Актуальность сравнительного изучения потенциала сопряжения сил двух объединений сегодня очевидна, поскольку АСЕАН - ведущая региональная организация ЮВА, а БРИКС - новый центр объединения развивающихся стран так называемого Глобального Юга. Автор предпринимает одну из первых попыток на этом направлении в российской науке. Основное внимание в статье уделено возможностям экономического сотрудничества как менее изученного и оценке АСЕАН как партнера БРИКС.

Различия и общие черты развития АСЕАН и БРИКС

Общие характеристики и ориентация

Добиваясь устранения торговых барьеров, увеличения притока инвестиций и свободного движения товаров, услуг и капитала, развивающиеся страны стремятся к альянсам, которые обеспечат им лучшее будущее. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) на базе территориального соседства строит локальную (региональную) интеграцию. Форум БРИКС как глобальная инициатива объединяет страны различных регионов и континентов, тем самым становится трансконтинентальным. По территориальному признаку у АСЕАН нет перспектив дальнейшего развития - в нее может быть принят Восточный Тимор, но это государство-карлик, то есть в историческом разрезе АСЕАН проигрывает в плане географической экспансии. Показательно в этом отношении ее стремление к созданию более широких альянсов, например включение в работу АТЭС, ВРЭП, подписание соглашений о свободной торговле.

БРИКС в данном измерении фактически не имеет ограничений, вопрос лишь в том, как долго и как широко оно будет увеличиваться, и это его очевидное преимущество и привлекательная сторона, таящие неопределенность. Ассоциация достигла определенной степени интеграции, как политической, так и экономической, даже культурной (триединое сообщество с 2016 г. с дальнейшим видением развития до 2045 г.). БРИКС - лишь формирующийся формат, скорее, политического характера, пока до конца не оформленный, причем необходимость его институционализации не согласована, встречает противоположные оценки. У него сложился выраженный антиглобалистский, антиколониальный характер, по сути, антизападный, о чем говорит претензия на представительство Глобального Юга.

АСЕАН, наоборот, в целом подчинена Западу и к новому формату в большинстве своем себя пока не причисляет. Показательно, что, приняв в свой состав бывшие соцстраны, она с помощью Запада переформатировала их и оказалась в русле подчиненного интересам доминирующих держав возрождения неоколониальных методов эксплуатации (сегодня - в рамках концепции «зеленого колониализма»). По существу, АСЕАН, стремясь подняться в сферу «сопроцветания» ОЭСР, попала в ряды глобального меньшинства. Противоречие преобладающих политических ориентаций и предпочтений этих двух объединений - серьезное препятствие для их сближения и сотрудничества, ожидающее преодоления.

Неизбежные проблемы возникают вследствие существенного различия экономических характеристик двух объединений - как в плане совокупной мощи, так и однородности. На страны БРИКС сегодня приходится 39% глобального ВВП, 44% населения мира, половина мирового производства энергии1, а на АСЕАН в 2023 году соответственно 3,6% ВВП (3,8 трлн долл. - пятая по размерам экономика), 9% населения (672,6 млн - третий показатель в мире)2, скромная часть энергетического потенциала.

АСЕАН априори заметно уступает и по первому критерию, и по второму, несмотря на 50 лет реформ, а отставание четырех младших членов Ассоциации, при его успешном сокращении, сохраняется. Если сравнивать экономический потенциал двух форматов, то БРИКС опять выигрывает. Это обусловлено и набором, и объемом природных ресурсов, которые при наличии их в ЮВА все же близятся к исчерпанию. Очевидно, что страны, стремящиеся обеспечить себе надежную перспективу развития за счет ресурсов, населения и гарантий независимости от посягательств Запада, выберут БРИКС. С точки зрения привлекательности интеграционной модели, накопленного опыта и авторитета АСЕАН превосходит «южный альянс». Эти ее качества востребованы БРИКС.

В части экономического неравенства в нынешнем составе разрывы в уровне развития внутри объединений больше в АСЕАН. В нее входят страны, находящиеся на разных исторических этапах эволюции - от наиболее отсталых (Мьянма, Лаос, Камбоджа) до достаточно развитых экономик Сингапура и Малайзии, со средним звеном в лице Индонезии, Таиланда и Вьетнама. Члены БРИКС являются (и принимаются в его состав по этому признаку) в основном экономическими державами, обладающими значительным мировым или региональным влиянием. Такого в АСЕАН не имеет даже Индонезия. Обе группы играют жизненно важную роль в мировой экономике, каждая со своими уникальными вызовами и возможностями, АСЕАН - больше региональную.

Показатели экономик ЮВА заметно различаются по объему ВВП, вкладу в него промышленности и численности населения. Например, самым высоким ВВП в 2023 году обладала Индонезия - 1371,1 млрд долларов, самым низким - Лаос - 24 млрд долларов; Филиппины, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Вьетнам имеют ВВП от 400 до 500 млрд долларов, что определяет их как относительно развитые экономики3. Страны АСЕАН используют различные модели инвестирования: одни в основном привлекают иностранные инвестиции, а другие вкладывают капитал в зарубежные рынки благодаря своей экономической политике и растущим возможностям. Значит, первые живут преимущественно за счет более развитых стран и критически зависят от них, а вторые - наоборот.

Аналогичным образом в широком диапазоне разнится внутренняя структура экономик ЮВА относительно вклада трех секторов общественного производства. Промышленное производство и сфера услуг преобладают в ВВП более развитых стран, где доля добавленной стоимости первого достигает 24-25%. Аграрная и другие традиционные отрасли доминируют в отстающих экономиках: в Лаосе промышленность давала в 2020 году 9,1% ВВП, аграрный сектор - 24,1%4. Таиланд, Малайзия и Вьетнам сильны производственными секторами с высокой степенью диверсификации промышленности - лидером выступает Сингапур, особенно в оказании высокотехнологичных услуг.

Многие экономики БРИКС также располагают мощными производственными секторами и возможностями для оказания глобального влияния5. Так, Китай, обладающий крупнейшим в объединении ВВП, является мировым центром промышленного производства и торговли, логистических услуг. Индия превзошла его по темпам роста экономики и численности населения, приближаясь по общему экономическому потенциалу к пятерке мировых лидеров.

Общие задачи и различия интересов

Цели и стратегии

У АСЕАН и БРИКС много схожих экономических и политических целей. Они стремятся способствовать экономическому росту в своих странах, усиливать региональную интеграцию, сокращать масштабы бедности и увеличивать свое глобальное влияние. Приоритеты каждого объединения в большой степени определяются размером и структурой экономик их членов. Например, АСЕАН делает упор на либерализацию внутрирегиональной торговли, в то время как БРИКС фокусируется на глобальной финансовой стабильности.

Содействие экономической интеграции между государствами - членами АСЕАН и за их пределами включает продвижение соглашений о свободной торговле. Напротив, группа БРИКС уделяет приоритетное внимание финансовому сотрудничеству, для которого характерно создание Нового банка развития (NDB) и Агентства по управлению рисками (CRA). Различия в целях и вытекающих из них подходов скрывают немалый потенциал сопряжения АСЕАН и БРИКС, хотя могут отражать и встречные установки6.

Экономические и финансовые инициативы

Развитие двусторонних и многосторонних торговых соглашений между странами - членами АСЕАН и БРИКС может облегчить торгово-экономические обмены и открыть возможности для совместных инвестиционных инициатив. БРИКС еще не создал такую зону свободной торговли, как АСЕАН (АФТА), но между членами АСЕАН и БРИКС существуют соглашения о свободной торговле, например между Вьетнамом и ЕАЭС (хотя с низкой отдачей за десять лет работы)7.

Для большинства участников ключевыми секторами, нуждающимися в сотрудничестве, являются инфраструктура, возобновляемые источники энергии и технологии. Совместные проекты инноваций, способствующие технологическому прогрессу и обмену знаниями, могли бы помочь сократить бедность, улучшить образование и здравоохранение и в целом способствовать устойчивому развитию. Привлекательны перспективы сотрудничества в области электронной коммерции, кибербезопасности и новых технологий, таких как искусственный интеллект, блокчейн и сети связи 5G. Не менее важным является расширение взаимодействия в сфере здравоохранения, включая медицинские исследования, систему оказания медицинской помощи и инфраструктуру, в разработке стратегий реагирования на инфекционные заболевания и подготовке к пандемическим ситуациям.

В финансовой сфере укрепление связей между членами АСЕАН и БРИКС призвано расширить гарантии экономической стабильности. Члены Ассоциации стремятся внедрять новые технологии в банковское дело путем инвестиций в инфраструктуру, расширения работы с большими данными и гармонизации региональных стандартов. Вероятно, пришло время изучить возможность заключения соглашений о валютных свопах и использования местных валют во взаимных транзакциях, поскольку это может упростить и, таким образом, стимулировать как международную торговлю, так и прямые иностранные инвестиции. Например, благодаря сотрудничеству через НБР можно обеспечить реализацию проектов по финансированию инфраструктуры и технологическому прогрессу8.

Доллар США, используемый в качестве основной валюты в международной торговле, во многом утратил доверие и с трудом удерживает прежние позиции. На саммите БРИКС в 2023 году участники согласились шире «использовать местные валюты, альтернативные финансовые механизмы и альтернативные платежные системы»9. Министры финансов стран БРИКС выразили заинтересованность в объединении трансграничных платежных систем. Насколько члены объединения и их партнеры настроены реализовать эти намерения, покажет их реакция на угрозы Президента США Трампа подвергнуть жестким санкциям всех, кто пошатнет роль американского доллара как резервной валюты.

Экологические инициативы

Вопросы охраны окружающей среды и изменения климата приобретают все большее значение. Сотрудничество в этой области, обмен передовым опытом и технологиями для борьбы с изменением климата и содействия устойчивому развитию - все это способы активизации экологического сотрудничества между странами АСЕАН и БРИКС. Это также может подтолкнуть развитие нового направления - экотуризма - и рост общего туризма между странами-участницами. Аналогично совместная работа по освоению возобновляемых источников энергии, сохранению биоразнообразия и предотвращению стихийных бедствий будет содействовать экономическому росту и развитию экологических инициатив.

Выработка политических решений

В рамках АСЕАН решения принимаются с учетом мнений всех членов путем достижения консенсуса между ними. Крупные экономики БРИКС сталкиваются с недостатком координации и интеграции их систем10, и им потребуется много лет и усилий, чтобы решить эти проблемы, хотя принципы консенсуса также здесь используются. Вместе с тем эти принципы «мешают» быстрым согласованным действиям разных участников и признаются устаревшими. Расширение состава БРИКС потребует принятия решений большинством голосов.

Подходы к экономическим и политическим вопросам могут отличаться, но потенциальная синергия между двумя ассоциациями делает их сотрудничество многообещающим. Используя свои сильные стороны и уравновешивая слабые, они могут изменить глобальный экономический ландшафт, способствуя общему росту и процветанию.

Императивы сближения стран АСЕАН и БРИКС

На фоне масштабной перестройки мирового порядка и роста многополярности, замедленного хода интеграции сообщества АСЕАН вера в его перспективы ослабла, а дисфункция стала более очевидной. В 2024 году Ассоциация, хотя отметила 57-ю годовщину, столкнулась со значительными центробежными силами, притом что еще недавно считалась «самым успешным региональным объединением в мире». Это заставляет ряд ключевых участников - Индонезию, Малайзию и Таиланд - искать более перспективных партнеров и центры силы, оперативно адаптироваться к меняющейся стратегической среде. Как выразил такой настрой Йосе Ризал Дамури - руководитель отдела экономики Центра стратегических и международных исследований (CSIS), - «эти страны не откажутся от АСЕАН, но они ясно видят пределы его внешнего влияния»11.

Многие члены АСЕАН хотят поднять свою роль с регионального уровня на мировой. С этой целью они активно участвуют в различных мероприятиях в формате БРИКС+ с момента его запуска, причем некоторые уже присоединились к БРИКС или заявили о таком желании, например Лаос - в декабре 2023 года, Мьянма - в феврале 2024-го. Камбоджа рассматривает такую возможность, Вьетнам участвовал в саммите БРИКС+ в Москве в октябре 2024 года, но пока не принял приглашения стать официальным партнером БРИКС. Индонезия после этого саммита вступила в члены объединения, Малайзия, Таиланд стали первыми партнерами. В свою очередь, выбор БРИКС сделан в пользу стран ЮВА в силу перспективности и значимости этого региона в мировой экономике12.

Тем не менее решение о приеме зависело от уровня развития и роли претендентов в мировой и региональной экономике, скорее - геополитике. Широкое представительство АСЕАН в БРИКС повысило значимость первой на Глобальном Юге, помогло удовлетворить запросы ее членов. Вместе с тем это решение оказалось неожиданным: более года до события анализ СМИ указанных стран не позволял его предвидеть. Учтем, что Ассоциация в целом и ее члены заявляют о приверженности принципам нейтралитета, то есть неприсоединения. Вопрос, отказались ли они от такого курса, принципиально важен для БРИКС, претендующего на роль альтернативного полюса мировой политики.

Сами новые партнеры БРИКС не считают присоединение к одному формату вызовом другому. Премьер-министр Малайзии Анвар Ибрагим, назвав свое решение стратегическим, дал такой комментарий: «Это не выбор стороны, как утверждают некоторые эксперты. Речь идет о дальновидном понимании геополитических и геоэкономических изменений в мире и расширении наших возможностей»13. Есть и другие аргументы, например считается, что заявка Таиланда отвечает стратегическим целям Пекина по наращиванию китайского экономического влияния в Юго-Восточной Азии14.

Интерес стран АСЕАН к БРИКС обусловлен возросшим противостоянием между Соединенными Штатами и Китаем, которое при новой администрации Трампа приобрело критический характер: многие государства ЮВА экономически зависят от Пекина, но активно сотрудничают в сфере инвестиций и безопасности с Вашингтоном. Вступление в БРИКС - это попытка разрешить возникающие в результате такой политики противоречия, снизить риски попасть в ловушку, связанную с соперничеством крупных держав. Заметим, что не все члены АСЕАН придерживаются такой позиции.

Действительно, данная задача, похоже, не по силам самой АСЕАН, и она хочет решать ее с помощью БРИКС. Однако, на наш взгляд, переход из стадии лавирования, безуспешно длящегося уже много лет, в статус противостояния Глобального Юга Западу явно не может устроить ряд членов Ассоциации, больше зависящих сегодня от США, чем от Китая. Отсюда рождается попытка скрыть радикальную смену позиции заявкой на роль посредника, способного (ввиду своей «надежности и прагматизма») уравновесить интересы этих двух лагерей, содействовать расширению многостороннего сотрудничества. Конечно, центральность АСЕАН в АТР позволяет ей сохранять стратегическую автономию, привлекать новых сторонников (обеспечивать инклюзивность), использовать многостороннее сотрудничество для решения глобальных проблем за счет синергии общих действий15. Думаем, БРИКС может только приветствовать такие планы и действия.

Встречным императивом сближения двух объединений с очевидностью является рост привлекательности проектов и влияния «южного альянса», родившегося как форум по интересам и постепенно переросшего в геостратегическую платформу. И доминирует здесь экономический фактор, даже финансово-экономический. Выбор в пользу БРИКС Малайзия, например, объясняет «стратегической необходимостью диверсифицировать экономические партнерства, снизить чрезмерную зависимость от доллара США»16. Малайзия, как и другие новые партнеры БРИКС, стремится решить эту задачу ввиду глубокого недоверия к Вашингтонскому консенсусу - набору «рецептов» политики, навязываемых США, МВФ и Всемирным банком развивающимся странам якобы для преодоления экономических трудностей.

БРИКС особенно привлекает отсутствием в нем экономической дискриминации: объединение действует без гегемона или права вето, гарантируя, что каждый его член независимо от размера или экономического веса имеет равный голос в формировании его политики. По мнению и. о. президента Дипломатической академии Вьетнама Фам Лан Зунга, эта общая основа укрепляет совместимость АСЕАН и БРИКС, выявляет стратегический потенциал реализации их взаимных возможностей. Выходя за рамки западных ценностей и моделей управления, синергия действий участников может трансформироваться в ощутимые социально-экономические выгоды для обоих форматов. Аналитик «Boston Consulting Group» Д.Азеведо полагает, что по мере создания странами БРИКС своих политических и финансовых институтов, платежных механизмов для проведения сделок созревают «важные последствия для будущего торговли энергоносителями, международных финансов, глобальных цепочек поставок, денежно-кредитной политики и технологических исследований»17.

Российский эксперт Я.Лисоволик считает, что растущий интерес стран АСЕАН также вызван опасениями, что они опоздали принять участие в ключевых проектах и инициативах, которые может запустить БРИКС в экономической сфере. Эти страны заинтересованы и в начатых проектах, например в Новом банке развития, созданном БРИКС в 2014 году с капиталом 100 млрд долларов. Сейчас банк одобрил кредиты под различные проекты на общую сумму 32,8 млрд долларов, а к 2026 году планирует довести этот показатель до 60 миллиардов. Меньше заинтересованы в этом источнике те члены АСЕАН, которые больше получают от США18.

Возможности диверсификации и роста экономики, повышения ее устойчивости и самостоятельности - одно из главных преимуществ участия в работе БРИКС+ для членов АСЕАН. Товарооборот АСЕАН - БРИКС и объем инвестиций из стран БРИКС в экономику АСЕАН значительно увеличились за последние годы, так, в 2021 году они превысили 400 млрд долларов. Китай является крупнейшим торговым партнером АСЕАН среди стран БРИКС. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) из стран БРИКС в экономику АСЕАН также демонстрируют высокую динамику. В 2020 году их объем приблизился к 20 млрд долларов, особенно широко инвестирует в инфраструктурные проекты в странах АСЕАН Индия19. Участники объединений активно взаимодействуют в таких международных организациях, как ООН, ВТО и различные региональные форумы.

Члены Ассоциации получают возможность диверсифицировать внешнюю торговлю, попав на развивающиеся рынки Африки, Латинской Америки и Евразии с высоким ростом населения и быстрыми темпами экономического развития. Одна из известных особенностей этих рынков - довольно высокие торговые барьеры. В условиях острой экономической конкуренции платформа БРИКС+ позволит снизить эти барьеры, дать производителям АСЕАН преференциальный доступ. Это укрепит международное сотрудничество стран ЮВА с развивающимися экономиками, особенно в сфере торговли и инвестиций, будет способствовать их продовольственной и энергетической безопасности20. Соответственно, государства - члены АСЕАН активно изучают варианты диверсификации торговых возможностей и партнерств.

Благодаря членству в БРИКС страны АСЕАН могут получить доступ к новым торговым и финансовым возможностям. Это расширит перспективу их экономического прогресса, в том числе путем импорта энергоресурсов из России, который ограничен из-за западных санкций. «Возможность закупать нефть у России появилась после того, как мы присоединились к БРИКС», - считает руководство Индонезии21.

БРИКС открывает путь для исправления «несправедливой международной финансовой и экономической архитектуры». Дальнейшее укрепление формирующегося партнерства АСЕАН - БРИКС нацелено на диверсификацию подходов к финансовым системам, или, проще говоря, дедолларизацию. Сейчас данный вопрос не стоит остро: страны БРИКС сосредоточились на торговых расчетах в национальных валютах и стремятся решить эту задачу22. Имеется в виду, скорее, не отказ от доллара, а разработка «дополнительных платежных систем», чтобы заместить некоторые его функции, создав новые элементы мировой финансовой системы.

Если рассматривать сотрудничество с БРИКС в сфере электронной коммерции, очевидно, что финансовые технологии и цифровые инновации (единый платежный интерфейс, система электронной идентификации) могут открыть новые возможности для реализации совместных торговых инициатив с участниками АСЕАН и БРИКС.

Общее стремление к финансовой диверсификации наряду с сотрудничеством в области энергетики, технологий и инфраструктуры в конечном итоге укрепляет потенциал экономического партнерства АСЕАН и БРИКС, способствуя формированию более устойчивого экономического ландшафта, взаимному росту и процветанию23.

От потенциального присоединения стран АСЕАН выиграет и сам БРИКС. Во-первых, Юго-Восточная Азия - единственный регион Глобального Юга, где БРИКС не представлен. Во-вторых, АСЕАН - один из самых развитых интеграционных блоков, который демонстрирует высокие темпы роста. Вступление его участников в БРИКС позволит объединению укрепить позиции в мировой экономике.

Динамичные экономики АСЕАН с растущим средним классом представляют собой прибыльный рынок для стран БРИКС, особенно в сферах энергетики, цифровых технологий и инфраструктуры. В частности, Россия в рамках БРИКС может тиражировать свой опыт в области энергетики и природных ресурсов для удовлетворения растущих потребностей АСЕАН в энергии, в том числе атомной. Вместе с тем бурно развивающийся производственный сектор и технологические инновации АСЕАН предоставят членам БРИКС доступ к новым цепочкам поставок и возможностям, например в финансово-технологическом секторе и электронной коммерции.

Поскольку к форуму БРИКС+ присоединяются новые развивающиеся страны, прежде всего крупные, он может обеспечить Глобальному Югу более громкий голос в мировых делах и бросить вызов господству существующих институтов. По мере того, как члены БРИКС создают свои политические и финансовые институты и платежные механизмы для проведения сделок, назревают важные последствия для будущего торговли энергоносителями, международных финансов, глобальных цепочек поставок, денежно-кредитной политики и технологических исследований. Для членов БРИКС, особенно России, значимо противостояние давлению Запада. Замглавы МИД России Сергей Рябков назвал одним из обязательных условий партнерства с БРИКС безусловное неучастие в санкционных режимах против государств объединения24.

Повышению роли в мировой повестке способствуют стратегические перспективы развития БРИКС. Бразилия как председатель объединения в 2025 году будет уделять особое внимание программе «Партнерство по новой промышленной революции» (PartNIR) и обновлению Стратегии экономического партнерства БРИКС на период до 2030 года, повышению финансовой устойчивости стран-членов25.

При всем потенциале и синергии интересов развитие связей между АСЕАН и БРИКС может сдерживать различие экономических структур и геополитических установок. Изменение мирового порядка и региональная напряженность создают трудности совмещения принципов нейтралитета и инклюзивности АСЕАН со стратегическими императивами членов БРИКС. По оценке д-ра Куик Ченг-Чви, АСЕАН предстоит найти тонкий баланс между устоявшимися отношениями с Западом, часто основанными на исторических союзах и экономической зависимости, и потенциальными выгодами сотрудничества со странами БРИКС26. Помимо геополитических соображений, остаются практические препятствия. Например, логистические и нормативные нестыковки, ограниченная внешняя торговля и необходимость активизации участия частного сектора и инвестиций из стран БРИКС представляют собой дополнительные проблемы.

Заключение

Проведенный нами анализ сильных и слабых сторон АСЕАН и БРИКС позволяет предположить, что между этими форматами существует много возможностей для сотрудничества, учитывая их экономические преимущества, региональное влияние и коллективный потенциал. Очевидно, что Ассоциация заинтересована действовать активнее, чтобы получить новые места и позиции в форуме стран Глобального Юга. Во многом ее отношение будет определяться успехами первопроходцев, оценкой новых потенций формата странами - партнерами БРИКС - Таиландом и Малайзией, - решением о присоединении к нему Вьетнама - одного из неформальных лидеров АСЕАН. Участие в работе форума прямых союзников США вроде Сингапура, Филиппин, государств с небольшой экономикой маловероятно, хотя в статусе партнеров допустимо.

Сотрудничество АСЕАН и БРИКС открывает значительный потенциал взаимного роста, стабильности и процветания. Синергетический эффект экономических, культурных, экологических и политических инициатив может изменить ландшафт глобальной экономической интеграции и способствовать созданию более взаимосвязанного и процветающего мира.

 

 

1Эдвин О Чун Кит. Уход от однополярного мира: развитие синергии АСЕАН и БРИКС. 06.02.2025 // https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/ukhod-ot-odnopolyarnogo-mira/; https://tvbrics.com/ news/lula-da-silva-braziliya-namerena-rabotat-nad-sozdaniem-bezopasnykh-platezhnykh-platform-briks/ (27.02.2025).

2ASEAN Statistical Yearbook 2023. Vol. 19. Jakarta, Dec. 2023. P. 5, 49; ASEAN Key Figures. 2024. P. 5, 33; ASEAN Statistical Highlights 2023. Jakarta, Sept. 2023. P. 5-6.

3Sanela Porca-Konjikusic, Paul L. Hudson Jr., Lodha Jain Harshi. Global Economic Integration: How do ASEAN and BRICS organizations contribute to the process? // BRICS Journal of Economics. 5(2): 155-168. 20.06.2024 // https://brics-econ.arphahub.com/article/121010/element/4/424; ASEAN Key Figures. 2024. P. 37.

4Ibid.; Asian Productivity Organization Databook 2022. Tokyo, 2022. Р. 207.

5Batra M., Kler R. (2022). An Empirical Analysis of the Degree of Economic Integration within BRICS Economies: A Count Panel Data Approach // World Journal of Management and Economics. 15 (4): 110-119.

6Agarwal M., Kumar S. (2023). BRICS countries’ increasing role in the world economy, including Institutional Innovation // BRICS Journal of Economics. 4 (2): 173-191 // https://doi.org/10.3897/ brics-econ.4.e99451

7Мазырин В.М. Соглашение о свободной торговле ЕАЭС с Вьетнамом: ожидания и реальность // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2024. Т. 17. №3. С. 128-148.

8BRICS. Monthly Archives: August 2023 // https://brics2023.gov.za/2023/08/ (дата обращения: 25.04.2025).

9BRICS and Africa: Partnership for Mutually Accelerated Growth, Sustainable Development and Inclusive Multilateralism // https://brics2023.gov.za/wp-content/uploads/2023/08/Jhb-IIDeclaration-24-August-2023-1.pdf (дата обращения: 23.04.2025).

10Han Z., Papa M. (2023). Leadership and performance in informal institutions: The Internal Dynamics of BRICS // Contemporary Politics. 30 (1): 87-107 // https://doi.org/10.1080/13569775.20 23.2264065

11ОЭСР или БРИКС? Разные позиции ключевых членов АСЕАН могут ослабить единство блока. 13.08.2024 // https://news.mail.ru/politics/62335724/

12Что БРИКС приобретет от вступления в него двух стран АСЕАН // https://www.rbc.ru/politics/22/06/2024/66757cf89a79471d5e8ac968?

13Exclusive with Malaysian PM Anwar Ibrahim. 02.01.2025 // https://news.cgtn.com/news/ 2025-01-02/Exclusive-with-Malaysian-PM-Anwar-Ibrahim-1zMsOFHKM3C/p.html

14У Юго-Восточной Азии есть свои причины для разворота к БРИКС // Asia Times (Hong Kong). 30.06.2024 // https://inosmi.ru/20240630/asean-269375896.html

15Эдвин О Чун Кит. Указ. соч. 06.02.2025.

16ОЭСР или БРИКС?..

17У Юго-Восточной Азии есть свои причины для разворота к БРИКС…

18The 9th NDB Annual Meeting: Investing in a Sustainable Future // https://www.ndb.int/ (дата обращения: 22.04.2025); Банк БРИКС к 2026 году доведет общий пакет одобренных кредитов до $60 млрд // https://tass.ru/ ekonomika/14679533 (дата обращения: 20.05.2024).

19Взаимодействие АСЕАН и БРИКС. 01.06.2024 // https://vk.com/wall-211023563_1051?w=wall-211023563_1051

20Что БРИКС приобретет от вступления в него двух стран АСЕАН…

21Why BRICS affiliation is an attractive proposition for ASEAN countries // https://news.cgtn.com/news/2025-01-18/Why-BRICS-affiliation-is-an-attractive-proposition-for-ASEAN-countries-1Ag9MJ7fwAM/p.html

22Посол Индии в России Винай Кумар: Нью-Дели рассматривает БРИКС как важный институт экономического сотрудничества. 21.02.2025 // https://tvbrics.com/news/posol-indii-v-rossii-vinay-kumar-nyu-deli-rassmatrivaet-briks-kak-vazhnyy-institut-ekonomicheskogo-s/

23Эдвин О Чун Кит. Указ. соч. 06.02.2025.

24Что БРИКС приобретет от вступления в него двух стран АСЕАН...

25Лула да Силва: Бразилия намерена работать над созданием безопасных платежных платформ БРИКС. 27.02.2025 // https://tvbrics.com/news/lula-da-silva-braziliya-namerena-rabotat-nad-sozdaniem-bezopasnykh-platezhnykh-platform-briks/

26Эдвин О Чун Кит. Указ. соч. 06.02.2025.