Современная международная система переживает период глубоких трансформаций. Увеличение геополитической напряженности, рост конфликтного потенциала в различных регионах мира, кризис доверия к существующим архитектурам глобального управления - все это порождает потребность в усилении регионального многостороннего сотрудничества. В этих условиях Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) выступает в качестве одного из немногих устойчивых и прагматичных механизмов обеспечения безопасности, экономического взаимодействия и культурного диалога в Евразии.

Именно в таком качестве Шанхайская организация сотрудничества рассматривается в Организации Объединенных Наций: Генассамблея ООН 30 августа 2019 года приняла соответствующую резолюцию по сотрудничеству с ШОС. Соавторами документа выступили члены Организации - Россия, Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан и Узбекистан.

В принятом документе отмечается «конструктивная роль ШОС в деле обеспечения мира и устойчивого развития, содействия развитию регионального сотрудничества и укрепления добрососедских отношений». Ассамблея предложила специализированным учреждениям, организациям, программам и фондам системы ООН сотрудничать с ШОС в интересах совместного осуществления программ, направленных на достижение их целей, говорится в тексте принятого документа [1].

В современных условиях глобальной нестабильности - будь то геополитические конфликты, рост санкционного давления, обострение экономических противоречий или кризис доверия к международным институтам - саммит ШОС, который состоялся в Тяньцзине (КНР) 31 августа - 1 сентября этого года, приобретает особую значимость. Он стал наиболее масштабным со времени основания Организации, в нем участвовали более 20 глав государств, а также руководители десяти международных организаций. На саммите были приняты ряд итоговых документов, в том числе Тяньцзиньская декларация. Тем самым лидеры государств - участников ШОС не только укрепили стратегическое взаимодействие, но и обозначили новые ориентиры по ключевым направлениям: обеспечение региональной и глобальной безопасности, развитие общей инфраструктуры, цифровая экономика, гуманитарная сфера. Саммит стал важным этапом консолидации совместных усилий государств - членов ШОС как основательной платформы альтернативного, многополярного видения мира.

Особую роль в развитии ШОС играют такие глобальные игроки, как Россия, Китай, Индия, Иран, а также страны Центральной Азии, и конечно же, Кыргызская Республика, являющаяся не только полноправным участником, но и активным инициатором многих направлений сотрудничества. Передача председательства ШОС кыргызской стороне в 2025 году открывает новые перспективы для углубления взаимодействия, особенно в сфере региональной безопасности, устойчивого развития и гуманитарного партнерства.

Глобальная турбулентность и роль ШОС

ШОС, основанная 15 июня 2001 года лидерами России, Китая, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, изначально ставила перед собой задачи обеспечения региональной безопасности и борьбы с угрозами терроризма, сепаратизма и экстремизма. Некоторые западные эксперты даже сравнивают эту организацию с НАТО. «В определенном смысле ШОС является альтернативной версией НАТО. Более 30% мирового ВВП приходится на Шанхайскую организацию, которая охватывает 80% евразийского континента и 40% населения мира, - говорится в статье обозревателя «Bloomberg», отставного адмирала США и бывшего верховного главнокомандующего ОВС НАТО Джеймса Ставридиса. - Укрепление сотрудничества России и Китая в рамках ШОС является серьезным вызовом для НАТО» [2].

Со временем повестка Организации значительно расширилась, охватывая экономическое сотрудничество, транспортную связанность, энергетическое партнерство и гуманитарные инициативы. Сегодня основными целями и задачами ШОС являются:

- укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства;

- развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка;

- совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией;

- поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес;

- содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов государств-членов;

- координация подходов при интеграции в мировую экономику;

- содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством;

- поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями;

- взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании;

- совместный поиск решений проблем, которые возникнут в XXI веке [3].

Организация объединяет крупнейшие евразийские государства, включая Китай, Индию, Россию, Пакистан, Иран и страны Центральной Азии, что делает ее важной платформой становления нового многополярного миропорядка.

На протяжении почти 25-летнего существования ШОС произошло формирование организационной структуры, которая в наибольшей степени соответствует поставленным целям и задачам Организации.

Безопасность в рамках ШОС: вызовы и механизмы реагирования

Безопасность остается одним из ключевых направлений деятельности Шанхайской организации сотрудничества. С этой целью 7 июня 2002 года в Санкт-Петербурге главы государств - членов ШОС подписали Соглашение о Региональной антитеррористической структуре (РАТС) со штаб-квартирой в Ташкенте. Указанное соглашение зафиксировало задачи и функции РАТС как постоянно действующего органа Организации, в статусе юридического лица, по содействию координации и взаимодействию компетентных органов сторон в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Помимо задач и функций, соглашение определило и ее структуру в виде Совета РАТС ШОС, руководящего органа, принимающего обязательные к исполнению решения, а также Исполнительного комитета РАТС ШОС, постоянно действующего рабочего органа, осуществляющего ежедневную работу по координации взаимодействия.

В настоящее время РАТС координирует усилия государств - членов ШОС по борьбе с терроризмом, радикализмом и транснациональной преступностью. В условиях нарастающей угрозы со стороны нелегальных вооруженных формирований, киберпреступности и идеологической деструкции РАТС приобретает особое значение. Документы, подготовленные РАТС по антитеррористической тематике, регулярно обсуждаются и получают высокую оценку и одобрение высшего руководства стран на Совете глав государств и Совете глав правительств государств - членов ШОС [4].

Как закономерный итог ежедневной, целеустремленной работы Региональная антитеррористическая структура Шанхайской организации сотрудничества, пройдя уникальный, не имеющий действенных аналогов путь становления, стала играть и занимать на транснациональной арене особо значимое место в системе международных региональных органов, отвечающих за борьбу с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

Вместе с тем существующая динамика развития ситуации в мире свидетельствует о сохранении имеющихся угроз и возникновении новых вызовов безопасности. Новые вызовы и угрозы, в том числе подпитываемые сторонними для региона геополитическими факторами, не всегда носят явный и очевидный характер, а поиск инструментов и выработка приемов для их парирования остаются трудо- и ресурсозатратными.

В этих условиях требуется несимметричный ответ, который позволит сократить время и сохранить силы для ответной реакции. Резерв такой оптимизации, по нашему мнению, видится в определенной корректировке принятой методологии взаимодействия (способов организации и построения деятельности) Исполнительного комитета РАТС ШОС с компетентными органами государств - членов Организации путем возложения на него ряда новых задач.

Кроме того, в целях укрепления безопасности стран - участниц ШОС Министерство обороны РФ постоянно повышает боевую готовность российских военных баз в Кыргызстане и Таджикистане, укрепляет их потенциал реагирования на кризисные ситуации. В этой связи Минобороны РФ оказывает партнерам в регионе помощь в модернизации вооруженных сил и повышении их боевых возможностей в виде оснащения вооружением и военной техникой, обучения кадров и боевой подготовки войск [5].

В мире с новыми вызовами и возможностями у ШОС имеются отличные перспективы для трансформации и роста не только за счет количественного пополнения, но и через открытие новых стратегических векторов. Это транспорт и взаимосвязанность, энергетическая, продовольственная и экологическая безопасность, инновации, цифровая трансформация и «зеленая» экономика.

Перспективы развития ШОС в новом контексте

Ныне Организация сталкивается с рядом вызовов, включая внутренние противоречия между участниками, необходимость институционального реформирования, а также давление со стороны внешних акторов. Поэтому будущее ШОС зависит от способности адаптироваться к быстро меняющемуся миру, для чего Организация может использовать ряд своих конкурентных преимуществ:

- широкий геополитический охват. В перспективе возможно дальнейшее расширение Организации за счет новых участников (например, государств Ближнего Востока), развитие финансовых механизмов (создание банка развития ШОС), а также усиление роли ШОС в международных форумах, включая ООН;

- отсутствие доминирования одного участника;

- фокус на прагматичном сотрудничестве без идеологического диктата;

- деятельность Молодежного совета как одна из перспектив развития ШОС. В 2006 году была озвучена инициатива о создании Молодежного совета ШОС, которая была поддержана главами государств - членов Организации. Крупнейшие общественные организации Кыргызстана, Казахстана, Китая, России и Таджикистана взялись за реализацию идеи создания Молодежного совета. В 2009 году была проведена учредительная конференция Молодежного совета в Екатеринбурге.

На сегодняшний день Молодежным советом ШОС проведено более 20 крупных мероприятий, таких как молодежные форумы в сфере туризма, предпринимательства, творчества, искусства, культуры, летние лагеря ассамблеи, различные заседания и т. д. Кыргызская сторона также активно принимает участие в подобных мероприятиях, в том числе в качестве организатора, например, 1-го форума Молодежного совета ШОС «ШОС: созидание будущего», который проходил на берегу озера Иссык-Куль, или Форума «Развитие туризма», который прошел в Кыргызстане в 2019 году, в период нашего председательства. Они явились знаковыми событиями в молодежной жизни Кыргызстана.

В период борьбы за умы молодежи особенно в столь непростое время необходимо масштабировать массовые мероприятия, направленные на пропагандирование нашей общности, культуры, толерантности, евразийской философии, создавать цифровые образовательные платформы, программы академической мобильности, поддерживать молодежные стартапы, креативные индустрии, формировать активное гражданское общество в странах - членах ШОС. Взаимодействие между народами, молодежью ШОС - это фундамент долгосрочного доверия между государствами и успешного будущего Организации.

Роль и место России, Китая, Индии и Ирана в укреплении ШОС

Россия - политико-военный фундамент. Российская Федерация выступает гарантом безопасности в рамках ШОС. Через участие в совместных учениях и деятельность Региональной антитеррористической структуры Москва способствует борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Кроме того, Россия продвигает идеи многополярного мира и стратегического суверенитета, противопоставляя их западной модели глобализации.

Китай - экономический двигатель Организации. Китай, обладая крупнейшей экономикой в рамках ШОС, оказывает решающее влияние на экономическую интеграцию региона. В рамках инициативы «Один пояс, один путь» Пекин инвестирует в инфраструктуру, транспортные коридоры и энергетические проекты в странах-членах. Это способствует углублению связей внутри Организации и укреплению ее экономической автономии от Запада.

Активизация сотрудничества и укрепление связей между Пекином и Москвой, по мнению китайского национального координатора ШОС посла Чжан Хайчжоу, играют важную роль в развитии Шанхайской организации сотрудничества. РФ и КНР - основатели ШОС. Хайчжоу уточнил, что Пекин вместе с Москвой активно продвигают развитие Организации. «Хорошие двусторонние отношения между Китаем и Россией играют в этом важную роль… Это, конечно, очень содействует развитию, как многостороннему, так и двустороннему», - высказался китайский политик.

Ранее Президент РФ Владимир Путин заявил, что два государства естественно дополняют друг друга [6].

Индия - геополитическое расширение. Индия привносит в ШОС дополнительное геополитическое измерение, расширяя присутствие Организации в Южной Азии. Сотрудничество с Индией открывает ШОС доступ к новым рынкам и энергетическим маршрутам, включая иранский порт Чабахар. Одновременно Индия выступает как балансир между влиянием России и Китая, а также как альтернативный центр силы.

Иран - энергетический и логистический узел. Иран обладает стратегическим положением и богатыми энергетическими ресурсами, что делает его важным элементом энергетической архитектуры ШОС. Через международный транспортный коридор «Север – Юг» Иран может соединять Россию, Индию и Центральную Азию, усиливая логистическую связанность региона. Кроме того, Тегеран разделяет с другими странами ШОС стремление к суверенитету и сопротивлению западным санкциям.

Россия, Китай, Индия и Иран усиливают ШОС как многостороннюю и сбалансированную Организацию, способную решать широкий спектр задач - от безопасности и экономического развития до формирования новой архитектуры международных отношений. Их участие обеспечивает устойчивость ШОС и превращает ее в важный элемент формирующегося многополярного мира.

Несмотря на множество геополитических проблем, популярность ШОС на всех континентах лишь растет.

 

Источники и литература

  1. Генассамблея ООН приняла резолюцию по сотрудничеству с ШОС // ТАСС. 30 августа 2019 г.
  2. «Не саммит НАТО». СМИ назвали место, где приняли настоящее важное решение // РИА Новости. 19.07.2024.
  3. Хартия Шанхайской организации сотрудничества (принята 07.06.2002). Ст. 1 // http://www.kremlin.ru/supplement/3450
  4. Царьков В.В. О совершенствовании методологии взаимодействия Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества с компетентными органами государств - членов ШОС // Дипломатическая служба. №2/2022. С. 143-152.
  5. Россия готовит базу в КР к сдерживанию боевиков из Афганистана - Шойгу // Sputnik Кыргызстана. 29.04.2019.
  6. В Китае высказались о развитии ШОС вместе с Россией // РИА Новости. 23 мая 2023 г.