17 СЕНТЯБРЯ 2010 ГОДА исполнилось 20 лет со дня возобновления деятельности дипломатических представительств Российской Федерации и Королевства Саудовская Аравия (КСА) на уровне послов. То, что Советский Союз был первой страной, признавшей в 1926 году тогда еще Королевство Хиджаза, Неджда и присоединенных областей, в современной Саудовской Аравии помнят и ценят. В те далекие времена были заложены основы делового сотрудничества. Например, сегодня это покажется странным, но одной из главных статей советского экспорта в Саудовскую Аравию до открытия там крупных запасов нефти был керосин, а в 30-х годах XX века русские летчики Николай Найденов и авиатехник Максимов помогали королю Абдель Азизу ибн Сауду создавать воздушный флот королевства. К сожалению, трагические события 1930-х годов в нашем Отечестве больно ударили по российско-саудовским отношениям. После отзыва из Саудовской Аравии и репрессий в 1937-1938 годах в отношении представителей СССР Назира Тюрякулова и Карима Хакимова король Абдель Азиз ибн Сауд отказался принимать любого другого полномочного представителя СССР, и с 1938 года дипломатические отношения между СССР и Саудовской Аравией оказались замороженными на долгие десятилетия.
Решение о возобновлении деятельности дипломатических представительств на уровне послов обеих стран 17 сентября 1990 года стало поворотным пунктом в истории связей двух стран. Оно было продиктовано целым комплексом обстоятельств и событий. В СССР шел пересмотр прежних догм внешней политики, отказ от идеологизированных подходов к остальному миру. Для саудовского руководства важным сигналом о наступлении качественных изменений в российской внешней политике стал вывод советских войск из Афганистана в феврале 1989 года и осуждение Москвой иракской аннексии Кувейта. Иными словами, жизненно важные интересы двух стран стали побуждать их к возобновлению официальных контактов и реальному сотрудничеству по широкому кругу проблем международной и региональной повестки дня.
Это было главным, хотя свою роль на том сложном для нашей страны этапе сыграла и готовность правительства Саудовской Аравии предоставить Советскому Союзу кредит в размере 4 млрд. долларов без всяких предварительных условий1. В те годы «Россия (тогда еще в статусе СССР. – Прим. авт.) проявляла заинтересованность в расширении контактов с Саудовской Аравией, прежде всего из соображений экономического характера. Ее привлекала возможность получения кредитов со стороны богатой нефтедобывающей страны, а также надежды на вклады саудовских капиталов в российскую экономику, переживавшую в те годы серьезный кризис. Для Саудовской Аравии же Россия была важна в качестве страны, в демографической структуре которой присутствует значительное мусульманское (как считают в Саудовской Аравии, двадцатимиллионное. – Прим. пер.) меньшинство»2.
Наиболее зримо движение к лучшему в российско-саудовских отношениях стало обозначаться в начале нового тысячелетия. Этому способствовали произошедшие в тот период серьезные изменения на международной арене, выход на первый план общих вызовов и угроз, на которые надо было искать общие ответы.
Начали происходить изменения и в экономике. В начале 2000-х годов Саудовская Аравия приняла решение о том, что российские нефтегазовые компании могут участвовать в тендерах по освоению нефтегазовых месторождений на территории королевства. Первыми российскими компаниями, начавшими работу на нефтегазовом рынке королевства, стали ОАО «Лукойл», зарегистрировавшая с «Сауди Арамко» совместное предприятие «ЛУКСАР», и ОАО «Стройтрансгаз». Вплоть до последнего времени они, по существу, оставались единственными российскими фирмами, присутствовавшими на местном рынке, если не считать пришедшей сюда из других стран Залива компании Касперского, завоевавшей значительную долю рынка антивирусного обеспечения в Саудовской Аравии.
Новый этап российско-саудовских отношений закрепил продолжавшийся с начала 90-х годов минувшего века процесс сближения двух стран по различным вопросам международной повестки дня.
Однако реальный сдвиг в российско-саудовских отношениях обозначился, по сути дела, в середине первой декады XXI века. Его наступление было подготовлено контактами на самом высоком государственном уровне и активизацией внешнеполитической деятельности России: в сентябре 2003 года Москву посетил король Саудовской Аравии Абдалла бен Абдель Азиз Аль Сауд (в то время наследный принц). В ходе этого визита был подписан ряд совместных документов – соглашения между правительствами двух стран о сотрудничестве в области нефти и газа, о сотрудничестве в области культуры и спорта между Госкомспортом России и Государственной организацией Саудовской Аравии по делам молодежи, а также меморандумы о сотрудничестве между Российской академией наук и Центром научно-технических исследований Саудовской Аравии и о сотрудничестве торгово-промышленных палат, расширивших нормативно-правовую базу взаимоотношений между странами.
Государственный визит Президента России В.В.Путина в Эр-Рияд в феврале 2007 года – первый в истории приезд главы Российского государства на Аравийский полуостров – стал мощным импульсом дальнейшего развития и углубления российско-саудовских отношений. К моменту своего приезда в саудовскую столицу В.В.Путин уже завоевал большой авторитет и уважение в арабском мире как первый государственный деятель России, который по-настоящему развернул нашу страну лицом к арабскому и исламскому миру в целом. За время своего президентства он посетил десять (!) арабских стран – абсолютный рекорд в истории нашей страны, – что само по себе свидетельствует о том внимании, которое уделяет Москва развитию отношений с арабскими партнерами.
Приветствуя российского президента, король Абдалла так оценил значение этого события: «Обе страны обладают огромным экономическим потенциалом, значительными запасами природных ископаемых, разнообразными возможностями для инвестиций, не говоря уже о выдающемся культурном наследии. Их влияние на мировой арене также очень значительно. Настоящий визит в стратегической перспективе будет способствовать подъему нашего взаимного сотрудничества на новую высоту»3.
В целом надо признать, что большая заслуга в формировании благоприятных условий для развития российско-саудовских отношений принадлежит и королю Саудовской Аравии, Хранителю двух Святынь Абдалле. Очевидно, что он является одним из самых динамичных лидеров арабского мира, ведущим свою страну по пути прогресса и процветания. Именно ему Саудовская Аравия обязана своим ускоренным экономическим ростом в последние годы, быстро, по историческим меркам, происходящей адаптацией этой страны к серьезно меняющимся условиям внешнего мира. О его мудрости и дальновидности ходят легенды. Именно благодаря ему и нынешнему премьер-министру России В.В.Путину наши отношения с 2005 года – года прихода к власти короля Абдаллы – заметно пошли в гору. Новый импульс они получили после избрания Президентом России Д.А.Медведева.
В настоящее время можно с уверенностью констатировать совпадение или близость позиций России и Саудовской Аравии по большинству международных и региональных проблем, таких как распространение оружия массового уничтожения, организованная преступность, наркотрафик, конфликтные ситуации на Ближнем Востоке и в других регионах мира.
Как уже отмечалось выше, наши страны едины в осуждении актов терроризма и экстремизма, они эффективно и добросовестно сотрудничают в решении этих вопросов как на различных международных форумах, так и в двустороннем формате. И Россия, и КСА энергично выступают за то, чтобы не позволить деструктивным силам запустить механизм конфликта цивилизаций, а наоборот, сформировать условия для конструктивного и взаимообогащающего диалога между ними. Здесь у обеих стран есть огромный потенциал, и его еще предстоит задействовать.
Россия и Саудовская Аравия в сотрудничестве с другими крупнейшими государствами прилагают совместные усилия для преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса в рамках «Группы двадцати» как основного механизма согласования подходов по глобальной макроэкономической проблематике, реформированию международной финансовой архитектуры, повышению эффективности регулирования финансового сектора.
В отношении ближневосточного мирного процесса и основного его трека – палестино-израильского урегулирования наши страны также занимают близкие позиции, выступая за всеобъемлющее и справедливое урегулирование в регионе, предусматривающее прекращение начатой в 1967 году израильской оккупации арабских земель и создание независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме. Россия как член «квартета» международных посредников последовательно выступает за сохранение за арабской мирной инициативой, выдвинутой Саудовской Аравией в 2002 году, статуса одной из основ ближневосточного урегулирования. Вместе с партнерами по «квартету» Россия в августе 2010 года приняла заявление, призывающее Израиль и палестинцев возобновить прямые переговоры. Отрадно, что на следующий же день кабинет министров КСА на своем заседании приветствовал это заявление. И Россия, и Саудовская Аравия последовательно выступают за то, чтобы прямые палестино-израильские переговоры были продолжены в условиях отказа обеих сторон от односторонних шагов и действий, предопределяющих окончательный статус. Прежде всего речь идет, конечно же, о поселенчестве.
Оба государства выступают в поддержку стабильности в Ливане на основе достижения национального согласия по актуальным вопросам внутриливанской повестки дня в интересах всех ливанцев, а также укрепления суверенитета, независимости, единства и территориальной целостности ливанского государства. Надо отметить, что Саудовская Аравия много делает для обеспечения стабильности в Ливане.
Близки наши подходы и к ситуации в Ираке. И Россия, и Саудовская Аравия заинтересованы в сохранении независимости, суверенитета и территориальной целостности Ирака. Как известно, в соответствии с ранее заключенными американо-иракскими соглашениями к 1 сентября этого года боевые подразделения войск США были выведены из Ирака. И в Москве, и в Эр-Рияде в этой ситуации исходят из того, что скорейшее достижение договоренности между политическими объединениями, получившими большинство голосов по итогам состоявшихся в марте этого года парламентских выборов, относительно сформирования правительства и других руководящих органов позволит создать необходимую атмосферу для достижения национального согласия на основе полноохватного диалога по наиболее важным вопросам внутрииракской повестки дня.
Россия и Саудовская Аравия также разделяют мнение о необходимости урегулирования иранской ядерной проблемы политико-дипломатическими методами и важности предотвращения силовых опций, которые будут иметь катастрофические и непредсказуемые последствия для региона. В связи с нынешней напряженностью вокруг Ирана необходимо отметить возросшую актуальность выдвинутой Россией в 2007 году Концепции обеспечения безопасности в зоне Персидского залива на коллективной основе с участием всех региональных и других заинтересованных сторон. В этом контексте дополнительным позитивным моментом стали итоги прошедшей в мае текущего года в Нью-Йорке обзорной конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия. В ходе конференции при активном участии России и Саудовской Аравии были достигнуты соглашения, которые могут придать импульс процессу установления на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения.
Необходимо подчеркнуть совпадение точек зрения России и Саудовской Аравии по вопросу о необходимости укрепления роли ООН в урегулировании региональных и международных проблем. Такой подход отражает общность позиций обеих стран по вопросу о характере современных международных отношений, необходимости укрепления архитектуры международной безопасности, основанной на международном праве, его соблюдении всеми членами ООН.
Важным для российско-саудовских отношений стал рубеж 2009-2010 годов. Этому во многом способствовало накопление положительного потенциала и динамики внешнеторговых отношений. Устойчивый повышательный тренд – показатель товарооборота между странами – стал обретать значимость лишь с середины первой декады нового тысячелетия, когда он рос в среднем на 25% в год в годовом исчислении. По данным Министерства экономики и планирования КСА, в 2008 году товарооборот впервые преодолел миллиардную отметку, достигнув почти 1,1 млрд. долларов. И хотя этот показатель в 2009 году сократился более чем на 35%, именно экономический кризис 2008-2009 годов стал одним из основных стимулов бизнес-сближения между Россией и КСА.
Источник: Центральный департамент статистики и информации Министерства экономики и планирования КСА.
Из-за сокращения внутреннего спроса и финансирования в России многие отечественные компании стали задумываться о поиске новых рынков и обратили свое внимание на Саудовскую Аравию, которая в значительно меньшей степени, чем многие другие страны, пострадала от кризиса. В отличие от многих других нефтедобывающих государств она не просто накапливала финансовые ресурсы, но и масштабно «вкладывалась» в развитие своей экономики. Наибольшую активность по выходу на рынок королевства стали проявлять средние российские компании. Среди них в основном – строительные и сервисные компании, рассчитывающие принять участие в крупных инфраструктурных проектах, осуществляемых в королевстве. Реализуются совместные российско-саудовские проекты в третьих странах, отличительной особенностью которых является комбинация российских технологий и саудовского капитала. В начале 2010 года саудовский инвестиционный фонд Novaar Capital Management объявил о намерении инвестировать 750 млн. долларов в проект «Урал промышленный – Урал полярный».
Прошедшее в июне 2010 года в Санкт-Петербурге третье заседание Совместной российско-саудовской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству стало рубежным событием в истории двусторонних торгово-экономических и инвестиционных связей. В подписанном итоговом протоколе были не только определены стратегические направления сотрудничества на ближайшие годы, но, что не менее важно, достигнуты договоренности о создании эффективного механизма реализации решений, заложенных в этом документе, которые уже начали претворяться в жизнь.
Близость подходов и интересов объективно подталкивает друг к другу наши государства. Очевидно, что две крупнейшие нефтедобывающие державы мира вполне могут проводить согласованную политику в области добычи и сбыта энергоносителей. О том, что Россия готова координировать свои действия с ОПЕК, 17 сентября 2010 года заявил премьер-министр России В.В.Путин на Международном инвестиционном форуме в Сочи. Правительства России и Саудовской Аравии отчетливо осознают необходимость постоянного поддержания энергетического диалога. Именно поэтому в свое время Россия поддержала инициативу руководства Саудовской Аравии по размещению штаб-квартиры Международного энергетического форума в Эр-Рияде, а также является одним из самых активных и дисциплинированных членов этой набирающей вес международной организации. «Среди других предложений России в адрес ОПЕК – создать новую систему торговли нефтью, которая позволит избежать спекулятивных торгов фьючерсами, а также ввести новые марки нефти, торгуемые на бирже. Цены на них предлагается определять не с высоты «менторского желания» картеля, а с учетом рыночной стоимости корзины основных валют»4.
Структурное сходство наших экономик, основным источником доходов которых являются поступления от продаж энергоносителей, предопределяет единство подходов к решению наиболее насущных проблем и России, и Саудовской Аравии. Главным лозунгом дня для обоих государств сегодня является модернизация, отход от нефтяной и газовой зависимости, диверсификация экономики и перевод ее на рельсы инновационного развития.
В нашей стране устами Президента Российской Федерации Д.А.Медведева провозглашен курс на всестороннее обновление нашего общества, его политической и социальной жизни, глубокую модернизацию экономики, на инновационное развитие как магистральный путь превращения нашего государства в современную и динамичную державу. Он кратко выражен в мобилизующем российское общество емком лозунге Д.А.Медведева «Россия – вперед!».
Алгоритм действий по практической реализации этих задач в обеих странах практически одинаков: государственная модернизационная политика предусматривает значительные инвестиции в подготовку кадров, развитие образования, здравоохранения, социальной сферы. Для достижения прорыва в сфере научно-технических достижений обе страны определили для себя перечень приоритетных направлений, справедливо решив сделать основной упор на те, где они в состоянии в кратчайшие сроки обрести глобальные конкурентные преимущества: развитие нанотехнологий, космос и аэронавтика, электроэнергетика и др. Наукоград «Сколково» в России и возводимый Университет науки и технологий им. короля Абдаллы в КСА, в которых исследователям будут созданы уникальные и преференциальные по сравнению с другими научными и образовательными учреждениями условия для работы, – пример совпадения взглядов на практику модернизации в обеих странах.
Однако в вопросе ресурсного обеспечения модернизационных усилий наблюдаются и некоторые различия. Может быть, нам тут есть чему и поучиться у КСА. Разработанная в июле 2002 года «Национальная научно-техническая политика Саудовской Аравии» до 2020 года предусматривает доведение к 2012 году государственных расходов на НИОКР до 0,7%, а к 2017 году – до 1,6% от ВВП5. По статье «Образование, наука и развитие трудовых ресурсов» в бюджете КСА на 2010 год заложена смета общих расходов в размере 36,5 млрд. долларов, что составляет более 25% всех бюджетных ассигнований. Эти средства должны быть направлены на совершенствование системы образования, научных исследований и «развитие человеческих ресурсов» как в качественном, так и количественном отношении6. Это всего лишь половина того, что было заложено в бюджете Российской Федерации на 2010 год на аналогичные цели7, но ведь и население Саудовской Аравии почти в пять раз меньше населения России. Кроме того, в период до 2014 года королевство намерено инвестировать в инфраструктурные проекты 385 млрд. долларов8.
С другой стороны, и у России есть свои собственные национальные преимущества, связанные с тем, что она обладает мощным научным и технологическим потенциалом. Поэтому Россия при проведении целенаправленной и последовательной работы вполне могла бы претендовать на серьезное участие в саудовских инфраструктурных, научных и инновационных проектах. Запуск ряда саудовских спутников российскими ракетами-носителями показывает, что такое высокотехнологичное сотрудничество возможно. Национальная научно-техническая политика Саудовской Аравии в значительной степени ориентирована на налаживание партнерских отношений с ведущими научными и техническими структурами и российскими компаниями. Нашим научным центрам и университетам следовало бы обратить большее внимание на такой финансово обеспеченный и восприимчивый рынок.
Для более динамичного развития двусторонних отношений нашим странам важно как можно быстрее завершить проработку и подписать «зависшие» двусторонние соглашения, такие, в частности, как о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, о сотрудничестве в области освоения и использования космоса в мирных целях, о развитии и совместном использовании российской Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС), о поощрении и взаимной защите инвестиций.
Экономика КСА по праву считается крупнейшей экономикой арабского мира. Среди арабских стран Персидского залива позиция Саудовской Аравии по многим вопросам является определяющей, и прежде всего в области интеграционных процессов, осуществляемых в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Шесть арабских государств Залива постепенно, но все более активно сближают свои системы в рамках таможенного, финансового, военного и политического союзов. Завершение реализации крупных инфраструктурных проектов единых железнодорожной и энергетической систем в Заливе, окончательная унификация таможенных правил общего рынка и ожидаемое введение единой валюты в ближайшие годы превратят регион в мощного глобального игрока. Поэтому наши страны (Россия и государства, входящие в ССАГПЗ) приняли решение развивать стратегический диалог. Подготовка к первой встрече в его рамках уже начата. «Приоритетное внимание будет уделено развитию взаимовыгодного экономического сотрудничества, в том числе в энергетике, с государствами этого стратегически важного для российских национальных интересов района мира» – говорится в тексте опубликованной два года назад новой Концепции внешней политики Российской Федерации9. Может быть, Российской Федерации стоило бы обдумать вопрос о заключении соглашения о свободной торговле с ССАГПЗ, аналогичного тем, которые этот совет уже заключил и готовится подписать с некоторыми странами и региональными союзами.
Но не хлебом единым жив человек. Саудовская Аравия – это еще и центр ислама – одной из трех мировых монотеистических религий. В нее ежегодно устремляются миллионы паломников со всего мира, в том числе и из России, чтобы совершить хадж или умру (малый хадж). Их с каждым годом становится все больше, и, по имеющимся соглашениям, на этот год квота для нашей страны составляет 20,5 тыс. человек. Российские мусульмане – граждане нашей многонациональной страны – приезжают в Саудовскую Аравию из самых разных городов и регионов – из Москвы, Татарстана, Дагестана, Чечни, Кабардино-Балкарии, Ингушетии и других. И всех их одинаково тепло встречают в Саудовской Аравии. Им обеспечиваются нормальные условия пребывания, оказание медицинской помощи, транспортных и иных услуг, выдерживается должный уровень безопасности. Российское генконсульство в Джидде всегда находит благожелательный отклик на свои просьбы у саудовских властей, обеспечивающих хадж, – ведь его основной поток проходит именно через Джидду.
Основными причинами, сдерживающими поступательное движение российско-саудовских отношений сегодня, являются соображения субъективного характера, а именно – либо унаследованные от прошлого, либо благоприобретенные уже в новое время стереотипы. Общественность России и Саудовской Аравии мало знают друг о друге. Это результат известной инерции и недостатка информации в СМИ. В России многие удивятся тому, что в Саудовской Аравии сейчас процветает плюрализм мнений, издаются десятки интереснейших изданий, ряд из которых входят в мировые рейтинги СМИ далеко не на последних местах. Это и «Аш-Шарк аль-Аусат», и «Аль-Хайят», и «Араб Ньюс». Мало кто знает в России, что сейчас саудовской стороной предпринимаются большие усилия для того, чтобы открыть страну для туризма. Издаются каталоги, строятся гостиницы, восстанавливаются исторические памятники. Интересно наблюдать за развитием новых культурных тенденций в королевстве, появлением в нем театров, всплеском интереса к спорту. Мало кому известно в нашей стране, что местная футбольная команда «Хиляль» – одна из самых сильных в арабском мире, а футбольные матчи проходят на заполненных до отказа и очень современно оснащенных стадионах.
В Саудовской Аравии знаний о России тоже недостаточно, хотя многие саудовцы – а они заядлые путешественники – хотели бы побывать в нашей стране, чему сегодня препятствует отсутствие прямого авиасообщения (вот вам еще одна тема для сотрудничества). Конечно, в эпоху спутникового телевидения и Интернета этот недостаток отчасти восполняется, в том числе за счет деятельности весьма популярного в Саудовской Аравии российского канала «Русия аль-Яум», который здесь ценят за объективность и непредвзятость.
Значительным вкладом в развитие наших отношений в сфере культуры стало проведение российской недели на ежегодном саудовском фестивале «Джанадария» в 2009 году. Эту неделю открывал министр культуры Российской Федерации А.А.Авдеев, в ней участвовали известные музыкальные и танцевальные коллективы из России, что ясно показывает на то внимание, которое уделяется в двух государствах развитию наших отношений.
Однако ничто не может заменить прямого общения двух наших народов, непосредственных впечатлений от посещения двух великих стран.
И в Саудовской Аравии, и в России, к сожалению, пока еще не накоплен достаточный опыт взаимного сотрудничества и ощущается слабое знание друг друга. Для исправления не всегда достоверных представлений друг о друге и лучшего понимания реалий необходим комплексный подход: использование личностных, деловых контактов, расширение межгосударственных связей и использование средств «мягкой дипломатии», прежде всего инструментария межкультурного диалога, который должен учитывать специфику двух стран.
Ведь сегодня Саудовская Аравия – это современное, динамично развивающееся государство, с самобытной системой общественно-государственного устройства. Что же касается радикализма, иногда укутывающегося в религиозные знамена, то это – общая не только для наших двух стран, но и для всего мира угроза, целью которой являются институты власти, независимо от типа государственного строя, и мирное население, независимо от его религиозной принадлежности. В Саудовской Аравии предпринимаются решительные меры по очищению представления об исламе – религии по своей сути миролюбивой и нацеленной на духовное развитие – от различного рода не свойственных ему наслоений.
Накопленный опыт позволил вывести саудовскую идею религиозного примирения на международный уровень. Инициатива короля Абдаллы по продвижению диалога между представителями монотеистических религий и в более широком смысле – диалога цивилизаций, нашедшая широкую поддержку во всем мире, также перекликается с нашим подходом к данной теме. Как отметил в ходе своего исторического визита в КСА В.Путин, Россия «выступает за создание более справедливой системы международного устройства, основанной на принципах равноправия и уважения всех людей, вне зависимости от их религиозных верований»10. Россия – многонациональная страна, являющаяся домом для христиан, мусульман и представителей других конфессий, которые много веков живут в согласии и добрососедстве. Имея уникальный опыт взаимообогащения культур и традиций, Россия не может не стремиться к развитию диалога цивилизаций. В этом контексте поистине знаковым событием стало получение нашей страной при содействии королевства в 2005 году статуса наблюдателя в Организации Исламская конференция (ОИК). В Джидде открылось и активно работает представительство России при ОИК, которое недавно обрело свой дом.
Подытоживая эту необъятную тему, хотелось бы сказать, что, развивая отношения с Саудовской Аравией, Россия делает это, разумеется, не за счет интересов третьих стран, будь то региональных или внерегиональных, или же в ущерб кому бы то ни было. В силу своей самодостаточности она не стремится к обладанию военными базами или контролю за нефтяными потоками в этой и без того перегруженной иностранным военным присутствием и конфликтами зоне, не играет в опасные геополитические игры. Москва выстраивает свои взаимоотношения с Эр-Риядом на основе международного права, на базе принципов равноправного и взаимовыгодного сотрудничества, в интересах стабильности и мира на Ближнем Востоке и в зоне Залива.
1Нассар Салим. Российско-саудовские отношения от Сталина до Путина// Аль-Хайят. 2007. 29 нояб. Перевод ИноСМИ// http://www.inosmi.ru/world/20071129/238102.html
2Косач Г.Г., Мелкумян Е.С. Новый этап в отношениях между Россией и Саудовской Аравией// http://www.islamrf.ru/news/umma/islam-world/2598/
3K. Abdul Ghafour. Putin Visit Will Boost Ties// Arab News. 2007. 12 Febr.
4Федорук В. Россия – ОПЕК: свобода дороже// Голос России. 10.09.2010// http://rus.ruvr.ru/2010/09/10/19702840.html
5The Saudi Development March (EXCERPTS)/Ministry of Economy and Planning, 1430/2009. P. 91-103.
6Saudi Arabia Releases 2010 Budget/US-Saudi Arabian Business Council// http://www.us-sabc.org/custom/news/details.cfm?id=559
7Информация о бюджетных ассигнованиях на 2010 г., утвержденных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 гг.» /Министерство экономического развития РФ//http://www.economy.gov.ru/minec/about/budget/doc222
8Saudi Arabia Unveils $385 Bln Spending Plan//Al-Shark al-Awsat. 2010. 10 авг.// http://www.aawsat.com/english/news.asp?section=6&id=21906
9Концепция внешней политики Российской Федерации// Сайт Президента России// http://www.kremlin.ru/acts/785
10Выступление В.Путина на бизнес-форуме в Джидде. 12.02.2007// РИА «Новости».