После заключения Дейтонского мирного соглашения в 1995 году Республика Сербская Боснии и Герцеговины подвергалась постоянному нажиму со стороны европейских властей и США. Однако за последние годы при поддержке России стало обозначаться ее движение в направлении укрепления своего суверенитета, самостоятельности в выработке экономической политики, поддержания мира и порядка в регионе.
14 декабря 1995 года в американском Дейтоне (штат Огайо) было подписано мирное соглашение, положившее конец четырехлетней кровопролитной войне в Боснии и Герцеговине (БиГ). Согласно принятой в Дейтоне Конституции государства Боснии и Герцеговины, новое образование состояло из двух энтитетов (территориально-этнических образований) - Мусульманско-хорватской федерации и Республики Сербской (РС), а также округа Брчко. Сегодня дейтонская БиГ имеет два энтитета, три конституции, три парламента, три правительства, 10 кантонов и один округ. При главном политическом и гуманитарном достоинстве Дейтонского соглашения - прекращении открытого вооруженного конфликта - оно передало БиГ под внешнее управление и создало громоздкую и неэффективную систему организации власти.
Наследие Дейтона
На практике Дейтонское мирное соглашение фактически превратило страну в протекторат с неограниченными полномочиями Высокого представителя (ВП), который назначается Советом по выполнению Дейтонского мирного соглашения (СВМС) и утверждается Советом Безопасности ООН.
Оценивая Дейтонское мирное соглашение, американский исследователь конституционного права Югославии Р.Хейден подчеркивал: «Несмотря на всю риторику о правах человека, демократии и другие хорошие фразы, Дейтонское соглашение сводится к попытке создать государство, когда большая часть его граждан отвергает его создание… Причиной этой ситуации было и остается то, что боснийские сербы и герцеговинские хорваты не желают жить в боснийском государстве. Таким образом, Дейтонская Конституция, как и признание Боснии и Герцеговины в качестве государства, демонстрирует мнимую легитимность… Проблема Боснии заключается в том, что это государство может быть сохранено только режимом постоянной оккупации»1. Режим оккупации обеспечивает международный военный контингент (EUROFOR) численностью 1200 человек. В него входят солдаты и офицеры из 22 стран, в том числе из 17 стран НАТО.
Мандат Высокого представителя получил окончательное оформление в виде Боннских полномочий 1997 года, имевших слабое правовое обоснование, но тем не менее наделивших Высокого представителя правом принятия обязательных к исполнению решений, включая изменения Конституции по своему усмотрению и отстранения от власти любых должностных лиц в стране. Фактически аппарат Высокого представителя стал верховным и ничем не ограниченным органом исполнительной и законодательной власти БиГ. В результате Босния и Герцеговина как государство оказалось лишенным какой-либо свободы действий по всем направлениям внутренней политики. Внешнее управление Высокого представителя распространяется не только на полицию, оборону, судебную систему, разведку, но и на администрацию.
В первое десятилетие после принятия Дейтонского мирного соглашения аппарат ВП предпринял ряд важных политических мероприятий. Были проведены конституционные реформы, реформы законодательства, реализована политика возвращения беженцев и перемещенных лиц, введена единая валюта, личные документы и система автомобильных номеров, предприняты шаги по реформе системы образования. Однако в течение почти трех десятилетий, прошедших после заключения Дейтонского мирного соглашения, Республика Сербская испытывала на себе постоянное давление в форме пересмотра соглашения его же авторами с целью лишить ее суверенных полномочий и превратить в колонию под внешним управлением.
В 2001 году ВП австриец Вольфганг Петрич инициировал процесс ревизии Конституции РС с целью ограничить ее автономию. Республика Сербская из «государства сербского народа и других граждан» превратилась в «энтитет сербского, бошнякского и хорватского народов», а в Скупщине РС была создана Палата народов, без согласия которой процесс законодательства стал невозможен. Законодательно были закреплены квоты босняков и хорватов в правительстве Республики Сербской - 8 постов из 162.
После решения Европейского суда по правам человека по так называемому «делу Сейдича - Финчи»3, ВП в марте 2024 года ввел новый закон о выборах, нацеленный против сербских политических партий, что привело к кризису во взаимоотношениях между сербскими и бошнякскими партиями. В ответ Скупщина Республики Сербской приняла собственный закон о выборах, которым регулируется выборное законодательство на ее территории и в соответствии с ее Конституцией.
Высокие представители широко практикуют метод снятия с должностей неугодных должностных лиц. Так, 3 марта 1999 года на тот момент Высокий представитель Карлос Вестендорп снял с должности Президента Республики Сербской и председателя Сербской радикальной партии Николу Поплашена. На октябрь 2024 года без правовых оснований со своих постов как в Мусульманско-хорватской федерации, так и в Республики Сербской были сняты более 200 должностных лиц4.
Высокие представители последовательно лишали Республику Сербскую политико-административных и хозяйственных полномочий и передавали их общим органам БиГ. На сегодняшний день из Республики Сербской общим органам БиГ переданы сотни полномочий, что подрывает конституционную систему Республики Сербской и препятствует ее экономическому развитию. Все эти шаги имели целью подорвать автономию Республики Сербской и превратить Боснию и Герцеговину в унитарное государство при доминировании мусульманско-хорватской общины. В ответ Республика Сербская развернула процесс возвращения своих полномочий в областях налогообложения, судопроизводства, обороны и безопасности, который продолжается до сих пор.
Еще одной проблемой, вызвавшей напряженность в отношениях между Республикой Сербской и аппаратом ВП, стал вопрос собственности энтитетов. Конституция Боснии и Герцеговины определяет, что любые права на государственную собственность принадлежат энтитетам. ВП, используя новый закон, который сам же навязал, стремится перевести недвижимое имущество Республики Сербской в ведение общих органов власти, лишая РС возможности привлекать инвестиции и поставив под вопрос ранее заключенные контракты.
Подобная ситуация сложилась и в правовой сфере. В 2002 году были созданы Суд и Прокуратура БиГ, что противоречило Дейтонскому соглашению, которое закрепило судебные полномочия за энтитетами. В составе Суда - 58 судей, из них 16 - иностранцы. При этом прерогатива назначения как прокурора Суда, так и иностранных судей принадлежит Высокому представителю. Суд зачастую используется им как политический инструмент давления на Республику Сербскую. Это видно из того, что из 1031 уголовного дела по делам о военных преступлениях, совершенных во время гражданской войны 1992-1995 годов, на июнь 2024 года 623 (60,4%) дела были возбуждены против сербов, 292 (28,3%) - против бошняков и лишь 116 (11,3%) - против хорватов5.
Конституционный суд Боснии и Герцеговины состоит из девяти судей, трое из которых избираются от Федерации, трое от Республики Сербской и еще трое - иностранные судьи, избираемые Евросоюзом. Естественно, что при такой организации высшей конституционной судебной инстанции о суверенности Боснии не может быть и речи. Иностранные судьи не проживают в стране, не знают ни сербского, ни бошнякского, ни хорватского языков и не имеют понятия об истории, культуре и законодательстве Боснии и Герцеговины. Реально решения Конституционного суда и Суда БиГ диктуются аппаратом Высокого представителя. Продолжающееся присутствие иностранных судей в ведущих судах Боснии и Герцеговины явно не соответствует укреплению суверенитета страны, а, по сути, является унижением прав всех граждан Боснии и Герцеговины.
Деятельность ВП отнюдь не беспристрастна. Так, он и крупнейшая бошнякская Партия демократического действия (ПДД) Бакира Изетбеговича, сына основателя партии и известного исламиста Алии Изетбеговича, выступают единым фронтом против интересов Республики Сербской. Конституционный суд используется ПДД в качестве политического инструмента для подрыва легитимности Республики Сербской. В ноябре 2015 года КС Боснии и Герцеговины по запросу члена Президиума БиГ Бакира Изетбеговича принял решение о незаконности празднования Дня Республики Сербской, который традиционно отмечается сербами 9 января с 1992 года. Этот запрет продолжал политическую линию ПДД на упразднение всех форм автономии РС, включая и ее символические аспекты, за утверждение бошнякского видения новейшей истории БиГ как единственно верной.
В ответ на этот запрет 25 сентября 2016 года в Республике Сербской прошел референдум по вопросу законности празднования Дня Республики Сербской. На вопрос: «Согласны ли вы с тем, чтобы 9 января считать и отмечать как День Республики Сербской?» подавляющее большинство голосовавших ответили «да». Референдум вызвал раздражение в ЕС и у ВП. Евросоюз уже на следующий день признал референдум недействительным. Москва оказала Республике Сербской открытую политическую поддержку: российский посол в БиГ П.А.Иванцов раскритиковал идею запрета празднования Дня Республики и выступил против использования ВП своих «боннских полномочий». А за три дня до референдума Президента Республики Сербской Милорада Додика принял в Москве Президент России Владимир Путин. Российский президент подчеркнул, что «референдум - это право народа» и пожелал РС «успехов на референдуме»6.
Всего в референдуме приняли участие 680 тыс. человек, или 56% зарегистрированных избирателей. При этом 677 тысяч, или 99,8%, высказались в поддержку сохранения Дня Республики, и лишь порядка 1300 человек, или 0,2%, высказались против7. Результаты референдума стали триумфом Милорада Додика, которому, несмотря на давление ВП, впервые удалось путем демократического волеизъявления отстоять право сербского народа БиГ на свою историческую самобытность. Результаты референдума вызвали крайнее недовольство ВП австрийца Валентина Инцко, заявившего, что «эти действия являются… угрозой международному миру и стабильности»8.
В мае 2023 года послы стран Руководящего комитета Совета по выполнению мирного соглашения по Боснии и Герцеговине без согласования с Советом Безопасности ООН приняли решение о назначении немецкого политика Кристиана Шмидта новым Высоким представителем в БиГ. К.Шмидт, не имевший дипломатического опыта, своими политическими предпочтениями породил у наблюдателей немало вопросов. Настороженность вызвало уже то обстоятельство, что он являлся членом немецкой организации «Товарищество горных частей вермахта» (Kameradenkreises der Gebirgstruppe), а в 2007 году попал на видео, в котором позировал вместе с немецким военным преступником Иосифом Шенграбером, приговоренным в 2006 году итальянским судом к пожизненному заключению за военные преступления в Италии в 1944 году.
Республика Сербская не признала легитимности нового ВП. Россия, входящая в Руководящий комитет, в этом плане поддержала Республику Сербскую и также отказалась признавать легитимность К.Шмидта. В заявлении посольства России подчеркивалось: «Нас упрекают в попытке дестабилизировать ситуацию в БиГ. Но именно последний пример волюнтаристского изменения уголовного законодательства ВП наглядно показывает, кто дестабилизирует обстановку, причем не только в БиГ, но и далеко за ее пределами. На деле дестабилизацией занимается тот, кто грубо нарушает международное право и Дейтонское соглашение - прямо или косвенно»9. В итоге Россия была вынуждена приостановить свое участие в заседаниях Руководящего комитета Совета по выполнению мирного соглашения, которые проходили в Сараево под председательством К.Шмидта.
И неслучайно. К.Шмидт повел себя как абсолютный диктатор, навязывая законы в нарушение Конституций БиГ и Республики Сербской, согласно которым любое законодательство подлежит демократической процедуре обсуждения и принятия. На ноябрь 2024 года Шмидт за три года в должности Высокого представителя, по подсчетам экспертов, навязал порядка 20 нелегитимных законов и решений, включая закон о санкциях за их невыполнение10. Деятельность Шмидта подверглась критике даже со стороны бывших ВП. Так, один из них - Вольфганг Петрич заявил, что диктаторские полномочия аппарата ВП представляют собой «план катастрофы»11. Но позитивным моментом от деятельности К.Шмидта можно считать то, что все шире и шире стали звучать голоса относительно должности Высокого представителя, которая не отвечает интересам всех народов БиГ, является атавизмом, неоколониальной аномалией и должна быть упразднена.
Взаимоотношения с Евросоюзом и НАТО
15 февраля 2016 года Босния и Герцеговина подала заявку на вступление в ЕС, а 22 декабря 2022 года Европарламент проголосовал за предоставление Боснии и Герцеговине статуса страны-кандидата. Но в то же время правительство Республики Сербской заявило, что вступление в ЕС невозможно до обретения страной полного суверенитета, что подразумевает упразднение института Высокого представителя и вывод иностранных судей из состава Конституционного суда. ЕС отреагировал на это замораживанием 70 млн евро экономической помощи БиГ12.
В 2006 году Босния и Герцеговина присоединилась к программе НАТО «Партнерство ради мира», а 23 апреля 2010 года стала официальным кандидатом на вступление в НАТО. Однако Республика Сербская не поддерживает позицию Федерации по вопросу вступления в НАТО.
По словам Милорада Додика, членство БиГ в Североатлантическом альянсе даже не рассматривается. «Они нас бомбили два раза, бросали нам на головы обедненный уран, тренировались, уничтожая нашу цивилизацию. Как только вы упоминаете НАТО, для меня это синоним обедненного урана и ничего больше», - напомнил политик в интервью агентству ТАСС13. Он заверил, что у БиГ нет перспективы вступления в альянс, потому что Республика Сербская этого не допустит.
Также следует отметить, что сама Республика Сербская не имеет собственных вооруженных сил. Армия Республики Сербской после окончания гражданской войны в Боснии и Герцеговине 1992-1995 годов и заключения Дейтонских мирных соглашений перестала существовать. Большая часть армии была демобилизована, а некоторые подразделения вошли в состав реформированных вооруженных сил Боснии и Герцеговины, которые сегодня включают в себя объединенный штаб, оперативное командование, командование поддержки и тыла, три пехотные бригады и бригаду ВВС и ПВО. Одна из пехотных бригад дислоцируется в столице Республики Сербской - Баня-Луке.
«Геноцид» в Сребренице и расследование Международной независимой комиссии
На Западе написаны десятки статей и книг, авторы которых пытаются доказать, что Босния и Герцеговина и бошняки (боснийские мусульмане) стали жертвой «сербской агрессии». Такая точка зрения политизирована и имеет целью исключить моральную и политическую ответственность мусульманской и хорватской сторон за развязывание гражданской войны в Боснии и Герцеговине. Нарратив «геноцида в Сребренице» давно используется как политический инструмент для отрицания права Республики Сербской на существование и дестабилизации политической обстановки в ней.
Следует напомнить, что в первый раз вопрос о геноциде в Сребренице был вынесен на рассмотрение в Совете Безопасности ООН десять лет назад. Тогда Россия твердо выразила свою позицию, подчеркнув, что приговоры Международного трибунала по бывшей Югославии за геноцид в Сребренице носят политический характер и не выдержат проверку временем, и в июле 2015 года ее полномочный представитель наложил вето на резолюцию СБ ООН с «осуждением геноцида в Сребренице».
В 2020 году увидел свет объемный доклад Независимой международной комиссии по исследованию страданий всех народов в регионе Сребреница с 1992 по 1995 год. Правительство Республики Сербской привлекло меня для написания доклада в качестве военного эксперта. В докладе признается факт военных преступлений: расстрелов до 8 тыс. военнопленных бошняков в районе Сребреницы, но не геноцида. Комиссия пришла к выводу, что квалификация преступлений, совершенных против боснийских мусульман в районе Сребреницы, как геноцид не соответствует определению геноцида, содержащемуся в Конвенции о предотвращении и наказании за преступление геноцида, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1948 года резолюцией 280, и что приговоры Международного трибунала по бывшей Югославии за якобы геноцид в Сребренице носят политический характер и не выдержат проверку временем14.
Тем не менее в 2021 году Высокий представитель в лице австрийского дипломата В.Инцко внес в уголовный кодекс страны поправки, запрещающие «отрицание геноцида» в Сребренице в 1995 году и карающие тюремным заключением до пяти лет за «отрицание геноцида». В свою очередь, Милорад Додик от имени сербов заявил, что они никогда не примут этих поправок. Республика Сербская начала бойкот общегосударственных органов БиГ в лице Президиума, Совета министров и Скупщины, фактически блокировав их работу.
В 2024 году Германия и Руанда предложили проект резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 78/282, которая объявила 11 июля Международным днем отражения и чествования жертв «геноцида 1995 года в Сребренице»15. Проект был подготовлен в контролируемом ПДД Министерстве иностранных дел БиГ и в нарушение Конституции Боснии и Герцеговины не был утвержден высшим органом государства - Президиумом в составе трех представителей трех ее народов - бошняков, сербов и хорватов.
23 мая 2024 года на заседании Генассамблеи ООН за резолюцию 78/282 проголосовали 84 страны, 19 были против, 68 воздержались. Против резолюции выступили Россия, Китай, Сербия, Сирия, Куба, КНДР, Демократическая Республика Конго, Мали, Никарагуа, Науру, Эритрея, Венгрия. Израиль не принимал участия в голосовании. За резолюцию проголосовали Британия, Германия, Канада, США, Украина, Франция, Швейцария и другие западные страны. В поддержку резолюции проголосовал также Иран. В числе воздержавшихся - Алжир, Бразилия, Индия, Казахстан, Грузия, Греция, Ливан, ОАЭ.
Комментируя решение Генеральной Ассамблеи, постпред России при ООН Василий Небензя заявил, что инициаторы принятия резолюции о «геноциде в Сребренице» подталкивают Боснию и Герцеговину к конфронтации, и Москва видит в документе угрозу миру и безопасности в регионе. При этом добавил, что у Берлина нет морального права упоминать термин «геноцид»16.
Данная резолюция смотрелась особенно цинично на фоне происходившего в то время истребления палестинского населения в Палестине и в секторе Газа, где действия Израиля вполне могли подпадать под определение геноцида и представлять собой преступления против человечности. Резолюция ГА ООН 78/282 о геноциде мусульман в Сребренице, которую лоббируют США, призвана в какой-то степени ослабить недовольство исламского мира американской политикой на Ближнем Востоке, способствовавшей страданиям палестинского народа в Газе. Бывший член Президиума Боснии и Герцеговины от сербского народа и профессор Белградского университета Ненад Кецманович недавно заявил, что «если смерть 8 тыс. мужчин в Сребренице считать геноцидом, то чем можно считать смерть 35 тыс. палестинцев, большинство из которых женщины и дети?»17.
Резолюция оказалась не столь безобидной. После ее принятия в Мусульманско-хорватской федерации участились призывы к упразднению Республики Сербской и восстановлению Боснии и Герцеговины как унитарного государства. Так, министр обороны БиГ Зукан Хелез заявил, что упразднение сербского энтитета и делигитимация Республики Сербской является «логическим следствием» резолюции Генеральной Ассамблеи18.
Ответом Сербии и Республики Сербской на резолюцию ГА ООН стал созыв Всесербского сабора (съезда) в Белграде 8 июня 2024 года, который собрал представителей сербского народа со всех континентов и осудил вышеназванную резолюцию. В ходе работы Сабора подчеркивалось, что сербский народ представляет собой единое целое и имеет единую национальную идентичность, культурную и религиозную самобытность, что Косово и Метохия являются неотъемлемой частью Республики Сербской. Сабор однозначно выступил в защиту Республики Сербской, заявив, что она является конституционным юридическим лицом, самостоятельно выполняющим свои конституционные, законодательные, исполнительные и судебные функции в соответствии с Конституцией БиГ, и ее территория не может быть отчуждена.
Сабор принял «Декларацию о защите национальных и политических прав и общего будущего сербского народа», в которой выразил поддержку «правовому порядку, установленному Дейтонским мирным соглашением». Декларация также содержала положение о стирании всех границ между сербским народом, где бы он ни проживал, и представила собой исторический документ, выразивший видение единства, веры, общей жизни и безопасности сербского народа. В Декларации подчеркивалось: «Республика Сербская удовлетворена высокой степенью автономии, определенным Дейтонским мирным соглашением, и поэтому мы настаиваем на строгом их выполнении как международного договора, который не может быть изменен в одностороннем порядке или путем интервенции»19.
Президент Республики Сербской М.Додик заявил, что принятая Всесербским сабором Декларация призывает к миру и в ней нет никаких скрытых планов, тем более планов войны20. В документе не содержится каких-либо требований сецессии Республики Сербской и ее присоединения к Сербии, хотя сербское население Боснии и Герцеговины желает присоединения к Сербии. По завершении работы Сабора председатель Палаты представителей Скупщины Боснии и Герцеговины Небойша Радманович (от Республики Сербской) недавно заявил, что «для сербов главный город - это Белград и в случае референдума 90% сербов высказались бы за жизнь с Сербией21.
Республика Сербская и Россия
Республика Сербская на протяжении последних лет демонстрировала стабильность своего отношения к России, став ее надежным политико-экономическим партнером. И в своем экономическом развитии приоритет отдавался сотрудничеству прежде всего с Россией. Российские инвестиции помогли поднять уровень жизни в республике, оздоровить политическую обстановку, обрести экономическую самостоятельность от центральных властей в Сараеве и Высокого представителя в Боснии и Герцеговине.
На сегодня РФ занимает второе место после Сербии по совокупному объему инвестиций в Республику Сербскую. В 2005-2016 годах Россия вложила в экономику Республики Сербской 547 млн долларов. В 2023 году прямые зарубежные инвестицию в Боснию и Герцеговину составили 951,5 млн евро, причем Россия заняла первое место по объему инвестиций как в Республику Сербскую, так и Мусульманско-хорватскую федерацию.
Несмотря на санкции, успешно развивается торговля. Босния и Герцеговина закупает у России газ на сумму 30-50 млн долларов в год, который поступает в страну по «Турецкому потоку». Из них на долю Республики Сербской приходится 30-40 млн куб. м газа в год. В 2023 году руководство Республики Сербской подписало соглашение с ООО «Газпром» о поставках газа по льготной цене до 2025 года, причем расчеты за него решено проводить в рублях. Босния и Герцеговина ввозит из России цветные металлы, минеральные удобрения, полимерное сырье, продукты деревообработки, грузовые и легковые автомобили22. России также принадлежат два нефтеперерабатывающих завода в Республике Сербской в Броде и Модрице.
На 2023 год объемы российского импорта в Боснию и Герцеговину превысили 350 млн долларов, причем большая его часть приходится на Республику Сербскую. Россия импортирует из Боснии и Герцеговины одежду, медицинские препараты, вино, мясные изделия и фрукты. Российский импорт из Боснии и Герцеговины в 2023 году составил более 50 млн долларов23.
Успешно развивается культурное сотрудничество. В 2012 году в Баня-Луке состоялось открытие Русского центра (Фонд «Русский мир») при поддержке Представительства Республики Сербской в Москве. Центр действует в Народной и университетской библиотеке Республики Сербской. Деятельность РЦ «Русский мир» в Баня-Луке нацелена на популяризацию русского языка и литературы. В Центре организованы курсы русского языка, клуб любителей русского кино, русский хор «Александр Невский». Центр проводит лекции, выставки, литературные вечера и презентации. Развитию совместных культурных проектов будет способствовать подписанный в 2015 году русско-сербский договор о сотрудничестве в гуманитарной сфере, который охватывает как Сербию, так и Республику Сербскую. В мае 2024 года в Баня-Луке прошел Международный фестиваль «Дни России в Республике Сербской».
В 2022 году Президентом Республики Сербской вновь был избран председатель ведущей партии Республики Сербской Союза независимых социал-демократов (СНСД) Милорад Додик. Он пользуется непререкаемым авторитетом как в Республике Сербской, так и Сербии, имеет громадный политический опыт, являясь Президентом Республики Сербской с 2010 года. Неоднократно подтверждал курс Республики на полное и последовательное соблюдение всех положений Дейтонского мирного соглашения, включая конституционный порядок и территориальную целостность государства, необходимость укрепления отношений с Россией. Политическая позиция России по отношению к Дейтонским мирным соглашениям хорошо известна: она выступает за их сохранение, но при этом за упразднение института Высокого представителя. Додик давно отказывается от введения санкций против России и считает Крым частью Российской Федерации.
В 2023 году Президент РФ В.Путин наградил Президента Республики Сербской Орденом Александра Невского за вклад в развитие сотрудничества РФ с Боснией и Герцеговиной и укрепление партнерства с Республикой Сербской. В июне 2024 года российское посольство в Сараеве открыло свой филиал в столице Республики Сербской Баня-Луке.
За свою политическую линию М.Додик не раз становился объектом санкционного давления со стороны США. Вашингтон первый ввел против него санкции в 2017 году на основании указа, позволяющего вводить санкции против лиц и организаций, которые «подрывают или могут подорвать» Дейтонское соглашение. Однако эти санкции не то что помешали, а даже поспособствовали переизбранию Додика на пост Президента Республики Сербской в ноябре 2022 года.
После того как, несмотря на давление США и ЕС, Республика Сербская отказалась вводить санкции против России, США начали против нее экономическую войну, закрыв для нее многие зарубежные финансовые институты и структуры. В докладе правительства Республики Сербской №32, представленного Совету Безопасности ООН в октябре 2024 года, говорилось о грубом вмешательстве посольства США в Сараеве во внутренние дела БиГ и подчеркивалось, что оно «отбросило всякие претензии на дипломатию, превратившись в активного участника внутренней политики БиГ»24.
В ответ на неконституционные действия ВП К.Шмидта Скупщина Республики Сербской приняла решение о прекращении публикации законов и распоряжений аппарата Высокого представителя в «Официальной газете» Республики Сербской, что, по сути, означало их игнорирование. Подобного Шмидт Додику простить не смог и начал против него персональную вендетту. 11 августа 2023 года прокуратура Боснии и Герцеговины предъявила лидеру РС обвинения в игнорировании законов, принятых Шмидтом, а в феврале 2024 года суд Боснии и Герцеговины начал рассмотрение дела по существу, угрожая М.Додику пятилетним тюремным заключением с последующим запретом заниматься политической деятельностью. В ответ руководство Республики Сербской инициировало законопроект, наделяющий своего президента иммунитетом от судебного преследования. Сам М.Додик пообещал в случае обвинительного приговора суда БиГ провозгласить независимость своей республики.
Так же ответом на выдвигаемые обвинения стало личное участие М.Додика в саммите БРИКС в Казани 24 октября 2024 года и его встреча с Президентом Российской Федерации, которая оказалась уже 26-й личной встречей лидеров двух стран. В ходе ее были еще раз подтверждены тесные связи между Республикой Сербской и Российской Федерацией и курс на продолжение взаимодействия в самых разных областях. В разговоре с В.Путиным М.Додик также поделился своими впечатлениями относительно влияния украинского конфликта на Республику Сербскую: «Как я уже сказал, Запад находится в коллективной истерике против России. Они требуют, чтобы все в регионе присоединились к санкциям. Республика Сербская, как и Сербия, этого не сделали», - заявил он25.
По его словам, Республика Сербская в той или иной форме желает быть включенной в эту международную организацию, и пообещал поднять этот вопрос на уровне Президиума Боснии и Герцеговины.
Сегодня Республика Сербская фактически является государством в государстве, и ее народ добился завоеванного кровью права самостоятельно решать свою судьбу. Но при этом Бошнякско-хорватская федерация при поддержке Высокого представителя стремится ревизовать Дейтонские соглашения в свою пользу и лишить Республику Сербскую права на существование под предлогом «геноцида в Сребренице». С другой стороны, дальнейшее существование Республики Сербской в качестве международного протектората под властью ВП не может продолжаться постоянно.
Следует также отметить, что в целом процесс формирования сербского национального государства еще далек от завершения. Около 1,5 млн сербов продолжают жить за пределами Сербии в Республике Сербской. Еще 95 тыс. сербов живут в самопровозглашенном Косове. Выход Косова из состава Югославии является прецедентом для выхода Республики Сербской из состава Боснии и Герцеговины. Сербия и Республика Сербская не признали независимость Косова и занимают единую твердую позицию по этому вопросу.
Стремление сербов к объединению пугает Запад, но в нынешнем многополярном мире крепнущие позиции России становятся гарантией суверенитета и развития Республики Сербской. Москва неизменно поддерживала и продолжает поддерживать Сербию и Республику Сербскую, которые на сегодняшний день являются ее единственными союзниками в Европе. Некоторые западные аналитики признают, что рано или поздно Республика Сербская объявит независимость, после чего может состояться референдум о ее присоединении к Сербии26.
С большой долей вероятности независимость Республики Сербской может стать реальностью после вступления Сербии в ЕС, что возможно в ближайшие десять лет.
1Hayden R. Blueprints for a House Divided. The Constitutional Logic of the Yugoslav Conflicts. P. 133-134.
2Ustav Republike Srpske. Službeni glasnik Republike Srpske“, broj 21/92.
3В деле Сейдича - Финчи истцы, цыган и еврей по национальности, оспорили положения принятой в Дейтоне Конституции Боснии и Герцеговины, согласно которой высший орган государства Президиум состоит из трех человек - представителей бошнякского, сербского и хорватского народов.
4Republika Srpska’s 32nd Report to the UN Security Council. October 2024. P. 9.
5Статистика Суда БиХ. Република Српска. Министарство правде. Републички центар за истраживање рата, ратних злочина и тражење несталих лица // https://www.rcirz.org/?r3d=statistika-suda-bih (дата обращения: 12.11.2024).
6Putin tells Dodik referendum is «right of people» // B92. 23.09.2016 // URL: https:// www.b92.net/eng/news/region.php?yyyy=2016&mm=09&dd=23&nav_id=99286 (дата обращения: 14.11.2024).
7Одлука о констатовању резултата републичког референдума. Број: 02/1-021-/16. 11.10.2016 // Народна Скупштина Републике Српске // URL: http://www.narodnaskupstinars.net/sites/default/files/upload/dokumenti/odluke/cir/Odluka%20o%20konstatovawu%20rezultata%20republickog%20referenduma.docx (дата обращения: 12.11.2024).
8Special Report on a Referendum in Republika Srpska against Bosnia and Herzegovina State Constitutional Court Decisions // OHR. 21.10.2016 // URL: http:// www.ohr.int/?p=96479 (дата обращения: 14.11.2024).
9Борисов А. Посольство РФ: Кристиан Шмидт как Высокий представитель нелегитимен. RGRU. 23.08. 2021 // https://rg.ru/2021/08/23/posolstvo-rf-kristian-shmidt-kak-vysokij-predstavitel-nelegitimen.html (дата обращения: 12.11.2024).
10Republika Srpska’s 32nd Report to the UN Security Council. October 2024. P. 7.
11Milavić E. Wolfgang Petritsch: Bosnia and Herzegovina needs a radical turning point. №1. 23.03.2024 // https://n1info.ba/english/news/wolfgang-petritsch-bosnia-and-herzegovina-needs-a-radical-turning-point/
12Republika Srpska’s 32nd Report to the UN Security Council. Oktober 2024. P. 14.
13Григоров Г. Милорад Додик: санкциями против России Европа забила себе автогол, причем на 90-й минуте // ТАСС. 19.09.2022 // https://tass.ru/interviews/15781641 (дата обращения: 12.11.2024).
14Concluding Report of the Independent International Commission of Inquiry on Suffering of All People in the Srebrenica Region Between 1992 and 1995. P. 55-65.
15United Nations General Assembly Resolution 78/282, A/78/L.67/Rev. 1, 23 May 2024.
16Генассамблея ООН приняла скандальную резолюцию о «геноциде в Сребренице» // РИА новости // 23.05.2034 // https://ria.ru/20240523/oon-1947981167.html (дата обращения 12.11.2024).
17Kecmanović uvjeren: “glasanja u UN će prelomiti islamske zemlje”. Slobodna-bosna.ba. 26 april 2024 // https://www.slobodna-bosna.ba/vijest/353071/kecmanovic_uvjeren_glasanje_u_un_ce_prelomiti_islamske_zemlje.html (дата обращения: 12.11.2024).
18Helez ponovo prijeti i poziva na ukidanje Republike Srpske. RTRS. 13 Jun. 2024.
19Republika Srpska’s 32nd Report to the UN Security Council. October 2024. P. 17.
20Додик: У Декларацији Свесрпског сабора нема скривених планова, поготово не ратних. Све о Српској. 12 септембра 2024 // https://sveosrpskoj.com/predsjednik-rs/dodik-u-deklaraciji-svesrpskog-sabora-nema-skrivenih-planova-pogotovo-ne-ratnih (дата обращения: 12.11.2024).
21Председатель Палаты представителей Парламентского собрания Боснии и Герцеговины Небойша Радманович заявил, что 90% сербов в Республике завтра бы высказались о присоединении к Сербии // Балканист // https://balkanist.ru/ (дата обращения: 12.11.2024).
22Россия и страны Западных Балкан: особенности экономического взаимодействия. Российский совет по международным делам. Доклад №93. М.: НП РСМД, 2024. С. 14.
23Little Substance, Considerable Impact. Russian sources of influence in Serbia, Montenegroa and Herzegovina and Montenegro. Claegendale Report. August 2013. P. 24.
24Republika Srpska’s 32nd Report to the UN Security Council. October 2024. P. 12.
25Додик рассказал о влиянии украинского конфликта на Республику Сербскую // RT на русском. 21 февраля 2024 г. // https://russian.rt.com/world/news/1276251-dodik-ukraina-vliyani (дата обращения: 12.11.2024).
26Бывший сотрудник ЦРУ: Республика Сербская рано или поздно провозгласит независимость // Балканист. 18.02.2022 // https://balkanist.ru/byvshij-sotrudnik-tsru-respublika-serbskaya-rano-ili-pozdno-provozglasit-nezavisimost/ (дата обращения: 12.11.2024).