
Мы помогаем межрелигиозному диалогу. По инициативе России были созданы Группа стратегического видения «Россия - исламский мир» и Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций». Мы ценим активное взаимодействие с Русской православной церковью в рамках этой работы.
Тема, которую мы сегодня обсуждаем, актуальна, и один из сугубо конкретных аспектов - подготовка соответствующих специалистов-международников. Сейчас и в МГИМО, и в Дипакадемии немного возможностей обогащать студентов и аспирантов знаниями в сфере религиозной проблематики и роли религии в мировой политике. Если бы мы договорились проработать в предметном плане вопрос о подготовке цикла лекций о роли религии в мировой политике с помощью РПЦ, это был бы очень неплохой практический результат сегодняшней встречи, дополняющий формы нашего взаимодействия.
Хотел бы также поблагодарить вас, Ваше Святейшество, за постоянное внимание к нашим послам. Вы их принимаете перед отъездом в страны пребывания, и для них это - бесценная возможность получить ваши оценки духовной составляющей международных отношений, в том числе применительно к конкретным странам, куда наши дипломаты направляются.
Еще раз подтверждаю нашу заинтересованность в развитии взаимодействия с Русской православной церковью, нашу готовность всемерно помогать вам в ваших начинаниях.