В современных условиях вопрос интеграции и социальной адаптации трудовых мигрантов, выходцев из семей с миграционной историей или беженцев из кризисных регионов является значимой задачей для принимающего социума. Трудности в данной сфере приводят к сегрегации общества, дезинтеграционным процессам, ставят под сомнение межнациональное и межконфессиональное согласие, провоцируют развитие дискриминационных практик, экстремистских или ксенофобских тенденций.

В этой связи одним из значимых направлений является формирование условий для привлечения подобных категорий граждан к культурным процессам страны пребывания. Культура выступает инструментом, который наделен значительной коммуникативной функцией, стимулирует социализацию представителей других идентичностей, расширяет возможности для преодоления стереотипного мышления, формирования общества равных возможностей. Участие в творческой деятельности и культурной жизни, продвижение собственной продукции позволяет гражданам независимо от происхождения и вероисповедания находить различные возможности встраиваться в процессы функционирования социума и идентифицировать себя с его членами.

Как отмечают российские исследователи, пребывание «в эмиграции» зачастую является триггером для высказывания посредством творчества не только о трудностях жизни за границей, но и  реалиях покинутой родины. В подобной ситуации речь идет о своеобразном публичном представлении себя для признания и в новом социуме, и в собственной мигрантской среде или стране исхода1. Справедливым является утверждение специалистов благотворительной организации «ПСП-ФОНД» о необходимости поддержки участия мигрантов и местных жителей в совместных формах активности, включая культурные и интеграционные мероприятия. Востребована помощь общественным инициативам по профилактике и противодействию национализму при участии в них успешных выходцев непосредственно из миграционной среды2. Известный исследователь миграционных процессов В.И.Мукомель обращает внимание на необходимость обеспечения прав мигрантов для того, чтобы они принимали участие в социальной, экономической и культурной жизни, а также уважали фундаментальные нормы и ценностные установки общества реципиента3

В контексте затрагиваемых в публикации аспектов адаптации и интеграции представителей иных культурных идентичностей в принимающий социум интерес представляют государства Европейского союза, которые благодаря своей экономической и социальной политике выступают центром притяжения мигрантов и к настоящему моменту накопили определенный опыт в данной сфере. Так, Германия вследствие комплекса «привлекательных» факторов (политический курс на стимулирование внешней миграции и прием беженцев, развитый рынок труда и система социальной поддержки, сформировавшиеся национальные диаспоры и т. д.) продолжает оставаться одним из наиболее востребованных и перспективных направлений.

На данный момент в немецком обществе фиксируется значительное количество представителей семей с миграционной историей (25%, или 21,2 млн человек от общей численности населения)4. В рамках реализуемых федеральным правительством мер по управлению современными миграционными процессами, включая интеграцию представителей данной категории в социум, осуществляется стимулирование их участия в культурной жизни.

Как отметил Федеральный президент Германии Ф.-В.Штайнмайер, культуре требуется предоставлять важное место в жизни, так как она выступает в качестве «спасительного эликсира» для общества, которое должно преодолевать кризисы. По его мнению, предоставление в Германии политического убежища преследуемой на родине творческой интеллигенции является обязательством и исторически обусловлено гонениями на собственных деятелей культуры в период национал-социализма5. Уполномоченная правительства ФРГ по миграции, беженцам, интеграции и противодействию расизму Р.Алабали-Радован придерживается той позиции, что участие проживающих в Германии иностранцев в культурной жизни страны стало серьезным элементом интеграции. Наряду со структурной и социальной культурная интеграция реализуется независимо от статуса, вероисповедания, гендера или возраста, способствуя встраиванию в социум6. С аналогичных позиций высказываются представители научно-экспертного сообщества Германии. Так, социолог Ф.Хекман указывает на необходимость предоставить всем, кто уже длительное время проживает в государстве, возможность участия в экономической, социальной и культурной жизни, а также сохранения собственной культурной идентичности7. Исследователь миграционных процессов Н.Форотан рассматривает межкультурное взаимодействие как значимый механизм по искоренению стереотипного мышления, расовых или религиозных предрассудков8. Председатель правления благотворительного фонда «Бертельсманн» Л.Мон воспринимает искусство в целом - и особенно театр, литературу, музыку или изобразительное искусство - как инструмент для создания понятного всем коммуникативного средства и связующего звена между людьми9. Из проведенного в 2023 году группой немецких социологов и культурологов исследования «Факторы, способствующие формированию устойчивости против различных форм радикализации в подростковом возрасте», следует, что обеспечение доступа молодежи, в том числе выходцев из миграционного сообщества, к возможностям из сферы искусства и культуры противодействует постепенной радикализации10.

Вместе с тем эксперты отмечают недостатки реализуемой в Германии интеграционной политики, включая как различные трудности ввиду недостаточного «качества» миграционного потока, ограниченности адаптационных программ с учетом качественно-количественных особенностей современной миграции, так и бюрократические сложности или недостаточное проявление «на местах» культуры приветствия со стороны коренного населения (дискриминационные практики, стереотипное мышление и т. д.)11. Дефицит выходцев из семей с миграционной историей в общественно-политической жизни, в том числе в сфере искусства, можно объяснить комплексом факторов, включая недостаточный уровень языковой подготовки и образования, финансовые трудности, осознанное дистанцирование от принимающего социума ввиду систематического пребывания в закрытой этнической общине со своими ценностно-правовыми установками.

Интеграционные возможности культуры - региональные подходы

В немецком обществе преобладает концепция «Искусство и культура для всех», которая основывается на предоставлении всем жителям страны равного доступа к культурной продукции и собственному участию в творческой деятельности. Декларируется необходимость противодействовать тенденциям социального и культурного разграничения посредством инструментов, которые имеются у учреждений культуры. В условиях демографических трансформаций актуальна задача как создания продукции, отвечающей потребностям выходцев из семей с миграционной историей, так и их привлечения к участию в культурной жизни страны и реализации собственных творческих проектов. Применительно к культурному треку проведение курса федерального правительства по формированию общества равных возможностей «на местах» сопряжено с охватом максимальной аудитории за счет поэтапного расширения предложений в данной сфере12.

Федеративное устройство Германии определяет двухуровневый формат реализации государственной политики (федеральный и региональный), включая культурное направление. Так, федеральный уровень определяет приоритетные направления и задачи, курирует вопросы распределения средств из бюджета, а земельный фокусируется преимущественно на практическом исполнении принятых решений и участвует в федеральном законотворчестве через своих представителей в Федеральном совете (Bundesrat). Данная модель управления предоставляет право федеральным землям самостоятельно регулировать сферы внутренней безопасности, начального и высшего образования, муниципального управления и культуры.

Для исследования механизмов, которые непосредственно используются в сфере культуры для интеграции мигрантов в принимающий социум, интерес представляет именно ориентированный на практическую деятельность региональный уровень. Так, взаимодействие региональных и коммунальных властей, общественных объединений выстраивается в соответствии с определяемыми земельными правительствами целями и приоритетами на треке культуры и искусства (в нормативно-правовом отношении они фиксируются в местном законодательстве о культурной деятельности, а также могут быть сформулированы в формате «культурно-политических базовых принципов» (kultur-politische Grundprinzipien). В целом региональный уровень ориентирован на практические действия непосредственно по сбережению, демонстрации различных художественных форм самовыражения, а также продвижению новых направлений творческой активности. Отдельным направлением является сохранение культурного наследия страны, включая историческую память о миграционных процессах (периоды приема экономических мигрантов, беженцев, поздних переселенцев или граждан, перемещенных с бывших территорий Германии, которые оказались в составе других государств после 1945 г.) и их роли в становлении государственности.

К сфере ответственности региональных властей также относится финансовая поддержка функционирования имеющейся материальной базы и дальнейшего развертывания новой культурной инфраструктуры (памятники, музеи, театры, библиотеки и т. д.). Федеральные земли должны стремиться предоставить населению интересные предложения в сфере искусства с учетом культурного многообразия. Применительно к тематике интеграции усиливается потребность в создании современных многопрофильных площадок для выстраивания межкультурной коммуникации и диалога, преодоления различий, творческой деятельности, в том числе с использованием инновационных цифровых технологий13.

Как на федеральном, так и региональном уровнях в общественно-политический дискурс продолжает входить тематика немецкого колониального прошлого, определения его роли в истории современной Германии с акцентом на противодействие расизму и любым формам дискриминации в социуме. В плане региональной повестки показателен опыт федеральной земли Бремен, в которой с 2017 года под руководством сенатора (министра) по вопросам культуры запущен проект по решению данных задач в формате профильных рабочих групп (изучение колониализма в сфере образования, вопросы колониализма в современном искусстве и топонимике, противодействие ксенофобии в органах управления и учреждениях культуры) для выработки соответствующих рекомендаций органам исполнительной власти.

В 2022-2024 годах администрацией Гамбурга при поддержке музейных учреждений, НПО, представителей экспертного сообщества стран, входивших в немецкую колониальную систему, была реализована программа по исследованию колониальной эпохи и ее наследия для города-земли. При органах местного самоуправления планируется создать профильное координационное бюро, курирующее вопросы изучения колониальной истории федеральной земли в привязке к реализации курса на пресечение дискриминационных практик, развитие межкультурного диалога и воспитание толерантности14. Проекты по данной тематике реализуются и в других федеральных землях, в особенности в Берлине, Баварии, Нижней Саксонии (проведение тематических выставок, «круглых столов», изучение топонимов на предмет возможности их переименования, включение данной темы в образовательные программы учебных заведений).

Региональный уровень взаимодействует с уполномоченным федерального правительства ФРГ по культуре и СМИ, который отвечает за реализацию культурной политики в государстве. Применительно к миграционному треку он оказывает содействие функционированию интеграционных процессов, созданию общества равных возможностей. Уполномоченный федерального правительства ФРГ по миграции, беженцам, интеграции и противодействию расизму осуществляет мониторинг комплекса мер по предоставлению возможностей участвовать в культурной жизни всем членам общества. В качестве представителя федерального уровня исполнительной власти он содействует повышению качества взаимодействия и профессиональной подготовки тех учреждений, которые специализируются на культурной интеграции выходцев из семей с миграционной историей или беженцев. Несмотря на то что Германский совет по культуре является общественной организацией, его значение в плане выработки решений по актуальным вопросам культуры и политики, поддержки свободы творческой деятельности достаточно серьезно.

Так, в 2023 году НПО представила 15 тезисов «О единстве в условиях многообразия. Культурная интеграция», в которых сформулированы приоритетные направления по использованию культуры как механизма интеграции. Культурное и политическое образование называются ключевыми факторами интеграции, которые дают возможность участвовать в общественной жизни. Многообразие находит отражение в сфере культуры и культурных формах. Акцентируется роль деятелей искусства, покинувших родину по политическим мотивам и возобновивших творческую деятельность в Германии15.

Ведущая НПО «Объединение немецких городов» (представляет интересы жителей почти 3,5 тыс. населенных пунктов) оказывает поддержку в интеграции мигрантов, выступая за интенсификацию взаимодействия регионального и федерального уровней в данной сфере с акцентом на их привлечение к трудовой деятельности и получению образования (в том числе оптимизацию интеграционных курсов с учетом специфики миграционного потока). В оценках НПО, культурное предложение «на местах» благодаря вариативности способствует продвижению демократических ценностей, консолидации общества. Справедливым представляется тезис о ключевой роли городов как платформы для предоставления возможностей участия в общественной, экономической и культурной жизни16.

Что касается практических подходов немецких регионов по интеграции выходцев из семей с миграционной историей посредством их привлечения к культурной сфере, то интерес представляет самая густонаселенная федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия. С 2006 года в ней реализуется План действий по интеграции в федеральной земле, в котором определены и зафиксированы соответствующие задачи коммун, включая содействие изучению немецкого языка и в целом образовательному процессу, поддержку семей с миграционной историей, расширение взаимодействия с мусульманскими объединениями17.

В 2015-2019 годах при поддержке земельного правительства реализовывалась программа «Организовывать миграцию в СРВ», направленная на стимулирование интеграции на коммунальном уровне (участвовали около 80 муниципалитетов) посредством сопряжения усилий профильных интеграционных центров и ведомств, курирующих вопросы труда, социальной политики, образования, а также по делам иностранцев, объединений мигрантов в целях выработки алгоритма запуска так называемого коммунального интеграционного менеджмента.

В контексте решения задачи стимулировать выходцев из семей с миграционной историей к участию в культурной жизни показательными являются результаты исследования, проведенного в 2018 году общественным объединением «Культурно-политическое общество». В частности, предлагается увеличить количество посещений культурных объектов в период дошкольного и школьного образования, привлекать к сотрудничеству деятелей искусства из среды мигрантов и организовывать целевые мероприятия для данной категории граждан, в том числе на языке стран исхода.  

В Берлине уже с 1979 года функционирует программа по поддержке межкультурных проектов для деятелей искусства из семей с миграционной историей. Организации мигрантов традиционно выступают партнерами земельной администрации и политических структур. На регулярной основе при поддержке уполномоченного сената (правительства) города по вопросам интеграции и миграции осуществляется отбор проектов, которые специализируются на интеграции прибывших с акцентом на изучение немецкого языка, образование, противодействие дискриминации и насилию, а также культуре. Берлин является членом основанной в 2006 году НПО ICORN. Это международное объединение городов, участвующих в приеме беженцев. Оно помогает заниматься творческой деятельностью иностранцам, вынужденным покинуть историческую родину. Совместно с Германской службой академических обменов (DAAD) им предоставляются стипендиальные программы18.

Активность на треке интеграции в принимающее общество через различные культурные проекты демонстрирует Гессен. В 2023 году принят Закон об интеграции и участии (Integration-und Teilhabegesetz), в котором акцентируется потенциал спорта, культуры и искусства как важных инструментов адаптации к принимающему социуму на коммунальном уровне. Федеральная земля оказывает поддержку соответствующим проектам посредством различных мер финансового стимулирования и заключения соглашений о сотрудничестве19. При участии Министерства труда, социальной защиты, молодежи и интеграции земли Гессен и Фонда Шадера в 2022-2025 годах реализуется проект «Создавать культуру. Многообразие и интеграционный потенциал Рейн-Майна и Гессена», цель которого использовать возможности культуры для повышения уровня представленности различных социальных групп в сфере искусства и расширения соответствующего предложения. В земельной столице - Висбадене функционирует программа «Интеграция через культуру», которая позволяет мигрантам участвовать в культурной жизни региона и демонстрировать собственные идеи в творчестве. Ежегодно наиболее интересные проекты в области театрального дела, живописи, музыки, кинематографии получают финансовую поддержку по линии администрации федеральной земли.

Мигранты и актуальное немецкое искусство: литература - театр - кино

В современной Германии одним из самых перспективных направлений искусства, в котором выходцы из семей с миграционной историей способны представить немецкой общественности результаты своего творчества, является литература. По своей структуре литературная продукция достаточно многонациональна, что обусловлено политикой правительства ФРГ по привлечению в страну иностранцев для решения различных задач (экономических, демографических и др.), активному участию в процессах глобализации, трансграничных контактов и формированию мультикультурного общества. Литературный жанр, в котором работают выходцы из миграционного сообщества, является одним из элементов немецкой литературы и обозначается понятием «литература мигрантов»  («Migrantenliteratur»). Под этим термином принято понимать созданное иностранным автором произведение, который сам или в составе семьи переехал в Германию на постоянное место жительства.

Как отмечают специалисты, литература гастарбайтеров длительное время находилась на периферии немецкого писательского дела. Серьезным шагом в плане официального признания данного литературного направления можно считать учреждение в 1985 году по инициативе лингвиста Х.Вайнриха и при поддержке Фонда им. Р.Боша премии им. А. фон Шамиссо для писателей иноязычного происхождения (до 2017 г. она вручалась наиболее успешному иностранцу, который писал на немецком языке)20.

В целом, тематика произведений писателей миграционного сообщества ФРГ затрагивает широкий спектр вопросов, включая трудности с интеграцией, языковые проблемы, внутренние переживания (например, сочетание принципов традиционного уклада жизни в стране исхода со спецификой принимающего социума). Наряду с писателями предыдущих поколений (Г.Бертаньоли, Ф.Бионди, А.Орен, А.Доган), которые приехали в страну за лучшей жизнью среди первых трудовых мигрантов, интересны произведения и тех авторов, чье творческое становление связано с 1990-ми годами XX века. Среди них можно отметить таких литераторов, как С.Станишич (Сербия), Т.Мора (Венгрия), И. Троянов (Болгария), Н.Харатишвили (Грузия), А.Хидер (Ирак) или О.Энгин (Турция).

Другим направлением, в котором мигранты могут продемонстрировать свое творчество, стало театральное искусство. Наиболее известным проектом является созданный в 1983 году берлинский офф-театр (экспериментальная площадка с альтернативной направленностью репертуара) «Бальхаус Наунинштрассе» с участием драматургов, сценаристов, режиссеров и актеров-иностранцев. Основная задача - отражение многонационального городского сообщества и актуальных тенденций в обществе, привлечение внимания к художественным достижениям выходцев из семей с миграционной историей, а также поддержка диалога между художниками, политическими активистами и учеными по тематике миграции, межкультурного диалога и городской культуры. Так, «Бальхаус Наунинштрассе» позиционируется как общественный форум диалога культур и представителей различных этнических и религиозных групп.

Самым известным руководителем проекта является немка турецкого происхождения Ш.Лангхофф (2008-2014 гг.), благодаря активности которой в театр удалось привлечь известных представителей мира искусств из немецкого миграционного сообщества, таких как режиссеры Ф.Акин, Х.Челик или писатель Ф.Заимоглу. В 2014 году Ш.Лангхофф назначена художественным руководителем Театра им. М.Горького в Берлине, который активно участвует в реализации концепции постмиграционного театра (Postmigrationstheater).

Другой площадкой, ориентированной на привлечение представителей различных культурных идентичностей для показа своих постановок с танцевальными элементами, стал основанный в начале 1990-х годов также в Берлине театр «Dock 11». Значимым аспектом является работа по интеграции талантливых выходцев из семей с миграционной историей и беженцев в общество. Так, в 2017 году на данной площадке запущен культурный проект «Come as you are» с участием выходцев из Сирии21. Среди других сцен, которые фокусируются на тематике миграции и беженцев (многонациональные труппы и режиссеры, репертуар и др.), необходимо отметить Камерный театр (Kammerspiele) Мюнхена и Свободный театр в нижнесаксонском Гёттингене.

Интерес представляет кинематография, в которой первым периодом миграционного кино стала эпоха 1960-х годов - массового притока трудовых мигрантов, преимущественно из Турции, которые оказывались один на один с принимающим социумом в условиях дефицита коммуникативных навыков и понимания принципов его функционирования. Подобная тематика пользовалась популярностью, получив наряду с художественным кино отражение и в документалистике. Трудности в жизни прибывших в Германию раскрываются в фильме «Страх съедает душу» известного немецкого режиссера Р.В.Фассбиндера об истории любви молодого мигранта из Марокко и пожилой немки. Данный жанр позднее меняется  направлением «кино двух культур» (фр. cinema de metissage), в котором параллельно демонстрируется жизнь в стране пребывания и исхода, дистанцируясь от преимущественно социально-критического изображения жизни мигрантов. В нем преобладают картины немецко-турецких режиссеров. Так, фильм «Лола и Билидикид» (1999 г.) о гомосексуальности, наркомании и ночной жизни Берлина автора турецкого происхождения К.Атамана привлек международное внимание как первый кинопродукт о мигрантах, который разрушает стереотипное мышление и предрассудки в отношении выходцев из семей с миграционной историей.

В целом, для работ подобного жанра характерно изображение современного немецкого общества в двух или некоторых случаях нескольких параллельных культур на территории Германии, в которых существуют герои фильма. Известным представителем данного направления является немецкий кинорежиссер турецкого происхождения Ф.Акин, снявший основанный на личных впечатлениях жизни в Германии фильм «Коротко и безболезненно» (1998 г.). Серьезным успехом режиссера стала получившая главный приз фестиваля искусств «Берлинале» (2004 г.) картина «Головой о стену», что свидетельствует о растущем интересе немецкой аудитории к данному жанру. Широкое освещение проблематика принудительных браков и патриархальной структуры турецкой общины, роли религии в жизни получила благодаря драме «Всего лишь женщина» (2019 г.) с А.Багрясик в главной роли, в которой рассказывается о судьбе насильно выданной замуж 16-летней девушки.

О жизни мигрантов в Германии наряду с артхаусным кино снимаются и развлекательные фильмы. В частности, хитами стали комедии «Кебаб» (2004 г.) и «Альмания - добро пожаловать в Германию» (2011 г.), поднимающие такие значимые темы, как миграционные процессы, конфликт поколений, столкновение различных культур и идентичность. В сериалах «Турецкий для начинающих», «Эркан и Штефан» или «Кайа Янал» в юмористической форме демонстрируется специфика пребывания мигрантов в Германии.

 

Таким образом, в контексте демографических изменений и роста численности выходцев из семей с миграционной историей, высоких темпов трудовой миграции и приема беженцев из кризисных регионов востребованы усилия по актуализации механизмов интеграции представителей данных социальных групп в принимающий социум. В этой связи расширение возможностей их участия в культурной жизни представляется весьма перспективным механизмом, который способствует выходу из социальной изоляции, сокращению дистанции с коренным населением, самореализации. Как отмечают специалисты, интеграция через культуру и творчество позитивно сказывается на становлении личности, формировании чувства сопричастности, единой системы ценностно-правовых установок и общественной сплоченности, реализуясь, по сути, по двум направлениям - сопряжению различных культур и непосредственному участию мигрантов в творческой деятельности.

На данном этапе сдерживающим фактором является дефицит выходцев из семей с миграционной историей в инициируемых государством интеграционных программах, включая сферу культуры и искусства, что, с одной стороны, можно объяснить несовершенством требуемого для реализации данной задачи инструментария, с другой - слабой заинтересованностью граждан участвовать в них ввиду длительного нахождения в закрытой этнической общине. При этом, исходя из проведенного анализа, в среднесрочной перспективе востребованность культурного сегмента среди интеграционных механизмов будет только усиливаться.

С учетом принципов политического устройства Германии основная нагрузка по реализации интеграционных мер ложится на земельный и коммунальный уровни. Активность в плане расширения возможностей культуры и интеграции демонстрируют такие федеральные земли, как Берлин, Гессен и Северный Рейн-Вестфалия, в демографической структуре которых фиксируется значительное количество выходцев из миграционного сообщества и накоплен определенный практический опыт взаимодействия с ними.

Предпринимаемые региональными администрациями шаги носят комплексный характер, включая уточнение нормативно-правовой базы, выработку новых адаптивных программ, расширение кооперации и финансирования профильных общественных объединений. Как показывает исследование, максимальные шансы у мигрантов заявить о себе и представить общественности свой творческий продукт имеются в литературе, кинематографии и театре. Указанные направления искусства отражают различные культуры мира, оперативно реагируют на меняющиеся качественно-количественные трансформации социума и его повестку, наиболее открыты для новых авторских и творческих решений.    

 

 

1Малахов В.С., Олимова С.К., Симон М.Е. Творчество мигрантов как проблема социологии культуры: выходцы из Таджикистана в России // Неприкосновенный запас. 2018. №3 (119) // URL:https://magazines.gorky.media/nz/2018/3/tvorchestvo-migrantov-kak-problema-socziologii-kultury-vyhodczy-iz-tadzhikistana-v-rossii.html?ysclid=m4fju9mrte384841182 (дата обращения: 06.01.25).

2Якимов А.Н. Адаптация и интеграция мигрантов // Сборник эффективных практик. СПб. 2018 г. С. 23 // URL: https://minobr.orb.ru/upload/uf/4bd/migrantadaptation.pdf (дата обращения: 08.01.25).

3Мукомель В.И. Адаптация и интеграция мигрантов: методологические подходы к оценке результативности и роль принимающего социума // URL: https://www.isras.ru/files/File/ezhegodnik/2016/Ezhegodnik_2016_Mukomel.pdf (дата обращения: 12.12.24).

441% der Volljährigen mit Einwanderungsgeschichte wären 2023 bei Bundestagswahlen wahlberechtigt gewesen // https://www.destatis.de/DE/Themen/Gesellschaft-Umwelt/Bevoelkerung/Migration-Integration/_inhalt.html (accessed 25.12.24).

5Veranstaltung «Von Verlust und Zuflucht. Exil. Ein Kulturabend» // URL: https://www.bundespraesident.de/SharedDocs/Reden/DE/Frank-Walter-Steinmeier/Reden/2023/08/230823-Kulturabend-Exil.html (accessed 26.01.25).

6«Migration kann man schlecht begrenzen» // URL: https://www.zdf.de/nachrichten/politik/deutschland/migration-integration-alabali-radovan-100.html (accessed 26.01.25).

7Heckmann F. Integration und Integrationspolitik in Deutschland // URL: http://www.efms.uni-bamberg.de/pdf/efms_p11.pdf (accessed 30.01.25).

8Foroutan N. Es waere einmal deutsch Ch. Links Verlag. 2023. 272 s.

9Kunst in der Einwanderungsgesellschaft. Studie-LW_Kunst_in_der_Einwanderungsgesellschaft_2018.pdf // URL: https://www.bertelsmann stiftung.de/en/publications/publication/did/kunst-in-der-einwanderungsgesellschaft (accessed 31.01.25).

10Determinanten radikalisierungsbezogener Resilienz im Jugendalter // URL: https://www.projekte.hu-berlin.de/de/radres/downloads/hu-ergebnisbericht-determinanten.pdf (accessed 06.01.25).

11Fehlende Willkommenskultur verschärft Fachkräftemangel // URL: https://www.ndr.de/fernsehen/sendungen/panorama/archiv/2024/Fehlende-Willkommenskultur-verschaerft-Fachkraeftemangel,fachkraefte300.html (accessed 06.01.25).

12Kunst und Kultur für alle // URL: https://www.deutschlandfunk.de/kulturelle-teilhabe-in-berlin-kunst-und-kultur-fuer-alle-100.html (accessed 02.01.25).

13Kulturgesetzbuch für das Land Nordrhein-Westfalen(Kulturgesetzbuch - KulturGB NRW) // URL: https://recht.nrw.de/lmi/owa/br_bes_text?sg=0&print=1&menu=0&anw_nr=2&gld_nr=%200&ugl_nr=0&val=47588&ver=0&aufgehoben=N&keyword=&bes_id=47588&show_preview=1&typ=Kopf (accessed 26.12.24).

14Erinnerungskultur Hamburg bekommt hauptamtliche Koordinierungsstelle Dekolonialisierung // URL: https://www.monopol-magazin.de/hamburg-bekommt-hauptamtliche-koordinierungsstelle-dekolonialisierung (accessed 02.12.24).

15Aktuelle Thesen zur Integration an Bundesminister Wolfgang Schmidt übergeben - Staatsministerin Roth: «Kultur entscheidend für das Zusammenleben in Vielfalt» // URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/aktuelle-thesen-zur-integration-an-bundesminister-wolfgang-schmidt-uebergeben-staatsministerin-roth-kultur-entscheidend-fuer-das-zusammenleben-in-vielfalt--2250150 (accessed 26.01.25).

16Für ein neues Miteinander // URL: https://www.staedtetag.de/files/dst/docs/Presse/2025/250123-erwartungen-staedte-bundesregierung-2025.pdf (accessed 16.01.25).

17Nordrhein-Westfalen Land der neuen Integrationschancen - Aktionsplan Integration // URL: https://www.uni-siegen.de/phil/sozialwissenschaften/soziologie/mitarbeiter/geissler/aktionsplan-integration_nip_migration.pdf (accessed 15.01.25).

18Das Berliner Künstlerprogramm des DAAD // URL: https://www.berliner-kuenstlerprogramm.de/de/ (accessed 09.01.25).

19Hessisches Integrations- und Teilhabegesetz (IntTG). 22 März 2023 // URL: https://www.rv.hessenrecht.hessen.de/bshe/document/jlr-IntGHErahmen (accessed 28.01.25).

20Adalbert-von-Chamisso Preis der Robert Bosch Stiftung // URL: https://www.bosch-stiftung.de/de/projekt/adelbert-von-chamisso-preis-der-robert-bosch-stiftung (accessed 19.01.25).

21Theater als Treffpunkt, nicht als Repräsentationsform // URL: https://dock11-berlin.de/theater/haus/profil-team (accessed 06.01.25).