В текущем году Новый банк развития (далее - НБР, Банк) отмечает десятилетие с момента начала своей операционной деятельности в июле 2015 года. Подписание Бразилией, Российской Федерацией, Индией, Китаем и Южно-Африканской Республикой (ЮАР), странами - основателями объединения БРИКС, Соглашения о НБР [1] в июле 2014 года на саммите глав пяти государств в Форталезе (Бразилия) стало результатом успешного сотрудничества в рамках финансового трека [2, 3].

Основной причиной создания НБР, а также Пула условных валютных резервов БРИКС [4], явилось определенное разочарование в медленном продвижении реформы системы управления основных международных институтов развития [2, 5, 6, 7] - Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка, в которых влияние стран БРИКС, определяемое долей в капитале организаций (размером квоты в МВФ), не соответствовало их возросшему весу в мировой экономике. Так, по состоянию на 2014 год при доле пяти государств БРИКС в мировом ВВП в 22% по номинальным обменным курсам и 29% по паритету покупательной способности (ППС) [8] их суммарная доля в капитале Международного банка реконструкции и развития составляла чуть менее 13%, а квота в МВФ только - 11% [9]. По состоянию на 2024 год вес пяти стран - основателей БРИКС достиг 25% от мирового ВВП по номиналу и 34% по ППС, однако их суммарная квота в МВФ возросла только до 14,8% [10], а доля в капитале МБРР - до 14,3% [11].

Таким образом, НБР и Пул условных валютных резервов БРИКС изначально рассматривались как возможная альтернатива существующим Бреттон-Вудским институтам, а также региональным многосторонним банкам развития (Межамериканский банк развития, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития - ЕБРР и др. [2, 3]) с доминированием влияния и повестки западных стран. Фактически НБР стал первым крупным (с начальным подписанным капиталом в размере 50 млрд долл. и разрешенным - в 100 млрд долл.) глобальным многосторонним банком развития (МБР), основанным исключительно развивающимися странами.

Мандат и расширение состава стран - акционеров НБР

Основной мандат НБР (ст. 1 Соглашения о Новом банке развития [1]) был определен как «мобилизация ресурсов для проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития в странах БРИКС, а также в других государствах с формирующимся рынком и развивающихся странах, для дополнения уже существующих многосторонних и региональных финансовых институтов с целью достижения глобального роста и развития». Кроме того, в ст. 3 Соглашения было указано, что Банк во всех своих операциях будет руководствоваться здоровыми банковскими принципами.

Таким образом, с самого начала мандат Банка не предполагал выработки своей особенной идеи, как, например, содействие переходу бывших социалистических стран к рыночной экономике у ЕБРР [2, 12], основанном в 1991 году, или развитие инфраструктурной связанности в Азии (по факту - финансирование проектов в рамках инициативы Китая «Пояс и путь») у Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), который был создан позднее НБР [3]. Данное обстоятельство является отчасти отражением диверсифицированной и одновременно сбалансированной структуры акционеров на момент создания НБР, в рамках которой ни одна из стран-основателей не имела (и не имеет сейчас) преимущества перед другими четырьмя государствами, в связи с чем мандат Банка был сформулирован достаточно обтекаемо. При этом специализация Банка на инфраструктурных проектах и операциях в области устойчивого развития в развивающихся странах априори обуславливала не всегда приемлемый/достаточный уровень доходности, что могло противоречить здоровым банковским принципам и, соответственно, ограничивать возможности НБР в финансировании тех проектов, в которых были заинтересованы страны - акционеры Банка.

Ст. 5 Соглашения о НБР предусматривает наличие в составе акционеров стран-заемщиков (borrowing member) и стран-доноров/незаемщиков (non-borrowing members); при этом доля стран, не являющихся заемщиками, не может быть больше 20% голосов, а доля любого государства, не являющегося учредителем НБР, не может превышать 7% от капитала. С момента основания НБР пятью странами БРИКС каждое государство внесло по 2 млрд долларов в уставный капитал организации и подписалось еще на 8 млрд долларов капитала по требованию, что соответствовало доле в 20% голосов у каждого акционера.

В состав НБР были приняты в 2021 году Бангладеш и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) а в дальнейшем - Египет. В процессе оплаты своей доли в капитале находится Уругвай, имеющий статус «будущего члена» Банка (prospective member).  В мае 2025 года в акционеры НБР был принят Алжир, что является дальнейшим шагом в реализации текущей Стратегии НБР на период 2022-2026 годов в части расширения членства «в постепенной и географически сбалансированной манере» [13, с. 5].

Соответственно, к настоящему времени количество членов организации увеличилось до девяти государств со следующим распределением голосов: Бразилия, Индия, Китай, Россия и ЮАР - по 18,76%, Египет - 2,24%, Бангладеш - 1,77%, Алжир - 1,15%, ОАЭ - 1,04% [14]. При этом ОАЭ - пока единственная страна-акционер, не являющаяся заемщиком НБР. Ее вступление в члены Банка обуславливалось реализацией 50-летнего плана ОАЭ по присоединению/активному участию во всех международных организациях (в т. ч. банков развития) и размещению у себя максимально возможного количества их офисов и представительств [15].

Принципы деятельности и направления специализации НБР

НБР по аналогии с большинством других многосторонних банков развития [2, 16] может предоставлять все виды финансирования: долговое (кредиты, кредитные линии, покупка пакетов облигаций, торговое финансирование и т. д.), долевое (вложения в капитал компаний-клиентов), гарантии, инструменты снижения рисков и повышения кредитоспособности заемщика (credit enhancement), а также техническое содействие для подготовки и реализации профинансированных НБР проектов на местах (развитие т. н. институционального потенциала клиентов - capacity building).

Основными направлениями финансирования в классификации НБР, представленной в Стратегии Банка на период 2022-2026 годов [13], являются операции: (1) в секторе чистой энергетики и для повышения энергоэффективности, (2) по развитию транспортной инфраструктуры, (3) по созданию и модернизации систем водоснабжения и водоотведения, по развитию (4) социальной и (5) цифровой инфраструктуры, (6) в сфере защиты окружающей среды. Кроме того, в своей операционной деятельности Банк принимает во внимание такие аспекты, как процесс изменения климата, устойчивость к природным катастрофам, технологическую интеграцию компаний-клиентов и инклюзивность в своих проектах [13, с. 15].

В соответствии со своим уставом (Соглашением о НБР) и практикой МБР Банк не имеет права финансировать проекты в стране операций при наличии возражений со стороны правительства данного государства-акционера; Банк также обязан поддерживать разумную диверсификацию своего портфеля проектов и не допускать непропорционального использования ресурсов в пользу одного из своих акционеров. В свою очередь, Банк отличается от МБР, созданных/инициированных западными странами, в том, что он не выражает свою позицию/суждение относительно статуса какой-либо территории или области, и также НБР использует национальные стандарты своих акционеров в области экологических и социальных практик [17], тогда как банки развития, созданные ранее, обычно применяют свои собственные стандарты при реализации проектов.

Для финансирования своей операционной деятельности НБР по аналогии с другими МБР привлекает долгосрочное финансирование через размещение своих облигационных займов на мировых рынках, номинированных в резервных и местных валютах, в которых предоставляются средства государственным и частным клиентам. В случае размещения облигационных займов на рынках капитала в странах операций МБР тем самым способствуют развитию финансового сектора своих государств-акционеров. При этом стоимость фондирования, которая обуславливается присвоенным МБР кредитным рейтингом, определяет, в свою очередь, уровень процентных ставок для клиентов по выделяемым кредитам, в особенности при рыночном ценообразовании в соответствии со здоровыми банковскими практиками. НБР получил от международных рейтинговых агентств S&P и Fitch кредитный рейтинг AA+/AA [14], что немного ниже, чем наивысший рейтинг ААА, который присвоен большинству МБР с участием западных стран и АБИИ, в частности.

Итоги операционной деятельности в 2015-2025 годах

По состоянию на конец июля 2025 года Советом директоров с момента основания НБР были утверждены для реализации 108 проектов с объемом финансирования, эквивалентным 35,9 млрд долларов (см. рис. 1). После поступательного расширения объема подписанных Банком проектов для финансирования в период 2016-2020 годов с 1,6 млрд долларов до 8,6 млрд долларов в год во время борьбы с пандемией COVID-19, в связи с ужесточением в 2022 году санкций со стороны западных государств против Российской Федерации ежегодные объемы операций НБР снизились до эквивалента 1,7 млрд долларов по итогам 2023 года и 3,3 млрд долларов в 2024 году. Банк был вынужден приостановить финансирование текущих и подготовку новых проектов в России, одной из пяти стран - основателей НБР [18], а выпуск своих облигационных займов отложить до марта 2023 года из-за высокой стоимости заимствований [19]. С учетом нахождения значительного числа проектов в стадии рассмотрения/подготовки в настоящее время можно ожидать дальнейшего постепенного восстановления объема операций в течение 2025-2026 годов. Вместе с тем очевидно, что заложенный в Стратегии НБР на период 2022-2026 годов ориентир по объему операций на уровне в 30 млрд долларов (в среднем около 6 млрд долл. в год) может быть Банком в итоге не достигнут.

Рис. 1

Динамика утвержденных для реализации проектов Нового банка развития, 2016 - июль 2025 года

Источник: составлено автором на основе данных НБР // URL: https://www.ndb.int/projects/all-projects/

Распределение финансирования по странам было следующим (рис. 2): больше половины инвестиций НБР направил в две крупнейшие экономики БРИКС - Индию (27,0% от общего объема финансирования и 26,9% от общего числа проектов) и Китай (26,2% и 25,0% соответственно). В экономику ЮАР Банк вложил 18,1% инвестиций (и 12,0% проектов), в Бразилию - 18,0% инвестиций (23,1% операций Банка), в Россию - соответственно, 10,4% инвестиций при доле в 11,1% в общем количестве операций. На Бангладеш, где проектная деятельность НБР только разворачивается, приходится только 0,3% от портфеля одобренных для реализации проектов по объему финансирования и 1,9% по числу операций. В Египте пока еще нет одобренных для реализации проектов, один проект находится в стадии подготовки.

Одной из особенностей НБР в прошедшее десятилетие являлся фокус на реализации в основном суверенных проектов, в рамках которых заемщиками выступали центральные/федеральные органы исполнительной власти стран операций (рис. 3). Так, 83 проекта (77% от общего количества операций) на сумму, эквивалентную 31,5 млрд долларов (88% от общего объема финансирования НБР), являлись именно суверенными операциями. При этом среди остальных 25 проектов объемом 4,4 млрд долларов семь проектов на сумму 1,05 млрд долларов были реализованы или осуществляются с международными и национальными финансовыми институтами развития. Также следует отметить значительную концентрацию несуверенных проектов в двух странах операций - в Российской Федерации (семь проектов на сумму 1,7 млрд долл.) и Бразилии (также семь проектов объемом 1,4 млрд долл.).

Рис. 2

Распределение проектов и объемов финансирования Новым банком развития по странам операций, 2016 - июль 2025 года

Источник: составлено автором на основе данных НБР // URL: https://www.ndb.int/projects/all-projects/

Также Банк ориентировался прежде всего на финансирование проектов в области транспортной инфраструктуры, где было подписано 44 операции на сумму 15,6 млрд долларов (43% от общего объема предоставленных НБР ресурсов за десятилетие) и в секторе чистой энергетики и для повышения энергоэффективности (16 проектов на сумму 3,7 млрд долл., или 10%) (см. рис. 4). Еще 8,2 млрд долларов (22%) были выделены в рамках девяти проектов в течение 2020-2021 годов странам - учредителям Банка в качестве помощи для борьбы с пандемией COVID-19. В то же время в секторах социальной и цифровой инфраструктуры было реализовано четыре проекта на сумму 1,1 млрд долларов, а в области защиты окружающей среды - шесть операций объемом 1,38 млрд долларов.

Рис. 3

Распределение суверенных и несуверенных проектов Нового банка развития по странам операций, 2016 - июль 2025 года

Источник: составлено автором на основе данных НБР // URL: https://www.ndb.int/projects/all-projects/

При этом большая часть проектов в области транспортной инфраструктуры была реализована в Индии (18 проектов на сумму 6,9 млрд долл.) и Китае (14 операций на сумму 4,8 млрд долл.), что составляет треть от общего объема финансирования НБР за десять лет. Также можно отметить превалирование в группе проектов, охватывающих несколько секторов экономики, операций в Бразилии (десять проектов на сумму 2,6 млрд долл.), что объясняется предоставлением средств региональным (на уровне штатов) банкам развития. Кроме того, Россия лидировала по объему операций в секторе социальной инфраструктуры (два проекта стоимостью 760 млн долл.), и также в нашей стране был реализован единственный проект НБР за десятилетие в области цифровой инфраструктуры.

Рис. 4

Распределение проектов Нового банка развития по секторам специализации и странам операций, 2016 - июль 2025 года

Источник: составлено автором на основе данных НБР // URL: https://www.ndb.int/projects/all-projects/

Больше двух третей объема финансирования предоставлялось НБР своим клиентам в долларах - 75 проектов на общую сумму 24,3 млрд долларов, в то время как в местных валютах было выделено 25% средств (рис. 5) [см. также: 20]. При этом основная часть операций в национальных валютах стран БРИКС осуществлялась в Китае (кредитование в юанях) - 18 проектов на сумму, эквивалентную 6,5 млрд долларов, и еще финансирование в шести операциях на эквивалент 2,5 млрд долларов было предоставлено в южноафриканских рэндах. В то же время выделение кредитов в валютах других стран - членов НБР пока не проводилось.

Рис. 5

Распределение операций Нового банка развития по валютам, в которых клиентам предоставлялось финансирование, 2016 - июль 2025 года

Источник: составлено автором на основе данных НБР // URL: https://www.ndb.int/projects/all-projects/

Также необходимо отметить реализацию НБР преимущественно очень крупных по объему выделяемого финансирования проектов (рис. 6). В целом с начала своей деятельности Банк направил 47% своих ресурсов в рамках 21 проекта на общую сумму 16,8 млрд долларов, которые были реализованы в Индии (шесть проектов стоимостью 3,9 млрд долл.), Китае (пять операций на 3,7 млрд долл.), ЮАР и Бразилии (по четыре проекта объемом, соответственно, 4,0 и 3,7 млрд долл.), а также в России (два проекта на общую сумму 1,5 млрд долл.). Помимо 8,1 млрд долларов, выделенных в рамках восьми операций для помощи в борьбе с COVID-19, финансирование объемом 6,5 млрд долларов в десяти проектах было направлено на развитие транспортной инфраструктуры (по три проекта в Индии и Китае, два проекта в ЮАР и один проект в России). 

Еще 15,7 млрд долларов (44% от общего объема финансирования НБР) было выделено в рамках 49 проектов размером от 200 млн долларов до менее 500 млн долларов, в то время как 18 операций на сумму от 100 млн долларов до менее 200 млн долларов в сумме обеспечили 2,3 млрд долларов финансирования, 16 проектов стоимостью от 50 млн до менее 100 млн долларов - 1,08 млрд долларов, и четыре проекта с объемом финансирования менее 50 млн долларов - 65,7 млн долларов инвестиций. Таким образом, более 90% ресурсов Банка было выделено в рамках проектов с финансированием от 200 млн долларов и более. С учетом того, что большинство несуверенных проектов (17 из 25 операций) не превышали объем эквивалентом в 200 млн долларов, специализация НБР преимущественно на очень крупных операциях как раз и объясняет превалирование в портфеле Банка суверенных проектов.

Рис. 6

Распределение количества проектов Нового банка развития по объему финансирования, 2016 - июль 2025 года

Источник: составлено автором на основе данных НБР // URL: https://www.ndb.int/projects/all-projects/

Проблемы и перспективы развития НБР

Для обеспечения динамичного развития НБР в среднесрочной и долгосрочной перспективах, с учетом проведенного нами анализа его операционной деятельности за первое десятилетие работы, представляется необходимым решить несколько первоочередных задач.

Во-первых, актуальным для НБР как активного участника международных рынков ценных бумаг, размещающего в том числе свои облигационные займы, номинированные как в резервных, так и местных валютах, является вопрос о нахождении в своей деятельности необходимого баланса между интересами своих акционеров и влиянием международных финансовых институтов. Возобновление операций в Российской Федерации - единственной стране, где большую часть своих проектов Банк реализовывал с несуверенными заемщиками, является крайне важным как для приближения к ориентирам по объемам операций, заложенным в Стратегии деятельности Банка на 2022-2026 годы, так и для полноценной реализации своего мандата. Можно также отметить, что специалисты ЮНКТАД оценивали возможности НБР по финансированию проектов через десять лет после основания на уровне до 7-14 млрд долларов в год [21].

Во-вторых, список государств - участников Банка не вполне совпадает со списком членов БРИКС. В настоящее время в состав объединения входят десять государств: к пяти странам-основателям в 2024 году присоединились Египет, Иран, ОАЭ и Эфиопия, а в 2025 году - Индонезия. Кроме того, Саудовская Аравия пока не подтвердила свое членство в БРИКС. Соответственно, Иран, Эфиопия и Индонезия, являясь членами объединения, еще не присоединились к НБР, а Алжир и Бангладеш как акционеры НБР не входят в БРИКС.

С одной стороны, такая конструкция позволяет расширить формат взаимодействия объединения со странами-партнерами государств - членов БРИКС. С другой стороны, отсутствие ряда членов объединения в составе акционеров Банка может ограничивать возможности по реализации совместных инвестиционных проектов и углублению сотрудничества в финансовом секторе. В целом увеличение числа акционеров позволит НБР расширить географию своей операционной деятельности, диверсифицировать портфель проектов Банка и, соответственно, кредитные риски и увеличит его вес среди существующих в мире финансовых институтов. В этой связи можно упомянуть АБИИ, который через несколько лет после своего основания вышел на второе место в мире после Всемирного банка по количеству акционеров (в настоящее время в списке членов АБИИ 103 государства, а также семь «будущих» акционеров). При этом необходимо, чтобы новые участники НБР имели независимую позицию в отношении санкционного давления извне.

В-третьих, у НБР в целом остается значительный потенциал для развития операционной деятельности в негосударственном секторе экономики. Для этого Банку необходимо, с одной стороны, расширять финансирование в местных валютах, а с другой - активизировать работу в сегменте операций на сумму около 30-100 млн долларов (с учетом того, что МБР обычно финансируют только часть от общей сметы проектов), так как количество клиентов - частных компаний, которые могут брать на свой баланс кредиты на суммы, эквивалентные 100-200 млн долларов и более, и нуждаются в финансировании со стороны МБР, объективно ограничено. Также с учетом ориентиров в текущей стратегии Банка на период 2022-2026 годов по финансированию проектов в местных валютах и несуверенных операций на уровне не менее 30% от общего объема инвестиций Банка (план будет, скорее всего, выполнен при меньших, чем планировалось, объемах финансирования) представляется важным расширить его положительное влияние на рынки капитала по возможности во всех странах операций и углубить сотрудничество с национальными центральными банками для увеличения кредитования в валютах стран БРИКС.

В-четвертых, определенное усовершенствование модели операционной деятельности также необходимо по причине того, что из-за более низкого кредитного рейтинга, что обуславливает более высокую стоимость фондирования, НБР предоставляет своим клиентам финансирование по более высоким ставкам, чем другие крупные МБР [19]. Кроме того, Банк мог бы развить в конкурентное преимущество свои компетенции в региональных офисах в Ахмадабаде, Йоханнесбурге, Москве и Сан-Паулу и шире использовать возможности программ технического содействия, что будет способствовать более оперативной подготовке проектов в новых странах операций в соответствии с требованиями НБР. В свою очередь, это позволит в среднесрочной перспективе обеспечить умеренную диверсификацию портфеля проектов Банка по основным секторам своей деятельности и реализовывать НБР свой мандат более комплексно.

В целом накопленный в первое десятилетие опыт продуктивной работы должен обеспечить Новый банк развития эффективным инструментарием для обеспечения последовательного расширения своей операционной деятельности и динамичного развития в интересах всех акционеров Банка и объединения БРИКС в целом. 

 

 

Источники и литература

  1. Agreement on the New Development Bank. Fortaleza. 2014, July 15 // URL: https://www.ndb.int/wp-content/uploads/2022/11/Agreement-on-the-New-Development-Bank.pdf (accessed 01.08.2025).
  2. Пилипенко И.В. Модель банка развития для содействия активизации инвестиционной деятельности в российской экономике // Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. №2. Т. 3 (98). C. 04-27.
  3. Пилипенко И.В. Особенности деятельности многосторонних банков развития, созданных в 2000-2010 гг., в странах Евразийского экономического союза (часть I) // Проблемы современной экономики. 2020. №1 (73). C. 12-17.
  4. Хмелевская Н.Г. Пул условных валютных резервов БРИКС в аспекте достаточности международных (золотовалютных) резервов // Деньги и кредит. 2016. №2. С. 42-49.
  5. Проблемы эффективности и реформы системы международных многосторонних институтов / Отв. ред. М.В.Ларионова. М.: ТЕИС, 2007. 269 с.
  6. Терновская Е.П. Банки развития: зарубежный опыт и российская практика // Финансы и кредит. 2008. №14 (302). С. 81-88.
  7. Сторчак С.А. Условные обязательства-2, или Очерки финансовой дипломатии. М.: Зебра Е, 2012. 767 с.
  8. World Bank Development Indicators DataBank, World Bank. 2025 // https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators# (accessed 16.08.2025).
  9. Schöllmann W. The BRICS Bank and Reserve Arrangement: towards a new global financial framework? // European Parliamentary Research Service. December 2014 // https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/ATAG/2014/542178/EPRS_ATA(2014)542178_REV1_EN.pdf (accessed 09.08.2025).
  10. IMF Members’ Quotas and Voting Power, and IMF Board of Governors // IMF. 17.08.2025 // https://www.imf.org/en/About/executive-board/members-quotas (accessed 17.08.2025).
  11. International Bank for Reconstruction and Development Subscriptions and Voting Power of Member Countries // IBRD. 31.07.2025 // https://thedocs.worldbank.org/en/doc/a16374a6cee037e274c5e932bf9f88c6-0330032021/original/IBRDCountryVotingTable.pdf (accessed 09.08.2025).
  12. Переход к рыночной экономике и структурные реформы в государствах - членах Евразийского экономического союза / под ред. И.В.Пилипенко. Санкт-Петербург: Наукоемкие технологии, 2019. 976 с.
  13. New Development Bank General Strategy for 2022-2026. Scaling up Development Finance for a Sustainable Future. NDB. 2022 // URL: https://www.ndb.int/wp-content/uploads/2022/07/NDB_StrategyDocument_Eversion-1.pdf (accessed 02.08.2025).
  14. New Development Bank Investor Presentation // NDB. June 2025 // URL: https://www.ndb.int/wp-content/uploads/2025/03/IP_1Q25_June.pdf (accessed 09.08.2025).
  15. Cooper A.F., Cannon B.J. The United Arab Emirates and the New Development Bank: Mutual interests and first-mover advantages // Global Policy. Vol. 15. Iss. 2. P. 398-404.
  16. Пилипенко И.В. Особенности деятельности многосторонних банков развития, созданных в 2000-2010 гг., в странах Евразийского экономического союза (часть II) // Проблемы современной экономики. 2020. №2 (74). C. 17-25.
  17. New Development Bank Environmental and Social Framework // NDB, March 2016 // URL: https://www.ndb.int/wp-content/uploads/2017/02/ndb-environment-social-framework-20160330.pdf (accessed 01.08.2025).
  18. A Statement by the New Development Bank // NDB. 03.03.2022 // https://www.ndb.int/news/a-statement-by-the-new-development-bank/ (accessed 02.08.2025).
  19. Chin G.T., Kamal R.D. Bangladesh and New Development Bank (NDB): Accession and after, money and more // Global Policy. Vol. 15. Iss. 2. P. 414-426.
  20. Batista P.N. Jr. The BRICS and the Financing Mechanisms They Created: Progress and Shortcomings. London: Anthem Press, 2022. 84 p.
  21. Griffith-Jones S. A BRICS Development Bank: A Dream Coming True? / UNCTAD, Discussion Papers. №215, March 2014. 18 p. // URL: https://unctad.org/system/files/official-document/osgdp20141_en.pdf (accessed 02.08.2025).