В настоящее время Россия является одним из ведущих центров притяжения для иностранных студентов. Согласно подсчетам Министерства науки и высшего образования РФ, в феврале 2024 года страна занимала шестую позицию в мире по числу зарубежных студентов [1]. В отечественных вузах обучаются порядка 4 млн человек, а 355 тысяч из них представляют иностранные государства [2]. Стоит обратить внимание и на положительную динамику роста числа иностранцев в вузах РФ за шесть лет, поскольку в 2018 году их было около 290 тысяч. Отечественное образование сумело сохранить позиции, несмотря на пандемию коронавируса и геополитическую турбулентность, что показывает наличие устойчивого интереса у зарубежных студентов к обучению в РФ. Наиболее популярным вузом является РУДН, где учатся студенты из 161 государства. Учиться по программам высшего образования в Россию чаще остальных приезжают студенты из Казахстана (60 тыс.) [3].

В частности, российское образование пользуется спросом у молодежи стран БРИКС. Как сообщила председатель Совета Федерации В.Матвиенко, в 2023/2024 учебном году в РФ обучались свыше 39 тыс. студентов из Китая, около 21 тысячи из Индии, порядка 380 из ЮАР и около 220 из Бразилии. Более того, примерно 23 тыс. человек представляют Египет, Иран, ОАЭ и Эфиопию, которые присоединились к пяти членам БРИКС 1 января 2024 года [4].

Успешному экспорту отечественного образования - предоставлению возможностей по обучению в РФ студентам и организациям других стран - способствуют меры государственной поддержки. По данным Минобрнауки, квота для иностранных студентов показала двукратный рост в течение трех лет и в 2024 году составила 30 тыс. мест [5].

Дальнейшее расширение экспорта отечественного образования входит в список стратегических задач государственного развития. В мае 2024 года Президент России В.В.Путин подписал Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [6]. Пункт 3 зафиксировал цель по увеличению до 500 тысяч численности иностранных студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования в российских вузах и научных организациях. Таким образом, одной из важнейших задач является выявление новых направлений для экспорта российского образования в дружественные страны. Наибольшим потенциалом обладает рынок динамично развивающихся государств БРИКС.

Экспорт образования в БРИКС как стимул для решения задач стратегического развития России

Новый этап стратегического развития России был начат 1 января 2025 года с запуском 19 национальных проектов [7], которые охватывают широкий спектр важнейших вопросов - от инфраструктуры, промышленности и технологий до экологии, семейных ценностей и раскрытия потенциала молодежи. Объем бюджетных средств, которые планируется выделить на осуществление мероприятий в рамках нацпроектов до 2030 года, превышает 40 трлн рублей. Помимо этого, порядка 13 триллионов будет привлечено из внебюджетных источников.

Реализация амбициозных задач требует повышения эффективности в подготовке профессиональных кадров с необходимым набором компетенций. Вопросы образования и трудоустройства заложены в два нацпроекта. Во-первых, стоит выделить «Молодежь и дети», который включает в себя девять федеральных инициатив, направленных в том числе на обновление инфраструктуры, подготовку учителей и наставников, популяризацию технических специальностей, создание условий для гармоничного становления личности, а также на продвижение российского образования за рубежом [8]. Во-вторых, задачи по подготовке востребованных специалистов зафиксированы в нацпроекте «Кадры», куда входят четыре федеральные инициативы по поддержке граждан в вопросах обучения, трудоустройства и переквалификации [9].

В то же время Президент России В.В.Путин, выступая на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 20 июня 2025 года, выделил пять направлений для изменения структуры российской экономики [10]. По словам главы государства, речь идет о повышении экономической активности граждан, новом качестве инвестиционного климата, росте технологичности российской экономики, новом качестве внешней торговли, а также о развитии в сфере оборонно-промышленного комплекса.

Залогом успешной деятельности по обозначенным сферам является подготовка специалистов с необходимыми и востребованными на рынке компетенциями, направленными на реализацию зафиксированных задач. Согласно оценкам министра труда и социальной защиты РФ Антона Котякова, «общая потребность российской экономики в кадрах к 2030 году составит 74,3 млн человек - на 3,1 млн больше, чем в 2022 году, который рассматривается ведомством в качестве базового» [11].

В этой связи одним из перспективных направлений для стимулирования всесторонней подготовки отечественных профессионалов может стать международное образовательное сотрудничество с дружественными странами. Прежде всего стоит обратить внимание на партнеров по БРИКС.

Платформа включает в себя десять государств схожей идеологии, поддерживающих справедливый и полицентричный миропорядок. В период 2024-2025 годов к формату присоединились пять новых членов (1 января 2024 г. - Египет, Иран, ОАЭ, Эфиопия; 1 января 2025 г. - Индонезия), что демонстрирует рост интереса у стран Глобального Юга к взаимодействию на площадках, которые представляют собой альтернативу западным институтам. Страны объединения, как и Россия, заинтересованы в достижении технологического суверенитета и обеспечении инновационного развития своей промышленности. Реализации этих задач будет способствовать подготовка высококвалифицированных кадров, поэтому расширение международного образовательного сотрудничества станет выгодным для РФ и партнеров по объединению.

В БРИКС уже функционируют институты для многостороннего взаимодействия как в сфере высшего образования (Сетевой университет), так и в области среднего профессионального образования (Альянс по сотрудничеству в сфере технического и профессионального образования и подготовки кадров - ТПОП). Таким образом, у России имеются широкие возможности для продвижения своих образовательных программ на площадках БРИКС.

Расширение экспорта отечественного образования в государства - члены объединения будет способствовать диверсификации глобального интеллектуального ландшафта, что ослабит позиции англо-американских академических парадигм и поддержит идеологические принципы БРИКС о полицентричном мире. Обучение будущих лидеров общественного мнения из Бразилии, Индии, Китая и Южной Африки, а также Египта, Ирана, ОАЭ, Эфиопии и Индонезии создаст сеть экспертов, политиков и бизнесменов, обладающих глубоким пониманием российских взглядов, что поспособствует укреплению позиций РФ на мировой арене.

Обмен опытом и создание образовательной кооперации со странами БРИКС особенно значимы в таких областях, как искусственный интеллект, квантовые вычисления, ядерные технологии и аэрокосмическая промышленность. Подготовка кадров в этих сферах приведет к формированию инновационных экосистем, менее подверженных внешнему давлению [12]. Сотрудничество со студентами и исследователями из стран БРИКС позволяет создать устойчивые к санкциям форматы для совместного развития технологий.

Помимо этого, экспорт образования в БРИКС будет укреплять отечественную систему образования и позволит сделать ее более гибкой. Приток мотивированных, конкурентоспособных студентов из разных стран платформы повысит стандарты в российских университетах. Прежде всего рост числа иностранных студентов создаст необходимость по адаптации учебных курсов, совершенствованию методов преподавания (включая запуск программ на английском языке) и по модернизации оборудования, чтобы соответствовать ожиданиям иностранных студентов [13]. Данные задачи отражают цели национальных проектов РФ и в долгосрочной перспективе смогут повышать качество и глобальную значимость отечественной системы образования.

Не менее актуально и продвижение русского языка при экспорте образования РФ. Увеличение притока зарубежных студентов будет стимулировать спрос на изучение русского языка. Более широкое владение русским языком среди элит и профессионалов стран БРИКС укрепляет культурные связи и облегчает прямые каналы коммуникации.

Совместные программы обучения и исследования в высокотехнологичных областях (ядерная безопасность, применение систем ГЛОНАСС, инженерия вечной мерзлоты) позволят сближать технические стандарты и системы сертификации между РФ и остальными странами БРИКС. Это институционализирует технологическое влияние России в инфраструктуре стран с развивающейся экономикой.

Факторы привлекательности российского образования в рамках БРИКС

Обзор факторов привлекательности российских высших учебных заведений для студентов из стран БРИКС не стоит ограничивать лишь ценовыми преимуществами, широкой государственной поддержкой в виде квот и прикладным характером обучения. Во-первых, уникальное ценностное предложение России заключается в ее способности предлагать стратегическую дифференциацию и доступ к параллельным технологическим экосистемам на фоне запретов со стороны западных стран.

Так, для студентов из государств БРИКС, которые планируют карьеру в сфере национальной безопасности, критической инфраструктуры или технологий двойного назначения, российские вузы могут предложить программы в сферах, которые все сильнее ограничиваются на Западе. Экспертные знания в области гиперзвуковой техники, передовой ядерной инженерии (быстрые реакторы-размножители, малые модульные реакторы), эксплуатации ресурсов Арктики или навигационных систем ГЛОНАСС являются стратегическими [13].

Изучение этих предметов в России обеспечивает доступ к обучению и технологическим экосистемам, которые соответствуют суверенным программам развития стран платформы. Преимущество для России заключается в том, что обучившиеся в РФ граждане стран БРИКС, вернувшись на родину, вероятно, станут чаще выбирать технологические решения и проекты российских компаний. Это будет облегчать и расширять доступ производителям из России на новые рынки динамично развивающихся стран.

Во-вторых, переходя к аспектам привлекательности отечественного образования в социально-гуманитарной плоскости, важно отметить, что российская академическая среда предлагает сбалансированные и справедливые теоретические рамки, которые позволяют рассмотреть мировые процессы через парадигму формирующейся полицентричности. Этот подход представляется более актуальным в сравнении с англо-американскими трактовками, нацеленными на отстаивание позиций и принципов западных институтов в политике и экономике.

В-третьих, получение образования в России подразумевает изучение русского языка. Он может стать инструментом, который даст студентам стран БРИКС доступ к обширному корпусу непереведенной научной литературы, патентов и технической документации (особенно в области обороны, космоса и промышленных систем).

Эффективность и востребованность российского образования была подтверждена статистическими данными, представленными Президентом РФ В.В.Путиным в ходе его выступления на ПМЭФ в июне 2025 года. В частности, глава государства отметил, что Россия отличается одним из самых низких в мире показателей безработицы среди молодежи - «она составляет около 7,5%», в то время как во Франции и Великобритании - «примерно 16% и 11% соответственно». Более того, общий уровень безработицы в РФ «начиная с октября 2024 года, стабилизировался и составляет примерно 2,3%». За последние четыре года число занятых выросло на 2 млн 400 тыс. человек [10]. Представленные президентом данные демонстрируют, что подготовка специалистов в отечественных учебных заведениях как высшего, так и среднего профессионального образования позволяет молодежи и опытным специалистам найти свое место в экономике.

Поставленная В.В.Путиным задача о необходимости увеличения до 2% ВВП к 2030 году размера совокупных затрат государства и бизнеса на исследования и разработки в России свидетельствует об устойчивости отечественной системы НИОКР к санкциям. Акцент РФ на переподготовке и перераспределении специалистов в сторону отраслей, где формируется конечный продукт, предлагает воспроизводимую модель для стран-партнеров, сталкивающихся с нехваткой кадров в высокотехнологичных областях. Таким образом, стратегия России на внутреннем рынке труда не только укрепляет ее авторитет в качестве партнера государств БРИКС в области передачи знаний, но и активно формирует спрос на экспорт образовательных услуг в качестве инструмента структурных экономических преобразований на Глобальном Юге.

Вызовы для экспорта российского образования в страны БРИКС

Одним из основных вызовов для роста числа обучающихся из стран БРИКС является необходимость повышения позиций РФ в списке приоритетов для студентов из стран платформы. Ведущими направлениями исходящей академической мобильности для Индии и ЮАР являются англоязычные страны: США, Канада, Великобритания, Австралия. В то же время для бразильских студентов приоритетами являются Аргентина и Португалия. Для представителей индийской, южноафриканской и бразильской молодежи такой выбор обусловлен возможностью обучаться на родных языках и отсутствием необходимости изучать новый язык.

Китайские студенты также ориентируются на США, Великобританию и Австралию, желая попасть в ведущие вузы мировых рейтингов [13]. В этом контексте особую значимость приобретает выработка внутри БРИКС собственных моделей оценок вузов с акцентом на требования бизнеса и экономическую специфику стран - членов платформы. В 2023/2024 учебном году в США обучались порядка 1 млн 127 тыс. иностранных студентов. При этом свыше 50% из них составляли индийцы (331 тыс.) и китайцы (277 тыс.). Важно отметить, что по сравнению с 2022-2023 годами доля китайцев в американских вузах снизилась на 4,2%, в то время как доля индийских обучающихся выросла на 23,3% [14].

Снижение популярности США у представителей КНР обусловлено участившимися обвинениями китайцев в шпионаже и кражах американских технологий [15]. При этом власти в Вашингтоне заинтересованы в привлечении и подготовке специалистов в высокотехнологичных областях, включая искусственный интеллект и полупроводники. Одной из лидирующих стран в этих направлениях является Китай [16]. На фоне ослабления позиций США в списке приоритетов для студентов КНР расширение образовательного сотрудничества с Москвой может стать выгодной альтернативной для Пекина.

Росту числа иностранных студентов в России также препятствует и географический фактор. Страны БРИКС расположены на разных континентах, поэтому академическая мобильность затрудняется высокими ценами на авиаперелеты и аренду жилья. В этом контексте стоит выделить зависимость иностранных студентов от получения государственной поддержки в РФ. В случае невозможности ее использования определенные группы обучающихся могут отказаться от образовательных программ [13].

Помимо этого, еще одним вызовом, который также актуален и для других стран внутри БРИКС, является отсутствие единой системы признания академических квалификаций. Неопределенность в отношении профессиональной мобильности после окончания вуза может негативно влиять на интерес к обучению в других странах платформы [17].

Направления по стимулированию экспорта российского образования в БРИКС

Обозначенные вызовы для экспорта российского образования в страны БРИКС требуют определения дополнительных инструментов для минимизации сдерживающих факторов и стимулирования интереса к отечественным вузам. В этом контексте стоит обратить внимание на следующие шесть направлений.

Во-первых, особую значимость имеет преодоление языкового барьера. Обучение русскому языку в РФ затруднительно для многих жителей стран БРИКС, поэтому одним из возможных решений может стать запуск онлайн-курсов, которые потенциальные студенты вузов РФ смогут пройти у себя на родине до начала учебы в России. Примером деятельности в этом направлении является открытие в апреле 2025 года бесплатных дистанционных курсов русского языка для 10 тыс. жителей Эквадора [18]. Стоит рассмотреть масштабирование аналогичных практик на страны БРИКС.

Во-вторых, важно выявить возможности в части упрощения административных процедур по оформлению документов для приезда в Россию с образовательными целями. Подобными инструментами могут быть единые окна для выдачи студенческих виз жителям государств БРИКС в дипломатических представительствах РФ.

В-третьих, с учетом высокой популярности западных вузов среди студентов стран БРИКС имеется необходимость в повышении уровня осведомленности о преимуществах образовательного потенциала РФ. В этом контексте нужно создать единую информационную площадку, где будут зафиксированы возможности для получения высшего и среднего профессионального образования в России студентами из БРИКС. В данную платформу можно интегрировать сервис по электронной подаче заявок на обучение и визы.

В-четвертых, стоит продолжать деятельность по развитию единой системы оценивания учебных заведений БРИКС. Данное направление было поддержано В.В.Путиным [19]. В октябре 2024 года на базе Московского международного рейтинга «Три миссии университета» (оцениваются образование, наука и взаимодействие с обществом) был выпущен пилотный рейтинг вузов БРИКС. В него вошли 600 вузов из Бразилии, Египта, Индии, Ирана, Китая, Объединенных Арабских Эмиратов, России, Саудовской Аравии, Эфиопии и ЮАР. Первое место досталось Пекинскому университету, на втором - МГУ им. М.В.Ломоносова, замкнул тройку лидеров Университет Цинхуа. [20]. Представляется целесообразным повышение детализации и точечной направленности рейтинга с введением отдельных подразделов, посвященных ведущим вузам в высокотехнологичных специальностях.

В-пятых, в связи с ценовыми и географическими ограничениями стоит рассмотреть возможности по расширению краткосрочных летних курсов обучения и повышения квалификации со странами БРИКС в рамках Сетевого университета и Альянса ТПОП. Примером является летняя программа БРИКС Фуданьского университета в Китае. Подобные проекты в РФ должны иметь целевую направленность и быть реализованы через привлечение финансовой поддержки от заинтересованных представителей бизнеса [21]. Такие программы позволят осуществлять подготовку специалистов под конкретные цели компаний и будут способствовать налаживанию новых деловых связей между предприятиями БРИКС. В свою очередь, ректор МГИМО Анатолий Торкунов предложил развивать сетевые программы между вузами, в ходе которых студенты учатся в своем университете, а затем какое-то время обучаются за рубежом [22]. Положительным фактором для академической мобильности станет взаимное признание академических квалификаций.

В-шестых, стоит рассмотреть создание электронной сети выпускников стран БРИКС, окончивших отечественные вузы. Страница каждого участника будет включать информацию об образовании, компетенциях, достижениях и различном опыте. Такая платформа позволит сохранять связи с Россией, а также станет площадкой для поиска новых контактов в деловой среде. К данному формату следует подключить и представителей бизнеса, которые смогут использовать его в качестве дополнительного источника при поиске сотрудников. Наличие цифрового сообщества выпускников с возможностями поиска трудоустройства может способствовать и росту привлекательности российского образования, поскольку студенты получат упрощенный доступ к потенциальным рабочим местам. 

 

Экспорт отечественного образования на рынок стран БРИКС может стать выгодным как для России, так и ее партнеров. Государства - члены платформы объединены стремлением к технологическому суверенитету и повышению доли высококвалифицированных сотрудников в областях, где формируется конечный продукт. Разработка новых программ и совершенствование имеющейся инфраструктуры должны проходить при активном вовлечении бизнеса РФ и других участников БРИКС. Подобный подход повысит целевую направленность обучения, создаст дополнительные инструменты финансовой поддержки, сблизит образование с практикой и требованиями рынка.

Вовлечение промышленных предприятий в разработку курсов для студентов из России и стран БРИКС внесет вклад в улучшение координации между вузами, научными центрами и компаниями, а также создаст новые пространства для формирования партнерств. Для повышения привлекательности отечественного образования в БРИКС следует проанализировать потребности отдельных государств в определенных специалистах и затем расширять программы с учетом запросов и ожиданий на целевых рынках. В случае успешного масштабирования востребованных курсов в странах-партнерах экспорт образования может стать источником внебюджетных доходов для вузов и регионов РФ.

Реализация обозначенных мер соответствует зафиксированным целям в национальных проектах. Более того, полученные в исследовании рекомендации могут быть в дальнейшем применены и для других дружественных стран за рамками БРИКС. Через экспорт образования Россия создаст устойчивые сети выпускников и знаний, за пределами западного давления, а также даст стимул активному укреплению интеллектуальных и культурных основ формирующегося полицентричного миропорядка.

 

Источники и литература

  1. Министр Фальков заявил, что Россия находится на шестом месте в мире по числу иностранных студентов // ТАСС. 01.02.2024 // URL: https://tass.ru/obschestvo/19876399?ysclid=mbtm3pql97582317879 (дата обращения: 11.06.2025).
  2. Козлова Ю., Куликов А., Иванчин С. Поступление иностранных граждан в вузы России в 2025 году // URL: https://www.kp.ru/edu/vuzy/postuplenie-inostrantsev-v-vuzy/?ysclid=mbtfvvvtum126463833 (дата обращения: 10.06.2025).
  3. В вузах России число иностранных студентов за пять лет выросло на 23% // ТАСС. 24.01.2024 // URL: https://tass.ru/obschestvo/19811783 (дата обращения: 10.06.2025).
  4. Российское образование высоко ценится среди молодежи стран БРИКС - Матвиенко // Сенат информ. 12.07.2024 // URL: https://senatinform.ru/news/rossiyskoe_obrazovanie_vysoko_tsenitsya_sredi_molodyezhi_stran_briks_matvienko_/?ysclid=mbtf0a287o897568228 (дата обращения: 11.06.2025).
  5. Квота для иностранных студентов в России за три года выросла в два раза // Интерфакс. 19.04.2024 // URL: https://www.interfax.ru/russia/956616 (дата обращения: 12.06.2025).
  6. Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» // Сайт Президента России. 07.05.2024 // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/73986 (дата обращения: 08.06.2025).
  7. Новый этап. В России стартуют 19 новых национальных проектов // ТАСС. 01.01.2025 // URL: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/22805297 (дата обращения: 09.06.2025).
  8. Основные показатели и мероприятия национального проекта «Молодежь и дети» // Правительство России. 2025 // URL: http://government.ru/info/54301/ (дата обращения: 08.06.2025).
  9. Основные показатели и мероприятия национального проекта «Кадры» // Правительство России. 2025 // URL: http://government.ru/info/54304/ (дата обращения: 08.06.2025).
  10. Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума // Сайт Президента России. 20.06.2025 // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/77222 (дата обращения: 22.06.2025).
  11. Минтруд прогнозирует дефицит кадров на уровне 3,1 миллиона к 2030 году // Российская газета. 24.01.2025 // URL: https://rg.ru/2025/01/24/mintrud-prognoziruet-deficit-kadrov-na-urovne-31-mln-k-2030-godu.html (дата обращения: 14.06.2025).
  12. Chenoy D. Aligning skills with jobs // Journal of Development, Policy and Practice. 2022. Vol. 2 (1). P. 71-95.
  13. Шилова Е.С. Экспорт российского образования в странах БРИКС: тенденции и перспективы в современных условиях // Вестник Балтийского федерального университета им. И.Канта. Серия: естественные и медицинские науки. 2024. №1. С. 7-26.
  14. Enrollment Trends in the US // Institute of International Education, 2025 // URL: https://opendoorsdata.org/data/international-students/enrollment-trends/ (accessed 15.06.2025).
  15. Tarabay J., Griffis K., Manson K. US Accuses China of Vast Cyber-Espionage Against Telecoms // Bloomberg. 13.11.2024 // URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2024-11-13/us-accuses-china-of-broad-and-significant-cyber-spying-effort (accessed 18.06.2025).
  16. China’s Brain Drain Should Be America’s Gain // Bloomberg. 21.10.2024 // URL: https://www.bloomberg.com/opinion/articles/2024-10-21/china-s-smartest-people-are-eager-to-immigrate-and-us-should-welcome-them (accessed 17.06.2025).
  17. Зернов В.А., Карпович О.Г., Гришанков Д.Э. Перспективы развития сотрудничества по линии технического и профессионального образования в рамках БРИКС // Юридическое образование и наука. 2020. №4. С. 30-35.
  18. В Латинской Америке впервые запустят онлайн-курсы русского языка для эквадорцев // ТАСС. 28.03.2025 // URL: https://tass.ru/obschestvo/23543931 (дата обращения: 18.06.2025).
  19. Владимир Путин поддержал идею создать рейтинг вузов стран БРИКС // Российский союз ректоров. 08.02.2024 // URL: https://rsr-online.ru/news/2024/2/8/vladimir-putin-podderzhal-ideyu-sozdat-rejting-vuzov-stran-briks/?ysclid=mbtb2kce7i386669129 (дата обращения: 16.06.2025).
  20. Ассоциация составителей рейтингов (АСР) подготовила первую пилотную версию рейтинга вузов стран БРИКС // Сайт Московского международного рейтинга «Три миссии университета» // URL: https://mosiur.org/news/#83 (дата обращения: 17.06.2025).
  21. Lamba R. Dynamism with Incommensurate Development // The Journal of Economic Perspectives. 2020. Vol. 34 (1). P. 3-30.
  22. Торкунов считает перспективным развитие сетевых программ с вузами стран БРИКС и АТР // ТАСС. 06.06.2024 // URL: https://tass.ru/obschestvo/21020587?ysclid=mbtaqey2xm820513683 (дата обращения: 21.06.2025).