От правительства во главе с канцлером Фридрихом Мерцем немцы надеются получить ответы на внутренние и внешние вызовы. Среди них: рецессия, деиндустриализация, заметное снижение уровня жизни; незавершенный процесс восстановления германского единства; миграция; рост антисемитизма, неонацистских и правоэкстремистских настроений, всплеск криминальных преступлений, возрастающая опасность терроризма; конфликты на Украине, Ближнем Востоке, напряженная обстановка в других регионах мира.

От рецессии к трансформации?

Хотя внешне благородные цели и задачи правительства канцлера Ф.Мерца на основе коалиционного договора консерваторов и социал-демократов направлены на выход из системного кризиса политического, экономического, финансового, цивилизационного и иного свойства, большинство немцев не уверены в устойчивости команды нового кабинета министров страны. Проблемы накопились в различных сферах человеческого бытия не в один день. Пассажиры германской железной дороги, когда-то знаменитой своей чистотой поездов внутренних и международных направлений, четкостью графика движения, уже не удивляются ее нынешнему состоянию. На региональном уровне затягивается обновление канализационных систем. Некоторые из них, согласно муниципальным летописцам, ремонтировались в конце XIX века. Плачевно положение в сферах образования (школа), здравоохранения, городской инфраструктуры. Отмечается кадровый дефицит школьных учителей, слабый уровень учащихся, напоминают о себе обветшалые здания учебных заведений. На предприятиях и фирмах обостряются проблемы с профессиональными токарями, фрезеровщиками, сварщиками. Нехватка врачей и особенно младшего медперсонала, санитаров с профессиональной подготовкой, длительное ожидание посещения врача остаются ахиллесовой пятой германской медицины.

Новые явления: исчезновение из продажи таких лекарств, как болеутоляющие, жаропонижающие. Рекомендации некоторых политиков использовать возможности «блошиных рынков» для приобретения препаратов по так называемой договорной цене замещают некогда постоянное квалифицированное медицинское сопровождение. Фиксируется запоздание ФРГ в сфере цифровизации. Факсовый метод передачи сведений о пациентах в системе здравоохранения стал маркером отсталости. Налицо нехватка социального жилья. Советы опытных аналитиков кабинету министров сфокусировать внимание не на проблемах Украины, а на поиске инструментариев преодоления застоя, запуске механизма реформирования страны и общества воспринимаются как критика пророссийских маргиналов.

С горькой иронией констатируется выполнение планов Президента США Ф.Рузвельта о деиндустриализации германского государства. Словами признательности в адрес США за вклад в освобождение немцев от нацизма и развитие демократии в ФРГ германский политический класс старается стереть из исторической памяти намерения американцев в годы Второй мировой войны превратить побежденную Германию в аграрную провинцию1.

Мало кто мог себе представить, что флагман экономики Евросоюза резко сбавит скорость движения к очередному экономическому чуду, что известные своей рациональностью немцы примут решения, противоречащие национальным интересам страны, насущным нуждам рядовых граждан. Как во времена канцлера Герхарда Шрёдера, так и главы кабмина Ангелы Меркель новое германское экономическое чудо было произведено за счет трех основных факторов: американского зонтика безопасности; дешевых энергоносителей из России с ее масштабным рыночным пространством; плотного взаимодействия ФРГ с Китаем. Передав значительную часть суверенитета в сфере обороны и безопасности, других областях Вашингтону, Брюсселю, немцы рачительно использовали ресурсы для бундесвера, концентрировали финансы для производства экспортной продукции высокого качества, сохраняя относительно приличный уровень жизни. Актуальное социальное расслоение, сокращение среднего класса, малого бизнеса, значительная продовольственная инфляция, вынужденная миграция известных немецких предприятий и фирм в США сокращают возможности Германии совершить очередное экономическое чудо.

В результате сохраняется и возрастает чувство уныния, неуверенности, беспокойства за будущее страны у народа, типичными характеристиками которого всегда являлись прилежание, четкость, точность, разумное планирование, надежность, исполнение долга. Практически добровольный снос богатых трудовыми традициями ключевых отраслей экономики, идеологически обоснованный демонтаж когда-то отлаженной системы энергообеспечения промышленности и домохозяйств, запущенность целых кварталов городов с очагами преступности, полуразрушенные мосты и переходы стали доказательством провалов политики Берлина. Тенденции прогрессирующей государственной деменции, искажения исторической памяти, деградации элит, унификации экспертиз аналитических центров исключают продуманную политику2. Способен ли Мерц и его министры преодолеть накопившиеся проблемы, вернуть хотя бы внешние признаки эпохи сытого благополучия немцев, преодолеть энергетическую бедность, остановить победный марш партии «Альтернатива для Германии» (АдГ), отказаться от враждебности в отношении РФ - эти вопросы приобретают актуальную остроту.

Заметно растет разрыв между запросами и ожиданиями немцев на выход из системного кризиса, с одной стороны, и политикой правящего класса в отношении РФ - с другой. Если Мерц и его министры в выступлениях акцентируют украинский конфликт, то население отдает предпочтение другим вопросам. На первом месте экономика (45%), на втором - «социалка» (21%), лишь на четвертом месте - оборона (10%). Половина респондентов (47%) сомневаются в компетенции «черно-красной» коалиции решить обозначенные проблемы. Характерно, что, как и прежде, на шкале популярности лидирует министр обороны Борис Писториус (СДПГ), второе место занимает Грегор Гизи (Левая партия), Мерц удостоился симпатий немцев, по разным опросам, c результатом для десятого места. «Популярность» нового канцлера подтверждается и тем, что 56% немцев считают избрание Мерца канцлером неудачным, плохим выбором для Германии3.

Очевидно, что в составе любого правительства есть ключевые фигуры, определяющие стиль руководства, управления. Их государственное мышление проявляется в способности видеть изменения в стране, Европе, других регионах мира не фрагментарно, а системно в широком историческом контексте на основе объективных аналитических разработок.

Но есть ли такие фигуры в «черно-красном» альянсе канцлера, насколько научно обоснованы рекомендации исследовательских центров? Среди политиков первого эшелона следует выделить прежде всего самого Мерца и Ларса Клингбайля (СДПГ).

Мерц имеет свои сильные и слабые стороны. Политик, несомненно, обладает опытом, обширными связями в германском, европейском, мировом бизнес-сообществе, убежденный атлантист. Активистам ХДС и ХСС, части электората импонирует стиль его публичных атак на оппонентов, повадки грубого, задиристого человека. Но, если судить по шкале популярности, в электоральных массах ФРГ он не воспринимается как «руководитель всех немцев». В общественном сознании сохранились его трогательные слезы, дрожащий голос благодарности в январе 2022 года, когда он лишь с третьей попытки был избран председателем партии. Мотивы известны. В 2002 году канцлер Меркель убрала его с поста председателя фракции ХДС/ХСС в бундестаге. Осечка в мае 2025 года при избрании в бундестаге на пост канцлера - набрал необходимое количество голосов парламентариев лишь во втором туре - говорит о точности экспертиз о том, что Мерц далек от престижного статуса «лидера нации».

Образ человека, неуверенного в собственных взглядах, конкретных поступках, когда-то сломленного, морально травмированного, задвинутого женщиной-канцлером, снижает репутацию политика, свидетельствует о его интеллектуальной недостаточности. Его маневрирование, например, по вопросу возможных поставок Киеву немецких ракет «Таурус» раскрывает человеческую сущность, потенциал политика, который часто колеблется, не знает грани между мужественным поступком и эффектным заявлением для СМИ. Таких иногда называют трусливыми людьми. На встрече с Президентом США Д.Трампом в Белом доме 6 июня 2025 года немец вел себя подобострастно, как стажер, практикант.

В условиях СВО России на Украине политики, дипломаты, эксперты такого склада иногда рекомендуют проявлять выдержку. Следует, мол, дождаться процессов внутреннего разрушения РФ, прихода прозападных сил с их сценариями по расчленению страны на мелкие «суверенные» агломерации с сырьевыми источниками, местными послушными кланами-исполнителями. Перманентную готовность проучить русских - составную часть меркелизма - взяли на вооружение и Мерц, и его соратники.

Клингбайль - вице-канцлер, министр финансов, сопредседатель СДПГ, руководитель партийной фракции в бундестаге - занимает в правительстве и политической иерархии серьезные позиции. Отвечающий за финансы страны, он обладает значительным влиянием на принятие решений о распределении материальных потоков, включая военную помощь Киеву. Главное достижение Клингбайля заключается в том, что при его непосредственном участии в партии упразднен базовый принцип в отношении России. Он убежден, что новая архитектура европейской безопасности может быть сформулирована, реализована без участия Москвы, а еще лучше - против России. Продолжение прежней линии Брандта - Бара в отношении Москвы было бы, мол, пагубным. Она давно себя изжила, противоречит новым реалиям, тенденциям.

Надо отдать должное умению Клингбайля организовывать многочисленные мероприятия, вести полемику с оппонентами, мотивировать сторонников на предвыборных митингах. В его выступлениях выражаются симпатии к выдающимся политикам Германии, Европы, США. Он публично благодарит американцев за их вклад в освобождение Германии от нацистской диктатуры в 1945 году, экономическое восстановление страны, что позволило немцам вернуться в международное сообщество4. Перед СМИ восхищается умом, талантом Зеленского, его методами вождизма.

Клингбайль был личным другом бывшего канцлера Г.Шрёдера. Однако руководящие круги СДПГ, других традиционных партий морально терроризируют его. Они когда-то гордились дружбой с харизматичным государственным деятелем, который создавал карьерные лифты в СДПГ, бундестаге, правительстве. Гонители, хулители Шрёдера забыли о том, как политики ХДС/ХСС агрессивно атаковали Брандта за его восточную политику, примирение с русскими. В те годы консерваторы обвиняли сторонника сближения с Москвой в предательстве немецких интересов.

Любопытный факт: в начале апреля 2022 года в германских СМИ появились сообщения о слежке за руководством СДПГ с 1953 по 1962 год по указанию тогдашнего канцлера Конрада Аденауэра (ХДС). Утверждается, что первый глава кабинета министров ФРГ точно знал о происходящем в верхних этажах СДПГ, ее стратегии. Документы БНД - службы внешней разведки ФРГ - и архивы Фонда К.Аденауэра доказывают сопричастность двух однопартийцев из СДПГ (один - агент спецслужбы) к составлению секретных докладов-доносов (почти 500 документов) лично для канцлера. Сигнал для сегодняшних руководителей, активистов германской социал-демократии - никакого инакомыслия, возможны утечки. К чести некоторых известных активистов партии они не участвуют в травле бывшего лидера СДПГ, канцлера ФРГ. Эти социал-демократы, ранее часто «сверявшие часы» со взглядами Шрёдера, сегодня занимают сдержанную позицию, вынуждены молчать, не рискуют потерять высокие должности, материальное благополучие. К ним можно относиться с пониманием, сочувствием, но до государственных рубежей и стратегических горизонтов Брандта, Бара, Шмидта, Шрёдера им далеко…

Мерц и Клингбайль - прагматики нового типа, которые не признают современных реалий, искажают исторические факты, обоих объединяет одна одержимая идея - разрушить, расчленить Россию. Само существование России вызывает у них раздражение. Проявляют либеральную толерантность к нацизму украинских цветов, что недопустимо для лидеров так называемых демократических партий.

Говоря о сегодняшних руководителях Германии, следует отметить следующее. В соответствии с законодательством в ФРГ нет прямых выборов ни канцлера, ни президента. Выборщики из числа депутатов бундестага, членов бундесрата, представителей федеральных земель на пять лет выбирают главу государства с ограниченными полномочиями. На заседании так называемого Федерального собрания дискуссий не проводится, примерно 1 тыс. 430 участников определяют президента страны. Так что с 1922 года Франк-Вальтер Штайнмайер (СДПГ) - «совесть народа» - представляет интересы лишь более 1 тыс. граждан Германии. Канцлер Мерц артикулирует позиции 325 избранников народа (всего в бундестаге 630 депутатов).

Дискуссии и споры об избирательной модели главы государства и руководителя кабинета министров продолжаются до сих пор. Политики, общественное мнение, академические центры по этому вопросу расколоты. Главное опасение относительно прямых выборов состоит в возможном приходе к власти лидера протестных акций с авторитарными, националистическими замашками. Но как трепетно политический класс страны относится к выборам в РФ - во всем немцам видеться подкуп, обман, манипуляции! Но попробуйте критиковать немецкую избирательную систему - дружеская критика воспринимается как вмешательство Москвы во внутренние дела суверенной демократической Германии.

Реальное отношение к президенту, канцлеру тестируется на основе итогов демоскопических опросов. Хотелось бы быть правильно понятым. Наверное, мы делаем ошибку, называя канцлера, главу кабинета министров Германии лидером страны. Канцлер - одно из высших должностных лиц. Какой же он лидер народа, страны, когда избирается в среднем 400 голосами депутатов бундестага, которые получили статус парламентария по партийным спискам и только некоторые добились прямого мандата.

Украинизация политического класса Германии - триггер выхолащивания исторической памяти о Победе над нацизмом

Преемственность курса Берлина на выхолащивание причин, итогов и последствий Второй мировой войны (ВМВ), вымарывание значения Великой Отечественной войны (ВОВ), размывание вклада Красной армии при разгроме нацизма, освобождении немцев, народов других европейских стран от гитлеризма стало ярким маркером германского политического класса.

Закрепляются тенденции, сложившиеся в эпоху канцлера А.Меркель. Центры принятия политических решений нацеливают научное сообщество, профильные музеи на методологическое обеспечение встраивания ФРГ в общеевропейский идеологическо-политический мейнстрим. При этом младоевропейцы, украинцы, часть молдавских научных кругов в своих концепциях по «обновлению» исторической правды о ВОВ и ВМВ активно и последовательно поддерживаются Вашингтоном, Брюсселем.

Такая линия Берлина реализуется в основном по следующим направлениям:

- продолжение публичных, ставших ритуальными покаяний по поводу преступлений национал-социализма с одновременным замалчиванием официальных выступлений легионеров «Ваффен-СС» в Прибалтике, возрождения бандеровщины, активизации апологетов спецподразделений украинских националистов. Россию обвиняют в так называемых преступлениях против «демократической» Украины и, что характерно, в формулировках применительно к палачам Третьего рейха;

- «очеловечение» генералов, офицеров и рядовых солдат вермахта и войск СС в специализированных журналах. Так, в журнале «Военная история для образования» описывается эволюция генерал-полковника танковых войск Рудольфа Шмидта, назвавшего Гитлера в 1937 году «гением», участвовавшего в польской кампании, якобы призывавшего к гуманному обращению с советскими военнопленными, партизанами, гражданским населением - «вместо расстрела лучше отправить в концлагерь». Усиление этого идеологического вектора просматривается в выступлениях отдельных членов правительства, которые с уважительной ностальгией, эмоциональной бестактностью вспоминают «славные дела» своих родных при гитлеризме;

- «просвещение» граждан относительно преклонения перед доблестью солдат вермахта, награжденных за храбрость орденами, медалями, почетными и отличительными знаками национал-социалистического режима, включая награды за борьбу с партизанами (приказ рейхсфюрера СС), особый знак за бои в Крыму, на Кубани (Krimschild, Kubanschild). Для возобновления ношения гитлеровских наград правительство ФРГ - до принятия закона в 1957 году - обратилось за разрешением к тогдашнему главнокомандующему НАТО Д.Эйзенхауэру. Популярно рассказывается о принятии закона, позволившего носить бывшим солдатам вермахта, надо думать и «Ваффен-СС», прежние награды вермахта, но без нацистской свастики;

- планомерная «зачистка» музейного ландшафта на территории бывшей ГДР. Выпячивание «безобразного поведения» Западной группы войск как жесткой бескультурной оккупационной силы из грабителей и насильников, купирование официальных мероприятий по случаю годовщин Победы над фашизмом, окончания ВМВ, ВОВ; «обновление» музейных экспонатов новыми доказательствами о роли СССР в создании преступного режима ГДР;

- в фокусе внимания «десоветизация» бывшего Музея капитуляции, ныне - германо-российского музея «Берлин-Карлсхорст» с постоянной экспозицией «Германия и Советский Союз во Второй мировой войне». В этих целях Берлин выхолащивает содержание выставочных проектов. Оказывается давление на российских участников в структурах музея (Общество и Научный совет). Наблюдается откровенный диктат, неуважение к мнению российских партнеров, тем более к их альтернативной точке зрения. В 2025 году был грубо нарушен устав музея - германская сторона волюнтаристским методом исключила российских ученых из состава Научного совета. Сохранив прежний немецкий состав, в эту структуру назначили вместо россиян представителей Украины, Латвии, Литвы, Молдавии. Россию представляет бывший работник «Ельцин-центра». Комментарии излишни.

Поведение немецких представителей в Карлсхорсте иллюстрирует настроения руководителей ФРГ, которые стараются забыть годы примирения, визиты Г.Коля, Г.Шрёдера, А.Меркель в Москву для участия в торжествах по случаю юбилейных годовщин Победы, соответственно в 1995, 2005 и 2010 годах. Выступления германских высших должностных лиц в год 80-летия Великой Победы свидетельствуют об украинизации политического класса ФРГ и в военно-мемориальной сфере. Они подчеркивают вклад Украины в успешное завершение ВМВ в Европе либо акцентируют радикальный поворот в войне после высадки западных союзников в Нормандии 6 июня 1944 года.

Как и Шольц, канцлер Мерц говорит о политическом предназначении - исторической миссии Берлина, еще большей ответственности Германии в мире в качестве лидирующей державы. Об этом политики первого эшелона заявляли уже в 2013-2014 годах. Претензии Берлина на лидерские позиции в европейских и мировых делах указывают на его амбиции в плане расширения влияния в Евросоюзе, укрепления роли в НАТО. Новые кризисы, обострение конфликтов, опасная эскалация конфронтации в Европе, других регионах мира, непредсказуемость противоборствующих коалиций с их интерпретацией рисков, стремление Киева получить атомное оружие, вовлечь «коалицию желающих» в прямое столкновение с Москвой исключают возможность выверенных сценариев, прогнозов. Тенденции расширения боевых действий с применением новых видов вооружений, включая германскую продукцию на Украине, сползания к прямому вмешательству стран НАТО в конфликт не только сохраняются, но и углубляются.

Русские и немцы - отчуждение закрепляется

В политике Мерца на московском направлении проявляются следующие тенденции. Бывший глава кабинета министров О.Шольц дал старт обрушению целостной системы многоплановых полезных и эффективных связей с Россией. Эрозия стратегического партнерства РФ - ФРГ началась еще при канцлере А.Меркель. На российской стороне мало кто мог предвидеть такой тупик, в котором по инициативе германской стороны оказались двусторонние отношения. Ухудшение предполагалось, прогнозировалось. Но чтобы так азартно и враждебно Берлин перешел к сокрушению совместного богатого наследия нескольких поколений народов двух стран, в такой темп и объем разрушений, не верилось.

В правящих кругах ФРГ терпеливо выжидали удобного случая, который мог бы развязать руки немецкой стороне для нанесения удара в сферах общественно-политической жизни, экономики, финансов, образования, культуры, против всего русского, русскости. Немцы сознательно «обнулили» диалоговые площадки гражданских активистов, групп дружбы по парламентской линии, специализированных форматов по вопросам экономики, финансов, безопасности, борьбы с терроризмом и наркотрафиком. Берлин пресекает любые формы общения в рамках городов-побратимов, но милостиво позволяет активистам «гражданского корпуса» сохранять контакты с русскими коллегами лишь в личном плане. Без письменных указаний, но в качестве «доброго совета» рекомендуется не расширять круг детей, школьников, студентов, интересующихся русским языком, культурой.

Военно-политический выбор канцлера Шольца и его «светофорного» правительства из СДПГ, «Зеленых» и СвДП, претензии на безусловную правоту применительно к России, подведение черты (24 февраля 2022 г.) под моральной и исторической ответственностью Берлина за злодеяния нацистов, демонстративное умаление роли Москвы при разгроме фашизма и воссоединении Германии стали рубежными идеологическими императивами современной ФРГ. Эти и другие факторы войдут в историю российско-германских отношений как крупная ошибка германского руководства. Неудивительно, что на внеочередных выборах в бундестаг СДПГ с результатом 16,4% потерпела самое крупное поражение в истории Германии. Значительная часть сторонников партии перетекла в лагерь АдГ, а сегмент симпатизирующих проголосовал за Левую партию5.

Правительство Мерца творчески развивает этот курс. Мерц - Клингбайль - Писториус демонстративно подчеркивают роль США в освобождении Германии от гитлеризма и войдут в историю как фальсификаторы правды и справедливости касательно Великой Отечественной войны. С их подачи профессиональный разрушитель, бывший министр иностранных дел Анналена Бербок («Зеленые») получила пост председателя Генеральной Ассамблеи ООН. В течение одного года она будет сознательно размывать и дискредитировать самый зримый итог ВМВ - авторитетную международную площадку международного сообщества.

Многое зависит от ведущих политических партий, в которых рядовые партийцы обеспокоены возникшим отчуждением от РФ. В них представлены различные течения, группы, общественные инициативы, которые в той или иной форме высказываются в пользу восстановления диалога с Москвой. Они не забывают достижений прежних поколений социал-демократов, либералов, отдельных консерваторов, стремившихся к сближению между двумя народами. Прежде всего опытные социал-демократы рекомендуют вникать в историческое измерение взаимоотношений России с Западом. Игнорирование итогов войн Карла XII, Наполеона и Гитлера с Россией, надменное продвижение Евросоюза и НАТО на Восток, поддержка коллективным Западом киевских ультрарадикалов не могли не вызвать адекватную реакцию Москвы. Кремль настойчиво и упорно настаивал на политико-дипломатических методах решения глобальной стабильности и совместного формирования новой архитектуры европейской безопасности6.

Именно такие социал-демократы накануне съезда СДПГ выступили в июне 2025 года с манифестом в поддержку мира, безопасности и взаимопонимания в Европе, за диалог с Москвой. Они рассматривают современные процессы в широком контексте, выявляют ошибки Запада, включая политику ФРГ на российском треке. Отвергая ставку на милитаризацию экономики, пропагандистскую антироссийскую истерию, представители левого крыла СДПГ рекомендуют не забывать хельсинкский процесс, благодаря чему разрядка, восточная политика Брандта в немалой степени содействовали восстановлению германского единства7. Оппоненты из СДПГ, конкуренты других политических течений обвинили инициаторов документа в желании восстановить взаимопонимание с Россией, что, с точки зрения критиков, недопустимо. Ожидаемо манифест отвергли Клингбайль, другие члены руководства СДПГ, ранее участвовавшие в подготовке позиционных документов против России. Министр обороны ФРГ Писториус ответил на инициативу визитом в Киев для проведения переговоров о дальнейшей военной помощи Зеленскому. Мерц прямо заявил, что его кабинет из ХДС, ХСС и СДПГ на украинском направлении проводит единую линию, от прежних установок никто не отходит.

Манифест выражает позиции некоторых известных социал-демократов, которые также критикуют шаблонными формулировками политику РФ. Но они не забывают экономических успехов Германии благодаря «токсичному русскому газу», эффект от широких контактов гражданского общества РФ - ФРГ, муниципального партнерства, ценят доверие и доверительность в беседах с русскими. Они не предают забвению предостережения, завещания, рекомендации грандов европейской и мировой политики. Брандт видел мирный континент лишь в рамках совместной системы европейской безопасности, конструктивного взаимодействия с Москвой. Он предупреждал о недопустимости экспорта модели ФРГ, других западных стран, навязывания неких правил. Представляется, что споры по манифесту получат свое развитие в ходе обсуждения проекта новой основополагающей программы СДПГ (последняя принята на съезде партии в Гамбурге в 2007 г.), выявят соотношение сил, в том числе между сторонниками и противниками нормализации отношений с Россией.

В современных условиях влияние граждан ФРГ с прочной исторической памятью на позиции правящих партий весьма скромно. Их идеи и инициативы не только игнорируются, но и наказываются. Враждебные в отношении России, всего русского деятели никак не могут выйти из инерционного разрушительного тонуса. В таких условиях маловероятно реализовать здравые идеи. Пока условная «партия ГДР» на антифашистской патриотической платформе из симпатизирующих России граждан Германии не смогла создать концептуальный плацдарм для возрождения полноценного диалога с РФ.

Очевидно, что и в других партиях существуют разумные точки зрения, но их выразители явно находятся в меньшинстве. Верхушки же коалиционеров правительства Мерца с упрямой невосприимчивостью к действительности, удручающей иррациональностью, инерцией мышления, отсутствием реализма остаются в ожидании стратегического поражения России, смены российского руководства, корректируя такой подход тезисами о необходимости создания Киеву условий для достижения мира лишь с позиции силы. Мерц продолжает миссию окончательной украинизации германского политического класса, который утратил способность видеть явную трансформацию киевского режима в террористическую группировку. Руководители традиционных партий почти без акцента выкрикивают известные приветствия бандеровцев, зная (а может быть, и нет!) сплав их идеологии из трезубца и гитлеровской свастики. Правительство Мерца спешит окончательно разорвать оставшиеся нити диалога между двумя народами, отречься от прежних общих достижений. Мерц и Клингбайль под воздействием рефлексий реванша не заметили, как содействуют вызреванию идей о германском превосходстве.

Любопытный факт. В Первую мировую войну немецкие генералы рекомендовали поскорее освоить земли славян, иначе, опасались они, через 100 лет (!) придет новый Петр Первый или генерал Скобелев (герой русско-турецкой войны) и остановит продвижение немцев на Восток. Были в кайзеровской Германии и дальновидные военные…

В Берлине используют украинский конфликт для снятия ограничений, прежде всего в сферах обороны и безопасности, нарушая национальные и международные документы по данной проблематике. Шаги опасные, поскольку Мерц и его команда воспринимают русское великодушие и выдержку как слабость. Из подстрекателей германские правящие круги превратились в сообщников киевского режима. 

Характерно, что Мерц и его команда, руководители традиционных партий умело приспосабливаются к трампизму для сохранения трансатлантической дружбы и солидарности. Критические замечания в адрес нового Президента США не могут скрыть желания смириться с поведением американского гегемона, покорно угождать ему, выждать возможный уход хозяина Белого дома, который вводит в смятение Берлин, Париж, другие европейские столицы. В Берлине пытаются столкнуть лбами лидеров США и РФ, втянуть Трампа в войну с РФ, убедить американца в важности дальнейшей поддержки Зеленского. Но пока до немцев, видимо, не доходит: чем больше Берлин занимается поддержкой Киева, тем меньше остается финансовых и прочих ресурсов для выхода из рецессии, состояния деиндустриализации. Как всегда, страдают рядовые немцы, они платят за милитаризацию ФРГ, рецессию.

Свою приверженность идеалам гуманизма и справедливости, осуждение германских нацистов и их пособников за ведение войны против Советского Союза на уничтожение, разграбление и порабощение Берлин обязан подтвердить признанием геноцида народов СССР, а также режима Зеленского террористическим. Решения Международного военного трибунала в Нюрнберге своей актуальности не утрачивают.

 

 

1Васильев В. О некоторых аспектах современной политики Свободной демократической партии Германии // Мировая экономика и международные отношения. 2025. Т. 69. №5. С. 55-65 // https://doi.org/10.20542/0131-2227-2025-69-5-55-65 EDN: FYQFNR

2Klaus von Dohnanyi über den Krieg in der Ukraine. «Putin-Versteher. Empfinde ich nicht als Beschimpfung» // Cicero. Am 18. Mai 2025 // https://www.cicero.de/aussenpolitik/klaus-von-dohnanyi-interview-putin-versteher

3Politbarometer MAI I 2025 // Forschungsgruppe Wahlen E.V. // https://www.forschungsgruppe.de/Aktuelles/Politbarometer/

4Urban T. Verhältnis zu Polen. Friedrich Merz muss jetzt die Vesäumnisse der Ampel aufarbeiten // Cicero. 8. Mai 2025 // https://www.cicero.de/aussenpolitik/besuch-in-warschau-friedrich-merz-muss-jetzt-die-versaumnisse-der-ampel-aufarbeiten

5Regierungspartei. Die SPD ringt um ihren Kurs // Deutschlandfunk. 14.06.2025 // https://www.deutschlandfunk.de/spd-krise-erneuerung-parteitag-100.html

6«Über Waffen kann jeder Trottel reden, aber Diplomatie ist die wirkliche Kunst». Friedensmanifest aus der SPD // Cicero. Der 11. Juni 2025 // https://www.cicero.de/aussenpolitik/manifest-stegner-mutzenich-ukraine-russland-spd-interview

7Manifest. SPD. Friedenssicherung in Europa durch Verteidigungsfähigkeit, Rüstungskontrolle und Verständigung. Juni 2025 // file:///C:/Users/Acer/Downloads/Manifest-der-SPD-Friedenskreise.pdf